Научная статья на тему 'Проекты использования энергии Выбутских порогов'

Проекты использования энергии Выбутских порогов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
127
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проекты использования энергии Выбутских порогов»

А.В. Филимонов

ПРОЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ ВЫБУТСКИХ ПОРОГОВ

С давних пор человек научился использовать водную энергию в своих целях. Первоначально на реках возводились плотины и сооружались водяные мельницы, а с открытием электричества - и гидроэлектростанции. Не являлись исключением и реки Псковского края, прежде всего главная водная артерия - река Великая. Уже с конца XIX в. вынашивались планы сооружения близ Пскова ГЭС, а предполагаемым местом ее неизменно выступало селение Выбуты, где дно Великой являлось порожистым, а течение особенно быстрым.

Над проектами использования водной энергии у Выбутских порогов стали работать с 1898 г., когда в Пскове образовалось общество по постройке на Выбутских порогах ткацкой фабрики. Во главе общества стоял энергичный земский деятель Н. А. Ваганов, скоропостижная кончина которого повлекла и прекращение на целых 15 лет деятельности общества. Но большие изыскания, охватившие участок Великой от Острова до Выбутских порогов, были проведены в 1903г., а в 1904 г. в Выбутах появился инженер Поклевский-Козел, составивший после изучения спада вод эскизный проект по постройке ГЭС мощностью в 12 тыс. л.с. В 1910 г. там же работал инженер Палицын, издавший книжку об использовании энергии порогов. В 1913 г. на пороги приехала комиссия французов, возродилось и организованное Вагановым общество. Французский инженер Перун составил проект по устройству ГЭС мощностью в 5 тыс. л.с., а общество по-прежнему не оставляло мысли о постройке ткацкой фабрики. Но дело дальше разговоров и проектов не пошло, т.к. появился конкурент в лице немца Шмидта, ведавшего в Пскове льняной конторой и отправлявшего в больших количествах лен за границу Постройка в Выбутах ткацкой фабрики составила бы серьезную конкуренцию его бизнесу, поэтому Шмидт намеренно арендовал выбутские берега, став фактическим их владельцем, и никого туда не пускал [3.1926.20 июля; 6, с.7].

Начавшаяся Первая мировая война отодвинула реализацию разработанных проектов на неопределенный срок. Заинтересовались возможным использованием водной энергии вскоре после освобождения Пскова от кайзеровских войск органы Советской власти: уже в декабре 1918 г. началось обследование Выбутских порогов ГСНХ "в связи с созданием общего плана электрификации псковской промышленности", и силу порогов намеревались "использовать в спешном порядке" [3.1918. 29 декабря].

Выбутские пороги, - писала через несколько дней газета "Псковский набат", - "давно обратили на себя внимание промышленников и инженеров. Но дальше внимания до сих пор дело не шло, и сказка о Выбутских порогах оставалась сказкой про белого бычка. Так было, но так не будет: дело чересчур явно выгодное, изящное и благодаря местным условиям вовсе не такое сложное, чтобы государство рабочих стало смотреть на него сквозь пальцы...".

Дальше содержались разъяснения о выгоде использования водной энергии: "Горизонтальные твердые известняковые берега исключают ведение сложных и дорогостоящих работ по их устройству. А если ГЭС установить в Выбутах, то работ этих почти не придется вести. Станция, установленная в Выбутах, будет обладать мощностью в 4 тыс. л.с. Если же начать сооружение ее на 1,5 версты ниже, то придется затратить большие суммы на устройство берегов, но зато мощность станции повысится от 5 до 7 тыс. л.с. При 8-часовой работе эта станция даст 15 млн.квт.час. в год, в то время, как наша станция дает 1 млн. 500 тыс., т.е. в 10 раз меньше. Прежняя электростанция сжигает в день 10 куб. м дров, один кубометр стоит 500 руб., итого 5000 руб. в день - 2 млн. в год, ГЭС не сжигает ни одной копейки.

Постройка станции может представить много затруднений, но главное из них - отдаленность Выбут от города - отпадает, когда вспомним, что Варшавская железная дорога проходит в 6 верстах, а Рижская - в 8-ми. Надо только подвести ветки.

Станция будет давать от 5 до 7 тыс. л.с., город требует максимум 1500. Но этим смущаться не приходится, такая станция может быть смело названа областной - энергию можно передавать на большие расстояния. Завод братьев Тиме сможет взять 500 сил, Изборские алебастровые заводы - тоже около 500 сил, кирпичные заводы, находящиеся около Пскова, тоже могут быть электрифицированы. Наконец, энергия может быть передана в Верро, Порхов и даже в Опочку.

Кроме того, энергия удешевляется в 10 раз, а значит, население Пскова воспользуется электроосвещением в самом широком масштабе, впоследствии можно будет говорить об электрическом отоплении. Предполагаемое создание в Пскове текстильной промышленности окончательно обеспечит полный сбыт электроэнергии.

Ясно, что такое дело можно только скорее начать, а для этого все налицо. Пороги великолепно обследованы, существует не один проект их электрификации. Эти проекты можно достать и весной приступить к работам" [3.1919.1 января].

Еще через два месяца газета вновь с оптимизмом писала: "Поднятый Псковским ГСНХ вопрос об использовании Выбутских порогов близится к благополучному разрешению. Электротехнической секцией проделана вся предварительная работа. Заинтересованы в этом центральные учреждения, со стороны которых понятно обещание поддержать инициативу ГСНХ. По всей вероятности пройдет в жизнь проект инженера Палицына, фирмы Перун, Всеобщей кампании электричества и инженера Подхалюзина.

На производство работ потребуется в общей сложности 5 лет. Первый год уйдет на гидрометрические, гидротехнические и др. исследования порогов. Стоимость исследований - 150 тыс. руб. Эту сумму возможно представить из местных средств ГСНХ. Необходимые на установку станции капиталы предлагает Всероссийская кампания электричества, делегировавшая недавно автора одного из проектов инженера Палицына со специальным докладом в Центральный электротехнический совет .".

14 марта 1919 г. было проведено обследование Псковской электростанции на предмет возможного оборудования новой. Оно показало, что "оборудование электростанции неудовлетворительное, котлы старой системы пожирают неимоверное количество дров, машины расхлябаны", поэтому "приниматься за установку новой станции нет никаких резонов. Постройка новой станции займет 4-5 лет при настоящем положении вещей, на постройку Выбутской станции требуется такой же срок", "постройка специальной городской электростанции в связи с этим нецелесообразна" [4.1919.16 марта].

Но, несмотря на столь оптимистические намерения, дело, как и в дореволюционные годы, серьезно вперед не продвинулось: сначала помешало начавшееся вскоре белогвардейское наступление на Псков и захват города, а после окончания военных действий первейшим стало восстановление сельскохозяйственного производства. Между тем, расстройство топливоснабжения ("топливный кризис") в годы гражданской войны вновь настоятельно потребовало обратить серьезное внимание на возможное использование водной энергии, хотя на этот счет были и серьезные сомнения.

Дело в том, что гидравлическая установка по сравнению с тепловой требовала весьма значительных первоначальных затрат на оборудование сооружений - плотины и канала. К тому же, постройка ее заняла бы несколько лет, а полного развития станция могла достигнуть не ранее, как через 5-10 лет, в то время как тепловая электростанция с первоначальной небольшой мощностью могла быть построена гораздо быстрее, а в дальнейшем расширяться в зависимости от роста потребностей без всякого нарушения нормальной эксплуатации ТЭЦ. Расширение же ГЭС неизбежно сопровождалось бы хотя и временной, но остановкой станции. При этом на случай обмеления реки и маловодья в засушливые годы обязательно нужно было иметь хотя бы небольшую резервную ТЭЦ. Все это усиливало позиции противников сооружения ГЭС в Выбу-тах и служило дополнительным аргументом в пользу ТЭЦ.

Убежденными сторонниками строительства ГЭС на Выбутских порогах уже в начале 1921 г. выступили инженеры И. Клоссовский и Ф. Островский, доказывавшие, что построенная еще до

революции псковская электростанция имеет номинальную мощность в 900 квт, а зимой 1920/21 г. она составила всего лишь 400 квт (в 1917 г. - 600 квт), в то время как Выбутская ГЭС может дать городу энергии в 3-4 раза больше, достигнув максимальной мощности в 3000-3200 квт. Годовая выработка энергии, по их расчетам, в Выбутах могла достигнуть 6 млн. кВт. час. - в 10 раз больше тогдашней выработки Псковской электростанции и в 6 раз больше ее дореволюционной мощности.

Они же предложили и свой проект сооружения ГЭС, который в общих чертах сводился к следующему.

В верхней части порогов, где уклон дна резко увеличивается, возводится деревянная плотина длиной 120 сажен, по верху ее устраивается проезжий мост. От плотины по правому берегу реки прорывается канал длиной несколько больше трех верст и с размерами: глубина - около двух сажен, ширина по дну - 7 и по верху - 15 сажен. Такое расположение плотины позволяло в будущем построить в любом месте порогов солидную бетонную плотину, не прекращая работы существующей станции. Канал доводился до того места, где правый обрывистый берег реки круто заворачивал в сторону и где весьма удобно было расположить здание станции с водоразборным бассейном. Левый берег имел гораздо меньше удобств, т.к. здесь пришлось бы прокладывать значительную часть канала в насыпи, что было весьма затруднительно.

Станция при работе на освещение города и промышленность (без льнообрабатывающей фабрики) могла быть оборудована тремя вертикальными турбинами мощностью по 1300 л.с. каждая с установленными на их валу машинами переменного тока по 850 квт. В качестве резервного возможна была установка и четвертого такого же агрегата.

Электролиния до Пскова протяженностью 13 верст прокладывалась по левому берегу реки вдоль проходившего в непосредственной близости от порогов шоссе, вторая линия - по правому берегу. Последняя обходилась дороже, но зато существование двух самостоятельных линий гарантировало непрерывность подачи энергии. Распределительная подстанция в Пскове намечалась в районе Омских казарм, непосредственно в городе - 4-5 питательных пунктов (2-3 -в центральной части города, по одному - на Завеличье и Запсковье), соединявшихся с распределительной подстанцией воздушными линиями, в ряде случаев - подземными. "Следует только серьезно и настойчиво взяться за дело, - писали в заключение инженеры, - и через 3-4 года город, промышленные предприятия, учреждения и граждане будут вполне обеспечены светом и двигательной силой" [7, с. 28-33].

Осенью 1921 г. в районе Выбутских порогов вновь начались гидротехнические изыскания [3.1921.19 октября], а Псковское губэкосо 18 ноября 1921 г. через Главэлектро ВСНХ возбудило перед СТО ходатайство о включении работ по постройке Выбутской ГЭС в государственный план электрификации Республики, ассигновав на постройку в течение ноября-декабря "до 100 пайков из числа оставшихся от ведомственного распределения таковых", а губплану поручить заняться разработкой вопроса "о способах производства постройки за счет местных ресурсов" [8, с. 429-430].

Но и после этого работы не начинались еще ряд лет. Вновь об использовании энергии Выбутских порогов заговорили с мая 1924 г., когда Главэлектро включило их утилизацию в свой план электрификации. " Считать, что использование водной энергии Выбутских порогов весьма рационально, - записала в своем решении от 11 мая 1924 г. плановая комиссия по электрификации Главэлектро ВСНХ СССР. - Представленная Псковскому губисполкому в первом приближении схема гидротехнических сооружений, по которой намечается низкая водонапорная плотина высотою в 2 м и деривационный канал длиною в 3 версты с напором в конце его 10 м, представляет собой удачное и экономичное решение гидротехнической части проекта. Осуществление ГЭС сможет не только удовлетворить потребности в электроэнергии г. Пскова путем создания дешевой энергии, но и будет способствовать развитию льнопромышленности района... Для более правильного решения о технических и экономических выгодах проекта необходимо произвести дальнейшие изыскания и обследования, после чего Псковским губисполкомом должен быть представлен полный проект на рассмотрение и заключение Главэлектро и в Госплан". Решено было выделить из резервного фонда на изыскания 9 тыс. руб. при условии, что такую же сумму выделит Псковский губисполком [8, с.430; 3. 1925. 28 мая, 12 июня].

Это решение было пока что предварительным, т.к. последнее слово должен был сказать Госплан, но все же Псковский губисполком решил возобновить изыскания, составить чертежи Выбутских порогов, техническое обоснование и смету постройки электростанции. Но и в это время по-прежнему по вопросу о дальнейшей электрификации Пскова существовало два противоположных мнения: одни выступали за постройку в городе новой ТЭЦ, другие (их было большинство) отстаивали идею строительства ГЭС в Выбутах. К моменту окончания строительства (1930 г.) потребность города в электроэнергии для промышленных целей должна была составить 2370 тыс. квт. час., постройка Выбутской ГЭС, на что требовалось 4-3 лет и затраты в 1,8 млн. золотых рублей, давала возможность получать ежегодно не менее 4,3 млн. кВт. час, что было вполне достаточно для удовлетворения всех потребностей. В перспективе предполагалось оборудовать льнопрядильную фабрику на 10 тыс. веретен, для чего необходимо было увеличить мощность ГЭС до 2 млн. кВт. час. В пользу строительства ГЭС говорило и то, что стоимость энергии становилась в 3-6 раз дешевле существовавших в 1924 г. расценок (один квт. час. обошелся бы всего в 6 коп.), а при постройке льнопрядильной фабрики - еще дешевле: не более 4 коп. за кВт.час. [3.1923. 10 марта, 3 апреля; 1.ф.390. оп.1. д.1З06. л.60].

В такой перспективе были заинтересованы прежде всего жители Пскова, настроения которых выразил рабкор И. Шибаев, писавший:

"Много писалось и говорилось у нас в Пскове о необходимости электрификации Выбутс-ких порогов. Начались разговоры еще до начала империалистической войны. До сих пор составляются проекты, производятся изыскания и обследования, отпускаются необходимые суммы, работают инженеры и техники над вопросом электрификации Пскова и его промышленности. По-прежнему течет река Великая, по-прежнему шумят Выбутские пороги и по-прежнему работает наша городская электростанция со своими устаревшими машинами и котлами. Зададим себе вопрос - когда же будет приступлено к самой электрификации, когда же закончатся все изыскания и составление проектов, когда же, наконец, Псковская губерния будет иметь мощную гидравлическую электростанцию на Выбутских порогах? Что-то и не верится.

Для нашей городской электростанции этот вопрос - больной. Вопрос, думается, ясен. Везде и всюду сказано, что электрификация Выбутских порогов необходима. Неясным остается лишь то, сколько еще времени продлятся исследования и изыскания порогов, сколько будет еще составлено проектов и смет, сколько будет затрачено на все это денег и когда, хотя бы примерно, будет приступлено к самой электрификации Выбутских порогов!" [3. 1923. 3 июня].

В середине 192З г. с разъяснениями о выгодности строительства ГЭС и ее преимуществах перед тепловой электростанцией выступили губернские специалисты по электрификации. А. Сизов, например, доказывал, что на одном только топливе можно сэкономить ежегодно около 60 тыс. руб., не считая высвобождения труда кочегаров, машинистов котлов, чернорабочих [3. 1923. 2 июля]. А инженер промышленно-технического подотдела ГОМХа Э. Пашу-левич привел уточненные цифры будущей стоимости энергии, получаемой от эксплуатации ГЭС: стоимость одного кВт. часа определялась в 4,48 коп., если же построить в Выбутах льнопрядильную фабрику, то стоимость энергии снижалась вообще до 3 коп. за кВт. час.

Сооружение ГЭС было уже включено в пятилетний план, но высшими инстанциями не был пока что рассмотрен ее проект. Гидрологический институт разработал план работ по производству изысканий, с которым инженер института П. Лебедев познакомил сотрудников Псковского губплана, после чего работы по детальному изучению были переданы комиссии из псковских инженеров [3. 1923. 29 июля]. Более чем на год затянулось и выделение на проведение изысканий обещанных Пскову от плановой комиссии Главэлектро 9 тыс.руб.: они были получены только в августе 1923 г., в то время, как такую же сумму губисполком постановил выделить уже с 10 июня 1923 г. [3. 1923. 22 августа; 1. ф.З90. оп.1. д.1З06. л.120]. После этого был заключен договор с АО "Электропомощь" на дополнительные исследования р.Великой в районе Выбутских порогов и составление проекта ГЭС. [1. ф.З90. оп.1. д.1З06. л.269]. Все работы на сумму 18 тыс. руб. (9 тыс. руб. от Главэлектро и столько же от губисполкома) предполагалось закончить к 1 марта 1926 г. [3. 1923. 30 сентября]. Сроки начала строительства ГЭС, таким образом, снова затягивались.

Между тем, агрегаты городской электростанции к осени 1923 г. износились настолько, что появилось опасение в полной их остановке. Чуть ли не ежедневный ремонт требовал немалых средств, едва ли не вдвое вырос расход топлива, а электроэнергия стала самой дорогой в Республике: к осени 1926 г. один кВт. час обходился псковичам в 23 коп. В этих условиях требовалось найти быстрейший вариант выхода из создавшегося положения, и при всей выгодности ГЭС, ГОМХ и губисполком продолжали разрабатывать все же два разных варианта: постройки ГЭС на Выбутских порогах и новой паровой электростанции в Пскове. Решение об этом губисполком принял 14 октября 1923 г.: стоимость работ по составлению проекта ГЭС увеличивалась до 21 тыс. руб., одновременно составлялся проект теплосиловой установки. Последнюю в перспективе, после строительства ГЭС, предполагалось сделать резервной [3. 1923. 1 октября, 12 декабря;

1926. 19 ноября; 1. ф.З90. оп.1. д.1З06. л.276].

23 декабря 1923 г. Псковский губисполком рекомендовал АО "Электропомощь" в работе по составлению проектов руководствоваться предложениями инженера Палицына. Занимавшийся проектами еще до революции, он снова включился в работу, сотрудничал с "Электропомощью", члены которой были почти не знакомы с местными условиями. К тому же работали они в Ленинграде, и для координации работы и технического надзора был выделен инженер Э. Пашулевич [1. ф.З90. оп.1. д.1З06. л.294, 361].

Заказанные "Электропомощи" проекты строительства Выбутской ГЭС в марте 1926 г. были составлены и представлены в Электробюро. Всего вариантов постройки ГЭС было три: первый - по типу Волховской, т.е. с высокой плотиной в нижней части порогов и устройством станции непосредственно у плотины (стоимость 2300 тыс. руб.), два других варианта были близкими и предусматривали постройку станции с длинными подводными каналами, они обходились дешевле. "Электропомощь" и профессора Морозов, Ечегаров и др. рекомендовали остановиться на первом варианте, т. к. по их мнению, сооружение длинных каналов было связано с рядом неудобств при колебании нагрузки и суточных регулирований. Было к тому же опасение, что длинные каналы будут забиваться донным льдом. Но в любом случае, с использованием энергии Выбутских порогов Псков получил бы станцию мощностью в 4-3 тыс. л.с. Закончено было составление проф. Дмитриевым и проекта электростанции в Пскове.

Строительство ее мощностью 3 тыс. кВт планировалось в центре города, что на первых порах удовлетворило бы потребности города в освещении и промышленных целях с перспективой на 10 лет. Помимо этого ТЭЦ могла использоваться для топливных целей: отбросы пара шли на отопление учреждений. Прокладка труб обходилась в 300 тыс.руб. и могла окупиться в течении шести лет. Общая стоимость ТЭЦ с оборудованием для топлива оценивалась в 1200 тыс. руб., а строительство могло быть завершено к осени 1931 г. Но уже осенью 1928 г. можно было установить турбину мощностью в 600 квт, которая вместе с существующей установкой могла обслуживать Псков до окончания строительства. В дальнейшем станцию можно было расширить, или же снова возникала необходимость строительства ГЭС в Выбутах. Таким образом, вариант строительства ТЭЦ тоже обладал рядом преимуществ. Оставалось отдать предпочтение тому или иному варианту и изыскать средства для его реализации [3. 1926. 9 и 11 марта].

Все изыскательские работы, как и окончательная разработка проектов ГЭС и ТЭЦ закончились в июле 1926 г. [3. 1926. 11 июля].

Вопрос о выборе типа электростанции обсуждался на заседании Электробюро в Пскове, но участники его окончательно так и не определились. Затем доклад о проектах Э. Пашулевич сделал на заседании Президиума губисполкома. " Дело осложнило то, - отметил он, - что проекты были составлены с опозданием - вместо 1 мая только в июле, и за короткий период разобраться в них не успели. К тому же в проектах оставалось много неясностей: в коренной переработке нуждался проект сооружения льняной фабрики, требовал поправок в некоторых деталях проект паровой электростанции, а проект о постройке Выбутской ГЭС за недостатком времени и обилия неясностей и ошибок рассмотреть полностью вообще не удалось. Определена была лишь стоимость сооружения электростанций: паровой станции с электросетью и теплопроводкой -2232 тыс. руб., Выбутской ГЭС - вдвое дороже - 4973 тыс. руб. Поэтому "Электропомощь"

предложила на первых порах остановиться на постройке паровой электростанции, а затем уже приступить к использованию энергии Выбутских порогов. Но поскольку "Электропомощь" не дала ответа на вопрос о согласовании в дальнейшем работы этих станций, то не отдало предпочтение ни одному из вариантов и Электробюро...".

Губисполком согласился с предложением Э. Пашулевича о необходимости передать проекты для дополнительной переработки. Но губисполком хорошо понимал и то, что вопрос о строительстве новой электростанции стоит очень остро, т.к. недостаток энергии задерживал развитие промышленности Пскова. Поэтому он признал необходимым приступить к сооружению станции уже в следующем, 1927 г., хотя и не отдал предпочтение ни одному из вариантов. 14 августа 1926 г. вопрос о постройке в Пскове новой электростанции рассматривался областным Электропланом в Ленинграде, куда губисполком командировал Э. Пашулевича. Облэлектроп-лан согласился с выводом Псковского губисполкома о необходимости начать строительство в будущем году, а "Электропомощь" согласилась в 10-дневный срок доработать проекты [3. 1926. 13 и 18 августа].

После подробного рассмотрения вопроса с технической и экономической стороны осенью 1926 г. решено было все же построить первоначально в Пскове ТЭЦ мощностью 1800 квт., а затем уже приступить к возведению ГЭС в Выбутах. Вернувшийся из Москвы Э. Пашулевич сообщил, что "утвержден проект строительства в Пскове паровой электростанции на новой технике. Таких электроустановок в губернских городах СССР еще не было, лишь строящаяся в Ленинграде станция по своей технической оснащенности близко подходила к Псковской. Стоимость ее строительства запроектирована в 1830 тыс. руб., половину расходов брало на себя центральное ведомство. Строительство должно начаться с 1927 г. и завершиться в трехгодичный срок. В первое время мощность ее достигнет 600 квт, впоследствии - 1200, и наконец - 1800 квт. Часть машин заказываются за границей. В то же время Электроплан постановил продолжать разработку вопроса об электрификации Выбутских порогов" [3. 1926. 13 октября, 19 ноября].

Вопрос о строительстве в Пскове электростанции был окончательно решен в феврале 1927 г.: на предварительные работы из госбюджета вместо предполагавшихся ранее 170 тыс.руб. было получено 270 тыс., ВСНХ дал разрешение на ввоз из-за границы части оборудования. Электростанция возводилась на том месте, где уже в 1914 г. велись подготовительные работы по ее сооружению городской управой - на берегу Великой, у Мстиславской башни [3. 1926. 23 ноября;

1927. 18 февраля]. ТЭЦ, построенная на месте старой электростанции, дала ток 23 июня 1930 г. Для строительства ее пришлось разобрать часть крепостной стены.

Но даже во время строительства ТЭЦ не забывали и о Выбутских порогах. 8 февраля 1928 г., например, Президиум Псковского окрисполкома признал необходимым "продолжать наблюдения за режимом реки Великой в районе проектируемой Выбутской ГЭС", и на проведение гидротехнических работ (на оборудование гидрометрической станции, ремонт водомерных постов и др.) выделил 2 тыс. руб. [1. ф.324. оп.1-а. д. 12. л.1З]. А менее чем через неделю после пуска ТЭЦ в Пскове в город прибыла бригада специалистов для продолжения работ по исследованию Выбутских порогов и изучения вопроса о возможности постройки на них ГЭС [4. 1930. 1 июля]. В феврале 1931 г. Электрострой получил срочное задание разработать вопрос о постройке ГЭС под Псковом, предназначенной для снабжения электроэнергией строящихся в Псковском округе льнозаводов. Проектная мощность ее должна была составить 6 тыс.квт. [4. 1931. 13 февраля]. Но работы по возведению ГЭС не начались и тогда, а построенная в городе ТЭЦ решила проблему энергоснабжения Пскова лишь на короткое время: уже к середине 1930-х гг. ее мощностей для растущей промышленности стало не хватать. В 1932 г. было подготовлено обоснование по развитию ТЭЦ, но проект ее расширения был утвержден только в конце 1934 г. и даже в 1936 г. оставался нереализованным. Только в апреле 1938 г. на Невском машиностроительном заводе в Ленинграде были изготовлены две новые турбины для Псковской ТЭЦ мощностью 4 тыс.квт. Вскоре стали поступать их основные части, строилось для их установки специальное здание. Накануне войны ТЭЦ имела три турбогенератора общей мощностью 6300 квт. и такое же количество котлов для сжигания торфа. ТЭЦ

сталкивалась и с проблемой обеспечения топливом: основным видом его являлся торф, но торфоразработки под Псковом оказались изрядно истощенными. Требовались новые источники энергии, одним из которых стали сланцы. Однако котлы Псковской ТЭЦ оказались для сжигания его неприспособленными и забивались пеплом. Выход нашли в смешивании в определенных пропорциях сланца с торфом. Вновь заговорили в который уж раз и о постройке ГЭС у Выбутских порогов на 5 тыс. кВт, могущей обслуживать и прилегающие колхозы. В 1937 г. Псковский горплан работал над составлением ее проекта [4. 1937. 18 февраля, 1 июня; 1938. 10 апреля; 2. ф. 1219. оп.1. д.1080. л.18].

Между тем нехватка электроэнергии в городе привела к тому, что крупным предприятиям пришлось оборудовать собственные небольшие электростанции, преимущественно дизельные. В сентябре 1940 г., например, получил двигатель и динамо-машину завод "Пролетарий" [5. 1940. 2 октября], в октябре 1940 г. завод " Металлист" приобрел двигатель марки Си-менс-Шукерт мощностью 295 квт. и в 1941 г. планировал уже работать на собственном электричестве [5. 1940. 30 октября].

Дальнейшие планы развития электрификации Пскова нарушила Великая Отечественная война. ТЭЦ в годы войны была полностью выведена из строя: все оборудование вывезено оккупантами, остались лишь котлы, один из которых был взорван. При разработке проектов строительства новой электростанции после освобождения города вновь в качестве одного из вариантов рассматривалась возможность реализации проекта сооружения Выбутской ГЭС с началом ее строительства в 1946 г. и вводом в эксплуатацию в 1950 г. Но для этого требовалось 39 млн. руб. (на одни только проектно-изыскательские работы - не менее 700 тыс.), которых на тот момент не было, поэтому вновь остановились на более дешевом варианте восстановления на старом месте ТЭЦ [2. ф. 1219. оп.1. д.58. л.183: д.204. л.12].

С тех пор проектов сооружения ГЭС на Выбутских порогах больше не вынашивалось. В 1950-1960-х гг. таковые появились в верховьях Великой, Псков же электроэнергию от собственной ГЭС так и не получил.

Источники и литература

1. Государственный архив Псковской области (ГАПО).

2. Государственный архив новейшей истории Псковской области (ГАНИПО).

3. Газета "Псковский набат". Орган Псковского губкома РКП(б) и губисполкома.

4. Газета "Псковский колхозник". Орган Псковского окружкома ВКП(б) и окрисполкома.

5. Газета "Псковская правда". Орган Псковского горкома ВКП(б) и горисполкома.

6. Островский Ф. Водная энергия в Псковском округе //Познай свой край. Сборник Псковского общества краеведения. Вып.1У. Псков, 1929.

7. Клоссовский И., Островский Ф. Снабжение г.Пскова энергией Выбутских порогов //Известия Псковского губкома РКП (б). 1921. № 7-8 (июль-август).

8. Развитие электрификации Советской страны.1921-1925 гг. Сборник документов и материалов. М., 1956.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.