УДК 338.48
РЕТРОСПЕКТИВА ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Астанин Дмитрий Михайлович
Старший преподаватель кафедры сельскохозяйственного
строительства и экспертизы объектов недвижимости, ФГБОУ ВО "Российский
государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева"
Стремительно развиваясь, к 21-му веку туризм стал глобальным явлением. Все больше людей стали стремиться из городов в уголки относительно ненарушенной природы. Массовое развитие туризма привело к нарастанию экологических и социально-экономических проблем территории. Критическое увеличение рекреационных нагрузок на природные комплексы стало причиной сокращения биологического разнообразия экосистем. Туризм способствовал распространению потребительской культуры, что привело к утрате местными сообществами своей идентичности, и общей социокультурной деформации. В результате, на стыке природоохранных, экономических и социальных проблем современности, возникла концепция экологического туризма.
Ключевые слова: путешествие, паломничество, элитарный туризм, массовый туризм, экологический туризм, туристское обслуживание, туристский поток, туристский центр, туристская инфраструктура, рекреация.
Туризм, как предпринимаемые путешествия с различными целями, зародился еще в глубокой древности. Путешественники стремились познать окружающий мир, установить с соседними народами торгово-экономические, культурные и другие связи [1]. И уже тогда стала создаваться обслуживающая путешественников инфраструктура. В 1-м веке до нашей эры в Риме были созданы первые постоялые дворы для путешествующих.
Туризм - это результат длительного исторического развития:
1. от древнейших времен до конца 18-го - начала 19-го вв. - этап становления мирового туризма;
2. начало 19-го в., до 1918 г. - этап возникновение организованного туризма, элитарный туризм [1];
3. от 1918г. до 1945 г. - индустриализация туризма, социальный туризм;
4. с 1945 г. до новейшего времени - глобализация туризма, массовый туризм.
Этап 1. Предыстория туризма
На первом этапе путешествия были средством к достижению поставленной цели: торговля, познание, лечение, спортивные соревнования, паломничество.
Торговцы древнего мира - финикийцы прокладывали морские пути в неизведанные страны. В 851-м году вышли записи о маршрутах и местах путешествий купца Сулеймана из Басры (Современный Ирак). Итальянский купец Марко Поло дошел до Китая, прожив там 17 лет. Тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие на Восток, которое описал в книге «Хождение за три моря».
Познание. Древнегреческий ученый Геродот описал страны Ближнего Востока, скифские степи Причерноморья, в 5-й в. до н. э. - исследован западного берега Африки Ганноном (Карфаген). Во 2-м веке до н. э. по маршрутам китайского посла Чжан Чаня прошёл Великий шелковый путь [2].
Спорт. С 776 г. до н.э. греческие любители спорта и поклонники искусства приезжая на Олимпийские игры. Для размещения атлетов и зрителей были построены первые специализированные здания.
Лечение. В Древней Греции и Древнем Риме стали сформироваться центры, которые предоставляли лечебные и рекреационных услуги: купание, питье, горячие ванны, натирания, лечение (о. Эвбея, Байя, Аква-Альбула).
Паломничество. В раннем Средневековье распространилось религиозное паломничество. По дороге к святым местам паломники использовали для отдыха монастыри, церкви, постоялые дворы [3]. Примером паломничества в России является
игумен Даниил, который совершал путешествия по святым местам в XII веке.
Уже в конце 17-го века во Франции появляется термин "турист", которым называли представителей знати, путешествующий из интереса к античным памятникам Италии.
Для этапа возникновения туризма характерно, что первые путешественники относились к привилегированным сословиям, были немногочисленны, туристческие потоки еще не сформировались.
Этап 2. Элитарный туризм
В первой половине 19-го века, любители путешествий стали совершать поездки с экскурсионными, лечебными, познавательными, научными целями. В состав экскурсий, как правило, входили молодые ученые, журналисты, преподаватели, студенты.
Начинает развиваться элитарный туризм. Открываются такие крупные отели как «Гранд-отель» в Швейцарии и «Бадише Хоф» в Германии для обслуживания приезжающих лечиться на минеральные воды.
Технический прогресс, приведший к созданию новых средств передвижения (Фултон изобрел пароход в 1807 г., Стефенсон - паровоз в 1814 г. 1903 год - изобретение самолета братьями Райт способствует выделению туризма в самостоятельную отрасль [4]. Возникают предприятия, предоставляющие туристические услуги.
В 1841-м году Томас Кук было открыто первое в истории туристского бюро, которое носило название «Томас Кук и сыновья" и организована массовая прогулка (570 человек) из Лейстера в Лафборо. В середине 19-го века туризм становится официально формой деятельности, которая приносила доход.
Развитию туризма способствовали самодеятельные туристические клубы, общества, которые появились во второй половине XIX века Великобритания (1857 г.), Австрия (1862 г.), Италия, Швейцария (1863 г.), Германия (1869 г) [5]. В последнее десятилетие 19-го века в России была создана организация «Предприятие для общественных путешествий во все стороны света». В 1900-м году организовано Российское общество туристов.
На втором этапе развития туризма путешествия, совершаемые ради поставленной цели превратилась в путешествие ради удовольствия и отдыха. Туризм выделяется в отдельную отрасль деятельности, на его развитие выделяются крупные инвестиции, строятся туристические центры - комплексы для отдыха с широкой сетью развлечений, организовываются туристические бюро, которые и формируют первые туристические потоки из числа обеспеченных граждан.
Этап 3. Социальный туризм
Первая мировая война оказала воздействие на развитие туризма, во-первых, способствуя повышению заинтересованности людей в сохранении мира, улучшении взаимопонимания между народами, во-вторых, развитием технического прогресса, ускоренного потребностями военного времени. Автомобили, автобусы, авиация стали комфортным средством передвижения. Все более широкие слои населения вовлекаются в туристическую деятельность. Происходит становление социального туризма. В 1930 г. путешествия из Англии в Австрии насчитывали 1,8 млн человек, а в Швейцарии почти 1 млн. В 1930-м году в СССР начало свою работу Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий. Туризм в советской России принимает массовый характер [6].
Туристические потоки становятся более массовыми за счет мощного развития средств передвижения и туристической инфраструктуры. Путешествия и отдых для миллионов жителей планеты становились неотъемлемой частью их жизни.
Этап 4. Массовый туризм
Научно-технический прогресс приводит к росту благосостояния широких слоев населения, увеличению доходов и свободного времени.
С конца 1950-х гг. наблюдается экстенсивный рост объема туристического потока, числа туристических предприятий и объемов предоставляемых ими услуг. Начиная с 1980-х гг., массовый туризм становится дифференцируемым, учитывающим разнообразие потребностей и мотиваций туристов. Туризм становится потребностью для большей части населения высокоразвитых стран. Средние ежегодные темпы прироста туристских прибытий за период с 1950 по 1999 г. составляют 7%. К 2020-м гг. отмечено более 1,5 млрд.
прибывших туристов, против 25,3 млн. прибытий в 1950-м году. Туризм становится поистине глобальным явлением. Глобализация туристических потоков требовала крупных инвестиций, направленных на обустройство туристических территорий, которые строились на урбанистический манер с высотными зданиями. Это привело к ухудшению качества окружающей среды и конфликтам с движением "зеленых". В центрах массового туризма появились серьезные проблемы в области экологии, культуры и социального развития [6].
Вывод. Развитие экологического туризма
В современном мире туризм постепенно трансформируется в социальный феномен глобального уровня. Целостное представление о развитии эко-туристического пространства невозможно без учета его социокультурной сущности. Группа мотивационных факторов фактически формирует поведение потребителей. К мотивационным факторам относятся тип личности, ее потребности, ментальность, ценностные ориентиры. Движущей силой бурного развития экологического туризма является быстрорастущий спрос на рекреацию, который определяется несоответствием среды обитания современного человека (загрязнение воздуха, воды, шума, социальных конфликтов) его физиологическим и психологическим потребностям. Возросшая динамика социальных изменений привела к смене ценностных ориентиров общества. На смену потребительскому образу жизни приходит образ жизни, где человек все больше ориентируется на самовыражение, самосовершенствование, познание, получение новых впечатлений.
Список использованных источников
1. Макаренко С.Н., Саак А.Э. История путешествий и туризма. - Режим доступа: https://belrustroy.ru/transport/istoriya-puteshestvii-i-turizma-makarenko-s-n-saak-a-e/ (дата обращения: 17.11.2012).
2. Литвин А.А. История туризма. - Режим доступа:
https://core.ac.uk/download/pdf/197368157.pdf (дата обращения: 17.11.2012).
3. Черникова Л.Ф. История туризма. Культура народов Причерноморья. 2012. №240. С.161-165. -Режим доступа: https://tourlib.net/statti_tourism/chernikova.htm (дата обращения: 17.11.2012).
4. Характеристика международного туризма. - Режим доступа: https://www.freepapers.ru/107/harakteristika-mezhdunarodnogo-turizma/232894.1599808.list1.html (дата обращения: 17.11.2012).
5. Генезис междунородного туризма. - Режим доступа: https://www.stud24.ru/turism/genezis-mezhdunorodnogo-turizma/416785-1431115-page1.html (дата обращения: 17.11.2012).
6. История развития международного туризма. - Режим доступа: https://infourok.ru/istoriya-razvitiya-mezhdunarodnogo-turizma-2953982.html (дата обращения: 17.11.2012).
A RETROSPECTIVE OF THE SPATIAL DEVELOPMENT OF TOURISM
Astanin D.M.
Rapidly developing, by the 21st century tourism has become a global phenomenon. More and more people began to strive from cities to corners of relatively undisturbed nature. The massive development of tourism has led to an increase in environmental and socio-economic problems of the territory. A critical increase in recreational loads on natural complexes has caused a reduction in the biological diversity of ecosystems. Tourism contributed to the spread of consumer culture, which led to the loss of local communities of their identity, and general socio-cultural deformation. As a result, at the junction of environmental, economic and social problems of our time, the concept of eco-tourism has emerged.
Keywords: travel, pilgrimage, elite tourism, mass tourism, ecological tourism, tourist service, tourist flow, tourist center, tourist infrastructure, recreation.