ПО ПУТИ К ВОЗРОЖДЕНИЮ
С. А. Толкачев1, П. Ю. Михайлова2 Е. Н. Нартоваъ
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ4
Новая промышленная революция, развертывающаяся на наших глазах, заключается в интеграции производственных и цифровых (электронных) технологий и создании на этой основе новых форматов производства и обслуживания. Феномен новой промышленной революции, новой индустриализации находится в эпицентре интересов отечественных экономистов, особенно в связи с фундаментальными социальными и даже цивилизационными последствиями развертывания новых технологий. Профессор С. Д. Бодрунов предлагает характеризовать формирующееся общество как «новое индустриальное общество второго поколения» - НИО.2 [2], используя аналогию с концепцией нового индустриального общества Джона К. Гэлбрейта.
Профессор В. Т. Рязанов описывает новый строй как «новое индустриально-технотронное общество»[8], намекая на преемственность с концепцией технотронного общества З. Бжезинского. Мы также проводили аналогию между современным этапом индустриализации и концептуальным образом того общества, которое можно охарактеризовать как технотронное, и пришли к выводу, что «настоящее технотронное общество - это достигаемый в настоящее время уровень развития инфокоммуникационных технологий, который позволяет радикально преобразовать расширенный производственный процесс за счет освоения функций управления этим процессом системой машин, организованной в электронные сети передачи данных» [11, с. 75].
Один из пионеров концепции неоиндустриализации профессор С. С. Губанов также использует термин «цифровая технотронная индустриализация» применительно к нынешнему этапу промышленной революции: «Неоиндустриализация являет собой цифровую или технотронную фазу индустриализации, связанную с автоматизацией
1 Сергей Александрович Толкачев, профессор, руководитель Департамента экономической теории Финансового университета, д-р экон. наук.
2 Полина Юрьевна Михайлова, студентка Финансового университета при Правительстве РФ.
3 Екатерина Николаевна Нартова, студентка Финансового университета при Правительстве РФ.
4 Статья выполнена в рамках гранта РФФИ, проект № 15-02-00354 «Промышленная политика в условиях реиндустриализации и становления шестого технологического уклада».
и компьютеризацией рабочих мест, инфраструктуры и производства» [3 с. 48]. По Губанову, индустриализация проходит две фазы. Первая, доцифровая, индустриализация связана с электрификацией производства и соответствует второй промышленной революции, развернувшейся на рубеже XIX-XX вв. Вторая, технотронная или цифровая, индустриализация разворачивается на наших глазах. Тем самым интернет вещей является ведущим вектором преобразований на пути построения нового индустриального и технотронного общества.
«Интернет вещей» (IoT) - концепция вычислительной сети физических предметов («вещей»), оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой. IoT - это полная экосистема, которая с использованием конкретных метрик помогает предприятию трансформировать и контролировать изменения с большой точностью. IoT представляет собой комбинацию устройств связи, безопасности, хранения и аналитики данных, которые можно использовать для оптимизации бизнеса.
Но настоящая ценность IoT заключается не в подключенных устройствах, а в сборе и анализе данных. Способность преобразовывать данные из миллиардов устройств, чтобы извлекать полезные сведения, имеет потенциал для трансформации бизнеса, увеличения прибыли, снижения издержек и повышения конкурентоспособности бизнеса на рынке.
В последнее время все активнее применяется понятие промышленный интернет вещей (Industrial Internet of Things-IIoT), под которым подразумевается использование сети вычислительных инфокоммуникационных устройств в производственном процессе. Родственный термин - цифровизация производства (Digitization of Manufacturing) - означает всемерное насыщение отраслей обрабатывающей промышленности комплексом устройств по сбору, обработке, анализу данных на основе машинных вычислительных систем.
Таким образом, комплекс вычислительных сетей становится главным источником роста производительности труда в промышленном производстве. Некоторые исследователи предлагают по аналогии с потребительским сектором, где уже повсеместно используются компьютерные приложения, назвать наступающую эпоху промышленного производства экономикой индустриальных приложений5. Использование приложений в промышленном производстве становится столь же обыденным и повседневным, как и привычки покупать билеты в театр, заказывать такси, оплачивать штрафы, искать кафе, избегать транспортных пробок и т. п. с помощью приложений в смартфоне для рядового потребителя. Промышленный интернет вещей (IioT) становится ведущим драйвером технологических изменений в самом производственном процессе, а также способом реконфигурирования всех институтов промышленного сообщества или промышленного ландшафта.
На заре появления феномена интернета вещей его осмысление проводилось исключительно в контексте построения новых информационных систем управления эко -номикой в части электронных транзакций [6] без привязки к трансформации собственно промышленного производства. В современных отечественных экономических ис-
5 McKeel, R. Igniting Industrial Growth: Jumpstarting Emerging Industrial App Economy// Industry Week, Apr 21, 2017. URL: http://www.industryweek.com/iiot/igniting-industrial-growth-jumpstarting-emerging-industrial-app-economy (accessed : 09.05.2017)
следованиях, посвященных проблемам новой промышленной революции, изучается воздействие интернета вещей на трансформацию промышленного производства. Довольно широко освещаются общие проблемы новой промышленной революции [1, 7]. Рассматривается влияние интернета и социальных сетей на бизнес-коммуникации [4]. Оценивается влияние интернета вещей на конкурентоспособность автомобилестроительного производства [9]. В частности, затронут вопрос о различиях американской и германской концепций интернета вещей [6]. Появляются статьи, непосредственно затрагивающие вопросы внедрения интернета вещей на промышленных предприятиях [5]. Тем не менее, вопросы полномасштабного перехода промышленного сектора на новые информационные технологии и сопутствующие радикальные изменения бизнес-моделей остаются мало исследованными. Данная статья, построенная на обработке аналитических материалов американской деловой периодики, призвана восполнить этот пробел.
Модернизация бизнес-процессов на основе промышленного
интернета вещей
Воздействие 11оТ на систему организации промышленной деятельности или формирование нового промышленного ландшафта прослеживается по следующим направлениям:
1. Конкурентное давление. Промышленные компании, интегрировавшие свои информационные технологии в производственные процессы, становятся более гибкими и способны отвечать рыночным вызовам.
2. Ротация рабочей силы. Годы деиндустриализации выразились в снижении числа носителей промышленной культуры на предприятиях. Уходят на пенсию рабочие старшего поколения и вместе с ними исчезают традиционные технологические навыки. Компании, которые сегодня инвестируют в промышленный интернет (включая такие компоненты новых технологических навыков, как интуитивный дизайн оборудования, передовые технологии обучения), смогут лучше адаптироваться к глобальной трансформации рабочей силы.
3. Нейтрализация рисков информационной безопасности. Некоторые современные практики умного производства, например ВУОБ («принеси свое собственное устройство»), являются рискогенными с точки зрения общей информационной инфраструктуры предприятия. Переход к 1оТ является средством реагирования на подобные риски.
4. Технологическая комплементарность. 11оТ дает возможность непрерывного взаимодействия всех подразделений компании - от разработчиков до службы послепродажного обслуживания. Разнообразные цифровые устройства, включенные в единую сеть, способны отбирать, продвигать и анализировать информацию по всем подразделениям компании.
5. Гибкость и масштабируемость производства на основе соединения информационных и промышленных технологий. 11оТ позволяет провести цифровизацию (дид-житализацию) производства не только сверхкрупным гигантам, но и сравнительно небольшим промышленным компаниям. Теперь каждой компании доступны выгоды от возможности устанавливать, конфигурировать и контролировать производственные операции из единого централизованного отделения. Масштабируемость производства как средство подстройки производственных мощностей под потенциальный спрос про-
ще достигается с применением интегрированных в производственный процесс программных продуктов6.
Для простоты понимания проекты по внедрению 11оТ группируют в 6 категорий7, которые можно определить как методы использования технологии в различных сферах деятельности компании:
1) проекты по оптимизации утилизации материальных ценностей и транспорта (удаленный контроль состояния производственных мощностей, а также управление и удаленный контроль автомобильного парка);
2) проекты по снижению операционных затрат, связанных с функционированием производственной инфраструктуры (автоматизация производственных мощностей с целью контроля выработки их результата и пр.);
3) проекты по повышению безопасности людей и объектов публичного пользования (объединенные сети камер наблюдения, удаленный контроль сетей водоснабжения в реальном времени);
4) автоматизация логистических процессов - от производства до конечного потребления;
5) строительство новых, связанных в единую систему, решений для дома и сервисных категорий (персонализированная страховка и удаленный контроль здоровья, умный дом);
6) проекты по повышению эффективности, безопасности и комфортабельности мест общественного пользования (умные урны, единая система уличного освещения и другие проекты по реализации «умного города»).
Данные проекты рассматриваются предпринимателями как возможность: 1) сократить операционные расходы, что нельзя рассматривать как конкурентное преимущество; 2) улучшить клиентский опыт и, как следствие, повысить лояльность потребителей.
Чтобы извлечь выгоду из применения указанных методов, компании должны8:
• определить стоимость бизнеса при конкретных условиях использования технологий и расставить приоритеты в соответствии с бюджетными рамками;
• продумать меры по контролю доступа к данным и защите от краж или неправильного использования;
• определить, как аналитические решения и системы управления данными помогут наилучшим образом достичь поставленных целей;
• нанять специалистов по системной интеграции для оптимизации решения проблемы несвязности ИТ-приложений;
6 Turner,L. How The Industrial Internet of Things Is Changing The Manufacturing Landscape. // Industry Week. Aug 5, 2016, URL:http://www.industryweek.com/information-technology/how-industrial-internet-things-changing-manufacturing-landscape (accessed : 09.05.2017)
7 Brenneis, E. VodafoneIoT barometer 2016. July 2016. URL:http://www.vodafone.com/ business/iot/the-iot-barometer-2016 (accessed : 09.05.2017)
8 Jamwal, A. Industry Week. The Industrial Internet: Six Ways Manufacturers Can Fuse Big Data, Automation and IoT for Better Operations, Nov 10, 2016.URL:http://www.industryweek.com/ technology/industrial-internet-six-ways-manufacturers-can-fuse-big-data-automation-and-iot-better-op (accessed : 09.05.2017)
• быть уверенными в корректности проанализированных данных и составленных рекомендаций (высокая квалификация и надежность персонала);
• найти провайдеров технических мощностей с необходимым опытом и хорошей репутацией;
• начинать с 1-2 пилотных проектов, для которых бизнес-требования являются самыми высокими.
Выделим основные эффекты от использования технологии 11оТ:
• сокращение операционных издержек. Данная технология подразумевает возможность построения системы, которая сможет без участия пользователя отслеживать показатели использования электроэнергии и прочих ресурсов и на основе исторических данных и показателей предыдущих лет самостоятельно генерировать подсказки по способам сокращения расходов;
• использование продвинутой аналитики и предоставление уникального сервиса по сопровождению товара в реальном времени с целью повышения уровня customer experience;
• перестройка системы сервисного обслуживания. Использование данных умных вещей позволит отказаться от рудиментарной аналитики, позволяющей проводить профилактические меры на основании 1-2 критериев, и перейти к обоснованной и своевременной проверке именно тех устройств, которые нуждаются в диагностике и ремонте. Это позволит компаниям перейти к сервисной модели деятельности и трансформировать предприятие в соответствии с требованиями рынка, а производители смогут значительно сэкономить на обслуживании и сопровождении 9.
• перестройка глобальной логистической сети в результате массового использования технологии 11оТ.
Трансформация бизнес-модели промышленных компаний: от производства товаров к производству услуг
Промышленный интернет меняет отношения между производителями машино-технических товаров и их потребителями. Последние получают возможность экономить на техническом обслуживании и содержании приобретенного оборудования, поскольку система интернета вещей позволяет поставщикам проводить непрерывный контроль, обновление и усовершенствование функционирующих машин.
Растет количество компаний, которые ранее предлагали покупателям только продукты, а теперь начинают продавать услуги, дополняющие сам товар. В условиях цифровых изменений и давления на мировом рынке, многие производители стремятся разработать новые модели бизнеса, ориентированные на получение доходов за счет предоставления услуг. В опросе Cisco10, в котором участвовало более 600 руководителей высшего звена из 13 стран (промышленных машиностроителей и производителей продуктов для конечных пользователей), 86 % отметили, что основной частью их стратегии роста является переход от продукт-ориентированной модели бизнеса к модели, ориентированной на предоставление услуг.
9 Hitmar, M. Six Ways the "Internet of Things" Can Boost Quality, Sep 4, 2014. URL: http:/ /www.industryweek.com/IoT-boosts-quality?page=2 (accessed : 09.05.2017)
10 The Digital Manufacturer. Resolving the Service Dilemma. Cisco Report, 2015 URL:http:/ /www.cisco.com/c/dam/en_us/solutions/industries/manufacturing/thought-leadership-wp.pdf (accessed : 09.05.2017)
Сутью упомянутой модели является подход, в рамках которого последующий сопутствующий сервис для клиента ценнее самого продукта. В то время как клиентоо-риентированность, персонализированность и повышенная конкуренция заставляют компании искать новые формы предпринимательства (кроме продажи своего товара), сервис-ориентированный подход позволяет получить стабильный и растущий доход от деятельности по поддержке, сопровождению и ремонту, тем самым включая компанию-производителя в контакт с потребителем в течение всего жизненного цикла использования товара11.
Данная концепция также позволяет увеличить кросс-продажи товаров (товаров, сопутствующих основному продукту) и максимально доходчиво объяснить конечному пользователю необходимость обновления и прочих сервисных процедур.
Основной причиной, по которой тренд бизнес-моделей смещается в сторону оказания услуг, является тезис о том, что в скором будущем поведение устройств приобретет автоматический и наиболее выгодный для потребителя характер, что максимально увеличит стоимость услуги и минимально снизит стоимость самого товара. Проиллюстрируем это на примере агротехники12. Если компания, выпускающая тракторы, будет предоставлять сервис по мониторингу состояния агропарка сельскохозяйственной компании в режиме реального времени с выводом актуальной информации в виде дешборда в мобильном приложении на телефон владельца компании, то это поможет максимально сократить затраты на ремонт и диагностику техники, тем самым повышая ценность процесса сопровождения товара. Такая модель работы позволяет повысить лояльность клиента, что делает такой способ ведения бизнеса еще более привлекательным13 .
Таким образом, трансформируется целая индустрия - своевременная продажа сопутствующего сервиса выгодна всем, что приводит к неизбежному спаду продаж запасных частей и комплектующих.
Еще одним проявлением трансформации служит возможность платы за сервис вместо покупки оборудования, которое он предоставляет. Классическими примерами являются компании Uber и Airbnb14, конкурентное преимущество которых состоит в продвинутой аналитике. Они не владеют таксопарками или квартирами, однако являются лидерами на своих рынках и могут позволить себе совершать структурные революции в подходе к целой индустрии.
В пользу сервисной модели ведения бизнеса говорит и возможность оказания постпродажного сервиса именно компанией-производителем, а не фирмами, никак не связанными с брендом. Это позволит контролировать качество постгарантийного об-
11 Bellosand, I., Fergusony, M. Moving from a Product-Based Economy to a Service-Based Economy for a More Sustainable Future. June, 2015. URL:http://mason.gmu.edu/~ibellos/ bfchapter.pdf(accessed : 09.05.2017)
12 The internet of things: what it means for US manufacturing. PWC, February 2015. URL: https://www.pwc.com/us/en/industrial-products/assets/big-data-next-manufacturing-pwc.pdf (accessed : 09.05.2017)
13 The IoT Is About to Shift into Ludicrous Mode. July 2016. URL:http://www.ioti.com/iot-trends-and-analysis/iot-about-shift-ludicrous-mode (accessed : 09.05.2017)
14 Sarangan, D. Tapping the value of our interconnected world. URL:http:// www.industryweek.com/tapping-value-our-interconnected-world-frost-sullivan (accessed : 09.05.2017)
служивания, иметь единый пул нареканий на произведенный товар, который может быть использован для генерации продвинутой аналитики.
Примером сервисной модели может служить успешное создание подписного сервиса компании General Мо^^ под названием OnStar. С помощью данной услуги автомобилисты могут в любой момент обратиться за сервисной помощью из любой точки Земли в один клик из специального приложения на смартфоне. Предусмотрены и такие функции, как противоугонное отслеживание через GPS, продвинутая кастомизи-рованная навигация и возможность автоматического запуска диагностики с последующей отправкой пользователю на электронную почту.
General МоШге рассчитывает на 350 млн долларов прибыли от услуг, связанных с уже поставленными автомобилями в течение 2017-2019 гг.15
Однако переход к такой модели происходит достаточно медленно. Сложность и недостаток цифровых мощностей сдерживают компании. Основной фактор, тормозящий переход к ориентированной на предоставление услуг модели, - сложность управления «на два фронта»: товарами и услугами одновременно.
От сервисной модели к цифровой трансформации бизнеса и умному производству
Несомненная зависимость от связанных цифровым образом продуктов и машин в индустриальных стратегиях, ориентированных на предоставление услуг (наряду с их возрастающей сложностью), вынуждает рассматривать данный переход в новом контексте: цифровая трансформация бизнеса. Фактически это означает практическую модернизацию всех бизнес-процессов компании на основе промышленного интернета вещей.
Cisco определяет цифровую трансформацию бизнеса как организационные изменения, реализуемые за счет использования новых бизнес-моделей и цифровых технологий для повышения эффективности. Она достигается с помощью индивидуализированного взгляда на составляющие, что повышает скорость и гибкость. Это позволит производителям внедрять больше инноваций и управлять изменениями в перспективе относительно разнообразия предлагаемых ими услуг и продуктов, так как они увеличивают время бесперебойной работы, сокращают время выхода на рынок и радуют клиентов более глубоким пониманием их потребностей16.
Проблемы, связанные с IIoT, сосредоточены на растущей потребности в цифровых возможностях, таких как управление растущими объемами и разнообразие данных, а также использование аналитики для создания новых бизнес-идей. Тем не менее, получить данные с пониманием людей (и машин), которые в них нуждаются, может оказаться сложной задачей.
Поскольку объем генерируемой информации возрастает экспоненциально, у производителей возникают вопросы по следующим направлениям:
15 Field, K., Buntz, B. Early Industrial IoT Adopters Will Clean Out the Competition // Jul 21, 2016. URL: http://www.ioti.com/industrial-iot/early-industrial-iot-adopters-will-clean-out-competition (accessed : 09.05.2017)
16 The Digital Manufacturer. Resolving the Service Dilemma. Cisco Report, 2015. URL: http://www.cisco.com/c/dam/en_us/solutions/industries/manufacturing/thought-leadership-wp.pdf (accessed : 09.05.2017)
• управление данными. Действительно ли данные поступают туда, где они нужны для эффективной работы - в рамках межмашинного взаимодействия и затем на деш-борды управляющих, которые должны улучшать механизм принятия решений?
• отбор и анализ данных. Могут ли старшие функциональные управляющие (управление цепочками поставок; НИОКР, обслуживание клиентов) отбирать нужную информацию среди терабайтов данных для принятия значимых решений?
• использование данных. Действительно ли собранная информация улучшает производственные процессы (безопасность, качество, скорость, производительность) и характеристики продукции (долговечность, надежность, ценность для потребителей)?17
Пока производители интегрируют информационные и операционные технологии, фрагментация и организационные противоречия могут усиливаться. Чтобы решить эту дилемму, услуги и цифровое направление развития должны сходиться. Для того, чтобы полностью раскрыть потенциал модели предоставления услуг, одновременно занимаясь улучшением выпускаемой продукции, промышленные машиностроители и производители продуктов для конечных пользователей должны осуществить цифровую трансформацию своего бизнеса. Изменения должны начинаться с руководства, по принципу «сверху вниз», охватывая людей, процессы и технологии. В результате производители получат более гибкий бизнес, чем у конкурентов; будут понимать, как оптимизировать организационное управление и сократить затраты на производство; выстроить взаимодействие с новыми клиентами и партнерами в век цифровых технологий.
Курс на цифровую трансформацию приводит к тому, что некоторые традиционные компании «оффлайн» бизнеса начинают внедрять новые бизнес-модели и развивать целые направления цифрового бизнеса, о которых раньше даже не думали. Например, сеть супермаркетов Tesco в Великобритании стала предлагать клиентам новый сервис «видео по запросу», который возник в результате анализа накопленной информации о клиентах при использовании карт лояльности. Wal-Mart, гигант розничной торговли в США, внедряет онлайн-университет для обучения сотрудников и повышения их квалификации. Сеть кофеен Starbucks, не являясь финансовой организацией, создала собственную систему мобильных платежей, интегрированную с программой лояльности. Система лояльности сети кофеен заключается в начислении бонусных «звезд» и других специальных предложениях при оплате картой постоянного клиента либо ее аналогом в виртуальной форме - мобильным приложением. Количество транзакций, согласно финансовым отчетам компании, растет ежеквартально.
Работа над инициативами, связанными с ИоТ, таких признанных организаций, как MESA (Manufacturing enterprise system association), IIC (Industrial Internet Consortium) и SMLC (Smart Manufacturing Leadership Coalition), наводит на мысль о том, что цифровая трансформация бизнеса является иным выражением концепции умного производства18.
17 Getting the Most from Digitization // Industry Week. Apr 3, 2017. URL:http:// www.industryweek.com/sponsored/getting-most-digitization. Accessed: 18.06.2017
18 On the Journey to a Smart Manufacturing Revolution, Dec 30, 2015. URL:http:// www.industryweek.com/systems-integration/journey-smart-manufacturing-revolution (accessed : 09.05.2017)
Под умным производством подразумевается инициатива, которая принесет революцию в производственную бизнес-стратегию, трансформировав традиционные производственные фабрики из «мест возникновения затрат» в прибыльные инновационные центры посредством интеграции индустриальной автоматизации, интернета вещей и информационных технологий, включая облачные сервисы, 3Б модели, робототехнику и интеграционные платформы.
Умное производство позволит сделать менеджмент производственных предприятий проактивным посредством информированного, своевременного и качественного исполнения управленческих решений.
Данная концепция подразумевает достижение следующих целей:
• возможность получать данные, используя открытые стандарты безопасности, анализа и агрегации данных, с целью запуска процесса контроля потока материалов по цепочке ценностей с учетом открытых стандартов оптовой торговли;
• создание автономной и распределенной системы поддержки решений на уровне устройства, машины и производственной единицы;
• использование сгенерированной информации через всю цепочку создания ценностей, позволяющей видеть четкую линию, соединяющую потребителя и производителя, а также все этапы, из которых она состоит;
• получение расширенной и дополненной информации, а также аналитически обоснованных вариантов решений, полученных в результате обработки огромных массивов неструктурированных и разрозненных данных, сгенерированных умным производственным оборудованием и процессами;
• создание качественно нового уровня поддержки новых сервисов и бизнес-моделей, включающих массовую кастомизацию и «продукт как сервис»;
• составление обширного портфолио указанных продвинутых возможностей для производителей в разных сферах, с разным размером бизнеса, с приемлемым уровнем стоимости и сложности внедрения.
Цифровая трансформация промышленных компаний от модели производства товаров к модели поставщика услуг в более широком социально-экономическом контексте означает парадигмальный сдвиг к экономике нового типа. Возникает новая социально-экономическая система, где товары и услуги уже не приобретаются в собственность покупателя. Покупатель станка, машины, агрегата и прочей машиностроительной продукции не может считать себя полноправным собственником, так как основные правомочия не могут быть реализованы по ходу времени либо их реализация в традиционном смысле настолько неэффективна, что лишает смысла сам институт собственности.
Например, правомочие владения как исключительное право доступа к активу становится неполным, так как компания, продавшая оборудование, может получать информацию о его работе с установленных датчиков. Возможны ситуации, когда продавец, якобы передавший права собственности на товар после заключения сделки, может дистанционно заблокировать эксплуатацию оборудования в случае нарушения некоторых условий покупателем.
Аналогичным образом исчезает правомочие распоряжения, так как покупатель теряет возможность неконтролируемого использования приобретенного оборудования по собственному усмотрению. Он привязан к поставщикам сопутствующих услуг, которые могут запретить несанкционированное использование, например, сдачу в аренду другой фирме, если она находится в санкционном списке.
Правомочие пользования как исключительное право на извлечение выгоды от эксплуатации оборудования также диссипируется. Владелец оборудования не в состоянии получать прибыль от его использования «в одиночку», без постоянного взаимодействия с поставщиками информационных услуг, обновляющих программное обеспечение.
Таким образом, экономика, основанная на частной собственности, трансформируется в состояние, которое некоторые авторы предлагают называть «экономикой результата».19 Другие авторы, как мы писали в начале статьи, предлагают термин «экономика индустриальных приложений». В такой экономике машины и оборудование, ко -торые считаются капитальным активом длительного пользования, превращаются в разновидность услуг, используемых покупателем для конкурентного производства своих товаров и услуг. Подобно приложениям потребительского пользования, предоставляющим услуги посредством сети интернет за счет непрерывного обновления, индустриальные приложения ценны для компаний возможностями обновления и совершенствования в сетевой инфраструктуре. Например, облачная инфраструктурная платформа Predix Cloud, запущенная компанией General Electric, обеспечивает взаимодействие 2,5 млн разработчиков во всем мире, что помогает улучшить эффективность и надежность промышленного оборудования.
Теперь ни одна компания не может владеть всей цепочкой создания стоимости с участием всего комплекса цифровых услуг. В «экономике результата» любой производитель должен встраиваться в координированную экосистему технологических партнеров, старт-ап компаний, академического сообщества, конкурентов и других стэйк-холдеров.
Список литературы
1. Андрианов, К. Н. Интеллектуальное производство сквозь призму третьей промышленной революции / К. Н. Андрианов, Н. В. Лапенкова, С. А. Толкачев // Мир новой экономики. - 2014. - № 4. - С. 28-38.
2. Бодрунов, С. Д. Грядущее. Новое индустриальное общество: перезагрузка / С. Д. Бод-рунов. - СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2016. - 328 с.
3. Губанов, С. Неоиндустриализация: к вопросу о «вопросе» / С. Губанов // Экономист. -2017. - № 3.- С. 46-63.
4. Кузин, Д. В. Инновации в бизнес-коммуникациях и проблемы менеджмента / Д. В. Ку-зин, Н. В. Ядова // Управленческие науки. - 2016. - № 1. - С. 51-60.
5. «Интернет вещей» на промышленных предприятиях / В. П. Куприяновский [и др.] // International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - Vol. 4, № 12. - Р. 69-78.
6. Логинов Е. Л. «Интернет вещей» как аттрактор объективной экономической реальности / Е. Л. Логинов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - № 18. -С. 30-33.
7. Подвойский, Г. Л. Роль новых технологий в экономике XXI века / Г. Л. Подвойский // Мир новой экономики. - 2016. - № 4. - С. 6-15.
19 Schaeffer, E. Industrial Manufacturers Must Extract More Value from Digital Innovation / / Industry Week. Apr 6, 2017. URL:http://www.industryweek.com/technology/industrial-manufacturers-must-extract-more-value-digital-innovation (accessed : 09.05.2017)
8. Рязанов, В. Т. Новое индустриально-технотронное общество: грядущее под вопросом / В. Т. Рязанов // Экономическое возрождение России. - 2017. - № 2. - С. 47-54.
9. Субанова, О. С. Изменение конкурентного преимущества в эпоху интернета вещей / О. С. Субанова // Экономика и управление в машиностроении. - 2015. - № 2. - С. 52-55.
10. Толкачев, С. А. Две модели неоиндустриализации: Германия - «Индустрия 4.0», США -«Промышленный интернет» / С. А. Толкачев // Экономист. - 2015. - № 9. - С. 13-23.
11. Толкачев, С. А. Неоиндустриализация как технотронная новая экономика (на примере роботизации промышленности США) / С. А. Толкачев, А. Д. Кулаков // Мир новой экономики. - 2015. - №3. - С. 69-76.