Туристско-рекреационные кластерные системы: сущность и значение для экономики региона
Tourism and recreational cluster systems: idea and meaning for the economy of a region
УДК 338.483
Кострюкова Оксана Николаевна
заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, кандидат экономических наук, доцент 195197, Санкт-Петербург, ул. Жукова, д. 9А, оф. 401-402
Kostryukova Oksana Nikolaevna
195197, Saint-Petersburg, ul. Zhukova, 9A, office 401-402
В статье рассматривается сущность туристско-ре-креационного кластера как территориально локализованной социально-экономической системы. Особое внимание уделено отраслевым особенностям и функциональному составу туристско-рекреационной кластерной системы (ТРКС). Определены мотивы и цели кластеризации в сфере туризма. ТРКС рассматривается с позиции значимости для социально-экономического развития региона.
The article reviews idea of tourism and recreational cluster as a spatially localized social and economic system. Special attention is devoted to the field specific features and functional composition of tourism and recreational cluster system. It identifies the motives and objectives of clusterization in the sphere of tourism. Tourism and recreational cluster system is reviewed from the point of view of its importance for the social and economic development of a region.
Ключевые слова: кластер, кластерная система, ту-ристско-рекреационная кластерная система, регион Keywords: cluster, cluster system, tourism and recreational cluster system, region
Реализация современных стратегий структурной модернизации региональной экономики все в большей степени основывается на стимулировании и поддержке процессов формирования и развития кластерных систем разного типа. Это обусловлено назревшей потребностью в модернизации экономики на основе перехода на инновационный путь социально-экономического развития, необходимостью решения хронических структурных проблем развития экономики, а также усиления конкурентных позиций региона на внешних рынках. Актуальной задачей становится выявление и развитие определенных «центров развития», способных внести существенный вклад в решение территориальных и отраслевых проблем региона. Такой подход основан на концепции «полюсов роста» Ф. Перру, согласно которому компактно размещенные и динамично развивающиеся отрасли промышленности порождают цепную реакцию возникновения и роста промышленных центров на периферии [1, c. 45]. Следуя этой концепции, «центры развития» могут представлять собой как отдельные территории, так и локализованные на определенной тер-
СО О
ш 0.
О ^
О
ритории виды деятельности, обладающие высоким о; потенциалом, способствующие активизации смежных ^ видов деятельности. Все более актуальным является ^ представление таких «центров развития» на основе & экономических кластеров — современного рыночного ^ варианта пространственной организации экономиче- 1 ской деятельности. ш
Наличие в регионах России богатого туристско- с^ рекреационного потенциала и возрастающий во всем О мире интерес к путешествиям все чаще позволяют ^ рассматривать туризм и рекреацию в качестве одного из перспективных направлений роста и специализации региональной экономики. Как свидетельствуют многочисленные исследования, базирующиеся на богатом мировом опыте туристской деятельности, развитие туристской специализации региона может способствовать возникновению дополнительных конкурентных преимуществ и ориентации на более привлекательные рынки, качественному изменению и обновлению отраслевой структуры региональной экономики, повышению ее устойчивости и росту адаптивных возможностей [2-5]. В связи с этим представляется актуальным исследование сущности ту-ристско-рекреационных кластеров как значимых для регионального социально-экономического развития систем.
Основные теоретические положения формирования и развития экономических кластеров осуществлены зарубежными учеными Е. Дахменом, Е. Лимером, М. Портером, И. Толенадо, П. Фишером, М. Фельдманом, Д. Якобсоном. В последнее время интерес к кластерной тематике в России проявил целый ряд отечественных исследователей, среди которых отметим Е. В. Акинфееву, Г. Б. Клейнера, В. Б. Кондратьева, Л. С. Маркова, А. А. Миграняна, И. В. Пилипен-ко, А. Н. Праздничных, В. П. Третьяка, Т. В. Цихана, М. А. Ягольницера.
Проблемы функционирования и развития туристско-рекреационных кластеров получили прикладное развитие в трудах зарубежных ученых Ф. Гоу и Э. Вильямса, Дж. Джексона и П. Мерфи, А. Макиавелли, И. Майкла, Т. Холла, М. Монфорта, М. Бени, А. Родригеса, М. Но-велли, Б. Шмитца, Т. Спенсера, С. Нордин и ряда других, а также в исследованиях, проводимых Всемирной туристской организацией (ЮНВТО), выводы которых основаны на анализе реальных кейсов. Среди отечественных ученых, концентрирующих внимание на проблемах туристских кластеров, можно отметить А. Ю. Александрову, Н. В. Зигерн-Корна, В. И. Кружа-лина, В. С. Новикова, ученых ряда научных центров, в частности Карельского научного центра Института экономики РАН.
В основе всех вариантов процессов кластеризации, в том числе в туристско-рекреационной сфере, лежит определение М. Портера, давно воспринимаемое
^ как аксиома в публикациях по кластерной тематике:
1 «Кластер, или промышленная группа, — это группа сох седствующих взаимосвязанных компаний и связанных ш с ними организаций, действующих в определенной ^ сфере и характеризующихся общностью деятельности х и взаимодополняющих друг друга» [6].
2 В соответствии с общепринятыми классификация-^ ми, туристские, туристско-рекреационные кластеры ^ относятся к индустриальным (отраслевым) и рас-к сматриваются как достаточно традиционные, однако =Ц сущность понятия «туристский кластер» исследована ^ недостаточно. Несмотря на наличие ряда работ, в со-^ временных условиях возникает потребность в уточне-^ нии данного понятия, в определении его отличитель-^ ных особенностей и условий формирования в системе
3 региона.
Имеющиеся подходы сводятся, как правило, к уточнению субъектного состава туристско-рекреацион-ного кластера. Так, М. Монфорт определяет туристский кластер как комплекс различных элементов, включающих услуги, осуществляемые туристическими компаниями. Автор подчеркивает специфический состав и основные характеристики туристского кластера: многомерность комбинации взаимосвязанных компаний и индустрий, инфраструктуры связи и транспорта, дополнительных видов деятельности и вспомогательных услуг; обогащение опытом участия в туристических событиях; роль природных ресурсов и институциональной политики [7]. В. И. Кру-жалин, определяя субъектный состав туристского кластера, особо отмечает участие государственных органов управления, общественных организаций, трактуя данный кластер как «географически соседствующие взаимосвязанные компании, общественные организации и связанные с ними органы государственного управления, формирующие и обслуживающие туристские потоки, использующие рекреационный потенциал территории» [4, а 26]. Акцент делается также на уточнении целеобразующей функции туристского кластера и основном локализующем факторе. В определениях Н. В. Зигерн-Корна, В. С. Новикова, С. А. Степановой и ряда других специалистов акцент сделан на уточнении компонентного состава туристских кластеров, в который они включают поставщиков специализированных туристских услуг, предприятия туристской инфраструктуры, образовательные центры, иные организации, взаимодополняющие друг друга и ориентированные на удовлетворение общественных потребностей в туризме и рекреации [4, а 260]. А. И. Тарасенок, определяя туристский кластер как «группу предприятий туристского комплекса, объединенных единым технологическим процессом обслуживания посетителей де-стинации или участвующих в формировании единого турпродукта, потребляемого туристом или одним сегментом туристского спроса» [8, а 151], подчеркивает характер интеграции предприятий в кластере, призванной сформировать цепочку создания стоимости для потребителя. M. Бени во главу угла ставит единство и характер взаимодействия между действующими участниками кластера на основе сетевого взаимодействия [9].
Авторы, исследующие возможности кластерной организации туризма, оперируют понятием «региональный туристский кластер» как «формой пространственной организации туризма, представленной совокупностью предприятий сферы туристского обслуживания и сопряженных отраслей, объединенных горизонтальными связями, синергетический эффект
которых способствует возникновению эффекта инно-вационности, усилению внутри- и межрегионального разделения труда» [10, а 4]; как сетевым проектом создания зон интенсивного экономического развития туристско-рекреационного типа, обладающих естественными и искусственными преимуществами [5]. В рамках этого подхода делается акцент на необходимость комплексного учета пространственных и экономических аспектов туристского кластера, выделение центров развития и установление маршрутных связей между ними.
На наш взгляд, туристско-рекреационный кластер представляет собой особый тип территориально-отраслевой системы. Туристско-рекреационная кластерная система (ТРКС) — это территориально локализованная социально-экономическая система, представляющая собой комплекс взаимосвязанных субъектов туристско-рекреационной сферы и сопряженных отраслей, объединенных устойчивыми связями, синергия которых приводит к повышению эффективности функционирования совокупности в целом и ее отдельных предприятий. Для такой системы характерна сложная иерархическая структура и отношения взаимозависимости и взаимообусловленности между элементами.
Основными системообразующими признаками ту-ристско-рекреационной кластерной системы являются:
• наличие согласованной цели функционирования;
• подчиненность целей элементов цели функционирования кластерной системы;
• выполнение элементами своих функций исходя из целей кластера;
• наличие координирующего органа (формального или неформального);
• ориентация на конечный спрос;
• существование в рамках кластера четких договоренностей между участниками относительно их прав и обязанностей, алгоритмов взаимодействия, способов разрешения конфликтов, перераспределения затрат и прибыли, рисков;
• осуществление взаимодействия на длительной и взаимовыгодной основе.
Имманентность кластерного подхода в туристско-рекреационной сфере объясняется, с одной стороны, специфическими особенностями туристской деятельности и ее результата — туристского продукта, услуги, а с другой — значительными положительными эффектами, возникающими вследствие реализации кластерных проектов. Назовем ряд основных побудительных причин формирования кластерных систем в туристско-рекреационной сфере. 1. Технологическая специфика формирования и реализации туристского продукта, обусловливающая технологически связанный и комплементарный характер туристской деятельности. Взаимосвязи между участниками кластера представляют собой цепочки системы накопления стоимости. Кластерная структура обеспечивает развитие взаимодополняемости между видами деятельности участников кластера, а она, в свою очередь, направлена на создание покупательского спроса. М. Портер приводит в пример туристский бизнес, в котором «удовлетворенность гостей зависит не только от подачи первичных туробъектов (пляжей, исторических достопримечательностей), но и от уровня комфорта и сервиса в гостиницах данного региона, обслуживания в ресторанах, доступности и качества сувениров, от состояния аэропортов, транспортной
инфраструктуры и т. п.» [6, с. 279]. Следовательно, все участники кластера зависят друг от друга и плохая работа одного может негативно повлиять на успех другого.
2. Пространственная локализация туристского продукта. Ценность туристского продукта как для производителя, так и для потребителя начинает увеличиваться в тот момент, когда потребитель приезжает на место потребления услуги. Очевидно, что эффективность привлечения потенциальных туристов выше при осуществлении совместной деятельности, нежели индивидуальной.
3. Преимущества доступа и использования уникальных туристско-рекреационных ресурсов. В основе туристского продукта/услуги лежат туристские ресурсы (природные, культурно-исторические, санаторно-курортные и пр.). Они являются главным фактором, мотивирующим туристов к поездке, и представляют собой «ядро кластера». База локальных туристских ресурсов может рассматриваться в качестве одной из важнейших предпосылок для образования туристского кластера. Право пользования ресурсами, участвующими в формировании туристского продукта, распределено между большим количеством участников как в регионе, так и за его пределами, что может способствовать возникновению конфликтов интересов. Эта особенность предопределяет необходимость целенаправленных и активных действий по устранению потенциальных конфликтов и формированию основ эффективного взаимодействия, способствующих различным формам интеграции.
4. Маршрутная территориальная организация туризма. Важнейшая отличительная черта туристских кластеров от иных типов кластеров (производственных, агропромышленных и т. д.) — их маршрутная территориальная организация. Доминантой туристского кластера может быть как объект туристского интереса, так и объект инфраструктуры (например, средство размещения), но в любом случае главное условие развития туристского кластера состоит в наличии или появлении маршрутов и туристских потоков. Туристский маршрут и соответствующий ему туристский поток связывают объекты и превращают их из конкурирующих во взаимодействующие. Ярким примером возникающих туристских кластеров служит активизация туризма на территории в связи с тем или иным культурным событием. При этом географическая близость компаний и организаций, участвующих в создании и реализации туристского продукта, не просто важна, а обязательна.
5. Значительная доля малого и среднего бизнеса в формировании и обслуживании туристских потоков. Средний и малый бизнес формирует основу глобальной туристской отрасли и оказывает серьезное влияние на ее развитие. Большое количество субъектов, занятых в формировании и реализации туристского продукта, а также потребность потребителей в уникальном, сформированном персонально для них туристском продукте, обусловливают необходимость взаимодействия всех звеньев соответствующей цепочки.
Кластерная форма организации туристской деятельности позволяет ее участникам достичь основных
целей:
• удовлетворить потребности туристского рынка в туристских продуктах и услугах надлежащего качества;
• обеспечить сбалансированность связей между от- ^ дельными субъектами в цепочке создания стои- =п мости; х
• получить эффект от масштаба реализации; обе- ш спечить обучение персонала, исследование турист- х ского рынка, а также узкоспециализированные ис- ^ следования; ^
• получить выгоды от проведения единой рыночной стратегии, снизить расходы на продвижение ту- ^ ристского продукта; к
• добиться эффекта от совместного использования ^ инфраструктурных объектов; <
• обеспечить устойчивость контактов с финансово- ^ кредитными учреждениями на основе сформиро- ^ ванного имиджа кластерной структуры. ^ Отмеченные особенности определяют структуру и 2
особенности создания туристских кластеров. С точки зрения формирования структуры в туристско-ре-креационном кластере можно выделить два типа взаимодействий: вертикальные и горизонтальные. Горизонтальные связи предполагают функциональную интеграцию различных независимых участников в единое целое, например конкурирующих предприятий, занятых схожими видами деятельности (размещение, развлечения, транспорт и общественное питание), а также предприятий, ориентированных на один и тот же сегмент потребителей, но предлагающих отдельные компоненты продукта (например, дополнительные туристские услуги). Вертикальные связи предусматривают взаимодействие компаний, участвующих в различных этапах технологического цикла «поставщик—производитель—потребитель», где отношения среди партнеров выстраиваются таким образом, что результат деятельности одного из них является входом для другого в обмен на плату.
С позиции системного подхода структура ТРКС может быть представлена в виде совокупности основных подсистем, в основу выявления которых положен функциональный принцип, позволяющий объединить разнокачественные объекты в рамках гетерогенной системы в несколько подсистем, раскрывающих основные целевые функции ТРКС. Выделены следующие подсистемы:
• ресурсно-деятельностная, включающая локальные специфические туристско-рекреационные ресурсы (природные, культурно-исторические, социально-экономические активы), служащие основой формирования туристского продукта;
• производственная, обеспечивающая формирование туристского продукта и основной технологический цикл обслуживания (посредники, туристская инфраструктура);
• инфраструктурная, включающая производственную, рыночную, социальную компоненты, обеспечивающая связи между остальными подсистемами, общерегиональную среду, связи с внешней средой (объекты инфраструктуры);
• воспроизводственная (население и домохозяйства);
• управленческая, обеспечивающая выполнение функций управления и интеграции (субъекты управления предприятий, коллегиальные органы управления);
• инвестиционная, обеспечивающая инвестиционные процессы внутри кластерной структуры;
• инновационная (научно-исследовательские, научно-образовательные, проектные организации), обеспечивающая процессы обновления во всех элементах.
^ Взаимообратные связи всех подсистем способ-
1 ствуют их целостности. Внешние связи объединяют х их с другими кластерами, отраслями, надсистемами ш разного уровня. Каждая подсистема представлена ^ реальными объектами, хозяйствующими субъектами, х организациями различной формы собственности и их
2 объединениями, деятельность которых может быть ^ охарактеризована определенными качественно-ко-^ личественными показателями. Принципиальное от-к личие предлагаемого подхода к выделению функ-=Ц циональных подсистем в кластерной системе ту-^ ристско-рекреационного типа — включение в ее состав ^ инвестиционной и инновационной подсистем. Как ^ правило, эти целевые функции в сфере туризма рас-^ сматриваются как внешние по отношению к локаль-
3 ному туристскому кластеру (включаются в состав ТРКС регионального уровня), что представляется неверным и сводит понимание туристского кластера к традиционному межотраслевому комплексу, функционирующему на инерционной основе.
ТРКС могут различаться по масштабам деятельности, уровню развития, специализации, принципу формирования и функционирования.
В условиях высокой динамики туристского рынка и постоянно усиливающейся конкуренции локальные ТРКС различной специализации имеют тенденцию к кооперированию, осуществлению взаимодополняющей совместной деятельности, а также к партнерству с другими экономическими кластерами. В результате процесса взаимодействия локальных ТРКС формируется интегрированная экономическая структура более широкого масштаба деятельности: регионального (или отраслевого, если интеграция выходит за пределы региона) кластера. При этом ТРКС формирует горизонтальные полисистемные связи с сопряженными отраслями, научными институтами, общественными организациями, органами управления, финансовыми структурами, характеризуется взаимосвязанностью своих элементов в рамках территориальной целостности региона, что позволяет рассматривать туризм в качестве одной из отраслей региональной экономики.
Как известно, влияние отдельных экономических субъектов, в том числе кластерных, на экономическое окружение может быть различным и не всегда дает основание говорить о наличии полюса развития для территории. Туризм может вообще не оказывать никакого социально-экономического влияния, если результаты туристской деятельности, т. е. услуги и туристские продукты, не способны в силу разных причин удовлетворить потребности людей. ТРКС может рассматриваться в качестве значимого фактора роста и развития региональной экономики только в том случае, если динамика ее формирования и развития удовлетворяет ряду критериальных требований.
Как правило, выделяют следующие важные свойства, которыми должен обладать «полюс развития»:
• устойчивость, т.е. наличие устойчивого спроса на конечный продукт и его экономическая привлекательность;
• наличие ключевого звена: ядра, обеспечивающего мультипликативный эффект;
• способность к саморазвитию;
• инвестиционная привлекательность [11, с. 261]. Этот перечень может быть дополнен следующими
позициями:
• базирование на преимуществах экономико-географического положения региона с целью включения местных активов в процессы капитализации;
• наличие необходимых ресурсов, в том числе трудовых;
• инновационный характер деятельности; значительный мультипликационный эффект;
• обеспечение экологической безопасности и комфортности проживания местного населения;
• сбалансированное сочетание краткосрочной эффективности и возможностей долгосрочного экономического роста;
• наличие усиливающихся экономических и социальных эффектов для региона;
• достижение синергетического эффекта в результате комбинации различных направлений специализации.
С целью оценки значимости ТРКС для социально-экономического развития региона может быть сформирована система показателей, включающих совокупную оценку вклада ТРКС в ВРП, бюджетный эффект, показатели социального развития, показатели, характеризующие удовлетворение спроса, влияние на имидж территории. Так, деятельность туристского кластера Великого Новгорода «Красная Изба» оказала положительное влияние на увеличение туристских потоков: в период с 2000-го по 2009 г. число туристов возросло с 80 тыс. до 171 тыс. в год. В настоящее время туристский кластер объединяет 37 предприятий сферы размещения и питания, туристские фирмы, учреждения культуры, деятельность которых координируется административным советом. За время его функционирования возросла посещаемость музеев, а количество самих музеев увеличилось более чем в 2 раза. Прямой доход от туризма в Новгородской области в 2007 г. составил 764,18 млн руб. Кроме того, туризм стимулировал и косвенный доход, который составил более 1700 млн руб. [4].
Подводя итоги, отметим, что специфический характер формирования и функционирования большинства ТРКС не позволяет оказывать существенное влияние на региональное развитие без целенаправленной поддержки органов управления. В этом смысле целенаправленная помощь государства должна быть ориентирована в большей степени не на поддержку конкретных экономических субъектов, а на создание предпосылок и условий для формирования и развития туристско-рекреационных кластерных систем и обеспечивать возможность реализации тех мероприятий, осуществление которых не под силу ни отдельным субъектам хозяйствования, ни кластерным системам. Основная деятельность органов управления, направленная на повышение значимости ТРКС, может включать: создание площадок для взаимного диалога; мероприятия по поддержанию и развитию специализированной туристской инфраструктуры; формирование и реализацию интегрированной маркетинговой стратегии по продвижению туристских продуктов региона; формирование институциональной среды, обеспечивающей свободный обмен информацией, капиталами, услугами между участниками; реализацию мероприятий по развитию малого и среднего бизнеса; содействие развитию человеческого потенциала, адекватного современным требованиям; развитие инновационной среды; стимулирование интеграции ТРКС в региональные, межрегиональные и национальные общехозяйственные процессы.
Литература
1. Бабаев Б. Д., Боровкова Н. В., Казаков М. Г., Медведева М. В., Новиков А. И. Кластерный подход и регио-
нальные точки экономического роста: теоретико-методологические аспекты / Под общей ред. В. Д. Бабаева. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2009. 312 с.
2. Александрова А. Ю. География туризма: Учебник / Колл. авторов; Под ред. А. Ю. Александровой. 3-е изд., испр. М.: КНОРУС, 2010. 592 с.
3. Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. 304 с.
4. Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Тр. V Междунар. научн.-практ. конф. МГУ им. М. В. Ломоносова, географ. ф-т (Москва, 28-29 апр. 2010 г.). СПб.: Д.А.Р.К., 2010. 708 с.
5. Управление развитием туризма в регионе: Опыт реализации Стратегии Республики Карелия / Ин-т экономики КарНЦ РАН; Под общ. ред. Ю. В. Савельева, О. В. Толстогузова. Петрозаводск: Изд-во Карельск. науч. центра РАН, 2008. 141 с.
6. Портер М. Конкуренция: исправленное издание / Пер. с англ. О. Л. Пелявского, А. П. Уриханяна, Е. Л. Усенко, И. А. Шишкиной. М.: Вильямс, 2005. 602 с.
7. Monfort M. V. M. Competitividad y factores críticos de éxito tn en la "hotelería de litoral": experiencia de los destinos turísti- ° cos Benidorm y Peñíscola (Doctoral Dissertation, Universidad ° de Valencia, Espanha, 2000). Retrieved September 2, 2003. £ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.etour. cl se/dounload. (Дата обращения — 08.05.2011). g
8. Тарасенок А. И. Геоэкономика туризма: Учеб. пособие. х Минск: Новое знание; ИНФРА-М, 2011. 272 с. g
9. Nordin S. Tourism Clustering and Innovation: Path to Eco- =c nomic Growth and Development / European Tourism Re- 2 search Institute. MID - Sweden University. Osternsund, ® Sweden. P. 19. Retrieved May 4, 2004. Режим доступа: ^ http:// www.etour.se/download.
10. Митрофанова А. В. Региональный туристский кластер как m форма пространственной организации туризма: Автореф. ^ дис. ... канд. геогр. наук. Калининград, 2010. 24 с. ^
11. Рохчин В. Е., Жилкин С. Ф., Знаменская К. Н. Страте- ^ гическое планирование развития городов России: сис- § темный подход. 2-е изд., перераб. и доп. Тольятти: ТГУ, 2010. 448 с.
Восстановление земельных ресурсов в угледобывающих районах Красноярского края: экономическая оценка
Land resources restoration in the coal mining district of Krasnoyarskiy krai: economic assessment
УДК 332.7
Зеньков Игорь Владимирович
профессор Сибирского государственного технологического университета, кандидат технических наук, доцент 660049, г Красноярск, пр. Мира, д. 82
Zenkov Igor Vladimirovich
660049, Krasnoyarsk, pr. Mira, 82
Кардашова Екатерина Викторовна
аспирант Сибирского государственного технологического университета 660049, г. Красноярск, пр. Мира, д. 82
Kardashova Ekaterina Viktorovna
660049, Krasnoyarsk, pr. Mira, 82
В работе изложены тенденции в сокращении площади продуктивных земель сельскохозяйственного назначения под влиянием техногенных и биологических факторов на территории Красноярского края. Приводятся результаты экономической оценки эффективности земледелия на территориях, смежных с горными отводами угольных разрезов. Сделан вывод о целесообразности комплексного подхода к восстановлению пахотных угодий в районах с добычей угля открытым способом и одновременным обеспечением деловой древесиной крупного предприятия по ее глубокой переработке.
The article presents the tendencies of productive agricultural lands area decrease due to production induced and biological factors in Krasnoyarsk region. Results of an economic estimation of efficiency for agriculture in territories, adjacent with mountain allotment of coal cuts are resulted. In makes a conclusion about the expediency of integrated approach to the restoration of cropland in the open-cut coal mining districts and simultaneous provision of large log processing plant with industrial wood for its advanced processing.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, пахотные угодья, восстановление земель, экономический анализ, региональная экономическая задача
Keywords: agro industrial complex, cropland, land restoration, economic analysis, regional economic task
Основой экономического роста Красноярского края являются крупные промышленные предприятия топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, расположенные в его центральном секторе [1; 2]. В условиях рыночной экономики в использовании земельных ресурсов края в новом свете обнажились хозяйственные проблемы, существовавшие в бывшем СССР и не получившие должного отражения в [Там же]. В комплекс таких проблем входят: 1) сокращение площади продуктивных земель сельскохозяйственного назначения под воздействием техногенных и биологических факторов в центральном, наиболее освоенном секторе края, приводящее к снижению технико-экономических показателей предприятий АПК;