Научная статья на тему 'Туристско-рекреационная деятельность: терминологический аспект'

Туристско-рекреационная деятельность: терминологический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3110
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИЯ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ОТДЫХ / САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ДЕЛО / УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севрюков Иван Юрьевич, Таскаев Евгений Николаевич

В статье обобщаются подходы к толкованию понятий, связанных с рекреационно-туристской деятельностью. Акцент сделан на содержании дефиниции «рекреация», которая рассматривается авторами как сложная социально-экономическая категория, включающая в себя деятельность по организации свободного времени, восстановлению жизненных сил человека через реализацию ряда функций, путем предоставления на рынок многообразных рекреационных продуктов и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туристско-рекреационная деятельность: терминологический аспект»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

• на поддержку начинающих фермеров - предусмотрено 3200 млн. рублей, доведено на лицевые счета по переданным полномочиям территориальных органов Федерального казначейства 3194,49 млн. рублей.

• на развитие семейных животноводческих ферм - предусмотрено 3075,0 млн. рублей, доведено на лицевые счета по переданным полномочиям территориальных органов Федерального казначейства 3067,5 млн. рублей.

• на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования - предусмотрено 7618,7 млн. рублей.

• на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения - предусмотрено 50 млн. рублей.

• на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы - предусмотрено 400 млн. рублей.

В настоящее время поддержка малого бизнеса, по сути, является своеобразной формой соцзащиты. Большинство мер господдержки подразумевают раздачу денег или льгот, что, в свою очередь, ведет к распространению ответной благодарности со стороны облагодетельствованных, проявляемой в таких формах, как лояльность на выборах или откаты. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ.

2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009).

3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ (в редакции 93-ФЗ от 20.04.2015).

4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Постановление Правительства от 14 июля 2012 года №717.

5. Ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров на период 2012—2014 годов».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

© И.М.Морозова, 2015

УДК 338.48

Севрюков Иван Юрьевич

ассистент кафедры Сервиса и ОКД НГУЭУ, г. Новосибирск, РФ

E-mail: [email protected] Таскаев Евгений Николаевич аспирант НГУЭУ, г. Новосибирск, РФ E-mail: [email protected]

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

В статье обобщаются подходы к толкованию понятий, связанных с рекреационно-туристской деятельностью. Акцент сделан на содержании дефиниции «рекреация», которая рассматривается авторами как сложная социально-экономическая категория, включающая в себя деятельность по организации

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

свободного времени, восстановлению жизненных сил человека через реализацию ряда функций, путем предоставления на рынок многообразных рекреационных продуктов и услуг.

Ключевые слова

Туризм, рекреация, рекреационный продукт, отдых, санаторно-курортное дело, услуги.

В отечественной и зарубежной литературе понятие «рекреация» до сих пор трактуется по-разному. Рекреация является одним из основных объектов исследования таких наук, как рекреационная география, рекреалогия, туризм, рекреационное природопользование, курортология. В связи с этим следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности, что объясняется рядом причин.

Во-первых, отсутствие единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах имеет место различное официальное понимание и толкование понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга.

Во-вторых, отсутствие в России единой законодательной базы, точно определяющей основные понятия, связанные с рекреацией и индустрией досуга.

В-третьих, существует тесная взаимосвязь понятий. В силу различных причин такие понятия, как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг трудноразделимы для целей анализа [5].

В США в конце 90-х гг. XIX века в научной литературе термин «рекреация» появился как результат введения нормированного рабочего дня, двух выходных, летних отпусков. Поэтому под рекреацией подразумевались восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности.

В отечественной литературе советского периода первоначально преобладало толкование рекреации как синонима отдыха за пределами места жительства.

В последнее время наметился переход к новому видению рекреации. Рекреация трактуется как:

- расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных);

- любая игра, развлечение и т.п., используемые для восстановления физических и умственных сил;

- наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;

- перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды.

Из вышесказанного следует, что рекреация всецело относится к досугу и представляет собой деятельность в течение дискреционного (свободного) времени, направленную на восстановление жизненных сил организма. Часть этой рекреационной деятельности осуществляется вне обычной среды обитания. В результате, путешествие, оздоровление и отдых на курорте становятся важными компонентами, определяющими эту форму рекреации, относящуюся к туризму и курортному делу.

Таким образом, рекреация является подсистемой свободного времени, включающей рекреацию, как не связанную, так и связанную с выездом с постоянного места жительства человека.

В настоящее время выделяют следующие функции рекреации: социально-культурные, экономические, медико-биологические [3].

Социально-культурные функции являются ведущими функциями рекреации. Культурные, или духовные, потребности познания окружающего мира и места в нем, смысла и назначения своего существования.

Экономические функции направлены на простое и расширенное воспроизводство рабочей силы.

Медико-биологическая функция предполагает санаторно-курортное лечение и оздоровление, путём поездки на курорт.

Вместе с тем успех предприятий рекреационной сферы на рынке услуг определяется, в первую очередь, привлекательностью предлагаемого продукта. Термин «продукт» отражает качество или суть конкретных и абстрактных вещей (например, пища, приготовленная поваром ресторана или услуги гида, знакомящего туриста с данной местностью или музеем). В рекреации результат деятельности сводится к рекреационному

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

продукту. Но рекреационный продукт представляет собой совокупность весьма сложных разнородных показателей:

- природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт, географическое положение и прочее);

- оборудование (средства размещения, ресторанное хозяйство, связь, оборудование для отдыха, занятий спортом, медицинское оборудование и т. д.);

- возможности передвижения.

Все перечисленные составляющие рекреационного продукта являются фактором, который влияет на возникновение мотивации путешествия у рекреанта.

Под рекреационным продуктом следует понимать реализуемую по совокупной цене, предварительно реализованную рекреационную услугу, в состав которой входят следующие услуги: перевозка; размещение; иные услуги в рекреационной сфере, связанные с проведением досуга, лечением и другие услуги. Данное определение фактически отражает восприятие рекреационного продукта производителями, для которых рекреационный продукт - это конкретный вид предоставляемых услуг [4].

Иное восприятие рекреационного продукта присуще потребителям, рекреанты понимают рекреационный продукт более широко, чем производители. Для них рекреационный продукт - это комплекс услуг, реализуемых в путёвке. В свою очередь санаторная путёвка, есть специфические услуги, которые проявляются во время получения лечебных процедур, в виде улучшения здоровья, отдыха, хорошего настроения, ознакомления с природными и другими достопримечательностями.

Следовательно, рекреационный продукт - это совокупность (комплекс) вещественных (предметов потребления), невещественных (в форме услуги) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей рекреантов и подлежащие оплате с их стороны.

Необходимо отличать рекреационный продукт от рекреационной услуги. Основное отличие состоит в том, что рекреационная услуга может быть куплена и потреблена на месте её производства, а рекреационный продукт может быть приобретён и по месту жительства, но потреблён только в месте производства рекреационных услуг. Поэтому, приобретая путёвку, клиент ещё не приобретает рекреационные услуги, хотя уже и заплатил деньги, но приобретает гарантии отдыха. Фактически рекреационные услуги - это составная часть рекреационного продукта [3].

Специфика рекреационных услуг как сервисной сферы характеризуется общими для этой сферы особенностями, которые выделяют ее из материального производства. К ним относятся: неосязаемость, изменчивость качества, неотделимость от источника производства, неспособность к хранению. Специфические черты рекреационных услуг обусловлены историческим развитием курортной системы России.

Из выше сказанного, следует, что рекреационный продукт представляет собой специально организованную программу деятельности и обслуживания, реализуемую на рекреационном рынке, для удовлетворения потребностей рекреанта в восстановлении утраченных сил путем кратковременного изменения места своего проживания или на месте с целью лечения, отдыха, развлечений, получения новых впечатлений и познавательной целью, за предоставленные им средства.

В свою очередь, сфера собственно рекреационного продукта является подсистемой более крупного структурного образования — сферы отдыха (досуга), в состав которого входят услуги учреждений культуры, спортивных, зрелищных и развлекательных предприятий, которые, имеют рекреационное значение, но при этом обладают значительной отраслевой спецификой [6].

Такое понимание содержания рекреационного продукта обусловливает возможность отнесения его к сфере туризма. При этом большая часть туризма является рекреационной по своей природе. Поэтому в классификации видов туризма, в зависимости от цели путешествия существует рекреационный туризм, целью которого, как и рекреационного продукта, является отдых и лечение.

Рекреационный продукт ориентирован непосредственно на потребителя и учёт его индивидуальных потребностей. Поэтому рекреация, как сектор экономики играет активную роль в формировании рыночного пространства, охватывающего многие сферы и отрасли, которые прямо или косвенно участвуют в создании рекреационного продукта. Чем выше уровень жизни в стране, тем больше потребность в рекреационном продукте у населения, а значит, возникают объективные условия для развития этого сектора экономики.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

Экономическая значимость рекреации заключается в создании новых рабочих мест и занятости населения, за счёт рекреационного обслуживания непосредственно в этой отрасли и занятость в отраслях, связанных с рекреацией косвенно. Рекреация сберегает общественно необходимое время, повышается способность людей к труду, увеличивается продолжительность периода сохранения работоспособности.

Существенное влияние развитие рекреационной сферы оказывает на транспорт и транспортную инфраструктуру. Это влияние неоднозначно. С одной стороны, увеличение потоков рекреантов влечёт за собой рост объёмов перевозок. В то же время существенно изменяются требования, предъявляемые к транспорту: скорости перемещения, безопасности, комфортности, качеству и количеству дорожных сетей. С другой стороны, требования сохранения экологической чистоты рекреационных территорий вызывают либо необходимость сокращение транспортных потоков, либо экологизации транспорта.

В последние годы увеличилось количество людей, пользующихся услугами санаторно-курортных организаций и других организаций данной сферы, что свидетельствует о возрастающей роли санаторно -курортных и рекреационных услуг. Но произошло снижение спроса со стороны иностранных граждан, что приводит к осложнению экономической и социальной ситуации в сфере рекреации.

Один из путей выхода отрасли из кризисного состояния - приведение к соответствию мировым стандартам качество и цены рекреационного продукта, модернизация материально -технической базы туризма.

Помимо чисто экономических выгод рекреация несет и значительные социальные и культурные выгоды. Речь идет о влиянии рекреации на оздоровление населения, роста культурной и общей просвещенности, роста взаимопонимания между людьми и другое. Таким образом, социально-культурные функции являются ведущими функциями рекреации, они предполагают развитие духовного (культурного, интеллектуального, эстетического) развития, а также познание и общение.

Социальная направленность рекреации в широком смысле реализуется тогда, когда потребитель с его интересами стоит в центре, поскольку определяющим в системе рекреации является потребительское начало. Основой и предпосылкой существования рекреационных услуг являются рекреационные потребности, наличие свободного времени и материальные возможности, а также обладание людей свободой передвигаться из одного места в другое. Социальный характер рекреации обеспечивается через достаточно высокий платежеспособный спрос, который во многом определяется доходом семьи.

Экономический кризис вызвал падение реальных доходов россиян, повышение цен на рекреационный продукт и как следствие этого падение платёжеспособного спроса на услуги предприятий рекреационной сферы. Рекреационный сектор весьма чувствителен к изменениям, происходящим в экономике, так как соотношение темпов инфляции и роста доходов населения определяет величину совокупного спроса на рекреационный продукт [7].

На сегодняшний день сфера туризма и рекреации не являются ведущими отраслями в национальной экономике страны, но в последние годы они становятся всё более актуальными. Восстребованность и необходимость развития туризма и рекреации определяется, прежде всего, разнообразием ландшафтных достопримечательностей и памятников природы и истории. Поэтому рассмотрение туристско-рекреационной индустрии как инструмента социально-экономического развития должно базироваться на региональной политике природопользования, и требует проведения организационных мероприятий по регулированию рекреационной деятельности. А также проведение исследований малоизученных территорий и субъектов Российской Федерации, не имеющих большой туристской популярности, но используемые исключительно как территории для отдыха местного населения.

Список использованной литературы:

1. Алимпиева А.С. Особенности современного маркетинга территорий // Наука XXI века: опыт прошлого -взгляд в будущее: Международная научно-практическая конференция. - Омск, 2015. С. 162-166.

2. Архипов А.Е. Модель контурного пакетирования как основа формирования конкурентомобильности санаторно-курортного комплекса // Российское предпринимательство. - 2011. - №9-2. С. 110-114.

3. Архипов А.Е., Севрюков И.Ю. Маркетинговые аспекты формирования многоконтурного санаторно-курортного продукта // Проблемы современной экономики. - 2013. - №3 (47). С. 269-272.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№10/2015

ISSN 2410-700Х

4. Аршинова А.Н., Мещеряков И.В. Особенности формирования отечественных санаторно-курортных комплексов // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: Международная научно-практическая конференция: в 16 частях, 2015. С. 13-15.

5. Климова Э.Н., Таскаев Е.Н. Принципы функционирования санаторно-курортных комплексов в современных экономических условиях // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: Международная научно-практическая конференция: в 16 частях, 2015. С. 86-88.

6. Нюренбергер Л.Б. Подходы к развитию региональных рекреационно-туристских систем // Инновации в современном мире: Международная научно-практическая конференция. - Москва, 2015.

7. Нюренбергер Л.Б. Современные тенденции формирования туристско-рекреационного спроса населения // Труд и социальные отношения. - 2009. - №6. С. 34-37.

© И.Ю. Севрюков, Е.Н. Таскаев, 2015

УДК 332.012.2+332.1

Серков Леонид Александрович

канд.физ.-мат.наук, доцент УрИБ, г.Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМ ДИНАМИЧЕСКИХ СТОХАСТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ

Аннотация

Приведен критический анализ достоинств и недостатков динамических стохастических моделей общего экономического равновесия (DSGE-моделей), широко используемых в настоящее время при моделировании макроэкономических процессов. Рассмотрены возможные пути и направления устранения недостатков DSGE-моделей - использование гипотезы ограниченной рациональности, отказ от репрезентативности агентов, и др.

Ключевые слова

DSGE-модели, рациональные ожидания, ограниченная рациональность, множественные равновесия.

В последнее время важное место в анализ макроэкономически процессов занимают динамические сто хастические модели общего экономического равновесия (DSGE-модели).

Данный тип моделей стал результатом нового неоклассического синтеза и комбинирует лучшие идеи двух современных школ экономической мысли: неоклассиков и неокейнсианцев. Однако помимо теоретической ценности данные модели приносят большую пользу и в практических целях, подтверждением чего является повсеместное использование данного инструментария центральными банками многих стран мира: Канады [8], Великобритании [5], США [3], Швеции [1], и др.

Новая программа исследований с самого начала строила DSGE-модели для решения практических эмпирических вопросов. Кюдланд и Прескотт [6], например, использовали DSGE-модели, чтобы показать, что неоклассическая модель, основанная исключительно на реальных технологических шоках, может объяснить значительную долю флуктуаций экономического цикла в США. Отсюда и раннее название направления: модели реального делового цикла (RBC - модели). Более поздние работы, однако, расширили этот подход и позволили ввести в модели богатые демографические структуры, несовершенную конкуренцию, жесткие цены (и, таким образом, реальные эффекты монетарных шоков) и многое другое. Так появились неокейнсианские модели, которые в отличие от моделей реального делового цикла, основываются, по крайней мере, на двух важных предпосылках: о монополистической конкуренции на товарном рынке и номинальной жесткости цен. Реализация данных предпосылок приводит к тому, что в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.