DOI: 10.48137/2074-2975_2022_02_98 УДК 008.2+342
Цифровизация -современный тренд развития правоохранительных органов
Игорь ГОРОШКО
Понятие «цифровизация» настолько прочно вошло в нашу повседневную жизнь, что, наверное, по праву может считаться одним из символов современной эпохи.
За 20 с небольшим лет на совершенно малом по историческим меркам временном интервале цифровизация прошла путь от некоторой декларативной установки, закреплённой в положениях Хартии глобального информационного общества, до общемирового тренда, нашедшего своё отражение во всех сферах человеческого бытия и явившегося катализатором общественного развития.
Наиболее ярко она проявилась в государственном управлении, в частности, в принятых решениях по разработке электронного правительства.
В международной практике под электронным правительством (E-Government) принято понимать систему государственного управления, основанную на автоматизации всей совокупности управленческих процессов с использованием инфор-
мационно-телекоммуникационных (электронных) технологий (ИКТ).
Современные ИКТ, по своей сути, являются цифровыми, т. е. оперирующими цифровыми (или дискретными) сигналами, поэтому электронное правительство уместнее
ГОРОШКО Игорь Владимирович - доктор технических наук, профессор, заведующий отделом правовой статистики и информационного обеспечения прокурорской деятельности Университета прокуратуры Российской Федерации. E-mail: ggoroshko@agprf.org
Ключевые слова: государственное управление, информационно-коммуникационные технологии, правоохранительные органы, цифровизация.
было бы назвать цифровым, тем более что автоматизация управления при его организации достигается на базе компьютерной (цифровой) техники.
Основные цели создания электронного правительства связаны с необходимостью повышения эффективности государственных учреждений и совершенствования их взаимодействия с обществом и друг с другом [1].
Как правило, различают три основных направления такого взаимодействия между:
- государством и потребителями (гражданами) (Government-to-Citzen, G2C);
- государством и бизнесом (Government-to-Business, G2B);
- различными органами государственной власти и межведомственный обмен данным (Government-to-Government, G2G) [2].
Акцент на повышение качества взаимодействия между государством и обществом является следствием адаптации так называемого менеджериального подхода к системе государственного управления, сформулированного в 1992 г. американскими исследователями Д. Осборном и Т. Геблером в работе «Преобразование правительства» (Reinventing Government) и развитого в концепции «сервисного государства».
Менеджериальный подход вводит в систему государственного управления ряд положений теории рационального выбора и экономические категории спроса и предложения.
Гражданин при таком подходе рассматривается как потребитель публичных услуг, а государство, в лице органов исполнительной власти любых уровней или их представителей, в качестве производителя (или поставщика) услуг. Кроме того, гражданину в данной схеме отведена роль верховного арбитра, оценивающего качество работы государственного служащего, и от того, в какой степени гражданин удовлетворён предоставленной услугой, в конечном итоге зависит благополучие последнего.
В Российской Федерации идея электронного правительства нашла своё отражение в Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р, а более детальная её проработка содержалась в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г., утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р (Концепция ЭП).
В качестве приоритетов Концепции ЭП были провозглашены:
- обеспечение удалённого доступа к информации о деятельности государственных органов;
- предоставление услуг с использованием ИКТ [3].
Основные принципы и процедуры предоставления госуслуг при взаимодействии граждан с органами власти России зафиксированы в принятом Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об орга-
1 https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/about/unegovdd-framework
2 https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2013/04/UN_E-Government-Survey_2003.pdf
3 СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2372.
низации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ФЗ-210) [4].
Согласно ФЗ-210 государственная услуга трактуется как деятельность федерального органа исполнительной власти по реализации профильных функций в пределах установленных полномочий, которая осуществляется по запросам заявителей - физических и юридических лиц (за исключением государственных органов и органов местного самоуправления).
Подчёркивая важность информационно-коммуникационных технологий как инструмента достижения цели повышения качества и доступности для граждан государственных услуг в сфере публичного управления, законодатель включил в ФЗ-210 гл. 5, посвящённую использованию ИКТ, а в ст. 19 обращает внимание на необходимость формулировки требований к информационным системам, составляющим информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, задействованную при предоставлении государственных услуг в электронной форме.
Такие требования содержатся в целом ряде документов Правительства Российской Федерации, принятых в развитие ФЗ-210:
- постановлении от 8 июня 2011 г. № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме»;
- постановлении от 24 октября 2011 г. № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в
4 СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.
электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)»;
- распоряжении от 1 ноября 2013 г. № 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года»;
- распоряжении от 25 декабря 2013 г. № 2516-р «Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде»;
- распоряжении от 9 июня 2014 г. № 991-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде» и ряде других.
Современные тенденции, ориентированные на совершенствование взаимодействия власти и заявителей с использованием ИКТ, нашли своё отражение и в правоохранительных органах (ПрО).
Сегодня на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) любой гражданин, иностранец или лицо без гражданства, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут ознакомиться с номенклатурой, порядком и правилами предоставления значительного количества услуг, оказываемых правоохранительными органами (а также осуществляемыми ими функциями) по линии:
- МВД России - это 45 услуг (функций);
- Росгвардии - 34;
- МЧС России - 22;
- Минюста России - 13;
- ФСБ России - 21;
- ФСТЭК России - 13;
- Минобороны России - 9;
- ФССП России - 4;
- Генеральной прокуратуры Российской Федерации - 2;
- ФТС России - 2.
В ряде случаев услуги могут быть оказаны в электронной форме.
Подобные возможности предоставляют и официальные сайты правоохранительных министерств и ведомств, на которых расположены специальные разделы.
Например, раздел «Государственные услуги» выведен на главные страницы сайтов ФСБ России (http://www.fsb.ru) и Росгвардии (https://rosguard. gov.ru).
В некоторых ПрО доступ к перечню оказываемых государственных услуг организован за счёт многошагового перехода с главной страницы.
На сайтах Минюста России (https://minjust.gov. ru/ru), МВД России (Ь|^://мвд.рф), ФСТЭК России (https://fstec.ru) ссылка на соответствующие страницы организована из раздела «Деятельность» главной страницы. Для Минюста России число переходов равно 2, для МВД России и ФСТЭК России - 3.
В ФССП России (http://www.fsb.ru) доступ к государственным услугам возможен после вызова бокового меню (строка «Сервисы») или из футера (подвала) (число переходов равно 3).
Развитие технологии межведомственного электронного взаимодействия обеспечило возможность получения услуг дистанционно в многофункциональных центрах (МФЦ), работающих по принципу «одного окна», которые играют роль посредников между правоохранительными органами и гражданами. Заявитель обращается за получением услуги в одном месте, и если для её осуществления требуется согласованная позиция различных правоохранительных органов, то это согласование достигается за счёт межведомственного информационного обмена, ор-
ганизуемого сотрудниками МФЦ без участия заявителя.
На официальных сайтах многих ПрО (Минобороны России, СК России) организованы и интернет-приёмные для подачи обращений по вопросам, относящимся к компетенции министерств и ведомств, а на едином портале Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Ы±рэ://ерр. genproc.gov.ru/web/gprf) реализован прямой канал связи предпринимателей с органами прокуратуры.
Некоторые специализированные сервисы правоохранительных органов, напрямую не связанные с предоставлением государственных услуг и не настроенные на работу с обращениями граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, тем не менее ориентированы на формирование комфортной среды информационного взаимодействия.
В число таких сервисов входят, например, сервисы ФСИН России: ФСИН ПОЧТА, ФСИН ФОТО и ФСИН ПРЕССА, предназначенные для отправки электронных сообщений, фотографий и печатных изданий соответственно лицам, находящимся в следственных изоляторах или местах лишения свободы.
Для обеспечения информационной открытости на официальных сайтах правоохранительных органов представлены и иные сведения по различным направлениям деятельности, одни из которых являются инвариантами (противодействие коррупции, международное сотрудничество; взаимодействие со СМИ и др.), а некоторые - уникальными, отражающими специфику конкретного министерства или ведомства.
К таковым относятся:
- для ФСИН России - производственная деятельность. На сайте ведомства приведён перечень продукции, выпускаемой учреждениями уголовно-исполнительной системы (продукция автомобилестроения, строительные материалы, сельскохозяйственная продукция, мебель, продукты питания и многое другое) с указанием контактной информации для заключения возможных договоров;
- для ФСБ России - лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций по осуществлению работ, связанных с государственной тайной (её использованием и защитой), криптографическими средствами (разработкой, производством, распространением), средствами негласного получения информации (разработкой, производством, реализацией, приобретением для продажи), средствами защиты конфиденциальной информации (разработкой, производством); аккредитация организаций в качестве испытательных лабораторий; сертификация средств защиты информации; контроль за ввозом на территорию ЕАЭС и Российской Федерации и вывозом за их пределы криптографических средств и специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
- для СК России - деятельность по расследованию наиболее резонансных дел и преступлений в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- для ФТС России - внешнеэкономическая деятельность;
- для Росфинмониторинга - деятельность, связанная с национальной
оценкой рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма в различных предметных областях (кредитно-финансовой сфере, сфере бюджетных отношений, сфере незаконного производства наркотиков, в сфере коррупционных правонарушений) и т. д.
Воплощение в жизнь идеи информационной открытости потребовало значительных усилий со стороны правоохранительных органов.
За короткий срок была разработана нормативная правовая основа цифровизации, включающая документы стратегического и организационно-распорядительного характера; создана необходимая информационно-телекоммуникационная инфраструктура; приняты соответствующие технические стандарты, методики и регламенты.
Безусловно, для осуществления указанных мероприятий в правоохранительных министерствах и ведомствах имелись определённые предпосылки, юридическая и техническая база, которые способствовали их реализации.
Ещё в 90-е годы прошлого века была начата разработка единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения (ЕСИТО) Минюста России; единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС России, системы информационного обеспечения борьбы с преступностью МВД России, осуществлены отдельные решения, касающиеся создания и развития сетей передачи данных, электронного документооборота, автоматизации рабочих мест.
Однако названные разработки были ориентированы в основном на совершенствование оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов.
Задачи обеспечения информационной открытости, доступности информационных ресурсов, создания условий для эффективного взаимодействия с гражданами на основе использования ИКТ стали актуальными для ПрО после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (20022010 годы)».
В указанном постановлении решение вышеперечисленных задач всеми государственными органами представлялось одной из предпосылок повышения эффективности государственного управления [5].
Своё дальнейшее развитие информатизация правоохранительных органов получила на основании уже упомянутых документов: распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р, Концепции ЭП и др.
В 2008 г. президентом Российской
Федерации была утверждена Стратегия развития информационного общества, в которой повышение эффективности взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности представления государственных услуг, обеспечение высокого уровня доступности для населения информации было названо в числе основных задач повышения уровня жизни граждан и совершенствования системы государственного управления [6].
Как следствие, в эти годы в ПрО были разработаны и приняты кон-
цептуальные документы, определившие контуры современной информатизации в контексте идей информационного общества.
В 2011 г. в МВД России издан приказ № 837 «О повышении качества предоставляемых МВД России государственных услуг (функций)», утвердивший перечень государственных услуг (функций), оказываемых МВД России в электронном виде.
Названный приказ позволил не только активизировать работу по переходу на предоставление государственных услуг в электронную форму, но и положил начало созданию системы мониторинга качества предоставления государственных услуг, оказываемых органами внутренних дел России.
В 2012 г. в МВД России утверждена Концепция создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012-2014 гг., которой были предусмотрены:
- развитие информационных систем, обеспечивающих предоставление государственных услуг (функций) в электронном виде, а также их интеграция с основными компонентами инфраструктуры электронного правительства;
- обеспечение электронного взаимодействия подразделений МВД России с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- обеспечение общего защищён-ного регламентированного доступа пользователей к ресурсам централизованных информационных систем
5 https://digital.gov.rU/ru/activity/programs/6/
6 https://rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html
МВД России в режиме реального времени [7].
Также в 2012 г. Правительством России была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», которая провозглашала обеспечение доступа граждан к правосудию, его максимальную открытость и прозрачность основными направлениями дальнейшего развития судебной системы [8].
В рамках реализации Программы по направлению информатизации на рассматриваемом временном интервале предполагалось внедрить современные информационные технологии в:
- деятельность судебной системы;
- сфере судебно-экспертной деятельности;
- систему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, включая создание единой автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов и создание электронного архива для хранения электронных документов с целью перехода на принудительное исполнение в электронном виде [9].
В ФТС России приказом руководителя в 2015 г. были утверждены основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 г. [10].
В данном приказе говорилось, что развитие и внедрение ИКТ в таможенных органах осуществляется в целях автоматизации и информационного обеспечения возложенных на таможенные органы функций и задач в области таможенного дела, предоставления государственных услуг, создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности.
Новые акценты в информатизации
правоохранительных министерств и ведомств появились в связи с утверждением Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы [11] и программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [12], которые ввели в легальный оборот такие понятия, как «цифровизация», «цифровая среда», «цифровая экономика», «цифровая экосистема».
В 2017 г. эти понятия были использованы в Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (Концепция), в частности, при описании обоснования, условий и целей цифровой трансформации.
Предполагалось, что при реализации Концепции будет обеспечена комплексная оптимизация внутренней деятельности органов прокуратуры, сформирована соответствующая цифровая среда с учётом потребностей граждан, бизнеса, государства в своевременном полу-
7 https://www.lib2.podelise.ru/docs/673/index-55098-1.html
8 СЗ РФ. 2012. № 40. Ст. 5474.
9 http://www.government.ru/docs/7072
10 https://customs.consultant.ru/documents/1138057
11 СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
12 СЗ РФ. 2017. № 32. Ст. 5138.
чении качественных и достоверных сведений и согласовано развитие цифровой экосистемы органов прокуратуры и других субъектов контрольно-надзорной деятельности.
Говоря об актуальности цифровой трансформации для органов прокуратуры, авторы Концепции подчёркивали, что она, с одной стороны, обусловлена современными тенденциями развития цифровой экономики России и необходимостью в этой связи обеспечения перехода в деятельности органов прокуратуры на преимущественное использование данных в цифровой форме, а с другой - нерешённостью ряда проблем, среди которых следует выделить следующие:
- существующая информационная инфраструктура не обеспечивала требуемой уровень ведомственного взаимодействия и взаимодействия органов прокуратуры с гражданами, организациями и государственными органами, включая защищённую передачу данных, широкополосный доступ пользователей к сети Интернет, ТР-телефонию, ви-деоконференцсвязь, единую систему электронной почты;
- используемые технические решения в ряде случаев базировались на разнородных импортных технических и программных средствах, не позволяющих обеспечить надёжное и безопасное функционирование информационных ресурсов и систем;
- используемый парк средств вычислительной техники морально и технологически устарел и не соответствует существующим и перспективным требованиям обеспечения эффективных и безопасных электронных коммуникаций работников
органов прокуратуры при осуществлении ими своей деятельности.
Вышеперечисленные проблемы являлись типичными для многих правоохранительных органов.
Для достижения целей цифровой трансформации в Концепции выделялся ряд направлений, одно из которых, связанное с формированием среды доверия, подразумевало решение следующих задач:
- разработку и внедрение механизмов повышения удовлетворённости граждан, организаций и учреждений степенью защищённости своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов;
- обеспечение открытости, доступности и достоверности статистических данных для граждан и юридических лиц на основе внедрения органами прокуратуры и предоставления пользователям современных цифровых сервисов;
- повышение прозрачности информационного сопровождения надзорной деятельности с соблюдением принципа обеспечения законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях.
Выдвинутые в Концепции идеи были развиты и обобщены в Положении о ведомственных программах цифровой трансформации, утверждённом в 2020 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. № 1646 (Постановление-1646).
В названном документе впервые было раскрыто содержание понятия «цифровая трансформация» и сформулированы общие подходы к её ре-
ализации для всех государственных органов [13].
Постановлением-1646 были уточнены и цели цифровой трансформации, в которые в числе прочих вошло:
- повышение удовлетворённости граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством;
- снижение издержек государственного управления;
- повышение уровня надёжности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения иностранного производства;
- устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольно-надзорной деятельности.
Опыт Генеральной прокуратуры Российской Федерации по реализации мероприятий цифровой трансформации оказался востребованным и в других правоохранительных органах.
В качестве ближайших ориентиров на 2023 г. вышеперечисленные цели были внесены в ведомственные программы цифровой трансформации ФСИН России, Росгвардии, МВД России, МЧС России, ФТС России, ФССП России, утверждённые в 2020-2021 гг.
Положения Концепции, касающиеся необходимости повышения качества информационного взаимодей-
13 СЗ РФ. 2020. № 42 (ч. III). Ст. 6612.
14 СЗ РФ. 2020. № 31 (ч. I). Ст. 5007.
ствия субъектов контрольно-надзорной деятельности и обеспечения её прозрачности, получили развитие на федеральном уровне.
В 2020 г. был принят Федеральный закон № 284 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в ст. 19 которого говорится о создании федеральной государственной информационной системы «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (ФГИС ЕРКНМ, Система) [14].
С 1 июля 2021 г. Система введена в эксплуатацию, её оператором выступает Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Помимо автоматизации учётных функций ФГИС ЕРКНМ решает задачу совершенствования информационного взаимодействия контрольно-надзорных органов и органов прокуратуры в рамках планирования и согласованного проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Кроме того, Система обеспечивает в открытой её части доступ неограниченного круга лиц к информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора).
ФГИС ЕРКНМ пришла на смену федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок», которая на первом этапе продолжит своё функционирование в качестве ведомственной подсистемы.
Как уже подчёркивалось выше, открытость и доступность информации является важной характеристикой информационного общества.
По материалам доклада Счётной палаты России, подготовленного совместно с Центром перспективных управленческих решений и автономной некоммерческой организацией «Информационная культура», наивысший уровень открытости среди всех правоохранительных органов на сегодняшний день демонстрирует Минюст России [15].
Такие ведомства, как МВД России, Росгвардия, ФССП России, ФСТЭК России, Росфинмониторинг, ФСИН России, занимают средние позиции.
Низкая степень открытости ожидаемо характерна для ФСБ России, ФСО России, СВР России и Минобороны России (СК России и Генеральная прокуратура Российской Федерации в оценке не участвовали).
Другой важной характеристикой информационного общества служит цифровая зрелость государственного управления.
Впервые это понятие было использовано в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г., в котором были сформулированы национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 г. [16].
В этом документе среди показателей, которые должны свидетельствовать о достижении цели «Цифровая трансформация», фигурировал термин цифровая зрелость сферы государственного управления.
Цифровая зрелость государственного управления, согласно приказу Минцифры от 18 ноября 2020 г. № 600 «Об утверждении методик расчёта целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформа-
ция"», оценивается по шести долевым показателям:
- видам сведений в федеральных информационных системах, доступным в электронном виде, необходимым для оказания массовых социально значимых услуг;
- электронному юридически значимому документообороту в федеральных органах исполнительной власти;
- государственным услугам, предоставленным без нарушения регламентного срока;
- проверкам в рамках контрольно-надзорной деятельности, проведенным дистанционно, в том числе с использованием чек-листов в электронном виде;
- обращениям за получением государственных услуг в электронном виде среди услуг, не требующих очного посещения;
- массовым социально значимым государственным услугам, доступным в электронном виде;
- показателю «сокращение времени фактического предоставления государственных и муниципальных услуг в 3 раза» [17].
Кроме того, для каждой государственной услуги разработана своя шкала цифровой зрелости, содержащая шесть градаций (или уровней) («Минус 1», «Нулевой», «Начальный», «Базовый», «Продвинутый», «Супер») [ 18].
Уровень «Минус 1» соответствует бумажному варианту подачи заявления на получение государственной услуги и требует очного присутствия заявителя.
15 https://cpur.ru/research_pdf/0tkrytost2020.pdf
16 http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
17 https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintsifry-rossii-ot-18112020-n-600-ob-utverzhdenii/
18 https://digital.gov.ru/uploaded/files/matritsa-otsenki-tsifrovoj-zrelosti.pdf
На уровне «Супер» услуга запрашивается и Имеющаяся информация об уровне цифро-
предоставляется дистанционно, полностью в элек- вой зрелости оказываемых государственных услуг тронном виде и непосредственно в момент об- различных правоохранительных органов приведе-ращения. на в табл.
Таблица
Показатели цифровой зрелости государственных услуг правоохранительных органов
Министерство (ведомство) Количество государственных услуг по шкале цифровой зрелости Всего услуг
Минус 1 Нулевой Начальный Базовый Продвинутый Супер
МВД России 19 5 5 4 33
Росгвардия 1 4 22 27
МЧС России 11 4 15
ФТС России 3 7 10
ФСИН России 2 2
ФССП России 1 1 2
Как показывает проведённый анализ, несмотря на проделанную большую работу в направлении совершенствования собственной ин-формационно-телекоммуникацион-ной инфраструктуры, большинство ПрО имеет ещё значительный потенциал для развития информационной открытости и цифровой зрелости.
Контуры этого развития определяются не только принятыми ведомственными программами цифровой трансформации. Перспективным представляется дальнейшая модернизация этих программ с учётом формирующейся тенденции на унификацию архитектурно-технологических, организационных решений задач ЦТ и подходов к созданию государственных цифровых платформ.
Возможные направления такой унификации нашли своё отражение в эксперименте по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех», а также в целом ряде проектов, анонсируемых распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. № 2998-р «Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления», и связанных с разработкой:
- единой автоматизированной системы сбора, обработки и анализа данных отраслей экономики и социальной сферы;
- единой платформы исполнения функций по государственному и муниципальному контролю;
- системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей;
- единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг;
- типового автоматизированного рабочего места государственного служащего на базе «облачных» технологий [19].
Цифровизация активно внедряется не только в систему государственного управления.
Как уже отмечалось, сегодня многие аспекты жизни человека, их качественное состояние зависят от ИКТ: здравоохранение и образование, коммунальное обслуживание,
утилитарные функции контроля и управления в зданиях и сооружениях, на транспорте, общественных местах и т. п.
Современный человек, по сути, практически полностью погружён в цифровое пространство, которое становится для него такой же привычной средой обитания, как природная, техногенная, социальная.
Одной из характеристик этого пространства является возможность осуществления всеобъемлющего контроля за физическим и психическим состоянием человека, его местонахождением, материальным благосостоянием, занятостью и социальным статусом [20].
С развитием систем искусственного интеллекта и технологий больших данных, в условиях постоянной связи индивида с глобальными информационными сетями, предсказать поведение последнего, в том числе и преступного, по всей видимости, не составит большого труда [21].
Это обеспечит в недалёком будущем перенос акцентов в деятельности правоохранительных органов с пресечения, раскрытия и расследования преступлений, розыска преступников в пользу мероприятий профилактической направленности и, как следствие, существенное снижение для общества издержек, являющихся результатом преступных посягательств.
Необходимой предпосылкой такого переноса может служить новое качество интеграции информационных систем правоохранительных и других государственных органов, учреждений, организаций на федеральном, региональном уровнях и уровне местного самоуправления, позволяющее говорить о создании единого общественного информационного пространства, пространства, которое способствует воплощению в жизнь принципов рационального общества.
В таком обществе эффективный социальный контроль станет настоятельной потребностью для каждого из его членов. В таком обществе индивиды, перефразируя Ф. Д. Рузвельта, не отказываются ни от свободы, ни от безопасности и поэтому достойны и того и другого.
19 СЗ РФ. 2020. № 42 (ч. III). Ст. 6637.
20 Капинус О. С. Право и технологии: анализ взаимосвязи в новых цифровых реалиях // 0бозреватель-0bserver. 2021. № 6. С. 82.
21 Горошко И. В. Актуальные вопросы правоохранительной деятельности в условиях информационного общества // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 3. С. 93.
Библиография • References
Горошко И. В. Актуальные вопросы правоохранительной деятельности в условиях информационного общества // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 3. С. 88-97. [Goroshko I. V. Aktual'nye voprosy pravoohranitel'noj deyatel'nosti v usloviyah informacionnogo obshchestva // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2020. № 3. S. 88-97]
Капинус О. С. Право и технологии: анализ взаимосвязи в новых цифровых реалиях // Обозреватель-Observer. 2021. № 6. С. 76-85. [Kapinus O. S. Pravo i tekhnologii: analiz vzaimosvyazi v novyh cifrovyh realiyah // Obozrevatel'-Observer. 2021. № 6. S. 76-85]
СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2372.
[SZ RF. 2008. № 20. St. 2372]
СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.
[SZ RF. 2010. № 31. St. 4179]
СЗ РФ. 2012. № 40. Ст. 5474.
[SZ RF. 2012. № 40. St. 5474]
СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
[SZ RF. 2017. № 20. St. 2901]
СЗ РФ. 2017. № 32. Ст. 5138.
[SZ RF. 2017. № 32. St. 5138]
СЗ РФ. 2020. № 31 (ч. I). Ст. 5007.
[SZ RF. 2020. № 31 (ch. I). St. 5007]
СЗ РФ.2020. № 42 (ч. III). Ст. 6612. [SZ RF. 2020. № 42 (ch. III). St. 6612] СЗ РФ. 2020. № 42 (ч. III). Ст. 6637. [SZ RF. 2020. № 42 (ch. III). St. 6637]
Чурсина Т. И. [и др.]. Тенденции цифровизации исполнительной власти в зарубежных
странах: научно-практическое пособие. М.: Инфотропик Медиа, 2021. - 232 с. [CHursinaT. I. [i dr.]. Tendencii cifrovizacii ispolnitel'noj vlasti v zarubezhnyh stranah:
nauchno-prakticheskoe posobie. M.: Infotropik Media, 2021. - 232 s.] https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/about/unegovdd-framework https://digital.gov.rU/ru/activity/programs/6/ https://www.lib2.podelise.ru/docs/673/index-55098-1.html http://www.government.ru/docs/7072 https://customs.consultant.ru/documents/1138057 https://cpur.ru/research_pdf/0tkrytost2020.pdf http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
https: //legalacts.ru/doc/prikaz-mintsifry-rossii-ot-18112020-n-600-ob-utverzhdenii/
https://digital.gov.ru/uploaded/files/matritsa-otsenki-tsifrovoj-zrelosti.pdf https://rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html
https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2013/04/UN_E-Government-Survey_2003.pdf
Статья поступила в редакцию 28 января 2022 г.