Научная статья на тему 'Турбиностроительный завод братьев Тиме и его судьба'

Турбиностроительный завод братьев Тиме и его судьба Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
828
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Турбиностроительный завод братьев Тиме и его судьба»

А.В. Филимонов

Турбиностроительный завод братьев Тиме и его судьба

Немного найдется в нынешней Псковской области промышленных предприятий, ведущих свою историю с дореволюционных времен. В Пскове, например, таковыми являются электромашиностроительный завод, предшественником которого был литейно-механический завод Штейна; льнокомбинат, вобравший в себя бывшую шпагатную фабрику Мейера; от старого завода «Луковка» ведет свою историю «Псковкирпич», от скотобойни - мясокомбинат, хотя сегодня уже мало что напоминает в них о дореволюционных временах. Гораздо больше фабрик, заводов и мастерских исчезли бесследно, оставив о себе воспоминания лишь в архивных документах: кожевенный и маслобойный заводы в Пскове, многочисленные кожевенные, кирпичные, гончарные, лесопильные и другие предприятия на территории губернии. К числу последних относится и уникальный в своем роде турбиностроительный завод братьев Эдуарда и Альберта Тиме, второй в России, вырабатывавший турбины для мельниц, фабрик и электростанций.

Фирма братьев Тиме существовала с 1867 г., но особую известность стала приобретать после того, как в 1889 г. они в добавление к уже существующей мельнице на р.Великой оборудовали в с.Захино Опочецкого уезда указанный тур -биностроительный завод.1

Первоначально завод производил турбины для мукомольных мельниц, передаточные механизмы, запасные части, турбопоставы и др., а в 1901 г. братья Тиме оборудовали при заводе первую в губернии электростанцию и стали производить турбины не только для мельниц, но и для небольших электростанций. В основу их были положены заграничные модели Жонваля и отчасти Фрэнсиса. Последние, однако, были дорогими, и поэтому малодоступными для сельских мельниц; основную часть

Филимонов Анатолий Васильевич - кандидат исторических наук, и.о.профессора, зав. кафедрой отечественной истории Псковского педуниверситета им.С.М.Кирова

изделий составляли турбины Жонваля - настолько простые по устройству, что освоить их работу мог в течение одного или двух дней любой сельский мельник. Приобретавшие тур -бины могли ознакомиться с установкой и работой их непосредственно на заводе, по желанию заказчиков на места могли выезжать заводские монтеры. На каждую турбину завод давал двухгодичную гарантию, а оказавшиеся недоброкачественными детали и целые турбины мог безвозмездно для заказчика заменить.

Приобретавшие вносили 1/3 стоимости изделия в виде задатка, остальная сумма уплачивалась по выполнении работы, - как наличными, так и наложенным платежом.

Владельцы мельниц и небольших предприятий очень скоро оценили выгоду производимых заводом турбин, ибо устройство турбинной мельницы обходилось дешевле, чем с простыми водяными колесами, а производительность ее при таком же расходе воды была в 2-3 раза выше. Турбины, выпускаемые заводом Тиме, отличались к тому же высокой прочностью: некоторые установки работали без ремонта более 30 лет. Изделия завода были отмечены многочисленными премиями и медалями. Заказы на продукцию поступали не только из уездов Псковской губернии, но и соседних -Витебской, Петербургской, Новгородской, Тверской, немало заказов братья Тиме выполнили для Виленской, Минской, Могилевской, Саратовской, Тульской, Орловской, Калужской, Харьковской и др. губерний, встречались их турбины, хотя и нечасто, даже в Иркутской, Акмолинской, Семипалатинской, Енисейской и др. губерниях, откуда поступали самые положительные отзывы об их работе. Всего с начала организации производства и до 1912 г. завод изготовил более 600 турбин общей мощностью 11029 действительных сил (средней мощностью 5,6 фута),2 и это несмотря на то, что располагался завод в относительно глухой местности, вдали от железных дорог. Ближайшей железнодорожной станцией был Остров, отку-

да надо было добираться по шоссе до станции Исса, а оттуда до завода Тиме - еще 7 верст по проселочной дороге. До уездного города Опоч-ки от завода было 16 верст, откуда можно было попасть на другую железнодорожную станцию -Пустошка, отстоявшую от Опочки на 55 верст.

Деятельность завода несколько ослабела в годы Первой мировой войны, но он все же продолжал производить турбины системы Жонваля, значительно упростив их конструкцию применительно к местным условиям. К тому же улучшилась ситуация со сбытом продукции: при проведении в 1915-1916 гг. ПсковоПолоцкой железной дороги в 5 верстах от Захи-на появилась станция Вощагино.3 Существенно изменила ситуацию произошедшая в 1917 г. революция.

В 1918 г. завод был национализирован и взят на учет Псковским губсовнархозом, а в начале мая 1919 г. в результате произошедшего пожара сгорел.4 С переходом к НЭПу мельницу и завод взял в аренду сроком на шесть лет их бывший владелец А.Тиме, но наладить нормальный производственный процесс ему долго не удавалось. Поэтому губернский отдел местного хозяйства обратился в Псковский гу-бисполком с предложением о национализации пока что мельницы, имевшей, по его заключению, гораздо большее значение, чем турбостроительный завод. 2 июля 1924 г. Президиум губисполкома постановил: заключение ГОМХа утвердить, мельницу национализиро-вать.5 Через полгода, 17 декабря 1924 г. губис-полком вновь вернулся к вопросу о судьбе предприятия Тиме, предписав ГОМХу «в течение четырех месяцев решить вопрос о пуске в ход танкостроительного завода, в противном случае завод и мельницу передать в распоряжение Опочецкого уисполкома».6 Арендатору все же удалось внести в деятельность завода некоторое оживление, в результате к 1926 г. количество выпущенных турбин (вместе с дореволюционным) превысило 800 штук.7 В 1926 г. завод обслуживался 18 рабочими, но работал он все же с неполной загрузкой - на 75%. Мукомольная мельница, обслуживаемая 4 рабочими, работала удовлетворительно и с полной нагрузкой.

Приобретали теперь турбины главным образом арендаторы мельниц, ибо последние в своем подавляющем большинстве вернулись

в руки прежних владельцев, а возрождение сельскохозяйственного производства на рельсах НЭП привело к оживлению их деятельности. НЭП, однако, во второй половине 1920-х гг. стал свертываться, договора с арендаторами мельниц и мелких предприятий, срок которых истекал, все чаше не продлевались, а предприятия вновь возвращались в собственность государства и его местных органов.

31 декабря 1927 г. секретариат Псковского окружкома ВКП(б) обсудил вопрос «О расторжении договора с бр.Тиме на аренду ими Захинского турбиностроительного завода» с последующей передачей его в качестве цеха псковскому заводу «Металлист». В прениях по данному вопросу выступили 9 человек, которые были единодушны во мнении о расторжении договора с Тиме, но их больше беспокоило другое: сумеет ли завод «Металлист» быстро наладить производство турбин без ущерба для производства сельскохозяйственных машин и торфонасосов. В результате секретариат вынес постановление: «Считать, что передача За-хинского завода в качестве цеха к заводу «Металлист» ни в коем случае не должна отражаться на производстве турбин и торфяных машин и развитии других отраслей производства завода» и поручил окрисполкому «проработать детально вопрос об оформлении передачи».9

Вопрос этот был проработан окружной плановой комиссией, по докладу которой окр-исполком 13 июня 1928 г. принял решение о переводе завода бывш.Тиме на завод «Металлист». Последнему было установлено задание на ежегодное производство 30 мельничных турбин и 150 торфяных машин. Испытание турбин на первых порах предполагалось производить в Захине, а впоследствии оборудовать для этого опытную станцию на одной из ближайших мельниц в Пскове.10

Помещения завода в Захине опустели, но не надолго. В 1929 г. решено было в зоне Псковского льнорассадника, включавшего в себя 11 районов Псковского округа, оборудовать первые в Ленинградской области две МТС - Пушкинскую и Островскую. Местом расположения Пушкинской МТС было избрано с.Захино, а под мастерские и помещение для тракторов решено было использовать здания бывшего завода Тиме. Уже в январе 1930 г. станция имела 10 тракторов «Фордзон-Путиловец» (ФП)

с запчастями и прицепными плугами, до начала посевной кампании ожидалось прибытие еще 40 тракторов с прицепным инвентарем, а также 30 бочек для хранения нефтепродуктов. Оборудование ремонтной мастерской следовало завершить до марта, а всей станции - до 15 апреля 1930 г.11 «Помещения по МТС после некоторого ремонта соответствуют первому году работы» - констатировал в январе 1930 г. Пушкинский райком ВКП(б). В зону обслуживания МТС входили 5 сельсоветов района, а работы предстояло вести на площади 7-8 тыс. га, где располагались 1,6 - 2 тыс. дворов - как колхозников, так и единоличников. С созданными колхозами МТС приступила к заключению договоров.12

В течение всех довоенных лет расположенная в Захине 1-я Пушкинская МТС (до 1935 г она была в Пушкинском районе единственной) выполняла свои функции по проведению вспашки, сева и уборочных работ, а о бывшем турбиностроительном заводе уже и не вспоминали.

Вспомнили о необходимости возрождения производства турбин уже после Великой Отечественной войны, когда восстановление разрушенного народного хозяйства потребовало всемерного увеличения энергетических мощностей. Строительство и восстановление электростанций большой мощности заняло бы продолжительное время и потребовало бы больших капиталовложений, применение двигателей внутреннего сгорания при недостатке жидкого топлива оказалось ограниченным или маловозможным, поэтому первостепенное значение приобретали мелкие гидроэлектростанции, возведение которых на небольших реках было посильным для районов, наиболее сильных колхозов и предприятий. Именно на возведение их и сделало упор руководство вновь образованной Псковской области. Между тем в 1945 г. общая мощность таких электростанций достигала всего 4500 л.с. вместо 14400 л.с. накануне войны (сокращение произошло на 68,8%), и для осуществления задачи строительства новых ГЭС неотложным делом становилось налаживание производства гидротурбин, в которых нуждались и мельницы.

«Промышленный отдел считает, - говорилось в специальной докладной записке на имя секретарей Псковского обкома ВКЦ(б) в августе 1945 г., - что для организации производства (простейших металлических гидротурбин мар-

ки Франсис и деревянных пропеллерных гидротурбин малой мощности имеются все условия. В местечке Захино Пушкиногорского района по настоящее время сохранилась производственная база (производственные помещения, плотины, гидравлический стенд для испытания гидротурбин, 6 действующих водных двигателей, мельница и др. сооружения) бывшего турбиностроительного завода... Переданные в 1930 г. под МТС помещения завода в настоящее время по прямому назначению не используются и арендуются райпромкомбинатом. Хотя ОблЗО и рассчитывает в 1946 г. восстановить здесь 3-ю по счету в районе МТС, однако райорганизации считают это нецелесообразным, ибо пункт Захино расположен на границе с Великолукской областью и находится вдали от колхозов района, попадающих в зону действия МТС...».

Поэтому промышленный отдел обкома ВКП(б) предлагал «изъять из ведения ОблЗО производственные помещения, сооружения и оборудование Захинской МТС и передать их областному управлению местной промышленности, обязав последнее организовать на этой базе турбиностроительный завод областного значения. Вместе с производственной базой в районе имеются и квалифицированные масте-ра-турбиностроители (Хабаровский В. И., Осипов Н.А., Павлов П.П.), изготовившие в мае 1945 г. опытную гидротурбину системы Фрэнсис мощностью в 18 л. с. Наличие этих специалистов позволяет в сжатые сроки возродить турбиностроение и подготовить новые кадры квалифицированных рабочих данной отрасли».

Налаживание производства гидротурбин представлялось работникам промышленного отдела обкома ВКП(б) делом несложным: для этого требовалось железо толщиной 3-4 мм, древесина, несколько метров стальных валов диаметром 100-150 мм (квадратных или круглых) и простой металлообрабатывающий инструмент. Инструмент и часть специалистов можно было найти в пределах области, а недостающее получить по линии Наркомата местной промышленности (например, токарный станок для изготовления валов), основное оборудование - чугунные штампы-гибели для производства лопастей турбин - изготовить на заводе «Металлист» в Пскове, деревообрабатывающие станки изыскать на месте. Можно было

использовать и сохранившиеся валы разрушенных и сожженных мельниц. Помимо производства гидротурбин заводу предстояло производить и ремонт имеющихся водяных двигателей.13

29 августа 1945 г. бюро Псковского обкома ВКП(б) рассмотрело представленные предложения и приняло постановление «Об организации производства простейших гидротурбин в Пушкиногорском районе».

Обком ВКП(б) признал нецелесообразным восстановление на прежнем месте, т.е. в Захине, МТС, оторванной от зоны обслуживаемых ею колхозов и оказавшейся не в состоянии использовать сохранившиеся помещения, и обратился в СНК СССР с просьбой передать ее из Наркомата земледелия СССР в ведение Наркомата местной промышленности, с тем, чтобы «организовать на базе бывшей Захинс-кой МТС в Пушкиногорском районе турбиностроительный завод Пушкиногорского райп-ромкомбината областного управления местной промышленности по ремонту и производству гидротурбин малой мощности.

Предстояло уже с 1 октября 1945 г организовать здесь ремонт гидротурбин, а после текущего ремонта помещений, плотины и других сооружений и оснащения завода всем необходимым, в 1946 г. обеспечить выпуск новых водяных турбин, доведя их производство до 50 штук в год. Для этого в постановлении содержались поручения ряду областных и районных организаций.

Областному бюро по учету и распределению рабочей силы при облисполкоме и Пуш -киногорскому райисполкому рекомендовалось «за счет неработающего и проживающего в районе населения направить на постоянную работу в турбиностроительный завод 75 чел. рабочих, а также возвратить на предприятие всех строителей турбин, находящихся в районе и ранее работавших по этой специальности». В Наркомат местной промышленности был направлен запрос о выделении организуемому заводу оборудования, материалов и инструмента, а также об изготовлении на предприятиях Наркомата 50 ведущих валов к гидротурбинам (30 штук диаметром 15 мм, 20 - по 100 мм) и 100 конических шестерней.14

«Второго рождения» турбиностроительного завода в Захине, однако, так и не произошло: производство гидротурбин для колхозных электростанций было в 1947 г налажено на псковском заводе «Металлист». А в За-хине вопреки первоначальным планам была все же возрождена МТС, действовавшая до повсеместной реорганизации таких станций в 1958-1959 гг. Помещения бывшего завода после этого некоторое время использовались местным колхозом, а затем пришли в упадок и вообще исчезли в лица земли. Сегодня уже ничто на напоминает о существовании турбиностроительного завода, изделия которого когда-то расходились по всей России.

Примечания

1. Турбиностроительный завод А.Тиме. Опочка.1912. С.3; Псковский набат. 1928. 1 июня

2. Там же. Сс.2, 38-45.

3. Государственный турбиностроительный завод, арендуемый А.Тиме. Опочка. 1926. Сс.1-2.

4. Псковский набат. 1919. 7 мая.

5. ГАПО, ф.590, оп. 1, д.1327, л.188.

6. ГАПО, ф.590, оп.1, д. 1330, л.188.

7. Государственный турбиностроительный завод, арендуемый А.Тиме. С.1.

8. ГАНИПО, ф.5713, оп.1, д.482, л.130.

9. ГАНИПО, ф.3, оп.1, д.482, л.130.

10. ГАПО, ф.324, оп.1а, д.11, л. 165 об.; Псковский набат. 1928. 1июня.

11. Псковский набат. 1930. 17 января.

12. ГАНИПО, ф.821, оп.1, д.60, л.28.

13. ГАНИПО, ф.1219, оп.1, д.65, лл.84-86.

14. ГАНИПО, ф.1219, оп.1, д.58, лл.117-118.

124

^ Здание

завода

в

начале

XX

в

^ Изделия

предприятия

Награды

завода

ЗиЛатаг ь^даль.

Псков №24 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.