Вестник ПСТГУ
Серия V. Вопросы истории
и теории христианского искусства
Семенова Елизавета Сергеевна соискатель Института искусствознания ljeviska@yandex.ru
2015. Вып. 4 (20). С. 125-144
Цикл Крещения и проповедей Иоанна Предтечи в росписях экзонартекса церкви Богородицы Левишки
Е. С. Семенова
На центральном своде экзонартекса церкви Богородицы Левишки в Призрене (1307— 1313) сохранился цикл Крещения и проповедей Иоанна Предтечи, расположенный вблизи композиций «Страшный Суд» и «Свыше пророцы Тя предвозвестиша». Цикл состоит из шести эпизодов и сцены «Крещение Господне», включающей изображения персонификаций Моря и Иордана. Каждый эпизод имеет сопроводительную надпись и дополнен текстами, написанными на свитках Предтечи. Особый интерес представляет композиция «Христос с лопатой на гумне», распространенная в сербской живописи XIV в. В статье кратко прослеживается история формирования цикла Крещения и проповедей Предтечи и рассматривается топография цикла в храмовой росписи. Расположение данного цикла на крестовом своде в экзонартексе призренского кафедрала является уникальным.
На центральном своде экзонартекса церкви Богородицы Левишки в Призрене (1307—1313), перекрывающем пространство перед главным входом в храм, разворачивается композиция «Крещение Господне» (ил. 1). Она представляет собой группу миниатюрных сценок, иллюстрирующих проповеди Иоанна Предтечи и Крещение Спасителя (ил. 2). Г. Бабич называет эту фреску «Цикл Крещения и проповедей Иоанна Предтечи», упоминая ее на страницах своей монографии о Левишке1. Его эпизоды образуют круговой фриз, опоясывающий крестовый свод (ил. 3). Г. Бабич впервые опубликовала схему росписей и ряд иллюстраций, сопровождая их комментарием общего характера. Призренский цикл был кратко рассмотрен С. Радойчичем, который приводит расшифровки некоторых надписей2. Подробная расшифровка надписей Крещенского цикла приведена в схемах Б. Живковича3. Тема проповедей Иоанна Предтечи стала предметом публикаций
1 ПаниН Д., Бабий Г. Богородица Л>евишка. Београд, 1988. С. 79—80, 140. Схема 31. Табл. XL—XLШ; Бабий Г. Иконографски програм живописа у припратима крала Милутина // Византщска уметност почетком XIV века. Грачаница, 1973. Београд, 1978. С. 105—121.
2 Радо/'чиН С. Старо српско сликарство. Друго издаае. Београд, 2010. С. 99-100.
3 Живкович Б. Богородица Л>евишка: цртежи фресака. Београд, 1991. С. 68-69.
Введение
Ил. 1. Роспись центрального свода экзонартекса и люнеты над входом в нартекс церкви Богородицы Левишки в Призрене (фото автора, 2010 г.)
Ил. 2. Проповеди Иоанна Предтечи и Крещение Спасителя. Фреска на центральном своде экзонартекса церкви Богородицы Левишки (фото Т. Ю. Царевской, 2013 г.)
А. Нитич4, Е. Димитровой5 и С. Габе-лич, посвященных, соответственно, циклам Крещения и проповедей Предтечи в Дечанах (1348), Матейче (1356— 1360) и Лесново (1349)6. Все три автора упоминают призренский цикл, сопоставляя его с росписями упомянутых памятников. Житийные циклы Иоанна Крестителя, включающие сцены его проповедей, были подробно изучены Т. Ю. Царевской применительно к росписям диаконника церкви Благовещения на Мячине (1189)7.
Проповедуя на реке Иордан, Иоанн Креститель призывал народ к покаянию и очищению от грехов. Поэтому логично было поместить цикл его проповедей в экзонартексе Левишки, при входе в храм, где человек настраивался на исповедь и молитву. Отметим, что на соседнем своде представлены сцены Страшного Суда, включающие композицию «Мерило праведности», в которой ангелы и демоны взвешивают поступки представшей перед Господом души. Весы держит рука Всевышнего, окруженная сонмом ангелов в небесном круге. Выше мы видим фигуру Спасителя, восседающего на троне, в лучах божественного света, который затмевает свиток неба: солнце и луна померкли, приблизилось Царство Небесное, о котором проповедовал Предтеча (Мф 3. 2). Кроме того, цикл проповедей Предтечи вписывается в композицию «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» со множеством фигур ветхозаветных пророков, изображенных на внутренней стороне северной и южной арок, поддерживающих центральный свод экзонартек-са. Будучи величайшим из пророков, Иоанн проповедовал о Спасителе: «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф 3. 3).
4 НитиИ А. Циклус св. Jована Претече у Матеичу и византщска традицща // Зограф. 1993— 1994. № 23. С. 75—87; НитиИ А. Циклус проповеди св. Jована Претече // ЪуриЬ В. J. Зидно сликарство манастира Дечана. Гра^а и студще. Београд, 1995. С. 161-164.
5Димитрова Е. Манастир Матеjче. Скоще, 2002. С. 179-184.
6 ГабелиИ С. Манастир Лесново. Исторща и сликарство. Београд, 1998. С. 181-183. Сл. 84-86.
7 См.: Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999. С. 62-80.
Ил. 3. Проповеди Иоанна Предтечи и Крещение Спасителя. Схема росписи
Цикл проповедей Предтечи на своде экзонартекса.
Персонификации в сцене Крещения
Цикл проповедей Иоанна Предтечи, предшествующий сцене Крещения, состоит из шести эпизодов: «Неофиты на Иордане»8, «Группа иудеев»9, «Проповедь воинам»10, «Иоанн указывает народу на Спасителя», «Христос с лопатой на гумне», «Беседа Иоанна и Христа». Композиция фриза, опоясывающего внутреннюю плоскость свода, наиболее подходила для иллюстрации евангельских текстов о проповедях и Крещении, которые сведены на фреске в единое повествование. Каждый эпизод имеет сопроводительную надпись и дополнен текстами, написанными на свитках Иоанна Крестителя. Сцены условно разделены скалистыми горками, придающими фризу композиционную ритмичность.
Подобная композиционная схема встречается на мозаике свода в экзонар-тексе Кахрие-Джами (1316—1321), где представлена развернутая сцена, в которой Предтеча проповедует иудеям о грядущем Спасителе11. Ее сходство с призрен-ской фреской было отмечено еще Г. Бабич12. Здесь видим такой же пейзаж, что и на призренской фреске, состоящий из скалистых горок с изящными деревцами, реки Иордан и архитектурных элементов. Обе композиции сопровождаются подробными сопроводительными надписями.
В Левишке скалистый пейзаж позволяет условно разделить эпизоды, расставить их во временной последовательности. В центре свода изображена световая сфера, в которой мы видим множество ангелов, отверзающих врата Царствия Небесного (ил. 4). Изображение врат напоминает квадратное двустворчатое окно, распахнутое в небесах, из которого простирается благословляющая десница Всевышнего13. Святой Дух в виде голубя нисходит в потоке божественного света на Христа, окруженный мандорлой в форме звезды. С. Радойчич приводит надпись: «ДХ ВЬ ВИДЪНИ ГОЛОУБИНЪ»14. Очевидно, художник следовал традиционной иконографии сцены Крещения, основанной на известном евангельском тексте (Мф 3. 16). Правой рукой Христос благословляет Иорданские воды, дабы освятить их и очистить человечество от греха15. Его тело обнажено, как в большинстве изображений Крещения, что находит свое объяснение в гимногра-фии праздника Богоявления, где подчеркивается божественная и человеческая природа Христа: «Водами Иорданскими одеялся еси, Спасе, / одеяйся Светом, яко ризою...» (Слава, глас 6. Анатолия), «яко Держай превышних вод состав, в водах Плотоносец стояше...» (песнь 7), «Иорданскими струями обложся, /Иже светом
8 См.:ПаниЙ Д., Бабий Г. Богородица Л>евишка. Сл. 29, XLIII.
9 См.: Там же. Табла XLI.
10 См.: Там же. Табла XL.
11 На своде также изображены два искушения Христа (см.: UnderwoodP. A. The Kariye Dja-mi. Vol. 1-4. N. Y., 1966, 1975. Vol. 1. P. 110-117. Vol. 2. Pl. 211-227).
12 См.: Паний, Бабий. Op. cit. С. 79.
13 См.: Тодий Б. Српско сликарство у доба крала Милутина. Београд, 1998. С. 161.
14 См.:Радо]'чиЙ С. Старо српско сликарство. Друго издаае. Београд, 2010. С. 100.
15 См.: Yota E. Le tétraévangile Harley 1810 de la British Library. Contribution à l'étude de l'illustration des tétraévangiles du Xe au XIIIe siècle. Thèse de doctorat. Fribourg, 2001. P. 100 (электронная версия диссертации http://ethesis.unifr.ch/theses/downloads.php?file=YotaE.pdf).
преславно одеваяйся, / в нихже Адамово естество обновил еси» (Подобен: Со-безначальное Слово) 16.
Слева от Спасителя, на берегу Иордана, стоит Иоанн Предтеча. Его лик обращен к небесам, он в изумлении смотрит на снисхождение Духа Святого, воздев правую руку, а левую руку возлагает на голову Христа. Как в гимнографии, так и в изображениях праздника Богоявления акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку», — поется в тропаре на водоосвящении. В стихире самогласна есть такие строки: «и глаголаше к Нему Предтеча/како простру руку/и прикос-нуся верху Держащего всяческая?».
На другом берегу реки, справа, мы видим двух ангелов, почтительно склоняющихся перед Христом. Присутствие небесных сил при Крещении не упоминается в Евангелиях, но о них говорится в богослужебных текстах, например: «Якоже на Небеси, с трепетом и чудом предстояху / во Иордане силы Ангельския, смотряюще толика Божия схождения...» (Песнь 7 службы на Богоявления). Ангелы есть диаконы божественного Крещения17, их фигуры появляются в этой сцене начиная с VI—VII вв. Подобно восприемникам от купели, они простирают ко Христу покровенные руки.
В водах реки мы видим плывущие фигурки людей, принимающих Крещение, изображения рыб, олицетворение самой реки Иордан18, а также фрагмент фигуры Моря (ил. 5). Известно, что персонификации Моря и Иордана в «Крещении» были вдохновлены стихами псалмов, читаемых на Богоявление: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Псалом 113. 3) и «Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася, смятошася бездны ...» (Псалом 76. 16). На фреске в Левишке Иордан представлен в образе бородатого немолодого мужчины, который в страхе уплывает, держа обеими руками кувшин. Его изумленное лицо повернуто ко Христу: в данном случае Иордан выступает как свидетель Богояв-
16 Здесь и далее тексты богослужения на Богоявление цитируются со ссылкой на электронный ресурс: http://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/kr07.shtml
17 См.: Yota. Op. cit. P. 97.
18 См.: Глигори/евиЙ-МаксимовиЙ М. Антички елементи у сликарству Богородице Л>евишке у Призрену // Зборник Матице српске за класичне студще. 2007. бро] 9. С. 208; Huskinson J. Rivers of Roman Antioch. Personification in the Greek World: From Antiquity to Byzantium // E. Stafford, J. Herrin. Personifications in the Greek World: From Antiquity to Byzantium. Ashgate Press, 2005. P. 247-264.
Ил. 4. Крещение Господне. Фрагмент фрески в экзонартексе церкви Богородицы Левишки (фото Д. Прерадович, 2013 г.)
Ил. 5. Беседа Иоанна и Христа. Крещение Господне. Неофиты на Иордане. Копия фрески
(Галерея фресок в Белграде)
ления19. В подобне на утрени Богоявления приведен диалог, объясняющий «испуг Иордана»: «Иордане реко, / что удивился еси, зря Невидимаго нага? / Видех и вострепетах, — рече, — / и како бо Сего не хотехустрашитися и зайти?/Ангели Его устрашишася, зряще... Христос явися на Иордане освятити воды».
Аллегория Иордана в сцене Крещения восходит к античной иконографии персонификаций рек. Изображение реки в образе седовласого старца, льющего воду из кувшина, или молодого мужчины, сидящего, опершись на перевернутую вазу, известно в античности и раннехристианском искусстве. Приведем в качестве примера мозаику IV в., найденную в руинах римских бань в античном городе Саламин на Северном Кипре (ил. 6). Она изображает бога реки Эвротас20, представленного в образе мужчины зрелых лет, который возлежит, опираясь на кувшин, изливающий воды реки.
Несмотря на то что главным источником иконографии Крещения было Евангелие, в котором, очевидно, нет места персонификациям, фигура Иордана становится устойчивым элементом иконографии данной сцены с V в., о чем свидетельствуют мозаики куполов Баптистерия Неона и Арианского баптистерия в Равенне21. Мозаики, которые экспонируются в Музее в Каср-Ливии, найденные при раскопках христианского храма VI в., являют собой яркий пример проникновения античных изобразительных приемов в декор христианской церкви. Ряд мозаичных панелей представляют собой изображения обнаженных речных богов и нимф, сидящих на перевернутых амфорах, откуда берут начало воды, или возлежащих рядом с ними. Сопроводительные надписи указывают на реки, которые они олицетворяют: Нил, Тигр, Евфрат и др.22
19 См.: Popovic Lj. Personifications in Paleologan Painting 1261—1453. Phil. Diss, Bryn Mawr College, 1963. P. 18.
20 Изображение мозаики опубликовано на сайте: http://www.soniahalliday.com/category-view3.php?pri=CYN144-6-09.jpg
21 См.: Deichmann F. W. Früchristlichen Bauten und Mosaiken von Ravenna. Baden-Baden, 1958. Pl. 39 and 254.
22 Текст и иллюстрации мозаик опубликованы на сайте: https://www.temehu.com/Cities_ sites/museum-of-qasr-libya.htm
Л. Попович, автор диссертации о персонификациях в Палеологовской живописи, проследила историю формирования иконографии персонификации Иордана, начиная с древних времен. Она разделяет персонификации на изображения природных явлений и иллюстрации абстрактных идей23. Рассмотрев около 40 сохранившихся композиций «Крещения», относящихся к эпохе Палеологов, исследователь пришла к выводу, что многие из них, наряду с олицетворением Иордана, включают персонификацию Моря24. Как правило, Море «пытается убежать», согласно словам 113 псалма «Море виде и побеже», или даже прячется за берегом реки, как мы видим на фреске в Левишке. Это изображение ранее не было отмечено в публикациях, оно было выявлено мной при изучении копии фрески из Галереи фресок в Белгра- Ил. 6. Персонификация реки Эвротас. де (ил. 5). На то, что это персонификация Фрагмент мозаики IV в. из римских бань Моря, скрывающаяся за скалистым бере- в античном городе Саламин,Кипр гом, указывает хвост морского зверя, на
котором Море обычно сидит верхом, фрагмент драпировки, а также весло, являющееся атрибутом этой персонификации (весло различимо на фотографии).
Заметим, что персонификации рек обычно мужского пола, а моря — жен-ского25. На наш взгляд, такое разделение было предопределено еще древнегреческой эпической литературой. Гесиод в «Теогонии» называет реки «шумными сынами Океана», они все мужского рода. Изначально олицетворения Моря и Иордана были напрямую связаны со стихами указанных псалмов и изображались рядом с этими текстами в иллюстрированных Псалтирях. Например, в Хлудовской Псалтири (IX в.) в сцене Крещения мы находим изображения Иордана и Моря, причем в ряде случаев Море подписано по-гречески EàÀaooa26. В. Петкович, описывая персонификации Моря в сцене «Крещение» на фреске в Дечанах, объясняет женский облик моря тем, что греческое слово | GâÀaooa женского рода27. Изображение богини моря Талассы28 с юной Афродитой на ру-
23 См.: Popovic. Op. cit. P. 13.
24 Отсутствие фигуры Моря в «Крещении» является скорее исключением для памятников этого периода. Например, на фреске в церкви Св. Николая в Прилепе (1299) изображена только фигура Иордана (см.: Popovic. Op.cit. Р. 18, 96, note 21).
25 См.: Ibid. P. 30.
26 См.: Ibid. P. 24.
27 См.: БошковиЙ Ъ., ПетковиЙ В. Манастир Дечани, II. Београд, 1941. С. 60; ЪуриЙ В. J. Зидно сликарство манастира Дечана. Гра^а и студще. Београд, 1995. С. 109. Примеч. 18.
28 Таласса (др.-греч. ©â^aooa — «море») — персонаж древнегреческой мифологии, богиня моря.
ках украшало пьедестал статуарной группы в храме Посейдона на Истме29. Персонификация Моря с надписью Таласса сохранилась на византийской мозаике VI в. в церкви Св. Георгия в Мадабе (Иордания). Иконографической традиции Хлудовской Псалтири следует Псалтирь из Британского музея (Add. 19352 (fol.154)), датирующаяся 106630. Как полагает Л. Попович, эти персонификации изначально появились в «Крещении» как дань классической традиции, согласно которой речные и морские боги, как и многие античные божества, управляющие природными стихиями, наделялись антропоморфным обликом31. С другой стороны, изображения Моря и Иордана в сцене Богоявления основываются на текстах псалмов, упомянутых выше.
Как уже было сказано, тексты, фрагментарно сохранившиеся на фреске в Левишке, частично были расшифрованы и опубликованы С. Радойчичем. Некоторые из них были расшифрованы мной. Тексты, поддающиеся прочтению, являются цитатами из Евангелия, другие же надписи могут быть отрывками из богослужебных текстов, и распознать их значительно сложнее. В сцене «Неофиты на Иордане» на свитке Предтечи мы читаем: «П[ОК]А1ТЕс /ПРИ..ДЕТ/... ЦАрС/ТВ...НЕБЕСНОЕ»32, что соответствует евангельским строкам: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 3. 2). Надпись слева от нимба Предтечи была расшифрована С. Радойчичем: «...ПИЮЩАГО...ПУСТЫН...ОУГОТОВА-ИТЕ ПУТ ГНЬ...», что является цитатой из Евангелия от Марка (Мк 1. 3): «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему», а надпись над его головой «СТЫ 1ю ...» прочитывается по копии фрески «Крещение» из Галереи фресок в Белграде.
В сценах проповедей Предтеча изображен стоящим на скалистой возвышенности, будь то берег реки или пустыня. В упомянутом эпизоде «Неофиты на Иордане» наряду со свитком в левой руке он держит посох, а правой крестит народ. Здесь мы видим эпизодические подробности, характерные для сцены Крещения, например фигурку раздевающегося человека и плывущих в реке отро-ков33. В следующей сцене представлена группа иудеев34, которые обращаются к Предтече, указывая на секиру, заткнутую за сук дерева. Пространная надпись над головой Иоанна, комментирующая сцену, частично прочитывается. Ее первая строка «ЮЖЕ БО СЕКИРА ПРИ КОРЕНИ ДРЕВА ЛЕЖИТЬ ВСЕКО ОУБО»35 цитирует евангельский текст: «Уже и секира при корне дерев лежит, всякое [дерево]...» (Лк 3. 9). Ее продолжение читается частично: «В...ХБО...СЪБО...ТВР...1С ХРИСТОС...НВ?... ПЕТСО?». Надпись над группой иудеев практически утрачена. Ранее она была фрагментарно распознана С. Радойчичем: «ОУЧИТЕЛУ МИ
29 Море и мореходство в античной культуре: Каталог выставки. Государственный Эрмитаж, СПб., 2009. С. 15.
30 Popovic. Op. cit. P. 25-26.
31 См.: Ibid. P. 23.
32 Расшифровка автора.
33 См.: Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 24. С. 528-577.
34 См.: ПаниИ, Бабий. Op. cit. Табла XLI.
35 См.: РадоjчиИ. Op. cit. С. 99.
МИТАРЕ ЧТО СЬТВО...» (Лк 3. 12). Текст на свитке Предтечи остается неясным, хотя на современной фотографии он виден достаточно четко. В следующей сцене, «Проповедь воинам»36, надпись над головами воинов видна очень четко: «ВЬПРАШАХУ ЖЕ И ВОИНИ ...ЮЩЕ...МЫ ЧТО СЬТВОРШЬ...»37 (ил. 7), что соответствует евангельскому тексту, где воины спрашивают Иоанна: «Спрашивали его также и воины: а нам что делать?» (Лк 3 .14).
В сцене «Иоанн указывает народу на Мессию» частично прочитывается надпись на свитке Предтечи: "...ТЬ?...ТЬ?....НГРЕД/ТЪ.....ЖЕЛ?...ЮБ..."38
(ил. 8). Эта сцена иллюстрирует текст Евангелия от Луки (Лк 7. 19): «Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?». На фреске мы видим двух молодых учеников39, которые возвращаются к Предтече, чтобы передать ему ответ Спасителя, заключенный в надписи, цитирующей Евангелие от Иоанна (Ин 1. 30-33): «.СЕ ЮСТЬ ю НЕМЖЕ АЗЬ РЕХЬ ПО МНЕ ГРЕДЕТЬ МУЖ: ИЖЕ ПРЪДОМНОЮ...». Другой текст, частично утраченный, заканчивается словами «...ДУХОМЬ СТЫМЬ...»40.
Ил. 7. Проповедь воинам. Фрагмент цикла Проповедей Предтечи в церкви Богородицы Левишки (фото Д. Прерадович, 2013 г.)
Ил. 8. Иоанн указывает народу на Мессию. Фрагмент цикла Проповедей Предтечи в церкви Богородицы Левишки (фото из архива Института истории искусства в Белграде)
36 Паний, Бабий. Богородица Л>евишка. Табла XL.
37 Расшифровка С. Радойчича (см.: Радо]'чиИ. Op. cit. С. 99).
38 Расшифровка автора.
39 См.: Радо/чий. Op. cit. С. 100.
40 См.: Там же. С. 100.
Особый интерес представляет композиция «Христос с лопатой на гумне»41, являясь буквальной иллюстрацией слов Предтечи о Спасителе: «.но Идущий за мною сильнее меня... лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф 3. 11—12). С. Радойчич приводит прочитанный им фрагмент надписи: «ЮМУ ЖЕ ЛО... ТРЪБИТЬ ГУМНО СВОЕ: И СЬБЕРЕТЬ...»42. Как известно, в этом тексте речь идет о Страшном Суде, когда праведники отделятся от грешников, встав одесную Христа. Неслучайно цикл Проповедей Предтечи расположен в экзонартек-се в непосредственной близости от сцен Второго пришествия. На призренской фреске Спаситель изображен с лопатой на гумне, написанным в форме овала, на котором мы видим разделенные пшеницу и плевелы. Очевидно, данный эпизод был характерен для сербской живописи XIV в., встречаясь, помимо Левишки, в росписях Хиландара (1318-1321)43, в Дечанах (1348), Матейче (1356-1360)44. В Дечанах аллюзия на Страшный суд усиливается изображением адского пламени, в котором горят плевелы45.
Наконец, сцена, непосредственно предшествующая «Крещению Господню», — «Беседа Иоанна с Христом», иллюстрирует разговор Спасителя и Предтечи перед Крещением (Мф 3. 13-15). К сожалению, надпись на свитке Иоанна по имеющимся фото не прочитывается. С. Радойчич приводит фрагмент надписи: «АЗ ТРЕБУЮ.»46.
Формирование цикла Крещения и проповедей Предтечи в византийском искусстве. Топография цикла в храмовой росписи
История формирования цикла Крещения и проповедей Предтечи прослеживается по сохранившимся памятникам монументальной живописи и миниатюрам рукописей. В Каппадокии известно несколько церквей со следами ранних циклов Иоанна Крестителя. В базилике в Чавушине (УП-ГХ вв.) был представлен краткий житийный цикл святого, включающий сцену «Призвание Предтечи Ангелом»47. В апсиде была расположена сцена «Крещение»48, но она, очевидно, была включена в Евангельский цикл. В церкви близ Мавручана (нач. VIII в.)49 мы встречаем «Проповедь Иоанна Предтечи о секире у корня дерева», в Бели
41 А. Нитич указывает, что здесь написан текст из Мат 3 .12, при этомне приводит расшифровку надписи на фреске (см.: НитиН. Циклус св. Jована Претече у Матеичу... С. 80. Примеч. 30).
42 См.: Радо/чиН. Op. cit. С. 100.
43 См.: БогдановиН Д., ЪуриН В. J., МедаковиН Д. Хиландар. Београд, 1978. С. 62.
44 См.: НитиН. Циклус св. Jована Претече у Матеичу. С. 83. Сл. 6.
45 См.: Ibid. С. 80. Примеч. 30; НитиН. Циклус проповеди св. Jована Претече. С. 162.
46 См.: Радо^чиН. Старо српско сликарство... 2010. С. 100.
47 См.: Thierry N. Haute Moyen age. Cavusin. Vol. I. P., 1983. P. 59-104.
48 См.: Thierry N. Importance du culte de Jean Prodrome à Cappadoce // Byzantinische Zeitschrift 84/85 (1991/1992). P. 94-116. Sch.11.
49 См.: Jerphanion G. de. Les églises rupestres de Cappadoce. Texte, I—II. Planches, 1-3. P., 1925-1942. Vol. II.1. P. 211, 219; Thierry N. Art byzantin du Haut Moyen Age en Cappadoce : l'église no. 3 de Mavruçan // Journal des Savants. 1972. P. 233-269.
Килисе (Х в.)50 — «Проповедь Иоанна Предтечи воинам» (Лк 3. 14) и «Проповедь Предтечи о секире у корня дерева»51. В Келеджлар Килисе (2-я четв. или сер. Х в.) мы видим сцену «Встреча Иоанна Предтечи и Христа»52. К. Жоливе-Леви упоминает в этой церкви цикл Крещения, тесно связанный с Евангельским циклом, и занимающий южную стену, в восточном и центральном нефах53. В церкви св. Теодора в Юргюпе (1-я пол. XI в.)54 встречается эпизод «Проповедь Предтечи о секире у корня дерева». В капелле Гёрем 7, Токали килиссе (кон. Х в.) сохранились сцены: «Призвание Предтечи ангелом» и «Проповедь фарисеям», «Предтеча, преклоняющий колени перед Христом» и «Крещение» (ил. 9)55. Сцены проповедей Предтечи в росписях Каппадокии остаются неисследованной темой. Н. Тьерри, автор статьи о почитании Иоанна Крестителя в Каппадокии, не упоминает циклов его проповедей в храмовых росписях данного региона56.
Ил. 9. «Крещение Господне» и фрагменты проповедей Предтечи. Капелла Гёрем 7, Токали килиссе (кон. Хв.) (фото В. Д. Сарабьянова)
50 См.: Jerphanion. Op. cit. Vol. II, 2. P. 300.
51 См.: Jerphanion. Op. cit. Vol. II,1. P. 278, 282; Restle M. Byzantine Wall Painting in Asia Minor. 3 vols. N. Y., 1967. Vol. I. P. 160.
52 См.: Jerphanion. Op. cit. Vol. I, 1. P. 217. Pl. 48, 2; Restle. Byzantine Wall Painting...Vol. I. P. 130-133; Vol. II. Tabl. 257.
53 См.: Jolivet-Lévy C. Sacred Art of Cappadocia. Byzantine Murals from the Sixth to 13th Centuries (en coll. avec A. Ertug), Istanbul , 2006. Р. 37.
54 См.: Jerphanion. Op. cit. Vol. II.1. P. 28; Restle. Byzantine Wall Painting. Vol. I. P. 147-148.
55 Выражаю благодарность В. Д. Сарабьянову за предоставленные фото каппадокийских росписей. Restle M. Die Byzantinische Wandmalerei in Kleinasien. Bd. 2, Bongers, 1967. Fig. 68, 69, 100; Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999. С 64. Примеч. 228; Jolivet-Lévy. Op. cit. Р. 48. Pl. 35, 39.
56 См.: Thierry. Importance du culte de Jean Prodrome... P. 94-116.
Как предположила Г. Бабич, на формирование иконографии призренского цикла мог повлиять цикл Крещения в комниновских рукописях57. Так, например, в миниатюрах Chicago, University Library, MS. 965 (XII в.), на fol. 10г и fol. 10v изображены две проповеди Предтечи, а также сцены «Иоанн склоняется перед Спасителем» и «Крещение Христа»58. К 3-й четв. XI в. относится цикл миниатюр в Парижском Евангелии, gr. 74, иллюстрирующий житие Иоанна Крестителя59. Среди них мы находим сцену проповеди Предтечи иудеям. Т. Ю. Царев-ская приводит ряд миниатюр рукописей, где изображены его проповеди. Фигура Иоанна со свитком и секира у корня дерева встречаются в маргинальной миниатюре Евангелия из Венской Национальной библиотеки, gr. 154 (3-я четв. XI в.), где это изображение составляет левую часть иллюстрации «Проповедь Иоанна Предтечи в пустыне», тогда как правая маргиналия изображает группу иудеев, внимающих проповеди Иоанна60. Сцены проповедей Предтечи встречаются в Парижском Евангелии gr. 64, л. 158 r (нач. XI в.)61, в Евангелии Theol. gr. 154, л. 14562, в Сирийском Евангелии Vat.Syr. 559, л. 28 об.63, в Евангелии Лондонском, Brit. mus. Add. 71, л. 34 об.64, а также в Лекционарии Дионисиата на Афоне gr. 587, л. 142 и Евангелии из ГПБ, gr. 305 (XIII в.)65, где наряду с проповедями изображена сцена «Беседа Иоанна Предтечи и Христа перед Крещением»66. Последний эпизод также известен в Никомидийском Евангелии (XIII в.), л. 254 об.67 В рукописи Парижской Национальной библиотеки, gr. 543 (XIV в.) миниатюры, изображающие проповедь Иоанна Предтечи, иллюстрируют гомилию Григория Назианзина о Крещении 68.
Нарративные серии, посвященные жизни и проповедям Иоанна Предтечи, интенсивно формировались в византийской живописи на протяжении XI-XII вв.69, на что указывают названные выше памятники. Г. Бабич упоминает фрески в крещальне Софии Константинопольской (до 1200 г.)70, где, согласно
57 Упоминая комниновские рукописи, Г. Бабич не приводит конкретных примеров (см.: ПаниИ, БабиИ. Op. cit. С. 79).
58 См.: Weyl Carr А. Byzantine Illumination 1150-1215. The Study of Provincial Tradition. Chicago, 1987. Cat. 38. Fiche 3, 3A9, 3A10; Weyl Carr А. A group of Provincial Manuscripts // Dumbarton Oaks Papers. 1982. N. 36. Cat. 4. P. 39-66.
59 См.: Царевская. Указ. соч. С. 64.
60 Cw.: Там же. С. 76.
61 Лазарев В. Н. История византийской живописи: В 2 т. Изд. 2-е. М., 1986. Табл. 118; Ца-ревская. Указ. соч. С. 146. Примеч. 239.
62 См.: Там же. Табл. 198.
63 См.: Jerphanionю. Op. cit. № 14. Pl. VIII.
64 См.: Leroy J. Les manuscrits Syriaques à peintures conservés dans les bilbiothèques d'Europe et d'Orient. P., 1964. Album. Pl. 80, 1.
65 См.: Bank A. Les monuments de la peinture byzantine du XIII siècle // Symposium de Sopocani, 1965. Beograd, 1967. P. 91-101. F. 18; Царевская. Указ. соч. С. 147. Примеч. 239.
66 См.: Bank. Les monuments de la peinture byzantine du XIII siècle... P. 18.
67 См.: Мокрецова И. П. О некоторых особенностях миниатюр Никомидийского Евангелия // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983. С. 303-330.
68 См.: Galavaris G. The Illustrations of the Homilies of Gregory Nazianzenus. Princeton, 1969. P. 89-92. Fig. 464-465.
69 C^.: Царевская. Указ. соч. С. 78.
70 См.: ПаниИ, БабиИ. Op. cit. С. 79.
описанию Антония Новгородца, посетившего около 1200 г. Царьград, были изображены, наряду со сценой Крещения, проповеди Предтечи71. В XIV в. развернутые циклы Крещения и проповедей Предтечи становятся распространенным явлением в росписях балканских церквей. Наряду с Левишкой, мы встречаем данный цикл в церкви св. Апостолов в Фессалониках72(1315), в Жиче (1309—1315), в кафоликоне монастыря Хиландар (ок. 1318—1320, запись 1803—1804)73, в Деча-нах (до 1348)74, Лесново (1349)75, Матейче (1356-1360)76, в Старой Митрополии в Верии (ок. 1320)77(ил. 10), в церкви св. Иоанна Предтечи близ Серр (1345-1355) и в других памятниках.
В притворе перед входом в параклис св. Стефана в церкви Спасителя в Жиче78 (1228-1234, роспись поновлена в 1309-1316 при архиепископе Евстатии II79)80
71 См.; Царевская. Указ. соч. С. 80. Антоний Новгородский. Книга Паломник // Павел Савваитов. Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го столетия. СПб., 1872. Col. 82-83; Mango C. The Art of Byzantine Empire 321-1453. New Jersey, 1972. P. 237.
72 См.: НитиП. Циклус проповеди св. Jована Претече... С. 161. Примеч. 4; Stoyanova M. Le cycle de la vie de Saint Jean-Baptiste dans l'Orient chrétien. Venise, 1990. P. 114, 115, 117; Кисас С. О времену настанка фресака у цркви Светих апостола у Солуну // Зограф. 1976. № 7. С. 52-57; Xyngopoulos A. Les fresques de l'église des Saints Apôtres à Thessalonique // Art et société à Byzance sous les Paléologues. Venise, 1971. P. 83—90. P. 86; Stephan Ch. Ein byzantinisches Bildensemble. Die Mosaiken und Fresken der Apostelkirhe zu Thesaloniki. Worms, 1986. P. 223-224.
73 «Проповедь Иоанна Предтечи воинам», «Проповедь Предтечи о секире у корня дерева» и др. Millet G. Monuments de l'Athos. P., 1927. Pl. 64,2, 66,1-2, 67,2; Petkovic V. R. La peinture serbe du moyen âge. Vol. II. P., 1934. P. 24, fig. 25; Underwood Р. Some Problems in Programs and Iconography of Ministry Cycles. 1975 // The Kariye Djami / P. A. Underwood, ed. Vol. 4. Princeton, 1975. P. 243-302; 273-274. Fig. 9.
74 В Дечанах «Проповедь Иоанна о секире у корня дерева» включена, как и в Левишке, в «Проповедь Иоанна Предтечи воинам» ^м.: ПетковиП В. Р. Манастир Дечани, II. Београд, 1941. С. 56. Т. œLIV).
75 «Проповедь Иоанна Предтечи воинам» (см.: Габелип. Op. cit. С. 181-183; Нитип. Циклус проповеди св. Jована Претече. С. 161. Примеч. 2).
76 Сцены, входящие в состав цикла, расположены на подкупольном юго-западном столбе, на юго-западном столбе, ближнем к западной стене, а также на преградах между всеми столбами и в нижних частях соседнего крестового свода (свод между южной стеной и двумя упомянутыми столбами). ^м.: НитиП. Циклус св. Jована Претече у Матеичу... С. 75). Цикл включает следующие эпизоды: «Иоанн крестит народ», «Проповедь Иоанна воинам», две сцены со Xри-стом, «Проповедь Иоанна о секире у корня дерева», «Проповедь Иоанна Предтечи о Xристе на гумне» и изображения еще нескольких проповедей ^м.: НитиП. Циклус св. Jована Претече у Матеичу... 75-87; Димитрова. Op. cit. С. 179-184, 305-306. Сл. 22, 61-64, XL, XLIX).
77 Цикл в Верии включает сцены: «Проповедь Иоанна Предтечи», «Крещение Господне», с подробным изображением раздевающихся людей и купающихся детей, «Иоанн указывает народу на Спасителя» и другие эпизоды. Выражаю признательность В. Д. Сарабьянову за предоставленные фотографии росписей Верии.
78 См.: Кашанин М., БошковиП Ъ., Мц/овиП П. ЖиЬа. Исторща, архитектура, сликарство. Београд, 1969. С. 67.
79 Сербский архиепископ Евстатий II (1292-1309) ^м.: Архиепископ Данило II. Животи кралева и архиепископа српских, превео Л. МирковиЬ. Београд, 1935. С. 242 и 283).
80 См.: ПетковиП В. Спасова црква у Жичи. Архитектура и живопис. Београд, 1911. С. 79; Радо]'чиП. Op. cit. С. 93-94; Во/'водиП Д. На трагу изгублених фресака Жиче (I) // Зограф. 2010. № 34. С. 76.
Ил. 10. Иоанн указывает народу на Спасителя. Фреска Старой Митрополии в Верии (ок. 1320) (фото В. Д. Сарабьянова)
до 1941 г. можно было видеть фрески довольно хорошей сохранности81. Здесь была изображена сцена «Господь посылает Иоанна Крестителя проповедовать в землю Иорданскую» (Лк 3. 2; Ин 1. 6) и одна из проповедей Иоанна иудеям82. Фреска, изображающая Христа, который, согласно сопроводительной надписи, «просит Крещение от Иоанна» (Мф 3. 14), также была написана в притворе южного параклиса83. К сожалению, живопись в своде, в верхних зонах стен и на всей северной поверхности притвора (крытый вход, крыльцо с навесом) уже была уничтожена к тому времени, когда была сделана фотография, опубликованная Д. Войводичем. Поэтому мы не можем с уверенностью говорить об иконографической программе росписи притвора. Возникает вопрос, был ли здесь написан некий развернутый цикл жития Иоанна Предтечи, или же изображены только события, связанные с деятельностью Иоанна Крестителя на Иордане, что более вероятно84.
В соборе монастыря Пантократора в Дечанах (1348) цикл Предтечи расположен в западной травее наоса, близ сцены Страшного Суда, и содержит следующие сцены: «Проповедь фарисеям и саддукеям», «Проповедь воинам», «Проповедь о Христе с лопатой на гумне», «Ученики Иоанна вопрошают Христа», «Беседа Иоанна Предтечи со Христом перед Крещением» и само «Крещение»85.
81 См.: ПетковиН В. Р. Жича // Старинар. 1909. бро 4. С. 85—86; ПетковиН. Спасова црква у Жичи... С. 79; Во/водиН. На трагу изгубдених фресака Жиче (I)... Сл. 2. С. 72.
82 См.: Во/водиН. На трагу изгубдених фресака Жиче (I)... Сл. 4. С. 73.
83 1оакима Вуича Славено-Серпског списателя Путешествие по Сербии во кратце собственном руком неговом списано у Крагоевцу у Сербии. Будим, 1828. С. 147. Цит. по: Во/водиН. На трагу изгубдених фресака Жиче (I)... С. 73. Примеч. 15.
84 См.: Во/водиН. На трагу изгубдених фресака Жиче (I)... С. 74.
85 См.: ЪуриН В. I. Зидно сликарство манастира Дечана. Гра^а и студще. Београд, 1995. С. 31. № 240-243. Црт. IV. С. 22. № 22а, 22Ь. Црт. II. Сл. 11. С. 109. Сл. 3; НитиН. Циклус проповеди св. Jована Претече... С. 161-164.
Как отмечает А. Нитич, западную травею наоса в Дечанах можно рассматривать как своего рода внутренний нартекс, таким образом, дечанский цикл Предтечи можно включить в ряд памятников, где Крещение изображено в нартексе86. К этой же группе можно отнести кафоликон монастыря св. Иоанна Предтечи близ Серр (1345-1355), где сцены проповедей Иоанна изображены в нартексе87. В церкви Успения Богородицы в Грачанице, на восточной стене экзонартекса справа от входа, представлена монументальная композиция «Крещение» (1-я пол. XVI в.), которая включает проповеди Предтечи, расположенные вокруг главной сцены88.
Тенденция изображать Крещенский цикл в нартексе объясняется богослужебной практикой, согласно которой само таинство и освящение воды на праздник Богоявления, как правило, совершались в нартексе. Так, Д. Войводич полагает, что размещение сцен, иллюстрирующих деятельность Иоанна Крестителя на Иордане, в юго-восточной части припраты церкви Спасителя в Жиче и их расположение в нижней зоне живописи следует объяснять необходимостью создать соответствующий программный контекст для находившейся здесь агиазмы (святой воды, освященной в навечерие или в день Богоявления)89. Г. Бабич также предположила, что живопись в юго-восточном углу жичской припраты окружала пространство, в котором совершалось таинство Крещения90. Действительно, в сербских средневековых храмах сосуды с освященной богоявленской водой чаще всего ставились в восточную часть припраты91. Согласно реконструкции М. Чанак-Медич, жичская агиазма стояла в нише в южной стене притвора, и в этой нише, вероятно, была изображена фреска «Крещение Христа»92. В таком случае сцена «Крещение» отмечала то место, где стоял сосуд со святой водой, и в связи с этим она изображалась в нижней зоне росписи. Подобным образом в церкви Архангела Михаила в Лесново (1349), сцена Крещения и три проповеди
86 См.: НитиИ. Циклус проповеди св. Jована Претече... С. 162.
87В цикл включены сцены: «Проповедь фарисеям и саддукеям» и «Проповедь таможенникам и воинам» (см.: SuYYonou^og A. Ai тоlXOYрафíаl тои кабоккои тг|? Movr|? Пробро^ои пара тад 2ёррад 0eooaA,ovixn, 1973. niv.30; НитиИ. Циклус проповеди св. Jована Претече. Примеч. 4; Димитрова. Op. cit. С. 180-181.
88 «Проповедь Иоанна Предтечи воинам» и «Проповедь Иоанна о секире у корня дерева» изображены здесь в левом верхнем углу фрески «Крещение». Б. Тодич опровергает мысль о том, что данная композиция повторяет фреску XIV в., утверждая, что она была написана в первой половине XVI в. Он отмечает, что композиция «Крещения» в Грачанице построена по иконному принципу, согласно которому в середине представлено главное событие, а вокруг него — мизансцены, повествующие о событиях, предшествующих и последующих ему (см.: ТодиИ Б. Грачаница: Сликарство. Београд, 1988. С. 251-253. Ил. 121; ПетковиИ С. Сликар-ство сподашне припрате Грачанице // Византщска уметност почетком XIV века. Грачаница, 1973. Београд, 1978. С. 201-211. Сл. 6; ТодиИ Б. Грачаница. С. 251-252. Сл. 121. Цртеж XXIV; БабиИ Г. Иконографски програм живописа у припратима. С. 106, 110, 112-113, 124).
89 См.: Во]'водиИ. На трагу изгубдених фресака Жиче (I)... С. 74.
90 См.: БабиИ. Иконографски програм живописа у припратама. С. 112-113; Во]'водиИ. На трагу изгубдених фресака Жиче (I)... С. 74. Примеч. 17.
91 См.: Kandic O. Fonts for the Blessing of the Waters in Serbian Medieval Churches // Зограф. 1998-1999. № 27. С. 61-77.
92 См.: Чанак-МедиИ М. Архитектура и програм ексонартекса жичке Спасове цркве // Ма-настир Жича: Зборник радова / Г. СуботиЬ, ed. Крадево, 2000. С. 57-81. С. 68, 74. Сл. 10.
Предтечи93 написаны рядом с каменной купелью на восточной стене северной травеи нартекса94. Аналогично агиазма располагалась рядом с фреской «Крещение» в Хиландаре (1321)95, Трескавце (ок. 1340), в церкви св. Николы в Палеже (ок. 1350)96. Тем не менее данное объяснение вряд ли применимо к призренско-му циклу, где сцены Крещения и проповедей изображены на центральном своде экзонартекса, непосредственно над главным входом в храм. Маловероятно, что здесь могло совершаться таинство Крещения. Вопрос о расположении купели и агиазмы в церкви Богородицы Левишки совершенно не исследован.
Рассуждая о топографии цикла проповедей Предтечи, предшествующих Крещению, следует понимать его отдельно от житийных циклов Иоанна Крестителя, которые обычно располагаются в диаконнике.97 При этом пространные циклы жития святого также могут включать сцены его проповедей. Так, в диаконнике собора Св. Софии в Охриде (1050-е)98 прочитывается пять композиций99, которые объединяют сцены детства Предтечи и иллюстрацию его проповеднического служения, среди них «Проповедь св. Иоанна Предтечи» и «Крещение народа»100. Включенный в систему росписи диаконника церкви Спаса на Нередице (1199) житийный цикл Иоанна Предтечи состоял не менее чем из девяти сцен. Согласно реконструкции Н. В. Пивоваровой, он мог содержать такие сюжеты, как «Проповедь иудеям», «Крещение Христа» и «Крещение народа»101. Развернутый житийный цикл Предтечи, включающий сцены его проповедей, представлен в южной апсиде собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125)102. В диаконнике церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»)
93 «Проповедь Предтечи о Христе на гумне», «Предтеча указывает народу на Спасителя» и «Проповедь Иоанна воинам».
94 См.: ГабелиН. Op. cit. С. 181-183. Сл. 84.
95 См.: МарковиН М. Првобитни живопис главне манастирске цркве // Манастир Хилан-дар / Г. СуботиЬ, ed. Београд, 1998. С. 232, 235-236.
96 См.: BojeoduH Д. О времену настанка зидног сликарства у Палежу // Зограф. 1998-1999. № 27. С. 129-130. Сл. 2.
97 В основе этой традиции было почитание реликвии святого — главы Иоанна Предтечи, хранившейся в восточном отделении южного нефа церкви Студийского монастыря (см.: Ца-ревская. Указ. соч. С. 63-64; Пивоварова Н. В. К истолкованию программы росписи диаконника церкви Спаса на Нередице в Новгороде // Древнерусское искусство: Византия и древняя Русь. СПб., 1999. С. 224. Примеч. 3).
98 См.: Millet G. La peinture du Moyen Age en Yougoslavie, I. 1954. Pl. 1,4; ЪуриН В. J. Црква Свете Софще у Охриду. Београд, 1963; Милковик-Пепек П. Матерщали за македонската сред-новековна уметност. Фреските во светилиштето на црквата св. Софща во Охрид // Зборник на Археолошкиот музеj (1955-1956). Скоще, 1956. С. 58-61. Сх. II. бр. 36. Табл. XXIII; Babic G. Les chapelles annexes des églises Byzantines: Fonction liturgique et programmes iconographiques. P., 1969. P. 112-120.
99 См.: Сарабьянов В. Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского монастыря и истоки их иконографической программы // Искусство христианского мира. 2003. Вып. 7. С. 75-84.
100 Остальные сцены: «Рождество Иоанна Предтечи», «Бегство Елисаветы», «Изведение младенца Иоанна в пустыню ангелом».
101 См.: Пивоварова. К истолкованию программы росписи диаконника...С. 212, 216; Пиво-варова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: иконографическая программа росписи. СПб., 2002. С. 62-70.
102 См.: Сарабьянов. Указ. соч. С. 76.
(1189)103 сохранились фрагменты нескольких сцен, изображающих проповедь Предтечи104.
Другая система храмовой декорации, соединявшая образ Иоанна Крестителя с росписью жертвенника, имела символико-литургическое обоснование, ибо, по толкованиям Псевдо-Германа и Феодора Андидского, епископ, начинающий литургию, уподобляется Предтече, начавшему проповедь словами: «... покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное»105. Известным примером посвящения жертвенника Иоанну Крестителю является северная апсида Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (ок. 1140)106. Иоанну Предтече посвящен жертвенник церкви св. Николая в Куртя де Арджаш в Румынии (1360-1370)107.
Заключение
Итак, рассмотренный цикл Крещения и проповедей Иоанна Предтечи в эк-зонартексе церкви Богородицы Левишки представляет собой характерный элемент росписей балканских храмов XIV в. По своему иконографическому составу он наиболее близок циклам в Дечанах, Лесново и Матейче. При этом его расположение на поверхности крестового свода является уникальным и имеет лишь одну аналогию — мозаику свода в экзонартексе Кахрие-Джами. Миниатюрность живописи и детальная проработка мельчайших подробностей сцен проповедей и Крещения отвечают нарративным тенденциям, появившимся в сербской живописи нач. XIV в. В целом цикл Крещения и проповедей Предтечи, который следует понимать отдельно от сцен, связанных с деятельностью Иоанна в рамках Евангельского цикла или житийного цикла святого, как правило, расположен в нартексе или тяготеет к западной части храма. В отличие от Жичи или Лесново, где изображение цикла в припрате объясняется традицией совершать Крещение и хранить освященную на Богоявление воду в данном компартименте храма, размещение данного цикла в экзонартексе Левишки можно объяснить его связью со сценами Страшного Суда (аналогично циклу в Дечанах) и близостью композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша», подчеркивающей пророческую роль Иоанна Крестителя и раскрывающей тему проповеди и покаяния.
Ключевые слова: Богородица Левишка церковь, Призрен, экзонартекс, Крещение, проповеди, Иоанн Предтеча, Иордан, персонификация, агиазма.
103 См.: Царевская. Указ. соч. С. 76—90.
104 В Аркажах второй ярус росписей диаконника включал пять сцен, от которых сохранились лишь нижние части фигур на фоне позема. Эти фрагменты указывают на то, что, вероятно, почти весь второй регистр был посвящен проповеднической деятельности Иоанна Предтечи. С наибольшей долей вероятности здесь можно идентифицировать сцены «Проповедь иудеям» и «Проповедь Иоанна воинам» (см.: Царевская. Указ. соч. С. 66—67. Ил. 38—41).
105 См.: Пивоварова. К истолкованию программы росписи диаконника...С. 224. Примеч. 3.
106 Речь идет об одной сцене, иллюстрирующей проповедь Иоанна Предтечи, расположенной в нижнем регистре западной стены жертвенника (см.: Сарабьянов. Указ. соч. С. 75).
107 См.: Musicescu M. A., Ionescu G. Biserica domneasca din Curtea de Arge§. Bucure§ti, 1976. Sch. II.
The cycle of Baptism and of John the Precursor's preachings in the exonarthex of the Holy Virgin Ljeviska church
E. Semenova
On the central vault of the exonarthex of the Holy Vigrin Ljeviska church in Prizren (1307-1313) there is a cycle of Baptism and of John the Precursor's preachings, that is situated near the composition «The Last Judgement» and near the images of the Old Testament prophets. The cycle consists of six episodes and of a scene «The Baptism of Christ», including the personifications of Sea and river Jordan. Every episode has the inscription commenting the scene, some texts on the the Precursor's scroll are conservated. One composition, that represents the Savior with a shovel on the barn floor, is particulary interesting, it was popular in the Serbian painting of the 14th century. The article briefly traces the history of the formation of the cycle of Baptism and of John the Precursor's preachings and discuss the topography of the cycle in the church painting. The early cycles of Precursor's preachings and of Baptism are known in Cappadocia churches in the 8th-11th centuies. We found the scenes of this cycle in byzantine miniatures of 11th-12th centuies. In the 14th century, we found the detailed depiction of this cycle in the mural paintings of the Balkan churches: St. Apostles in Thessaloniki, Zica, Hilanrar, Decani, Lesnovo, Matejce and others. Normally, the cycle is depicted in the narthex, where the agiasma (holy water, blessed on the Feast of Baptism) was situated. The emplacement of this cycle on the intersecting vault in the exonarthex of the cathedral church in Prizren is unique and is connected with the composition «The Last Judgement».
Keywords: Virgin Ljeviska church, Prizren, exonarthex, Baptism, preachings, John the Precursor, Jordan, personification, agiasma.
Список литературы
1. Антоний Новгородский. Книга Паломник // Павел Савваитов. Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го столетия. СПб., 1872.
2. Лазарев В. Н. История византийской живописи: В 2 т. 2-е изд. М., 1986.
3. Мокрецова И. П. О некоторых особенностях миниатюр Никомидийского Евангелия // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983. С. 303-330.
4. Пивоварова Н. В. К истолкованию программы росписи диаконника церкви Спаса на Нередице в Новгороде // Древнерусское искусство: Византия и древняя Русь. СПб., 1999. С. 210-227.
5. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. СПб., 2002.
6. СарабьяновВ. Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского монастыря и истоки их иконографической программы // Искусство христианского мира. 2003. Вып. 7. С. 75-84.
7. Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча // Православная энциклопедия. Т. 24. М., 2010. С. 528-577.
8. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999.
9. Архиепископ Данило II. Животи кралева и архиепископа српских / Прев. Л. Мирковий. Београд, 1935.
10. Бабий Г. Иконографски програм живописа у припратима крала Милутина // Византщска уметност почетком XIV века. Грачаница, 1973. Београд, 1978. С. 105—121.
11. Богдановий Д., Ъурий В. J., Медаковий Д. Хиландар. Београд, 1978.
12. Бошковий Ъ., Петковий В. Манастир Дечани, II. Београд, 1941.
13. Во/водий Д. На трагу изгублених фресака Жиче (I) // Зограф. 2010. № 34. С. 71-86.
14. Во/водий Д. О времену настанка зидног сликарства у Палежу // Зограф. 1998-1999. № 27. С. 129-130.
15. Габелий С. Манастир Лесново. Исторща и сликарство. Београд, 1998.
16. Глигорщевий-Максимовий М. Антички елементи у сликарству Богородице Левишке у Призрену//Зборник Матице српске за класичне студще. 2007, бро] 9. С. 203-221.
17. Димитрова Е. Манастир Матеjче. Скоще, 2002.
18. Ъурий В. J. Зидно сликарство манастира Дечана. Гра^а и студще. Београд, 1995.
19. Ъурий В. J. Црква Свете Софще у Охриду. Београд, 1963.
20. Кашанин М., Бошковий Ъ., Мщовий П. Жийа. Исторща, архитектура, сликарство. Бео-град, 1969.
21. Кисас С. О времену настанка фресака у цркви Светих Апостола у Солуну // Зограф. 1976. № 7. Београд. С. 52-57.
22. Марковий М. Првобитни живопис главне манастирске цркве // Манастир Хиландар / Ур. Г. Суботий. Београд, 1998. С. 221-242.
23. Милковик-Пепек П. Матерщали за македонската средновековна уметност. Фреските во светилиштето на црквата св. Софща во Охрид // Зборник на Археолошкиот музе] (1955--1956). Скоще, 1956. С. 58-61.
24. Нитий А. Циклус проповеди св. Jована Претече// Ъурий В. J. Зидно сликарство манастира Дечана. Гра^а и студще. Београд, 1995. C. 161-164.
25. Нитий А. Циклус св. Jована Претече у Матеичу и византщска традицща // Зограф. 1993-1994. № 23. С. 75-87.
26. Паний Д., Бабий Г. Богородица Левишка. Београд, 1988.
27. Петковий В. Спасова црква у Жичи. Архитектура и живопис. Београд, 1911.
28. Петковий В. Р. Жича // Старинар. 1909. Бро] 4. С. 27-106.
29. Петковий В. Р. Манастир Дечани, II. Београд, 1941.
30. Петковий С. Сликарство сполашне припрате Грачанице//Византщска уметност почетком XIV века. Грачаница, 1973. Београд, 1978. С. 201-211.
31. РадоjчuЙ С. Старо српско сликарство. Друго издаае. Београд, 2010.
32. Тодий Б. Грачаница: Сликарство. Београд, 1988. С. 251-253.
33. Тодий Б. Српско сликарство у доба крала Милутина. Београд, 1998.
34. Чанак-Медий М. Архитектура и програм ексонартекса жичке Спасове цркве // Манастир Жича. Зборник радова / Г. Суботий, её. Кралево, 2000. C. 57-81.
35. Babic G. Les chapelles annexes des églises Byzantines: Fonction liturgique et programmes iconographiques. P., 1969.
36. Bank A. Les monuments de la peinture byzantine du XIII siècle // Symposium de Sopocani, 1965. Beograd, 1967. Р. 91-101.
37. Deichmann F. W. Fruchristlichen Bauten und Mosaiken von Ravenna. Baden-Baden, 1958.
38. Galavaris G. The Illustrations of the Homilies of Gregory Nazianzenus. Princeton, 1969.
39. Huskinson J. Rivers of Roman Antioch. Personification in the Greek World: From Antiquity to Byzantium // Stafford E. and Herrin J. Personifications in the Greek World: From Antiquity to Byzantium (Ashgate Press, 2005). Р. 247-264.
40. Jerphanion G. de. Les églises rupestres de Cappadoce. Texte, I—II. Planches, 1-3. P., 19251942.
41. Jolivet-Lévy C. Sacred Art of Cappadocia. Byzantine Murals from the Sixth to 13th Centuries (en coll. avec A. Ertug). Istanbul, 2006.
42. Kandic O. Fonts for the Blessing of the Waters in Serbian Medieval Churches // Зограф. 1998-1999. № 27. С. 61-77.
43. Leroy J. Les manuscrits Syriaques à peintures conservés dans les bilbiothèques d'Europe et d'Orient. P., 1964.
44. Mango C. The Art of Byzantine Empire 321-1453. New Jersey, 1972.
45. Millet G. La peinture du Moyen Age en Yougoslavie. I., 1954.
46. Millet G. Monuments de l'Athos. P., 1927.
47. Musicescu M. A., Ionescu G. Biserica domneasca din Curtea de Arge§. Bucure§ti, 1976.
48. Petkovic V. R. La peinture serbe du moyen âge. Vol. II. P., 1934.
49. PopovicLj. Personifications in Paleologan Painting 1261-1453. Phil.Diss, Bryn Mawr College, 1963.
50. Restle M. Byzantine Wall Painting in Asia Minor. 3 Vols. N. Y., 1967.
51. Restle M. Die Byzantinische Wandmalerei in Kleinasien. Bd. 2, Bongers, 1967.
52. Stephan Ch. Ein byzantinisches Bildensemble. Die Mosaiken und Fresken der Apostelkirhe zu Thesaloniki. Worms, 1986.
53. Stoyanova M. Le cycle de la vie de Saint Jean-Baptiste dans l'Orient chrétien. Venise, 1990.
54. Thierry N. Importance du culte de Jean Prodrome à Cappadoce // Byzantinische Zeitschrift 84/85 (1991/1992). Р. 94-116.
55. Thierry N. Art byzantin du Haut Moyen Age en Cappadoce: l'église no 3 de Mavruçan // Journal des Savants, 1972. Р. 233-269.
56. Thierry N. Haute Moyen age. Cavusin. Vol. I. P., 1983
57. Underwood P. A. The Kariye Djami. Vol. 1-4. N. Y., 1966, 1975.
58. Underwood Р. Some Problems in Programs and Iconography of Ministry Cycles. 1975 // P. A. Underwood, ed. The Kariye Djami. Vol. 4. Princeton, 1975. Р. 243-302.
59. Weyl Carr А. A group of Provincial Manuscripts // DOP, 1982. 36. Р. 39-66.
60. Weyl Carr А. Byzantine Illumination 1150-1215. The Study of Provincial Tradition. Chicago, 1987.
61. Xyngopoulos A. Les fresques de l'église des Saints Apôtres à Thessalonique // Art et société à Byzance sous les Paléologues. Venise, 1971. Р. 83-90.
62. Yota E. Le tétraévangile Harley 1810 de la British Library. Contribution à l'étude de l'illustration des tétraévangiles du Xe au XIIIe siècle. Thèse de doctorat. Fribourg, 2001 (электронная версия диссертации http://ethesis.unifr.ch/theses/downloads.php?file=YotaE.pdf).
63. SvyyonovXoç A. Ai то1Хоураф(а1 тои xa0oXixou xnç Movnç Пробрй^ои napâ xaç 2éppaç. OeooaXovixn, 1973.