Цифровизация образования: современные вызовы и стратегии их преодоления
УДК 372.862
DOI 10.17726^ШТ2020.2.7
Цифровизация образования: современные вызовы и стратегии их преодоления
Петрова Галина Николаевна,
кандидат педагогических наук, кафедра информатизации образования, Белорусский государственный университет, г. Минск, Беларусь
gn_petrova@tanu.pro
Аннотация. Одним из приоритетных направлений развития образования является внедрение информационно-коммуникационных технологий, что обеспечивает совершенствование учебно-воспитательного процесса, доступность и эффективность образования, подготовку молодого поколения к жизнедеятельности в информационном обществе, а среди основных задач определено создание условий для развития индустрии современных средств обучения (учебно-методических, электронных, информационно-коммуникационных). В данной статье авторами были исследованы стратегии по формальному образованию, а также проанализированы основные вызовы и подходы к «цифровизации» образования. Быстрые и глубинные последствия от перехода на «цифру» будут возможными только тогда, когда «цифровая» трансформация станет основой жизнедеятельности общества, бизнеса и государственных учреждений, привычным и обыденным явлением, станет ДНК, ключевым элементом на пути к процветанию, ядром благосостояния. Цифровая грамотность (или цифровая компетентность) признана одной из ключевых для полноценной жизни и деятельности человека, поэтому формирование информационно-коммуникационной компетентности является обязательным. Это будет способствовать обеспечению права каждого на получение образования на протяжении всей жизни, равенства условий доступа к образованию, независимо от места обучения.
Ключевые слова: цифровые технологии; глобализация; компетенции; информатизация; учебный процесс.
Digitalization of education: modern challenges and strategies to overcome them
Petrova Galina N.,
Department of Informatization of Education, Belarusian State University, Minsk, Belarus
gn_petrova@tanu.pro
Abstract. One of the priority areas for the development of education is the introduction of information and communication technologies, which ensures the improvement of the educational process, the availability and efficiency of education, the preparation of the young generation for life in the information society, and among the main tasks is the creation of conditions for the development of the industry of modern teaching aids (educational -methodical, electronic, information and communication). In this article, the authors investigated strategies for formal education, and analyzed the main challenges and approaches to the «digitalization» of education. The rapid and profound consequences of the transition to digital will be possible only when digital transformation becomes the basis of the life of society, business and government institutions, becomes a familiar and commonplace phenomenon, becomes DNA, a key element on the path to prosperity, and becomes the basis of prosperity. Digital literacy (or digital competence) is recognized as one of the keys for a full life and human activity, therefore, the formation of information and communication competence is mandatory. This will help to ensure the right of everyone to receive education throughout life, equal conditions of access to education, regardless of the place of study.
Keywords: digital technologies; globalization; competencies; informatization; studying process.
Введение
В последнее время к проблематике «цифровизации» учебного процесса в образовательных учреждениях разных уровней обращались ряд ученых. Кроме того, проблемы цифровизации образования рассматривались в ходе проведения множества научно-практических конференций. В то же время в этих и других исследованиях
Цифровизация образования: современные вызовы и стратегии их преодоления
по сути не рассматривались вопросы «цифровизации» образования в контексте развития информационного общества.
Как известно, «цифровая» экономика оперирует аналогичными с традиционной экономикой сущностями, такими как капитал, ресурсы, люди [1, с. 117]. В то же время движущей силой «цифровой» экономики предстает человеческий капитал - то есть знания, таланты, навыки, умения, опыт, интеллект людей. В этой связи стремительное распространение «цифровых» технологий делает цифровые навыки (компетенции) граждан ключевыми среди других навыков. Так, «цифровизация» и кроссплатфор-менность сейчас являются главными трендами на общем рынке труда [2, с. 180]. Иными словами, умение работать с цифровыми технологиями постепенно становится постоянным и нужным для большинства специализаций, то есть сквозным или кроссплатфор-менным. Количество рабочих мест, требующих по крайней мере базового понимания информационных и коммуникационных технологий, стремительно увеличивается [3, с. 116]. Из-за отсутствия точной статистики трудно оценить этот рост в течение последнего десятилетия, однако объективная реальность свидетельствует, что умение пользоваться «цифровыми» технологиями становится основным требованием к персоналу. Кроме того, уникальность цифровых компетенций заключается еще и в том, что благодаря им граждане могут более эффективно приобретать компетенции и в других сферах (например, изучать языки, предметы, профессии и т.п.) [4, с. 155].
В то же время нерешенными остаются проблемы развития «цифровых» навыков и компетенций. Сфера «цифровых» навыков и компетенций в нашем государстве развивается эпизодически, хаотично и отдельно от академического (так называемого формального) образования [5, с. 36]. Устаревшие методики преподавания, отсутствие учебных стандартов, подготовленных преподавателей, а также недоступность цифровых технологий для учебного процесса привели к чрезвычайно низкому уровню цифровой грамотности во всех имеющихся сегментах государственной системы образования (дошкольного, начального, среднего и высшего). Цифровые навыки в средних школах ограничиваются уроками и классами информатики, где учат общим принципам построения компьютеров и основ алгоритмизации [6, с. 264]. Такой подход, как нам представляется, совсем не соответствует современным тре-
бованиям, не является сквозным (кроссплатформенным) и имеет очень сомнительные результаты.
Таким образом, наиболее массовая и разветвленная формальная система образования не удовлетворяет потребности рынка труда, оказывается неспособной формировать качественные трудовые ресурсы, не работает на автономное благополучия граждан, существенно уменьшает их возможности в трудоустройстве, капитализации, то есть в целом - проигрывает экономика и страна вообще. Относительно коммерческого сегмента (так называемого неформального образования) ситуация несколько лучше - там используются более современные методики, а техническое обеспечение и мотивационная составляющая у преподавателей намного выше.
Цель работы
Целью статьи стало исследование современных проблем в области цифровизации образования в контексте развития информационного общества.
Развитие цифровой грамотности в системе общего
образования
Цифровая грамотность (или цифровая компетентность) признана Европейским Союзом (ЕС) одной из следующих восьми ключевых компетенций для полноценной жизни и деятельности:
- общение на родном языке;
- общение на иностранных языках;
- знание математики и общие знания в сфере науки и техники;
- навыки работы с цифровыми носителями;
- обучение ради получения знаний;
- социальные и гражданские навыки;
- инициативность и практичность;
- осведомленность и самовыражение в сфере культуры.
В 2016 году Европейский Союз представил обновленный фреймворк Digital Competence (DigComp 2.0), состоящий из 5 основных блоков компетенций и всего 21 компетенции, которые в них входят (таблица 1).
Философские проблемы информационных технологий и киберпространства
90 -
Цифровизация образования: современные вызовы и стратегии их преодоления
Таблица 1
Фреймворк Digital Competence
Раздел фреймворка Структура раздела
1. Информационная грамотность и грамотность в отношении работы с данными 1.1. Умение искать, фильтровать данные, информацию и цифровой контент. 1.2. Умение оценивать данные, информацию и цифровой контент. 1.3. Умение использовать и управлять данными, информацией и цифровым контентом.
2. Коммуникация и взаимодействие 2.1. Умение общаться через использование цифровых технологий. 2.2. Умение делиться информацией благодаря использованию цифровых технологий. 2.3. Умение пользоваться государственными и частными услугами благодаря использованию цифровых технологий. 2.4. Умение взаимодействовать благодаря использованию цифровых технологий. 2.5. Знание «нетикета». 2.6. Управление цифровой идентичностью, то есть умение создавать и управлять аккаунтами.
3. Цифровой контент 3.1. Создание цифрового контента. 3.2. Умение изменять, улучшать, использовать цифровой контент для создания нового контента. 3.3. Осведомленность об авторских правах и политике лицензирования в отношении данных, информации и цифрового контента. 3.4. Программирование.
4. Безопасность 4.1. Умение защитить устройства и контент, знание мер безопасности, понимание рисков и угроз. 4.2. Защита персональных данных и приватности. 4.3. Здравоохранение, то есть знания и навыки для сохранения своего здоровья и других с точки зрения как экологии использования цифровых технологий, так и рисков, угроз безопасности граждан. 4.4. Защита окружающей среды, то есть понимание влияния цифровых технологий на экологию, окружающую среду, с точки зрения их утилизации, а также их использования.
5.1. Умение решать технические проблемы, возникающие с компьютерной техникой, программным обеспечением, сетями и тому подобное.
5.2. Умение определять потребности и находить соответствующие технические решения, или ка-стомизировать цифровые технологии к собственным потребностям.
5.3. Креативное пользование, или умение благодаря цифровым технологиям создавать знания, процессы и продукты, индивидуально или коллективно, с целью решения повседневных жизненных и профессиональных проблем и тому подобное.
5.4. Умение самостоятельно определять потребность в получении дополнительных новых цифровых навыков.
Вполне очевидным является то, что подходы, решения и инициативы по развитию цифровой грамотности через академическое формальное образование и неформальное образование будут отличаться, исходя из их специфики [7, с. 390; 8, с. 69]. Так, в первом сегменте провайдером учебных услуг является государство, во втором же - коммерческие (или благотворительные) компании [9, с. 28]. В то же время ключевым решением проблемы могла бы быть комбинированная стратегия, в которой имеют место долгосрочные меры и масштаб, присущие государственной системе образования, и краткосрочные быстрые меры, более релевантные для реализации именно в сегменте коммерческого образования [10, с. 367].
Потребность изменений в государственном сегменте не подвергается сомнению, однако использование возможностей частного сегмента позволит государству быстрее среагировать на проблему и начать действовать в этом направлении, поскольку коммерческий сегмент гораздо более гибкий, реактивный по трансферу и имплементации инновационных методик обучения и уже имеет первоклассные национальные проекты в сфере «цифрового» образования и навыков [11, с. 118].
Поддержка государством коммерческих провайдеров образовательных услуг в этой сфере может осуществляться по следующим направлениям:
Цифровизация образования: современные вызовы и стратегии их преодоления
- упрощение системы лицензирования новых операторов рынка;
- размещение заказов коммерческих операторов через систему Министерства образования;
- государственно-частное партнерство в части использования площадок (физических помещений), находящихся в собственности государственных (муниципальных) учреждений, для быстрого развертывания соответствующих учебных мощностей;
- налоговые, фискальные стимулы.
Целью указанных мероприятий является создание комфортных условий работы и активизация коммерческого рынка образовательных услуг, помощь его региональному масштабированию и присутствию [12, с. 43; 13, с. 392]. Это будет способствовать росту частных инвестиций в данный сегмент, появлению новых операторов и за короткие сроки существенно увеличит способность коммерческих провайдеров обслуживать гораздо большее количество граждан, создавать новые учебные программы и делать их доступными как с физической (территориальное покрытие), так и с финансовой точки зрения [14, с. 33]. Следовательно, при благоприятных условиях бизнес способен разобраться с проблемой цифровой грамотности граждан довольно быстро и качественно [15, с. 58].
Особенности стратегии по формальному образованию
Целевыми аудиториями в реализации государственной программы по «цифровой грамотности» являются начальная школа, средняя школа, профессиональная школа и высшие учебные заведения. Вполне понятно, что стратегия в отношении этого сегмента должна носить комплексный характер, что будет сопровождаться долгим циклом разработки, согласований, финансирования, создания учебного контента, закупки технологий, мотивации педагогов и т.п. [16, с. 14]. Как показывает практика последнего времени, такие меры могут растянуться на годы, однако в конечном итоге и при условии успешного внедрения это позволит системно и массово решать проблему цифровой грамотности в пределах всей страны [17, с. 82; 18, с. 153]. Конечно, этот процесс должен стать частью соответствующих проектов реформирования образования вообще.
Основными задачами по внедрению цифровой грамотности и навыков в государственном образовательном сегменте являются:
- Анализ ситуации. Проведение независимого качественного и количественного исследования наличия цифровых навыков у разных групп населения (государственные служащие, педагогические работники, студенты, молодые специалисты, безработные, люди с ограниченными возможностями, пенсионеры, представители малого и среднего бизнеса), определение критериев влияния факторов на развитие цифровых навыков, главных препятствий к пользованию цифровыми технологиями и конкретными инструментами.
- На основе этого исследования - разработка профильными министерствами перечня цифровых навыков и компетенций для целевых аудиторий отдельных отраслей.
- Создание качественного учебного контента, пересмотр и обновление учебных программ повышения квалификации и подготовки государственных служащих, педагогов и безработных.
- Разработка и популяризация общедоступных онлайн-и офлайн-курсов по цифровой грамотности, в частности смешанного обучения для охвата значительного количества представителей различных категорий населения на основе принятого Европейского фреймворка цифровых компетенций (DigiComp 2.0.).
- Измерение и сертификация цифровых навыков. Адаптация методологии измерения и внедрения независимой сертификации уровня цифровых навыков в соответствии с потребностями рынка труда.
- Гармонизация нормативной базы, регулирующей сертификацию цифровых навыков у государственных служащих, педагогических работников, других слоев, с международными требованиями, а также нормативной базы, касающейся дополнительных доплат к заработной плате при условии подтверждения цифровых компетенций.
- Введение обязательности цифровых компетенций для государственных служащих, работников сферы образования (на примере английского языка), ученых, безработных отдельных категорий.
- Популяризация важности цифровой грамотности среди граждан.
В части формирования профессиональных цифровых навыков основными задачами в государственном образовательном сегменте являются:
Цифровизация образования: современные вызовы и стратегии их преодоления
- Внедрение подхода с учетом компетентности, сквозной цифровой компетентности, то есть когда изучение предметов происходит через использование «цифровых» технологий, таким образом параллельно развиваются цифровые навыки.
- Увеличение доли и повышение качества подготовки ИКТ-специалистов: увеличение государственного заказа на подготовку ИКТ-специалистов, внедрение программ по переквалификации безработных, привлечение к ИКТ-сфере девушек и женщин.
- Внедрение программы профориентации в школах, профтехучилищах и вузах по выявлению наиболее способных учащихся и студентов к работе в ИКТ-сфере.
- Разработка системы «социального лифта» в ИКТ-сфере, в частности информирование школьников и студентов о предложениях стажировки и прохождения практики в ИКТ-компанииях, стимулирование развития молодежного ИКТ-предприниматель-ства.
- Обновление государственного классификатора профессий, то есть разработка и утверждение перечня «цифровых» профессий (на основе требований рынка труда, «цифровых» трендов), их внедрение в профильных учебных заведениях.
Основные вызовы и подходы к «цифровизации» среднего
образования
В архаических системах современные дети не хотят учиться, они теряют интерес к предметам, желание познавать и исследовать, а посещение школьных занятий обычно превращается в скучную формальность [1, с. 118]. Не уменьшить, а увеличить уровень и качество знаний, формировать современные навыки и компетенции, научить учиться, свободно общаться на иностранных языках, строить индивидуальные траектории обучения, вводить новые специализированные предметы, готовить к профессиям будущего и одновременно сделать процесс обучения интересным и увлекательным - таковы ключевые задачи реформы образования конкурентоспособной страны и общества [2, с. 182].
Современные технологии, глобализация, новые вызовы и возможности, новые отрасли науки, профессии, открытия, прогнозы и тренды - все это свидетельствует о том, что средние школы должны готовить граждан, которые будут жить и творить в быстро-
меняющемся мире [19, c. 36]. Обучение по принципу «знать все» меняется на принцип «знать, как учиться в течение жизни и стать самореализованным и конкурентоспособным», а работа с информацией на принципах «запоминания» постепенно теряет смысл из-за развития Интернета как глобального источника информации. Следовательно, важными становятся не только знания, но и навыки XXI века, включая медиаграмотность и умение работать с информацией [20, с. 83].
Кроме того, изменения касаются также форм и методов обучения, ведь один размер не может подходить для всех, - качественное образование становится персонализированным и ориентированным на развитие индивидуальных способностей и талантов каждого [21, с. 1164]. Учитывая необратимость дальнейшей циф-ровизации как глобального и национального явления, реформирование среднего образования должно происходить в соответствии с учетом потребностей развития «цифровой» экономики, цифрового гражданства, инновационного и креативного предпринимательства, научных возможностей, новых потребностей и вызовов страны и мира [22, с. 76; 23, с. 458]. Использование «цифровых» технологий должно носить кроссплатформенный (сквозной) характер, то есть осуществляться не только на уроке информатики в отдельном классе информатики, как обычно, а и при изучении других предметов, во взаимодействии учащихся друг с другом и с учителями, с реальными экспертами, проведении исследований, индивидуальном обучении и т.д. [5, с. 35].
С помощью медиа- и интерактивных средств учителям легче использовать подход к преподаванию на основе внедрения инновационных подходов, включая использование «кейсов» (от англ. case), исследовательско-поисковой работы, метода проектов, развивающих учебных игр и т.п. [24, с. 11]. Как результат - дети гораздо лучше усваивают информацию, находясь в эмоционально комфортной среде, не теряют желания учиться, создавать новые знания и инновации [25, с. 807]. Цифровые технологии позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным. При этом технологии не заменяют учителя, а дополняют его. Таким урокам свойственны адаптивность, управляемость, интерактивность, сочетание индивидуальной и групповой работы, временная неограниченность обучения [26, с. 463; 27, с. 38]. Цифровые технологии создают новые условия для учителя, позволяя
Цифровизация образования: современные вызовы и стратегии их преодоления
вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса общения и познания. Технологии также позволяют учителю автоматизировать большую часть своей работы, высвобождая человеческий ресурс на поиск, общение, индивидуальную работу с учащимися, дают возможность получения моментальной обратной связи, улучшают эффективность управления учебным процессом и образованием в целом [28, с. 39; 29, с. 52].
На сегодня состояние внедрения цифровых технологий в средних школах характеризуется (но не ограничивается) такими проблемами, как [30, с. 45]:
- в 95 % школ используется компьютерная техника (рабочие станции), которая была произведена и поставлена в период 20002011 гг. - то есть стопроцентно морально устарела;
- пропорция количества учеников на компьютер составляет 27:1 (в Европе, например, эта пропорция составляет 3:1);
- компьютерные классы, содержащиеся в основном в кабинетах информатики, не могут из-за стационарности сделать весь учебный процесс в школе «технологическим»;
- привычным явлением является использование нелицензионного программного обеспечения;
- отсутствуют качественный современный мультимедийный контент и интерактивные учебники по всем предметам для всех классов;
- подключение школ к сети Интернет во многих случаях осуществляется по инициативе родителей и общины, классы обычно не подключаются вообще, а сети wi-fi (там, где они есть) используются не по учебному предназначению;
- отсутствует национальная образовательная платформа и т.п.
Стратегия цифровизации средних школ должна включать использование таких моделей:
- В части финансирования цифровизации учебных заведений и обеспечения достаточного, равномерного и объективного распространения «цифровых» технологий - создание кастомизи-рованного под нужды образования фонда универсальных услуг (по аналогии с универсальными фондами услуг телекоммуникационного рынка). То есть закрепление перечня базовых стандартных и инкрементальных «цифровых» услуг средней школы (в частности, телеком-услуги), включительно с моделями и механизмами их
финансирования (солидарно через государственные, муниципальные, частные бюджеты или отдельно), привлечения инвесторов, производителей оборудования.
- В части поощрения родителей и общественности - внедрение BYOD (bring your own device, с англ. «используй свое собственное устройство»), что позволит существенно поднять уровень обеспеченности школьников цифровыми средствами в классе, SG-связью. Однако здесь следует предусмотреть поддержку семей незащищенных слоев населения, защиту детей от нежелательного контента и использование учителями прикладных программ эффективного управления классом, в котором у каждого ученика есть личное компьютерное устройство.
- В части стимулирования производителей школьных «цифровых» устройств - разработка привлекательных и реальных PPP-форматов (частно-государственное партнерство) с целью привлечения инвестиций международных или локальных компаний для создания локальных производств специализированных планшетов, нетбуков и т.п. Учитывая потенциал рынка (10,512 млн устройств), ежегодный апгрейд (+300-400) устройств, программное обеспечение, обслуживание и соответствующие PPP-стимулы, это направление деятельности является перспективным.
- В части создания мультимедийного «цифрового» контента - трансфер и адаптация международных мультимедийных продуктов, что позволит быстро покрыть базовые потребности, однако локальное производство таких продуктов также является вполне реальным при условии проработки соответствующей модели частно-государственного партнерства и др.
«Цифровизация» средних школ должна реализовываться по следующим направлениям [5, с. 37]:
1) доступ к технологиям:
- доступ учащихся к технологиям (Student Accessibility);
- доступ учителей к технологиям (Teacher Accessibility);
- доступ администраторов школы к технологиям (Administration Accessibility);
2) школьный Интернет (модели Fiber-to-the-Building и wi-fi);
3) «цифровой» мультимедийный контент;
4) цифровые компетенции и грамотность преподавателей (фасилитаторов, коучей) и учащихся.
Цифровизация образования: современные вызовы и стратегии их преодоления
Цифровые навыки и компетенции - основа «цифровой» экономики. Люди уже находятся в «цифровом» мире. Следующий шаг - сделать так, чтобы этот мир стал местом, где они смогут стать успешными. В этой связи образование должно быть главной экономической стратегией в условиях перехода на инновационную экономику и формирования конкурентоспособного общества [31, с. 144]. «Цифровые» технологии и предложенные подходы вкупе с талантливыми педагогами и энергичным неравнодушным обществом способны превратить российское образование в одно из лучших на мировом и национальных уровнях [32, с. 35; 33, с. 70]. Именно поэтому, учитывая комплексный характер системы среднего образования, значительное количество учебных заведений, педагогических и государственных учреждений, первоочередным шагом предстает разработка всесторонней национальной политики цифровизации образования как приоритетной компоненты реформы образования в целом [34, с. 384; 35, с. 63].
Результатом этого должна стать разработка политики, ряда стратегических документов, которые будут определять четкое видение трансформации образования с ИКТ на следующие 15-20 лет, стратегический мастер-план достижения этого видения с соответствующими показателями изменений (КР^), план ресурсного обеспечения «цифровизации» образования и проведения исследований по оценке успешности процессов трансформации.
Заключение
На сегодня не существует ни одной государственной инициативы, программы, стратегического документа, видения, направленных на создание комплексной национальной системы развития цифровой грамотности. Этот компонент имеется лишь в некоторых законодательных актах, однако выполняется ненадлежащим образом. Средняя школа нуждается в кардинальных трансформациях, поскольку пока что данная институция продолжает существовать почти на тех же традициях и подходах, что и сто лет назад. Философия школы заключается в том, чтобы перейти от авторитарной педагогики к педагогике партнерства, в том, чтобы, кроме знаний, переключились на компетентности, чтобы перешли от фактически «загрузки» знаниями детей и воспроизведения алгоритмов к проблемно-поисковому, деятельностному обучению. Конечно, это
потребует больше усилий со стороны учителей. Но так работает современная школа в успешных образовательных системах.
Применение цифровых технологий в образовании - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития современного мирового образовательного процесса. Эти технологии позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость и качество восприятия, понимания и усвоения знаний. Можно утверждать, что национальные ИКТ-проекты и программы, ре-ализовывавшиеся в среднем образовании последние 20 лет, были непоследовательными, носили эпизодический характер, даже если они и были обоснованными.
Литература
1. Байрамкулов Н. И. Проблемы политики России в области образования // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. -№ 11-1 (53). - С. 117-119. (Bayramkulov N.I. Problems ofRussian policy in the field of education // Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal. - 2016. - No. 11-1 (53). - P. 117-119.)
2. Mertala P. Paradoxes of participation in the digitalization of education: A narrative amount // Learning, Media and Technology. - 2019. -No. 45 (2). - P. 179-192.
3. Пастухова Е. В. Нравственное воспитание молодежи в вузах // Формирование профессионально-инновационного потенциала в условиях непрерывного образования. Сборник материалов международной научно-практической конференции: - Архангельск: Частное образовательное учреждение высшего образования «Институт управления», 2013. - С. 115-118. (Pastukhova E. V. Moral education of youth in universities // Formation of professional and innovative potential in the context of continuous education. Colleton of materials of the international srientifiG and practical conference: collection of articles. - Arkhangelsk: Chastnoye obrazovatel'noye uchrezMeniye vysshego obrazovaniya «Institut upravleniya», 2013. - P. 115-118.)
4. Дудукалов Е. В. Государственное регулирование развития национального сегмента интернета в России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2008. - № 3. - С. 155164. (Dudukalov E. V. State regulation of the development of the national segment of the Internet in Russia // Gosudarstvennoye i munitsipal'noye upravleniye. Uchenyye zapiski SKAGS. - 2008. - No. 3. - P. 155-164.)
5. Голдберг Э.А., Гоншорек С. Н., Лекторский В. А., Меськов В. С., Сабанина Н. Р. Давай создадим человека: Пять когнитивных революций // Наука и школа. - 2017. - № 5. - С. 34-43. (Goldberg E. A., Gonshorek S. N., Lektorsky VA., Meskov V. S., Sabanina N. R. Let's create a human: Five cognitive revolutions // Nauka i shkola. - 2017. - No. 5. -P. 34-43.)
Философские проблемы информационных технологий и киберпространства
100 -
Цифровизация образования: современные вызовы и стратегии их преодоления
6. Горбачук-Наровецкая О. В. Философия для детей как результат трансформации современной парадигмы образования // Гилея: Научный вестник. - 2015. - № 103. - С. 264-268. (Gorbachuk-Narovetskaya O. V. Philosophy for children as a result of the transformation of the modern paradigm of education // Gileya: Nauchnyy vestnik. - 2015. -No. 103. - P. 264-268.)
7. Горбачев М. И., Кушнарева М. Н. Анализ развития и практический опыт применения цифровых технологий в АПК РФ // Доклады ТСХА. - М.: Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева, 2020. - С. 390-393. (Gorbachev M.I., KushnarevaM.N. Analysis of development and practical experience of using digital technologies in the agro-industrial complex of the Russian Federation // Reports of the TSKHA. - M.: Rossiyskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet - MSKHA im. K. A. Timiryazeva, 2020. - P. 390393.)
8. Дудукалов Е. В. Приоритеты и формы государственной поддержки информационно-коммуникационных технологий в России // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2009. - № 2 (28). - С. 64-70. (Dudukalov E. V. Priorities and forms of state support for information and communication technologies in Russia // Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta (RINKH). - 2009. - No. 2 (28). - P. 64-70.)
9. Кушнарева М. Н., Ванг Шу Ен. Совершенствование информационного обеспечения стратегического планирования развития свеклосахарного подкомплекса региона // Международный научный журнал. -2020. - № 3. - С. 28-35. (KushnarevaM.N., Wang Shu En. Improving information support for strategic planning of the development of the sugar beet subcomplex of the region // Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. -2020. - No. 3. - P. 28-35.)
10. Bejinaru R. Impact of digitalization on education in the knowledge economy // Management Dynamics in the Knowledge Economy. - 2019. -No. 7 (3). - P. 367-380.
11. Шастун Т. А., Смирнова С. М. Диалектика системных преобразований современного аграрного образования // Контекст и рефлексия: Философия о мире и человеке. - 2016. - № 3. - С. 116-125. (Shastun T. A., Smirnova S. M. Dialectics of systemic transformations of modern agrarian education // Kontekst i refleksiya: Filosofiya o mire i cheloveke. - 2016. - No. 3. - P. 116-125.)
12. Чеха В. В. Механизмы инвестиций в сферу образования: проблемы и решения // Вопросы образования. - 2011. - № 1. - С. 43. (Chekha V. V. Investment mechanisms in education: problems and solutions // Voprosy obrazovaniya. - 2011. - No. 1. - P. 43.).
13. Бакеева Л. В., Пастухова Е. В. Междисциплинарный учебно-методический комплекс как способ формирования компетенций // Современные образовательные технологии в преподавании естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Сборник научных трудов
IV Международной научно-методической конференции. - СПб.: Санкт-Петербургский горный университет, 2017. - С. 390-395. (Bakeeva L. V., Pastukhova E. V. Interdisciplinary educational and methodological complex as a way of forming competencies // Modern educational technologies in teaching natural sciences and humanities. Collection of scientific papers of the IV International Scientific and Methodological Conference: - SPb.: Sankt-Peterburgskiy gornyy universitet, 2017. - P. 390-395.)
14. ШомаховА. Ю. Об оценке скорости сходимости математического ожидания статистики ln к линейному функционалу от спектральной плотности l(f) стационарной гауссовской последовательности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Математика, информатика, физика. - 2012. - № 2. - С. 33-42. (ShomakhovA. Yu. On an estimate of the rate of convergence of the mathematical expectation of a statistic ln to a linear functional of the spectral density l (f) of a stationary Gaussian sequence // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Matematika, informatika, fizika. - 2012. - No. 2. - P. 33-42.)
15. BankewitzM., Aberg C., Teuchert C. Digitalization and boards of directors: A new era of corporate governance? // Business and Management Research. - 2016. - No. 5(2). - P. 58-69.
16. Дудукалов Е. В. Суперкомпьютерные технологии в системе стратегических приоритетов инновационной модернизации // Экономические и гуманитарные науки. - 2010. - № 8 (223). - С. 14-18. (Dudukalov E. V. Supercomputer technologies in the system of strategic priorities of innovative modernization // Ekonomicheskiye i gumanitarnyye nauki. -2010. - No. 8 (223). - P. 14-18.)
17. Пастухова Е. В. Влияние воспитательного процесса в вузах на формирование личности современного выпускника // Гостеприимный Петербург - 2018. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - СПб.: Санкт-Петербургский институт гостеприимства, 2018. - С. 82-87. (Pastukhova E. V. The influence of the educational process in universities on the formation of the personality of a modern graduate // Hospitable Petersburg - 2018. Collection of materials of the International scientific and practical conference. - SPb.: Sankt-Peterburgskiy institut gostepriimstva, 2018. - P. 82-87.)
18. Врублевская Е. Г. Становление гуманитарной культуры педагога (теоретико-методологический анализ). - Хабаровск: Дальневосточная академия государственной службы, 2007. - 208 с. (Vrublevskaya E. G. Formation of a teacher's humanitarian culture (theoretical and methodological analysis). - Khabarovsk: Dalnevostochnaya akademiya gosudarstvennoy sluzhby, 2007. - 208 p.)
19. ТкаченкоА. А. Роль МОТ в международных процессах к столетию международной организации // Международные процессы. -2019. - Т. 17. № 3 (58). - С. 36-50. (Tkachenko A. A. The role of the ILO in international processes for the centenary of an international organization // Mezhdunarodnyye protsessy. - 2019. - Vol. 17. No. 3 (58). - P. 36-50.)
Цифровизация образования: современные вызовы и стратегии их преодоления
20. Худякова Е. В., Кушнарева М. Н., Горбачев М. И. Эффективность внедрения цифровых технологий в соответствии с концепцией «сельское хозяйство 4.0» // Международный научный журнал. - 2020. -№ 1. - С. 80-88. (Khudyakova E. V., Kushnareva M. N., Gorbachev M.I. The effectiveness of the introduction of digital technologies in accordance with the concept of «agriculture 4.0» // Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. - 2020. - No. 1. - P. 80-88.)
21. Bikbulatova V., Lakhtin A., Kirsanova M., Novikova V., Shugaeva E. Implementation of the activity-oriented education content concept at universities // Opcion. - 2018. - Т. 34. No. 85. - P. 1164-1170.
22. Дудукалов Е. В. За связь без брака! Формирование стратегии государственного регулирования деятельности бизнес-структур в сфере информационно-коммуникационных технологий // Креативная экономика. - 2009. - № 4 (28). - С. 76-80. (Dudukalov E. V. For communication without marriage! Formation of a strategy for state regulation of the activities of business structures in the field of information and communication technologies // Kreativnaya ekonomika. - 2009. -No. 4 (28). - P. 76-80.)
23. GushchinA. «To teach learning...» or on the culture of thinking of today's students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 214. - P. 457-464.
24. ПастуховаЕ.В. Применение методов математической статистики для оценки личностных качеств работников социальной сферы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. -Т. 22. - С. 11. (Pastukhova E. V. Application of methods of mathematical statistics to assess the personal qualities of workers in the social sphere // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept». - 2015. -Vol. 22. - P. 11.)
25. Колобкова А. А. Формирование репродуктивного поведения студенческой молодежи в процессе изучения гуманитарных дисциплин // Педагогический журнал. - 2019. - Т. 9. № 5-2. - С. 806-814. (KolobkovaA. A. Formation of reproductive behavior of student youth in the process of studying humanitarian disciplines // Pedagogicheskiy zhurnal. - 2019. - Vol. 9. No. 5-2. - P. 806-814.)
26. Wright N. A case for adapting and applying continuance theory to education: Understanding the role of student feedback in motivating teachers to persist with including digital technologies in learning // Teachers and Teaching. - 2015. - No. 21 (4). - P. 459-471.
27. Полетаева Ю. Г. Методологический анализ учебного эвристического диалога // Социально-гуманитарный вестник Юга России. - 2011. -№ 7-8 (15-16). - С. 36-38. (Poletaeva Yu. G. Methodological analysis of educational heuristic dialogue // Sotsialno-gumanitarnyy vestnik Yuga Rossii. - 2011. - No. 7-8 (15-16). - P. 36-38.)
28. Врублевская Е. Г. Гуманитарные основы педагогической деятельности. - Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2006. - 180 с. (Vrublevskaya E. G. Humanitarian foundations of pedagogical activity. - Khabarovsk: Izd-vo
DVAGS, 2006. - 180 p.)
29. Сергеева М. Г., Богатырева С. Н., Азметова Р. Ф., Новикова В. Н., Кононенко М. М. Управленческая культура как результат эффективной подготовки будущих менеджеров образования // Современный ученый. - 2019. - № 5. - С. 51-55. (SergeevaM. G., Bogatyreva S.N., Azmetova R. F., Novikova V. N., Kononenko M. M. Management culture as a result of effective training of future education managers // Sovremennyy uchenyy. - 2019. - No. 5. - P. 51-55.)
30. Розин В.М., ПурыничеваГ.М., Овсяницкая Е. А. Преподавание философии в педагогических и технических университетах (проблемы и направления решений) // Педагогика и просвещение. - 2019. -№ 4. - С. 43-58. (Rozin V.M., Purynicheva G. M., Ovsyanitskaya E. A. Teaching philosophy in pedagogical and technical universities (problems and directions of solutions) // Pedagogika i prosveshcheniye. - 2019. -No. 4. - P. 43-58.)
31. Ситниченко Е. Г. Философский анализ образовательной парадигмы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 11-2 (49). - С. 144-147. (Sitnichenko E. G. Philosophical analysis of the educational paradigm // Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki. - 2014. - No. 11-2 (49). - P. 144-147.)
32. Врублевская Е. Г. Возвращение к человеку в образовании // Новые педагогические исследования. - 2007. - № 5. -С. 31-36. (Vrublevskaya E. G. Return to the person in education // Novyye pedagogicheskiye issledovaniya. - 2007. - No. 5. - P. 31-36.)
33. ТкаченкоА. А. Этносоциальные проблемы в Российской Федерации // Этнографическое обозрение. - 2000. - № 6. - С. 69-81. (TkachenkoA. A. Ethnosocial problems in the Russian Federation // Etnograficheskoye obozreniye. - 2000. - No. 6. - P. 69-81.)
34. Zahorec J., Haskova A., Munk M. Teachers' professional digital literacy skills and their upgrade // European Journal of Contemporary Education. -2019. - No. 8 (2). - P. 378-393.
35. Matsiola M., Spiliopoulos P., Kotsakis R., Nicolaou C., Podara A. Technology-enhanced learning in audiovisual education // Course Design. Education Sciences. - 2019. - No. 9 (1). - P. 62-68.