Научная статья на тему 'Цивилизационные вызовы российской идентичности на региональном уровне'

Цивилизационные вызовы российской идентичности на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
183
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российская идентичность / этнокультурная самоидентификация / анклав / межкультурное взаимодействие

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А А. Еромасова

Статья посвящена культурфилософскому анализу современных цивилизационных вызовов российской идентичности. Эмпирическим материалом послужили исследования особенностей социокультурной и психологической идентичности на Дальнем Востоке. В статье характеризуются проблемы образовательного характера, анклавность и этническая ментальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цивилизационные вызовы российской идентичности на региональном уровне»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

УДК 130.2

А. А. Еромасова

Цивилизационные вызовы российской идентичности на региональном уровне

Статья посвящена культурфилософскому анализу современных цивили-зационных вызовов российской идентичности. Эмпирическим материалом послужили исследования особенностей социокультурной и психологической идентичности на Дальнем Востоке. В статье характеризуются проблемы образовательного характера, анклавность и этническая ментальность.

Ключевые слова: российская идентичность, этнокультурная самоидентификация, анклав, межкультурное взаимодействие.

Современная Россия - это трансформирующееся общество, переживающее очередной модернизационный цикл. Социологи определяют наше время как эпоху рецидивирующей модернизации. Это состояние конституируется социумом «после (или во время) серии «неполных» модернизаций, повторяющихся через одно - два поколения и с неизбежно высокой социальной ценой» [3: 6]. Ключевое слово здесь - «высокая социальная цена». Вспомним в качестве примера сталинскую индустриализацию, хрущевскую оттепель, горбачевскую перестройку и т. д. Сегодня все это обостряется глобализационными процессами. А одним из следствий этих процессов явились проблемы, вставшие перед российской идентичностью.

Российская идентичность - это самоопределение россиян, имеющих российское гражданство, осуществляющих социокультурные практики, формирующие общее представление людей друг о друге, судьбе России и собственной культурно-цивилизационной самобытности. Главным в понимании идентичности выступает тот смысл, который вытекает из ситуационного социального взаимодействия россиян на коллективно-групповом и индивидуальном уровне. В определенном смысле это можно распространить на

взаимодействие страны и отдельного региона (Поволжье, Урал, Центр, Северо-Запад, Дальний Восток и т. д.).

Согласно Р. Коллинзу, цивилизационные процессы «усиливают либо ослабляют уровень харизматичности данной цивилиза -ции, а так же интенсивность и дальность распространения ее привлекательности» [1: 95]. Привлекательность центра выражается в его престиже (как говорят современные студенты: в России два города - Москва и Петербург; вопрос в том, куда ехать учиться), в символической власти, в распределении финансовых потоков и т. д. Регионы традиционно ориентированы на центр как зону творческой активности, и они зависят от центра культурно. Однако в постсоветский период в стране сформировались региональные вызовы или «периферийные риски». Как пишет современный исследователь, они «создают проблемы для российской идентичности как культурно-цивилизационного феномена. Парадоксально, но демократические процессы в социокультурной сфере в том ви -де как они реализовались в постстветской России обусловили ряд неожиданных явлений и результатов. Процессы децентрализации структурировали оформление социальных условий цивилизацион-ной идентичности в рамках периферийных центров. Основной центр делегировал периферии (под давлением регионального активизма) возможность осуществлять ряд своих функций по воспроизводству идентичности, ее экспертной оценке и формированию социальных условий культурного воспроизводства. Сюда же входит и деятельность по созданию инфраструктуры для функционирования последних. Открытие в регионах, средних и малых городах России сети как центральных, так и периферийных вузов, их филиалов, образовательных центров по различным специальностям как «модным», так и рутинным; санкционирование в регионах открытия экспертных советов по защитам кандидатских и док -торских диссертаций; отмена советской системы ФПК... все это неполный список направлений оформления процессов децентрализации, например, в сфере современного образования в России» [5: 291].

Другой вызов российской идентичности лежит в сфере этнических ценностей. Система ценностей, интересов, поиск «своих» ценностей, приобщение к традициям, формирование характера и мировоззрения человека зависят от той культуры, в рамках которой произошло его личностное становление. Обусловленность этнической специфики сознания индивида его принадлежностью к этнокультурным особенностям той или иной этнической общности

подчеркивалась в работах как отечественных (Г.Г. Шпет, В.М. Бехтерев, Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева и др.), так и зарубежных (Ф. Боас, Р. Бенедикт, Т. Шварц, М. Мид, Ф. Хсю и др.) исследователей. Этносоциальное пространство, в котором развивается личность, является необходимым элементом приобщения человека к специфике национальной культуры, главной составляющей процесса формирования этнической идентичности. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и социальной активности. Фактически это условия социализации личности. В литературе факторами социализации называют обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. Существуют различные классификации факторов социализации. Мы придерживаемся следующей: макрофакторы, влияющие на социализацию человечества или очень боль -ших групп людей, живущих в определенных странах; мезофакто-ры - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку; микрофакторы - социальные группы, оказывающие влияние на конкретных людей (семья, субкультуры, микросоциум). В последние годы все большее значение придается макрофактору социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку они как прямым, так и косвенным путем оказывают влияние на становление личности. Современный мир изобилует такими проблемами, которые имеют глобальный характер, поскольку они затрагивают жизненные интересы всего человечества. Эти проблемы появились не вдруг. Они в той или иной мере сопутствовали процессу становления и развития цивилизации.

Глобальные проблемы человечества не могли не отразиться в индивидуальном сознании. Вот почему проблемы глобалистики стали реальностью социализирующейся психики человека. Каждый человек должен осознавать свою индивидуальную ответственность за масштабы происходящих глобальных изменений, остроту этих преобразований и их угрожающих размеров. У каждого народа существует своя географическая среда обитания. Она в значительной степени оказывает влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, привычки.

Специфика географической среды формирует структуру этни -ческой общности и региональную специфику. В каждом этническом объединении складываются свои виды деятельности, межэтнические отношения, различный семейный быт, брачные обычаи и

обряды. Этнические традиции дают о себе знать в способах защиты от воздействий природной среды. Они прослеживаются в создаваемых культурных ценностях. В каждой этнической группе складывается свое представление о личности, ее поведении и ментальности. Проектирование этнокультурного пространства становится реальной задачей образовательных институтов.

Каждый этнос имеет особенности, совокупность которых образует его национальный характер. Выделяются такие различия как, например, в характере и традициях труда, в особенностях быта, представлений о семейных взаимоотношениях, о добре и зле, прекрасном и безобразном и т. д. Все народы стремятся воспитывать своих детей трудолюбивыми, смелыми и честными. Различия состоят в том, каким способом решаются эти задачи. Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные (биофизические) и ментальные (духовные). В России существует большое количество этносов. Однако около 80 % населения страны идентифицируют себя русскими [4]. Поэтому современная Россия представляет собой скорее моноэтни -ческое, чем полиэтническое общество. Хотя в исторической ретроспективе большинство социокультурных традиций в России выступают полиэтническими, поликультурными, поликонфессиональными и полицивилизационными. А сама российская цивилизация исторически складывалась как цивилизация народов и культур. Современный социальный опыт показал, что наличие полиэт-ничности стало одним из региональных социокультурных вызовов, который усугубился разделенностью страны на зоны конфессионального влияния. Так, например, сепаратистские устремления на Северном Кавказе и Поволжье не в последнюю очередь были связаны с исламским фундаментализмом. Идеи автономности, популярные в Сибири, в некоторой мере опирались на приверженность калмыков, бурят, тувинцев, алтайцев буддийской культурно-религиозной традиции, ориентированной на Тибет и Центральную Азию. И этот перечень можно продолжить.

Еще одна проблема цивилизационного характера, стоящая перед российской идентичностью, заключается в том, что современной российской действительности характерна разнотипность. В стране отсутствуют преобладающие типы личности среди граждан, и это выступает одной из причин социальной напряженности в нашем обществе. Особенности социализации молодого поколения в эти годы - продукт весьма неблагоприятных социальных условий и резкого возрастания фактора стихийности социализации.

Формирующийся среди молодежи и части взрослого населения новый социально-психологический тип личности неоднозначен. Это связано с трансформацией ценностей и ценностных ориента-ций. Среди них на передний план выдвигаются ценности материального характера (карьера, благосостояние, личное богатство, власть и т. д.). Такое положение предопределяет сложности, с которыми столкнется в ближайшее десятилетие российское общество. Необходимо принятие комплексных мер как на федеральном, так и региональных уровнях по преодолению преобладающей стихийности и устранению тех негативных явлений в общественной жизни, что отрицательно сказываются на формирующийся социально-психологический тип личности, социализацию групп и этносов.

Нельзя обойти вниманием такую характеристику ментального свойства как анклавность. Анклавность - это набор социально-психологических качеств личности и социальных групп, формирующийся вследствие отдаленности анклава от основной части страны. Для современной России это существенно для населения Калининградской области, а также острова Сахалин и Курильских островов.

Население Калининградской области моноэтнично, это русские, переселившиеся на территорию Восточной Пруссии после окончания Великой Отечественной войны. Значительно сложнее вопрос выглядит применительно к дальневосточным островам. Там русское, белорусское и украинское население вступило в межкультурные отношения с коренным населением. В национально-смешанных семьях дети не в полной мере усваивают этниче -ские свойства своих родителей. Например, 85 % корейцев и 75 % малочисленных народов севера Сахалина, рожденных в смешанных семьях, не знают родного языка. 50 % русских, 33 % корейцев и 27 % представителей коренных народов не интересуются куль -турой своего этноса. С сожалением следует отметить, что и среди русского населения идея гордости за свой народ, радости от идентификации себя русским звучит очень слабо. А это один из показателей этнического самосознания [2].

Сегодня уже очевидно, что социализация личности имеет этническую специфику, игнорирование которой чревато существен -ным упрощением представлений об этом процессе. В философских, культурологических, психологических, социологических и других исследованиях отмечается возрастание роли этнических факторов в формировании личности, подчеркивается сложность и

противоречивость их влияния, объясняющаяся характером межэтнических и межкультурных процессов в современном мире. Так, важнейшей чертой современного общества является усиливаю-

V Л V

щееся взаимодействие этнических культур. С одной стороны, широкая диффузия культур способствует обогащению личности за счет расширения ее социокультурного пространства. С другой стороны, интенсивное взаимодействие неравных по величине этносов, нередко приводит к кризису традиционной культуры не до -минирующей этнической общности, формированию межэтнической напряженности, что, несомненно, влияет на процесс и результат развития личности представителей данных этносов.

Исследования показывают, что у членов этнических меньшинств, подвергшихся ассимиляции, наблюдается целый комплекс специфических психологических проблем, вызванных нарушением этнической идентичности. Указанные проблемы определяют актуальность изучения особенностей формирования этнической идентичности именно в Сахалинской области. Эта актуальность, как было подчеркнуто, вызывается и анклавным положением Сахалинской области. Вместе с тем, исследований, посвященных социокультурным особенностям народов, проживающих на островах Сахалинской области, практически нет.

Мало изучены психологические особенности представителей корейской национальности, проживающих на Сахалине, а также малочисленных народов севера Сахалина (нанайцев, нивхов, орочей (уйльта), эвенков), включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. Интерес к данной проблеме исследования обусловлен уникальной ситуацией проживания этнических групп Сахалинской области, а именно: в одном геоисторическом пространстве, в условиях межэтнического взаимодействия проживают представители русской, корейской, нивхской, нанайской и других этнических групп. Существующие на данный момент исследования носят преимущественно историко-этнографический характер. Недостаточная изученность особенностей формирования этнической идентичности народов Сахалин -ской области, а также объективная необходимость учета данных особенностей в социальной практике определяют актуальность нашего исследования.

Этносоциальное пространство как феномен культуры определяется значениями и смыслами прав и обязанностей, сформулированных в истории этноса. Это те условия развития и бытия человека, которые обеспечивают ощущение принадлежности к род-

ной культуре. Этническая культура подразумевает совокупность тех культурных элементов и структур, которые обладают этническим содержанием, выполняя как этнодифференцирующую функцию в рамках отношения «мы - они», так и этноинтегрирующую, способствуя осознанию единства этнической общности. Формирование этнической идентичности обеспечивает человеку полноценную включенность в социокультурные отношения. Таким образом, формирование личности связано с социальными и культурными ценностями, и любые элементы образа «Я» формируются под влиянием межкультурных взаимодействий. Игнорирование этнической составляющей в структуре личности обусловливает ниве -лирование национальных интересов, этнических ценностей, культурных традиций и навыков, что, в свою очередь, значительно упрощает понимание сущности человека. Этническая идентичность, являясь результатом становления личности, проходит ряд этапов - от диффузной до реализованной. Итогом этого процесса является формирование эмоционально-оценочного осознания принадлежности к этнокультурной общности.

Анализ этнографических и историко-культурологических источников показал, что процесс формирования этнической идентичности у народов Сахалина до недавнего времени (до середины 40-50-х годов) происходил гармонично, этапы последовательно сменяли друг друга, существовавшие традиционные институты социализации эффективно функционировали. В настоящее время под влиянием ассимилятивных процессов, с одной стороны, и социальной неустойчивости, вызванной анклавным положением Сахалинской области, произошли значительные изменения в системе традиционных институтов социализации.

В период с июля по октябрь 2004 года было проведено пилотажное исследование этнической идентичности у представителей славянского этноса в городе Южно-Сахалинске. В репрезентативную группу вошли 121 человек (студенты СахГУ). Исследование проводилось лабораторией этнографии и этнопсихологии Института человека Сахалинского государственного университета. Большинство опрашиваемых считают себя русскими, даже если это не совпадает с паспортными данными: 9 % высказали положительное отношение к этносу русских; лишь у 5 % опрошенных отмечается спорное и неоднозначное отношение к своей нации; 9 % не считают принадлежность к этносу предметом гордости, поскольку гордиться можно, по их мнению, своими достижениями, а не унаследованными признаками.

На предложение изменить свою национальность 67 % ответили отказом. Для 14 % это не имеет значения. Остальные 19 % выбрали украинцев, эвенков, мулатов и чжурд жэнь. При этом эвенков выбирает опрашиваемый, негативно относящийся к собственному этносу (отрицательная этническая идентичность), чжурд жэнь выбирается как демонстрация оригинальности и неповторимости собственной личности, а украинцы и мулаты - как наиболее симпатичные по своим качествам люди.

При высказывании отношения к национальным меньшинствам имеются различные точки зрения. Положительное отношение наблюдается у 52 %, нейтральное у 43 % и отрицательное у 5 %. Большинство опрашиваемых выделяют такие стороны этнической принадлежности, как речь, черты лица, цвет кожи, характер и поведение. При этом положительный образ национального характе -ра отождествляется с такими ментальными чертами как доброта, открытость, честность, трудолюбие, находчивость, выносливость, мужество, доблесть, честь, отзывчивость, уважение к другим, умственная и физическая сила, ответственность. При составлении отрицательного портрета, негативных черт выделялось меньше, либо наличие их вовсе отвергалось. Были обозначены присущие национальному характеру русского этноса такие отрицательные черты как предвзятое отношение к другим этносам, леность и вялость, агрессия, несобранность, алкоголизм, разобщенность, трагизм, сумасбродство, стадность, безответственность, излишняя терпеливость.

При ответе о сохранившихся в семье национальных традициях и обрядах 57 % ответили отрицательно. Остальные 38 % отмечают семейные, православные, старообрядческие обычаи, а также известные общенародные традиции, используемые в рамках современного государства, с учетом особенностей Сахалинской области. В 5 % ответов прозвучало сохранение традиционного материнского и отцовского благословения, уважительного отношения к старшим и заботы о младших.

Таким образом, исследование показало, что при сохранении этнической идентичности русского этноса Сахалина наблюдается тенденция к унификации культур. В процессе общения на первое место выдвигаются общечеловеческие ценности. В определенной мере это связано и с условиями изоляции жителей острова Сахалина. В качестве вывода отметим, что цивилизационные вызовы российской идентичности на региональном уровне разнообразны и противоречивы. Они могут как способствовать своей противоречи-

востью дальнейшему развитию, так и превращаться в тормоз социальной модернизации. Эти вызовы способны ответить на проблемы XXI века: глобализация, модернизационное отставание России, трансформация структур идентичности этносов и государства.

Список литературы

1. Коллинз Р. Цивилизации как зоны престижа и социального контакта // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология: реф. ж-л. - М., 2003.

2. Материалы международного научно-исследовательского проекта «Исследование русского характера и личности» (Тартуский университет (Эстония), Государственного Университета природы, общества и человека «Дубна» (Московская область), Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук (Новосибирск). - Южно-Сахалинск, 1999.

3. Наумова Н.Ф. Рецедивирующая модернизация в России как форма развития цивилизации // Социологический журнал. - 1996. - № 3/4.

4. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года: в 14 т. - М.: Статистика России, 2005. - Т. 14.

5. Тхакахов В.Х. Культурно-цивилизационные ресурсы и риски российской идентичности // Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона. - СПб.: Астерион, 2007.

УДК 101.1:316

О. Ю. Сергеева

Развитие информационной культуры как основы системы ценностей человека в информационно-техническом мире

Социокультурным фактором развития человека в информационно-техническом мире становится укрепление престижа сферы образования, которое приобретает новый смысл и новые, социально значимые параметры. Образованность человека в информационном мире оказывается не столько отличительным социальным качеством, сколько фактором развития самосознания и потенциала человеческой личности, обеспечивая перспективу социальной реализации способностей и талантов, составляющих основу личностного роста и развития.

Ключевые слова: образованность, мобильность, информационное общество, человеческий капитал, знание, информационная культура, инновации.

В условиях быстрой смены стереотипов социального поведе -ния и превращения коммуникации в важнейший элемент социаль -ных связей именно образованность человека становится актуаль -

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.