Научная статья на тему 'Проблема современной этнокультурной ментальности в прикладных исследованиях на материалах Сахалинской области'

Проблема современной этнокультурной ментальности в прикладных исследованиях на материалах Сахалинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ETHNO-CULTURAL MENTALITY / A REGIONAL EDUCATION / IDENTITY / SELF-IDENTIFICATION / SELF-DETERMINATION / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еромасова Александра Анатольевна

Статья посвящена анализу особенностей этнокультурных взаимодействий, их изучению в контексте культурфилософского знания. На большом эмпирическом материале исследуются ментальные особенности населения острова Сахалин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to analysis of ethno-cultural characteristics of interactions, their study in the context of cultural and philosophical knowledge. The rich empirical evidence is used to examine mental characteristics of the population of Sakhalin Island.

Текст научной работы на тему «Проблема современной этнокультурной ментальности в прикладных исследованиях на материалах Сахалинской области»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

УДК 130.2

А. А. Еромасова

Проблема современной этнокультурной ментальности в прикладных исследованиях на материалах Сахалинской области

Статья посвящена анализу особенностей этнокультурных взаимодействий, их изучению в контексте культурфилософского знания. На большом эмпирическом материале исследуются ментальные особенности населения острова Сахалин.

This article is devoted to analysis of ethno-cultural characteristics of interactions, their study in the context of cultural and philosophical knowledge. The rich empirical evidence is used to examine mental characteristics of the population of Sakhalin Island.

Ключевые слова: этнокультурная ментальность, региональное

образование, идентичность, самоидентификация, самоопределение, социализация.

Key words: ethno-cultural mentality, a regional education, identity, selfidentification, self-determination, socialization.

Определение содержания понятия «ментальность» неразрывно связано с полем культурфилософских исследований по вопросам сущности этноса и этнической культуры. Современные конкретно-социологические исследования и прикладная культурология рассматривают менталитет как социально-психологическое ядро самосознания любой общности, позволяющее единообразно воспринимать социальную действительность, оценивать ее и действовать в ней в соответствии с устоявшимися образами и нормами поведения, адекватно воспринимая при этом друг друга. В этом смысле в философии культуры менталитет рассматривается как организующее начало, способствующее культурно-исторической преемственности.

Атрибутом национального менталитета выступает идентичность, которая проявляется в способности людей наделять одинаковыми значениями одни и те же явления объективного и субъективного мира, т. е. тождественным образом их сознательно интерпретировать и выражать в одних и тех же символах. В культурной антропологии представления об идентичности, самоидентификации личности традиционно развивались в рамках исследований самосознания и самоотношения, кроме того, идентичность рассматривалась как один из аспектов проблемы «Я». Другим направлением исследования идентичности в отечественной науке является исследование самоопределения и социализации личности, которое выступает предметом прикладной культурологии и социологии, педагогической антропологии.

Сегодня считается общепризнанным, что образование выступает в качестве условия становления и развития личности как носителя и творца народной культуры. Исходя из идей гуманизации образовательновоспитательного процесса, развивая культурную российскую и образовательную традицию, ряд ученых (В.Д. Шадриков, В.К. Шаповалов) считают, что в процессе образования должны удовлетворяться потребности и интересы личности, этноса, общества и многонационального государства. С демократизации общественно-политического строя, возрастания роли провинциальных структур в общественной и культурной жизни России становится все более очевидным значение регионального образования. В законе Российской Федерации «Об образовании» определены основные положения развития общего и профессионального образования и установлены государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Предложенный Шаповаловым принцип этнокультурной направленности образования определяет, в какой мере цели, задачи, содержание и технологии образования ориентированы на социализацию и развитие личности как представителя этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях глобализма.

Понятие «этнокультурная направленность образования» включает комплекс аспектов, в числе которых: культура, этническая культура, национальная школа, национальное самосознание, проблемы языка и т. д. Образование человека неотделимо от его духовного развития, привития ему системы базовых ценностей своей народной культуры. Образовательное учреждение с этнокультурной направленностью является важнейшим звеном сохранения этнической культуры, формирования национального самосознания, освоения ценностей национальной культуры своего народа, России, мировой культуры.

Сахалинская область уникальна тем, что здесь проживает множество представителей разных этносов: русские - наиболее крупный по

численности этнос - 81,7 %; украинцы - 6,5 %; 4,9 % - корейцы; малочисленные коренные народы севера Сахалина - 0,7 %, и 6,2 % -другие национальности. Уровень грамотности населения - не

единственный, но самый важный, интегрирующий показатель общей

культуры страны и общества. Каков он был на дореволюционном Сахалине? Несмотря на достаточно широкий круг источников по данной проблеме, к сожалению, с абсолютной точностью и полнотой восстановить степень грамотности населения невозможно из-за недостатка текущего административно-полицейского учета населения острова и неполной сохранности документов. Наиболее подробную информацию несут

переписи населения, материалы которых дают возможность восполнить пробелы, содержащиеся в других источниках. Однако на Сахалине они проводились в разные годы по различным программам, поэтому представляют разновременные сведения, практически несопоставимые друг с другом. Наиболее точные данные дают исследование грамотности среди детей школьного возраста и перепись 1897 г., охватившая

одновременно все население острова. Среди иностранцев, проживающих

на острове (1,5 % всего населения), грамотных мужчин было 39,4 %, женщин - 2,7 % [5: М^П].

Наблюдался существенный разрыв в показателях уровня грамотности мужского и женского населения острова и зависимость от возрастной структуры. Уровень грамотности последних был гораздо ниже (11,8 против 25,1). Наиболее грамотными оказались дети и подростки в возрасте 10-19 лет, несмотря на то, что массовая нищета, ограниченность и недоступность учебных заведений лишали многих детей возможности обучаться в школах. 41,8 % мальчиков и 36,9 % девочек на острове были грамотными. Затем следует работоспособная и репродуктивная часть населения в возрасте от 20 до 49 лет, грамотные среди них в среднем 32 % мужчин и 10 % женщин. Люди старшего возраста, а также дети до 10 лет оказались наименее грамотными [Там же: VII]. Наибольший процент грамотности детей объясняется в первую очередь распространением школьного обучения на острове, ростом сети школ, в то время как для взрослого населения элементарные школы грамотности стали доступны только в конце XIX -начале XX в.

Если мы обратимся к анализу образовательной практики ряда регионов на рубеже XX-XXI вв., то это позволит нам констатировать значительное изменение характера культурно-образовательных потребностей и возможностей этносов. К вопросам, характерным для развития большинства региональных систем образования, можно отнести: недостаточное изучение и использование этнокультурных традиций в образовательном процессе вуза; недостаточно внимания уделяется этнопедагогической и этнопсихологической подготовке учителя и др. [4: 203-207].

Под региональным менталитетом мы понимаем этнопсихологические и культурные особенностей народов, длительно проживающих на относительно обособленной, замкнутой от других территории. В качестве примера можно указать на особенности анклавного менталитета Калининградской области. Определенной спецификой в ментальном отношении обладает Дальневосточный регион. Наше определение регионального менталитета не претендует на окончательный вариант, но, как нам кажется, отражает сущностную сторону данного процесса.

В практике работы Сахалинского государственного университета сложилась система учета этнического менталитета в образовательном процессе. На кафедре психологии разработаны теоретические основы учета ментальности студентов. Работа с ментальностью основывается на ряде принципов. Мы вычленяем три группы основоположений: организационно-обусловленные (целенаправленный характер, взаимосвязь с учебными дисциплинами, единство региональной и общероссийской информации, многообразие видов исследуемых особенностей, разнообразие методов исследования, выявление общего и особенного); дидактические (учет возрастных, этнических и индивидуальнопсихологических особенностей); утилитарно-прикладные принципы (использование локального материала в образовательном процессе, общественно-полезная направленность, гласность и пропаганда результатов исследования).

В исследовании особенностей регионального менталитета заложены широкие эвристические возможности, обусловленные основными функциями образования: обучающей (умение наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать, умение ориентироваться в психологических особенностях этносов, владение навыками поиска информации и др.); развивающей (исследовательские способности, гностические, конструктивные и др.); воспитывающей (любовь к малой Родине - своему Дальневосточному краю, патриотическое отношение к нему, уважительное отношение к людям других национальностей и др.).

Алгоритм познания регионального менталитета включает три взаимосвязанных процессуальных уровня: элементарный (созерцательнопознавательный), цель которого - постижение основных первоначальных знаний о менталитете народов региона; аналитико-синтетический, целью которого является достижение студентами углубленных знаний о философских, культурантропологических, этнологических,

этнопсихологических и др.; научно-созидательный, целью которого мы считаем психологическое познание, формирование умений и навыков научно-исследовательской работы в области изучения ментальности народов. Содержание обучения предусматривает изучение этнопсихологических особенностей этносов, проживающих на территории Сахалинской области: русских, корейцев малочисленных коренных народов севера Сахалина в разные исторические периоды, глубокий анализ историко-этнологических и этнопсихологических источников (полнота сведений, степень точности и достоверности, классовая сущность и политическая направленность), наличие методики оформления полученных исследовательских данных.

Итогом изучения являются выпускные квалификационные работы по разнообразной тематике «Традиции и новации в культуре русских (корейцев, малочисленных народов Сахалина)», «Влияние разноэтнической семьи на формирование этнической идентичности детей (разного возраста)», «Психологические особенности этнических стереотипов и их влияние на межличностное общение», «Особенности потенциалов межэтнической конфликтности у подростков русской и корейской национальности», «Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности в транскультурных браках» и др. Эффективность овладения материалом зависит от технологий показания этнопсихологических особенностей народов. Как показал эмпирический материал, при этом необходимо вычленить наиболее характерные особенности и явления каждого народа для иллюстрации менталитета этносов Сахалинской области, исследовать не только этнопсихологические особенности населения, но и культурно-региональные характеристики Сахалина и Курил, вопросы коррекционной работы с детьми, представителями народов этого региона [3].

При изучении первоисточников необходимо учитывать некоторые дидактические положения: добровольность выбора предмета

исследования, органическую взаимосвязь местного и общероссийского материала, выявление общих тенденций и вычленение специфических особенностей, всесторонний анализ подходов к пониманию жизни каждого

народа, письменное оформление исследовательской работы, обязательный гласный отчет о полученных знаниях в индивидуальной беседе с преподавателем, на семинарских занятиях, экзаменах, конференциях и др. При изучении менталитета этносов необходимо соблюдать большую осторожность, чтобы не навязывать собственные взгляды и дефиниции, усвоенные из своей культуры, другой культуре. Углубленное изучение ментальных особенностей народов региона позволяет раскрыть ряд особенностей, осветить неизвестные факты и явления, повлиявшие на формирование ментальности человека в разные исторические периоды. При изучении ментальных особенностей личности может быть использована следующая информация: демографическая ситуация в разные периоды, социальное положение населения, его образовательный уровень, общественно-политическая и трудовая активность, семейные отношения, место и роль женщин, детей в семейных отношениях, уровень религиозности, функционирование языков, состояние культуры различных этнических групп, одежда и другие аспекты этнического развития населения Сахалинской области, вопросы, касающиеся иерархии этнической принадлежности и оценки уровня консолидации народов Сахалина в целом и каждого отдельного этноса.

Локальный материал ментальности российской провинции содержит объективный источник необходимой информации для создания новой парадигмы регионального компонента образования. Использование такого материала в значительной степени углубляет знания студентов, способствует формированию бережного отношения к малой Родине, а также позволяет прояснить ряд теоретических вопросов, связанных с социальным и экономическим генезисом и развитием этнокультурных процессов, решать некоторые практические задачи их планирования и управления [7]. Такие явления, как мотивация и характер современных браков, этнические особенности типологии семьи, динамика брачности, разводов, рождаемости и другие особенности этнических семей, проблемы этнических и межнациональных отношений, факторы конфликтов и согласия в межнациональных отношениях, социальная и культурная дистанция в представлениях этнических групп региона явились предметом нашего исследования.

Этнокультурные аспекты профессионально-педагогической подготовки педагогов-психологов, на наш взгляд, являются важнейшими условиями решения проблемы этнокультурного взаимодействия этносов, направленности вузовского образования. Проведенные опросы студентов дальневосточных вузов позволили выявить возрастание их интереса к этнопедагогике и этнопсихологии, усиление интереса к истории, культуре, обычаям и традициям своего и других народов, проживающих на территории региона. Анализ деятельности Сахалинского государственного университета показал, что ведущими принципами, определяющими содержание этнопсихологической подготовки педагога-психолога в региональной системе образования области, выступают:

• принцип объективной необходимости формирования и развития вузовского образования с этнокультурной направленностью;

• принцип учета социально-экономических, национальных, социокультурных и прочих особенностей Сахалинской области;

• принцип целенаправленного формирования потребности у педагогов-психологов в совершенствовании не только общепсихологической, но и этнопсихологической подготовки.

Процесс взаимодействия этнических групп неизбежен. Формы, в которых он протекает, изменчивы и зависят от множества экономических, культурных, политических, социально-психологических и других факторов. Цель такого взаимодействия - возможность найти точки опоры в культуре народов, тот потенциал в воспитании, который помогает их сближению и на основе которого возможно было бы формирование этнической идентичности подрастающего поколения. Осмысление своей этничности является необходимым фактором для полноценного духовного и нравственного, культурного и социального развития человека [2].

Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточностью изучения психолого-педагогических воздействий разноэтнической семьи на формирование этнической идентичности детей дошкольного и младшего школьного возраста, необходимостью разработки эффективных путей и средств воспитания у ребенка уважения к культурам тех этносов, к которым принадлежат его родители. При этом мы исходим из тезиса, что понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает этническую самобытность собственного народа. Проблема этнической идентичности в процессе онтогенеза в научной литературе разработана недостаточно. Имеются лишь единичные исследования, в которых рассматриваются вопросы межэтнического восприятия, стереотипы и автостереотипы, но целостной картины её формирования и возрастной динамики не прослеживается. Мало внимания уделено вопросам формирования этнической идентичности в дошкольном и младшем школьном возрасте, особенно у детей, воспитывающихся в разноэтничных семьях. Между тем этот возраст - важный период в становлении личности, в появлении предпосылок гражданских качеств, основы мировосприятия и мировоззрения, интенсивном формировании самосознания. Ребенок, потерявший истоки этнической идентичности, точнее, не впитавший в себя дух своего этноса, теряет свою идентичность.

Исследование этнической идентичности проводилось в начальной школе. В нем приняли участие 130 детей в возрасте девяти лет. Из них 84 ребенка - русские, 25 детей - корейской национальности и 11 - метисы. В ходе опроса было выявлено, что дети идентифицируют себя в соответствии со своей национальностью правильно. Но 70 % детей не знают почти ничего об обычаях и истории своего народа, т. е. в семьях не рассказывают об этом. 56 % детей сообщили, что в их семьях соблюдают национальные обычаи, 100 % респондентов поддерживают отношения с дальними родственниками. Некоторые дети ездят к родственникам отдыхать. Также 100 % опрашиваемых не хотели бы менять свою национальность, так как не видят в этом необходимость, 96 % детей на вопрос, «как вы относитесь к людям другой национальности», ответили, что положительно. У 83 % детей есть друзья другой национальности. Эти результаты нашли подтверждение в ходе проведенной проективной методики. Детям предлагалось

нарисовать рисунок на тему «Я и мои друзья». Результаты изучения рисунков показали, что дети общаются со сверстниками не только своей национальности, но и с детьми других этнических групп, в частности, с корейцами - дети русской национальности и с русскими - дети корейской национальности. Невнимание к национальности партнера по общению можно интерпретировать как признак толерантности, готовности принять человека вне зависимости от этнической принадлежности [6].

Школьники, относящиеся к метисам, родились в семье, где мать и отец представители разных этнических культур. Дети идентифицируют себя с метисами, но больше относят себя к русским (из беседы с ними). Это может быть связано с полом ребенка, стремлением походить как на отца, так и мать. Следует заметить, что в семьях мало поддерживается связь с родственниками со стороны или матери, или отца. Дети не знают, как отнеслись бабушки и дедушки к свадьбе их родителей. Но, по-видимому, родственники-представители корейской этнической группы - отрицательно относятся к данным бракам. Возможно, это связано с различием этнических групп. Таким образом, было выявлено, что дети идентифицируют себя в соответствии со своей национальностью правильно, но ничего не знают ни о культуре, обычаях, укладе жизни как своего, так и других народов. В ходе беседы на тему «Народы, которые меня окружают», выяснилось, что познания детей о народах стран Востока куда более глубоки, чем о странах ближнего зарубежья. Но так как в данном исследовании рассматривается общение и восприятие друг друга детьми корейской и русской национальности, то их знания оправданы.

Смысл национального образования в современном мире заключается в сохранении существующих самобытных этнических коллективов и упрочении взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе. Поддержание традиций в максимальной степени способствует формированию этнической идентичности. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте дети приобретают первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности. Наиболее действенным фактором формирования этнической идентичности детей является их непосредственное социальное окружение, однако влияние последнего может быть и положительным, и отрицательным. Учитывая, во-первых, полиэтничность окружающей российского ребенка среды, а во-вторых, наибольшую способность восприятия культур других народов именно в детском возрасте, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей, естественно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах поликультурного воспитания детей именно через систему образования [1].

Поликультурное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. В качестве вывода отметим, что отсутствие должного внимания к поликультурной образованности людей приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. В то же время лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, сможет понять и

принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов. В связи с этим мы рекомендуем усилить и углубить этнологическую, этнографическую и этнопсихологическую подготовку педагогов, способных работать с различным контингентом детей во всех звеньях системы образования.

Список литературы

1. Багдасарова А. Б. Культурно-образовательное пространство

полиэтнического региона: проблема модернизации // Реальность этноса.

Педагогическое образование как важнейший фактор сохранения и развития культуры северных народов: Материалы IX междунар. науч.-практич. конф. (Санкт-Петербург, 27-29 марта 2007 г.) / под науч.ред. И.Л. Набока. - СПб.: Астерион, 20о7. - С.381-387.

2. Беркович Н.А. Этнопопуляции и деструктивная идентичность // Реальность этноса. Педагогическое образование как важнейший фактор сохранения и развития культуры северных народов: Материалы IX междунар. науч.-практич. конф. (Санкт-Петербург, 27-29 марта 2007 г.) / под науч. ред. И.Л. Набока. - СПб.: Астерион, 2о07. - С.419-420.

3. Исследовательская Программа по заданию Федерального агентства по образованию Российской Федерации «Изучение национально-региональной специфики стран Азиатско-Тихоокеанского региона в гуманитарных областях знания» Код темы по ГРНТИ 14.35.07., 15.41.61, 16.21.47, 17.07.21.

4. Кривошапкина О.М. К вопросу о национально-региональном компоненте высшего профессионального образования // Регионология. - 2000. - № 2. - С. 203-207.

5. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. - Т. 77. Остров Сахалин. Тетрадь 2. - СПб., 1904. - С. VI - VII.

6. Толерантность в межкультурном диалоге / отв. ред. Н.М. Лебедева, А.А. Татарко. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2005.

7. Хазова Л.В. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Томск, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.