УДК 625.1
КОРНЕЕВ М.В., к.т.н., доцент (Сибирский государственный университет путей сообщения),
ЛЕОНТЬЕВА В.А., студент (Сибирский государственный университет путей
сообщения)
Создание глобальной площадки транспортных услуг на базе цифровых технологий
Korneev M.V., docent (STU), Leontyeva V.A., student (STU)
Creation of a global platform of transport services based on digital technologies
Введение
Традиционные системы
взаимодействия в бизнесе быстро устаревают и на смену им приходят новые программы и алгоритмы. Пока в России продолжают открывать новые мега-магазины (моллы), в странах с развитой экономикой идет тенденция по их закрытию и перевода покупателей на новые - электронные рынки (е-соттегсе). На многих сайтах компаний появился бот, который помогает пользователю. Без слов «цифровая экономика», «искусственный
интеллект» и «интернет вещей» не обходиться ни одна научно-практическая конференция.
Анализ последних исследований
Проект Цифровой железной дороги определяют, как совокупность цифровых методов описания всех спекторов деятельности холдинга РЖД.
Основная цель проекта - новый уровень взаимоотношений с клиентом, когда ключевыми параметрами для клиента помимо стандартных (качество, цена, доступность) становятся нужды
клиента, персонализация
предоставляемых услуг и интеграция их в производственные процессы.
Ключевыми результатами
являются создания Цифровой железной дороги являются: гибкие системы коммуникации с клиентами на основе их специфики предпочтений, комплексной программы реализации логистических цепочек/6/.
Одним из инновационных предложений было совершенствование технологии выбора оператора подвижного состава для перевозки. Основная цель данной методики -сократить время обработки заявки при помощи создания единой цифровой платформы. В режиме реального времени отображаются все операции между грузоотправителем и
оператором, подбирается идеальный вариант по нескольким критериям грузоотправителя, которые возможно решить с помощью современных нейронных сетей/4/.
Цель работы
Основные работы в области логистики посвящены вопросам
совершенствования отдельных
составляющих всего перевозочного процесса: оказание услуг,
совершенствование отдельных видов транспорта, не затрагивая такие важные аспекты как сравнительный анализ конкурентоспособности каждого
транспорта в регионе, оптимальное взаимодействие различных видов транспорта, определение оптимального расстояния для перевозки тем или иным транспортом. Разработка стратегии развития цифровых торговых площадок на транспорте и алгоритмов расчета параметров логистической цепи доставки грузов является основной целью данного исследования.
Основной материал
Цифровые технологии активно внедряются в логистический рынок, появилось множество электронных платформ для участников
транспортного бизнеса на
автомобильном транспорте, создается база для появления такой платформы и на железнодорожном транспорте.
Экономику с давних времен описывали в образах железной дороги (экономические рельсы, локомотивные компании, магистральные направления). Сегодня к этой железнодорожной карте добавилось новое явление, которое грозит перестроить не только график движения к успеху в бизнесе, но и напрочь перекроить весь ландшафт современного рынка, каким мы его знали в доцифровую «эру 1.0». Это ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ. Они стирают границы между отраслями, формируют новые неожиданные индустриальные альянсы, да что там -новые индустрии. Они полностью меняют представление о конкуренции, вплоть до ее полного устранения. Компании, выбравшие
«платформенный» формат ведения бизнеса - одни из самых быстрорастущих и
капитализирующихся.
Как это ни парадоксально звучит, сегодня задача любого дальновидного предпринимателя заключается вовсе не в том, чтобы занять место в первом вагоне размеренно идущего по накатанным рабочим рельсам локомотива, а успеть запрыгнуть на ту или иную стремительно набирающую обороты платформу, а то и создать собственную [Андрей Селин, Директор по маркетингу группы компаний Хсот].
ОАО «РЖД» реализует проект электронной торговой площадки «Грузовые перевозки», которая позволяет организовать перевозку груза железнодорожном транспорте и идет по стратегии «лучшей цены» и масштаба.
Эта площадка призвана привлечь на железнодорожный транспорт новых клиентов за счет принципа работы в «одно окно»: клиент может заполнить заявку онлайн, после чего программа выдает ему несколько вариантов перевозки груза по критерию оптимальной цены или срока доставки. Ход перевозочного процесса отображается в личном кабинете грузоотправителя/2/.
Процесс разработки такого продукта достаточно трудоемкий - ведь описание процессов в ОАО «РЖД» идет более года. Описанию должно подлежать более 700 тыс. процессов, на настоящий момент описано менее 1%.
В дальнейшем планируется ввести ряд дополнительных услуг:
логистических, цифровых и иных.
По итогу грузоотправитель получает стандартный набор перевозочных услуг, а все дополнительные услуги оплачиваются отдельно, посредством заключения договоров с другими поставщиками
услуг.
Стратегию лучшей цены, выбранная электронной площадкой «Грузовые перевозки» могут обеспечить только крупные компании, такие как холдинг «РЖД». Электронный ресурс востребован операторами подвижного состава и грузоотправителями, работающими с большими объемами. Продукт электронной торговой площадки -поиск вагона под контракты на поставку грузоотправителям.
Для малого и среднего бизнеса доступ к магистральному транспорту без экспедиторов и посредников практически закрыт, несмотря на удобство работы в «одно окно». Появляется необходимость внедрения новой стратегии - ценности.
Стратегия ценности - это создание у клиента (экспедитор, грузовладелец, владельца логистической
инфраструктуры, собственников
подвижного состава и контейнеров и др.) четкого понимания «почему я должен работать с Вами». За ценностью появляется лояльность, а за ценой скрывается только разовое
использование.
Есть несколько вариантов создания ценности:
1. Инновационный путь -предложение клиенту продукта, который решит его проблему лучше других.
2. Сервисный путь - изменение как подхода, так и отношения клиента к услуге, с помощью эмоциональной составляющей данного варианта меняется восприятие клиентом фирмы, что обеспечит постоянных клиентов.
Существующая электронная
торговая площадка не оказывает требуемый уровень сервиса для малого и среднего бизнеса.
Сервис помогает владельцу груза
уйти от множества рисков и «подводных камней» при организации цепи поставки, владельцу (арендатору, оператору) вагона получить аналитику и быстрое реагирование на появляющиеся риски, связанные с эксплуатацией подвижного состава. Для партнеров площадка может стать маркетплейсом для своих услуг (еще одной точкой продаж). Сервис в транспортном бизнесе обычно связывают с уровнями логистического обслуживания/3 /.
Практически все сервисные услуги привязаны к территории, на которой услуга оказывается, соответственно их реализация в рамках «Грузовые перевозки» ОАО «РЖД» будет трудоемкой и затратной.
Исходя из этого, следует отработать алгоритм всех услуг на одной территории, сделать его универсальным и обеспечить им все остальные территории.
На полигоне Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» - созданы наиболее благоприятные условия для реализации данной стратегии:
- железная дорога выполняет самые большие объёмы грузовой работы и показывает постоянный ее рост (в течение 2017 года погружено 306 млн. 950 тыс. тонн);
- инновационная среда, созданная руководством дороги и тесная связь с научным потенциалом региона (2 университетских комплекса железнодорожного транспорта и Сибирское отделение российской академии наук, Академпарк, Технопарк);
- наличие в регионе развитых мультимодальных перевозок, прохождение через регион транспортных коридоров;
- развитие в регионе
альтернативной цифровой площадки логистических услуг EZDOK.
На Р-версии сервиса «EZDOK» реализована технология «Единого окна» для участников транспортного бизнеса, а также реализован прием и обработка заказов клиентов 24/7. Благодаря автоматизации ряда процессов,
адаптивным алгоритмам, технологии Big Data, сервисному отделу -обработка поступающих заказов проходит быстро и эффективно (рис.2). Готовые заказы могут в автоматическом режиме поступать Поставщику услуг.
Расширение функционала за счет добавления транспортного сервиса [всех услуг необходимым для поддержания основного би зныс-прс'цысса «перевозни груздя)
Всеусяуги предоставляются через сервис «Единое он но*, возможность поучить Есе необходимые услуги по одному договору по лучшим ценам
Формирование необходимы* Баз Данных из сторонни* источников и их обработка для д а л ьней шего пол ьэо&ания по у н и кал ьны ьл алгоритмам, что в д а л ьней шем по з&ол ит внедрить машинное обучение для прогнозирования и оптимизации сделок
Реализация функции «умного подбора* (наилучшего совпадения по разным критериям] в свяэкегрузо&ладелец-перв&оэчикпосредством специального ПО, включающий определенный набор авторски*алгоритмов
Удобный интерфейс длп все* пользователей
Единая Международная База Данных по всем профессиональным участникам рынка перевозок
Рис. 2. Преимущество альтернативной платформы
Партнерский сервис «Цифровой ассистент» - уникальный продукт, который благодаря сетевому эффекту уже сейчас постоянно генерирует новые коммерческие предложения для участников транспортного рынка.
Для партнёров цифровой площадки, она должна стать точкой продаж (по примеру Яндекс-маркет, Беру, Али-экспресс и др.), которая будет обладать следующими преимуществами (рис.3)
Примером успешного зарубежного опыта внедрения цифровой площадки в перевозочный процесс служит Сингапурский стартап Freightos -маркетплейс для международных
грузоперевозок. Главная миссия компании - привлечение глобальных фрахтов онлайн.
Поддержка цифровизации в сфере логистики - это стратегический шаг компании General Electric как мирового лидера цифровых технологий в индустриальной сфере. Всего за пять лет технология Freightos помогла тысячам логистических организаций работать более эффективно, а сервис Freightos Marketplace показал фантастический рост [Джонатан Пулитцер,управляющий директор GE Ventures].
Сетевой эффект:
• большее количество потребителей привлекает все больше продавцов и партнеров
Согласованность технологий:
• Автоматизация, аналитика, искусственный интеллект, интернет вещей в синергии создают принципиально новую «Фабрику сервисных возможностей» (еуегуИптд-аэ-а-зетсе), в которой продукты и услуги поставляются на рынок быстро, динамично, по требованию, оплачиваются по реальному объему пользования и гибко масштабируются в зависимости от текущих потребностей клиента.
Открытость данных:
• Имея доступ к огромному потоку актуальной информации о потребителях все новые и новые участники могут разрабатывать все новые и новые предложения и сервисы
Рис. 3. Преимущество цифровой платформы как точки продаж
Freightos запустил алгоритмы, которые загружают контракт ценообразования на фрахт, базы данных для фрахтовых ставок и модуля для автоматического фрахта и котировок в Интернете. Это позволяет вычислить свой собственный индекс, просчитать предложения и сделки, затем усреднить их и вывести единое число, которое характеризует общую дороговизность рынка. Для угля, зерна и других подобных грузов такой «индекс» рассчитывает на протяжении 30 лет только Балтийская биржа.
Сеть Freightos предоставляет маршрут от «двери до двери», поддерживая обмен запросов между экспедиторами и их агентами.
По итогу Freightos была первой компанией, реализовавшей онлайн-рынок для международных перевозок, позволяя грузоотправителю сравнить, забронировать и управлять всеми грузовыми услугами от различных потсавщиков логистики.
Недавно компания запустила новый продукт - облачное программное
обеспечение AcceleRate. Оно позволяет перевозчикам определять тарифы и управлять ими. На данный момент программой пользуются более 1000 операторов в сфере логистики, включая в себя не только крупных, но и более мелких операторов.
Вывод
Опыт зарубежных торговых площадок показывает необходимость внедрения цифровизации в логистику. Торговая площадка должна быть основана не на конкуренции участников транспортного рынка, а на интеграции, дополнении друг друга и объединения для решения задач перевозки и транспортного сервиса по конкретным маршрутам. При этом каждая из сторон может как продолжать работать самостоятельно, так и в системе площадки.
Список литературы:
1 . Концепция реализации комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога» №1285 от 05.12.2017 г.
2. Сайт ЭТП «Грузовые Перевозки». https://etpgp.rzd.ru
3. Вознесенский, В. А. К развитию электронной торговой площадки «Грузовые перевозки»//Бюллетень Транспортной Информации -2017 -№ 5 -с. 18-22
4. Жовклы А.В., Корнеев М.В. Использование математических моделей и современных информационных технологий для планирования подвода порожнего вагона под груз // Транспортная инфраструктура Сибирского региона.
2017. Т. 1. С. 194-196.
5. Буравцев А.В. Цифровая железная дорога как сложная организационно-техническая система // Наука и технологии железных дорог.
2018. Т. 2. № 1 (5). С. 69-79.
6. Цифровая железная дорога. Технологический уровень /Дзюба Ю.В.,
Павловский А.А., Уманский В.И. //Перспективы науки и образования. -2018. - № 1 (31). - С. 208 - 213
Аннотации:
В статье детально рассмотрено появление такого понятия как «Цифровая железная дорога» и сделан анализ необходимости цифровых площадок логистических услуг. Рассмотрен Российский и зарубежный опыт. Определены тренды развития таких продуктов и эффекты для владельцев таких торговых площадок и для клиента, который заинтересован в комплексной транспортной услуге по лучшей цене.
Ключевые слова: цифровая железная дорога, электронная логистическая платформа, электронная торговая площадка
The article discusses in detail the emergence of the concept of "Digital railway" and the analysis of the need for digital platforms of logistics services. Russian and foreign experience is considered. The trends in the development of these products and the effects for the owners of trading platforms and for the client who is interested in a comprehensive transport service at the best price are determined.
Keywords: digital railway, electronic logistics platform, electronic trading platform