DOI 10.24411/2076-1503-2020-10353 ПОЛЯКОВА Татьяна Анатольевна,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, и.о. заведующей сектором информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права e-mail: [email protected]
БОЙЧЕНКО Игнат Сергеевич,
кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук
е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И «ЦИФРОВИЗАЦИЯ» ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ВЫЗОВОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Статья подготовлена в рамках государственного задания Института государства и права РАН № 0157-2019-0016 «Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности».
Аннотация. Статья посвящена исследованию правовых проблем, связанных с применением дистанционных технологий и «цифровизацией» общественных отношений в условиях новых вызовов. Предпринята попытка их правового осмысления и выработки научно-обоснованных подходов к развитию нормативного правового регулирования в современных условиях, выявления тенденций в Российской Федерации, детерминированных трансформацией социальных связей, развитием информационного общества, необходимостью воспитания, включая повышение ответственности за распространение «фейковой» информации в целях обеспечения информационной безопасности в образовательной сфере.
Ключевые слова: цифровая экономика, общественные отношения, трансформация, инфодемия, правовое обеспечение, цифровизация, национальный проект, «цифровая гигиена», правовое регулирование, дистанционное образование.
POLYAKOVA Tatiana Anatolevna,
Doctor of Law, Professor, Chair of the Information Law sector and international information security, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
BOYCHENKO Ignat Sergeevich,
PhD in Law, researcher of the Information Law sector and international information security, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
DEVELOPMENT OF REMOTE TECHNOLOGIES APPLICATION AND "DIGITALIZATION" OF PUBLIC RELATIONS IN CONDITIONS OF NEW CHALLENGES: THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
Annotation. The article is devoted to the study of legal problems associated with distance technologies and the «digitalization» of public relations in the face of new challenges. The company is trying to do everything possible to ensure the correct upbringing of children, the emergence of trends in the Russian Federation, the identification of transformational ties, the development of the information society, the need for education, and increased responsibility for the dissemination of «fake» information in order to provide. open security in the educational field.
Key words: digital economy, public relations, transformation, info-pandemic, legal support, digitalization, national project, "digital hygiene", legal regulation, distance education.
Актуальность. В настоящее время следует признать, что информационное общество вступило в новый этап своего развития в условиях пандемии и новых вызовов всему миру. Какова же роль информационных технологий в этих условиях? Она возрастает или наоборот представляет угрозу нарушения прав, поскольку сегодня жизнь порождает много проблем в информационной сфере. Об актуальности и значении обеспечения безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных свидетельствует предлагаемое сегодня дополнение ст. 71 Конституции РФ [1], предусматривающее дополнение предметов ведения п. «м» ст. 71 и отнесение этих вопросов к ведению Российской Федерации. В условиях развития информационного общества и перехода к цифровой эпохе создание конституционных основ имеет важное правовое и системное значение.
Представляется, что в настоящее время цифровую экономику необходимо понимать и толковать шире, чем преобразования социальных связей в области производства, распределения и потребления на основе информационных технологий. Цифровая трансформация затрагивает все сферы общественной жизни без исключения. «К первой четверти XXI века скорости социальных, экономических, технологических процессов возросли на столько, что мы можем, не задумываясь, заявить, что жизнь страны кардинально изменится через 20 - 30 лет, и почти наверняка окажемся правы. Какой именно будет повседневная жизнь к 2050 году, сегодня вряд ли сможет правильно описать даже профессиональный футуролог» [2].
Особое значение имеют персональные данные в условиях вызовов и угроз, обусловленных цифровой трансформацией, поскольку персональные данные легко становятся общедоступными и находятся под угрозой [3]. Важной проблемой является использование во многих областях, а нередко и в противоправных целях, системы синтеза изображения на основе глубокого нейронного анализа и обучения (Deepfake) - основанных на искусственном интеллекте для подмены лиц на видеоизображении и позволяющих создавать фейковые новости на основе видеоизображения
путем подмены одного лица - другим с помощью нейросетей и нейронного анализа. Эти технологии уже активно применяются, однако имеют много рисков и уязвимостей.
В связи с этим, особую роль приобретают междисциплинарные, теоретические исследования для формирования системы новых знаний, концепций и правовых конструкций, направленных на обеспечение стабильного, правового регулирования общественных отношений в глобальном информационном обществе.
Одна из задач общества в условиях, когда возрастают риски и угрозы в информационной сфере, найти новые правовые методы и механизмы в области государственного управления, с обязательным соблюдением требований информационной безопасности в целях обеспечения социальных связей на основе взаимодействия субъектов информационного обмена, эффективности и безопасности информационных потоков для развития экономики, цифровых платформ и цифровизации экономики. Цифровая трансформация экономики уже вызвала пересмотр взглядов на привычные объекты права и адаптацию регулирования во многих традиционных отраслях права, что позволяет говорить о новом рубеже развития юридической науки в целом [4].
Можно выделить следующие проблемы правового регулирования общественных отношений, связанные с рисками и угрозами в информационной сфере:
- экспоненциальный рост числа субъектов и объектов общественных отношений в сфере цифровизации;
- отсутствие системного подхода к регулированию общественных отношений в сфере информатизации, цифровизации, цифровой экономики, робототехники и искусственного интеллекта;
- в условиях трансформации системы права и проблем применения международного права определенную сложность вызывает создание универсальных правовых инструментов и механизмов.
В современных условиях мировой пандемии и объявленной самоизоляции отмечается динамика развития практического применения информационных технологий во всех сферах нашей жизни: дистанционной работы на т.н. «удаленке»,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
особенно это коснулось образования, здравоохранения (телемедицины), онлайн-торговли, культуры и других видов дистанционного досуга.
Мировой кризис, вызванный пандемией, безусловно, оказывает своеобразное влияние и на динамику развития информационного общества, ускоряющуюся практику смещения многих составляющих нашей жизни в онлайн-среде (сервисов, онлайн-торговли, государственных и муниципальных услуг). Подтверждение тому - внесение изменений как в федеральное, так и региональное законодательство [5].
Очевидно, что цифровая трансформация повлияла и на государственное управление, меняются и механизмы взаимодействия между государством и обществом посредством информационной инфраструктуры и технологий.
Многие годы одной из ключевых организационно-правовых проблем было внедрение в Российской Федерации электронного документооборота, подтверждение юридической значимости электронных документов, разработка и закрепление универсального понятийного аппарата в этой сфере и попытки их решения в течение почти 20 лет. Предпринимались различные попытки найти правовые решения для урегулирования отношений, связанных с внедрением электронно-цифровой подписи (Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ, а затем и Федеральный закон «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ). Так же Федеральным законом от 27.12.2019 г. № 476-ФЗ, который вступает в силу с 1 июля 2020 г., внесены очередные изменения в ключевые положения в ФЗ № ФЗ-63 «Об электронной подписи», которые, по мнению специалистов, носят весьма дискуссионный характер, особенно в части системы удостоверяющих центров, которые получили такие права, как «хранение ключа электронной подписи, информирование владельца квалифицированного сертификата об использовании указанного ключа электронной подписи и предоставление по требованию владельца квалифицированного сертификата истории использования указанного ключа электронной подписи, создавать сертификаты ключей проверки электронных подписей и выдать такие сертификаты заявителям при условии идентификации заявителя» [6].
Полагаем, что только практика покажет эффективность предложенных правовых мер и новых механизмов [7]. Тем не менее, жизнь вносит свои коррективы и сегодня на практике решаются многие вопросы, связанные с электронным взаимодействием.
Правовое регулирование цифровой экономики связано с разработкой значительного массива нормативных правовых актов. Так, в соответ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
ствии с Паспортом национального проекта Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденным Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протоколом от 04.06.2019 г. № 7 предусмотрено принятие около 20 законов, большая часть из них должна содержать новые подходы и новеллы в системе правового регулирования, основанные на глубоком правовом осмыслении существующей действительности, а не только точечные (фрагментарные) изменения. В то же время развитие правового поля связано и с проведением работы по отбору и отмене актов, фактически утративших силу, недействующих, т.н. «регуляторной гильотиной», направленной на улучшение правового регулирования не только в области контрольно-надзорной деятельности.
Научные исследования для выработки концептуальных подходов к правовому регулированию цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности на основе развития теоретико-методологических вопросов позволяют обосновать необходимость синергети-ческих подходов к развитию информационного права и систематизации информационного законодательства как базового для регулирования отношений, возникающих в связи с появлением в информационном обществе новых объектов и субъектов, так и развитием новых институтов, правовой неопределенностью в области цифро-визации. Анализ позволяет сделать вывод о необходимости универсальных подходов, преодоления дискуссионности, сомнительности, правомерности и обоснованности выводов для признания сегодня цифрового права как отрасли, поскольку это с правовой точки зрения не доказано. В настоящее время нужны новые системные подходы на основе фундаментальных научных исследований, а не бессистемные, нередко фрагментарные решения.
«Если кто-то сможет обеспечить монополию в сфере искусственного интеллекта, то последствия нам всем понятны - тот станет властелином мира» [8], - сказал Президент РФ 30 мая 2019 г. на совещании о развитии технологий в области искусственного интеллекта. 10 октября 2019 г. Президентом РФ утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. [9], которая дала определенный импульс развития сферы искусственного интеллекта и в части нормативного правового регулирования.
Однако отдельный закон об искусственном интеллекте пока не принят. Вызывает дискуссии и вопрос относительно правовой природы ключевого понятия «искусственный интеллект». Его
правовое закрепление пока не нашло своего логического решения, но выработка концептуальных подходов позволила сформулировать следующее понятие искусственного интеллекта (ИИ), как «комплекса технологических решений, имитирующих когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и позволяющих при выполнении задач достигать результаты, как минимум сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека» [10].
В Федеральном законе от 24 апреля 2020 г. № 123-Ф3 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"» [11], где данное понятие определяется аналогичным образом.
Следует признать, что развитие искусственного интеллекта, как справедливо отмечает А.В. Минбалеев, «будет иметь далеко идущие последствия для государственного управления, экономической безопасности и социальной стабильности, а также для глобального управления во всем мире» [12].
В условиях современных вызовов особое значение приобретает переход к дистанционному образованию, который может стать определенным трендом новой реальности. Сегодня эта проблема является не только теоретической, но имеет острое практическое значение в связи с ограничениями и самоизоляцией в условиях объявленной ВОЗ пандемией. Несмотря на то что в законодательстве об образовании такие нормы закреплены, в полной мере они не были реализованы как в образовательной сфере в целом, так и в системе высшего образования. Дискуссионным сегодня является вопрос о возможности воспитания, образования путем обучения с помощью искусственного интеллекта. Однако сможет ли искусственный интеллект полностью заменить человека в процессе обучения? Важен ли и какую роль играет в этом человеческий фактор? Должен ли искусственный интеллект следовать только программам и алгоритмам в процессе обучения, или, наоборот, на основе искусственного интеллекта каждый ученик получит индивидуальный объем и направление знаний? Эти вопросы требуют своего решения на основе серьезных исследований.
Обращает внимание также проблема поиска правовых механизмов особенностей правового регулирования цифровых инноваций, которые
должны быть направлены на определение порядка инициирования, установления, реализации, а также мониторинга результатов реализации экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций.
Вместе с тем, разработанный рабочей группой Минэкономразвития России законопроект «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» длительное время обсуждается экспертным сообществом, вызывали критику предлагаемые в нем понятийный аппарат, а также принципы, как основные начала. В частности, введение принципа «правомерности деятельности, прямо предусмотренной программой экспериментального режима», а также принципа минимизации отступления от общего регулирования, отступлений от законодательства [13]. Так же в проекте указанного федерального закона предложен ряд понятий, воспринимаемых неоднозначно и вызывающих вопросы. Особенно это касается предлагаемой дефиниции «цифровые новации».
Обращает на себя внимание еще один важный и неоднозначный проект федерального закона № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации», который был в середине апреля 2020 г. принят Государственной Думой ФС РФ во втором чтении. В нем предлагается собирать более 30 видов данных о гражданине и формирование ФНС России единого регистра.
При этом, представляется, законопроект не содержит важных положений, связанных с обеспечением информационной безопасности, кроме обязанности оператора государственной информационной системы осуществлять обеспечение безопасности межведомственного информационного взаимодействия при формировании и ведении федерального регистра сведений о населении, включая выполнение требований федерального органа исполнительной власти в области связи, являющегося оператором единой системы межведомственного электронного взаимодействия по обеспечению ее безопасности [14].
Одна из актуальных научных проблем -трансформация системы информационного права. Важной тенденций является институализа-ция правовых норм в различных сферах (идентификации, конфиденциальности, международной информационной безопасности, развитие цифровых платформ, информационной инфраструктуры, персональных данных и др.). Полагаем, что проблема правового обеспечения цифровой экономики обусловлена как развитием общественных отношений, которые нужно изучить с позиции
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
права, философии, социологии, так и необходимостью прогнозирования обеспечения интересов всех участников общественных отношений. Необходима новая парадигма правового регулирования с учетом тенденций развития законодательства в информационной сфере.
В связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне как никогда становится очевидной необходимость правильной, в т.ч. и правовой, оценки рисков, угроз и вызовов современности для сохранения исторической памяти молодых поколений. Мультимедийный проект «Цифровая летопись войны», созданный для сохранения памяти поколений о жертвах Великой Отечественной войны, имеет огромное значение, поскольку способствует сохранению памяти для новых, будущих поколений, формированию культурных ценностей на основе привычных молодому поколению информационных технологий.
В условиях самоизоляции и ограничений возможности личного присутствия школьников, студентов в образовательных организациях (учреждениях) в период пандемии COVID-19 образовательный процесс практически на какой-то период переместился в новую информационно-образовательную среду (вебинары, видео-лекции, электронные библиотеки, дистанционные информационные технологии), хотя и выявился значительный блок организационно-технических и правовых проблем. Например, отсутствие в электронном (цифровом) виде необходимого программного материала, четкой регламентации учебных процессов, юридической значимости взаимодействия субъектов учебного процесса, связанного с внедрением прорывных технологий и др.
Вместе с тем, т.н. «инфодемия», возникшая в определенной степени как следствие таких ограничений, оказывается чуть ли не менее опасной, и в первую очередь представляет угрозу информационной безопасности для детей, у которых пока не выработано необходимых представлений об информационной безопасности. Это является также глобальной угрозой здоровью членов общества разных поколений.
Сегодня очевидна не только важность, но и обострившаяся общественная потребность применения информационных (цифровых) технологий в образовании, имеющих, как показывает динамика социальной жизни и вступление таким образом в новый этап развития информационного общества, по сути, не приходящий характер. Однако настоятельно требуется закрепление правовых механизмов для формирования, воспитания и обеспечения «цифровой гигиены», в первую очередь у детей. Обязательное обучение требованиям соблюдения информационной безопасно-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
сти или «кибергигиене» в сетях имеет приоритетное значение и есть важнейшая составляющая перехода к новой парадигме современного образования наравне с обязательной юридической грамотностью, включая обязательное изучение информационно-правовых основ.
Список литературы:
[1] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Росс. газ. - 2020. - № 55.
[2] Цифровая революция в сфере финансов: правила безопасного поведения потребителя. -Вып. 24. - М.: Редакция «Российской газеты», 2019. - 160 с. // СПС «КонсультантПлюс».
[3] Прокуратура выявила утечку полной базы экспортно-импортных операций России за восемь лет. URL: https://tass.ru/proisshestviya/7956517 (дата обращения: 16.03.2020).
[4] Камалова Г.Г. Правовое регулирование цифровых технологий в России и за рубежом. Роль и место правового регулирования и саморегулирования в развитии цифровых технологий: монография / под общ. ред. А.В. Минбалеева. -Саратов: Амирит, 2019. - С. 13.
[5] Федеральный закон от 03.04.2020 г. № 105-ФЗ «О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств"».
[6] Федеральный закон от 27.12.2019 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и ст. 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"» // СЗ РФ. - 2019. - № 52 (ч. I). - Ст. 7794 (не вступил в силу).
[7] Федеральный закон от 27.12.2019 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и ст. 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"» // СЗ РФ. - 2019. - № 52 (ч. I). - Ст. 7794.
[8] Путин: монополист в сфере искусственного интеллекта может стать властелином мира // Официальный сайт ТАСС. URL: https://tass.ru/ ekonomika/6489864 (дата обращения: 10.04.2020).
[9] Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 49 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2019. - № 41. - Ст. 5700.
[10] Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект» // СПС «КонсультантПлюс».
[11] Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 123-Ф3 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"» // Росс. газ. - 2020. - № 92 (не вступил в силу).
[12] Минбалеев А.В. Проблемы регулирования искусственного интеллекта // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Право». Т. 18. - 2018. - № 4. - С. 82-87. DOI: 10.14529/law180414.
[13] Полякова Т.А., Минбалеев А.В. Цифровые инновации и проблемы развития механизма правового регулирования в России // Информационное право. - № 4. - С. 12 - 15.
[14] Законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» // Официальный сайт ГД ФС РФ. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/922869-7 (дата обращения: 20.04.2020).
Spisok literatury:
[1] Zakon Rossijskoj Federacii o popravke k Konstitucii RF ot 14.03.2020 g. № 1-FKZ «O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti» // Ross. gaz. - 2020. - № 55.
[2] Cifrovaya revolyuciya v sfere finansov: pravila bezopasnogo povedeniya potrebitelya. - Vyp. 24. - M.: Redakciya «Rossijskoj gazety», 2019. - 160 s. // SPS «Konsul'tantPlyus».
[3] Prokuratura vyyavila utechku polnoj bazy eksportno-importnyh operacij Rossii za vosem' let. URL: https://tass.ru/proisshestviya/7956517 (data obrashcheniya: 16.03.2020).
[4] Kamalova G.G. Pravovoe regulirovanie cifrovyh tekhnologij v Rossii i za rubezhom. Rol' i mesto pravovogo regulirovaniya i samoregulirovaniya v razvitii cifrovyh tekhnologij: monografiya / pod obshch. red. A.V. Minbaleeva. - Saratov: Amirit, 2019. - S. 13.
[5] Federal'nyj zakon ot 03.04.2020 g. № 105-FZ «O vnesenii izmenenij v stat'yu 15-1 Federal'nogo zakona "Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah
i o zashchite informacii" i Federal'nyj zakon "Ob obrashchenii lekarstvennyh sredstv"».
[6] Federal'nyj zakon ot 27.12.2019 g. № 476-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob elektronnoj podpisi" i st. 1 Federal'nogo zakona "O zashchite prav yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal'nogo kontrolya"» // SZ RF. - 2019. - № 52 (ch. I). - St. 7794 (ne vstupil v silu).
[7] Federal'nyj zakon ot 27.12.2019 g. № 476-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob elektronnoj podpisi" i st. 1 Federal'nogo zakona "O zashchite prav yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal'nogo kontrolya"» // SZ RF. - 2019. - № 52 (ch. I). - St. 7794.
[8] Putin: monopolist v sfere iskusstvennogo intellekta mozhet stat' vlastelinom mira // Oficial'nyj sajt TASS. URL: https://tass.ru/ekonomika/6489864 (data obrashcheniya: 10.04.2020).
[9] Ukaz Prezidenta RF ot 10 oktyabrya 2019 g. № 49 «O razvitii iskusstvennogo intellekta v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 2019. - № 41. - St. 5700.
[10] Dorozhnaya karta razvitiya «skvoznoj» cifrovoj tekhnologii «Nejrotekhnologii i iskusstvennyj intellekt» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[11] Federal'nyj zakon ot 24 aprelya 2020 g. № 123-FZ «O provedenii eksperimenta po ustanovleniyu special'nogo regulirovaniya v celyah sozdaniya neobhodimyh uslovij dlya razrabotki i vnedreniya tekhnologij iskusstvennogo intellekta v sub»ekte Rossijskoj Federacii - gorode federal'nogo znacheniya Moskve i vnesenii izmenenij v stat'i 6 i 10 Federal'nogo zakona "O personal'nyh dannyh"» // Ross. gaz. -2020. - № 92 (ne vstupil v silu).
[12] Minbaleev A.V. Problemy regulirovaniya iskusstvennogo intellekta // Vestnik YuUrGU. Ser. «Pravo». T. 18. - 2018. - № 4. - S. 82-87. DOI: 10.14529/law180414.
[13] Polyakova T.A., Minbaleev A.V. Cifrovye innovacii i problemy razvitiya mekhanizma pravovogo regulirovaniya v Rossii // Informacionnoe pravo. - № 4. - S. 12 - 15.
[14] Zakonoproekt № 759897-7 «O edinom federal'nom informacionnom registre, soderzhashchem svedeniya o naselenii Rossijskoj Federacii» // Oficial'nyj sajt GD FS RF. URL: https:// sozd.duma.gov.ru/bill/922869-7 (data obrashcheniya: 20.04.2020).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020