Цифровизация социально значимых услуг в условиях цифровой C|TA\/UUI im трансформации экономики Республики Крым xix\/nu лпНЫ
ЖУРНАЛ
УДК 332.1:64.04:614.2 DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10221
СИМЧЕНКО Наталия Александровна
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Институт экономики и управления (Симферополь, Респ. Крым, РФ); доктор экономических наук, профессор; e-mail: natalysimchenko@yandex.ru ТРОЯН Ирина Анатольевна
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Институт экономики и управления (Симферополь, Респ. Крым, РФ); кандидат экономических наук, доцент; e-mail: troyan.irin@mail.ru ГОРЯЧИХ Мария Владимировна
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Институт экономики и управления (Симферополь, Респ. Крым, РФ); кандидат технических наук, доцент; e-mail: goryachih@ieu.cfuv.ru АНДРЮЩЕНКО Елена Станиславовна
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Институт экономики и управления (Симферополь, Респ. Крым, РФ);
старший преподаватель; e-mail: andrelesta@mail.ru
Цифровизация социально значимых услуг в условиях цифровой трансформации экономики Республики Крым
Предметом настоящего исследования является анализ процессов цифровизации социально значимых услуг во исполнение национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Целью статьи стал теоретико-практический анализ цифровизации социально значимых услуг в условиях цифровой трансформации экономики Республики Крым. Гипотеза исследования: положительное влияние внедрения «умных» технологий в сферу предоставления социально значимых услуг на социально-экономическое развитие страны и региона. Методологической основой исследования послужили фундаментальные положения теории экономической теории в области цифровой экономики, прикладные научные исследования в сфере внедрения цифровых технологий в предоставление социально значимых услуг. Авторами также использовались методы анализа и синтеза, аналогии. В качестве информационных источников в статье были использованы исследования российских и зарубежных учёных по заявленной проблеме, нормативно-законодательные акты, результаты собственного эмпирического исследования. В ходе проведённого исследования обосновано стратегическое значение активизации процессов цифровизации в области предоставления социально значимых услуг. Авторами обозначены определяющие
Ключевые слова:
цифровизация, цифровая экономика, социально значимые услуги, жилищно-коммунальные услуги,
услуги здравоохранения, фокус развития
свойства социально-значимых услуг. Выявлены проблемы и угрозы реализации концепта цифровой экономики в сферах ЖКХ и здравоохранения. Предложены стратегические фокусы развития Республики Крыма в обеспечении экономического и научно-технологического прорыва России в условиях реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Разработанные приоритетные фокусы развития имеют прикладной стратегический характер для обозначения роли региона в реализации общероссийских цифровых трендов в сфере услуг. Перспективы дальнейших научных исследований видятся в исследовании вопросов формирования институционального механизма развития цифровой экономики Республики Крым.
Введение. Актуальными векторными концептами для социально-экономического развития современных стран все чаще выступают: инновационная экономика, основателем идеи о которой стал Й. Шумпетер [1], постиндустриальный тип развития общества, обоснованный американским учёным Д. Бел-лом [2], экономика знаний или креативная экономика, описанная Дж. Хокинсом [3], сетевая экономика, предложенная в концепции Й. Бенклером в 2006 г. [4] и, наконец, цифровая экономика, введённая в научный оборот Д. Тэпскоттом в его труде «Digital Economy» 1994 г. [5]. За основу стратегического развития Российской Федерации взята концепция цифровой экономики.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что происходящая в настоящее время трансформация окружающего мира под влиянием развития информационных технологий масштабна и впечатлительна. Исследованию цифровой экономики и цифровиза-ции общественной жизнедеятельности посвящено значительное количество трудов зарубежных и отечественных учёных: Р. Бухт, Р.Хикс [6], Н. Негропонте [7], Э. Бриньоль-фссон и Б. Кахин [8], М. Скилтон [9], В.М. Кульков [10], Т.Н. Юдина [11], Е.Н. Ведута [12] и др. Основной акцент в исследованиях цифровой экономики делается внедрении информационно-коммуникационных, автоматизированных «умных» технологий во все сферы хозяйственной жизнедеятельности об-
щества. Целью статьи является рассмотрение и обоснование процессов цифровизации социально значимых услуг в условиях цифровой трансформации экономики Республики Крым Теория. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»1 рассчитанная до 2024 г. охватывает 6 проектов федерального значения, в т.ч. «Нормативное регулирование цифровой среды», «Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии» и «Цифровое государственное управление». Паспорт нацпрограммы2 разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. №2043, в котором определены приоритетные направления развития России: 1) демография;
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. №1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017, №32, ст. 5138.
2 Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJ laKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (Дата обращения: 03.05.2019).
3«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» / Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204.
Цифровизация социально значимых услуг в условиях цифровой C|TA\/UUI im трансформации экономики Республики Крым xix\/nu лпНЫ
ЖУРНАЛ
2) здравоохранение; 3) образование; 4) жильё и городская среда; 5) экология; 6) безопасные и качественные автомобильные дороги; 7) производительность труда и поддержка занятости; 8) наука; 9) цифровая экономика; 10) культура; 11) малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; 12) международная кооперация и экспорт.
В условиях цифрового развития государство принимает на себя соответствующие социальные гарантии, под которыми понимается некоторый гарантированный набор социально значимых благ и услуг. В связи с тем, что повышается удельный вес сферы услуг как в структуре занятости населения, так и в общественном производстве, то эта сфера выходит на лидирующие позиции среди остальных отраслей экономики. Она проникает во все области деятельности человечества и формирует условия для наиболее полного удовлетворения его потребностей. В зависимости от того, какова степень влияния услуги на уровень важнейших жизненных потребностей населения, можно определять её социальную значимость.
Данные и методы. Методологической основой исследования послужили фундаментальные положения теории систем, концепций организационного проектирования, а также современные исследования отечественных и зарубежных учёных в области цифровизации социально значимых услуг. В основу проведения исследований положены методы анализа, синтеза и аналогии.
Свойства, которыми обладают социально значимые услуги, определяют особенности сферы социального обслуживания. Во-первых, это неосязаемость подобной услуги, т.е. невозможность воспринять с помощью органов чувств до момента потребления; во-вторых, непостоянство качества, которое зависит от того, кто, когда, в каких условиях и для кого производит услугу; в-третьих, одновременность как предоставления, так и потребления; в-четвертых, невозможность сохранения услу-
ги в виде реального физического объекта и её нетранспортируемость; в-пятых, адресность, локальность и многообразие таких услуг и т.д.
Жилищно-коммунальные услуги относят к числу тех продуктов человеческой деятельности, которые являются жизненно необходимыми для человека, как продукты питания, одежда, воздух, вода. Поэтому вся история человечества, начиная с древнейших времён, представляет собой постоянное стремление создать себе такое жилье, которое удовлетворяло бы потребности человека. Поэтому социальная значимость регулирования деятельности сферы жилищно-коммунальных услуг является объективной необходимостью, так как определяет уровень жизни населения и волнует каждого человека [13, с. 73].
Отрасль жилищно-коммунального хозяйства является сферой, формирующей условия жизни населения. Усовершенствование, модернизация и цифровизация ЖКХ затрагивают интересы всех групп населения. ЖКХ представляет собой симбиоз социальных и экономических процессов. Эта отрасль несёт на себе как экономическую, так и социальную нагрузку, что обусловливает её специфичность. Существенную значимость при формировании рынка приобретает также понятие «общественное благо» [14, с. 7].
Услуги ЖКХ имеют социально-обозначенные функции [15, с. 109], в частности, это хозяйство является элементом социальной инфраструктуры государства. Также услуги ЖКХ предоставляются, в том числе, по принципу субсидирования государством и оплачиваются из средств бюджета. Характер предоставления и распределения услуг ЖКХ определен в соответствии с нормами социальной политики государства. Средства, направленные на оплату жилищно-коммунальных услуг, являются частью дохода домохозяйства.
Кроме обеспечения жильцов жизненно необходимыми ресурсами, ЖКХ предоставляет жителям многоквартирных домов разнообразные жилищные услуги. Под определение
жилищных услуг попадают услуги, предоставляемые управляющей компанией по надлежащему содержанию, управлению и ремонту общедомового имущества, принадлежащего всем жильцам по праву долевой собственности:
- в понятие «управление» входит организация сохранности всей технической документации на жилое строение, сбор сведений о собственниках и нанимателей квартир, ведение электронного документооборота, выдвижение предложений по улучшению содержания и текущего ремонта мест общественного пользования и др.;
- к содержанию относятся услуги по обеспечению надлежащей работы обслуживающего дом оборудования, уборка нежилых помещений (подъездов, лестничных маршей и пр.) и придворовой территории, вывоз твёрдых бытовых отходов, замена вышедших из строя приборов освещения, подогрева подъездов, разбитых стёкол и пр., а в зимний период - уборка снежного покрова, чистка ото льда дорожек, сбивание сосулек;
- к ремонтным услугам можно отнести проведение текущего ремонта мест общего пользования, ремонт скамеек, ограждений, дверей.
Отличие коммунальных и жилищных услуг состоит в том, что коммунальные услуги - это перечень поставляемых жильцам ресурсов жизнеобеспечения, таких как: электроэнергия, газификация, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и утилизация твёрдых бытовых отходов. Потребление жилищно-коммунальных услуг определяется их характером как общественных благ. Такие услуги обладают свойством социально-экономического блага и их реализация актуальна для всех уровней человеческих потребностей [16, с. 58].
Важнейшими характеристиками ЖКХ выступают параметры его услугообразующей деятельности. Они имеют количественное и качественное выражение, но, взятые сами по себе, не являются услугами [17].
Полученные результаты. Особенностями реализуемой в России Программы от 31 июля 2017 г. «Цифровая экономика Российской Федерации» являются сжатые сроки реализации и сквозной характер воздействия, охватывающий все сферы жизнедеятельности человека и общества в целом [18, с. 47]. Одними из важнейших таких сфер являются отрасли здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства. Влияние цифрови-зации на предоставление социально значимых услуг в указанных сферах характеризуется общими чертами: новые формы коммуникации с потребителями, электронные формы платежей, автоматизированные формы управления и информационные системы, новые формы экономических отношений. Реализуемая национальная система платёжных карт открывает больший доступ к сервисам ЖКХ и услугам здравоохранения.
Цифровизация в сфере здравоохранения в России охватывает комплекс процессов в таких областях, как диагностика и консультирование, аналитика и оптимизация предоставления медицинских услуг, внедрение Интернета вещей (Интернет медицинских вещей) в обеспечении оборудованием. Важнейшим элементом цифровизации сферы услуг по сохранению здоровья является формирование Медицинской информационной системы, которая нашла широкое распространение в развитых странах. Она включает в себя совокупность программно-технических средств, баз данных и существенно ускоряет и упрощает ведение медицинского дела пациента. Опыт Российской Федерации в части формирования Медицинской информационной системы незначителен, носит скорее локальный экспериментальный характер. Однако даже его результаты впечатляют многих.
Более амбициозным, однако и отчасти контент-дублирующим проектом является формирование так называемого нового (нео-) рынка Health Net (рынок персонализированных медицинских услуг и лекарственных средств), который реализуется Агентством
Цифровизация социально значимых услуг в условиях цифровой C|Ta\/UUI im трансформации экономики Республики Крым xix\/nu лпНЫ
ЖУРНАЛ
стратегических инициатив РФ и нацелен на создание единой национальной системы сбора и анализа данных о состоянии здоровья населения к 2035 г. В планах создание неин-вазивных персональных телемедицинских приборов с сим-картами (тонометр, глюко-метр, спирометр, ЭКГ-монитор и др.), лечебно-диагностических искусственных регулятор-ных систем (включая нано-устройства) и лечебно-диагностических домашних модулей [19, с. 10]. Однако на практике лишь несколько клиник г. Москвы и г. Санкт-Петербурга и некоторых других крупных городов страны «единично» используют цифровые браслеты, информирующие о состоянии тяжелобольного пациента.
Более быстрыми темпами и повсеместно распространяются информационные услуги по регистрации, автоматической записи к врачам, в т.ч. на платформе «Госуслуг». Действующий портал Госуслуг имеет раздел «Моё здоровье», в рамках которого доступны электронные услуги, в том числе:
- медицинские услуги (запись к врачу, вызов врача на дом);
- услуги по контролю медицинской деятельности (лицензирование фармацевтической деятельности, лицензирование медицинской деятельности, государственная регистрация медицинских изделий, выдача разрешений на ввоз в РФ и вывоз из РФ сильнодействующих веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, признание зарубежного медицинского образования и проч.);
- услуги, связанные с социальной обеспеченностью инвалидности (средства реабилитации или денежная компенсация для инвалидов и ветеранов, предоставление санаторно-курортного лечения); услуги по установлению инвалидности.
Согласно рейтингу Института исследований развивающихся рынков бизнес-школы Сколково по размеру цифрового предложения в сфере здравоохранения лидерами стали города: Москва, Екатеринбург, Санкт-
Петербург, Самара, Красноярск4. Быстрыми темпами развивается цифровая и телемедицина через систему консультирования с высококвалифицированными отечественными и зарубежными специалистами. Это в будущем будет способствовать совершенствованию системы принятиях клинических решений, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Следует, однако, указать некоторые угрозы цифровизации системы здравоохранения. Ключевыми из них являются безопасность и защита персональных данных пациентов, безопасный доступ к историям болезни, угрозы кражи данных в Интернете, кибертерроризм. Кроме того, сегодня ощущается явный недостаток финансирования государственных проектов в сфере информатизации здравоохранения на региональном уровне, дублирование некоторых важнейших инициатив [20, с. 17].
Если в сфере сохранения здоровья к некоторым аспектам цифровизации отрасли часть населения пока ещё относится с осторожностью, то в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг спрос значительно превышает предложение. Россияне все чаще формируют потребность в доступности, лёгкости и прозрачности использования различных цифровых услуг, платформ и приложений для оплаты, установления тарифов и льгот, индивидуальных приборов учёта. Отсутствие необходимости простаивания в очередях для оплаты коммунальных услуг и возможности использования банковских терминалов оценили даже «неоцифрованная» часть населения (люди в возрасте, пенсионеры). Большая же часть работающих, деловых людей давно предпочитают платить через интернет-банкинг, мобильный банкинг, различ-
4 Цифровая жизнь российских мегаполисов. Модель. Динамика. Доклад Института исследований развивающихся рынков бизнес-школы Сколково. 2016 92 с. URL: https://iems.skolkovo.ru/downloads/documents/ SKOLKOVO_IEMS/Research_Reports/S KOLKOVO_IE MS_R esearch_2016-11-30_ru.pdf (Дата обращения: 03.05.2019).
ные приложения.
В цифровизации сферы ЖКХ заинтересованы и управляющие компании, застройщики: умные технологии, в т.ч. телеметрия, позволяет сводить к нулю ошибки просчётов или в сборе, передаче и обработке информации, повысится эффективность за счёт контроля потреблением ресурсов. Спрос на «умные дома», где встроены цифровые счётчики сбора и контроля за потреблением ресурсов, как отмечают застройщики, растёт. Разрабатываются и новые технологии: например, интеллектуальная система управления теплоснабжением компанией Радар ММС (снижение потребление тепла в зависимости от погодных условий), цифровые системы по управлению домами (услуги по сбору платежей, формирование и анализ статистики домоуправления). Реализация мировых цифровых трендов в области предоставления услуг ЖКХ рассматривается как движущий фактор повышения качества жизни граждан, а также возможности дополнительных сфер как федерального, так и регионального бизнеса.
Тем не менее, доля внедрения умных технологий в отрасль ЖКХ остаётся достаточно низкой, что связано со значительной концентрацией в ней различных экономических агентов и столкновение их интересов (потребители, поставщики ресурсов и оборудования, управляющие компании, государство), существенная дифференциация включённых подотраслей ЖКХ (газо-, тепло- и водоснабжение, вывоз ТБО, электроэнергия, домофоны и др.). К примеру, согласно оценки ПАО «Россети» доля предприятий ЖКХ, которые сейчас используют систему автоматизированного учёта электроснабжения не превышает 9 % 5.
Следует отметить и весьма низкий уровень цифровизации услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации в большинстве городов. Кроме того,
5 Концепция цифровая трансформация 2030. М. 2018. URL: http://www.rosseti.ru/investment/Kontseptsiya_ Tsifrovaya_transformatsiya_2030.pdf (Дата обращения: 03.05.2019).
наблюдается серьёзная дифференциация в степени проникновения цифровых технологий по регионам и городам. Так, согласно исследованию предложенного Индекса цифровой жизни (в семи сферах применения цифровых технологий: транспорт, финансы, торговля, здравоохранение, образование, медиа, государственное управление) Института Сколково в пятёрку лидеров по внедрению вторичной цифровизации в городскую жизнь вошли Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск4.
Согласно мнению большинства экспертов в докладах, представленных на Второй Всероссийской конференции «Интернет Вещей в Жилищно-коммунальном хозяйстве -1оТ в ЖКХ 2018», от 23 мая 2018 г. ключевыми проблемами дальнейшей диджитализации предоставления жилищно-коммунальных услуг остаются: вопросы источников финансирования внедрения умных технологий, низкий уровень готовности инфраструктуры к их внедрению, значительный износ основных фондов ЖКХ, конфликт интересов всех участников на данном рынке.
В этой связи видится, что именно крупные предприятия страны могут стать драйверами активизации процессов цифровизации услуг в сфере ЖКХ, в которых наблюдается рост инвестиций во внедрение автоматизированных систем учёта, обработки и передачи данных, систем оплаты, платформ по внедрению Интернета вещей. К примеру, перспективным видится использование биллинговой системы (программное обеспечение) на SaaS-платформе облачных вычислений и для коммерческих предприятий и ЖКХ-предприятий.
Важным стратегическим проектом является Государственная информационная система (далее - ГИС) ЖКХ, представление информации в которую является обязательным для всех агентов рынка жилищно-коммунальных услуг с 1 июля 2017 г. (для городов федерального значения - с 1 июля 2019 г.) Согласно данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ
Симченко Н.А., Троян И.А., Горячих М.В., Андрющенко Е.С. рртГПОМ
Цифровизация социально значимых услуг в условиях цифровой C|Ta\/UUI im трансформации экономики Республики Крым xix\/nu лпНЫ
ЖУРНАЛ
Таблица 1 - Национальные цели развития России и стратегические задачи развития
Республики Крым
Национальные цели развития РФ Фокусы развития Крым Стратегические задачи развития Крыма* Целевые показатели 2017 / 2030 гг.
а) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации; д) улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно. Фокус развития I. Республика Крым - национальная территория здоровья и долголетия. Фокус развития V. Интеллектуальная энергетика Крыма. 1. Стратегическая поддержка миграции рабочей силы. 1.1. Разработка системы мер по обеспечению жильём приезжающих специалистов в рамках федеральных и региональных программ, муниципальных инициатив и корпоративных ипотечных программ. 1.2. Строительство общежитий для приезжающих специалистов в городах и сельских территориях. 2. Создание социально-инфраструктурных условий для роста рождаемости в Крыму. Численность населения Республики Крым, тыс. чел. 1912,2 / 2327,8
б) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет). Фокус развития I. Республика Крым - национальная территория здоровья и долголетия. 1. Разработка программ государственно-частного партнёрства в области здравоохранения, привлечение частных инвестиций в отрасль здравоохранения. 2. Формирование и реализация концепции проекта многофункционального кластера уровня «мегасайенс» в области персонифицированной и трансляционной медицины в Крыму. 3. Формирование и развитие туристских дестинаций. Ожидаемая продолжи-тельность жизни, лет Туристический поток, млн. чел. 70,52 / 78 5,2 / 10,0
в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции. Фокус развития IV. Республика Крым -центр креативной индустрии России. Фокус развития VI. Промышленно-технологическая кооперация. Создание новых рабочих мест в базовых отраслях экономики: сельское хозяйство, промышленность(пищевая, консервная, химическая, судостроительная, рыбная и др.);рекреация и туризм; медицина; торговля и сфера обслуживания; цифровая экономика. Средняя заработная плата, руб. 26313,0 / 42600,3
г) снижение в два раза уровня бедности в РФ. Фокус развития IV. Республика Крым -центр креативной индустрии России. Фокус развития VI. Промышленно-технологическая кооперация. 1. Использование уникального преимущества транспортной связности Республики Крым с другими регионами России (Крымский мост, Международный аэропорт, новейшая дорожная инфраструктура) в обеспечении создания новых высокопроизводительных рабочих мест, прежде всего, на сельских территориях. 2. Обеспечение трудовой мобильности для выравнивания межрегиональных профицитов/дефицитов рабочей силы в Южном федеральном округе и других федеральных округах России. ВРП на душу населения, руб. 165433,8 / 617000,0
е) ускорение технологического развития РФ, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их Фокус развития III. Цифровая экономика инновационного Крыма. Фокус развития V. Интеллектуальная энергетика Крыма. 1. Формирование и реализация комплексных научно-технических программ развития Крыма в рамках технологических направлений ("сквозных технологий"), ускоряющих реализацию приоритетов научно-технологического развития, в том Доля продукции высокотех-нологиче- ских и наукоём- 20,3 / 29,0
Национальные цели развития РФ Фокусы развития Крым Стратегические задачи развития Крыма* Целевые показатели 2017 / 2030 гг.
общего числа. Фокус развития VII. Крым - территория новых знаний и технологий, нового качества образования и ноосфе-рологии. числе создание рынков Национальной технологической инициативы (Роо^е^ ИеаКИпе^. ких отраслей в ВРП, %
ж)обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Фокус развития III. Цифровая экономика инновационного Крыма. Фокус развития VII. Крым - территория новых знаний и технологий, нового качества образования и ноосфе-рологии. 1.Создание межрегионального Центра кластерного развития цифровой экономики Крыма. 2. Проектно-целевое обучение по образовательным программам высшего образования в КФУ им. В.И. Вернадского с целью подготовки кадров для цифровой экономики Крыма. Темпы роста производительности труда, % 99,5 / 106,2
з) вхождение РФ в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%. и)создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами. Фокус развития II. Агробиотехнологиче-ское развитие Республики Крым. Фокус развития VI. Промышленно-гехнологическая кооперация. Фокус развития VII. Крым - территория новых знаний и технологий, нового качества образования и ноосфе-рологии. 1. Формирование инновационного научно-технологического центра развития сельского хозяйства Крыма на базе передовых производственных технологий в условиях цифровой экономики. 2. Реализация стратегической инициативы «Крымская образовательная среда» в обеспечении подготовки кадров как с высшим образованием, так и со средним профессиональным образованием согласно технологическим приоритетам развития Крыма с обязательным распределением выпускников учебных заведений. Доля продукции высокотехнологических и наукоёмких отраслей в ВРП, % Удельный вес высо-коквали-фициро-ванных работников в общей численности квалифицированных работников, % 20,3 / 29,0 29,7 / 45,0
*Реализация указанных стратегических задач развития Республики Крым сопряжена, в частности, с необходимостью нивелирования угрозы снижения водообеспеченности территории.
на сегодняшний день в системе зарегистрировано 74 тыс. организаций сферы ЖКХ, в том числе 75% товариществ собственников жилья (ТСЖ), 88% ресурсоснабжающих организаций, 100% управляющих организаций и государственных жилищных инспекций6. ГИС ЖКХ напрямую связана с государственной плат-
6 Евраев М. ГИС ЖКХ станет действенным инструментом стратегического развития нашей страны. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/36775.
формой Госуслуг. В разделе Госуслуг «Квартира, строительство и земля» для населения и юридических лиц существует возможность получения следующих видов электронные услуг: оплата ЖКХ, разрешение на строительство, смена категории жилья, согласование переустройства и перепланировки, учёт нуждающихся в жилье, льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг и другие.
Стратегическая роль Крыма в обеспечении экономического и научно-технологи-
Симченко Н.А., Троян И.А., Горячих М.В., Андрющенко Е.С.
Цифровизация социально значимых услуг в условиях цифровой трансформации экономики Республики Крым
СЕТЕВОЙ „ НАУЧНЫЙ
ЖУРНАЛ
ческого прорыва России заключается в реализации фокусов развития на основе выполнения задач в обеспечении достижения национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации (табл. 1).
Фокус развития I. Республика Крым -национальная территория здоровья и долголетия. Он отражает санаторно-курортную и туристско-рекреационную специализацию развития Республики Крым, что определяется, во-первых, природно-климатическими условиями, уникальной экосистемой, а, во-вторых, - развитием высокотехнологической медицины будущего.
Фокус развития II. Агробиотехнологи-ческое развитие Республики Крым. Он характеризует стратегическую значимость региона для внедрения новейших агробиотехнологий в сфере увеличения производства зерна, виноградных вин, переработки грецкого ореха на промышленной основе, переработки плодовых культур, расширения переработки эфи-ромасличных культур и производства парфюмерных и косметических средств, разведения марикультуры и др.
Фокус развития III. Цифровая экономика инновационного Крыма. Он характеризует разработку и внедрение современных цифровых технологий, включая технологии дополненной и виртуальной реальности, применительно к отраслевой специализации региона, а также исследование и внедрение современных финансовых технологий и др.
Фокус развития IV. Республика Крым -центр креативной индустрии России. Данный фокус ориентирован на стимулирование развития социального и инновационного предпринимательства, новейших образовательных технологий. Этому способствует как устойчивая положительная динамика разви-
тия малого и среднего предпринимательства в Республике Крым, так и национальные приоритеты России.
Фокус развития V. Интеллектуальная энергетика Крыма. Он ориентирован на использование возобновляемых источников энергии в обеспечении повышения качества жизни граждан на основе проектно-ориентированного подхода с привлечением центров компетенций ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского».
Фокус развития VI.Промышленно-технологическая кооперация. Он ориентирован на формирование высокотехнологичного промышленного комплекса региона в части развития судостроительной, химической промышленности.
Фокус развития VII.Крым - территория новых знаний и технологий, нового качества образования и ноосферологии. Данный фокус ориентирован на развитие Крыма как «точки кипения» России на основе генерации новых знаний и технологий, нового качества образования и ноосферологии.
Заключение. Научный результат проведённого исследования заключается в развитии представлений о сущности, направлениях и перспективах развития цифровизации социально значимых услуг в условиях цифровой трансформации экономики Республики Крым. В настоящее время целесообразно исследовать такие направления развития цифровых технологий как создание в стране безопасных, энергоэффективных и комфортных для проживания «умных городов»; поддержка отраслевых цифровых платформ для цифрового образования, здравоохранения, умного транспорта; укрепление и развития социальных инициатив для повышения уровня цифровой грамотности.
Список источников:
1. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2007. 862 с.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. 956 с.
3. Howkins J. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas. London: Penguin, 2001.
4. Benkler Y. The Wealth of Networks: How Social Production Transforms Markets and Freedom. New Haven, Conn: Yale University Press, 2006. 515 р.
5. Tapscott D. The digital economy: promise and peril in the age of networked intelligence. New York; Montreal: McGraw-Hill, 1996. 342 p.
6. Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики // Вестник международных организаций. 2018. Т.13. №2. С. 143-172. DOI: 10.17323/1996-7845-201802-07.
7. Negroponte N. Being Digital. New York: Knopf, 1995. 243 p.
8. Brynjolfsson E., Kahin B. Understanding the Digital Economy: Data, Tools, and Research. Massachusetts, and London, England: The MIT Press, 2000. 408 p.
9. Skilton M. Building the Digital Enterprise: A Guide to Constructing Monetization Models Using Digital Technologies. Berlin: Springer, 2015. 230 p.
10.Кульков В.М. Цифровая экономика: надежды и иллюзии // Философия хозяйства. 2017. №5. С. 145-156.
11.Юдина Т.Н., Тушканов И.М. Цифровая экономика сквозь призму философии хозяйства и политической экономии // Философия хозяйства. 2017. №1. С. 193-200.
12.Ведута Е.Н., Джакубова Т.Н. Стратегии цифровой экономики // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. №63. С. 43-66.
13.Макареня Т.А. Объективная необходимость и социальная значимость регулирования деятельности сферы ЖКУ различных уровней в рыночных условиях // Региональная экономика: теория и практика. 2008. №22(79). С. 73-80.
14.Астратова Г.В., Злоказова А.В. Жилищно-коммунальное хозяйство как ресурс государственного управления // Интернет-журнал «Отходы и ресурсы». 2018. №3. С. 1-18.
15.Жилищно-коммунальное хозяйство и качество жизни в XXI веке: экономические модели, новые технологии и практики управления: Монография / Под ред. Я.П. Силина, Г.В. Астра-товой. М., Екатеринбург: Изд. центр «Науковедение», 2017. 600 с.
16.Комиссарова Л. А. Природа жилищно-коммунальных услуг как социально значимого общественного блага // Вестник НГИЭИ. 2014. №11(42). C. 55-62.
17. Горячих М.В., Чеснокова О.В. Жилищно-коммунальные услуги как проблема научного исследования / Сб. тр. III науч. конф. проф.-препод. состава, асп., студ. и мол. уч. «Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского» (Симферополь, 1-3 нояб. 2017), Симферополь, 2017. Т.5. С. 583-584.
18. Исаев А.П., Васильева Т.В. О реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2018. №1(23). С. 46-57.
19.Internet Of Health: Новая Парадигма Здравоохранения / О.Ю. Колесниченко, Г.Н. Смородин, и др. // Экспертная зона: цифровая медицина. 2017. №6. С. 6-14.
20.Comparative analysis of pricing policies in the market for network goods / E.V. Ustyuzhanina, S.G. Evsyukov, A.V. Sigarev, E.V. Zaitseva // Journal of Internet Banking and Commerce. 2016. Vol.21. №S6. P. 17.
Симченко Н.А., Троян И.А., Горячих М.В., Андрющенко Е.С. рртГПОМ
Цифровизация социально значимых услуг в условиях цифровой C|TA\/UUI \\~л трансформации экономики Республики Крым xix\/nu лпНЫ
ЖУРНАЛ
Nataliia A. SIMCHENKO a, a-d V. I. Vernadsky Crimean Federal University,
Irina A. TROYAN b, Institute of Economics and Management (Simferopol, Crimea);
Maria V. GORYACHIKHc, a PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor;
Elena S. ANDRYUSHCHENKOd e-mail: natalysimchenko@yandex.ru
b PhD in Economics, Associate Professor, e-mail: troyan.irin@mail.ru c PhD in Engineering, Associate Professor, e-mail: goryachih@ieu.cfuv.ru
d Senior lecturer; e-mail: andrelesta@mail.ru
DIGITIZATION OF SOCIALLY SIGNIFICANT SERVICES IN THE DIGITAL TRANSFORMATION OF ECONOMY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
The subject of this research is the analysis of digitization processes in socially significant services in order to executing the national program "Digital Economy of the Russian Federation" and Decree of the President of the Russian Federation "On the national goals and strategic objectives in development of the Russian Federation for the period up to 2024". The purpose of the article is a theoretical and practical analysis of the socially significant services digitization in the context of the digital transformation of Crimean economy. The hypothesis of the study is the positive impact of the "smart" technology introduction in the area of socially significant services on socio-economic development of the country and the region. The study is based on the fundamental principles of economic theory in digital economics, applied scientific research in the field of introducing digital technologies in the providing the socially significant services. The authors use the methods of analysis, synthesis, and analogy. The authors also use studies of Russian and foreign scientists on concerned problems, legal and regulatory instruments, the results of own empirical research as information sources. The study substantiates the strategic importance of activating digitalization processes in the area of delivering socially significant services. The authors designate the key properties of socially significant services. The article identifies the problems and threats of the implementation of the digital economy's concept in the areas of housing and communal services, as well as healthcare. The authors propose the strategic goals for the Republic of Crimea Keywords: in ensuring the economic and scientific-technological breakthrough of Russia in
digitalization, the implementation of the national program "Digital Economy of the Russian
digital economy, socially signif- Federation". The authors design priority development foci that applied to stra-icant services, tegic character for defining the role of region in the implementation of nation-
housing and communal ser- wide digital trends in the service sector. Prospects for further research are seen vices, healthcare services, in the study of the institutional mechanism for the Crimean digital economy development focus development.
References
1. Shumpeter, I. A. (2007). Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, socializm i demokratiya [Theory of Economic Development. Capitalism, socialism and democracy]. Moscow: Eksmo. (In Russ.).
2. Bell, D. (1999). Gryadushchee postindustrial'noe obshchestvo. Opyt social'nogo prognozirovaniya [The coming post-industrial society. The experience of social forecasting]. Moscow: Academia. (In Russ.).
3. Howkins, J. (2001). The Creative Economy: How People Make Money from Ideas. London: Penguin.
4. Benkler, Y. (2006). The Wealth of Networks: How Social Production Transforms Markets and Freedom. New Haven, Conn: Yale University Press.
5. Tapscott, D. (1996). The digital economy: promise and peril in the age of networked intelligence. New York; Montreal: McGraw-Hill.
6. Bukht, R., & Khix, R. (2018). Opredelenie, koncepciya i izmerenie cifrovoj ekonomiki [Definition, concept and measurement of the digital economy]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii [Bul-
letin of international organizations]. 2, 13, 143-172 (In Russ.).
7. Negroponte, N. (1995). Being Digital. New York: Knopf.
8. Brynjolfsson, E., & Kahin, B. (2000). Understanding the Digital Economy: Data, Tools, and Research. Massachusetts, and London, England: The MIT Press.
9. Skilton, M. (2015). Building the Digital Enterprise: A Guide to Constructing Monetization Models Using Digital Technologies. Berlin: Springer.
10. Kulkov, V. M. (2017). Cifrovaya ekonomika: nadezhdy i illyuzii [Digital economy: hopes and illusions]. Filosofiia khoziaistva [The philosophy of the economy], 5, 145-156. (In Russ.).
11.Yudina, T. N., & Tushkanov, I. M. (2017). Cifrovaya ekonomika skvoz' prizmu filosofii hozyajstva i politicheskoj ekonomii [Digital economy through the lens of business philosophy and political economy]. Filosofiia khoziaistva [The philosophy of the economy], 1, 193-200. (In Russ.).
12.Veduta, E. N., & Dzhakubova, T. N. (2017). Strategii cifrovoj ekonomiki [Digital Economy Strategies] // Gosudarstvennoe upravlenie [Public administration], 63, 43-66. (In Russ.).
13. Makarenia, T. A. (2008). Ob'ektivnaya neobhodimost' i social'naya znachimost' regulirovaniya deyatel'nosti sfery ZhKU razlichnyh urovnej v rynochnyh usloviyah [Objective necessity and social significance of regulating the activities of the housing and utility services sector at various levels in market conditions]. Regionalnaia ekonomika teoriia i praktika [Regional Economics: Theory and Practice], 22(79), 73-80. (In Russ.).
14. Astratova, G. V., & Zlokazova, A. V. (2018). Zhilishchno-kommunal'noe hozyajstvo kak resurs gosudarstvennogo upravleniya [Housing and communal services as a resource of public administration]. Otkhody i resursy [Waste and Resources], 3, 1-18. (In Russ.).
15. Silina, Ya. P., Astratova, G. V. & oth. (2017). Zhilishchno-kommunal'noe hozyajstvo i kachestvo zhizni v XXI veke: ekonomicheskie modeli, novye tekhnologii i praktiki upravleniya: kollektiv [Housing and communal services and quality of life in the 21st century: Economic models, new technologies and management practices]: A monograph. Moscow, Yekaterinburg: Publishing Center "Naukovedenie". (In Russ.).
21. Komissarova, L. A. (2014). Priroda zhilishchno-kommunal'nyh uslug kak social'no znachimogo obshchestvennogo blaga [The nature of housing and communal services as a socially significant public good]. Vestnik NGIEI [Bulletin of NGIEI], 11(42). 55-62. (In Russ.).
16. Goriachikh, M. V., & Chesnokova, O. V. (2017). Zhilishchno-kommunal'nye uslugi kak problema nauchnogo issledovaniya [Housing and communal services as a problem of scientific research]. Dni nauki KFU im. V. I. Vernadskogo [Days of Science in V.I. Vernadsky CFU]: Collection of works of the III scientific conference of the faculty members, graduate students, students and young scientists (Simferopol, November 1-3, 2017), 5, 583-584. (In Russ.).
17. Isaev, A. P., & Vasileva, T. V. (2018). O realizacii programmy "Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii" [On the implementation of the program "Digital Economy of the Russian Federation"]. Evraziiskaia integratsiia ekonomika pravo politika [Eurasian integration: economics, law, politics], 1(23), 46-57. (In Russ.).
18. Kolesnichenko, O. U., Smorodin, G. N., Prisiazhnaia, N. V., Miakinkova, L. L.,. Kolesnichenko, U. U, Litvak, N. D., Martynov, A. V., & Pulit, V. V. (2017). Internet Of Health: Novaya Paradigma Zdravoohraneniya [Internet Of Health: New Paradigm of Health]. Ekspertnaia zona tsifrovaia meditsina [Expert zone: digital medicine], 6, 6-14. (In Russ.).
19. Ustyuzhanina, E. V., Evsyukov, S. G., Sigarev, A. V., & Zaitseva, E. V. (2016). Comparative analysis of pricing policies in the market for network goods. Journal of Internet Banking and Commerce, 21 (S6), 17.
Симченко Н.А., Троян И.А., Горячих М.В., Андрющенко Е.С. Цифровизация социально значимых услуг в условиях цифровой трансформации экономики Республики Крым // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 2. С. 223-234. РО!: 10.24411/1995-042Х-2019-10221.
Simchenko, N. A., Troyan, I. A., Goryachikh, M. V., & Andryushchenko, E. S. (2019). Digitization of socially significant services in the digital transformation of economy of the Republic of Crimea. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(2), 223234. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10221. (In Russ).