3. Профессиональная подготовка. Педагоги начальных классов должны иметь соответствующее образование и постоянно совершенствовать свои знания и навыки.
4. Интерактивные методы обучения. Педагоги должны использовать интерактивные методы обучения для привлечения интереса учеников к учебному процессу.
5. Развитие личностных качеств. Педагоги должны постоянно развивать свои личностные качества, такие как коммуникабельность, толерантность, терпимость.
6. Сотрудничество с коллегами. Педагоги должны сотрудничать с коллегами для обмена опытом и совершенствования своей профессиональной квалификации.
В итоге акмеологические особенности развития педагогических способностей педагогов начальных классов заключаются в постоянном профессиональном росте и развитии, использовании новых методик и технологий обучения, внимании к личностному социальному развитию обучающихся. Особое внимание в развитии педагогических способностей педагогов начальных классов нужно уделять формированию социально-педагогических компетенций, таких как культурные, коммуникативные, межличностные, эмоционально-волевые и др.
Последовательные этапы и условия, которые способствуют развитию акме-ологических способностей и повышению эффективности образовательного процесса:
- анализ своей профессиональной деятельности - на этом этапе педагоги начальных классов должны проанализировать свою профессиональную деятельность, определить недостатки и сильные стороны;
- изучение литературы по акмеологии - педагогам начальных классов необходимо изучать литературу по акмеологии, чтобы понимать, какие особенности необходимы для успешной профессиональной деятельности;
Библиографический список
- создание плана самообразования - на основе анализа своей деятельности и изучения литературы педагоги начальных классов должны разработать план самообразования и систематически повышать свой профессиональный уровень;
- создание условий для активной деятельности обучающихся, стимулирование их интереса к образованию, самообразованию, изучению учебных материалов;
- развитие критического мышления и самооценки обучающихся, что позволяет им анализировать свои успехи и ошибки;
- применение различных методов обучения, которые стимулируют умственную активность обучающихся, таких как проблемное обучение, проектное обучение, игровые методы и т. д.;
- обеспечение доступности информации и ресурсов для обучающихся в любое время и в любом месте;
- систематический мониторинг и анализ процесса обучения и достижений обучающихся, что позволяет корректировать учебный план, стратегии обучения;
- упор на развитие социально-психологических компетенций обучающихся, таких как коммуникативные способности, эмоциональный интеллект, лидерство и т. д.;
- развитие личностной самореализации обучающихся и стимулирование их мотивации к достижению высоких результатов.
Опираясь на данные тезисы, можно сделать выводы о том, что оптимизация процесса развития педагогических способностей требует комплексного подхода и учета всех акмеологических факторов, которые могут влиять на профессиональный рост педагога. Развитие личностных и педагогических способностей педагогов начальных классов является важным условием обеспечения высокого уровня образования в начальной школе.
1. Верниенко Л.В. Влияние акмеологических факторов на развитие педагогических способностей учителей начальных классов. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2008; № 1: 41-45.
2. Деркач A.A. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста. Акмеология. 2012; № 4 (44): 11-17.
3. Семенов И.Н. Рефлексивно-акмеологические проблемы развития творческого потенциала человека. Акмеология. 2009; № 3 (44): 20-22.
4. Скуднова Т.Д. Развитие акмеологической культуры субъектов психолого-педагогического образования. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013; № 3 (123): 78-82.
5. Шумилова Е.А. Теоретические аспекты социально-коммуникативной компетентности в высшем профессионально-педагогическом образовании. Челябинск, 2007.
References
1. Vernienko L.V. Vliyanie akmeologicheskih faktorov na razvitie pedagogicheskih sposobnostej uchitelej nachal'nyh klassov. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2008; № 1: 41-45.
2. Derkach A.A. Psihologo-akmeologicheskie osnovaniya i sredstva optimizacii lichnostno-professional'nogo razvitiya konkurentosposobnogo specialists. Akmeologiya. 2012; № 4 (44): 11-17.
3. Semenov I.N. Refleksivno-akmeologicheskie problemy razvitiya tvorcheskogo potenciala cheloveka. Akmeologiya. 2009; № 3 (44): 20-22.
4. Skudnova T.D. Razvitie akmeologicheskoj kul'tury sub'ektov psihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2013; № 3 (123): 78-82.
5. Shumilova E.A. Teoreticheskie aspekíy social'no-kommunikativnoj kompetentnosti v vysshem professional'no-pedagogicheskom obrazovanii. Chelyabinsk, 2007.
Статья поступила в редакцию 15.09.23
УДК 378
Guseva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation
(Moscow, Russia); senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
DIGITAL TECHNOLOGIES AS AN EFFECTIVE MEANS OF MOTIVATION IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES. The paper studies digital technologies as an effective motivation means in the foreign language training course of persons mastering educational programs in the military universities in Russia. The researcher assesses the state of the Russian educational system corresponding segment. It is proved that the consideration of ICT in this capacity is necessary for its further improvement. The specifics of the military university cadets educational motivation are considered. The work investigates the most significant organizational and pedagogical conditions, the observance of which can contribute to its rational formation. The article reveals ways of using ICT in organizing a digital educational space - one of the main conditions for the students' motivation development, including during their foreign language training.
Key words: higher education, higher military education, modernization of system of higher military education, foreign language in non-linguistic university, digitalization of education, educational motivation of cadets
Н.В. Гусева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны РФ»,
г. Москва, доц. ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: [email protected]
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Изучается процесс использования цифровых технологий как эффективного средства мотивации в ходе иноязычной подготовки лиц, осваивающих образовательные программы в пространстве военных вузов, действующих на территории Российской Федерации. Перед этим оценивается состояние соответствующего сегмента отечественной образовательной системы. Доказывается, что рассмотрение ИКТ в данном качестве является необходимым для его дальнейшего совершенствования. Рассмотрена специфика учебной мотивации курсантов военного вуза. Исследованы наиболее значимые организацион-
но-педагогические условия, соблюдение которых может поспособствовать её рациональному формированию. Говорится о возможностях использования ИКТ при организации цифрового воспитательного пространства - одного из главных условий развития мотивации учащихся, в том числе в ходе их иноязычной подготовки.
Ключевые слова: высшее образование, высшее военное образование, модернизация системы высшего военного образования, иностранный язык в неязыковом вузе, цифровизация образования, учебная мотивация курсантов
Актуальность темы, поднимаемой на страницах настоящей статьи, обосновывается несколькими тенденциями, оказывающими влияние на развитие современного общества и, в частности, образовательной системы.
В первую очередь следует упомянуть цифровизацию всех сфер жизни социума [1, с. 314]. Существенное расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) в большинстве отраслей человеческой деятельности естественным образом затронуло и функционирование организаций высшего военного образования [2, с. 290]. Соответственно, их возможности могут и должны учитываться при планировании и организации образовательной деятельности в военных вузах [3, с. 140].
Вторая тенденция, о которой необходимо сказать, обсуждая актуальность вопросов, рассматривающихся в данном исследовании, - состояние преподавания ИЯ в неязыковых вузах нашей страны. С одной стороны, мы наблюдаем возрастание его важности для успешного завершения обучения лицами, осваивающими неязыковые специальности [4, с. 212-213]. С другой, сокращение академических часов, выделяемых на освоение этой дисциплины [5, с. 273]. Подобная ситуация ведёт к росту значения самостоятельной работы (С.А. Алёшина, А.П. Андруник, Ю.А. Бабушкина, В.В. Дементьева, К.В. Плохова, А.В. Петкин). Последняя, в свою очередь, требует наличия у курсантов более высокого уровня мотивации [6, с. 97-98].
Таким образом, рассмотрение возможностей цифровых технологий как средства повышения мотивации курсантов военных вузов по ходу иноязычной подготовки является перспективным направлением исследований, связанных с дальнейшим совершенствованием соответствующего сегмента отечественной образовательной системы.
Цель статьи - изучение процесса использования цифровых технологий как эффективного средства мотивации в ходе иноязычной подготовки лиц, обучающихся в военных вузах, действующих на территории РФ.
Задачи, решение которых позволяет достичь этой цели, формулируются следующим образом:
- рассмотреть специфику учебной мотивации курсантов военного вуза;
- изучить организационно-педагогические условия её формирования;
- исследовать возможности ИКТ при организации цифрового воспитательного пространства - одного из наиболее значимых условий развития мотивации учащихся, в том числе в ходе их иноязычной подготовки.
При подготовке статьи применялись следующие методы:
- рефлексия собственного педагогического опыта автора;
- анализ специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.
Её научная новизна заключается в демонстрации возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями для организации цифрового воспитательного пространства в современном военном вузе.
Теоретическая значимость заключается в изучении наиболее характерных черт мотивации применительно к иноязычной подготовке курсантов.
Практическая значимость состоит в рассмотрении важнейших организационно-педагогических условий формирования учебной мотивации у лиц, обучающихся в военных вузах, в том числе путём использования цифровых технологий.
Мотивация курсантов военного вуза тесно связана со следующими факторами:
- военно-профессиональная направленность [7, с. 242];
- жизненные устремления учащихся;
- их цели, установки, ценностные ориентации [8, с. 318-319].
По этой причине она может рассматриваться как осознание будущими офицерами собственных побуждений к постановке целей деятельности, действиям и поступкам, направленным на их достижение, в том числе при изучении иностранного языка [9, с. 18-19]. Учебная мотивация выступает фундаментальной основой для достижения курсантами учебных и профессиональных успехов, формирования осознанной потребности для постоянного самосовершенствования при осуществлении учебной, а затем и военно-профессиональной деятельности [6, с. 98].
При этом интересующая нас характеристика представляет собой результат длительного процесса, включающего:
- осознание и принятие учащимся условий и факторов, характерных для образовательной среды вуза;
- формирование активных побудительных сил;
- развитие соответствующих жизненных установок;
- складывание по результатам трёх первых стадий прочной основы мышления и поведения при осуществлении иноязычной образовательной деятельности [9, с. 20].
Сегодня состояние разработки интересующей нас проблематики позволяет говорить о нескольких слагаемых содержательного наполнения мотивации курсантов (И.Н. Алексеенко, А.П. Андруник, А.В. Брушлинский, В.В. Дементьева, Е.В. Медведева, ГА. Позднякова, С.Л. Рубинштейн). В их числе мы можем выделить следующие:
- оптимальный уровень развития интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств [1, с. 315];
- осознание важности иноязычной подготовки для успешной реализации учебной, а позднее - военно-профессиональной деятельности;
- систематическое проявление стремления к совершенствованию собственных компетенций в этой области [6, с. 99];
- уверенная самоидентификация с военно-профессиональным сообществом.
Автором настоящей статьи была выявлена совокупность организационно-педагогических условий, соблюдение которых может с определённой вероятностью поспособствовать формированию учебной мотивации курсантов при изучении иностранных языков. К таковым относятся: организация в пространстве военных вузов РФ цифрового воспитательного пространства; включение будущих военных специалистов в различные формы учебной и внеучебной деятельности, способствующие формированию одного или нескольких слагаемых учебной мотивации [10, с. 6-7]; обеспечение наиболее полной реализации творческого и научно-исследовательского потенциала курсантов с использованием средств и методов, предоставляемых иноязычной подготовкой [11, с. 38].
Организация цифрового воспитательного пространства подразумевает широчайшую интеграцию цифровых образовательных технологий во все аспекты учебной и внеучебной деятельности будущих офицеров [12, с. 107-108]. Их комплексное использование должно обеспечить рациональное функционирование совокупности информационных систем, позволяющих достичь приемлемых результатов процесса формирования учебной мотивации [4, с. 158]. Такая среда позволяет создавать образовательные ситуации, направленные на развитие интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств курсантов, а также осознание ими важности иноязычной подготовки для успешной реализации учебной, а позднее - военно-профессиональной деятельности [11, с. 140].
Эффективность создания таких ситуаций с помощью ИКТ будет достаточно высокой при условии соблюдения ряда принципов (табл. 1).
Таблица 1
Принципы использования ИКТ в цифровой воспитательной среде современного военного вуза
Принцип Реализация в ходе организации цифровой воспитательной среды
Единства Согласованное применение цифровых технологий, традиционных форм организации воспитательного процесса [12, с. 110]
Полезности Максимальное соответствие используемых информационных и телекоммуникационных технологий целям и задачам деятельности по формированию у курсантов мотивации к скорейшему складыванию системы иноязычных компетенций (В.В. Борисова, Е.В. Гнатышина, В.В. Дементьева, А.А. Саламатов)
Открытости Расширение компонентов среды за счёт интеграции в неё VR и 3D-технологий [13, с. 12]
Доступности Обеспечение доступности компонентов цифровой воспитательной среды во внутренней информационной сети военного вуза [14, с. 232]
Соблюдение этих принципов позволит эффективно использовать инновационные воспитательные технологии: веб-квесты, патриотические интерактивные воспитательные ресурсы, онлайн-экскурсии и др. [13, с. 13]. Таким образом в значительной степени может быть оптимизирован процесс осознания и принятие учащимся условий и факторов, характерных для образовательной среды военного вуза [12, с. 111].
Рациональное применение цифровых ресурсов в рамках рассматриваемой среды с большой вероятностью позволит сформировать у обучающихся осознание важности иноязычной подготовки для успешной реализации учебной, а позднее - военно-профессиональной деятельности [9, с. 20]. Особенности её организации могут помочь в стимулировании систематических проявлений курсантами стремления к совершенствованию собственных компетенций в соответствующей
сфере [5, с. 275]. Повысится также вероятность такой составляющей учебной мотивации, как уверенная самоидентификация с военно-профессиональным сообществом [2, с. 289].
Таким образом, мы можем заключить, что в последние годы наблюдается значительное расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий в большинстве отраслей человеческой деятельности. Это не могло не сказаться на развитии системы высшего военного образования в нашей стране. С другой стороны, обращает на себя внимание состояние преподавания ИЯ в неязыковых вузах нашей страны. Хотя его важность для успешного завершения обучения лицами, осваивающими неязыковые специальности, неуклонно возрастает, академические часы, выделяемые на освоение этой дисциплины, сокращаются. Это ведёт к росту значения самостоятельной работы. Последняя, в свою очередь, требует наличия у курсантов более высокого уровня учебной мотивации.
Она тесно связана со следующими факторами: военно-профессиональная направленность; жизненные устремления учащихся; их цели, установки, ценностные ориентации. По этой причине мотивация лиц, осваивающих программы военных вузов, может рассматриваться как осознание будущими офицерами собственных побуждений к постановке целей деятельности, действиям и поступкам, направленным на их достижение, в том числе при изучении иностранного языка.
Эта характеристика представляет собой результат длительного процесса, включающего осознание и принятие учащимся условий и факторов, характерных для образовательной среды вуза; формирование активных побудительных сил; развитие соответствующих жизненных установок; складывание по результатам
Библиографический список
трёх первых стадий прочной основы мышления и поведения при осуществлении иноязычной образовательной деятельности.
Сегодня состояние разработки интересующей нас проблематики позволяет выделить несколько слагаемых содержательного наполнения мотивации курсантов: оптимальный уровень развития интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств; осознание важности иноязычной подготовки для успешной реализации учебной, а позднее - военно-профессиональной деятельности; систематическое проявление стремления к совершенствованию собственных компетенций в этой области; уверенная самоидентификация с военно-профессиональным сообществом.
Совокупность организационно-педагогических условий, соблюдение которых может с определённой вероятностью поспособствовать формированию учебной мотивации курсантов при изучении иностранных языков. К таковым относятся: организация в пространстве военных вузов РФ цифрового воспитательного пространства; включение будущих военных специалистов в различные формы учебной и внеучебной деятельности, способствующие формированию одного или нескольких слагаемых учебной мотивации; обеспечение наиболее полной реализации творческого и научно-исследовательского потенциала курсантов с использованием средств и методов, предоставляемых иноязычной подготовкой.
Организация цифрового воспитательного пространства подразумевает широчайшую интеграцию соответствующих технологий во все аспекты учебной и внеучебной деятельности будущих офицеров. Их комплексное использование должно обеспечить рациональное функционирование совокупности информационных систем, позволяющих достичь приемлемых результатов процесса формирования учебной мотивации.
1. Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие мышления у студентов с использованием рефлексивных технологий в процессе обучения. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 314-316.
2. Ростовцева П.П. Интерактивные методы обучения как способы повышения эмоционального интеллекта. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4 (89): 288-290.
3. Ростовцева П.П., Гусева Н.В., Соболева О.С. Aдаптация студентов неязыковых вузов к профессионально ориентированной коммуникативной деятельности. Педагогика и психология образования. 2018; № 1: 138-142.
4. Ростовцева П.П., Aнюшенкова О.Н., Щекочихина С.В. Английский язык в сфере государственного и муниципального управления. Профессиональное общение. Москва: КНОРУС, 2022.
5. Савинова T.A. К вопросу об обучении взрослых иностранному языку в неязыковом вузе. Обучение и воспитание: методики и практика. 2015; № 19: 273-275.
6. Пак Л.Г Теоретические аспекты формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся во внеаудиторной деятельности. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 63-3: 96-99.
7. Гусева Н.В. Диагностика результатов обучения иностранному языку курсантов военных вузов как педагогическая проблема. Мир образования - образование в мире. 2018; № 1 (69): 240-243.
8. Писарев A.C, Голубчикова М.Г, Косогова A.C Исследование взаимосвязи субъектности и академической мотивации студентов вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 317-320.
9. Найденова ИА, Чайка AA Система формирования военно-профессиональной мотивации воспитанников довузовских образовательных организаций МО РФ. Format. Педагогика. 2019; № 1: 17-20.
10. Бугреева A.C Проблемы реализации эффективной обратной связи как инструмента мотивации в обучении иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 5-8.
11. Aвдеева Е.Л., Жердева О.Н., Шелкова С.В. и др. Лингводидактические, психолого-педагогические аспекты преподавания иностранного языка с учётом вызовов системы образования в эпоху цифровой экономики. Москва: Научные технологии, 2019.
12. Aтюшкина В.Б., Султанбаева К.И. Цифровая образовательная среда как условие формирования цифровой культуры студентов. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 107-111.
13. Окушова ГА Цифровой этикет и регламенты в коммуникативном порядке социально-сетевого пространства. Общество: социология, психология, педагогика. 2021; № 1 (81): 11-15.
14. Мельничук М.В., Ростовцева П.П., Короткая О.Ю. Английский язык во внешнеэкономической деятельности. Москва: КНОРУС, 2023. References
1. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie myshleniya u studentov s ispol'zovaniem refleksivnyh tehnologij v processe obucheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 314-316.
2. Rostovceva P.P. Interaktivnye metody obucheniya kak sposoby povysheniya 'emocional'nogo intellekta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89): 288-290.
3. Rostovceva P.P., Guseva N.V., Soboleva O.S. Adaptaciya studentov neyazykovyh vuzov k professional'no orientirovannoj kommunikativnoj deyatel'nosti. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2018; № 1: 138-142.
4. Rostovceva P.P., Anyushenkova O.N., Schekochihina S.V. Anglijskij yazyk v sfere gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. Professional'noe obschenie. Moskva: KNORUS, 2022.
5. Savinova T.A. K voprosu ob obuchenii vzroslyh inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika. 2015; № 19: 273-275.
6. Pak L.G. Teoreticheskie aspekty formirovaniya social'no-professional'noj otvetstvennosti obuchayuschihsya vo vneauditornoj deyatel'nosti. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 63-3: 96-99.
7. Guseva N.V. Diagnostika rezul'tatov obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov kak pedagogicheskaya problema. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2018; № 1 (69): 240-243.
8. Pisarev A.S., Golubchikova M.G., Kosogova A.S. Issledovanie vzaimosvyazi sub'ektnosti i akademicheskoj motivacii studentov vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 317-320.
9. Najdenova I.A., Chajka A.P. Sistema formirovaniya voenno-professional'noj motivacii vospitannikov dovuzovskih obrazovatel'nyh organizacij MO RF. Format. Pedagogika. 2019; № 1: 17-20.
10. Bugreeva A.S. Problemy realizacii 'effektivnoj obratnoj svyazi kak instrumenta motivacii v obuchenii inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 5-8.
11. Avdeeva E.L., Zherdeva O.N., Shelkova S.V. i dr. Lingvodidakticheskie, psihologo-pedagogicheskie aspekty prepodavaniya inostrannogo yazyka s uchetom vyzovov sistemy obrazovaniya v 'epohu cifrovoj 'ekonomiki. Moskva: Nauchnye tehnologii, 2019.
12. Atyushkina V.B., Sultanbaeva K.I. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda kak uslovie formirovaniya cifrovoj kul'tury studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 107-111.
13. Okushova G.A. Cifrovoj 'etiket i reglamenty v kommunikativnom poryadke social'no-setevogo prostranstva. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2021; № 1 (81): 11-15.
14. Mel'nichuk M.V., Rostovceva P.P., Korotkaya O.Yu. Anglijskij yazyk vo vneshne'ekonomicheskojdeyatel'nosti. Moskva: KNORUS, 2023.
Статья поступила в редакцию 14.09.23