УДК 792.2
М.Г.Арсланов
«ТУКАЙ» А.ФАЙЗИ В ПОСТАНОВКЕ РЕЖИССЕРА Ш.САРЫМСАКОВА
Этапной постановкой татарской режиссуры тридцатых годов, да и самого режиссера Ш.М. Сарымсакова, является спектакль по пьесе АФайзи «Тукай» на сцене Татарского государственного академического театра им. Г.Камала. Исторические и историко-биографические спектакли тех лет помогали устанавливать связь времен между прошлым и настоящим, тем самым приближаясь к решению задач сегодняшнего дня. Именно данное обстоятельство определяло актуальность подобных спектаклей и поставило их в один ряд с наиболее ценными постановками предвоенных и военных лет.
Ключевые слова: татарский театр, режиссерское искусство, Ш. М. Сарымсаков, «Тукай», А Файзи.
M.G.ARSLANOV "TUKAI" BY A. FAYZI STAGED BY SH. SARYMSAKOV
Summary. Landmark spectacle of the Tatar theater of the thirtieth years, was the performance of director Sh. M. Sarymsakov "Tukay" by the A.Fayzi play, staged on the Tatar state academic theater of G. Kamal. Historical and historico-biographic performances of those years helped to establish link of times between the past and the present, thereby coming nearer to the solution of today problems. This circumstance defined relevance of similar performances and put them in one row with the most valuable statements of premilitary and military years.
Keywords: Tatar theater, stage direction, Sh. M. Sarymsakov, "Tukai", A. Faizi.
Этапной постановкой татарской режиссуры тридцатых годов, да и самого режиссера Ш.М.Сарымсакова, является спектакль по пьесе А.Файзи «Тукай» на сцене Татарского государственного академического театра им. Г.Камала. Основанный на изучении богатейшего исторического материала о жизни и творчестве народного поэта, правдиво воссоздающий быт и нравы эпохи, среду и людей, окружающих его, спектакль «Тукай» получился точным и стилистически выдержанным.
«Тукай» открыл цикл историко-биографических спектаклей национального театра, созданный режиссерами республики в основном в 40-е годы. Интерес деятелей искусства к истории, культурным ценностям прошлого, жизни и деятельности выдающихся личностей своего народа был закономерным явлением в новой общественно-исторической обстановке, когда вторая мировая война уже стояла на пороге, и всякое проявление национального самосознания народа воспринималось особенно остро.
Сообщение о «Тукае» впервые появилось в печати в конце сезона 1938/39 гг. Газета «Кызыл Татарстан» сообщила о состоявшемся 23 марта обсуждении трагедии (тогда так определялся жанр произведения) в Союзе писателей Татарии. Участники обсуждения единогласно отметили огромную работу А.Файзи, успешно справившегося с большим и ответственным материалом и создавшего исторически ценное, поэтически высокое произведение [1].
Выпустили спектакль за сравнительно короткий срок. В беседе с корреспондентом той же газеты от 3 сентября Ш.Сарымсаков говорил об интенсивности подготовки к спектаклю, об энтузиазме среди актеров, иногда проводивших до трех репетиций в день [2]. Сезон Татарского государственного академического театра 1939/40 годов открывался 18 сентября премьерой «Тукая». Спектакль был тепло встречен зрителями, получил положительную оценку театральной критики. «Тукай» - большой успех А.Файзи и воплотившего его на сцене коллектива театра»,-писал о нем А.Кутуй [3]. Однако ни автор, ни режиссер до конца не были довольны этой постановкой. Они решили совершенствовать ее. «Работу над улучшением спектакля мы будем продолжать в течение всего сезона»,- говорил Ш.Сарымсаков даже через год после премьеры [4]. Окончательный вариант «Тукая» сложился лишь в 1941 году. Он намного отличался от первого.
Уже в первой редакции сценического произведения актерам И.Гафурову и Камалу III удалось создать не повторяющие друг друга, но одинаково убедительные образы поэта. Тукай -Гафуров - сильная личность, человек волевой, необычайно умный, простой [5]. Его едкая ирония наповал разила врагов, с друзьями он остроумный собеседник, верный, задушевный товарищ. Камал III подчеркивал обостренную ранимость, интеллигентность, душевную боль поэта. Этому задумчивому молодому человеку, с умными, всегда грустными глазами явно не хватало бойцовских качеств. В дальнейшем Камал III при помощи режиссера Ш.Сарымсакова преодолел данный недостаток исполнения.
В первом варианте спектакля меткими характерными штрихами были обрисованы типы купцов Сенного базара - Шамшигали - К.Шамилем, Муртаза бай - Х.Уразиковым, созданы
достоверные образы национальной интеллигенции - Г.Камала - Н.Гайнуллиным, С.Рамеева -Ш.Сарымсаковым. Также тщательно воссоздавались быт, эпоха и окружение Тукая. Все это было ценно само по себе. Однако и автор, и режиссер не хотели останавливаться на достигнутом. Их не устраивала хроникальность, повествовательность спектакля. Эти недостатки в какой-то степени были неизбежны, ибо создавалась биография последнего, почти семилетнего периода жизни Тукая. В связи с этим перед зрителем возникали, может быть, прекрасно решенные режиссером и актерами, но не связанные единым действием картины жизни Тукая в Уральске, Казани, Уфе, Петербурге, не объединенные единым конфликтом многочисленные действующие лица. В первоначальной редакции сценического произведения их было около шестидесяти и поскольку труппа ТГАТа тогда состояла всего из пятидесяти человек, некоторым актерам приходилось играть по две роли [2]. Такое представлялось возможным, так как действующие лица первых картин не появлялись в последующих.
Во втором варианте автор и режиссер почти наполовину сократили спектакль. Из одиннадцати остались только шесть картин [6]. Намного уменьшилось и число действующих лиц. В окончательной редакции их было всего двадцать два. Главное - четче, выпуклее стал конфликт спектакля, ярче раскрывалась социальная сущность окружающих Тукая людей. По ходу работы над усовершенствованием произведения вносились новые штрихи в характеры некоторых персонажей, поправки в композицию постановки. В результате она обрела компактность, стройность. Дорабатывались отдельные массовые сцены. В четвертой картине, где изображался Сенной базар, к примеру, была произведена коренная реконструкция. До этого режиссер, увлекшись экзотикой, излишне выпячивал жанровые, игровые моменты действия в ущерб смыслу происходящего. Излишний шум, крики заглушали основной текст. Сейчас же акцент делался на выявлении сути изображенных событий.
Новая сценография художника М.Сутюшева больше соответствовала стилистике спектакля. В первом варианте художники Курбатов и Сутюшев слишком увлеклись воспроизведением деталей быта. Поэтому у публики создавалось впечатление несоответствия художественного оформления поэтическому строю постановки с романтически приподнятым образом народного поэта в центре [4]. Оформление окончательной сценической редакции «Тукая» было более легким. В нем по-прежнему соблюдался принцип жизненной достоверности. Однако быт уже не был таким «густым» и подавляющим.
Долгий и кропотливый труд создателей завершился успешно. Родился интересный, волнующий спектакль с целым рядом достоверных образов исторических личностей. Зрителю полюбились, кроме уже названных Г.Камала и С.Рамеева, образы революционера Хусаина Ямашева - Г.Зиатдинова, Амины - Г.Ибрагимовой и Р.Зиганшиной, Хаят - М.Миннибаевой и М.Шариповой. Среди наиболее удачно решенных - сцена встречи Тукая с Рамеевым, с другими представителями национальной интеллигенции. Публику до слез трогал эпизод объяснения уже больного поэта с крестьянином, разыскавшим его без адреса по одному из стихотворений Тукая. Тепло и задушевно проходила сцена в квартире большевика Ямашева [4].
После постановки «Доходного места» А.Н.Островского, особенно после триумфального успеха «Шамсикамар» М.Аблиева о Ш.Сарымсакове заговорили как о талантливом, растущем, подающем большие надежды режиссере [7]. Данная его репутация была подтверждена и во время летних гастролей ТГАТа в Уфе в 1938 году [8]. И последующими постановками, такими как «Тукай» А.Файзи и «Забулачная республика» Н.Исанбета. Внимательно следившая за его ростом театральная критика отметила целый ряд особенностей режиссерского почерка Ш.Сарымсакова. Это широта интересов молодого режиссера, умение углубляться в драматический материал[9] и «оживлять» пьесу, оставаясь верным авторскому замыслу, способность к созданию убедительных сценических композиций, к построению ярких, самобытных мизансцен, умение решать образы как индивидуальные характеры, способность к сознательному самоограничению.
«Режиссер Сарымсаков, чтобы полнее довести до зрителя замысел автора, своими выразительными средствами оживил пьесу,- писал о работе постановщика над «Тукаем» А.Кутуй. - Использование каждого метра сценического пространства (к примеру, эпизод проводов Тукая в больницу), наделение каждого своеобразными, только ему присущими характерными чертами, компоновка событий произведения вокруг образа поэта, сознательный отход от ложных эффектов - все это характеризует Ш.Сарымсакова как серьезного реалистического режиссера» [3].
Однако поиски татарской режиссуры в области создания исторических и историко-биографических спектаклей продолжались и в дальнейшем. Так, в годы войны театр как бы
решил заново возвратиться к пьесе А.Файзи о любимом поэте татарского народа Тукае, поставленной режиссером Ш.Сарымсаковым еще в 1939 году. Первоначально предполагалось лишь "капитальное возобновление" прежнего спектакля. Однако принесенный драматургом второй вариант произведения настолько отличался от поставленного первого, что нельзя было ограничиваться лишь восстановительными работами. Автор как бы заново написал пьесу: добавил две новые картины, снял четыре ранее написанные. Кроме того, были убраны некоторые персонажи прежнего варианта и вписано несколько новых образов. Текст оставшихся картин и характеры отдельных действующих лиц подверглись серьезным изменениям. Самое главное, произведение, прозаическое в первом варианте, было переложено в стихотворную форму. Потребовалось совершенно новое решение всего спектакля: новая трактовка отдельных ситуаций и положений, новое художественное оформление [10].
С одной стороны, вроде бы уже знакомый материал, наработанные взаимоотношения многих персонажей, отработанные прежним спектаклем сценические ситуации, с другой -разрушающая все прежние мизансценические построения новая сценическая среда, стихотворный текст, требующий от актеров совершенно новой техники речи. Режиссер Ш.Сарымсаков должен был учесть и плюсы, и минусы новой драматургической первоосновы спектакля. "Заслуга автора в том, что он, правильно поняв критику общественности, переделал пьесу из хроникального материала в настоящее драматургическое произведение,- говорил Ш.Сарымсаков на заседании худсовета ТГАТ во время читки и обсуждения нового варианта драмы.- Произведение сохраняет прелесть, аромат тукаевской эпохи. Сенного базара тукаевского периода... Сюжет пьесы - в борьбе Тукая с окружающими его черными силами. Произведение - не мелодрама, но драма с налетом трагизма. Надо сделать это произведение золотым фондом театра, оно безусловно соответствует нашему требованию" [11].
Обсуждение нового варианта пьесы проходило перед самой войной — 18 июня 1941 года. Однако к ее воплощению ТГАТ мог приступить лишь вначале 1942 года. Как уже было отмечено выше, в первые месяцы Великой Отечественной войны режиссеры театра усиленно работали над произведениями, непосредственно перекликающимися с событиями дня. Осознание роли и значения исторических пьес в воспитании патриотических чувств зрителя происходило постепенно. По этой причине так долго не выпускался уже готовый спектакль "Идегей" Н.Исанбета. Именно поэтому театр так долго готовился к работе над новым вариантом "Тукая".
Воссоздавая на сцене образ Тукая, "прелесть и аромат тукаевской эпохи", его окружение, Ш.Сарымсаков, как и в прежней постановке, стремился максимально приблизиться к жизненному первоисточнику. Принцип историзма в решении внешнего облика, характеров персонажей, сценического пространства, костюмов, реквизита и бутафории, и здесь был доведен до своего логического завершения [12]. Но вместе с тем, режиссер и актеры в каждом отдельном персонаже искали какую-то определяющую черту характера. Так, в образе Тукая, созданном актером И.Гафуровым, определяющим качеством, ведущей чертой характера поэта стали принципиальность, исступленная вера в силу народа, готовность к самопожертвованию во имя счастья угнетенных и обездоленных [13]. А в образе поэта Сагита Рамеева, несущего в спектакле нагрузку некоего контраста, оттеняющего крепость духа, принципиальность Тукая, Ш. Сарымсаков подчеркнул излишнюю впечатлительность, ранимость натуры, граничащие с бессилием, в конечном итоге делающие его игрушкой в руках недругов. Судя по рецензии доцента Л. Джаляя, хорошо запоминались также образы Амины, созданные Г.Ибрагимовой и Р.Зиганшиной мягкими, лирическими красками, и Галиасгара Камала (Н. Гайнуллин) [13].
Работа татарской режиссуры по созданию исторических и историко-биографических спектаклей в ТГАТе им.Г.Камала продолжалась и в годы Великой Отеч ественной войны, и в последующий период. Возникшая связь времен помогла коллективу театра поставить историю, жизнь и деятельность исторических личностей на службу задачам дня. Именно данное обстоятельство определяло актуальность подобных спектаклей и поставило их в один ряд с наиболее ценными постановками предвоенных и военных лет.
Литература
1. «Тукай»//Кызыл Татарстан, 1939, 26 март.
2. Сезон ачылу алдыннан// Кызыл Татарстан, 1939, 3 сентябрь.
3. Кутуй Г «Тукай»// Кызыл Татарстан, 1939, 23 сентябрь; Шул ук к-та: Гадел Кутуй. Публицистика Казан, 1957, 158-165 б.
4. Работа над спектаклем «Тукай» (Беседа с режиссером Татарского академического театра тов. Сарымсаковым)// Красная Татария, 1940, 10 сентября.
5. Гильдеев X. «Тукай»// Красная Татария, 1939, 28 сентября.
6. Из воспоминаний Ш. Сарымсакова. Хранятся у автора.
7. Сэгыйтов Я. Театрньщ яшь кадрлары// Кызыл Татарстан, 1938, 28 май.
8. Прекрасные спектакли// Красная Башкирия, 1938, 30 июля.
9. Гази Кашшаф. Театр сезоны ябылу уцае белэн// Кызыл Татарстан, 1939, 15 май.
10. ЦГА РТ. Ф. 4088. Оп.2. Ед.хр. 48. Л.18.
11. ЦГА РТ. Ф. 4088. Оп.2. Ед.хр. 45. Л.
12. Из беседы с Ш.Сарымсаковым от 22 декабря 1983.
13. Кэлэй Л. «Тукай» / / Кызыл Татарстан. - 1942. - 6 мая.