ского сопровождения педагогов в образовательном учреждении и здоровьеформирующего содержания образования. В свою очередь здоровьесберегающие компетенции учителя включают в себя освоение теории и практики психосоматической саморегуляции. Учителю привычно находиться в состоянии хронического стресса, поэтому большинство учителей относятся к стресс-коронарному типу людей, у которых наивысший риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Разнообразные приемы психосоматической саморегуляции известны из научно-популярной литературы [2; 5; 7] и собственного опыта учителя. Психоэмоциональное здоровье учителя зависит не столько от знаний, умений, навыков здорового образа жизни, сколько от собственной жизненной позиции, философского осмысления, от личного отношения и настроя. Приведем несколько рекомендаций для людей стресс-коронарного типа [5]:
• Отношение к юмору. Старайтесь больше шутить, смеяться, особенно над собой, приостановиться, оглянуться, увидеть забавную сторону той или иной ситуации.
• Расширение горизонтов. Жизненно важно увеличить время, которое посвящается не работе, а другим интересам.
• Лучшее понимание других людей. Важно осознать, что окружающие отличаются по темпераменту, способам воспри-
ятия мира, ценностям, устремлениям и т.д. Научиться признавать право окружающих быть другими.
• Более активная передача полномочий. Невозможно все сделать самостоятельно, надо передавать полномочия, больше доверять другим людям.
• Быть, чувствовать, радоваться. Важно осознать необходимость просто быть, чувствовать, испытывать наслаждение вместо того, чтобы всегда что-то делать, стремиться к обладанию, приобретению.
Учитель, который стремиться к самопознанию, саморегуляции и самореализации уже не сможет «отбывать» урок или функционировать на уроке. Он будет «проживать» каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и самого себя, получая при этом профессиональную удовлетворенность. Преподавание в данном случае будет носить уже не характер трансляции информации, а характер стимуляции и активизации познавательной деятельности учащихся.
Совершенствование профессионально-личностного здоровья учителя, формирование и развитие здоровьесберегающих компетенций - стратегическая, приоритетная проблема современной системы образования, решать которую возможно в тесном сотрудничестве и творческом поиске с педагогами.
Библиографический список
1. Чоросова, О.М. Анкета выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов / О.М. Чоросова, Р.Е. Герасимова // Практика адм. работы в школе. - М., 2006. - №4.
2. Митина, Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. / Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А.Анисимова; под общ. ред. Л.М. Митиной. - М.: Академия, 2005.
3. Абаскалова, Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа - ВУЗ». - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001.
4. Казначеев, В П.. Проблемы «Сфинкса XXI века». Выживание населения России / В.П. Казначеев, Я.В. Поляков, А.И. Акулов, И.Ф. Мингазов.
- Новосибирск: Наука, 2000.
5. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2005.
6. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить свое здоровье: психологические установки и упражнения. Серия «Библиотека федеральной программы развития образования» / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. - М.: Изд. Дом Новый учебник», 2003.
7. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.
8. Синенко, В.Я. Сохранение здоровья учащихся школ как многофакторная проблема // Сибирский учитель. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2005.
- №4
Статья поступила в редакцию 30.12.09
УДК 159.9
Н.А. Мамедова, соискатель НГПУ; В. В. Гафаров, д-р. мед. наук, проф. МЛЭ ССЗ СО РАМН, ГУ НИИ терапии СО РАМН, г. Новосибирск, E-mail:[email protected]
ЦВЕТОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРЕПЛЕТЕНИИ С ЗАЩИТНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ ПСИХИКИ
Предлагается рассмотрение существующих защитных механизмов психики на основе цветовых предпочтений личности. Показано, что анализ психологических защитных механизмов через призму цветовых выборов помогает понять истинные потребности личности, не завуалированные неосознаваемыми психозащитами.
Ключевые слова: цветовые предпочтения личности, психологические защитные механизмы психики.
Цветовые предпочтения людей — продукт и двигатель цветовой культуры, они фиксируют уровень ее развития и одновременно способны трансформировать сложившиеся стереотипы. Цветовые предпочтения формируются образом жизни, меняются с возрастом, зависят от настроения. Цвет как средство коммуникации имел огромное значение в первобытном обществе, а в современном обществе цвет выступает как средство для самовыражения и репрезентации. Цветовые предпочтения человека могут меняться в разные времена года, в зависимости от его психоэмоционального состояния и психологического настроя [1].
Целью работы является рассмотрение существующих защитных механизмов психики на основе цветовых предпочтений личности студента. Рассмотрение и анализ цвета, как инструмента при выборе определенного защитного механизма.
Задача выявления взаимосвязи особенностей цветовос-приятия и цветорепрезентации с механизмами психологической защиты личности, в процессе учебной деятельности,
является одной из интереснейших, поскольку позволяет сопоставить эти два подсознательных механизма, которые с разных сторон характеризует личность и ее способность к трансформации. Изучение динамики индивидуально-психологических характеристик на основе цветовых предпочтений в сопоставлении характеристики цвета с выбранным защитным механизмом психики личности может продемонстрировать в некотором смысле жизненную стратегию личности. Мы полагаем, что под влиянием обучения происходит качественная перестройка системы самооценок и «Я»-концепции. Студенту предоставляются обширные и специфические (связанные с выбором будущей профессии) возможности обогатить опыт общения и обобщения, что, по мнению Б.Г. Ананьева, является чрезвычайно важным для процесса самопознания. Формирование и развитие рефлексивных свойств характера (вытекающих из отношения к себе) осуществляется на основе развития коммуникативных свойств, в чем находит выражение общая закономерность характерообразования.
Механизмы психологической защиты (МПЗ) являются проявлением адаптационных процессов и представляют определенный интерес для нас, поскольку мы собираемся использовать их в роли своеобразной мишени, влияющей на эффективность адаптации в процессе обучения. М.В. Макарова (2000) дает определение защитным механизмам как системе регуляторных механизмов, которые служат для устранения или сведения до минимальных негативных, травмирующих личность переживаний [2]. Эти переживания в основном сопряжены с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Механизмы защиты направлены на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира, что может достигаться, например, такими путями как: устранение из сознания источников конфликтных переживаний, трансформация конфликтных переживаний таким образом, чтобы предупредить возникновение конфликта.
Материал и методы исследования. Экспериментальной базой исследования является Новосибиская Академия Водного Транспорта, в частности, студенты экономического факультета. Всего обследовано всего 56 человек (19 молодых людей - 18-22 лет, 37 девушек такого же возраста) с применением теста Люшера, теста Айзенка, психологического интервью и психологических методик, позволяющих выявить уровень учебной мотивации, личностные качества и психологический ресурс. Нами был использован многошкальный опросник Плутчика-Келлермана-Конте "Индекс жизненного стиля" (ИЖС) - "Life Stile Index" (LSI), прошедший адаптацию, рестандартизацию и апробацию на отечественных выборках в лаборатории клинической психологии и психодиагностики, а также в отделении неврозов Санкт-Петербургского научноисследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева [3]. Методика LSI (ИЖС), созданная на основе психоэволюционной теории R. Plutchik и структурной теории личности Н. Kellerman (1979), позволяет диагностировать систему механизмов психологических защит (МПЗ), выявлять ведущие механизмы и оценивать степень напряженности каждого из механизмов у испытуемого. Подсчитывалось абсолютное число положительных ответов на предлагаемые утверждения опросника у всех студентов, подсчитывались средние значения и их изменения в процессе обучения, с помощью общепринятых статистических процедур. Применялась также система обработки и интерпретации результатов цветовых выборов (версия 1.00.2002, Базыма Б. А.) для определения основных значений цветовых факторов [4]. Статистическая обработка данных производилась методами компьютерной статистики.
Результаты и их обсуждение. В процессе проведенного исследования выявилось, что цветовое видение связано с восприятием каждого конкретного цвета через призму опосредующего жизненного опыта. При этом актуальное психологическое состояние студента на момент исследования тесно переплеталось с вегетативными параметрами и симпатико-парасимпатическими характеристиками, что указывало на связь процессов восприятия цвета с функциями и реакциями подкорковых образований, которые, как известно, в значительной степени влияют на фон настроения, общую психическую активность, побудительную силу мотивационной сферы, напряженность потребностей. Цветовой тест Люшера, как это показано в ряде серьезных исследований, позволяет выявить индивидуальный порог восприимчивости зрительного анализатора, который обусловлен преобладанием трофотропных (стремление к покою) или эрготропных (стремление к активности) тенденций в рамках вегетативного баланса. В то же время выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией [5].
В процессе обучения личности студенту постоянно приходится использовать механизмы защиты психики и приемы копинг-поведения в норме (адаптация в роли студента ВУЗА, при «сдачи» экзаменов, защите диплома). Студенты по-разному реагируют на неудачу во время обучения. Поэтому важ-
но, каким образом студент будет реагировать, например, на «не сдачу» экзамена, смириться и не будет добиваться лучшей оценки или почувствует новый импульс к познанию в обучении и признании своих способностей эквивалентом оценки (зачета). Реакция студента зависит от его личностных качеств, индивидуального цветовосприятия, от его жизненного опыта и учебной мотивации. Прогнозирование данных тенденций, на наш взгляд, возможно с применением метода цветовых выборов. Даже в однотипных ситуациях реакции людей отличаются в зависимости от исходной индивидуально-типологической основы индивида. А это значит, что в каждом конкретном случае мы изучаем не просто состояние, а реакцию определенной личности на конкретную ситуацию, т.е. мы изучаем личность и диапазон ее изменчивости под влиянием внешних обстоятельств. Об этом свидетельствует наличие устойчивых пар цветового выбора, а также динамика цветового выбора, когда при изменении состояния наиболее значимые цветовые эталоны передвигаются с первых позиций на последние (и наоборот), сохраняя актуальность символизируемой ими ведущей потребности [1].
Ранее нами получены убедительные данные, подтверждающие феноменологическую близость показателей метода цветовых выборов со шкалами ситуативной и личностной тревожности, шкалами индивидуально-типологического опросника Айзенка [6]. При анализе проведенного теста Люшера была выявлена взаимосвязь с изучением исследования структуры защитных механизмов психики и их роли в сохранении «Я»-концепции и самооценки в процессе обучения в ВУЗе.
По результатам опросника ИЖС выделялись 8 шкал: вытеснение (подавление), регрессия, замещение (смещение), отрицание, проекция, компенсация, реактивное образование (гиперкомпенсация) и рационализация (интеллектуализация). Эти 8 психологических защит соответствуют восьми основным эмоциям, которые обычно испытывает человек, и которые формируют стандартные консервативные способы поведения. По мнению авторов опросника, использование психологических защит личности - обязательный процесс, который включается неосознанно. Этот механизм, действующий по принципу отрицательной обратной связи, направлен на ослабление интенсивной эмоциональной реакции в целях поддержания социально адекватных отношений и сохранения своего «Я»-образа. Ригидное использование определенной психологической защиты может приводить к искажению характера субъекта с формированием определенных устойчивых черт личности, которые могут нарушать социальную адаптацию и являться причиной обращения личности за психотерапевтической помощью. Часто именно в процессе обучения в ВУЗе при первых столкновениях с серьезными испытаниями и нагрузками и выявляется эта ригидная установка студента, мешающая его трансформации.
Данные психодиагностического обследования испытуемых позволили констатировать наличие зависимости механизмов психологических защит (МПЗ) от уровня экстраинтро-версии. По суммарной оценке всех шкал опросника ИЖС, отражающей уровень выраженности напряженности психологической защиты у эмпирической модели было выявлено следующее. Степень напряженности психологической защиты у представителей интровертов выше, чем у экстравертов (г = 0,68 для интровертов, г = 0,39 для экстравертов при р < 0,05). У интровертов, имеющих высокий уровень нейротизма, степень напряженности психологической защиты выше, чем у интровертов с низким уровнем нейротизма; у экстравертов такие различия не наблюдаются. Зависимости степени напряженности психологической защиты от пола и возраста у всех испытуемых не обнаружено. Повышение уровня образования усиливает степень напряженности психологической защиты.
В содержательной структуре МПЗ полученные результаты дисперсионного анализа отражают достоверные различия интровертов и экстравертов по трем шкалам опросника ИЖС (соответственно МПЗ): "вытеснение", "интеллектуализация" (средние показатели существенно выше у интровертов), "регрессия" (средние показатели преобладают у экстра-
вертов); равные показатели получены по шкале "реактивные образования". По всем остальным шкалам: "отрицание", "компенсация", "проекция" и "замещение" в структуре психологической защиты наблюдается незначительное преобладание у интровертов. Исследование МПЗ и структуры напряженности психологической защиты у интровертов, проведенное с учетом уровня нейротизма, выявило, что степень напряженности защиты и средние показатели по отдельным МПЗ в нашей выборке у интровертов в целом выше, чем у экстравертов. Детерминантами такого рассогласования результатов, по нашему мнению, можно предполагать разными моделями мира экстравертов и интровертов. Описание цветовых факторов по результатам нашего исследования на базе компьютерной системы обработки и интерпретации результатов цветовых выборов (версия 1.00.2002, Б. А. Базыма) делятся на четыре основных фактора: активированность, стеничность, эмоциональная восприимчивость, психопатия. По этой системе результат выглядит так:
1-й фактор (Активированность) - отражает степень общей активности испытуемого. Для значений фактора (особенно при >+1) наблюдается усредненный профиль 10725634. Для низких значений (особенно при <-1) - 34526017. При высоких значениях фактора отмечается пассивность, дистимич-ность, озабоченность различными проблемами, пессимистичность, много соматических жалоб. Низкие значения фактора характерны для студентов с оптимистической установкой, по принципу - у меня все ОК. Жалобы на соматическое состояние не отмечалось. Поведение просоциальное. У студентов первого курса отмечались высокие показатели гипертимности.
2-ой фактор (Стеничность) - характеризует испытуемых со стороны их стеничности. При высоких значениях усредненный профиль - 60215734. Для низких значений -34251760. Студенты с высокими значениями фактора (особенно при >+1) - имеют плохое самочувствие и настроение. Они чувствуют себя утомленными и слабыми. Этот фактор так же связан со степенью искренности (на опросные методики некоторые студенты нередко отвечали с позиции социальной желательности). При низких значениях отмечается уверенность, способность переносить длительные нагрузки и стрессы.
3-ий фактор (Эмоциональная восприимчивость) - характеризует испытуемого со стороны его эмоциональности. Для высоких значений типичен профиль 52613074. Для низких -02416375. Испытуемые с высоким значениями характеризуются экстраверсией эмоций. А студентам с низкими значениями, наоборот, характерна эмоциональная интроверсия.
4-ый фактор (Психопатия) - отражает степень просоциальности поведения. Высокие значения фактора имеют типичный профиль - 21564037. Низкие - 36015472. В высоких значений наблюдается высокий самоконтроль, критика к своему поведению, стремление соблюдать социальные нормы. При низких значениях - поведение может носить импульсивный, малопредсказуемый характер. При низких значениях фактора высок риск эпи-явлений.
Поведение личности обусловлено определенной моделью мира, созданной этой личностью на основе некоторых умопостроений, которая задает свой будущий опыт в этом мире: восприятие мира, его преломление, выборы, с которыми приходится сталкиваться. Все сопровождается эмоциональными реакциями, которые продуцируются и дифференцируются с помощью ограниченного числа когнитивных и аффективных оценок и определяют вероятность внешнего или внутреннего конфликта. Причем, большинство эмоциональных реакций возникают автоматически, неосознанно, а расширенный когнитивный анализ поступающей информации для оценки желательности или нежелательности реакции породит у человека состояние тревоги, независимо от знака эмоции. Психологические защиты рождены эмоциями. Проявление психологической защиты характеризуется большим элементом непроизвольности, и воспринимается не как «выбранная» стратегия, а как естественно происходящий процесс. В
какой-то мере психологические защиты обеспечивают неуязвимость, хотя и ограничивают жизненный выбор [7].
Если модель мира, созданная личностью, в чем-то ущербна, то возникают личностные проблемы, связанные в большей степени не с невозможностью сделать выбор, а с ограниченностью выбора, поскольку модель мира не включает нужных вариантов выборов. У психозащиты благородные цели: снять, купировать остроту психологического переживания, эмоциональную задетость ситуацией. При этом эмоциональная задетость ситуацией всегда негативна, всегда переживается как психологический дискомфорт, тревога, страх, ужас и т.д. Защитное отреагирование негативных переживаний происходит за счёт упрощения, за счёт мнимого паллиативного разрешения ситуации. Защита имеет также отрицательное значение на уровне отдельной ситуации и потому, что личность эмоционально переживает определённое облегчение и это облегчение, снятие негатива, дискомфорта происходит при использовании конкретной защитной техники. То, что этот успех мнимый, кратковременный и облегчение иллюзорное, не осознаётся, в противном случае, понятно, и переживания облегчения не наступило бы. Но, несомненно, одно: при переживании наступления облегчения при использовании конкретной психологической защитной техники эта техника закрепляется, как навык поведения, как привычка решать аналогичные ситуации именно таким, психозащитным способом. К тому же с каждым разом минимизируется расход энергии. Так же это прослеживается при интерпритации теста Люшера. Через призму цветовых предпочтений личность может замещать основные цвета (потребности), например, проявление свободы (желтый) на совладание с сложившейся ситуацией, проявление воли выражаемое зеленым цветом, или наоборот излишней пассивности синего, или же не просто отодвигать цвета на не актуальные позиции ряда теста, а даже применяется способ отвержения, например не принятие спокойствия синего, так как в сложившихся обстоятельствах требуется энергетика красного цвета, дающего дополнительные психические ресурсы. Но необходимо учитывать кратковременность положительной динамики замещения основных цветов. Поскольку такая компенсация, по М. Люшеру, именно по своей природе является замещающей активностью, то она редко приводит к какому-то реальному удовлетворению [1; 5].
При исследовании цветовых предпочтений выявляется расширение вариантов выбора жизненных стратегий, истинные реакции и стремления личности, ее потребность в трансформации. При индивидуальном анализе было замечено, что наиболее часто трансформируются следующие психологические защиты: вытеснение и замещение преобразуются в рационализацию, уменьшение компенсации увеличивает вытеснение, отрицание переходит в гиперкомпенсацию.
Наши наблюдения свидетельствуют об изменении структуры психологических защит в процессе обучения в зависимости от самопознания, через цветовые предпочтения.
Психическая регуляция посредством защитных механизмов, как правило, протекает на неосознаваемом уровне. Поэтому они, минуя сознание, проникают в личность, подрывают её позиции, ослабляют её творческий потенциал как субъекта жизни. Психозащитное разрешение ситуации выдаётся обманутому сознанию как действительное решение проблемы, как единственно возможный выход из сложной ситуации. Цветовой выбор при определении цветовых предпочтений личности, тоже базируются на бессознательном выборе, выявляющие истинные потребности. А при их не удовлетворении и выявление механизма защиты психики.
Развитие личности предполагает готовность к изменению, постоянное повышение своей психологической надёжности в различных ситуациях, которыми зачастую изобилует студенческая жизнь. Даже отрицательное эмоциональное состояние (страх, тревога, вина, стыд и т.д.) могут обладать полезной для развития личности функцией. Личностная тревожность в качестве положительной грани имеет свойство вызывать склонность к экспериментированию. При этом функция психозащитных техник становится амбивалентной. Защит-
ные механизмы, призванные в экстремальных условиях способствовать сокрытию переживаний, выполняют положительные функции, но в ситуации необходимости проявления творческой активности их функция отрицательна. Направленная на нейтрализацию психотравмирующего воздействия «здесь и сейчас», в пределах актуальной ситуации, психозащита может справится достаточно эффективно, она спасает от остроты переживаемого потрясения, иногда предоставляя время, отсрочку для подготовки других, более эффективных способов переживания. Но использование психозащит свидетельствует о том, что, во-первых, диапазон творческого взаимодействия личности с окружающей средой ограничен, присутствует неумение жертвовать частным и сиюминутным, -всё это приводит к свёрнутости сознания на себя, на сохранение психологического комфорта любой ценой. Во-вторых,
подменяя действительное решение постоянно возникающих проблем, комфортным, но паллиативным, личность лишает себя возможности развития и самоактуализации. В-третьих, психозащитное существование в жизни свидетельствует о неспособности к изменению, низких творческих способностях и низком адаптационном потенциале личности, стремлению сохранить status qwo любой ценой.
Таким образом, личностные особенности индивида определяют спектр его психологических защитных механизмов, которые предваряются цветовыми предпочтениями. Анализ психологических защитных механизмов через призму цветовых предпочтений личности помогает понять истинные потребности личности, не завуалированные неосознаваемыми психозащитами.
Библиографический список
1. Люшер, М. Цвет Вашего характера. - М.: Вече, Персей, АСТ. - 1996.
2. Макарова, М.В. Защитные механизмы психики. Р/д «Мир психологии» http://psychology.net.ru/articles/content/1099315586.html
3. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. - Издательский дом "Бахрах". - 1998.
4. Базыма, Б.А. Цвет и психика. Монография. ХГАК. - Харьков, 2001.
5. Собчик, Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство. - Спб.: Речь, 2007.
6. Мамедова, Н.А. Цветовые предпочтения спортсменов разных специализаций и их использование в тренировочном процессе / Н.А. Мамедова, М.Г. Чухрова // Личность, спорт и окружающая среда: Материалы Всерос.конф. с международ. участием (г. Новосибирск, 2008). - Новосибирск: ООО «Альфа Виста», 2009.
7. Чухрова, М.Г. Трансформация личности в условиях Севера и ее связь с психосоматической патологией // Бюлл. Сибирского отделения РАМН, Новосибирск, 2006. - № 4.
Статья поступила в редакцию 30.12.09
УДК 156
О. В. Осекова, канд. псих. наук, доц. НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПАЛЬЦЕВЫЕ ДЕРМАТОГЛИФЫ КАК ЧАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Статья посвящена изучению связей признаков, характеризующих различные конституциональные и личностные аспекты индивидуальности. Приводятся данные научных исследований, посвященных изучению взаимозависимости соматических, дерматоглифических и психологических характеристик.
Ключевые слова: индивидуальность, конституциональные особенности, пальцевые дерматоглифы, индивидуально-психологические особенности.
В современный период развития отечественного научного знания наблюдается тенденция изучения связей признаков и систем признаков, характеризующих различные конституциональные и личностные аспекты индивидуальности. Интерес к определению характеристик, относящихся к различным системам организма, изучение смысла межсистемных связей в структуре личности на уровне как конституциональном, так и психологическом представляет собой одну из значимых задач современной научной теории и практики. При этом, если исходить из представления о возможности системного подхода к анализу общей конституции человека, учитывая концептуальные положения о целостности организма в индивидуальном и историческом развитии (А.Ф. Лазурский, 1917; И.И. Шмальгаузен, 1938; Я.Я. Рогинский, 1966; В.С. Мерлин, 1986; E. Olson, R. Miller, 1958 и др.), и об интегральном подходе к изучению человека (Б.Г. Ананьев, 1969; Т. Уолтермен, 1974; Б.А. Никитюк, 2000), то вполне обоснованно можно сделать предположение о том, что различные уровни человеческого функционирования - телесного, биологического, психологического - имеют устойчивые взаимосвязи и доступные объективному научному исследованию особенности их проявления. Данное допущение получает повышенную значимость в свете ряда исследовательских работ, целью которых явилось выявление особенностей совместной изменчивости признаков, относящихся к различным системам организма, и закономерностей проявления межсистемных связей в структуре общей конституции человека [1]. В контексте такого рода работ неоднократно осуществлялось решение задач поиска взаимосвязей дерматоглифических и психологических признаков, анализа биологической значимости иерар-
хии связей различных систем признаков (соматических, дер-матоглифических и психологических) в структуре общей конституции человека.
Следует уточнить, что в данной статье интерес к дерма-тоглифическим особенностям обусловлен, главным образом, возможностью установления корреляции с некоторыми наиболее выраженными характеристиками индивидуальности (интроверсии-экстраверсии, характерологических свойств, типологических особенностей личности и др.).
Несмотря на то что дерматоглифика известна как раздел морфологии человека, изучающий кожный рельеф ладонных и подошвенных поверхностей [2] (причем анализ папиллярных линий, выступающих предметом изучения дерматоглифики, осуществляется в современных условиях с помощью электронного сканера с последующей компьютерной обработкой [3], применение знаний дерматоглифики чрезвычайно целесообразно также в рамках психологической науки. Хотя, как утверждает Н.Н. Богданов, в ряде случаев актуализируется опасность отнесения дерматоглифических данных к иррациональной области хиромантии: нередко поверхностное (ненаучное) понимание дерматоглифики при решении прикладных задач психологии не вполне дифференцирует стремление предсказывать события будущего на основе меняющихся в течение жизни так называемых «белых линий» ладони с интерпретацией узоров гребневой кожи, которые образовавшись к 13-ой неделе внутриутробного развития организма, остаются практически неизменными на протяжении жизни человека. Нивелируя восприятие дерматоглифики как иррациональной отрасли научного знания, Н.Н. Богданов подчеркивает, что общность эмбрионального происхождения кожи и