Вестник ПСТГУ.
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства
Воронова Ариадна Александровна, канд. искусствоведения, зав. кафедрой истории и теории христианского искусства Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, д. 6/1 variadna2@yandex.ru
2017. Вып. 28. С. 26-48
Особенности «византинизации»
СЕРБСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ЭПОХУ КОРОЛЯ МИЛУТИНА
Изменение политической ориентации Сербского государства на пороге XIV в. было нацелено на замену и наследование им ослабленной в политическом и военном плане Византийской империи. После двухвекового периода господства в сербской архитектуре «рашской школы» с сильным романским влиянием это создало в искусстве новую стилистическую тенденцию, названную «сербско-византийским стилем», что нашло наивысшее выражение в архитектуре и живописи времени короля Милутина. Этот стиль был прочно усвоен в архитектуре Сербии, развив наряду с памятниками «рашской школы» образ национальной Церкви, обогащенный художественным наследием Византийской империи в эпоху его последнего взлета. Начав от афонской архитектуры Хиландара, пройдя через современные течения столичной и региональной архитектуры и активно используя рашские традиции, зодчество короля Милутина вернулось к истокам восточнохристианского строительства. Процесс византинизации архитектуры происходил в Сербии достаточно сложным образом и отнюдь не был прямым путем заимствований или постепенного развития. Он тесно переплетался с разнообразными политическими и культурными событиями в жизни страны и зависел от них в различной степени. Колоссальная созидательная деятельность короля Милутина происходила в полной симфонии с Сербской Православной Церковью и ее духовенством.
После периода резкого усиления в сербской культуре западных тенденций в период правления короля Уроша (1243—1276) и его жены, королевы Елены Анжуйской1, и затем еще большего укрепления этого направления при их старшем сыне короле Драгутине, женатом на венгерской принцессе, в жизни Сербии
1 Королева Елена происходила из французского королевского дома. Ее титул звучал как «королева Сербии, Диоклеи, Албании, Далмации и морских регионов». Она благотворила многим католическим монастырям, но самой знаменитой ее постройкой и «задужбиной» является православный монастырь Градац, где она и похоронена. Королеву Елену одинаково любили и сербы, и латиняне. В знаменитом труде архиепископа Даниила II, посвященном жизнеописаниям сербских королей и архиепископов, восхваляется ее набожность, приверженность Сербской Православной Церкви и благотворительность православным монастырям и храмам (см.: СуботиЙ Г. Кралица Jелена Анжурка — ктитор црквених споменика у Приморjу // Исторщски гласник, бр. 1—2. Београд, 1958. С. 131—147; Данило Дуги. Животи кралева и архиепископа српских. Службе. Београд, 2008. С. 100-104, 112-116).
(1282-1321)
А. А. Воронова
происходят существенные изменения. В 1282 г. Драгутин был вынужден2 передать власть своему тогда совсем молодому брату Милутину, который с самого начала своего правления проявил черты талантливого, амбициозного и деятельного политика. Получив в управление державу, находящуюся в состоянии войны с мощным соперником — Византией, и несмотря на потерю главного союзника Карла Анжуйского, король Милутин со своим войском совершил успешное наступление и захватил большие территории в Македонии3, что положило начало радикальному развороту в сербском искусстве.
Завоевательная политика Милутина в отношении Византии не помешала (а возможно, и помогла) ему утвердиться в выборе православной ветви христианства. Поэтому Сербии приходилось постоянно находиться под давлением папской курии, принуждавшей ее путем воздействия через королеву-мать Елену Анжуйскую к унии с католичеством4. Однако король Милутин остался верен православию, хотя и продолжал завоевывать византийские земли, что вскоре вынудило императора Андроника II Палеолога искать мира с Сербией5.
Период восстановления Византийской империи от полувекового латинского завоевания сопровождался подъемом церковного искусства, названного «Палеологовским Ренессансом», с усилением в этом процессе роли Салоник как художественного центра и главного города Македонии. Эти территории Охрид-ской архиепископии, тесно связанные с византийскими центрами и отмеченные ярко выраженным византийским влиянием, и были завоеваны королем Милутином. Постоянное присутствие Сербии в этих регионах получило новое качество после заключения мирового соглашения с Византией, закрепленное браком короля Милутина с принцессой Симонидой в 1299 г.6 Изменение поли-
2 В результате неудачного падения с лошади Драгутин не смог управлять страной. В 1282 г. на соборе в Дежево он торжественно передал власть своему младшему брату Милутину с условием, что тот будет править до конца жизни, а наследниками станут сыновья Драгутина. Впоследствии Милутин отказался выполнять это условие, из-за чего между ними происходили вооруженные конфликты (см.: Диний М. Однос измену крала Милутина и Драгутина // Збор-ник радова Византолошког Института. 1955. 3. С. 56).
3 См.: Данило Други. Животи кралева и архиепископа српских. С. 142.
4 Активному папе Николаю IV это удалось в отношении Драгутина (1291), оставившего за собой как зятем венгерского короля земли севернее Дуная. Король Милутин, поняв необходимость сближения с Болгарией в качестве союзника против Византии, женился на дочери болгарского царя Георгия Тертера (с 1284) (см.: Стано]евиЙ Ст. Крал Милутин. Годишница Николе ЧупиЬа, кн>. 46, 1937. С. 6, 10).
5 См.: Там же. С. 12-13.
6 Императрица Ирина, супруга императора Андроника, жившая в Салониках (1303-1316) и управлявшая самостоятельно самым большим и значительным городом Македонии с его окрестными областями, граничившими с Сербией, налаживала тесные отношения со своим зятем — королем Милутином в надежде обеспечить наследование сербского престола своим сыновьям в отсутствии прямых потомков Милутина. Это обеспечило легализацию различных видов сербского присутствия в Салониках, в частности обширного строительства Милути-на (включая его собственный дворец) и его благотворительности солунским церквам. После смерти императрицы Ирины наступил конец этих отношений, но вскоре в Сербию из Константинополя вернулись Стефан Дечанский с сыном Душаном, которые в течение нескольких лет изгнания имели возможность жить в византийском мире, что продолжило направленность провизантийской ориентации Сербии (см.: Максимович Л. Крал Милутин и царица Ирина:
тической ориентации Сербского государства на пороге XIV в. было нацелено на замену и наследование ослабленной им в политическом и военном плане Византийской империи. После двухвекового периода господства в сербской архитектуре «рашской школы» (по названию древнего стольного города Рас в Сербии) с сильным романским влиянием это создало в искусстве новую стилистическую тенденцию, названную «сербско-византийским стилем», что нашло наивысшее выражение в архитектуре и живописи времени короля Милутина.
Процесс византинизации Сербии был инспирирован основанием веком ранее афонского монастыря Хиландар (1198)7, что означало ее вхождение в самый значительный центр византийской духовности. Сербия уже тогда встала на путь перенимания многих черт византийской «культурной модели», что в некоторой степени означало культурную идентификацию с Византией8. И неслучайно первой по времени строительной работой короля Милутина было обновление именно Хиландара (ок. 1300 г.). Милутин получил разрешение императора Андроника II Палеолога разрушить старую церковь и построить новую. Кроме того, он построил кельи, трапезную, мощные стены с башнями, кладбищенскую церковь вне стен, причем все храмы были расписаны между 1317 и 1321 гг.; тогда же были созданы множество икон, рукописей, произведений прикладного искусства. Монастырю были дарованы Милутином множество земель и имений9.
Новый кафоликон (ил. 1) с планом развитого вписанного креста, апсидами-певницами, трехчастным алтарем и изолированным нартексом соответствует афонской литургической практике и архитектуре с Х в. (Великая лавра, Ватопед, Ивирон). Внешние фасады расчленены пилястрами и архивольтами по вертикали, что отражает членение внутреннего, равномерно освещенного благодаря множеству проемов пространства храма. Мраморные резные обрамления окон и порталов, плиты алтарной преграды и капители на колонках частично взяты из прежней церкви. Особый вид декора представляет пол в наосе, состоящий
праскозоруе идеуе о царству код Срба // Манастир Бааска и доба крала Милутина. Зборник са научног скупа одржаног од 22. до 24. септембра 2005. године у Косовскоу Митровици. Цен-тар за црквене студиуе, Ниш. Филозофски факултет, Косовска Митровица. Манастир Бааска, 2007. С. 15-16).
7 С Х в. до 1180-х гг. греческий монастырь Хеландар, опустошенный пиратами после 1169 г. Великий жупан Стефан Неманя, приехав на Афон к сыну Савве, жил с ним в Ватопеде; потом они обратились к императору Алексию III Ангелу с просьбой уступить им опустевший Хеландар. В 1198 г. тот издал грамоту о даровании им Хеландара «да будут сербам на вечный дар». Они начали обновлять монастырь: расширили главную церковь Введения, построили сторожевую башню и кельи. Число монахов возросло с 15 до 90, св. Савва составил типик в 1199 г. Брат св. Саввы, король Стефан Первовенчанный, и его тесть, император Алексий III Ангел, богато одаривали монастырь, как и последующие сербские жупаны: Урош I около середины XIII в. построил башню Преображения для защиты монастыря с моря от пиратов. Благодаря новым укреплениям, возведенным Милутином, монастырь во главе с игуменом Даниилом отбил атаку каталонцев между 1307 и 1310 гг. Около 1380 г. князь Лазарь пристроил к церкви короля Милутина экзонартекс, следуя во всем существующей архитектуре. В этот период наступает расцвет монастыря, создаются его знаменитые рукописи, фрески, иконы (см.: ПетковиН С. Манастир Хиландар, Београд, 2008. С. 13-14).
8 См.: МаксимовиН Л. Крал Милутин и царица Ирина. С. 13.
9 См.: ПетковиН С. Манастир Хиландар. С. 15.
Ил. 1. Церковь Введения Богородицы во храм — кафоликон монастыря Хиландар на Афоне. Около 1300 г. Продольный разрез, план
из полихромных плит с инкрустацией, образующих геометрические орнаменты. В целом церковь представляет собой успешный синтез афонской строительной традиции и архитектурных трактовок, типичных для Константинополя и, в меньшей мере, Салоник того времени. С другой стороны, способ кладки, система проемов, рельефы, тип купола и прочее весьма близки строительным методам Византии около 1200 г. Гармония хиландарской церкви Милутина выражена в композиции пространственных решений интерьера и внешнего облика. По многим своим архитектурным особенностям этот храм отличается от церквей «рашской школы», строящихся в Сербии в этот период10, особенно византийской системой кладки: чередованием двухцветного камня и красного кирпича с керамическим декором, чем достигался живописный эффект. Скорее
10 См.: Петковий С. Манастир Хиландар. С. 38-44.
29
всего, все работы выполняли мастера из Салоник, где хиландарские монахи и Милутин часто бывали.
Роль Хиландара для Сербии была чрезвычайно высока в XIV в. Она состояла и в посредничестве в отношениях с Византией, и в поставлении сербских архиепископов из хиландарских ученых монахов-теологов, руководивших впоследствии художественными программами сербских храмов: епископ Призрен-ский, впоследствии архиепископ Савва III (1309-1316); архиепископ Печский Никодим (1317-1324); епископ Баньский, впоследствии архиепископ Даниил II (1324-1337). Архиепископ Даниил II — составитель богословской и архитектурной программы нескольких храмов, ученый, дипломат, автор житийной литературы, духовник короля Милутина — оставил описания обширного строительства Милутина по всей «Романии»: в Константинополе (церковь, дворец и приют для странников и больных в монастыре св. Иоанна Предтечи), на Синае, в Иерусалиме (церковь св. Архангелов), в Салониках (дворец, церкви св. Николая Орфанос и другие), множество других церквей по всей Македонии11.
Следующей по времени строительной работой короля Милутина была перестройка в 1306-1307 гг. древней призренской базилики ГХ-Х вв. — церкви Богородицы Левишки в Призрене12. Известный по имени архитектор, «протомайстор Никола», встроил в широкий средний неф трехнефной базилики четыре пары новых пилонов, усилил существующие четыре пары и над ними возвел новые полуциркульные своды. На пересечении продольного полуциркульного свода с поперечным сводом он воздвиг мощный купол на шестигранном барабане и низком кубичном основании, а по углам узких боковых нефов с востока и запада — декоративные шестигранные купола (ил. 2).
В результате появилось сооружение совсем новой архитектурной концепции: пятинефная базилика вписанного креста с круговым обходом (амбулато-рием), образованным внешними боковыми нефами и нартексом. Образцами нового стиля могли послужить храмы XI в. в соседних новоосвоенных сербами областях: церковь св. Пантелеимона в Нерези и южная церковь монастыря св. Луки в Фокиде13.
Это архаичное конструктивное решение, наряду с полихромией современно обработанных фасадов, выражено и в перекрытом куполом пресбитерии, и в соотношении центрального пространства трехнефного храма и внешних, более низких боковых нефов, что придает церкви облик пятинефной базилики. Вынужденный использовать старые фундаменты, мастер Никола с запада пристроил к церкви совсем узкий нартекс, а над экзонартексом, также тесном, но облегченном открытой аркадой, воздвиг капеллы на верхнем ярусе и высокую колокольню с открытой галереей. Церковь представляет собой сложную строительную задачу для архитектора, пришедшего в Призрен из греческих областей,
11 См.: Данило Други. Животи кралева и архиепископа српских. С. 159-165.
12 Древняя базилика (ок. 1019 г.) представляла собой вариант провинциальных базилик, строящихся после эпохи иконоборчества, с середины IX до середины XI в., в периферийных византийских областях или в их непосредственном соседстве. Первое обновление древней базилики было в начале XIII в., о чем говорят археологические исследования (см.: ПаниЙ Д., БабиЙ Г. Богородица Л>евишка. Београд, 1975. С. 29-30).
13 См.: Там же. С. 30-34.
Ил. 2. Церковь Богородицы Левишки в Призрене, 1Х—Хвв., 1306—1307гг. Аксонометрический разрез
вероятно из Эпира. В несколько консервативных конструкциях призренского собора ощущается влияние комниновских сооружений из византийских провинций, а не современные решения ведущих солунских архитекторов14.
Экзонартекс с колокольней построен одновременно с церковью, впервые в сербской средневековой архитектуре. При этом архитектурный замысел, система конструкции и расположение колокольни по отношению к церкви не имеют прецедентов не только в Сербии, но и среди памятников византийского художественного круга в целом, хотя в византийской архитектуре XIV в. колокольни над экзонартексом не являются редкостью. Самым близким по времени предшественником такого решения могла быть только колокольня с открытым экзо-нартексом церкви в Сопочанах, датировка которой точно неизвестна15. В целом
14 См.: Ъурий В., Бабий-Ъор^евий Г. Српска уметност у среднем веку. Книга друга, XIV— XVI век. Београд, 1997. С. 16-17.
15 Экзонартекс с колокольней, пристроенный позднее к церкви монастыря Сопочани (1245-1260), возможно, был построен в эпоху короля Милутина. В исторических источниках отсутствуют сведения о времени создания и ктиторе этой постройки. Верхняя конструкция экзонартекса не сохранилась, он был открытым, и по его периметру была устроена скамья,
архитектурная обработка колокольни призренского собора и способ ее кладки в духе византийских трактовок, как и весь объем церковного сооружения. Новый архитектурный тип храма впоследствии сильно повлиял на архитектуру последующих построек короля Милутина. В частности, экзонартекс с колокольней церкви Богородицы Левишки влиял на систему формообразования этих частей церкви в более поздних памятниках, конкретно на распространение типа двоку-польного нартекса в Сербии16.
В дальнейших строительных
предприятиях короля Милутина в Сербии представлено совершенное пропорционирование и равновесие масс церковного сооружения. Первое известное заново построенное Милутином строго по византийским образцам сооружение — церковь св. Никиты в Чучере (1307). Она имеет план вписанного креста с куполом, опирающимся на пилоны, очень узкие боковые нефы, широкий шестигранный барабан на первоначально более высоком кубичном основании, акцентировавшем ступенчатое повышение композиции (ил. 3). Пространство перед главной апсидой увеличено: по солунским образцам здесь расположена отдельная травея. Сильные константинопольские влияния в приемах декора выражены в композиции каждого из фасадов с тремя слепыми арками, из которых средняя значительно выше. Многоярусный зубчатый карниз под куполом как один из главных признаков поздневизантийской архитектуры впервые в постройках короля Ми-
Ил. 3. Церковь Св. Никиты в Чучере, 1307 г.
что вызвало предположение о проведении здесь церковных соборов и временном размещении здесь рашской епископии. Система конструкции экзонартекса и использование открытых аркад между опорами на фасадах ближе открытым экзонартексам XIV в., которые начали строиться в Сербии после обновления церкви Богородицы Левишки 1306-1307 гг. Это дает основание датировать сопочанский экзонартекс временем между строительством их в Жиче и Призрене, т. е. последними годами XIII в., началом правления Милутина (см.: КандиЙ О. Куле-звоници уз српске цркве XП—XГV века // Збрник за ликовне уметности, 14. Нови Сад, 1978. С. 44-48).
16 См.: КандиЙ О. Куле-звоници уз српске цркве. С. 48.
лутина здесь выявлен столь конкретно. Однако способы кладки с чередованием рядов камня и кирпича хотя и демонстрируют следование столичным принципам (здесь использованы два варианта — классический и перегородчатый), но выполнены из весьма некачественного материала с большим количеством связующего, что говорит о работе местных мастеров. В целом пространственная структура этого храма, его формы и декор следуют византийским образцам, конкретно решениям из Македонии и Эпира17.
Следующим по времени строительным предприятием короля Милутина было обновление на старых фундаментах византийской базилики XI в., которая получила название церковь св. Георгия в Старо-Нагоричино (1312-1313). Комбинация вписанного креста с трехнефным планом более успешно пропорционирова-на, чем в церкви Богородицы Левишки. Некоторые исследователи считают, что мастер Никола перестроил оба этих храма, и хотя образцами здесь снова послужили константинопольские, солунские и эпирские памятники, задача архитектора была не менее сложная. Ему пришлось отказаться от западной травеи наоса в пользу обширного нартекса, который представляет собой уникальное цельное пространство с двумя колоннами по сторонам (ил. 4). На эти колонны опираются поперечные арки, разделяющие нартекс на три травеи. Для приспособления субструк-ции центрального купола к существующей конструкции пришлось подпружную восточную арку заменить сплошной стеной с прислоненной аркой. При встраивании сводчатой системы вписанного креста в древнюю базилику два западных крестовых свода получили квадратный план, а два восточных свода, покрывающих всю длину восточной травеи наоса, — прямоугольный. При этом мощные западные пилоны, несущие купол, поперечную стену между наосом и нартексом, а также аркаду на-ртекса, получили крестообразное сечение. Умножение числа опор приближают план церкви к образу укороченной трехнеф-ной базилики.
Вместо солунского закрытого экзонартекса здесь при-
17 См.: КораИ В. Споменици монументалне српске архитектуре XIV века у Повардарjу. Београд, 2003. С. 15-26.
Ил. 4. Церковь Св. Георгия в Старо-Нагоричино, 1312—1313 гг. Продольный разрез, план
сутствовали открытые галереи с севера и юга, на что указывают сохранившиеся внешние пилястры и изображение модели храма на ктиторской фреске. Эти полуоткрытые пространства, подобные балдахинам императорских дворцов, были свойственны средиземноморской архитектуре этого периода. Верхняя, достроенная часть церкви св. Георгия отличается исключительно богатой фасадной декорацией (ил. 5), которая состоит из кирпичного орнамента с крестообразными гончарными элементами, заполняющего люнеты над трифориями западного и северного фасадов, причем из керамических крестообразных деталей выложен крест и обрамлен кирпичом, из которого также выложены буквы. Под всеми карнизами использован зубчатый кирпичный орнамент. Эта характерная декорация вкупе с наиболее торжественной архитектурной концепцией современного византийского мира — пятикупольной церкви — была мастерски встроена в организм существовавшей базилики. Новый проект был приспособлен к ней, будучи ограничен такими же условиями, как и в церкви Богородицы Левишки в Призрене. При этом все характерные признаки сербской архитектуры XIII в. — преломленные арки, кубичное основание купола, трибелон перед алтарем, па-раклисы и певницы — были органично включены в новое гармоничное целое. В архитектуре этой церкви были подготовлены многие решения, использованные позднее в наиболее зрелом творении эпохи короля Милутина — церкви Успения в Грачанице18.
Ил. 5. Церковь Св. Георгия в Старо-Нагоричино, 1312—1313 гг. Северный фасад
18 См.: КораИ В. Споменици монументалне српске архитектуре XIV века у Повардар]у. С. 38-71.
Подавляющее большинство из множества построенных Милутином храмов обнаруживают чисто византийское стилистическое влияние, однако один памятник является исключением: он построен в традициях «рашской школы», по образцу кафоликона монастыря Студеница, в качестве усыпальницы для ктитора. Главным идеологом и организатором этого строительства был епископ (впоследствии архиепископ) Даниил II. Во время господства византийского стиля в сербской архитектуре он сумел убедить правителей, что их главные храмы-усыпальницы должны быть построены по образцу первой усыпальницы Нема-ничей — монастыря Студеница.
Монастырь Баньска (1312-1316) возник на месте прежнего разрушенного храма, где во время короля Уроша (во 2-й пол. XIII в.) был центр Баньской епи-скопии, которую Милутин сначала восстановил, а по окончании работ упразднил, желая освободить братию для молитвенных трудов, и даровал монастырю столько имений, сколько до тех пор не имел ни один монастырь. Композиция монастыря близка Хиландару, однако для строительства главной церкви св. первомученика Стефана были призваны мастера романской архитектуры из приморских городов. Возможно, среди них был и фра Вит из Котора, строитель церкви монастыря Дечани, о чем говорит близость их планов19.
План кафоликона монастыря Баньска демонстрирует весьма развитые и сложные элементы рашских храмов (ил. 6). Все, что в XIII в. пристраивалось к ядру храма позднее, здесь построено сразу. Монументальное однонефное пространство первоначально было повышено широким и хорошо освещенным куполом (в XVII в. церковь стала мечетью, а ее купол получил нынешнюю плоскую форму без окон). Трехчастное алтарное пространство примыкает к центральной части, по сторонам которой расположены певницы, образующие высокий трансепт. За певницами до нартекса тянутся боковые капеллы. Будучи под общей двускатной кровлей с наосом, они производят впечатление боковых нефов. Таким образом, пространство храма изнутри расширено и разделено для тогдашних потребностей и надгробной функции церкви, а снаружи сжато в мощный объем, характерный для романских соборов Адриатики и Тосканы.
Сложное внутреннее пространство храма завершено с запада обширным нартексом и двумя квадратными в плане колокольнями, из которых частично сохранилась одна южная20. Скорее всего они были не слишком высокими, так как имеют одинаковую толщину стен с церковью. Появление двух башен здесь необычно, так как в XIV в. строилась только одна, над нартексом. Кроме того, и их положение относительно церкви отличается от прежних двойных колоколен, но напоминает решения задужбин первых Неманичей21. Близость храмов в Баньске и Студенице отражена и в облицовке фасадов драгоценным камнем, а также в архитектурном декоре, включающем множество белокаменных резных скульптур и рельефных деталей, резные обрамления окон и порталов. Полихромный облик фасадов — четырехцветная кладка пастельных тонов в шахматном порядке — превосходит даже итальянскую романику, для которой была характерна
19 См.: Шупут М. Манастир Бааска. Београд, 2003. С. 20.
20 См.: Там же. С. 25-26.
21 См.: КандиИ О. Куле-звоници уз српске цркве. С. 52.
Ил. 6. Церковь Св. первомуч. Стефана монастыря Баньска, 1312—1316 гг. Северный фасад, аксонометрический разрез, интерьер, продольный разрез, план, восточный фасад
контрастная двухцветная кладка в шахматном порядке. В целом фасады Баньской церкви производили впечатление, сравнимое с тосканскими соборами, например в Сиене22. Однако подобная система декора традиционна и для архитектуры начала средневизантийского периода, примером чему могут служить церкви в Арте (Паригоритиссы и св. Василия), а также в целом архитектура Эпирского де-спотата и Македонии (церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, св. Димитрия в Велесе, св. Никиты Шишевского и др.)23.
Практически одновременно с Баньской в 1314 г. Милутин строит в монастыре Студеница, к югу от древней церкви Богородицы Эвергетиды, церковь свв. Иоакима и Анны (получившую название «Королевская церковь»). Византийский характер ее архитектуры определяет квадратный объем с нартексом и главной глубокой полукруглой апсидой и двумя малыми боковыми, вписанны-
22 См.: Шупут М. Манастир Бааска. С. 36-38.
23 См.: Чанак-МедиИ М. Бааски храм и црква Вазнесеаа Христовог у Дечанима. Сродно-сти и заjеднички узори // Манастир Бааска и доба крала Милутина. Зборник са научног скупа одржаног од 22. до 24. септембра 2005. године у Косовс^ Митровици. Центар за црквене студще, Ниш. Филозофски факултет, Косовска Митровица. Манастир Бааска, 2007. С. 101.
ми в толщу восточной стены (ил. 7). Снаружи главная апсида имеет пятигранный абрис. Центральный квадратный объем церкви в форме сжатого вписанного креста служит основанием купола на высоком барабане. Угловые усиливающие пилоны в главном объеме несут прислоненные и поперечные арки. Выше расположена вторая система арок, опирающихся на консоли. Пандативы между ними осуществляют переход от квадратного объема к барабану купола, полукруглого внутри и восьмигранного снаружи. Чисто византийский принцип формирования купола над квадратным основанием подобен композиции церкви св. Николая в Топлице и церкви Богородицы в Студенице.
Отражение внутренней структуры церкви во внешней артикуляции фасадов выражено двухступенчатыми арочными нишами-люнетами, повторяющими очертания прислоненных арок (ил. 8). Боковые фасады разделены карнизом на два яруса — нижний простой и верхний расчлененный. Вытянутое в плане пространство пресбитерия подобно решению в более ранних рашских церквах. Узкие окна с полукруглым завершением размещены в барабане и на фасадах, тогда как в люнетах — бифории. Кладка церкви состоит из оштукатуренного ломаного камня, причем барабан покрыт штукатуркой красного цвета, как и на главной церкви монастыря. Покрытие купола представляет собой типичная византийская волнистая кровля.
Каменная алтарная преграда украшена резными рельефными деталями с орнаментальными и растительными мотивами, шестиконечными звездами в кругах и крестами с криптограммами. Найдены фрагменты парапетных плит алтарной преграды, выполненных в чисто византийской технике. Стилистически архитектура церкви включается в круг сакральных сооружений Сербии XIV в., построенных в концепциях византийской церковной архитектуры эпохи Палеологов, для которой характерна пространственная структура в форме вписанного креста и внешний крестообразный план, а также ступенчатое повышение объема до высоко воздвигнутого купола. Однако «Королевская церковь» отличается от других сербских церквей этой эпохи своим выраженным кубичным объемом24.
24 См.: Cirkovic S., Korac V., Babic G. Studenica monastery. Belgrade, 1986. S. 96—99; ТодиН Б., Чанак-МедиН М. Манастир Студеница. Нови Сад, 2011. С. 126—133.
Ил. 7. Церковь Свв. Иоакима и Анны в монастыре Студеница, 1314 г. Поперечный разрез, план
Вершиной строительной деятельности короля Милутина считается церковь Успения Богоматери монастыря в Грачанице,
возведенная им в 1321 г. на месте раннехристианской трехнефной базилики V—VI вв. с тремя полукруглыми апсидами и нартексом с боковыми аннексами (ее фундаменты полностью не использованы). Эта древняя базилика, сложенная целиком из кирпича, служила центром местной епископии (византийской Ульпианы). В XIII в. была построена небольшая однонефная церковь, а в нач. XIV в. король Милутин начал строительство нового храма. Первоначально церковь была задумана как семейная усыпальница Милутина (в ней размещены три аркосолия), однако в ней полностью отсутствует традиционный образ церкви-мавзолея рашской школы. Церкви в Грачанице придан облик пятиглавой византийской церкви вписанного креста солунского образца, с двухэтажным нартексом25 и экзонартексом, пристроенным вскоре после завершения основного объема (ил. 9). Инновацией поздневизантийского периода и результатом включения боковых капелл в объем самого нартекса было появление двух куполов на барабанах над крайними тра-веями нартекса, а также обходных нефов и боковых капелл. Это новшество было связано с изменением функции нартекса, что подтверждает типик архиепископа Никодима 1319 г. о погребальных службах в нартексе (до переноса этих служб в нартекс они совершались в особых пристроенных капеллах). Двукупольные на-ртексы были распространены в Константинополе26, Греции, Сербии и Болгарии как отражение общих изменений в архитектуре около 1300 г. Аналогами могут служить церкви св. Екатерины и св. Апостолов в Салониках, а также св. Георгия в Старо-Нагоричино. Начало сложению типа двукупольного нартекса положила церковь Богородицы Левишки в Призрене, а в Грачанице этот тип нартекса получил наиболее зрелое решение, достигнув сербских земель из Салоник, в период между постройкой церкви Богородицы Левишки и церкви в Старо-Нагоричино.
25 Над нартексом размещена катихумена, которая хотя и не является особенностью сербской архитектуры, но ее размещение в Грачанице только над центральной частью нартекса не имеет прямых аналогий в византийской архитектуре (см.: КораИ В. Грачаница. Простор и об-лици // Измену Византще и Запада: одабране студще о архитектури. Београд, 1987. С. 106).
26 Известно о путешествии архиепископа Никодима в Константинополь в 1313 г. по поручению короля Милутина (см.: Стано/евиИ Ст. Крал Милутин. С. 26).
Ил. 8. Церковь Свв. Иоакима и Анны в монастыре Студеница, 1314 г. Ктиторская фреска с изображением короля Милутина с моделью храма
Обходные («амбулаторные») нефы вокруг наоса являются важным компонентом поздневи-зантийской архитектуры, будучи наследником функций нартекса и капелл, а также связью между ними. Боковые капеллы по сторонам пресбитерия и обходные нефы появились в византийской архитектуре первых десятилетий XIV в., примерами чего могут служить церковь монастыря Хора, церковь Богородицы монастыря Липса и Богородицы Паммакаристос в Константинополе, а также церкви в Арте, Ми-стре, Салониках, Верии, Охриде. Кладка церкви в Грачанице из камня и кирпича в сочетании с кирпичным декором также характерна для архитектуры этого периода (ил. 10). Однако признаком рашской строительной традиции являются вложенные в кладку мощные каменные блоки, делающие полихромию фасадов более спокойной27.
Более глубокое алтарное пространство, по сравнению с другими трехчастными алтарями средневизантийского периода, демонстрирует связь с более ранними сербскими перестройками короля Милутина, в частности с церковью Богородицы Левиш-ки в Призрене и храмом в Старо-Нагоричино. При этом в Грачанице соблюдены традиционные средневизантийские формальные принципы — равновесие и билатеральная (зеркальная) симметрия. Однако в генезисе архитектуры Грачаницы обнаруживаются «скрытые» готические элементы и влияние рашской школы. Они заключаются в изменении системы пропорций, а также в менее вытянутой купольной травее, по сравнению с поздневизантийскими церквами Константинополя, Салоник и Несебра. При этом Грачанице присущ еще больший вер-тикализм пропорций, который ближе к памятникам более поздней моравской школы Сербии и даже русским церквам этой эпохи. Церковь в Грачанице имеет самые высокие пропорции купола не только в сербской, но и во всей византийской архитектуре, что создает пирамидальную композицию ее экстерьера28.
27 См.: КораН В. Грачаница. Простор и облици. С. 103.
28 См.: ЪурчиН С. Грачаница. Исторща и архитектура. Приштина, 1999. С. 102—105, 115, 153.
Ил. 9. Церковь Успения Богоматери в Грачанице, 1321 г. Продольный разрез, план
Безусловно, церковь в Гра-чанице является выдающимся произведением в контексте поздневизантийской архитектуры в целом и наиболее зрелым памятником эпохи короля Милутина, притом что его строительные предприятия по количеству и богатству превосходили всё, что сделали его предшественники вместе взятые. Эта архитектура была в струе современных византийских течений, но настолько особенной, что можно говорить о строительной мастерской короля Милутина. Динамичная композиция церкви в Грачани-це с ее органичными соотношениями объемов представляет собой мощный художественный организм: логичный в пространстве, читаемый в формах и спокойный в поверхностях, но при этом живописный. В нем осуществлено равновесие между развитой архитектурой эпохи Палеологов и монументальными рашскими концепциями29.
Строительная активность короля Милутина, продолженная трудами архиепископа Даниила II, ярко проявилась на завершающем этапе строительства монастырского комплекса Печской Патриархии30, состоящего из трех последовательно возводимых храмов, объединенных общим нартексом. В 1320-е гг. к трапезной части церкви св. Апостолов при архиепископе Никодиме (1316—1324) была пристроена с севера однонефная купольная церковь св. Димитрия (ил. 11). Своим расположением и размерами церковь подчиняется церкви св. Апостолов
29 См.: КораИ В. Грачаница. Простор и облици. С. 108.
30 Сооружение комплекса было начато св. Саввой Сербским и архиепископом Арсением I в 1230 г. с постройки церкви Св. Апостолов как усыпальницы сербских архиепископов, по образцу церкви Св. Апостолов в Константинополе — мавзолея Вселенских патриархов. Архиепископ Никодим во Введении к переводу Иерусалимского типика 1318—1319 гг. сообщает, что прототипами первой церкви Св. Апостолов послужили иерусалимские образцы: Сионский храм и церковь Св. Саввы Освященного, что позволяет датировать ее периодом после посещения св. Саввой Сербским Св. земли, т. е. 30-40-ми гг. XIII в. После перенесения в Печ архиепископского престола из Жичи, что было результатом вторжения татар и особенно болгар в 1253-1254 гг. и разорения ими Жичи в 1291-1292 гг., значение комплекса Печской Патриархии значительно возросло (см.: ЪуриИ В., ЪирковиИ С., КораИ В. ПеЬка Патри|арши|а. Београд, 1990. С. 24, 31).
Ил. 10. Церковь Успения Богоматери в Грачанице, 1321 г. Восточный фасад
Ил. 11. Монастырский комплекс Печской Патриархии, 1230—1330 гг. План
и повторяет тип архитектуры предыдущей рашской эпохи. Отличие лишь в простом, не трехчастном (с боковыми нишами в качестве дьяконника и жертвенника) пресбитерии и отсутствии певниц (вместо них ниши, образованные боковыми подкупольными арками).
Верхняя конструкция частично является новшеством, внесенным византийскими мастерами короля Милутина, хотя крестовые своды использовались в сербской архитектуре с начала XIV в. Купол на парусах, с круглым изнутри, а снаружи октагональным барабаном на мощном основании несут прислоненные по бокам и поперечные двойные арки, что создает изнутри образ балдахина — одну из особенностей рашских однонефных церквей. Аналогичное решение купола имеет церковь свв. Иоакима и Анны в Студенице, что могло дать идею для решения в Пече.
Новые византийские решения в архитектуре проявились и в способе кладки, и во внешних формах церкви св. Димитрия: трехгранная снаружи апсида, октагональный барабан с окном на каждой стороне, обрамленном двойной аркадой, с волнистым завершением и колонками круглого сечения по стыкам граней (ил. 12), а также облик бокового фасада с пилястрами и удвоенными слепыми аркадами. Все эти черты подтверждают близость церкви св. Димитрия тогдашним архитектурным течениям в Византии, хотя в декоре есть исключение: два окна (в западной части наоса и на апсиде) имеют характерную романо-готическую форму бифория с центральной колонкой и двумя слегка преломленными арками; в центре тимпана вырезан проем в виде квадрифолия31.
31 См.: ТодиН Б., Чанак-МедиН М. Манастир ПеЬка Патриаршща. Нови Сад, 2014. С. 82, 89.
41
Ил. 12. Монастырский комплекс Печской Патриархии, 1230—1330 гг. Церкви Св. Апостолов (1230-1240-е гг.) и Св. Димитрия (1320-е гг.). Восточный фасад
Характерный поздневизантийский способ кладки фасадов церкви св. Димитрия имеет свои особенности. Горизонтальные ряды камня одной высоты чередуются с двумя (иногда тремя) рядами кирпича. Колонки выложены исключительно из фигурного кирпича, а также карнизы и арки над окнами. Карнизы выложены двумя рядами кирпича: один ряд с кирпичами, лежащими в длину, другой — с диагонально положенными кирпичами, создающими зубчатый орнамент. На фасадах использован перегородчатый способ кладки: каменные блоки обрамлены кирпичом, что обычно для афонской строительной традиции. Настоящие византийские формы имели и проемы церкви св. Димитрия в первоначальном облике, особенно окна в барабане, обрамленные двойными аркадами, заглубленными в стену как ниши. Интерьер церкви был хорошо освещен, что было традиционно для сербской архитектуры XIII в.
Среди архитектурных деталей церкви по мастерству исполнения и высококачественной обработке выделяются внешнее обрамление портала и алтарная преграда. Они выполнены из одного материала одними и теми же мастерами. Западный портал с правильными геометрическими сочленениями украшен мраморным рельефным обрамлением с развитой профилировкой, которое состоит из нескольких рядов классического растительного и геометрического орнамента по античной традиции. По своей архитектуре портал принадлежит кругу византийских концепций, начиная с самых ранних времен. Ближайшими аналогами для портала из Печи являются два роскошных портала построенного Милутином Хиландарского кафоликона, особенно главный, западный портал.
Алтарная преграда подобна византийским: шесть колонок несут простой архитрав, концы которого встроены в боковые стены. Колонки имеют квадратное сечение в нижней зоне и восьмигранное — в верхней; они завершены капителями, вырезанными из верхней части ствола колонки, с растительным рельефом на лицевой стороне. Сохранились три парапетные плиты, украшенные резным орнаментом с процветшими крестами. Аналогичные преграды присутствуют во Влахернской церкви в Арте, а также в храмах Старо-Нагоричино, Баньской и в северной конхе хиландарского кафоликона. Вероятно, одни и те же мастера-мраморники работали на всех трех постройках Милутина: в Хиландаре, Баньской и Печи.
Церковь св. Димитрия является работой византийских мастеров и относится к тому же «идеальному» типу однонефного однокупольного сооружения, где все пространство подчинено куполу, как в церкви свв. Иоакима и Анны в Студе-нице. Идея об архитектурных формах идеальной церкви присутствовала в эпоху византийского обновления (а в Сербии это время короля Милутина). Замысел пространства и следующая ему архитектурная структура церкви св. Димитрия исходят из духовных потребностей и мощной строительной традиции XIII в., а способ кладки и формы — из широко распространенной тогда в Сербии архитектуры палеологовского ренессанса32.
Завершение строительства комплекса было осуществлено после смерти Милутина архиепископом Даниилом II сооружением в 1328-1330 гг. церкви Богородицы Одигитрии (к югу от церкви св. Апостолов), капеллы св. Николая и обширного открытого двухъярусного нартекса с катихуменой и колокольней, объединившего три церкви33. Также храмы Печской патриархии были объединены такими характерными византийскими деталями архитектуры этого периода, как расписные орнаментальные фасады и купола на восьмигранных барабанах, покрытых волнистой кровлей. Однако в этот период в архитектуре комплекса появляются западные черты переходного романо-готического стиля (преимущественно в деталях декора), что объясняется окончанием строительства мастерами с Адриатического приморья.
Несмотря на то что к этому времени прежняя архиепископия — монастырь Жича — была уже обновлена, архиепископская резиденция, временно перенесенная оттуда в Печ, осталась там. Это объясняется изменениями в сербской державе после завоеваний короля Милутина 1283-1284 гг., в результате которых политические события переместились к югу. Сербские короли, которым часто приходилось встречаться с архиепископами, пребывали в этот период в основном в Скопье и Призрене, а также в других резиденциях в южной части Косова. Политика сербской династии и в дальнейшем осталась связанной с Византией, а ее некоторые бывшие области стали центральными областями Сербии34.
32 См.: ЪуриИ В., ЪирковиИ С., КораИ В. ПеЬка Патри|арши|а. С. 75-82.
33 Традиция пристройки церквей друг к другу с общим нартексом характерна для кафо-ликонов Афона и Константинополя конца XIII — 1-й половины XIV в. Подобные обширные нартексы использовались (кроме совершения в них особых богослужений) для проведения церковных соборов. Нартекс в Пече был построен для определенных литургических служб, совершавшихся в сербских церквах после перевода Никодима Иерусалимского типика 1319 г., по образу нартекса в Жиче (см.: КандиИ О. Куле-звоници уз српске цркве. С. 55).
34 ЪуриИ В., ЪирковиИ С., КораИ В. ПеЬка Патрщаршща. С. 74.
Влияние Византии в эпоху короля Милутина выражалось во всех областях сербской жизни, особенно в высших слоях общества. После договора с Византией и брака Милутина с византийской принцессой Симонидой в 1299 г. придворная жизнь в Сербии была полностью устроена по византийскому образцу, о чем ярко свидетельствуют описания присланного туда из Константинополя дипломата Феодора Метохита35. Местные жизнеописатели короля Милутина стремились превзойти греческих писателей, не скупившихся на эпитеты в адрес византийских императоров и называвших их именами библейских и античных царей. Архиепископ Даниил II называет Милутина «парящим в небесах орлом», не скрывая аллюзии на описание царя как орла в «Физиологе» и сравнивая его с Александром Македонским и святыми великими царями — кротким Давидом и славным Константином Великим. Король Милутин как «новый Константин» и вождь избранного народа стал новой темой сербской литературы и живописи начала XIV в. Великие солунские живописцы Михаил Астрапа и Евтихий, расписавшие почти все построенные Милутином церкви, изображали его в типичных композициях инвеституры властителя, издавна известных в византийской иконографии: в полный рост, на красном фоне, в саккосе, который носили византийские императоры, в роскошной купольной короне, подобной той, что носил его тесть император Андроник II Палеолог, и с другими обычными властительскими инсигниями, под изображением благословляющего Христа. Также Милутин изображался в ктиторских композициях, как в церкви Старо-Нагоричино, с моделью храма, приносимого его покровителю св. Георгию, который вручает ему меч. Милутин и Симонида — зять и дочь императора — стоят на пурпурных подушках, украшенных двуглавыми орлами. Во фресках Грачаницы выражено самое смелое толкование надприродного происхождения королевской власти: ангелы несут короны Милутину и Симониде, а в композиции «Святородная лоза Неманичей» (по образу «Древа Иессеева») с изображением всех членов династии представлен апофеоз этой идеи. После Грачаницы эта композиция стала традиционной для всех сербских храмов вплоть до XVI в.36 В целом провизантийская культурная ориентация Сербии в XIV в. была продолжена и даже усилена, особенно в правление внука Милутина, царя Стефана Душана.
Примечательно, что в первую половину своего правления (около 18 лет) король Милутин был занят лишь завоеванием территорий; его строительная деятельность целиком приходится на вторую половину его власти, начиная с рубежа XIII—XIV вв. Хотя этот факт приходится признать с оговоркой, так как достоверно известно лишь о десятке церквей под его ктиторством, а в жизнеописаниях говорится почти о 40 постройках. Из хронологии рассмотренных нами восьми подтвержденных его храмов видно, что строительство велось крайне интенсивно: между обновлением Хиландара и церквами в Чучере и Призрене (практически одновременными) временной промежуток около семи лет, как и между ними и последующей большой группой храмов (четыре или даже пять), возводимых параллельно. Это свидетельствует о том, что столь активные строительные
35 См.: Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000. С. 137.
36 См.: ЪуриН В., БабиН-Ъор^евиН Г. Српска уметност. С. 22—23.
процессы как на сербских землях (исторических и завоеванных), так и «по всей Романии» (Константинополь, Салоники, Синай, Святая земля) должны были стать одной из главных сфер деятельности короля Милутина.
При этом из исторических источников известно, что положение Сербии и короля Милутина как ее правителя в этот период было не настолько стабиль-но37, насколько это можно заключить по интенсивности строительства. Стоит заметить, что вся эта колоссальная созидательная деятельность короля Милу-тина происходила в полной симфонии с Сербской Православной Церковью и ее духовенством. В сложных политических внутренних и внешних конфликтах Милутин зачастую обращался к помощи хиландарского игумена Даниила (будущего архиепископа Даниила II), который всегда откликался на его зов, приезжал с Афона и успешно умирял все распри. Последующего хиландарского игумена Никодима (также будущего архиепископа) Милутин в трудный момент посылал с миссией ко двору императора Андроника38.
Процесс византинизации архитектуры короля Милутина происходил достаточно сложным образом и отнюдь не был прямым путем заимствований или постепенного развития. С одной стороны, он тесно переплетался с разнообразными политическими и культурными событиями в жизни страны и, разумеется, зависел от них в различной степени. С другой стороны, этот процесс накладывался на существующий архитектурный контекст как древних земель сербской державы, где давно сложилась своеобразная «рашская» художественная традиция с ее западными влияниями, так и новоосвоенных византийских территорий с преобладанием греческой культуры во всех ее проявлениях.
Знаменательно, что начало этому радикальному для сербского искусства повороту было положено обновлением древней национальной святыни, изначально выросшей на духовных основаниях Святой Горы Афон. Новый кафоликон монастыря Хиландар, соединивший в себе афонскую строительную традицию с новейшими культурными течениями из Константинополя и Салоник, послужил отправной точкой и ключевой парадигмой для последующих архитектурных программ короля Милутина. Бережное отношение к наследию на завоеванных им землях Охридской архиепископии позволило Милутину и мастеру Николе осуществить сложнейший проект по перестройке древней кафедральной бази-
37 Милутину постоянно приходилось преодолевать как внутренние (брата Драгутина, стоявшего на позициях союза с Западом), так и внешние конфликты (с Дубровником 1301), хотя с другими соседями ему удавалось сохранять добрые отношения (с Боснией и Болгарией, несмотря на его союз с ее врагом Византией). Кроме того, в этот период активного строительства в Сербии православных храмов по византийским образцам политический перевес вновь получила идея обновления Латинской империи, когда сильный Карл Валуа, брат французского короля Филиппа Красивого, объявил себя византийским императором, женившись на внучке латинского Константинопольского императора Балдуина II (1301). Вступивший на престол папа Климент V (1305), консолидировав все силы Запада, активно готовил очередной крестовый поход на Константинополь. Тогда Милутин заключил договор с Карлом Валуа (1308) и предложил папе унию, однако крестовый поход не состоялся, а идея об унии быстро была забыта, что говорит о подобных действиях Милутина из чисто политических соображений. После этого он вновь вернулся к союзу с Византией, которому остался верен до конца жизни (см.: Стано/евиИ Ст. Крал Милутин. С. 18-26).
38 См. примеч. 26.
лики Призрена. Найденное при этом новое архитектурное решение экзонартек-са с колокольней послужило в дальнейшем образцом для композиции западной части храма.
После создания классического крестовокупольного храма в Чучере мастерам короля Милутина пришлось вновь столкнуться с проблемой обновления существующей древней церкви в Старо-Нагоричино, где полученный в Призрене и обогащенный опыт привел к еще более органичному результату. Исключение в византинизирующей архитектуре Сербии этого периода представляла лишь за-дужбина Милутина, монастырь Баньска, кафоликон которого был построен под влиянием рашской традиции династии Неманичей, что было продиктовано необходимостью при создании собственного мавзолея следовать национальному образу усыпальницы основателя династии в первом сербском монастыре Студе-ница. Однако именно там вскоре снова появляется «идеальный» миниатюрный крестовокупольный храм свв. Иоакима и Анны, названный «Королевской церковью» по ктиторству короля Милутина. Наряду с почитанием прежних образцов непосредственно рядом с ними происходит утверждение новых.
Апогеем архитектурных достижений этого периода считается оригинальная и весьма сложная по композиции и формам церковь в Грачанице, где осуществлен творческий синтез развитой и живописной архитектуры эпохи Палеологов и монументальных рашских концепций. Последним известным строительным проектом короля Милутина была церковь св. Димитрия, пристроенная к первоначальной церкви св. Апостолов в Печской Патриархии и знаменовавшая собой почтительное следование за скромной монастырской архитектурой предшествующих поколений сербских архипастырей и властителей. Круг замкнулся: начав от афонской архитектуры Хиландара, пройдя через современные течения столичной и региональной архитектуры, активно используя рашские традиции, зодчество короля Милутина вернулось к истокам восточнохристианского строительства. Благодаря этому «сербско-византийский стиль» был прочно усвоен в архитектуре Сербии, развив наряду с памятниками «рашской школы» образ национальной церкви, обогащенный художественным наследием Византийской империи в эпоху ее последнего взлета.
Ключевые слова: византийская архитектура, сербская архитектура, христианская архитектура, церковная архитектура, король Милутин, византийское влияние, Византийская империя.
Список литературы
Cirkovic S., Korac V., Babic G. Studenica monastery. Belgrade, 1986. Данило Други. Животи кралева и архиепископа српских. Службе. Београд, 2008. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000.
ДиниН М. Однос измену крала Милутина и Драгутина // Зборник радова Византолошког Института. 1955. 3.
ЪуриН В., БабиН-Ъор^евиН Г. Српска уметност у среднем веку. Каига друга, XIV—XVI век. Београд, 1997.
ЪуриИ В., ЪирковиИ С., КораИ В. ПеЬка Патрщаршща. Београд, 1990.
КандиИ О. Куле-звоници уз српске цркве XII—XIV века // Збрник за ликовне уметности, 14. Нови Сад, 1978.
КораИ В. Грачаница. Простор и облици // Измену Византще и Запада: одабране студи|е о архитектури. Београд, 1987.
КораИ В. Споменици монументалне српске архитектуре XIV века у Повардарjу. Београд, 2003.
МаксимовиИ Л. Крал Милутин и царица Ирина: праскозорjе идеjе о царству код Срба // Манастир Бааска и доба крала Милутина: Зборник са научног скупа одржаног од 22. до 24. септембра 2005. године у Косовсщ! Митровици. Центар за црквене студи|е, Ниш. Филозофски факултет, Косовска Митровица. Манастир Бааска, 2007.
ПаниИ Д., БабиИ Г. Богородица Левишка. Београд, 1975.
ПетковиИ С. Манастир Хиландар. Београд, 2008.
Стано/евиИ Ст. Крал Милутин. Годишаица Николе ЧупиЬа. Ка. 46, 1937.
СуботиИ Г. Кралица Jелена Анжурка — ктитор црквених споменика у Приморjу // Исторщски гласник, бр. 1-2. Београд, 1958.
ТодиИ Б., Чанак-МедиИ М. Манастир ПеЬка Патриаршща. Нови Сад, 2014.
ТодиИ Б., Чанак-МедиИ М. Манастир Студеница. Нови Сад, 2011.
ЪурчиИ С. Грачаница. Исторща и архитектура. Приштина, 1999.
Чанак-МедиИ М. Бааски храм и црква Вазнесеаа Христовог у Дечанима. Сродности и заjеднички узори // Манастир Бааска и доба крала Милутина: Зборник са научног скупа одржаног од 22. до 24. септембра 2005. године у Косовсщ! Митровици. Цен-тар за црквене студще, Ниш. Филозофски факултет, Косовска Митровица. Манастир Бааска, 2007.
Шупут М. Манастир Бааска. Београд, 2003.
St. Tikhons University Review. Voronova Ariadna,
Series V: Problems of History Candidate of Sciences in Art Criticism,
and Theory of Christian Art. Associated Professor
2017. Vol. 28. P. 26-48 St. Tikhon's University for the Humanities,
6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation variadna2@yandex.ru
Features of "Byzantinisation" in Serbian Architecture in the Time of King Milutin (1282-1321)
A. Voronova
The change in the political orientation of the Serbian state at the turn of the 14th century was focused on the replacement and succession of the politically and militarily weakened Byzantine Empire. After the two-century period of domination in the Serbian architecture of "rashka school" with strong Romance influences, this created a new stylistic trend called "Serbian-Byzantine style" which found its highest expression in the architecture and painting of the time of King Milutin. This style was
fully assimilated in the architecture of Serbia, developing alongside the monuments of "rashka school" the image of the national church, and enriched by the artistic heritage of the Byzantine Empire in the period of its final rise. Starting from the architecture of Hilandar monastery on Athos, passing through contemporary trends of metropolitan and regional architecture and actively using the "rashka" tradition, the architecture of King Milutin returned to the origins of Eastern Christian construction techniques. The process of architectural byzantinisation continued in Serbia in a rather complicated fashion and by no means directly represented a borrowing, nor was it a gradual development. It was closely intertwined with various political and cultural events in the country and depended on them to varying degrees. The great creative activity of King Milutin was in full symphony with the Serbian Orthodox Church and its clergy.
Keywords: Byzantine architecture, Serbian architecture, Christian architecture, Church architecture, King Milutin, Byzantine influence, Byzantine Empire.
References
Sutrat^ G., КгаЩса Jеlеnа Аnzu¡skа - ktitor сгкуепШ spоmеnikа u Рптоди, in: Istorijski glasnik, 1-2, Bеоgrаd, 1958.
Dаnilо Drugi, Zivoti kraljeva i arhijepiskopa srpskih. Sluzbe, Bеоgrаd, 2008.
Dinid М., "Odrns izmеdju кга^а МИ^та i Drag^im", in: Zbornikradova Vizantoloskog Instituta, 3, Bеоgrаd, 1955.
Stаnоjеvid St., KraljMilutin. Godisnjica Nikole Cupica, 46, Bеоgrаd, 1937.
Маksimоvid Lj., "КгаЦ МП^т i сапса Irirn: prаskоzоrjе idеjе о са^то tod SAa", in: Manastir Banjska i doba kralja Milutina. Zbornik sa naucnog skupa odrzanog od 22 do 24 septembra 2005 godine u Kosovskoj Mitrovici, Сейж zа сткуеш studij е, Nis. Filоzоfski fаkultеt, Коsоvskа МШотюа, Маnаstir Bаnjskа, 2007.
Pеtkоvid S., Manastir Hilandar, Bеоgrаd, 2008.
Рашб D., Babid G., Bogorodica Ljeviska, Bеоgrаd, 1975.
Djurid V., Babid-Djоrdjеvid G., Srpska umetnost u srednjem veku. Knjiga druga, XIV—XVIvek, Bеоgrаd, 1997.
^ndid O., "Кulе-zvоnici uz srpskе с^е XII-XIV vеkа", in: Zbornik za likovne umetnosti, 14, №vi Sаd, 1978.
Коrаd V., Spomenici monumentalne srpske arhitekture XIVveka u Povardarju, Bеоgrаd, 2003.
Suput M., Manastir Banjska, Beograd, 2003.
Canak-Medid M., "Banjski hram i crkva Vaznesenja Hristovog u Decanima. Srodnosti i zajednicki uzori", in: Manastir Banjska i doba kralja Milutina. Zbornik sa naucnog skupa odrzanog od 22. do 24. septembra 2005godine u Kosovskoj Mitrovici. Centar za crkvene studje, Nis. Filozofski fakultet, Kosovska Mitrovica, Manastir Banjska, 2007.
Cirkovid S., Korad V., Babid G., Studenica monastery, Belgrade, 1986.
Todid B., Canak-Medid M., Manastir Studenica, Novi Sad, 2011.
Korad V., "Gracanica. Prostor i oblici", in: Izmedju Vizantije i Zapada: odabrane studije o arhitekturi, Beograd, 1987.
Curcid C., Gracanica. Istorja i arhitektura, Pristina, 1999.
Djurid B., Cirkovid S., Korad V., Pecka Patrjarsja, Beograd, 1990.
Todid B., Canak-Medid M., Manastir Pecka Patrjarsja, Novi Sad, 2014.
Djurid V., Vizantjskje freski. Srednevekovaja Serbja, Dalmacja, slavjanskaja Makedonia, Moskow, 2000.