Литература
1. Костькин Д.А., 2008 - КостькинД.А. Нравственное воспитание: советское прошлое и современность // Известия ПГПУ, №6 (10) 2008 С. 138-140
2. Ленин, 1981 - Ленин В.И. Задачи союзов молодежи// Ленин В.И. ПСС. Т. 7. М.: Политиздат, 1981. 696 с.
3. Макаренко, 1983 - Макаренко А.С. Полное собрание сочинений в 8-х томах. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. 512 с.
4. Макаренко, 1984 - Макаренко А.С. Полное собрание сочинений в 8-х томах. Т. 4. М.: Педагогика 1984. 502 с.
5. Чапаев Н.К., 2017 - Чапаев Н.К. Опыт конституирования антиномической диалектики в ювенальной педагогике А. С. Макаренко // Образование и наука. Том 19, № 10. 2017. С. 69-95.
УДК 378:147.88
ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ТРЕНД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
Людмила Александровна Коханова
Доктор филологических наук, профессор Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Сергей Бориэльевич Головко Кандидат филологических наук, доцент Российский государственный гуманитарный университет Юлия Евгеньевна Черешнева Кандидат филологических наук, доцент Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Цифровое образование выступает сегодня не только как совокупность навыков использования коммуникационной техники и технологий, но и как процесс адаптации личности к ме-диапространству, и поэтому является одной из актуальных тем обсуждений и дискуссий относительно возможностей реализации коммуникационного опыта современности. Дискурсивные практики цифрового образования включают в себя широкий круг вопросов как теоретической, так и практической направленности. Цифровое образование становится стратегической тенденцией развития общества и, в первую очередь, его коммуникационных подсистем. При этом коммуникаторы должны соответствовать определенному уровню подготовленности к взаимодействию в электронной среде, обладать определенной совокупностью навыков использования коммуникационной техники и технологий. На основании обзора научной литературы авторы представляют свое толкование термина «цифровое образование». Приводятся результаты второго этапа пилотного исследования «Цифровое образование как конкурентное преимущество будущих журналистов», посвященного анализу основных системообразующих компонентов цифрового образования. По результатам анкетного опроса репрезентативной выборки сделаны выводы о некоторых трендах современного этапа развития цифрового образования. Особое внимание уделено вопросам Интернет-рисков и угроз, возникающих у коммуникаторов при работе с социальными сетями.
Ключевые слова: цифровое образование, цифровая образовательная среда, цифровые технологии, информационные системы, социальные медиа, студенты, журналистика.
DIGITAL EDUCATION AS A PROFESSIONAL GROWTH TREND
Ljudmila Alexandrovna Kokhanova
DSc in Philology, Professor Lomonosov Moscow State University
Sergey Borieljevich Golovko PhD in Philology, Associate Professor Russian State University for the Humanities Julia Eugenjevna Chereshneva PhD in Philology, Associate Professor Lomonosov Moscow State University
Digital education perform today not only as sum total of skills of the use of communication technique and technologies but also as a process of adaptation of personality to media, and is one of actual themes of discussions and discussions in relation to marketabilities of communication experience of contemporaneity. Discursive practices of digital education plug in itself the wide circle of
questions of both theoretical and practical orientation. Digital education becomes a strategic progress of society trend and, first of all, his of communication subsystems. Thus communicators must correspond to the certain level of preparedness to cooperation in an electronic environment, to possess certain totality of skills of the use of communication technique and technologies. On the basis of review of scientific literature authors present the interpretation of term "digital education". Results over of the second stage of pilot research are brought "Digital education as competitive edge of future journalists", devoted to the analysis of basic system-forming components of digital education. On results the questionnaire of representative selection drawn conclusion about some trends of the modern stage of development of digital education. The special attention is spared to the questions of Internet-risks and threats, arising up at communicators during work with social networks.
Keywords: digital education, digital educational environment, digital technologies, information systems, social medias, students, journalism.
Развитие цифрового образования обеспечивается внедрением цифровых технологий, появлением цифровой образовательной среды, цифрового инструментария, цифровых наработок. Терминологический аппарат понятия «цифровое образование» в отечественной педагогической науке и практике пока еще полностью не сложился.
При определении термина мы будем придерживаться подходов Б.С. Гершунского, который выделял четыре аспекта в трактовке образования [Гершунский, 1998, с. 158]. Прежде всего, образование как ценность - государственная, общественная, личностная; как система, взаимосвязывающая множество объектов с определёнными свойствами; как процесс движения от целей к результату и, наконец, как результат (грамотность - образованность - компетентность - культура). Категория «цифровой» кроме использования среды Интернет предполагает представление материала в цифровом формате с наиболее низким уровнем искажений, неточностей. Другими словами, мы представляем категорию «цифровое образование» с позиций процесса и результата, происходящих в конкретной среде с определенными выходными характеристиками.
Термин «цифровое образование» на сегодняшний день имеет массу трактовок, что часто зависит от сферы деятельности самого автора (менеджеры, экономисты, педагоги и т.д.). Так, помимо уже указанной Интернет-среды, исследователи включают в разработку дефиниции понятия цифровой грамотности, цифровых технологий, цифровой организации учебного процесса, цифровых процессов проверки знаний и мн. др.[Вегап, 2017]. Больший интерес представляют позиции разных авторов по поводу толкования термина.
Так, И.Ю. Травкин, старший преподаватель кафедры математики Сахалинского государственного университета, считает, что «цифровое образование - это набор образовательных интерфейсов цифрового мира» [Травкин, 2018]. Более развернутую трактовку предлагает М.Э. Кушнир, советник Лиги образования: «это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса» [Цифровая образовательная среда, 2018]. Здесь налицо попытка обозначить предметную область исследования, взаимосвязанная с деятельностной частью процесса.
М.Н. Ракова, руководитель проектов по дополнительному образованию и мотивации детей к занятию научно-техническим творчеством, расширяет толкование термина, включая в дефиницию «управленческие модели (облачная бухгалтерия внутри школ или различные платформы), внедрение цифровых технологий в содержания предметов (на уроке физической культуры используют трекеры, различные технологии, фиксирующие динамику изменений внутри организма), цифровое мышление» [Цифровое образование: инвестиции в будущее: Российский инвестиционный форум 2018].
Н.Ю. Игнатова, ст. преподаватель УрФУ, углубляя терминологический дискурс, вводит новые предметные расширения. По ее мнению, цифровое образование «включает в себя ведение блогов, использование социальных медиа в аудитории, применение особых, отличающихся от стандартных учебных планов GitHub, обучение студентов использованию цифровых технологий для тестирования идей» [Игнатова, 2017, с. 54].
А.М. Кондаков, д.п.н., член-корреспондент РАО, предлагает свободное от конкретики, но от этого не менее точное определение цифрового образования как системы возможностей, открывающейся цифровыми технологиями. [Кондаков, 2018].
И, наконец, в соответствующем государственном документе упор делается на более точное определение среды протекания процесса. В нем учитывается, что важной составляющей организации учебного процесса в цифровом образовании является цифровая образовательная среда как часть электронной информационно-образовательной среды, содержание и условия функционирования которой также определены нормативно-правовой базой государственного и отраслевого значения. [Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»]
Таким образом, проанализировав ряд определений, можно сделать вывод, что основными системообразующими компонентами цифрового образования являются: цифровая образовательная среда, цифровые технологии, социальные медиа, информационные системы, цифровой контент и иные цифровые ресурсы. Подводя итог исследованию, на основании краткого анализа можно построить рабочее определение «цифрового образования» как системы субъект-субъектных отношений, опосредованных цифровой образовательной средой.
Для того, чтобы ответить на вопрос, каким должно быть сегодня цифровое образование, авторами
данной статьи было продолжено проведение пилотного исследования «Цифровое образование как конкурентное преимущество будущих журналистов». Второй этап исследования функционально был направлен в частности на изучение коммуникативных способностей будущих журналистов, которые в большей степени проявляются при общении в сети. В опросе принимало участие 286 студентов факультетов журналистики московских ВУЗов.
Анкетные вопросы ставили своей целью понять, как студенты относятся к инструментам, о которых шла речь выше. При этом мы исходили из того, что цифровое образование на материальном уровне - «это в первую очередь понимание современных информационных технологий, их функционала, а также возможность грамотно использовать их в работе или в быту».[Михайлова, 2018].
На первый блок вопросов, связанный со знакомством студентов с цифровой образовательной средой, были получены весьма противоречивые ответы. Подавляющее число респондентов (64%) активно пользуется ей, оставляя за порогом традиционные способы подготовки (количество посещающих библиотеки не превысило 18%, читальные залы - 11%). Казалось бы, «цифра» успешно внедряется в сознание и образ жизни будущих профессионалов, но здесь нас ожидают непредвиденные сложности. Так, другие вопросы помогли выявить тот факт, что полностью удовлетворены качеством образовательной среды по выбранному направлению обучения не так много респондентов (26%), другие (17%) не удовлетворены контентом, многие отмечают вторичность и неполноту предоставляемых материалов (28%), низкое качество презентации (14%), отсутствие необходимых источников (15%). Процентное соотношение (26% vs 74%) свидетельствует, с одной стороны о том, что цифровая образовательная среда буквально с первых шагов своего существования выступает драйвером современного учебного процесса, но, с другой стороны, содержит немало проблем качественного порядка.
Что касается общения в социальных медиа, которое предполагает развитие коммуникационных навыков, столь необходимых в выбранной специальности, здесь ответы на вопросы анкеты выявили, прежде всего, степень интернет-рисков, которым подвергаются респонденты.
Так, ощутим процент контентных рисков (13%), связанных с использованием материалов, содержащих противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию (насилие, агрессия, эротика и порнография, нецензурная лексика, пропаганда суицида, наркотических веществ и т.д.). Часть респондентов обратила внимание на возникающие коммуникационные риски (19%), которые связаны с межличностными отношениями Интернет-пользователей и включают в себя незаконные контакты, например, с целью встречи, ки-берпреследования, киберунижения и др. На вред, наносимый потребительскими и техническими рисками (риск приобретения товара низкого качества, взлом аккаунта, установка вредоносного программного обеспечения и т.п.) обратили внимание 36% респондентов. На вопрос об Интернет-зависимости большинство ответили отрицательно. Но ряд наводящих вопросов (типа, «сколько времени ежедневно Вы тратите на сон?») помог выявлению более целостной картины Интернет-зависимости. Опираясь на материалы исследования, можно констатировать, что в незначительной степени (до 22%) она присуща современному подрастающему поколению.
Подводя итоги, следует заметить, что уже сегодня цифровое образование - это данность, которая в числе других определяет основные компетенции, которыми должны обладать как выпускники вуза, так и сотрудники редакций.
Литература
1. Гершунский, 1998 - Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций): монография. М., 1998. 680 с.
2. Игнатова, 2017 - Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху : монография; М-во образования и науки РФ ; ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н.Ельцина», Нижнетагил. технол. инт (фил.). — Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. 128 с.
3. Кондаков, 2018 - Кондаков А. Цифровое образование: матрица возможностей: презентация. URL: http ://ito2018.bytic.ru/uploads/materials/2.pdf (дата обращения: 16.07.2018).
4. Михайлова - Михайлова Е. Культура в «цифре»: почему профессионал будущего должен быть немного «айтишником». URL: http://news.ifmo.ru/ru/education/trend/news/7234/
5. Травкин, 2018 - Травкин И.Ю. О цифровой образовательной среде и другие сопутствующие мысли [Электронный ресурс] // Fun of Teaching. URL: http://funofteacЫng.tumЫr.com/post/160011857841/о-цифровой-образовательной-среде-и-другие (дата обращения: 14.06.2018).
6. Цифровая образовательная среда // Директория онлайн. URL: https://medium.com/ direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a 2017 (дата обращения: 16.07.2018).
7. Цифровое образование: инвестиции в будущее: Российский инвестиционный форум 2018. URL: http://roscongress.org/sessions/tsifrovoe-obrazovanie- investitsii-v-budushchee/discussion (дата обращения: 16.07.2018).
8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», приказ Минобрнауки России от 23.08.2014 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образова-тельную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
9. Bersin - Bersin J. The Disruption of Digital Learning: Ten Things We Have Learned. [Электронный ресурс]. URL: https://joshbersin.com/2017/03/the-disruption-of-digital-learning-ten-things-we-have-learned/2017 (дата обращения: 16.07.2018).
УДК 378
ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА КЭМПБЕЛЛА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ31
Антон Павлович Никитин
Кандидат философских наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Цель работы - анализ современных тенденций в развитии системы высшего образования, которые являются отражением закона Кэмпбелла. Закон Кэмпбелла гласит, что чем больше используются количественные индикаторы в регулировании социальных процессов, тем больше они подвержены искажающим влияниям, тем больше в них нарушаются качественные аспекты человеческой деятельности. В статье отмечается: система высшего образования развивается таким образом, что принцип просчитываемости становится в ней доминирующим. Данный принцип сопрягается с требованием достигать определенных количественных показателей. Дональд Кэмпбелл считал, что наибольшее негативное воздействие на качество образования и коррумпированность системы образования оказывает институциональное требование высоких оценок учащихся. В статье показано, как это проявляется в российской системе высшего образования, дана корректировка подхода Кэмпбелла. Раскрываются другие стороны действия закона Кэмпбелла, связанные с внедрением количественной оценки функционирования университетов, деятельности преподавателей и студентов. Утверждается, что широкое распространение количественных индикаторов в регулировании образовательного процесса приводит к симулятивным практикам и фальсеоинтеракции во взаимодействии между всеми элементами системы высшего образования.
Ключевые слова: закон Кэмпбелла, система высшего образования, планирование, количественные индикаторы, качество, симуляция, фальсеоинтеракция.
EFFECT OF CAMPBELL'S LAW IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION
Anton Pavlovich Nikitin
PhD in Philosophy, Associate Professor Katanov Khakass State University
The purpose of the work is to analyze current trends in the development of system of higher education which are a reflection of Campbell's law. Campbell's law states that as the quantitative indicators used in regulation of social processes increase, these social processes are exposed to distorting influences and in them the qualitative aspects of human activity are violated. The article notes: the system of higher education is developing in such a way that the principle of countability becomes dominant in it. This principle is matched with the requirement to achieve certain quantitative indicators. Donald Campbell thought that the institutional requirement of high marks for students renders the greatest negative impact on the quality of education and the corruptibility of the educational system. The article shows how this is appeared in the Russian system of higher education; an adjustment of Campbell's approach is given. The work reveals other aspects of Campbell's law related to the introduction of quantitative assessment of the functioning of universities, the activities of lecturers and students. It is argued that the widespread use of quantitative indicators in the regulation of the educational process leads to simulation and deception in the interaction between all elements of the system of higher education.
Keywords: Campbell's law, system of higher education, planning, quantitative indicators, quality, simulation, false interaction.
Закон Кэмпбелла [Campbell, 1976] утверждает следующую тенденцию в функционировании социальных систем: чем больше в принятии социальных решений используются планируемые количественные индикаторы, тем сильнее регулируемая сфера общественной жизни подвергается искажающим влияниям, и тем более вероятно нарушение естественного хода социальных процессов, которые контролируются планируемыми показателями. Проще говоря, чем больше люди ориентируются на достижение каких-то количе-
31 Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-011-00681