Tourist strategies of the population of the modern city of Chernozem
Shmarion Yuri Vasilievich, DSc of Sociological sciences, Professor, Excellence in Public Education, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Honorary Worker of Science and Technology of the Russian Federation, Academician of the International Academy of Sciences of Pedagogical Education
Polkovaya Daria Viktorovna, Undergraduate student
Lipetsk State Pedagogical University named after. P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk
The purpose of the study is to determine the behavioral preferences of the tourist-active population in the process of organizing and implementing tourist recreation in modern conditions of the development of Russian tourism as an effective tool for overcoming crisis phenomena in society. Changes in the political, socio-economic situation in the world, the COVID-19 pandemic led to a significant change not only in the objective conditions for the development of tourism, but also had a significant impact on adjusting the needs and desires of tourists themselves; there was a loss of previously existing tools that provided optimal solutions for travel agencies, as well as tourists. Many countries, including the Russian Federation, were actively looking for a way out of the current crisis situation. For the Russian tourism business, 2022 has become a year of searching for new approaches to solving the problems of organizing and implementing tourist travel for both travel agencies and tourists. In this work, a sociological analysis of the tourist activity of the population of the modern city of the Black Earth Region was carried out, which determines the tourism strategies of the population, the content of which depends on the level of subjective and objective factors (wealth, gender, age, etc.). The most popular and sought-after tourist travel trends have been identified, including the prospects for the development of domestic regional tourism.
Keywords: tourism development; tourism strategy; inbound and domestic tourism; tourist activity of the city population.
Цитировать: Шмарион Ю.В., Полковая Д.В. Туристические стратегии населения современного города Черноземья // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №1(17). – С. 159-164. EDN: JBHHMT. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-17.19
Шмарион Юрий Васильевич, доктор социологических наук, профессор, Отличник народного просвещения, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Почетный работник науки и техники Российской Федерации, Академик Международной академии наук педагогического образования
ORCID 0000-0002-0960-4770
Полковая Дарья Викторовна, магистрант
Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк
Цель исследования - определить поведенческие предпочтения туристически активного населения в процессе организации и реализации туристического отдыха в современных условиях развития российского туризма как эффективного инструмента преодоления кризисных явлений в обществе. Изменение в мире политической, социально-экономической обстановки, пандемия COVID-19 привели к существенному изменению не только объективных условий развития туризма, но и оказали значительное влияние на корректировку потребностей, желаний самих туристов, произошла потеря ранее действующего инструментария, обеспечивающего оптимальные решения как турфирм, так и туристов. Многие страны, в том числе РФ, активно искали выход из сложившейся кризисной ситуации. Для российского туристического бизнеса 2022 год стал годом поиска новых подходов в решении задач организации и реализации туристических путешествий как для турагентств, так и для туристов. В данной работе был проведен социологический анализ туристической активности населения современного города Черноземья, которая определяет туристические стратегии населения, содержание которых зависит от уровня субъективных и объективных факторов (достаток, пол, возраст и т.п.). Определены наиболее популярные и востребованные туристские тренды на путешествия, в том числе определены перспективы развития внутреннего регионального туризма.
Ключевые слова: развитие туризма; туристическая стратегия; въездной и внутренний туризм; туристической активность населения города.
УДК 316.353
5.4.4
Шмарион Ю.В., Полковая Д.В.
Туристические стратегии населения современного города Черноземья
Введение
Современный туризм рассматривается как социальный феномен в качестве предмета социологии, которая исследует социальные условия, способствующие перемещению человека и выбору им образа отдыха, направления путешествия, поведение и мотивации людей в различных аспектах в зависимости от возраста, национальности, социального положения, образования, места проживания, культурных устоев [1]. Вопросы социологии туризма рассматривались в работах П. Сорокина, Г. Зиммеля, А. Шютца, Т. Парсонса, М. Вебера, Р. Мертон, Дж. Урри и других, а также в трудах отечественных социологов Юдиной Т.Н., Лысиковой О.В., Щеглова С.Е. и других [2].
По данным Всемирной туристической организации ООН (UNWTO), мировой рынок туризма последние 10 лет до 2019 года стабильно развивался [3]. Изменение в мире политической, социально-экономической обстановки, пандемия COVID-19 привели к существенному изменению не только объективных условий развития туризма, но и оказали значительное влияние на корректировку потребностей, желаний самих туристов, произошла потеря ранее действующего инструментария, обеспечивающего оптимальные решения как турфирм, так и туристов. Многие страны, в том числе РФ, активно искали выход из сложившейся кризисной ситуации. В России, согласно Skift Recovery Index [4], за счёт роста внутреннего туризма туристическая отрасль восстанавливается быстрее, чем во многих других странах. РФ занимает второе место в мире по восстановлению внутреннего туризма По данным Edem-v-Gosti.ru[5] - российского сервиса онлайн-бронирования гостиниц России и ближнего зарубежья в результате экспертного опроса, установлено, что в последние два года в РФ в рамках внутреннего туризма осуществляется более 80% поездок, у туристов отмечается рост интереса к путешествиям по России, трансформируется привычное понимание туристических путешествий, формируются новые тренды в организации и реализации туристических поездок, как для туристического бизнеса, так и для самих туристов. Для российского туристического бизнеса 2022 год стал годом поиска новых решений. В этой связи является актуальным выполнить социологический анализ туристических стратегий населения современного города Черноземья, которые позволят оценить, как формируются новые тренды в организации и реализации туристических поездок.
Объекты м методы исследования
Объектом исследования является туристически активное население г. Липецка - одного из типичных современных индустриальных городов Черноземья. Предмет исследования: стратегии туристически активного населения г. Липецка.
Исследование проводилось в 2022 году методом онлайн-анкетирования. Использовалась поточная выборка (Riversampling), формируемая скринингом (отбором) по характеристикам, определенным задачами исследования, с тем расчетом, чтобы отобранные 150 объектов обеспечили максимальное разнообразие (вариацию) изучаемых признаков. В анкетировании приняли участие 58% женщин и 42% мужчин, из которых 14% - имеют высокий уровень достатка, 64% – средний уровень достатка и 22% - имеют низкий уровень достатка. Уровень образования: 14% – среднее общее, 30% – среднее профессиональное, 10% – неоконченное среднее, 46% – высшее. Возраст респондентов 18–23 лет – 10%, 24-29 лет – 46%, 30-35лет – 24%, 36-41 год – 8% и 42 года и старше – 12%.
Результаты и их обсуждение
Известно, что одним из основных системообразующих факторов туристической активности являются доход населения [6, с.83]. В современном индустриальном городе проживают люди с разным достатком, которым интересен туризм. Анализ эмпирических данных показал, что за последний год среди туристически активного населения с высоким доходом 43% - посетили одну страну, а 14% - посетили две страны и 43% - предпочли туристические туры по нашей стране. Население со средним доходом проявило большую активность: одну страну посетило 41%, в двух странах побывали 14%, в трех – 3%, в четырех – 6%, в более 4-х – 3%, остальные 31% - путешествовали по нашей стране. Люди с низким доходом реже посещают другие страны: одну страну посетили 27%, а в двух странах побывали 18% и 55% - не покидали границы РФ. По данному показателю выделяются две стратегии предпочтительности [7, с.18]: первая - связана с удовлетворением туристических потребностей в пределах нашей страны Кпред. =1,29 и вторая - связана с посещением другой страны Кпред. =1,14, в которой туристы отдают предпочтения Турции (Кпред. =1,40) и Египту (Кпред. =1,13).
В современных условиях развития отечественной индустрии туризма в РФ возрастает количество желающих совершить туристические поездки по нашей стране. За текущий год совершили одну поездку по нашей стране 57% людей с высоким достатком, 55% - с низким достатком и 38% - со средним достатком (Кпред. =1,49). Участие в двух поездках встречалось реже (Кпред.=0,54). Не совершали ни одной туристической поездки по нашей стране только 25% людей со средним достатком и 18% - с низким достатком (Кпред.=0,43).
Туристическое путешествие и последующий отдых предполагает общение с членами малой социальной группы. Преимущественно в туристическое путешествие липчане отправляются в кругу друзей (Кпред.=1,02), в том числе с высоким достатком 29%, со средним - 28% и с низким - 45%. Вторая по предпочтительности стратегия (Кпред. =0,96) всей семьей в количестве 3–5 человек. Третья по предпочтительности стратегия (Кпред. =0,60) семейная пара муж с женой.
Туристически активное население индустриального города отдает предпочтение отдыхать летом (Кпред. =2,16), причем 100% туристически активного населения с высоким достатком, 73% – с низким достатком, и 44% - со средним достатком. Четверть туристов со средним и с низким достатком предпочитают отдыхать осенью (Кпред. =0,52).
В выборе транспортного средства отмечаются четыре варианта выбора: самолетом пользуются туристы с разным уровнем достатка (Кпред. =0,99). Таким транспортом пользуются 29% - с высоким достатком, 34% - со средним достатком и с низким достатком - 36%. Поездом пользуются преимущественно туристы с низким достатком - 55% (Кпред. =0,78), автобусом преимущественно туристы с высоким достатком - 43% (Кпред. =0,55), личным автомобилем – туристы со средним достатком - 41% (Кпред. =0,64). Кроме того, мотоциклом, как транспортным средством в туристических поездках пользуются только туристы со средним достатком - 3%. Все другие транспортные средства туристами индустриального города не используются для путешествий.
В организации туристических путешествий - целеполагание. Основной целью, которую преследует турист разного достатка во время путешествий, является отдых (Кпред. =1,77). Такая цель является доминирующей у 64% туристов с низким достатком, 57% – с высоким достатком, и 56% - со средним достатком. Для 43% туристов с высоким достатком ориентированы на культурное просвещение (Кпред. = 0,55). Четверть туристов со средним достатком - 25% и 27% - с низким достатком ориентированы на восстановление здоровья (Кпред. =0,52). Для части туристов с низким достатком (9%) и со средним достатком (6%) (Кпред. = 0,15) в туристической поездке доминируют профессионально-деловые цели.
Реализуя в целеполагании основную стратегию: отдых, это укрупненная цель, наполняется разным содержанием (см. табл. 1).
Таблица 1 - Виды желаемого отдыха туристически активного населения индустриального города Черноземья
Вид желаемого отдыха К пред.
Пляжный, курортный или водный отдых 0,84
Тусовочный отдых 0,42
Экскурсионный отдых 0,39
Культурный отдых 0,35
Природный отдых 0,30
Дачный, деревенский или гостиничный отдых 0,27
Активный отдых 0,15
Лечебный отдых 0,13
Компанейский отдых 0,12
Отдых и увлечения 0,03
Виды желаемого отдыха К пред. ≤0,27 востребованы туристами со средним и низким достатком.
Одно из основных направлений в развитии индустрии туризма - размещение туристов на ночлег, который должен удовлетворять широкий спектр желаний и возможностей туристов (см. табл. 2).
Таблица 2 - Предпочтения туристов индустриального города
Предпочитаемый вид ночлега К пред.
Гостевые дома 0,92
Гостиницы 0,88
Кемпинги 0,41
Палатка 0,30
Туристические базы 0,28
Хостелы 0,21
Виды желаемого ночлега Кпред. ≤0,28 востребованы туристами со средним и низким достатком.
В выборе мест ночлега туристы обязательно обращают внимание на условия размещения, которые обеспечат комфортные условия в месте отдыха. В этом выборе проявляются три основные стратегии: хорошее обслуживание (Кпред. =1,55), которое преимущественно устраивает 71% туристов с высоким достатком, развлечение (Кпред. =0,76), которое преимущественно устраивает 46% туристов с низким достатком, развитая инфраструктура, (Кпред. =0,33), которое преимущественно устраивает 46% туристов с высоким достатком. Другие стратегические направления по данному показатели имеют Кпред. ≤0,33. Это (в порядке убывания Кпред.) питание, тишина, экологичность населенного пункта, возможность общения с природой.
Одна из сложнейших задач при планировании туристического путешествия - это оценка бюджета и поиск финансов для осуществления путешествия. По мнению большинства, туристически активного населения (88%) уровень дохода граждан существенно влияет на туризм. При определении бюджета туристического путешествия люди с разным достатком на 7-дневный отпуск (на 1 человека) готовы потратить разные суммы: до 30000 рублей готовы потратить - 43% с высоким достатком, 56% - со средним достатком и 36% - с низким достатком. Такая стратегия бюджетирования является преобладающей (Кпред. =1,35). Сумму до 20000 рублей готовы потратить 29% туристов с высоким достатком, 16% - со средним достатком и 36% - с низким достатком (Кпред. =0,81). Сумму до 40000 рублей готовы потратить 29% туристов с высоким достатком, 16% - со средним достатком и 9% - с низким достатком (Кпред. =0,53). Выбирая очень привлекательное туристическое путешествие 6% туристов со средним достатком и 18% - с низким достатком готовы потратить более 50000 рублей (Кпред. =0,24).
Основные параметры, по которым выбирается место для туристического отдыха, представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Основные параметры, по которым выбирается место для туристического отдыха
Параметры, определяющие выбор К пред.
По стоимости поездки 1,05
По количеству культурных и исторических мест 0,75
По личному опыту 0,42
По количеству мест для отдыха 0,36
По рекомендации друзей 0,15
Под влиянием общества 0,14
По популярности места отдыха 0,09
По рекомендации родственников 0,03
Отметим, три первых параметра используются для выбора места туристического отдыха представителями всех видов достатка. К рекомендациям друзей прислушиваются только туристы со средним и низким достатком, а каждый десятый турист с высоким достатком опирается на общественное мнение при выборе места отдыха.
Конкретная сумма для поездки на отдых у туристов формируется из разных источников (табл. 4).
Таблица 4 - Источники финансирования туристического отдыха
Источники финансирования туристического отдыха К пред.
Специально откладываю деньги, коплю на отдых 1,86
Самостоятельно оплачивать поездку не буду, поеду за счет родственников 0,50
Возьму для оплаты поездки в долг у родственников, друзей 0,36
Оплачу поездку из текущих средств, специально ничего предпринимаю 0,15
Оплачу поездку за счет дополнительно заработанных средств 0,09
Возьму для оплаты поездки кредит 0,03
Как следует из таблицы, в туристической среде реализуется несколько апробированных на практике стратегий формирования необходимой суммы для туристического путешествия. Чаще всего это равномерное во времени формирование требуемой суммы (Кпред. =1,86). Вторая стратегия - это поиск спонсоров, которые профинансируют туристическое путешествие (Кпред. =0,50). Третья стратегия предполагает единовременное получение необходимой суммы в виде кредита с последующим возвратом полученных денег и процентов в банк (Кпред. =0,03) или взять в долг у физического лица с последующим возвратом денег без процентов (Кпред. =0,36).
Небольшая часть туристов имеют возможность оплатить туристическое путешествие из текущих доходов (Кпред. =0,15), либо перед туристическим путешествием планируют дополнительную работу, которая позволит заработать необходимую туристу сумму (Кпред. =0,09).
Планирование финансового обеспечения туристического путешествия и планирование собственно туристического путешествия взаимосвязаны и реализуются разными способами. Более половины туристов с разным уровнем достатка заранее начинают планировать, как проведут отпуск (Кпред. =1,68) и после принятия решения равномерно во времени формируют необходимую для отпуска сумму Кпред. =1,86 (см. табл. 4). Те туристы, у которых нет четкого представления о возможности финансирования будущего отпуска, откладывают планирование отпуска непосредственно перед началом отпуска (Кпред. =0,83). Один из десяти туристов со средним и низким достатком принимают решение в первый день отпуска (Кпред. =0,22).
При организации поездки на отдых 43% туристов с высоким достатком, 75% - со средним достатком и 55% - с низким достатком полностью самостоятельно организовывают поездку (покупают билеты, бронируют гостиницу, оформляют визу и пр.) (Кпред=1,72). Второй стратегией организации поездки (Кпред. =1,07) пользуются те туристы, которые либо не имеют опыта самостоятельной организации поездки, либо не имеют для решения этой задачи достаточного времени. В их числе 43% - с высоким достатком, 45% - с низким достатком, и 19% - со средним достатком. Менее популярная стратегия (Кпред. =0,20) связана с поручением турагентству решить часть задач по организации поездки.
Таким образом, при организации поездки туриста в виртуальном и реальном пространстве контактируют с турагентством. Большинство туристов оценивают и рекламу турагентства (Кпред. =2,58), и деятельность турагентства (Кпред. =2,58) как эффективную. Половина туристов оценивают деятельность турагентств как надежную (Кпред. =2,29).
При выборе места отдыха туристически активное население современного индустриального города Черноземья отдают предпочтения Республике Крым (Кпред. =1,01), Краснодарскому краю (Кпред. =1,00), Санкт-Петербургу (Кпред. =0,84), Республикам Северного Кавказа (Кпред. =0,09), Москве (Кпред. =0,06).
Оценивая по пятибалльной системе привлекательность Липецкой области как туристического центра, половина туристов поставили оценку удовлетворительно. Туристы, выбирая три наиболее привлекательные места для туризма, указали (в порядке убывания популярности): Природный парк чудес «Кудыкина гора» (Кпред. =1,13), Воргольские скалы (Кпред. =0,70), Заповедник «Галичья гора» (Кпред. =0,69).
Выводы
Таким образом, анализ эмпирических данных позволил выявить основные туристические стратегии, применяемые туристически активным населением современного индустриального города Черноземья при решении многообразных проблем в планировании, организации, финансировании и реализации туристических путешествий. Полученные данные могут использоваться турагентствами в разработке рекламных стратегий, в совершенстве деятельности туристических агентств, а также использовать в качестве фактологического материала при подготовке специалистов в сфере туризма. Основные туристические стратегии будут полезны начинающим туристам.
Литература:
1. Кущёв Н.П. Туризм как объект социологического анализа в современной России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2014. - №1(33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turizm-kak-obektsotsiologicheskogo-analiza-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 30.11.2022).
2. Лысикова О.В. Социокультурные практики туризма: социологический анализ. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2008. - 135 с.
3. Ставцева С. В UNWTO спрогнозировали сроки восстановления международного туризма // Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. URL: https://ratanews.ru/news/news_28102020_4.stm (дата обращения: 30.11.2022)
4. Россия опередила всю планету по темпам восстановления туризма. URL: https://zebra-media.online/rossiya-operedila-vsyu-planetu-po-tempam-vosstanovleniya-turizma (дата обращения 30.11.2022 г.)
5. О туризме 2022: рынок и тренды. URL:https://corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/actual/o-turizme-2022-rynok-i-trendy (дата обращения 30.11.2022)
6. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства, и основные направления реализации туристского продукта. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 83 с.
7. Фасхиев Х.А. Принятие маркетинговых решений на основе количественной оценки объектов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. - №5. – С. 14-33.