ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012
властно» [7, с. 356]. Крижанич убедительно проводил мысль о самостоятельности Русского государства и его богоизбранности, о том, что слава и величие России возникли по особому Промыслу Божию, предопределившему Русскому государству самостоятельное развитие [7, с. 393].
Таким образом, взгяды Юрия Крижанича на самодержавие в основном находятся в тесной связи с идеями, которые были характерны для русской общественно-политической мысли второй половины XVII в. Как отмечает Л. Н. Пушкарев, Крижанич — это звено между русской и славянской общественной мыслью. В своих трудах он старался политически обосновать русское самодержавие [3, с. 236]. И хотя в истории общественно-политической мысли Кри-жанич и стоит особняком, он все же занимает определенное место. С позиций западноевропейского ученого мужа Крижанич выступил с критикой современного ему русского общества и государственного строя. Он составил программу преобразований, в которых, по его мнению, нуждалось Русское государство. Но программа реформ его не была принята, его призывы к Алексею Михайловичу не были услышаны, и идеи Крижанича не были подхвачены и воплощены в жизнь.
Библиографический список
1. Диянов, К. С. Украинское и белорусское влияние в России в царствование Алексея Михайловича : Епифаний Славинец-кий и Симеон Полоцкий / К. С. Диянов, Е. В. Скрипкина, Ю. А. Сорокин // Традиции экономических, культурных
и общественных связей стран Содружества (история и современность) : межвуз. сб. науч. тр. — Вып. 4 ; под ред. А. П. Толочко. — Омск : Изд-во ОмГУ, 2010. — 274 с.
2. Пушкарев, Л. Н. Юрий Крижанич / Л. Н. Пушкарев. — М. : Наука, 1984. - 212 с.
3. Пушкарев, Л. Н. Общественно-политическая мысль России (вторая половина XVII в.). / Л. Н. Пушкарев. — М. : Наука, 1982. - 287 с.
4. Талина, Г. В. Самодержавное царство первых Романовых / Г. В. Талина. — М. : Социально-политическая МЫСЛЬ, 2004. — 328 с.
5. Крижанич, Ю. Политика / Ю. Крижанич. — М. : Наука, 1965. — 735 с.
6. Вальденберг, В. Государственные идеи Крижанича / В. Вальденберг. — СПб. : Типография А. Бенке, 1912. — 343 с.
7. Крижанич, Ю. Русское государство в первой половине XVII века : Рукопись времен царя Алексея Михайловича / Ю. Крижанич. — М. : Тип-я Александра Семена, 1859. — 649 с.
СКРИПКИНА Елена Владимировна, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой общественных наук Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского, филиал в г. Омске, докторант кафедры дореволюционной отечественной истории и документоведения Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.09.2012 г.
© Е. В. Скрипкина
уДК 346.544.42 б. К. СМАГУЛОВ
Л. о. ШТРИПЛИНГ И. Е. КАРАСЁВ
Омский государственный институт сервиса
ТУРИСТСКИЕ СТАНДАРТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1990-2011 гг.)_____________________________________________
В статье анализируются тенденции в применении российских стандартов в сфере туризма в 1990-е — 2011 гг. в связи с изменениями в установках государства на принципы применения нормативных документов по стандартизации. В анализе уделяется внимание и влиянию на данный вопрос международных тенденций в развитии мировой туристской индустрии, которое связано с распространением в туризме международных стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО).
Ключевые слова: туристские стандарты, национальные стандарты, туристские услуги, средства размещения, обязательные требования национальных стандартов.
Цель данной статьи — выявить основные тенденции в применении внутрироссийских туристских стандартов в России в обозначенный хронологический период1.
Вопрос о необходимости разработки государственных туристских стандартов был поставлен в Российской Федерации в начале 1990-х гг. При этом до указанного времени в российской научно-техничес-
кои литературе использовалось понятие «нормативнотехнический документ» (НТД). С начала 1990-х гг. слово «технический» было исключено из этого термина, поскольку объектом государственной стандартизации стал ряд нетехнических услуг (культуры, спорта, медицины), в том числе и туристские услуги.
В 1994 г. в России были приняты несколько внутри-российских государственных туристских стандартов:
1) ГОСТ Р 50681 —94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»;
2) ГОСТ Р 50644 — 94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;
3) ГОСТ Р 50690 — 94 «Туристские услуги. Общие требования»;
4) ГОСТ Р 50645 — 94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».
Кроме указанных внутрироссийских государственных туристских стандартов в России к 1994 г. действовал лишь один стандарт по туризму, разработанный и принятый еще в СССР, а именно ГОСТ 28681.0 — 90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения».
К середине 1990-х гг. в России действовало пять государственных туристских стандартов. В 1998 г. в России принят очередной государственный стандарт — ГОСТ Р 51185 — 98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», а в 2000 г. вместо ГОСТ Р 50690 — 94 «Туристские услуги. Общие требования» был принят обновленный ГОСТ Р 50690 — 2000 «Туристские услуги. Общие требования».
Таким образом, к началу 2000-х гг. в России действовало пять государственных туристских стандартов и один межгосударственный стандарт СНГ по туризму. Все туристские стандарты носили обязательный для исполнения характер.
В конце 2002 г. в России был принят Федеральный закон РФ «О техническом регулировании», который установил новое правовое положение туристских стандартов. В подзаконных нормативно-правовых актах это новое положение стандартов было конкретизировано. Так, 27 июня 2003 г. было принято постановление № 63 Госстандарта России «О национальных стандартах Российской Федерации». В п. 1 этого постановления говорилось: «Со дня вступления в силу (1 июля 2003 г. — Авт.) Федерального закона РФ «О техническом регулировании»: а) признать национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. с сохранением для государственных стандартов обозначения «ГОСТ Р», предусмотренный ГОСТ Р 1.5 — 92 «Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»; б) впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов осуществлять применение действующих государственных и межгосударственных стандартов в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании» [1, с. 10]. Но конкретно эти обязательные требования относительно стандартов не указывались.
30 января 2004 г. принято новое постановление № 4 Госстандарта России «О национальных стандартах Российской Федерации», в котором были обозначены обязательные требования: «Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат исполнению только в части, соответствующей целям: а) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; б) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей» [2, с. 33].
В начале 2000-х гг. в России был поставлен вопрос о необходимости пересмотра действовавших на тот момент туристских стандартов. В итоге к 2007 г. на уровне Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии была разработана «Перспективная программа стандартизации в области туризма, гостиничного бизнеса и общественного питания на 2008 — 2011 гг.» [3]. В указанном документе было запланирован пересмотр ряда туристских стандартов (например, ГОСТ Р 50644 — 94, ГОСТ Р 50681 —94 и др.), а также возможность разработки и принятия новых туристских стандартов [3]. В результате в период с 2008 по 2010 гг. в России было утверждено семь национальных туристских стандартов, из которых четыре стандарта были разработаны и приняты впервые (ГОСТ Р 53423 (ИСО 18513), ГОСТ Р 53522, ГОСТ Р 53997, ГОСТ Р 53998), а три оставшихся стандарта (ГОСТ Р 50644, ГОСТ Р 50681, ГОСТ Р 51185) представляют собой пересмотренные варианты прежних государственных туристских стандартов, принятых в 1994 и 1998 гг.
В настоящее время на территории России действуют следующие внутрироссийские национальные туристские стандарты [4—11]:
1) ГОСТ Р 50690 — 2000 «Туристские услуги. Общие требования», разработанный ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ВНИИС) и Государственным комитетом по физической культуре, спорту и туризме и введенный в действие Приказом Госстандарта России от 16 ноября 2000 г. № 295-ст. вместо ГОСТ Р 50690 — 94;
2) национальный стандарт ГОСТ Р 51185 — 2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», разработанный Закрытым акционерным обществом «ОТЕЛЬ ЭКСПЕРТ» вместо ГОСТ Р 51185 — 98, утвержден и введен в действие Приказом № 518-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г.;
3) ГОСТ Р 50644 — 2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов». 15 декабря 2009 г. издан Приказ № 773-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростхрегулирование), по которому вместо прежнего национального стандарта ГОСТ Р 50644 — 94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» на территории России с 1 июля 2010 г. был введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 50644 — 2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов». Данный национальный стандарт разработало ОАО «ВНИИС», Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ при участии Федерального агентства по туризму;
4) национальный стандарт ГОСТ Р 53423 — 2009 (ИСО 18513:2003) «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения» утвержден и введен в действие Приказом № 496-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 ноября 2009 г. Данный туристский стандарт был разработан ЗАО «ОТЕЛЬ ЭКСПЕРТ» на основе международного стандарта ИСО 18513: 2003 «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Терминология»;
5) национальный стандарт ГОСТ Р 53522 — 2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012
положения», разработанный Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации», Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ при участии Федерального агентства по туризму, введен в действие Приказом № 772-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г.;
6) национальный стандарт ГОСТ Р 50681 —2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг», введенный в действие Приказом № 580-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г., был разработан Некоммерческим партнерством «Национальный центр независимой экспертизы», Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ совместно с ОАО «ВНИИС»;
7) национальный стандарт ГОСТ Р 53997 — 2010 «Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования» был введен в действие Приказом № 578-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. Этот национальный стандарт разработан Некоммерческим партнерством «Национальный центр независимой экспертизы», Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ совместно с ОАО «ВНИИС»;
8) национальный стандарт ГОСТ Р 53998 — 2010 «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования», введенный в действие Приказом № 579-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г., был разработан Некоммерческим партнерством «Национальный центр независимой экспертизы», Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ при участии ОАО «ВНИИС».
Все вопросы, регулируемые в действующих национальных стандартах по туристской деятельности, можно, на наш взгляд, разделить на несколько тематических блоков:
— организация туров и обеспечение безопасности туристов (ГОСТ Р 50644, ГОСТ Р 50681, ГОСТ Р 50690, ГОСТ Р 53522);
— обслуживание туристов в средствах размещения (ГОСТ Р 51185, ГОСТ Р 53423);
— оказание туристских услуг отдельным категориям туристов (ГОСТ Р 53998);
— информационное обеспечение туристов (ГОСТ Р 50690, ГОСТ Р 53997);
Примечательно, что во всех новых национальных стандартах установлено чёткое отделение туристских услуг от экскурсионных, причем экскурсионные услуги рассматриваются как часть туристских услуг. Так, наименование ГОСТ Р 50644 — 94 содержало в своём наименовании упоминание «туристов и экскурсантов», в новом же ГОСТ Р 50644 —2009 осталось лишь «туристов», но в самом национальном стандарте экскурсанты упоминаются.
Таким образом, на основании вышеизложенного мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, в 2003 — 2004 гг. происходят изменения в статусе государственных туристских стандартов. В конце 2002 г. в России был принят Федераль-
ный закон РФ «О техническом регулировании», и после вступления в силу указанного Федерального закона (1 июля 2003 г.) во всех стандартах вместо термина «государственный стандарт» официально стал употребляться термин «национальный стандарт», что нашло свое отражение и в новых туристских стандартах. Введение нового термина связано с реформой всей системы стандартизации в России, предполагающей, в конечном счете, передачу системы стандартизации в негосударственную сферу. Отсюда употребление словосочетания «государственный стандарт» стало нелогичным.
Во-вторых, с принятием Федерального закона РФ «О техническом регулировании» (27 декабря 2002 г.) Российское государство провозгласило новый принцип применения национальных стандартов в сфере туризма: государство призвано обеспечить условия для оказания качественных и безопасных услуг, но что касается способов, форм и т. д. туристского обслуживания, то это находится в компетенции предпринимателей.
В-третьих, в 2008 — 2011 гг. при разработке и принятии в России новых национальных туристских стандартов произошел окончательный отказ от жёсткого связывания туризма с экскурсионной деятельностью, что, на наш взгляд, означает окончание инерции советского периода в области стандартизации туристских услуг. Речь идет о том, что в СССР туризм рассматривался, прежде всего, в рамках экскурсионной деятельности, и неслучайно, что практически все стандарты по туризму, действовавшие в России в 1990-е — начале 2000-х гг., имели в своих наименованиях словосочетание «туристско-экскурсионное обслуживание». В новых национальных туристских стандартах уже отдельно выделяется словосочетание «туристские услуги».
В-четвертых, при разработке новых национальных стандартов по туристскому обслуживанию отчётливо проявляется тенденция использования в России международного опыта. Так, ГОСТ Р 53423 был разработан на основе международного стандарта Международной организации по стандартизации (ИСО) - 180 18513: 2003. При разработке ГОСТ Р 53423 выразилось стремление российских специалистов чётко соотнести термины русского языка в области средств размещения с международными терминами в указанной области из английского, немецкого и французского языков.
Примечания
1 Следует отметить, что в данной работе мы употребляем по отношению к туристским стандартам (с индексом ГОСТ Р) словосочетание «внутрироссийский стандарт», хотя такого термина официально не существует. С 1 июля 2003 г. в России используется словосочетание «национальный стандарт», под которым понимаются как стандарты с индексом ГОСТ Р (применяются на территории России), так и стандарты с индексом ГОСТ (применяются на территории России и в странах СНГ) [См. напр. : 10]. При этом стандарты с индексом ГОСТ имеют дополнительное название «межгосударственный стандарт», а стандарты с индексом ГОСТ Р дополнительного названия не имеют. Поэтому, на наш взгляд, возникла некоторая нелогичность: получается, что в России действуют национальные стандарты, которые подразделяются на межгосударственные и национальные. Во избежание такой путаницы мы применяем для стандартов с индексом ГОСТ Р дополнительное название «внутрироссийский стандарт».
Библиографический список
1. О национальных стандартах РФ. Постановление Госстандарта России от 27 июня 2003 г. № 63 // Вестник Госстандарта России. - 2003. - № 7. - С. 10.
2. О национальных стандартах РФ. Постановление Госстандарта России от 30 января 2004 г. № 63 // Вестник Госстандарта России. - 2004. - № 3. - С. 33.
3. Баумгартен, Л. В. Перспективная программа стандартизации в области туризма, гостиничного бизнеса и общественного питания на 2008-2011 гг. / Л. В. Баумгартен // Туризм: право и экономика. - 2008. - № 3 (26). - С. 16-18
4. ГОСТ 51185-2008. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. - М. : Стандартинформ, 2009. - 8 с.
5. ГОСТ Р 50644-2010. Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов. - М. : Стандартинформ,
2010. - 10 с.
6. ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. - М. : Стандартинформ, 2011. - 15 с.
7. ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования. - М. : ИПК Издательство стандартов, 2001. - 11 с.
8. ГОСТ Р 53423-2009 (ИСО 18513: 2003). Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения. - М. : Стандартинформ, 2010. - 14 с.
9. ГОСТ Р 53522-2009. Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения. - М. : Стандартинформ, 2010. - 8 с.
10. ГОСТ Р 53997-2010. Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования. - М. : Стандартинформ,
2011. - 7 с.
11. ГОСТ Р 53998-2010. Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. -М. : Стандартинформ, 2011. - 15 с.
СМАГУЛОВ Болат Кудайбергенович, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры туризма.
Адрес для переписки: [email protected] ШТРИПЛИНГ Лев Оттович, доктор технических наук, профессор (Россия), первый проректор. КАРАСЁВ Игорь Евгеньевич, кандидат филологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры туризма.
Статья поступила в редакцию 28.10.2011 г.
© Б. К. Смагулов, Л. О. Штриплинг, И. Е. Карасёв
УДК 330.341:62.1:947(470.61/62) Б. В. УЛЕЗКО
Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКИХ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
(НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)___________________________
В статье впервые показаны первые шаги по созданию и внедрению автоматизированных систем управления производством в промышленности СССР. Охарактеризованы социально-экономические последствия распространения таких систем, их влияние на повышение эффективности и культуры управления. Основное внимание уделено анализу деятельности органов власти Краснодарского края и Ростовской области по руководству этим новым для того времени направлением научно-технического прогресса. В статье рассмотрены успехи и недостатки в создании и внедрении автоматизированных систем управления на предприятиях приборостроения и машиностроения Кубани и Дона.
Ключевые слова: автоматизированные системы управления производством, научно-технический прогресс, предприятия приборостроения и машиностроения Кубани и Дона.
В нашей стране разработка и внедрение автоматизированных систем управления (АСУ) началось в 1950-х гг. В первое время эти разработки наталкивались на существенный сдерживающий фактор — дороговизну электронно-вычислительных машин. Вначале АСУ создавались для целей противовоздушной обороны (ПВО), и в этой области СССР далеко обогнал страны Запада. Переход АСУ из оборонного сектора в гражданскую экономику начался в 1960-х гг. С этого времени под АСУ понимался комплекс методов управления, технических средств, организации, управленческого персонала, специфических особенностей автоматизируемого объекта, рас-
сматривавшийся как человеко-машинная система хозяйственного управления [1; 2; 3, с. 141 - 142].
Создание АСУ стало особым направлением информатики, характеризовавшимся компьютеризацией и автоматизацией, которые вышли за пределы оборонного сектора и охватили всю страну. Разработка и внедрение АСУ со второй половины 1960-х гг. велись во всех отраслях народного хозяйства. Пространство этой деятельности было широко и разнообразно по путям и методам решения задач. Внедрение АСУ имело глубокие экономические, социальные, научно-технические и мировоззренческие последствия. Оно существенно повлияло на повыше-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ