Переподготовка кадров как способ увеличения конкурентоспособности предприятий в
условиях цифровизации экономики
Retraining of personnel as a way to increase the competitiveness of enterprises in the
digitalization of the economy
Камнева Виктория Викторовна
Студент 3 курса Профессионально-педагогический институт Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет пр. Ленина, 69, г. Челябинск, Челябинская область, 454080, Российская Федерация
e-mail: kamneva1996@bk.ru
Kamneva Victoria Viktorovna
Student 3 term Professional Pedagogical Institute South Ural State University of Humanities and Education 69, Lenin Av., Chelyabinsk, Chelyabinsk oblast, 454080, Russian Federation
e-mail: kamneva1996@bk.ru
Научный руководитель Зайцев Владимир Сергеевич
доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, кандидат педагогических наук Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет пр. Ленина, 69, г. Челябинск, Челябинская область, 454080, Российская Федерация
e-mail: pkfnjecn@gmail.com
Scientific adviser Zaytsev Vladimir Sergeevich
Associate Professor of the Department of Training of Teachers of Occupational Education and of Subject Methods,
Candidate of Pedagogical Sciences South Ural State University of Humanities and Education 69, Lenin Av., Chelyabinsk, Chelyabinsk oblast, 454080, Russian Federation
e-mail: pkfnjecn@gmail.
Аннотация.
В статье рассмотрена необходимость переподготовки кадров и повышения их квалификации в условиях цифровой трансформации экономики. Рассмотрены ключевые цели переподготовки и повышения квалификации сотрудников. Выделены основные принципы осуществления современных учебных программ дополнительного образования в условиях цифровизации. Предложен куррикулумный подход как одна из возможных базовых парадигм современного образования. Рассмотрены основные мероприятия на 2019-2020 годы в рамках программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» по направлению «Кадры и образование». Установлена зависимость величины затрат на обучение сотрудников, связанного с развитием и использованием информационно-коммуникационных технологий на душу населения с величиной валового регионального продукта на душу населения Челябинской области. В целях определения сравнительной силы влияния выбранных факторов, рассчитаны частные коэффициенты эластичности на основе линейного уравнения регрессии.
Annotation.
In the article the necessity of retraining of personnel and increase of their qualification in conditions of digital transformation of economy is considered. The key goals of retraining and advanced training of employees are considered. The main principles of the implementation of modern curriculums of additional education in conditions of digitalization are singled out. A curriculum approach is proposed as one of the possible basic paradigms of modern education. The main events for 2019-2020 are considered within the framework of the program "Digital Economy in the Russian Federation" in the direction "Personnel and Education". The dependence of the cost of training employees associated with the development and use of information and communication technologies per capita with the value of the gross regional product per capita of the Chelyabinsk region has been established. In order to determine the relative strength of the influence of the selected factors, the partial coefficients of elasticity are calculated on the basis of the linear regression equation.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая грамотность, дополнительное образование, конкурентоспособность предприятия, цифровая трансформация бизнеса, Челябинская область.
Key words: digital technologies, digital literacy, additional education, enterprise competitiveness, digital business transformation, Chelyabinsk region.
Начало 21 века ознаменовалось активным развитием цифровых технологий, возникновением больших массивов данных и усложнением многих социально-экономических процессов. Формирование цифровой среды сопровождается трансформацией не только повседневной жизни граждан и государственного сектора, но и бизнеса. В настоящий момент, обеспечение конкурентоспособности предприятия на рынке связано с его цифровой трансформацией, которая в свою очередь определяется степенью использования сетевых технологий в бизнес-процессах. Современное предприятие в целях увеличения эффективности своей деятельности заинтересовано в применении цифровых технологий как в производстве и реализации, так и при управлении и осуществлении маркетинговой деятельности.
Активное использование цифровых технологий на рабочем месте не только обуславливает увеличение спроса на специалистов в области IT-технологий, но и повышение требований к цифровой грамотности непрофессионалов в области информационно-коммуникационных технологий (Далее - ИКТ), для выполнения работы в новых экономических условиях. Несомненно, высокая скорость обновления информации и её возрастающая сложность, требуют навыков оперативного планирования, системного мышления, умения принимать решения основываясь на многокритериальной оценке, понимания сущности процессов полидисциплинарного характера и т.д.. [6, C.146].
Следовательно, в настоящих условиях остро стоит вопрос о возможности переобучения сотрудников и повышения их квалификации.
Ведущей целью программы переподготовки кадров является предоставление возможности служащему получить новую должность, а рабочему получить навыки осуществления деятельности в новой сфере обязанностей и требований руководства. Стоит отметить, что переподготовка ориентирована на потребности производства, которые трансформируются в цифровой среде. Главная цель повышения квалификации сотрудников заключается в повышении качества профессиональных навыков персонала, последовательном усовершенствовании и дополнении базы их знаний в сфере профессий, которыми они обладают [2, ст.76].
Таким образом, дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, а так же обеспечение соответствия его квалификации для осуществления профессиональной деятельности в условиях цифровизации экономики. При этом, осуществление современных программ дополнительного образования должно строиться на основе следующих принципов:
1. Применение комплекса инновационных конвергентных образовательных решений.
2. Применение технологии интегрированных образовательных программ в целях увеличения эффективности и сокращения сроков обучения, что позволит сократить затраты на обучение сотрудников.
3. Использование сетевых методов обучения [4].
4. Применение методов «e-leaning» и «m-leaning», что позволит значительно расширить набор дисциплин для самостоятельного изучения, в следствии чего станет возможным более интенсивное развитие и усиление компетенций и специальных навыков в дополнение к тем ключевым, которые выработаны в ходе основного образования и практического опыта сотрудника [7].
5. Выбор гибких шаблонов построения учебных программ, которые обеспечивают широкие возможности для их диверсификации.
6. Применение различных форм дополнительного образования и самообразования, а так же использование средств поддержки контрольно-измерительных и аттестационных процессов обучения[4].
Цифровизация среды обуславливает возможность использования в качестве одной из базовых парадигм системы образования куррикулумный подход «Curriculum», который основан на проектировании, структуризации, сопровождении и непрерывной актуализации профессиональных знаний, что позволяет построить гибкие и адаптивные образовательные стратегии и учебные программы. Стоит отметить, что данный подход был разработан в 1965 году комитетом по образованию организации АСМ в форме типовой программы курса бакалавриата по компьютерным наукам, которые стали ключевыми в эпоху цифровой экономики [8].
Актуальность данной парадигмы обусловлена следующим:
1. Знание-ориентированность заключается в спецификации структуры и объемов знаний, соответствующих профилям подготовки.
2. Единая архитектура представления знаний в виде трех/четырехуровневой иерархической структуры, что предполагает расположение на верхнем уровне иерархии предметных областей, подразделяющихся на модули знаний, состоящие из тем, которые в свою очередь могут делиться на подтемы.
3. Концепция ядра свода знаний - выделение в объёме знаний минимально необходимого содержания для всех учебных программ. Именно это способствует поддержке целостности образовательного процесса, мобильности обучающихся, а так же гарантирует заданный уровень качества базовой подготовки.
4. Спецификация профессиональных характеристик профилей, целей обучения, итоговых профессиональных характеристик обучающихся.
5. Включение рекомендаций методического характера по диверсификации направлений подготовки, компоновки курсов из модулей знаний в соответствии с выбранной педагогической стратегией реализации учебной программы, организации профессиональной практики и процессов обучения.
6. Детальное описание объемов знаний до уровня тем и соответствующих целей обучения вынесены в хорошо структурированные приложения.
7. Консорциумный характер процесса разработки образовательных стандартов, включающий усилия промышленных, коммерческих и государственных организаций, а так же ведущих специалистов образования, что обеспечивает высокую степень доверия и консенсуса профессионального сообщества по отношению к стандартам [5].
Таким образом, можно сделать вывод о перспективности и целесообразности использования данного подхода при разработке образовательных программ и стандартов для обучения востребованным цифровым навыкам.
В рамках направления «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика» принятой 28 июля 2017 года, планируется определить потребности по переподготовки сотрудников 100 крупнейших компаний на период до 2020 года [1]. Так же будет создана единая база статистики деятельности операторов по переподготовки кадров, разработан прогноз спроса на цифровые компетенции и кадры, владеющие данными компетенциями, со стороны российских работодателей
[4].
Несомненно, осуществление программ переподготовки сотрудников и повышения их квалификации требует отвлечения финансовых ресурсов из производственного процесса предприятия. Объем затрат на обучение зависит от способа определения потребности в обучении, от категории и численности обучающихся, от формы и методов обучения, сложности и продолжительности учебной программы. Однако, в условиях цифровой трансформации бизнеса, использование сетевых технологий, а следовательно и успешность их освоения сотрудниками оказывает влияние на масштаб и эффективность деятельности предприятия.
В ходе исследования была оценена эффективность отвлечения средств предприятиями Челябинской области на обучение сотрудников в области цифровых технологий. С этой целью проанализирована связь такого показателя как величина затрат на обучение сотрудников, связанного с развитием и использованием информационно-коммуникационных
технологий на душу населения (фактор Х) с величиной валового регионального продукта на душу населения Челябинской области (фактор У) [3].
Путем расчета коэффициента корреляции, установлена сильная связь данных показателей - коэффициент корреляции 0,97. Тип связи рассматриваемых факторов представлен на рисунке 1.
н «
К «
ч . ю « о
03 Ч
ю « ^
Р а .с ы т
и «
и
i е-
о о
н
е
<Ц 5
«
И
<и
еу
ю о
03
и
Й &
го
0,1800 0,1600 0,1400 0,1200 0,1000 0,0800 0,0600 0,0400 0,0200 0,0000
2014 год
2013 г ♦ од
2012 год
2010 г од
4 ♦
У 20 1 год
2015 год
2016 го
д
- Линейная (Х,У)
150 170 190 210 230 250 270 290 310 330 350 370 390 ВРП на душу населения, тыс.рублей (У)
Рисунок 1 - Тип связи
Следовательно, можно сделать вывод, что при увеличении использования цифровых технологий, увеличиваются затраты предприятия на их освоение, что ведет к увеличению масштабов деятельности региональных предприятий.
Для того чтобы оценить сравнительную силу влияния выбранных факторов, были рассчитаны частные коэффициенты эластичности на основе линейного уравнения регрессии. Исходные данные для расчета коэффициентов уравнения представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Исходные данные для расчета коэффициентов линейного уравнения регрессии
Год ВРП на душу населения, тыс. рублей Затраты на обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием ИКТ на душу населения, тыс.рублей х;2
XI
2010 187,67 0,0232 0,0005 4,3517
2011 222,66 0,0289 0,0008 6,4268
2012 241,76 0,0536 0,0029 12,9702
2013 252,99 0,0884 0,0078 22,3661
2014 284,49 0,1170 0,0137 33,2988
2015 334,47 0,1598 0,0255 53,4561
2016 360,00 0,1554 0,0241 55,9337
Среднее значение 269,15 0,0895 0,0108 26,9719
В соответствии с расчетами на основе данных представленных в таблице 1, получены следующие коэффициенты уравнения:
Ь0= 175,89; Ь1 = 1042,15.
Следовательно, линейное уравнение регрессии принимает вид: У(Х)=175,89+1042,15*Х.
На основе полученного уравнения рассчитан коэффициент эластичности, который принял значение 1,45.Таким образом, при увеличении затрат на обучение сотрудников, связанного
с развитием и использованием ИКТ на душу населения на 1%, величина валового регионального продукта Челябинской области увеличится на 1,45%. Следовательно, можно говорить об увеличении масштаба деятельности региональных предприятий.
При этом, совместное французско-американское исследование, проведенное в 2016 году, такими компаниями как «Capgemini Consulting» и «MIT Sloan School of Management» установило, что предприятия активно инвестирующие средства в развитие человеческого потенциала, в среднем на 26% прибыльнее своих конкурентов [9]. Следовательно, направление средств на обучение сотрудников, ведет не только к росту масштабов деятельности предприятия, но и к увеличению её эффективности.
Таким образом, в эпоху цифровизации экономики, когда на смену традиционным формам организации бизнес -процессов приходят цифровые, вопрос соответствия знаний и навыков сотрудников занимаемой должности является ключевым. Своевременная переподготовка кадров и повышение их квалификации позволит эффективно использовать цифровые технологии, что обеспечит конкурентоспособность предприятий Челябинской области на рынке.
Список используемой литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_221756/2369d7266adb33244e178738f67f181600cac9f2/
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 76. «Дополнительное профессиональное образование» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/18ecc06c654c0f2e1ffdf7fa3f8c1ef137f01615/
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru
4. Агрегатор новостей блокчейн и криптовалют на русском и английском языках «Chaining.ru» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://chaining.ru/2018/02/06/bakalavra-po-it-v-rossii-budut-vydavat-za-poltora-goda/
5. Куприяновский В.П. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования [Электронный ресурс] / В.П. Куприяновский, В.А. Сухомлин, А.П. Добрынин // International Journal of Open Information Technologies.- 2017. -№1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/navyki-v-tsifrovoy-ekonomike-i-vyzovy-sistemy-obrazovaniya (Дата обращения: 02.07.2018)
6. Зайцев, В.С Использование новых образовательных технологий как средство повышения качества образования / В.С. Зайцев, Ю.П. Макаренко, О.Е. Шумакова // Фундаментальная и прикладная наука. Сборник научных статей по итогам научно исследовательской работы за 2014 учебный год. Челябинск, 2015. Из-во: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск)
7. Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.dpo-edu.ru/?p=15787
8. Сухомлин В.А. Куррикулумная парадигма - методическая основа современного образования [Электронный ресурс] / В.А. Сухомлин, Е.В.Зубарева // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2015. - №11.-Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7kurrikulumnaya-paradigma-metodicheskaya-osnova-sovremennogo-obrazovaniya (Дата обращения: 02.07.2018).
9. «TAdviser» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/ Статья:Цифровое_предприятие._ Digital_Enterprise (Дата обращения: 03.07.2018)