Т. А. Лаврова, Т. П. Николаева
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
Сфера услуг и, в частности, туризм, является наиболее динамичным и быстрорастущим сектором мировой экономики. Здесь создается наибольшее количество новых рабочих мест и относительно больший объем добавленной стоимости. Для России весьма актуально развитие сферы услуг и ее турист-ско-рекреационного потенциала. Оно улучшает структуру национального производства, способствует ускорению экономического развития и повышению уровня жизни населения. Возможности Санкт-Петербурга в этом отношении колоссальны, но практически реализованы крайне слабо.
T. Lavrova, T. Nikolaeva
TOURIST RECREATIONAL POTENTIAL OF SAINT PETERSBURG AND THE MAIN TRENDS OF ITS DEVELOPMENT
The sphere of services at whole and tourism in particular is most dynamic and growing sector of world economy. The majority of jobs and a relatively high value added volume re created in this area. For Russia the development of services and their tourist-recreational potential is of high importance because it improves the national production structure, accelerates economic development, raises the standard of living. In this respect the opportunities of Saint-Petersburg are immense but they are not realized.
Потенциальные возможности и особенности развития туризма в Санкт-Петербурге обусловлены многими факторами, в том числе географическими, историко-культурными, экономическими, политическими и другими. Санкт-Петербург в рейтинге ЮНЕСКО занимает восьмое место в мире по потенциальным возможностям развития туризма. По количеству архитектурных памятников и музеев город занимает третье место в мире после Парижа и Рима. Санкт-Петербургский туристский комплекс имеет ярко выраженную территориальную специализацию, региональный характер, отвечает всем требованиям, необходимым для развития туристской индустрии. В архитектурном плане город воспринимается как единый ансамбль с уникальными по своей красоте дворцами, храмами, жилыми зданиями. Вокруг города располагается своеоб-
разное ожерелье, составленное из парков Петродворца, Павловска, Пушкина, Ломоносова, Гатчины с красивейшими дворцами. Замечательные памятники пейзажного и садово-паркового искусства стали теперь историко-художест-венными музеями.
Одним из важнейших направлений развития въездного туризма в Санкт-Петербурге является морской круизный туризм. По посещаемости круизных судов Санкт-Петербург входит в тройку европейских лидеров. Только в 2000 году Санкт-Петербург принял 233 судозахода зарубежных круизных судов, на которых прибыло 148 тысяч иностранных туристов. Но с учетом имеющейся на настоящий период времени инфраструктуры, по оценкам специалистов, количество судозаходов может быть увеличено не более, чем на 20%. Совершенствование инфраструктуры Морского порта Санкт-Петербурга способствует увеличению количества судозаходов и соответственно — дальнейшему росту пассажиропотоков. Из Санкт-Петербурга на речных судах можно совершить путешествие по Волго-Балтийской водной системе и посетить древние российские культурно-исторические центры: Кижи, Валаам и многие другие. На стадии завершения находится реконструкция вокзалов Санкт-Петербурга и аэропортов Пулково I и Пулково II. Расширяются таможенные терминалы, выстраивается единая система информационно-сервисного обслуживания.
Однодневные экскурсии, предлагаемые туристскими фирмами, являются одними из самых популярных в Санкт-Петербурге. Удобное месторасположение города, наличие большого количества объектов экскурсионного внимания, красота и культура имеют исключительно большое значение в формировании его привлекательности на международном туристском рынке.
По международным нормам туристическим центром считается город (регион), который посещает вдвое большее количество людей, чем живет постоянно. Известно, что, например, в Санкт-Петербург ежегодно прибывает 3-3,5 млн туристов, а численность постоянного населения в 2005 году составляла 4,6 млн человек. Туристический поток Ленинградской области — 1,5 млн чел. в год, при этом постоянное население области чуть превышает 1,6 млн человек. Сопоставление этих цифр приводит к выводу, что ни Санкт-Петербург, несмотря на его уникальные архитектурные и иные достопримечательности, ни Ленинградская область с ее природными ресурсами и историческими памятниками пока не являются по-настоящему туристическими центрами, поскольку не соответствуют указанной международной норме. Табл. 1 иллюстрирует соотношение между численностью жителей крупнейших городов Европы и количеством туристов, ежегодно посещающих эти города.
Таблица 1
Рейтинг привлекательности городов Европы в 2005 году*
Город Кол-во прибытий, млн чел. в год Количество жителей, млн чел.
1. Лондон 26,8 свыше 7
2. Париж 14,0 2,5
3. Рим 5,9 около 3
4. Амстердам 5,2 свыше 1
5. Берлин 5,0 около 4
6. Мадрид 4,8 свыше 3
7. Барселона 3,8 примерно 1,7
Продолжение табл. 1
Город Кол-во прибытий, млн чел. в год Количество жителей, млн чел.
8. Вена 3,7 более 1,5
9. Санкт-Петербург 3,5 4,6
10. Прага 3,0 1,3
11. Москва 2,9 10,4
12. Копенгаген 1,9 0,5
* По данным администрации Санкт-Петербурга.
Статистика показывает, что в среднем на каждого парижанина приходится 5,6 туристов в год, на жителя Лондона — почти 4, а на петербуржца — менее одного. Очевидно, что для развития туризма недостаточно располагать лишь рекреационными ресурсами, причем, даже чрезвычайно привлекательными. Необходимы также инвестиционные ресурсы, или просто инвестиции, с помощью которых потенциальные рекреационные ресурсы превращаются в рекреационный комплекс с развитой инфраструктурой и прочими необходимыми элементами.
Кроме наличия материальных, денежных и иных физических ресурсов для развития какого-то бы то ни было отраслевого и межотраслевого комплекса, включая и рекреационный, необходима активная политика государства, предусматривающая четкую постановку целей в соответствующей сфере и временной период их достижения. Развитие туризма в Санкт-Петербурге в настоящее время является одним из приоритетных направлений совершенствования экономической структуры города. В 2005 г. администрация Санкт-Петербурга приняла специальную Программу развития города как туристического центра на 2005-2010 годы. Цель программы — ввести Петербург за пять лет в пятерку крупнейших туристических центров Европы с общим количеством прибытий 5 млн туристов в год. В средствах массовой информации эта программа стала называться программой «5-5-5». Развитие делового туризма — одна из задач программы [1].
Достижение поставленной цели сопряжено с решением двух, как минимум, взаимосвязанных задач: с увеличением количества туристов на 20% в высокий сезон; со сглаживанием фактора сезонности в среднем на 15%.
Указанная программа была представлена Комитетом по инвестициям и стратегическим проектам и утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 октября 2005 года № 1541. В программе был определен перечень практических мероприятий, направленных на ускоренное развитие туристической отрасли в Санкт-Петербурге и повышение доходов городского бюджета от данного сектора экономики.
Туризм является стратегическим сектором экономической деятельности для Санкт-Петербурга, поскольку позволяет решать целый комплекс социально-экономических проблем. В частности, вклад туризма в городскую экономику убедительно иллюстрируют следующие экономические показатели:
• туризм создает около 10% валового регионального продукта;
• обеспечивает более 5% налоговых доходов Санкт-Петербурга;
• туризм создает в Санкт-Петербурге около 63 тысяч рабочих мест ежегодно.
В силу того, что неуклонно растет европейский рынок туризма, емкость туристско-рекреационного потенциала Санкт-Петербурга имеет тенденцию к расширению за счет увеличения потока туристов из стран Западной и Восточной Европы. Реальные же возможности увеличения доходов Санкт-Петербурга от туризма имеют своим источником следующее:
• увеличение срока пребывания иностранных туристов в городе;
• стимулирование иностранных туристов к повторным поездкам за счет расширения мотивации поездки;
• расширение возможностей для увеличения суточных трат российских туристов;
• увеличение общего числа туристов за счет снижения сезонности поездок.
Реализация указанных возможностей сопряжена с устранением некоторых
препятствий, имеющих место в настоящее время. Основными, сравнительно легко преодолимыми барьерами развития въездного туризма в Санкт-Петербурге являются два обстоятельства. Во-первых, это недостаточная маркетинговая поддержка деятельности туристических фирм и агентств, следствием чего выступает низкий уровень осведомленности туристов о городе и его туристических возможностях. Во-вторых, существующий уровень развития инфраструктуры Санкт-Петербурга явно уступает таковому в других европейских городах, претендующих на роль туристических центров. Заметным негативным эффектом слабости городской инфраструктуры становится несоответствие цены предлагаемых туристских услуг и качества поездки.
Стимулирование деятельности учреждений и организаций туристско-рекреационного комплекса подразумевает определение стратегического направления (или просто стратегии) развития туризма в Санкт-Петербурге. В связи с этим специалистами была осуществлена сегментация путешествий по целям поездки. Для исследования были выбраны следующие направления развития туризма:
• культурно-познавательный туризм;
• бизнес-туризм;
• конвенционный туризм.
Дополнительным направлением является специализированный туризм, выступающий в самых разнообразных формах, например, яхтенный, паломнический, образовательный и другие [2].
В «Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра» сделана довольно подробная характеристика современного положения города как туристического центра и перечислены его возможности по развитию отраслей туристской индустрии в будущем.
В целях выявления наиболее перспективных путей развития туризма проанализируем туристский потенциал Санкт-Петербурга с учетом его территориальных особенностей, имеющейся инфраструктуры, а также объектов культурного и исторического наследия.
Туристские ресурсы — это природно-климатические, социокультурные, исторические, архитектурные и археологические, научные, промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в отдыхе и саморазвитии. Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Историко-культурное наследие является элементом
туристских ресурсов, основой туристского интереса миллионов туристов, посещающих город. К объектам исторического и культурного наследия относятся:
— памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
— ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
— достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии [3].
Санкт-Петербург обладает огромным историческим и культурным наследием для формирования туристского продукта и продвижения его на внутреннем и внешнем рынках, для превращения туризма в одну из ведущих отраслей экономики города. В настоящее время высокая привлекательность Санкт-Петербурга как туристского центра связана с тем, что архитектурный ансамбль города и его окрестностей XVIII-XIX вв. сохранился в практически неизменном виде. Архитекторы и скульпторы из разных стран приезжали в Петербург и создавали неповторимые шедевры архитектуры и зодчества.
«Среди мировых мегаполисов Санкт-Петербург — уникальный по масштабу памятник, сохранивший в основных чертах грандиозный исторический центр и ожерелье пригородных ансамблей. Образ города создают не только шедевры архитектуры, но и целостная архитектурно-пространственная среда. Высокая степень сохранности и подлинности исторических территорий послужила основанием для включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО исторического центра Санкт-Петербурга вместе с группами памятников пригородов» [4].
Для формирования стратегических направлений комплексного развития туризма рекомендуется проанализировать туристский потенциал Санкт-Петербурга по районам города с учетом территориальных особенностей, имеющихся объектов культурного и исторического наследия и объектов инфраструктуры туризма.
В списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Санкт-Петербург включен 36 комплексными объектами, объединяющими около 4000 выдающихся памятников архитектуры, истории и культуры. В городе расположены: 221 музей, 2000 библиотек, более 80 театров, 100 концертных организаций, 45 галерей, два выставочных зала, 62 кинотеатра, 80 клубных учреждений культуры. Ежегодно в Санкт-Петербурге проводится около 100 фестивалей и конкурсов разных направлений культуры и искусства, включая более 50 международных. На основе историко-культурного наследия создаются новые туристские программы для туристов как внутреннего, так и въездного направлений [5].
Достаточно интересным представляется изучение процессов размещения объектов исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга по административным районам города. Каждый административный район города интересен по-своему и, в зависимости от времени его возникновения, назначения и пространственных особенностей, количество объектов исторического и куль-
турного наследия, расположенных в этих районах, различно. На территории города сформировались основные структурные части: Петербургская сторона — первоначальное ядро с элементами дорегулярной планировки, Васильевский остров — строгая, прямоугольная система, Адмиралтейская сторона — многолучевая структура с радиально-дуговыми направлениями, Московская и Выборгская стороны, соединенные с центром города основными магистралями. Рациональная, геометрически правильная планировка сочеталась со свободными очертаниями водных потоков и включала систему доминант, организующих видовые панорамы и перспективы. Полноводная Нева изначально служила центральным городским пространством, предопределившим величественный масштаб и широту городских площадей и ансамблей. Со строительством города неразрывно связаны загородные резиденции и город-крепость Кронштадт, образовавшие единую агломерацию.
С петровского времени строительный процесс регулировался жесткой системой законодательных актов. Регламентировались ширина улиц, разбивка кварталов, модуль и характер застройки, включая типовые проекты зданий. Со второй половины XVIII века закреплен принцип уличной застройки «единый фасад». В середине XIX века определены высотные ограничения: не больше ширины улицы, не выше 11 саженей (23,5 м) — карниза Зимнего дворца. Установленные параметры определяли объемно-пространственную целостность города.
Уникальная степень сохранности исторической застройки Санкт-Петербурга обусловлена тем, что новое строительство советского периода велось вне исторического ядра города. В центральных районах города проводились локальные преобразования, не затрагивающие стиль архитектуры, а в новых районах получила развитие архитектура конструктивизма, который стал главным вкладом России в мировую архитектуру ХХ века. В настоящее время признана и советская неоклассика, называемая также сталинским ампиром.
Промышленный пояс старого города составляет органичный мощный пласт наследия. В садово-парковых комплексах представлены все образцы европейского ландшафтного искусства — от камерных висячих садов до общественных парков. В некрополях захоронены выдающиеся люди Отечества. Археологическое наследие — бесценная летопись «скрытого» города и предшествовавших поселений.
Уникальную особенность исторической городской среде центра Санкт-Петербурга придает единство открытых пространств (ансамбли площадей и набережных, сады и парки, бульвары и улицы) и плотной внутриквартальной застройки. Открытые пространства являются частью городского архитектурного наследия. Несмотря на значимость открытых пространств, они часто нарушаются, их заполняют многочисленные транспортные парковки, существует проблема загрязнения таких пространств. Визуальная деградация возникает и в результате нагромождения технических средств рекламы (рекламные щиты, дорожные знаки, информационные растяжки и т. п.).
Зеленые пространства (сады, парки, бульвары, скверы центра города, дворцово-парковые ансамбли пригородов) — это неотъемлемая часть исторического ландшафта. Вместе с водными артериями они формируют комплекс эко-
логически устойчивых территорий исторической среды и являются важной характеристикой Санкт-Петербурга как объекта Всемирного наследия.
Стратегия сохранения исторического и культурного наследия должна обеспечить неприкосновенность объектов ландшафтной архитектуры, систематическое проведение комплексных восстановительных и профилактических работ, возрождение культуры садовых театров, создание музея садового искусства под открытым небом. Наиболее эффективный способ сохранения исторической среды — формирование современной законодательной базы, развитие пешеходных зон и их инфраструктуры. Важное значение отводится формированию и развитию зон охраны. Зоны охраны — главный инструмент сохранения наследия в его исторической градостроительной и ландшафтной среде. Следовательно, зона охраны — это территория защиты, где устанавливается особый режим градостроительной и хозяйственной деятельности, обеспечивающий физическую сохранность объекта культурного наследия и его исторического окружения [6].
В настоящее время в Санкт-Петербурге под государственной охраной состоит 7783 объекта культурного наследия, т. е. почти 10% всех памятников, охраняемых государством на территории Российской Федерации. К объектам, которые находятся под государственной охраной, относятся здания и инженерные сооружения, сады и парки, пруды и каналы, монументальная и садово-парковая скульптура, исторические захоронения и археологические объекты. В перечнях памятников отражены периоды развития архитектуры до середины ХХ века; в них вошли здания, выделяющиеся по своим качествам из массива исторической застройки.
Основой сохранения наследия является соответствующая нормативно-правовая база. Главным документом нормативно-правовой базы, регулирующим отношения в области сохранения объектов исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга, является Федеральный Закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации».
Для формирования стратегических направлений комплексного развития туризма проанализируем туристский потенциал Санкт-Петербурга по районам города с учетом территориальных особенностей, имеющихся объектов культурного и исторического наследия и объектов инфраструктуры туризма.
Среди всех объектов, которые находятся под охраной государства, особо следует выделить те, которые перечислены в Перечне объектов исторического и культурного наследия федерального значения, находящихся в Санкт-Петербурге, утвержденном постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 года № 527. Объекты исторического и культурного наследия федерального значения, расположенные в Санкт-Петербурге, были нами распределены по административным районам города. В сводной табл. 2 отражены количество объектов по каждому району города и их удельный вес в процентном соотношении.
Расположение объектов по территории города неравномерно и зависит от периода образования каждого района и его функционального назначения. Наибольшее количество объектов из федерального перечня — 734, или 21,14%, — расположено в Центральном районе, 588 объектов, или 16,9%, — в Петродвор-цовом районе, 355 объектов, или 10,2%, — расположено в Пушкинском районе.
Таблица 2
Объекты исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга федерального значения по административным районам города
Административные районы Санкт-Петербурга Количество объектов Удельный вес, %
1. Адмиралтейский район 235 6,76
2. Василеостровский район 297 8,54
3. Выборгский район 90 2,59
4. Калининский район 54 1,55
5. Кировский район 15 0,43
6. Колпинский район 17 0,49
7. Красногвардейский район 22 0,64
8. Красносельский район 17 0,49
9. Кронштадтский район 124 3,57
10. Курортный район 52 1,49
11. Ломоносовский район 131 3,77
12. Московский район 206 5,93
13. Невский район 11 0,29
14. Павловский район 167 4,81
15. Петроградский район 219 6,30
16. Петродворцовый район 588 16,91
17. Приморский район 27 0,78
18. Пушкинский район 355 10,21
19. Фрунзенский район 115 3,31
20. Центральный район 734 21,14
Итого: 3476 100
Отсюда, все административные районы Санкт-Петербурга в зависимости от количества представленных на их территориях объектов исторического и культурного наследия федерального значения можно разделить на три группы (см. табл. 3).
Таблица 3
Группы административных районов Санкт-Петербурга в зависимости от количества объектов исторического и культурного наследия
Группа административных районов Название административ -ных районов Количество объектов Доля объектов каждой группы в общем количестве городских объектов, %
Первая группа — с наибольшим количеством объектов — от 200 и более Центральный 734
Петродворцовый 588
Пушкинский 355
Василеостровский 297
Адмиралтейский 235
Петроградский 219
Московский 206
Итого в первой группе семь районов 2634 75,78
Вторая группа — от 100 до 200 объектов Павловский 167
Ломоносовский 131
Кронштадтский 124
Фрунзенский 115
Итого во второй группе четыре района 537 15,45
Продолжение табл. 3
Группа административных районов Название административ -ных районов Количество объектов Доля объектов каждой группы в общем количестве городских объектов, %
Третья группа — с наименьшим количеством объектов — до 100 Выборгский 90
Калининский 54
Курортный 52
Приморский 27
Красногвардейский 22
Колпинский 17
Красносельский 17
Кировский 15
Невский 11
Итого в III группе девять районов 305 8,77
Наибольшей туристической значимостью обладает первая группа, включающая в себя семь административных районов. Более трех четвертей всех объектов исторического и культурного наследия федерального значения сосредоточено именно здесь. С большим отрывом от «лидера» идут Павловский, Ломоносовский, Кронштадский и Фрунзенский районы с 15% памятников. Менее 9% объектов туристического значения имеется в третьей группе районов. Соответственно политика городских властей по развитию туристского потенциала должна быть дифференцированной по отношению к указанным группам.
Без исторического и культурного наследия немыслимы современная жизнь Санкт-Петербурга и перспективы его всестороннего развития. Именно высокие эстетические качества и степень сохранности исторической среды обеспечивают особую инвестиционную привлекательность Петербурга и его реальную коммерческую ценность. Это выражается не только в немедленной экономической отдаче и росте занятости населения в различных областях деятельности, но и в широком круге непрямых выгод, которые станут достоянием всего городского сообщества (доходы от управления наследием, реставрации, туризма и его инфраструктуры).
Важным направлением развития туристско-экскурсионной деятельности в Санкт-Петербурге является поиск новых сегментов потребительского рынка и разработка туристско-экскурсионного продукта с учетом запросов потенциальных потребителей данного сегмента.
Считаем, что экономически целесообразно разработать автобусные экскурсионные маршруты по каждому из 20 административных районов Санкт-Петербурга с обязательным обзором наиболее известных объектов исторического и культурного наследия, наиболее интересных достопримечательностей, парковых ансамблей, других объектов туристского показа.
Новым и достаточно стабильным сегментом потребительского рынка в каждом административном районе города можно предложить общеобразовательные школы. Для приобщения детей школьного возраста к подробному изучению истории и культуры Санкт-Петербурга предлагается за 10 лет обучения провести 20 автобусных экскурсий по всем административным районам города, например, по две автобусные экскурсии за один учебный год. Административные районы могут распределяться в зависимости от масштаба и экскурсионной
программы по определенным классам, и таким образом можно составить план посещения школьниками данных экскурсий. Как для каждого района города, так и для Санкт-Петербурга в целом могут быть получены довольно внушительные средства на развитие туристской инфраструктуры, реставрацию памятников и дальнейшее развитие туризма.
Рациональное, комплексное использование туристских ресурсов районов Санкт-Петербурга способно приносить городу существенный доход. В настоящее время из-за отсутствия комплексности развития туризма доходы городского бюджета от туризма не соответствуют туристскому потенциалу Санкт-Петербурга. По расчетам специалистов Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии, потенциальные возможности городской туристской отрасли могут обеспечивать до 25% доходной части бюджета города. Между тем, простое сопоставление программных заявлений представителей городской власти относительно перспектив развития рекреационного потенциала Санкт-Петербурга, в первую очередь, его туристической отрасли, и конкретных цифр, касающихся выделения бюджетных средств на эти цели, внушает серьезные опасения в их принципиальной достижимости к концу 2010 года.
Проанализируем коротко современную бюджетную политику Санкт-Петербурга в той ее части, которая непосредственно касается развития туризма. Для этого воспользуемся официальными данными расходной части бюджета города за 2005-2006 годы, выделив из нее соответствующие статьи.
Таблица 4
Основные статьи расходов бюджета Санкт-Петербурга на культуру, кинематографию и СМИ в 2005-2006 гг.*
Наименование статьи 2005 г., млн руб. 2006 г., млн руб. 2006/2005, %
Расходы на культуру, кинематографию и СМИ, всего: 4681,2 4751,6 101,5
1. Расходы на господдержку театров и других организаций 1161,2 1346,2 115,9
4. Расходы на мероприятия по охране объектов культурного наследия, их реставрацию, консервацию и ремонт 395,6 388,4 98,2
5. Содержание музеев и постоянных выставок 373,1 380,7 102,0
10. Расходы на ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия федерального значения 48,6 70,0 144
Всего расходов на указанные четыре статьи 1978,5 2285,3 115,5
Удельный вес данных расходов в суммарных расходах на культуру 42,3% 48,1%
Удельный вес данных расходов в общем объеме расходов бюджета 1,45% 1,47%
* Составлено и рассчитано по Бюджету Санкт-Петербурга на 2006 год в кратком изложении. С. 8, 25.
Судя по официальным цифрам, абсолютное увеличение расходов на мероприятия по стимулированию въездного туризма не является сколько-нибудь заметным, т. е. способным вызвать положительные сдвиги в этой сфере. А по 4-й — самой значимой — статье произошло даже сокращение расходов. Кроме того, доля расходов на поддержку театров, охрану объектов культурного насле-
дия, ремонтно-реставрационные работы в суммарных бюджетных расходах города возросла лишь на 0,02%, что никак не может свидетельствовать об изменении отношения властей к проблеме повышения статуса Санкт-Петербурга как туристического центра. Очевидно, что для решения задачи роста въездного туризма в разы необходимы совершенно иные объемы бюджетного финансирования, по крайней мере, в течение трех-пяти лет непрерывно.
В завершение добавим, что в бюджете 2006 года было предусмотрено выделение 150 млн руб. на реализацию названной выше Программы развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы [7]. Это составляет менее 0,1% от всех расходов бюджета города в 2006 году. Если «распределить» эти средства на 3476 объектов исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга федерального значения, то получится по 43 тыс. руб. на один объект в год. Однако с экономической точки зрения объекты не равнозначны по масштабам и, если можно так сказать, по степени запущенности. Кроме того, помимо собственно сохранения памятников, необходимо осуществить целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на улучшение привлекательности города во всех его проявлениях. Следовательно, такие суммы вряд ли способны изменить ситуацию.
В целом детальное описание возможных направлений развития сферы услуг в Санкт-Петербурге, и, в частности, туристско-рекреационного комплекса, требует комплексного исследования и определения четкой стратегии развития туризма. Соответственно такое исследование с неизбежностью должно затронуть и другие, смежные отрасли социально-экономической системы региона. Прежде всего, это касается розничной торговли, общественного питания, гостиничного хозяйства, связи, изготовления сувенирной продукции и других товаров туристского назначения, сельского хозяйства, строительства, рекламной продукции, экскурсионной деятельности, культуры и сферы развлечений. Организационной формой такого комплексного исследования должна стать инновационная модель целевой региональной программы. Ее базовые идеи в результате использования программно-целевого подхода и специальных организационных принципов обеспечивают в относительно короткий срок решение проблемы дефицита информации для потенциальных туристов, а также повышение качества управления деятельностью туристических фирм. Комплексный подход к решению проблемы увеличения туристического потока позволит наиболее оптимальным образом реализовать Программу развития Санкт-Петербурга как туристического центра, а также осуществить другие социально-экономические задачи, прежде всего, развитие транспортной инфраструктуры и гостиничного хозяйства.
Экономическая диагностика рекреационно-туристского потенциала региона и регулирование его использования необходимы для ведения национальной региональной политики развития туризма. Диагностика рекреационно-туристского потенциала региона позволяет оценить перспективность и целесообразность размещения в том или ином регионе определенных видов рекреаци-онно-туристической деятельности [8].
Развитие туризма и расширение возможностей размещения туристов способны оказывать стимулирующее воздействие на другие секторы экономики Санкт-Петербурга, способствуют созданию значительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и поступления средств от налогов в государственный бюджет.
ЭКОНОМИКА
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. «О Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы». Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 октября 2005 года № 1541.
2. ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25. 06. 2002 г. №73-ФЗ.
3. БиржаковМ. Б. Введение в туризм. Изд. 6-е, перераб. и доп. СПб., 2004. С. 180.
4. Петербургская стратегия сохранения наследия. Проект // Санкт-Петербургские ведомости. 17.03.2005.
5. http://gov.spb.ru/culture
7. Бюджет Санкт-Петербурга на 2006 г. В кратком изложении. С. 62.
8. Стеченко Д. Н. Стратегические аспекты регионального развития туризма // Туризм и региональное развитие: Материалы II Международной научно-практической конференции. Смоленск, 2002. С. 165-166.