ISSN 1994-5094
33
Dmitry Valerievich Udalov,
Doctor of Economics,
professor of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics
УДК 338.24
Дмитрий Валериевич Удалов,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Исследование посвящено изменениям социально-экономических отношений под воздействием цифровой трансформации общества в условиях самоизоляции и постпандемийного кризиса. В последние годы прослеживается четкая взаимосвязь между уровнем проникновения цифровизации в системы деятельности органов государственного управления, бизнеса, здравоохранения, культуры и качеством выполнения этими организациями и ведомствами государственных задач и социальных программ. Цифровизация контроля снижает уровень оппортунистического поведения бюрократии, повышает качество оказания услуг населению, эффективность построения бизнес-процессов, технологических и логистических цепочек. Коронавирус стал своеобразным триггером, ускорителем распространения и совершенствования новейших цифровых технологий. Цифровизация стала затрагивать практически все стороны жизни современного человека и служит платформой для трансформации социально-экономических отношений в государстве, бизнесе и семье. Цифровые технологии меняют поведение экономических агентов и их тактико-технологические характеристики, тем самым изменяют систему конкурентных отношений, бизнес-архитектору фирм и увеличивают требования к знаниевым активам персонала. Повышение уровня современных конкурентоспособных цифровых знаний и навыков населения является приоритетной государственной задачей.
Ключевые слова: цифровая экономика, трансформация, цифровизация государственного управления и бизнеса, пандемия, коронавирус, самоизоляция, экономическая безопасность.
DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIO-ECONOMIC SPACE
The article examines the changes in socio-economic relations caused by digital transformation of society in the conditions of self-isolation and post-pandemic crisis. The author argues that in recent years there has been a clear correlation between the level of digitalization in the systems of public administration, business, healthcare, and culture, and the quality of services and social programs provided by those organizations and agencies. Digitalization of control reduces the risk of opportunistic behavior of bureaucrats, improves the quality of public services, and increases the efficiency of business processes, technological and logistics networks. The coronavirus has become a trigger that accelerated the spread and improvement of digital technology. Now digitalization affects almost all aspects of human life and serves as a platform for the transformation of socio-economic relations in the state, business and family. Digital technology changes the behavior of economic agents and their tactical and technological characteristics, thereby changing the system of competitive relations, business architecture of firms and raising the requirements for digital skills of personnel. The author argues that improving the level of digital skills is vital for being successful in the labor market and should be a national priority.
Keywords: digital economy, transformation, digitalization of public administration and business, pandemic, coronavirus, self-isolation, economic security.
Под цифровой трансформацией мы понимаем процесс интеграции, внедрения и проникновения цифровых технологий во все аспекты жизни общества, которые требуют коренных изменений технологий создания новых продуктов и услуг, изменения культуры социально-экономических отношений, проводимых изменений и принципов построения новых моделей государства и бизнеса.
Мировая пандемия и вынужденная самоизоляция, спровоцировав тотальную фрагментизацию государств, домохозяйств и территорий, запустили процесс посткоронавирусной интегральной цифровой трансформации социально-экономических отношений. Удар пандемии по институту «старого общего рынка» и открытых границ может также стимулировать последующий процесс развития глобализации и международных отношений на других принципах и в других формах. Наступившая реальность и приобретенный горький опыт жизни в условиях пандемии являются стимулом развития цифровизации как условия ускорения и прозрачности финансовых потоков, становления новых
политических и экономических отношений, как возможного механизма исправления системных институциональных диспропорций. Общественные отношения по факту претерпели серьезные изменения. Онлайн-совещания, заседания правительства и совета директоров компаний и банков, онлайн-встречи клубов, скайп-вечеринки и бранчи, зум-свадьбы и дни рождения, дистанционная работа и учеба, заказ еды и многое другое появилось за короткий срок отсутствия возможности прямого общения. Вирусный стресс придал собственную инерцию процессу становления цифрового общества, оформлению и реализации новых цифровых отношений. Дистанционная цифровая фиксация рабочих процессов, проверка объема работы и производительности труда, вклада исполнителя в общее дело фирмы позволяет переосмыслить и посмотреть с другой стороны на многие вопросы корпоративного управления. Благодаря эффективности цифрового учета производительности труда и затрат рабочего времени, оценке экономии на аренде офисов и других расходах появились новые
34 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2020. № 3 (82) -♦
решения и взгляды на «проблему безбилетника», теорию «принципал-агент», развитие аутсорсинга, наметился тренд на создание не иерархических, а облачных горизонтальных фирм с работниками «на удаленке». Таким образом, теперь под экономической безопасностью бизнеса понимается не только способность обеспечить экономическую устойчивость и развитие фирмы, ее структуры, отдельных элементов и инвестиционных проектов при нестабильности внешней среды, склонности к оппортунизму участников бизнеса и угрозах человеческого фактора во внутренней среде фирмы, но и способность создать «подушку безопасности», произвести собственную цифровую трансформацию всех бизнес-процессов в соответствии с требованиями времени и задачей противодействия длительному воздействию негативных факторов. Фактически сегодня экономическая безопасность компании - это умение создавать новые бизнес-модели, умение работать с новейшими технологиями, такими как искусственный интеллект (ИИ), робототехника, AR и VR (дополненная и виртуальная реальность), блок-чейн, интернет вещей, анализ больших данных, владение продвинутыми методами управления проектами Agile, 6 Sigma, DevOps, Scrum, Kanban, Lean, PRINCE2 и др. Цифровизация создает высококонкурентную среду, так как до «оцифрованного» потребителя может добраться большее количество производителей и продавцов через новые системы связи.
В России происходят глубокие изменения направления консолидации и централизации политического и социально-экономического взаимодействия, например принятие закона об электронном и удаленном голосовании за новые поправки в Конституцию. Развитие цифровой экономики требует уточнения, упрощения и переосмысления российского цифрового законодательства, но создание национальной цифровой доктрины сталкивается с очевидными организационными и персональными сложностями, так как обновление управленческого состава идет очень медленно: например, главы двух оппозиционных партий в парламенте не менялись уже почти три десятилетия, и им сложно разобраться с новым мейнстримом, как и многим руководителям и собственникам бизнеса.
До сих пор в нашей стране электронная подпись, оформленная в одном ведомстве, очень редко принимается в другой инстанции, что влечет за собой дополнительные издержки и неудобства. Это наглядно проявилось в период самоизоляции, когда, например, в «Почту России» выстроились часовые очереди из-за невозможности получить услугу дистанционно.
Цифровизация продолжает трансформацию информационного пространства, происходит диверсификация источников информации через социальные сети, телеграмм-каналы и мессенджеры. Цифровые инструменты управления информационным пространством, выбросив на обочину истории печатную продукцию, стали незаменимым и более эффективным механизмом поставки информации и актуальной новостной ленты. Образовались и продолжают развиваться неконтролируемые государствами каналы коммуникаций сообществ и
взаимодействия бизнес-среды. С появлением цифровых средств связи возникли общественные группы, транслирующие новые темы проведения реформ и преобразований социально-экономического пространства, отражающие в медиасреде растущие запросы и интересы нового поколения.
Новым трендом последнего времени является цифровая кадровизация, когда умение подготовленных управленцев решать стратегические задачи с помощью новых технологий, обладающих цифровыми знаниями и опытом создания цифровой среды, как, например, премьер-министр РФ М.С. Мишу-стин, ставится выше их политического опыта, так как большинство назначенных в последнее время министров, губернаторов и аппаратчиков разного уровня имеют ограниченный политический стаж, но обладают новыми нужными знаниями. Цифровые знания стали необходимым апгрейдом руководителя нового типа как в частном, так и в общественном секторах экономики; цифровизация предъявляет новые требования к депутатам, главам регионов, мэрам городов, лидерам общественных движений. Публичная власть, госаппарат, с его медленным и неэффективным механизмом принятия решений, остро нуждаются в переходе к новым современным инструментам и цифровым технологиям, что позволит сократить раздутые штаты госуправления и построить более эффективную модель государства. Цифровизация - это прежде всего повышение эффективности работы самого государственного аппарата через использование цифровых технологий, применение искусственного интеллекта и технологий анализа big data. В последние годы прослеживается четкая взаимосвязь между уровнем проникновения цифровизации в систему органов государственной власти и управления и качеством выполнения организациями и ведомствами стратегических задач и социальных программ. Таким образом, цифровизация контроля властных структур начинает трансформировать экономическую теорию бюрократии, существенно ограничивая возможности оппортунистического поведения, хищений и махинаций.
Успешная работа созданных в каждом регионе МФЦ (по данным Минэкономразвития РФ, более 12 тыс. отдельных подразделений) охватывает почти 98% населения страны; создание около 110 млн личных кабинетов электронного портала «Госуслуги», удаленный легкодоступный кабинет налогоплательщика - все это может служить удачным примером снижения трансакционных издержек отношений между гражданами и государством, иллюстрацией деятельности государственных органов управления по повышению качества и удобства предоставляемых гражданам услуг. Создание и использование государственных центров цифровой обработки данных, например, по мониторингу финансовых потоков в ФНС, для анализа, планирования и хранения большого количества различной информации, особенно экономической, позволит применить принцип управления по результатам и произвести цифровую трансформацию государственного управления. Искусственный интеллект не только позволяет управлять космическими ко-
ISSN 1994-5094 ♦-
35 -♦
раблями, но и поможет увидеть результативность действий государственных и муниципальных служащих, формировать более точную государственную статистику, проводить аудит исполнения бюджетных расходов и доходов, рассчитывать издержки и себестоимость госуслуг и целевых программ, отслеживать индексы контроля коррупции и развития бизнеса. Цифровизация призвана способствовать снижению необоснованного государственного вмешательства в экономику и повышать эффективность механизма государственного регулирования. Применение технологии блокчейн, устранение правовых барьеров по использованию новейших цифровых технологий в государственном управлении приведет к прозрачности планирования экономических и социальных программ, доступности анализа достигнутых результатов, что будет способствовать повышению уровня экономической и национальной безопасности России.
Цифровая трансформация требует не только новых идей и технологий, но и новых отечественных интеллектуальных лидеров и грамотных исполнителей, что ставит перед системой среднего и высшего образования новые задачи. Пандемия показала неготовность многих школ и вузов страны к новой, дистанционной реальности получения знаний. Для решения данной задачи нужны интеллектуальные площадки, фабрики идей, необходима кооперация учебных заведений, родителей, обучающихся, преподавателей и студентов ради цифровой трансформации системы образования, необходимой для изменения сложившихся моделей отношений государства и общества, развития конкуренции знаний и навыков, что остро необходимо в условиях постпан-демийного кризиса и падения уровня жизни.
Стране необходим набор конкретных проектов цифровых трансформаций, как, например, объединение усилий компаний «Роснефть» и «Яндекс» для реализации системы «Яндекс заправки» по бесконтактной покупке топлива на заправочных станциях.
Необходима экспертиза и пересмотр с учетом кризисного опыта федеральной программы «Цифровая Россия», сроки реализации которой уже затянулись, но важно при этом не допустить бюрократической консервации наметившихся направлений цифрового развития важнейших сфер общественной жизни, образования, социального обеспечения, здравоохранения, культуры, государственных услуг. Искусственный интеллект, системы big data должны быть на защите вопросов экологии, климата, предотвращения природных и техногенных катастроф и эпидемий. Успехи КНР в борьбе с коронавирусом связаны не только с единым очагом возникновения заболевания, в отличие от множественных очагов в других странах. Это обусловлено прежде всего грамотными мерами борьбы с вирусом, обеспечением карантина, проведением тщательного эпидемслед-ствия и врачебных расследований с использованием цифровых технологий, новых приборов, возможностей искусственного интеллекта по поиску цепочек контактов и нахождению нулевого пациента каждого случая заболевания.
Доля цифровой экономики в ВВП России, по данным Минэкономразвития РФ, составляет около
4%, что в 2-3 раза ниже, чем у стран-лидеров, а объем экспорта цифровых технологий в 4 раза меньше импорта, но при этом доля государственных и частных инвестиций в «цифру» в структуре ВВП значительно ниже других отраслей. По оценке Национального рейтингового агентства (НРА), наиболее пострадавшие от пандемии коронавируса отрасли российской экономики могут потерять в 2020 г. более 18 трлн руб., при этом цифровые и информационные направления, в отличие от нефтегазового сектора и сферы услуг, существенно не пострадали, а в некоторых случаях даже нарастили свой потенциал.
Современная цифровая трансформация общества несет в себе ряд существенных угроз и опасностей, риски потери персональных данных и вмешательства в частную жизнь. Это не только киберразрушения и ущерб от массированных хакерских атак на банки, фирмы, отдельных граждан, но и ведение компьютерных и гибридных войн с вмешательством в выборный процесс или нанесение существенного урона критической инфраструктуре враждебных стран. Обширная «дружественная» цифровая слежка за лидерами стран - партнеров по военно-политическому блоку свидетельствует о трансформации морали и подчинении ее интересам конкретных элитных групп находящихся у власти.
Цифровая трансформация современного оружия и средств ведения войны позволяет оптимизировать расходы на производство вооружений и поднять эффективность применения силы за счет, например, замены боевых самолетов и наземной артиллерии беспилотниками и боевыми дронами, которые теперь умеют не только доставлять пиццу и охранять объекты, но и проводить разведку, дезориентировать противника и указывать цели для ракетных ударов. Цифровизация армии - это не только повышение ее боеспособности и эффективности, но и прежде всего сохранение и защита жизни современного солдата за счет применения «умного» оружия, средств стратегической и тактической защиты, цифровых устройств, способных облегчить солдату выполнение боевого задания.
Возможность ускоренной обработки большого массива данных трансформирует поведение экономических агентов. В 1960-70-х гг. Г. Саймон сформулировал основные положения теории ограниченной рациональности:
- ограниченные способности точно определять необходимые цели и предполагать последствия принятых ими решений;
- собственные цели агенты пытаются реализовать не все сразу, а последовательно;
- цели выбираются удовлетворительные, а не оптимальные, т. е. меньше своих максимальных возможностей.
Основной целью исследований поведенческой экономики является процесс принятия решений экономическими агентами, управляющими командами проектов и фирм и оценка влияния этих решений на последующую траекторию развития фирмы и положение на рынке в условиях избытка информации относительно возможности ее обработки. Цифровое обобщение эмпирических иссле-
36 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2020. № 3 (82) -♦
дований как основного метода поведенческой экономики не было доступно 50 лет назад в том объеме, в котором доступно сегодня. Мировая глобализация, цифровизация, интернет, сверхмощные компьютеры, дата-центры, новое программное обеспечение, цифровая трансформация общества изменили поведение человека, в том числе как экономического агента. В эпоху цифровизации теория ограниченной рациональности как поиск и выбор удовлетворительного решения и ориентация на привычные, устоявшиеся способы поведения и принятия решений уже перестает быть в полном объеме единственной формальной моделью человеческого поведения, альтернативной модели максимальной полезности и прибыли. Современный экономический агент становится неотделим от новейших цифровых технологий и инструментов, умение пользоваться ими стало необходимой частью и преимуществом его тактико-технологических характеристик. Концепция ограниченной рациональности активно подвергается трансформации, так как новые гаджеты, компьютеры, мощные дата-центры позволяют применять на практике сложные формулы вычислений и обрабатывать большой объем эмпирических данных, полученных через интернет, что дает повышение вероятности устойчивых предсказаний в выборе целей и экономического поведения агентов и таким образом приближает теорию ограниченной рациональности в условиях цифровой трансформации к модели максимальной полезности. Под влиянием цифровых технологий выбор субъекта в итоге оказывается относительно независимым от конкретной ситуации и в значительной мере определяется набором обобщенных компьютером большого количества успешных в прошлом моделей поведения других людей или первыми строчками интернет-поиска.
Коронавирус явился триггером внедрения технологий 4.0 в жизнь. УЯ (виртуальная реальность) в дистанционной системе обучения способствовала запуску новых трендов изучения клеток, атомов, двигателей и других сложных механизмов и процессов. Китайский телеканал информагентства «Синьхуа» уже второй год ведет трансляцию с помощью виртуальной телеведущей, которая сгенерирована ИИ в системе 3Б. В России первая виртуальная телеведущая начала работать на информационном канале Сбербанка.
По некоторым данным, тренд на дистанционную работу за пять лет увеличил на 200% количество работников на «удаленке»; коронавирус и самоизоляция достигли почти такого же результата за пару месяцев. Вирус приблизил на 5-7 лет тренды применения ИИ (искусственного интеллекта), например, при определении работоспособности команды. Новые цифровые системы распознают мимику, настроение человека, видят, что человек делал несколько минут назад, определяют индекс его поведенческой активности. Это фактически может означать тотальную слежку за работниками под видом оптимизации работы удаленных команд. С другой стороны, новые технологии помогают интеграции членов команды, зумы, скайпы и другие приложения
позволяют даже в сложной обстановке эпидемии производить дистанционную съемку фильмов, как, например, это делает киностудия Bazelevs.
Эпидемия стала триггером инвестиционного развития некоторых отраслей, ускорив переток ресурсов из одних инвестиционных направлений в другие, быстроразвивающиеся, конкурентоспособные и соответствующие новой цифровой трансформации. Произошла полноценная революция в статистике и мониторинге состояния здоровья населения, так как были подорваны и опротестованы показатели здравоохранения, которые ранее считались надежными источниками информации о реальном положении дел. Одним из примеров ускорения цифровизации здравоохранения стало открытие виртуальной клиники Bestdoctor в Москве с клиническим онлайн-сопровождением и постановкой диагноза, с предоставлением онлайн-кон-сультаций реальных врачей в чате, со структурой и прочей атрибутикой обычной поликлиники.
Примером трансформации культурного пространства служит то, что международный праздник «Ночь музеев» благодаря цифровизации не был отменен из-за коронавируса, а проходил виртуально и многие музеи мира открыли свои двери перед посетителями в интернете.
Современное экономическое развитие России неразрывно связано с возможностью цифровизации абсолютного большинства процессов и технологий. Трансформация социально-экономической системы государства происходит во всех направлениях, и необходима корреляция действий всех участников тренда. Требуется создание интегрированной информационной системы (облачной платформы) для формирования единого цифрового пространства, которая в целях поддержания национальной безопасности должна базироваться и использовать отечественное программное обеспечение и компьютерные средства защиты российских разработчиков и компаний. Основной целью цифровой трансформации социально-экономического пространства является построение сильного государства обеспеченных и эффективных граждан через глобальную цифровую компетенцию и знаниеинтенсивное производство, что заставляет пересмотреть роль государства, бизнеса и конкретного человека в деле создания нового цифрового общества.
1. Мойзес Н. Конец традиционный власти. М., 2018.
2. Саймон Г.А. Теория принятия решений в экономической теории и в науке о поведении // Вехи экономической мысли. Т. 2. Теория фирмы / под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 2000.
3. Удалов Д.В., Коблова Ю.А. Роль государства в обеспечении экономической безопасности в условиях цифровизации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 3 (77). С. 28-33.
4. Чеснаков А.А. Риски для российской системы власти после пандемии коронавируса // Интернет-издание «Россия в глобальной политике». 2020. № 3 (май). URL: https:// globalaffairs.ru/articles/gadkie-utyata/.
5. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» 28.07.2017. URL: http://government.ru/rugovclassifier/ 614/events.