Научная статья на тему 'Взаимосвязь показателей личностных свойств и эмоционального состояния у первокурсников-бакалавров'

Взаимосвязь показателей личностных свойств и эмоционального состояния у первокурсников-бакалавров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
244
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
первокурсник / бакалавр / корреляционный анализ / эмоциональное состояние / цветовой тест Люшера / freshman / bachelor / correlation analysis / emotional state / Luscher color test

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федоренко Марина Владимировна

Нами проведено исследование личности бакалавров первокурсников. Корреляционный анализ, позволивший исследовать структуру диагностированных показателей, показал, что существуют закономерные взаимозависимости эмоционального состояния, определенного цветовым тестом Люшера и личностных свойств, определенных с помощью методики Mini-Mult и теста MPI. Выявлены особенности личности бакалавров, определен характер устойчивости и содержания взаимосвязей между показателями личностных свойств и эмоционального состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Федоренко Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN INDICATORS OF PERSONALITY TRAITS AND EMOTIONAL STATE AT THE FIRST YEAR STUDENTS OF BACHELORS

We conducted a study of the personality bachelors freshmen. Correlation analysis allowed to investigate the structure of diagnosed indicators showed that there is a natural interdependence of the emotional state, of a particular color Luscher test and personal properties, defined using the methods of the Mini-Mult and MPI test. The peculiarities of the personality of bachelors who determined the character of stability and content of interactions between personality traits and emotional state.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь показателей личностных свойств и эмоционального состояния у первокурсников-бакалавров»

УДК 159

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ

И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У ПЕРВОКУРСНИКОВ-БАКАЛАВРОВ

М.В. Федоренко1

1 Работа выполнена в рамках Государственного контракта №05.043.12.0013 от 23 мая 2014г.

Аннотация: Нами проведено исследование личности бакалавров первокурсников. Корреляционный анализ, позволивший исследовать структуру диагностированных показателей, показал, что существуют закономерные взаимозависимости эмоционального состояния, определенного цветовым тестом Люшера и личностных свойств, определенных с помощью методики Mini-Mult и теста MPI. Выявлены особенности личности бакалавров, определен характер устойчивости и содержания взаимосвязей между показателями личностных свойств и эмоционального состояния.

Ключевые слова: первокурсник, бакалавр, корреляционный анализ, эмоциональное состояние, цветовой тест Люшера

THE RELATIONSHIP BETWEEN INDICATORS OF PERSONALITY TRAITS AND EMOTIONAL STATE AT THE FIRST YEAR STUDENTS OF BACHELORS

M.V. Fedorenko

Abstract: We conducted a study of the personality bachelors freshmen. Correlation analysis allowed to investigate the structure of diagnosed indicators showed that there is a natural interdependence of the emotional state, of a particular color Luscher test and personal properties, defined using the methods of the Mini-Mult and MPI test. The peculiarities of the personality of bachelors who determined the character of stability and content of interactions between personality traits and emotional state.

Keywords: freshman, bachelor, correlation analysis, emotional state, Luscher color test

Первый год обучения в университете для бакалавра является определенным испытанием: ему необходимо приспособиться к новым условиям обучения, проживания, социальной среде и т.д. В источниках литературы чаще всего рассматривается именно проблема адаптации.

Адаптация студентов младших курсов к учебному процессу, университету давно изучалась отечественными психологами и педагогами. Большинство из них рассматривают адаптацию студентов к обучению в вузе как один из видов общей адаптации человека, которая понимается, с одной стороны, как приспособление личности к постоянным внешним условиям, с другой — как активное взаимодействие человека и среды, когда личность не только приспосабливается к требованиям окружения, но и воздействует на него, вызывая изменения самой среды [6].

В другой статье авторы освещают проблему развития эмпатийных способностей

первокурсников бакалавров психологии образования. Актуальность выбранной тематики объясняют необходимостью понимания бакалаврами гуманитарных направлений подготовки эмоциональных состояний окружающих их людей, с целью оказания помощи, поддержки и сочувствия [4].

Процессу успешной адаптации способствует реализация коммуникативного потенциала студентов в учебной группе, развитие их творческого потенциала, социального интеллекта в коллективных видах деятельности, активная позиции студентов в учебно-воспитательном процессе, установление отношений сотрудничества с преподавателями и учебно-

вспомогательным персоналом вуза [1].

Нами проведено исследование особенностей личности бакалавров 1 курса Высшей школы искусств им.С.Сайдашева КФУ, будущих учителей.

Цель данного исследования - выявить особенности личности бакалавров педаго-

гической специальности, а так же выявить характер устойчивости и содержания взаимосвязей между показателями личностных свойств и эмоционального состояния.

В исследовании принимала участие группа бакалавров (40 человек в возрасте 17-19 лет). Применялись методики: опросник MPI (методика Айзенка), личностный тест Mini-Mult и цветовой тест Люшера [3]. Количественная обработка полученных данных проводилась при помощи прикладного пакета Microsoft Excel и программы STATISTICA 7.0 (расчет средних данных, корреляционный анализ, критерии достоверности отличий).

По результатам теста MPI, почти половина опрошенных экстраверты - 52.5%

(люди, которые стремятся быть в центре внимания, им нравятся публичные выступления, они общительны), 23,5% смешанные типы (т.е. в зависимости от ситуации могут вести себя и как экстраверты и как интроверты) и 24% - это интроверты (для них характерно поведение связанное с комфортным одиночеством, с творчеством, внутренними размышлениями и переживаниями). Средние значения по шкале нейро-тизма - 15.2, что говорит о повышенной эмоциональной восприимчивости и раздражимости. На поведенческом уровне это проявляется в увеличении числа соматических жалоб (боли головы, нарушения сна, склонности к колебаниям настроения, внутреннее беспокойство, переживания и страхи). При этом развиваются эмоциональная неустойчивость, тревога, низкая самооценка.

Усредненный профиль (тест Mini-Mult) личности одаренных бакалавров показывает, что отсутствует ярко выраженная акцентуация характера. У личностей в той или иной степени дисгармоничных, находящихся в состоянии дискомфорта, F может находиться на уровне 65 - 75Т, что отражает эмоциональную неустойчивость. Низкие показатели по шкале К обычно наблюдаются при повышенном и высоком F и отражают откровенность, самокритичность. Пониженное К может быть связано со снижением самоконтроля при избыточной эмоциональной напряженности и личностной дезинтеграции. Низкие показатели 3-й шкалы (истерия) (ниже 50) свидетельствуют об эмоциональной устойчивости, пониженной чувствительности к средовым

воздействиям с относительно низкой от-кликаемостью на проблемы социального микроклимата, что отражается в поведении субъекта менее гибким стилем межличностного взаимодействия, отсутствием необходимой "дипломатичности" и созвучности настроениям референтной группы [2].

Анализируя результаты [5], полученные по тесту Люшера, можно сделать следующие выводы: большинство бакалавров поставили на первые 2 места (первые два места показывают цели и средства достижения этих целей) серый цвет (0 - разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счет невовлеченности). На 3 место большинство поставили зеленый цвет (2 -символизирует ригидные упорные и настойчивые характеристики. Это плотина, за которой, копится не получившее разряд возбуждение, в нашем случае, напряженность зеленого компенсируется 3 позицией). На 4 месте - красный (3 - физиологическое состояние расхода энергии. Жизненная сила, нервная гормональная активность, стремление к успеху. Красный выявляет эмоционально-вегетативную напряженность тогда, когда он не занимает первых трех позиций). На 5 - желтый и черные цвета (4 -раскованность, релаксация, надежда и ожидание большого счастья, направленных в будущее, увеличение перспективы, но в роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокойность и 7 - черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие). На 6 позиции фиолетовый цвет (5), - трактуется как потребность в уходе от реальной действительности, иррациональность притязаний, нереальные требования к жизни, субъективизм, индивидуалистичность, эмоциональная незрелость. На 7 месте большинство выбрали коричневый (6). Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. 8-я позиция наиболее часто статистически встречающийся вариант для черного цвета

(7).

Если на первые позиции выходят ахроматические (0 7) или дополнительные цвета (5 6), то выявляемые ими потребности обозначаются как вторичные. Они не являются главными потребностями, это -лишь вынужденная охранительная реакция

на невозможность реализации первичных потребностей.

Данные основных корреляций показывают, что шкала ипохондрии имеет прямую связь со шкалой психастени и шкалой ши-зоидности (г= 0,47, г= 0,35, р<0,05), и обратную связь со шкалой гипомании (г= -0,37, р<0,05). Шкала депрессии коррелирует со шкалами истерии и паранойяльно-сти(г= 0,44, г= 0,35, р<0,05). Шкала истерии, в свою очередь, имеет прямую связь со шкалами достоверности и паранойяль-ности (г= 0,57, г= 0,34, р<0,05). Наибольшее количество прямых связей имеет шкала паранойяльность (эта шкала еще называется шкалой регидности) - со шкалами истериеи, депрессии теста Mini-Mult и с позицией 8 теста Люшера (г= 0,33, г= 0,34, г= 0,38, р<0,05). А так же обратно коррелирует с позицией 5 теста Люшера. (г= -0,38, р<0,05)

Нейротизм теста MPI обратно коррелирует со шкалой коррекции (шкала коррекции показывает озабоченность испытуемых своим социальным статусом) теста Mini-Mult (r= -0,37, р<0,05). Прямая взаимосвязь есть между позицией 8 теста Лю-шера и шкалой паранойяльности теста Mini-Mult и обратная с 5 позицией теста Люшера (г= 0,33, г= 0,34, г=-0,38, р<0,05).

Корреляционный анализ, позволивший исследовать структуру диагностированных

Литература:

1. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. - М.: Речь, 2005.-205 с.

2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике/ Л.Ф.Бурлачук, С.М. Морозов // - СПб.: Питер Ком., 1999. - 528 с.

3. Горбунова Е.В. Адаптация студентов первого — третьего курсов бакалавриата / специалите-та к университетской жизни// Universitas. Журнал о жизни университетов. 2013. - Т. 1. № 1. - С. 48-64.

4. Жигалова А.С., Островская И.В. Адаптация студентов первого курса к обучению в высшем учебном заведении // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2014/623/3737 (дата обращения: 26.04.2015)

5. Кухтерина Г.В., Семеновских Т.В. К вопросу о развитии эмпатийных способностей бакалавров психологии образования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. - № 6

показателей у бакалавров творческой специальности, показал, что существуют закономерные взаимозависимости эмоционального состояния, определенного цветовым тестом Люшера и личностных свойств, определенных с помощью методики Mini-Mult и теста MPI, которые показывают, что первокурсники испытывают трудности в адаптации к новым условиям.

Выявлены особенности личности бакалавров это: эмоциональная напряженность, пониженная чувствительность к средовым воздействиям с относительно низкой от-кликаемостью на проблемы социального микроклимата, что характеризуется отсутствием необходимой "дипломатичности" и созвучности настроениям референтной группы. Определен характер устойчивости и содержания взаимосвязей между показателями личностных свойств и эмоционального состояния, определенного цветовым тестом Люшера.

Результаты данного исследования позволят, на наш взгляд, наиболее эффективно комплектовать группы для факультативов или курсов по выбору, распределять творческие задания, а также более целенаправленно проводить психологические адаптационные тренинги и другие мероприятия.

6. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности / Л.Н. Собчик. - СПб: Речь, 2003. - 219 с.

References:

1. Bazyma B.A. Psihologija cveta: teorija i prak-tika / B.A. Bazyma. - M.: Rech', 2005.-205 s.

2. Burlachuk L.F. Slovar'-spravochnik po psiho-diagnostike/ L.F.Burlachuk, S.M. Morozov // - SPb.: Pi-ter Kom., 1999. - 528 s.

3. Gorbunova E.V. Adaptacija studentov pervo-go — tret'ego kursov bakalavriata / specialiteta k uni-versitetskoj zhizni// Universitas. Zhurnal o zhizni un-iversitetov. 2013.- T. 1. № 1. - S. 48-64.

4. Zhigalova A.S., Ostrovskaja I.V. Adaptacija

studentov pervogo kursa k obucheniju v vysshem uchebnom za-vedenii // Materialy VI Mezhdunarodnoj studencheskoj jelektronnoj nauchnoj konferencii «Stu-dencheskij nauchnyj forum» URL:

http://www.scienceforum.ru/2014/623/3737 (data ob-rashhenija: 26.04.2015)

5. Kuhterina G.V., Semenovskih T.V. K voprosu o razvitii jempatijnyh sposobnostej bakalavrov psiho-logii obrazovanija // Internet-zhurnal «NAUKOVE-DENIE». 2014. -№ 6

6. Sobchik L.N. SMIL. Standartizirovannyj mnogofaktornyj metod issledovanija lichnosti / L.N. Sobchik. - SPb: Rech', 2003. - 219 s.

Сведения об авторе:

Федоренко Марина Владимировна (г.Казань), кандидат псхихологических наук, доцент, кафедра психологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Information on author:

FedorenkoM.V. (Kazan), candidate of psihologicheskih Sciences, associate Professor, Kazan (Volga region) federal university

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.