Э. А. Мамаев, Н. В. Гузенко
ЦИФРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В ТРАНСПОРТНЫХ ХОЛДИНГАХ: ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
Аннотация
Глобальный тренд на развитие цифровых технологий во всех отраслях отечественной экономики определяет приоритет и для транспорта — центрального элемента в системе организации товарооборота. Вместе с тем особенности в развитии транспортной отрасли, особенно железнодорожного транспорта, формируют системные проблемы для ее эффективного развития. Новая цифровая концепция экономики требует последовательной реализации крупномасштабного проекта, при которой все сферы жизни общества должны быть органично представлены в ней, включая принятие нормативно-правовых документов, решения кадровых вопросов, формирование инфраструктурных и технологических основ, обеспечения информационной безопасности общества.
Ключевые слова
Логистика, цифровые технологии, железнодорожный транспорт.
E. A. Mamaev, N. V. Guzenko
DIGITAL TRANSFORMATIONS IN TRANSPORT HOLDINGS: RAILWAY TRANSPORT
Annotation
Global trend on development of digital technologies in all branches of domestic economy defines a priority and for transport — to the central element in system of organization of commodity turnover. At the same time features in development of transport industry, especially railway transport, form system problems for its effective development. New digital concept of economy demands consecutive implementation of large-scale project at which all spheres of life of society have to be organically presented in it, including adoption of standard and legal documents, solutions of personnel questions, formation of infrastructure and technological bases, ensuring information security of society.
Keywords
Logistics, digital technologies, railway transport.
Введение
Программа развития цифровых технологий в отечественной экономике в концепции реализации новой индустриальной революции (Industry 4.0) формирует задачи по трансформации всех отраслей и видов деятельности. Логистика и транспортировка — виды деятельности, консолидирующие бизнес-участников и бизнес-процессы, приобретают особую роль и значимость в цифровой экономике.
Учитывая ресурсоемкость реализации программы, крупные транспортные холдинги должны стать, с одной стороны, «локомотивами» трансформации («цифровизации») транспортной отрасли и предоставления широкого спектра услуг и сервиса для общества, с другой стороны, получить качественные изменения во внутрикорпоративной политике и культуре развития на новых принципах.
Материалы и методы
В силу вышеизложенного и в рамках Программы цифровизации [1] принимаются отраслевые распорядительные
документы, обеспечивающие реализацию крупномасштабного проекта, в котором все сферы жизни общества должны быть органично представлены (табл. 1).
Таблица 1 — Параметры дорожной карты Программы
Направление, число задач Число выделенных этапов (вехи)
Всего 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 20212024 гг.
1. Нормативное регулирование (21 задача) 69 6 16 15 18 11
2. Кадры (12 задач) 73 24 19 27 3
3. Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов (7 задач) 49 7 25 6 6 5
4. Информационная инфраструктура (15 задач) 90 10 39 16 16 9
5. Информационная безопасность (14 задач) 174 1 78 51 25 19
Всего по программе (69 задач) 455 24 182 107 92 50
* Задача — целостное решение, направленное на достижение определенных результатов. Этап-веха — результат решения задачи, определяющий достижение целевых показателей программы.
Цифровые технологии на транспорте должны обеспечить реализацию нового жизненного цикла продукции, включающего возможность регулирования объема и содержания потока на
всех его этапах (проектирование, производство, распределение и потребление) посредством активных обратных связей в потоковых процессах (рис. 1) [2-3].
Рисунок 1 — Жизненный цикл продукции в концепции цифровой экономики
Результаты
Особая потребность в локализации транспортной отрасли в обеспечении Программы вызвана не столько центральной ролью транспорта в системе обеспечения движения потоков, межотраслевых, межрегиональных связей,
сколько его особенностями. Среди них для магистрального железнодорожного транспорта приведем следующие [2]:
- большая ресурсоемкость развития основных фондов (транспортной инфраструктуры), их территориальная рассредоточенность и эффективность,
достигаемая при сбалансированном развитии;
- долгосрочный характер эксплуатации, большой срок эксплуатации и срок окупаемости, несопоставимые с другими отраслями экономики;
- отсутствие мобильности капитала как для самих предприятий транспорта, так и для предприятий других отраслей, участвующих в проектах развития транспортной отрасли;
- эволюционный характер перехода к рыночной экономике в стране привели к большой доле теневых схем организации перевозок грузов и пассажиров, что не может способствовать как эффективному управлению транспортным комплексом, так и исключению возможности получения адекватных оценок трендов развития видов транспорта (автомобильный, водный);
- необходимость синхронного и сбалансированного развития технологий обеспечения взаимодействия субъектов рынка в организации перевозок (грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, операторы, организации в сфере государственного регулирования рынка транспортных услуг).
Эти и другие особенности ограничивают возможности быстрого роста мощностей железнодорожного транспорта, но цифровые технологии при этом могут стать катализатором институциональных изменений в области нормативно-правового обеспечения перевозок, организационного развития транспортного рынка, появления качественно новой категории агентов рынка, изменения информационной и телекоммуникационной среды бизнеса и транспорта, таких как создание единого информационного пространства, интеллектуализация системы менеджмента транспортных процессов [3, 4].
Обсуждение
Реальными шагами в реализации этих задач могут послужить отраслевые железнодорожные проекты-программы:
«Цифровая железная дорога» [5], «Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 г.» [6], Концепции инновационного развития железнодорожного транспорта — Белая книга ОАО «РЖД» [7-8] и др. Ключевые положения этих документов отражают изменившиеся условия внешней среды транспорта, требования к транспорту и логистике, вызванные в том числе и развитием информационных и телекоммуникационных (цифровых) технологий. В широком смысле реализация новой концепции жизненного цикла продукции должна быть отражена в деятельности компании ОАО «Российские железные дороги» и включать элементы развития отношений к контрагентам и потребителям услуг на рынке при активном развитии внутрипроизводственных цифровых технологий. Это в частности [2]:
- формирование новой концепции управления перевозочным процессом — ключевым бизнес-процессом на транспорте, учитывая трансформацию и развитие требований грузовладельца к перевозчику. Экономический и технологический паритет интересов перевозчика в части обеспечения перевозки является обязательным условием к перевозочной деятельности, который будет основным регулятором ответственности грузоотправителей и грузополучателей при выполнении своих обязательств в начально-конечных пунктах перевозок;
- все этапы организации перевозочного процесса должны стать прозрачными как в части технологии реализации транспортно-технологических процессов, так и по нормативно-правовому, экономическому и сервисному их сопровождению. Каждый участник перевозочного процесса в состоянии активной «операции» перевозчика с потоком, к которым он имеет отношение. Финансово-экономическая прозрачность взаимоотношений направлена на повышение доверия участников перевозочного процесса друг к другу;
- развитие информационно-управляющих систем в системе организации железнодорожных перевозок базируется на открытых платформах, т. е. информация по организации перевозок может стать доступной собственникам грузов, вагонов и других агентов в части обеспечения их ответственности в перевозочном процессе, достигаемой использованием кросс-платформенных технологий интеграции информационных систем разных компаний. Следует отметить, что существующие вопросы по обеспечению информационной безопасности корпоративных информационных систем при организации систем с мультидоступом сегодня достаточно отработаны и реализуемы;
- развитие рынка организации перевозочного процесса должно идти по пути обеспечения мультиагентности, которое сформирует конкурентную среду доступа к транспортной инфраструктуре. Оно обеспечит регулирование рынка в условиях наличия сегментов
рынка от монопольных до полностью конкурентных;
- нормативно-правовое окружение перевозочной деятельности ориентировано на завершенность логистического процесса. В условиях многооператорских логистических процессов зачастую нормирование процессов приводит к формированию «жестких» регламентов-планов по организации перевозок. При этом элементы ускорения доставки грузов не являются стимулирующим фактором для перевозчика (под угрозой изменения нормативной базы организации перевозок).
Таким образом, пространство проблем перехода к цифровым технологиям на транспорте приводит к необходимости их шкалирования в трех плоскостях: нормативно-правовое обеспечение взаимоотношений между субъектами и стандартизация, инфраструктура и подвижной состав (грузовые единицы), информационно-телекоммуникационное пространство (рис. 2).
Рисунок 2 — Пространство проблем перехода к цифровым технологиям
Сопоставительный анализ реализации этих направлений в отраслевых программах железнодорожного транспорта [5, 6], представленных в таблице 2, показывает концептуально отличные друг от друга подходы к формализации пространства решений. В долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» формируются задачи, локализуемые по видам деятельности, а в Программе «Циф-
Таблица 2 —
ровая железная дорога» — по технологиям обеспечения перевозочного процесса, управления инфраструктурой и взаимодействия с контрагентами. Безусловно, наблюдается пересечение предполагаемых ключевых направлений развития информационных систем (ИС) (Н) и классов автоматизированных решений (К), вариант которых представлен на рисунке 3.
Сравнительный анализ концепций развития цифровых технологий на железнодорожном транспорте
Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД», ключевые направления развития информационных систем (Н) Программа «Цифровая железная дорога», класс автоматизированного решения (К)
Н1. Создание единого информационного пространства грузовых перевозок и логистики для повышения доходности грузоперевозок и логистического бизнеса К1. Управление услугами и процессами оказания услуг
Н2. Создание единого информационного пространства пассажирского комплекса для повышения доходности пассажирских перевозок К2. Малолюдные и безлюдные средства управления процессами
Н3. Формирование сквозных цифровых технологий организации перевозочного процесса («Цифровая железная дорога») для повышения эффективности железнодорожных перевозок и инфраструктуры К3. Цифровые объекты, диагностика и прогнозирование
Н4. Создание единой интегрированной автоматизированной системы управления К4. Оптимизация использования ресурсов
Н5. Оптимизация корпоративных систем управления предприятием, анализа и разработки отчётности для повышения доходности зарубежной деятельности, увеличения эффективности социальной сферы и корпоративного управления К5. Мобильные и социальные коммуникации
Н1
Н2 К1
Н3 К2 К3
Н4 К4 К5
Н5
Рисунок 3 — Взаимопересечение направлений развития ИС и классов автоматизированных решений
Несмотря на первостепенность внутрикорпоративных информационных технологий транспортного холдинга ОАО «РЖД», направленных на снижение издержек, вопросы полномасштабного использования новых телекоммуникационных и информационных
технологий для развития экономики и общества, экспорта транспортных услуг, развития интеграционных процессов в мировую должны быть включены в целевые индикаторы отрасли и направлены на преобразование и развитие роли железнодорожного транспорта
в интегрированной логистике организации материальных потоков [11]. На наш взгляд, на железнодорожном транспорте эволюционные изменения в области телекоммуникационных и информационных систем претерпят качественные изменения за счет [5, 10]:
- расширенного использования дистанционных технологий позиционирования положения и состояния объектов железнодорожной транспортной инфраструктуры, подвижного состава и грузовых единиц;
- развития интеллектуальных, информационно-управляющих систем в системах управления транспортно-технологическими и перевозочными процессами, управления взаимодействием железнодорожного транспорта с другими видами транспорта;
- качественного перехода от управления процессами перевозок в рамках отдельных полигонов и регионов к управлению транспортными кластерами, перевозками на уровне национальных и международных транспортных коридоров.
Заключение
Развитие отечественной транс-портно-логистической системы сегодня и в ближайшем будущем будут осуществляться в контексте «цифровой экономики», а развитие человеческого капитала потребует новых образовательных технологий и профессий, обеспечивающих «качество и компетентность специалистов» в области транспорта и логистики в новом мире.
Библиографический список
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: [Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1632-р от 28.07.2017].
2. Мамаев, Э. А., Гузенко, Н. В. Железнодорожный транспорт в цифровой экономике: направления развития // Цифровая революция в логистике: эф-
фекты, конгломераты и точки роста : матер. межд. науч.-практ. конф. XIV ЮжноРоссийский логистический форум. 19-19 октября 2018 г. — Ростов н/Д : ИПК РГЭУ (РИНХ), 2018. — С. 85-88.
3. Мамаев, Э. А., Порицкий, И. А. Принципы и положения единого информационного пространства рынка транспортных услуг [Электронный текст] // Инженерный вестник Дона. — 2013. — № 1. — Т. 24. — Режим доступа : http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2 013/1497.
4. Инновационные процессы логистического менеджмента в интеллектуальных транспортных системах : моногр. : в 4-х т. / под общ. ред. Б. А. Левина, Л. Б. Миротина. — М. : Учебно-метод. центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2015. — Т. 2. Формирование отраслевых логистических интеллектуальных транспортных систем.
5. Розенберг, Е. Н., Батраев, В. В. О стратегии развития цифровой железной дороги // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». — 2018. — № 1. — С. 9-27.
6. Иванкин, П. Обоснованный оптимизм. АО «РЖД» пересмотрело долгосрочную программу развития // Российская газета. — 24.06.2018. — № 7598 (135).
7. Лапидус, Б. М. О научной поддержке реализации стратегических задач холдинга «РЖД» // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. — 2015. — № 1. — С. 3-10.
8. Куприяновский, В. П., Синягов, С. А., Намиот, Д. Е. [и др.]. Трансформация промышленности в цифровой экономике — экосистема и жизненный цикл // International Journal of Open Information Technologies. — 2017. — № 1. — Т. 5. — С. 34-49.
9. Бубнова, Г. В., Левин, Б. А. Цифровая логистика — инновационный механизм развития и эффективного функционирования транспортно-логис-
тических систем и комплексов // International Journal of Open Information Technologies. — 2017. — № 3. — Т. 5. — С. 72-78.
10. Мамаев, Э. А. Логистика и транспорт в цифровой экономике // Транспорт и логистика: инновационная инфраструктура, интеллектуальные и ресурсосберегающие технологии, экономика и управление : сб. науч. тр. II Между-нар. науч.-практ. конф. — Ростов н/Д, 2018. — С. 8-12.
11. Покусаев, О. Н., Куприянов-ский, В. П., Намиот, Д. Е. [и др.]. Блок-чейн на цифровой железной дороге Германии // International Journal of Open Information Technologies. — 2018. — № 2. — Т. 6. — C. 43-53.
Bibliographic list
1. Program «Digital economy of the Russian Federation» : [Order of Government of Russian Federation № 1632-p from 28.07.2017].
2. Mamaev, E. A., Guzenko, N. V. Railway transport in digital economy: development // Digital revolution in logistics: effects, conglomerates and growth : materials of int. scientific-practical conf. XIV South-Russian logistics forum. 19-19, October, 2018. — Rostov-on-Don : EPC of Rostov State University of Economics (RINH), 2018. — P. 85-88.
3. Mamaev, E. A., Poritskiy, I. A. Principles of unified information space of transport services market [Electronic resource] // Engineering Bulletin of Russian Federation. — 2013. — № 1. — Vol. 24. — Mode of access : http://www.ivdon.ru/ magazine/archive/n1 y2013/1497.
4. Innovation processes of logistics management in intelligent transportation systems : monograph : in 4 vol. / ed. by
B. A. Levin, L. B. Mirotin. — M. : Training center on education on railway transport, 2015. — Vol. 2. Formation of industry logistics intelligent transport systems.
5. Rosenberg, E. N., Batraev, V. V. On digital railway development strategy // Bulletin of joint scientific Council of JSC «Russian Railways». — 2018. — № 1. — P. 9-27.
6. Ivankin, P. Justified optimism. JSC «Russian Railways» revised the long-term development program // Rossiyskaya Gazeta. — 24.06.2018. — № 7598 (135).
7. Lapidus, B. M. On scientific support of realization of strategic tasks of holding company «Russian Railways» // Bulletin of scientific-research Institute of railway transport. — 2015. — № 1. — P. 3-10.
8. Chuprynouskiy, V. P., Sinya-kov, S. A., Namiot, D. E. [and oth.]. Transformation of industry in digital economy — ecosystem and life-cycle // International Journal of Open Information Technologies. — 2017. — № 1. — Vol. 5.
9. Bubnova, G. V., Levin, B. Digital logistics — innovative mechanism for development and effective functioning of transport-logistic systems // International Journal of Open Information Technologies. — 2017. — Vol. 5. — № 3. — P. 72-78.
10. Mamaev, E. A. Logistics and transport in digital economy // Transport and logistics: innovative infrastructure, intelligent and resource-saving technologies, economics and management : materials of II International scientific conf. — Rostov-on-Don, 2018. — P. 8-12.
11. Pokusaev, O. N., Suprunovskiy, V. P., Namiot, D. E. [and oth.]. Blockchain on digital rail Germany // International Journal of Open Information Technologies. — 2018. — № 2. — Vol. 6. — P. 43-53.