_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_
Проведенные исследования способствовали формированию направлениий активизации и совершенствования развития организационно-экономической деятельности предприятий оптовой торговли, в частности: создание новых организационных структур оптовой торговли; расширение разветвленной структуры оптовых посредников по функциональному назначению, размерам, специализации, зоной деятельности, организационно-правовыми формами хозяйствования; развитие конкурентной среды в торговле; формирование современной складской сети и оптимизация товарных запасов; развитие оптовых рынков; расширение и совершенствование инфраструктуры предприятий оптовой торговли. Список использованной литературы:
1. Голошубова Н.О., Торопков В.М. Оптова торпвля: оргашзащя та технолопя: Навч.пошбник. - К.: Кшв.нац.торг.-екон.ун-т, 2005. -265 с.
2. Апопш В.В, Мщук 1.П., Ребицький В.М. Оргашзащя торпвлк Щцручник; 2-ге вид., доп. та перероб. - К.: Центр навчально! лггератури, 2005 - 616 с.
3. Торопков В.М. Тенденци структурних змш у сферi оптово! торгiвлi споживчими товарами // Вюник КНТЕУ. - 2005. - №5,120 с.
© Тришкина Н.И., 2016
УДК 338.482.22
Ульрих Юлия Александровна
магистрант НГУЭУ г. Новосибирск, РФ E-mail: [email protected]
ОСНОВЫ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ В ТУРИЗМЕ
Аннотация
Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход служит средством достижения цели активизации деятельности региональных предприятий различных отраслей экономики. Целью данного подхода является удовлетворение растущих потребностей в качественных туристских услугах.
Ключевые слова
Туристский кластер, кластерный подход, региональный туризм.
Кластерный подход в туризме заключается в предпринимательском подходе к турбизнесу и рекреационному развитию, организации объектов сервиса, инфраструктуры. Рекреационное развитие, как развитие территории посредством создания проектов предприятий туризма и рекреации, заключается в переходе от создания единичных объектов к формированию их связанной совокупности в форме кластеров.
Согласно основоположнику кластерного подхода М. Портеру, в основе кластерного подхода в рыночных условиях лежит два принципа - кооперация и конкуренция. Главный тезис М. Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках [5, с. 116].
Теорию М. Портера адаптировал непосредственно к сфере туризма М. Монфорд, определиливший основные аспекты кластерного подхода в туризме:
- туристические услуги, предлагаемые предприятиями индустрии гостеприимства;
- впечатления (общий образ территории, тур.услуги), которые стали результатом проведенного отпуска или отдыха;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_
- многоаспектное взаимовыгодное взаимодействие предприятий в смежных отраслях, связанных с оказанием услуг по проживанию, питанию, экскурсионному обслуживанию и пр.;
- транспортная инфраструктура и доступность информации о турпродукте и туристической территории;
- информационно-ознакомительные услуги, а также продвижение территории на туристическом рынке;
- природно-рекреационные ресурсы и региональная институциональная политика и др. [4, с. 376].
Основанное на базовых аспектах формирования кластеров в туриндустрии, определение цели
создания туристских кластеров заключается в таких положениях, как: повышение конкурентоспособности территории на туристическом рынке; увеличение туристического потока в регион; увеличение объема инвестиций в сферу туризма и др.
Для реализации цели служат такие средства, как: активизация взаимодействия между участниками туристической отрасли; повышение эффективности работы предприятий и организаций, входящих в туристский кластер; развитие существующих и создание новых направлений в туризме; внедрение инновационных технологий [6, 116].
При рациональном использовании средств и достижении цели результатами (решениями) реализации кластерного проекта в туризме выступают приоритетное развитие в регионе въездного и внутреннего туризма; рациональное использование существующего природного потенциала туристического региона; развитие конкурентоспособного туристического комплекса на территории региона; поддержка развития в туристической сфере среднего и малого бизнеса (предпринимательства); разработка маркетинговой стратегии продвижения туристских продуктов и создание благоприятного имиджа территории как туристического региона; привлечение внебюджетных источников финансирования для строительства новых и реконструкции существующих туристических объектов; формирование современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы туризма; создание инвестиционных площадок для реализации механизмов государственно-частного партнерства и развития малого и среднего турбизнеса [2, с. 9].
Согласно М. Монфорду, цетральным объектом формирования туристского кластера выступает или объект инфраструктуры, или объект туристского интереса, но главным условием формирования туристского кластера является создание маршрутов и туристских потоков. Примером возникающих туристских кластеров является активизация туризма на территории в связи с культурным событием, вызывающим событийные туристские потоки.
Таким образом, суть теории кластерного развития состоит в выделении принципиально нового структурного элемента в совокупности субъектов конкуренции, где кластеры представляют собой новый и дополнительный способ организации экономики. Туристский кластер - это совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, расположенных на одном или нескольких участках территории [1, с. 270].
Центральное понятие кластера - туристские ресурсы. Определение и изучение видов, специфики существующих ресурсов обусловливает спрос на туристические продукты и, следовательно, формирует и поддерживает всю туристическую инфраструктуру. Именно идентификация туристических ресурсов позволяет определить необходимые элементы кластера, а уникальность ресурсов влияет на специфику кластера, процесс его формирования и разработку основных тур. продуктов.
Конкурентоспособность туристского кластера формируется при эффективном использовании коллективных возможностей создания туристской услуги и способствует развитию предприятий туриндустрии и развитию предприятий смежных отраслей. Результат создания туристского кластера выражается в диверсификации и углублении специализации туристских продуктов, реконструкции, обновлению и совершенствованию используемой инфраструктуры [3, с. 278].
Результатом создания кластера является формирование новых моделей производственного процесса и организации, обмен технической и иной рыночной информацией, выработка общей маркетинговой компании. Взаимодействие и синергия, появившаяся в результате совместных действий, имеет явное
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х
преимущество перед изолированно работающими компаниями. Список использованной литературы:
1. Архипов А.Е., Севрюков И.Ю. Маркетинговые аспекты формирования многоконтурного санаторно-курортного продукта // Проблемы современной экономики. - 2013. - №3 (47). С. 269 - 272.
2. Егорова Н.Н., Нюренбергер Л.Б. Социально-экономическая природа туризма: российская специфика // Транспортное дело России. - 2008. - №2. С. 7 - 9.
3. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / под ред. Перского Ю.К., Калюжновой Н.Я. - М.: ТЕИС, 2003. С. 472.
4. Кострюкова, О. Н., Карпова, Е. Г. Методы идентификации туристских кластеров в системе регионального туризма // Проблемы современной экономики. 2011. №4 (40). С. 374 - 378.
5. Лаврикова, Ю. Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в экономическом пространстве региона. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. С. 232.
6. Нюренбергер Л.Б. Подходы к развитию региональных рекреационно-туристских систем // Инновации в современном мире: сборник статей Международной научно-практической конференции. - М.: ЕФИР, 2015. С.114 - 118.
© Ульрих Ю.А., 2016
УДК 330.322.4
Э.Р. Файзуллина
магистрант 2 курса факультета экономики и управления Оренбургский государственный университет Научный руководитель: Т.И. Валишевская к.э.н., доцент кафедры «Экономического управления организацией»
Оренбургский государственный университет Г. Оренбург, Российская Федерация
СУЩНОСТНОЕ ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В статье анализируется сущность инвестиционного потенциала, понятие его различными авторами. Рассматриваются оптимальные экономические условия для привлечения инвестиций в экономику Оренбургской области. Предложены мероприятия, направленные на улучшение инвестиционного потенциала и усиление инвестиционной привлекательности области.
Ключевые слова:
инвестиции, инвестиционный потенциал, инвестиционная привлекательность области.
В настоящее время для ряда регионов России инвестиции играют значительную роль в эффективном ведении хозяйства как на микро- , так и на макроуровне, и огромное значение имеет в данном отношении потенциал, который характеризует возможности инвесторов, вкладывающих средства. Инвестиционный потенциал - важнейший показатель инвестиционного процесса, который во многом обуславливает принятие финансовых и управленческих решений. Управление инвестиционным потенциалом региона в данный момент времени является одной из важнейших задач российской экономики. Для ее решения необходимо определиться с понятием «инвестиционного потенциала».
По мнению В. И. Афонина, Л. С. Валинуровой и О.Б. Казаковой инвестиционный потенциал -