EDN: XPIRGV
А.Н. Алексахин - к.пед.наук, доцент, зав. кафедрой Информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им профессора В.В. Дика, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],
A.N. Aleksakhin - candidate of pedagogical sciences, associate professor, head. Department of Information Management and Information and Communication Technologies named after. professor V.V. Dika, Synergy University, Moscow, Russia;
П.Н. Машегов - д.э.н, профессор кафедры Информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий имени профессора В.В. Дика, Университет «Синергия», проф. кафедры информатики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия, [email protected],
P.N. Mashegov - doctor of economics, professor Department of Information Management and Information and Communication Technologies named after Professor V.V. Dick, Synergy University, prof. Department of Informatics, Russian Economic University. G.V. Plekhanov, Moscow, Russia;
Е.Н. Нохтуева - старший преподаватель кафедры информационного менеджмента и информационно -коммуникационных технологий им. профессора В.В. Дика, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],
E.N. Nokhtueva - senior lecturer at the Department of Information Management and Information and Communication Technologies named after. Professor V.V. Dika, Synergy University, Moscow, Russia.
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ DIGITAL TRANSFORMATION AS AN INNOVATION TREND IN THE TRANSPORT INDUSTRY
Аннотация. В развивающейся среде цифровых технологий транспортная отрасль по всему миру претерпевают фундаментальные изменения, обусловленные быстрым технологическим прогрессом, использованием технологий искусственного интеллекта, робототехники, интернета вещей и больших данных. Опыт внедрения таких технологий демонстрирует повышение безопасности дорожного движения, увеличения пропускной способности дорожной сети, способствует сокращению выбросов загрязняющих веществ, повышение эффективности бизнес процессов предприятий, снижению логистических и транспортных затрат. Однако, несмотря на значительные преимущества и эффекты цифровой трансформации транспортной отрасли ее развитие сопряжено с рядом вызовов, обусловленных необходимостью привлечения значительного объема инвестиций, модернизацией всей транспортной инфраструктуры, а также цифровизацией смежных отраслей. Целью данного исследования выступает оценка тенденций цифровой трансформации транспортной отрасли. В результате исследования сделан вывод, что развитие инновационных технологий, в том числе внедрение облачных вычислений, интернета вещей, искусственного интеллекта, способствует цифровой трансформации предприятий в транспортном секторе. Однако для достижения ключевых индикаторов цифровой трансформации транспортной отрасли необходимо не только внедрение цифровых технологий в деятельность транспортных предприятий, но и развитие транспортной и информационно- телекоммуникационной инфраструктуры.
Abstract. In an evolving digital environment, the transportation industry around the world is undergoing fundamental changes driven by rapid technological advances, the use of artificial intelligence, robotics, the Internet of Things and big data. The experience of implementing such technologies demonstrates an increase in road safety, an increase in the capacity of the road network, helps reduce pollutant emissions, improves the efficiency of business processes of enterprises, and reduces logistics and transport costs. However, despite the significant advantages and effects of the digital transformation of the transport industry, its development is associated with a number of challenges caused by the need to attract a significant amount of investment, modernization of the entire transport infrastructure, as well as digitalization of related industries. The purpose of this study is to assess trends in the digital transformation of the transport industry. The study concluded that the development of innovative technologies, including the introduction of cloud computing, the Internet of things, and artificial intelligence, contributes to the digital transformation of enterprises in the transport sector. However, to achieve key indicators of digital transformation of the transport industry, it is necessary not only to introduce digital technologies into the activities of transport enterprises, but also to develop transport and information and telecommunications infrastructure.
Ключевые слова: транспортный сектор, цифровая трансформация, транспортные интеллектуальные системы, искусственный интеллект.
Keywords: transport sector, digital transformation, transport intelligent systems, artificial intelligence.
Введение
Современный этап развития транспортного комплекса характеризуется необходимостью решения задач в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, повышения качества транспортной инфраструктуры, обеспечения пропускной способности дорожной сети, снижения нагрузки на окружающую среду, что требует принятия обоснованных управленческих решений. Важным направлением решения указанных задач выступает модернизация транспортной инфраструктуры на основе его цифровой трансформации путем создания единой информационной среды транспортного комплекса.
Цифровая трансформация транспортной отрасли представляет собой применение передовых информационных и коммуникационных технологий с целью улучшения эффективности, безопасности и устойчивости транспортных систем. Актуальность данного процесса обусловлена значительным влиянием цифровых технологий на развитие отрасли. Так, цифровые инновации в транспортной сфере способствует рациональному использованию инфраструктурных ресурсов, сокращению времени в пути и снижению затрат. Внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС), включающих в себя средства автоматизации, мониторинга и системы предупреждения, приводит к уменьшению вероятности дорожно-транспортных происшествий и повышению уровня безопасности, использование онлайн-сервисов для планирования маршрутов и мониторинга поездок в режиме реального времени, способствует снижению нагрузки на транспортную инфраструктуру.
Интеллектуальные транспортные системы, основанные на интеграции автоматизации, информационных технологий и глобальных навигационных систем, заменяют традиционные информационные системы управления [1]. Интеллектуальные транспортные системы представляют собой интегрированные системы управления, использующие современные технологии для эффективного управления транспортом с целью обеспечения мобильности, безопасности и эффективности транспортного процесса.
Внедрение интеллектуальных транспортных систем представляет собой многомерный процесс, ориентированный на инновационное технологическое развитие в транспортной сфере. Использование современных автоматизированных систем управления и контроля позволяет эффективно регулировать движение, уменьшая заторы и оптимизируя временные интервалы на дорогах. Внедрение Глобальных Навигационных Систем (ГНС)
предоставляет точные данные о местоположении транспортных средств, обеспечивая точную навигацию и координацию движения. Одним из ключевых направлений является интеграция ИКТ для обеспечения эффективного обмена информацией между транспортными средствами, транспортной инфраструктурой и системами управления. ИТС играют важную роль в обеспечении безопасности на дорогах. Внедрение систем предупреждения столкновений, мониторинга состояния водителя и инфраструктурных элементов повышает уровень безопасности транспортного движения.
Интеграция различных систем и источников данных в единую информационную среду является фундаментальным направлением, обеспечивающим согласованность, целостность и доступность информации для улучшения управления и принятия решений.
В связи с чем вопросам исследования цифровой трансформации транспортной системы уделяется большое внимание. Среди авторов, исследующих вопросы цифровой трансформации транспортной системы необходимо выделить Нейжман М.Р., Евдокимову М.А., Лысенко А.Ф., Севостьянову В.А., Маханбетову С. Д., Заколю-кина И.С. и других. При этом необходимо отметить, что авторами рассматриваются различные аспекты цифровой трансформации транспортной отрасли. Так, Нейжмак М.Р. [2], Евдокимова С.А.[3], Лысенко А.Ф.[4], Сево-стьянов М.А. [5], Охотников В.И. [6] раскрывают вопросы использования интеллектуальных транспортных систем (далее ИТС) с позиции оптимизации транспортного потока.
Обеспечение безопасности дорожного движения, как основной функции ИТС раскрыто в работе Бажина М.А. [7] и Будриной Е.В. [8]. Штырхунова Н.А., придерживается аналогичной позиции, при этом выделяя необходимость внедрения систем слежения за дорожным движение в режиме реального времени, «умных» светофоров, а также «умных» пешеходных переходов [9].
Ряд авторов, в том числе Закалюкина И.С. [10], Арифатджанова Н.З. [11] отмечают, что главная задача ИТС значительно более шире, чем безопасность дорожного движения, она должна обеспечить формирование цифровой инфраструктуры, позволяющей улучшить взаимодействие пользователей транспортными средствами и провайдерами, масштабную автоматизацию, взаимодействие транспортной и логистической инфраструктуры [12,13].
Чекалин В.С., Ермакова М.Ю. исследуют взаимосвязь цифровой трансформации и обеспечения энергоэффективности. Так, авторы отмечают, что внедрение таких технологий, как «интеллектуальное шоссе» с использованием интерактивного освещения и системой подзарядки аккумуляторов электромобилей или гибридов позволяет, во-первых, повысить безопасность дорожного движения за счет освещения на всем протяжении шоссе, а во-вторых, обеспечить экономию на освещении значительных финансовых ресурсов [14].
Систематизация основных направлений цифровой трансформации транспортной системы, представленной в работах авторов, позволила выделить следующие ее приоритетные направления:
- управление дорожным движением, формирование цифровых моделей транспортной обстановки и оптимального построения маршрутов транспортных средств;
- управление системой пассажирских перевозок (общественный транспорт);
- управление системой грузовых транспортных перевозок (транспортно-логистической деятельностью);
- управление системой обмена данными между участниками отрасли и государством;
- создание системы моделирования транспортных потоков.
Таким образом, можно отметить, что авторы, исследуя цифровую трансформацию транспортной отрасли с различных позиций, однако сходятся во мнении относительно наличия значительных эффектов в результате ее реализации.
Основная часть
Разнообразие подходов относительно направлений цифровой трансформации транспортной отрасли вызывает необходимость их систематизации. Так, с точки зрения системного подхода ИТС можно представить в виде трех основных элементов: транспортной инфраструктуры, транспортных средств и субъектов управления. При этом возможности принятия решений на основе данных в режиме реального времени, получаемых в таких системах, не ограничиваются только транспортными операторами и должны быть доступны всем пользователям систем транспорта в целом. Каждый из элементов в свою очередь включает определенный набор подсистем, обеспечивающий целенаправленную цифровую трансформацию всего транспортного комплекса. Так, например, подсистема «Умные дороги» включают в себя такие блоки, как автоматизированные системы весового контроля, электронные системы взимания платы за проезд, управление потоками городского транспорта, системы управления парковкой, системы управления оповещениями пассажиров общественного транспорта и т.д. Подсистема электронной логистики включает технологии отслеживание грузопотоков, Интернета вещей на транспорте, электронную таможню и др. (рисунок 1).
Развитие ИТС носит стратегический характер, поскольку транспортный сектор имеет решающее значение для развития таких отраслей, как торговля, промышленное производство, строительство. Эффективность, обеспечиваемая ИТС, как правило, связана с продуктивностью макроэкономических систем и, следовательно, обеспечивает растущий мультипликативный эффект, что обуславливает значительный интерес государственного сектора к цифровой трансформации транспортной отрасли. Цифровая трансформация транспортной отрасли относиться к одной из ключевых национальных целей, основные направления которой закреплены Распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3744 [15].
Рисунок 1 - Элементы ИТС
(Источник: разработано авторами по результатам исследования)
Реализация направлений цифровой трансформации, закрепленных в Распоряжении, предполагает внедрение технологии искусственного интеллекта, сбора и обработки больших данных; систем распределенного реестра, информационного моделирования и других. Внедрение цифровых инструментов направлено в первую очередь на решение таких задач, как цифровизация пассажирских и грузовых перевозок, инфраструктуры и транспортных средств, повышения уровня технологического развития и декарбонизации транспортного комплекса. В качестве ключевых индикаторов цифровой трансформации транспортной отрасли выступают следующие, представленные на рисунке 2.
доля транспортных потоков в части перевозки грузов, координация которых осуществляется с использованием искусственного интеллекта
доля региональных транспортных информационных систем, осуществляющих информационное взаимодействие с ситуационно-информационным центром Минтранса России
протяженность инфраструктуры всех видов транспорта, приспособленной для движения автономного транспорта, тыс. км
доля автомоопльных дорог, оснащенных инфраструктурой, дли ТС, управляемых в беспилотном режиме
1 5 60
30 50 100
1 6,5 21,5
5 10 85
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 12023 г. 12024 г. «2030г.
Рисунок 2 - Ключевые индикаторы цифровой трансформации транспортной отрасли
(Источник: составлено авторами на основе [15])
Стратегическое развитие транспортной отрасли в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3744 основано на комплексном интегрированном подходе в различных областях транспортной инфраструктуры и предусматривает реализую таких проектов, как «Беспилотники для пассажиров и грузов», «Беспилотные логистические коридоры», «Бесшовная грузовая логистика», «Цифровое управление транспортной системой Российской Федерации», а также другие проекты.
В основе реализации указанных проектов лежит использование современных цифровых и ИКТ технологий, внедрение которых является одним из главных направлений цифровой трансформации транспортной отрасли, при этом основным цифровым инструментом, по мнению авторов, выступает искусственный интеллект [16,17].
Развитие технологий искусственного интеллекта актуально для транспортной отрасли не только в России, но и в целом по миру. Так, объем мирового рынка искусственного интеллекта (ИИ) в сфере транспорта оценивался в 2022 году в 3 млрд долларов США, как ожидается, достигнет около 12,42 млрд долларов США к 2028 году, при этом совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) составит 22,70% в течение прогнозируемого периода (рисунок 3).
Основными направлениями использования А1 в транспортной сфере являются автономные транспортные средства (АТС), управление транспортными потоками, обеспечение транспортной безопасности, обеспечение экологической устойчивости транспортных средств.
Одной из ключевых областей транспорта, где А1 оказывает большое влияние, являются автономные транспортные средства. Беспилотные автомобили могут снизить количество аварий, вызванных человеческим фактором, и улучшить общий транспортный поток.
Рисунок 3 - Прогноз рынка AI на транспорте, млн. долл.
(Источник: https://www.precedenceresearch.com/artificial-inteUigence-in-transportation-market)
Автономные транспортные средства используют передовые алгоритмы машинного обучения для навигации по дорогам, снижая потребность во вмешательстве человека и потенциально делая транспорт более безопасным и эффективным.
Кроме того, интеллектуальные системы управления дорожным движением используют искусственный интеллект для анализа данных о дорожном движении в режиме реального времени, корректировки времени сигналов светофора, оптимизации транспортного потока и минимизации времени в пути. Анализ потоков данных из билетных систем и автоматизированного оборудования для подсчета пассажиров на общественном транспорте, с использованием Л1 способствуют более лучшему транспортному обслуживанию пассажиропотоков в сети.
В целом Л! трансформирует транспортную отрасль, делая ее более эффективной, безопасной и удобной. Использование искусственного интеллекта в транспорте помогает сектору свести к минимуму пробки на дорогах, повысить безопасность пассажиров, снизить риск несчастных случаев, уменьшить выбросы углекислого газа и снизить общие финансовые расходы. Однако на современном этапе использование технологий искусственного интеллекта ограничено. Так, сравнение доли организаций, использующих искусственный интеллект, а также других цифровых технологий в транспортном секторе России и некоторых стран показано на рисунке 4.
Рисунок 4 - Использование цифровых технологий по странам, %
(Источник: рассчитано авторами по https://www.statista.com/statistics/1054976/russia-digital-technologies-used-by-transport-industry/,
https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=ICT_BUS# )
Как видно на рисунке 4 наибольшую долю используемых цифровых технологий в транспортном секторе России занимают облачные вычисления, однако, по сравнению с рядом европейских стран, ее значение ниже, чем в Германии на 6,1 % и почти в два раза ниже, чем в Дании и Италии. Технологии искусственного интеллекта, используются только в 1,82 % организаций, использующих цифровые технологии, что также ниже, чем в европейских странах.
Использование технологий Л1 по видам транспорта в России показано на рисунке 5.
Как видно на рисунке 5 в 2021 году технологии искусственного интеллекта использовали 7 организаций, в 2022 году 10 организаций воздушного и космического транспорта, в организациях сухопутного и трубопроводного транспорта технологии искусственного интернета использовали 214 организаций в 2021 году и 217 организаций в 2022 году соответственно.
Деятельность воздушного и космического транспорта
Деятельность водного транспорта
Деятельность сухопутного п трубопроводного транспорта
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
7 10
s 10
214 217
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%100% ■ 1021г. "2022 г.
Рисунок 5 - Использование технологий Л1 по видам транспорта, ед.
(Источник: составлено авторами по https://rosstat.sov.ru/statistics/science)
Более детальный анализ использования технологий Л1 по видам сухопутного и трубопроводного транспорта показан на рисунке 6.
Деятельность трубопроводного транспорта
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам
Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта
Деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки
Деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки
4 10
120 74
45 79
44 51
1 5
1 1 1 1 1 1 1
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%100%
■ 2021г. »2022 г.
Рисунок 6 - Использование технологий А1 по видам сухопутного и трубопроводного транспорта
(Источник: составлено авторами по https://rosstat.gov.ru/statistics/science)
Как видно на рисунках 5 и 6 в транспортном секторе технологии А1 использует очень ограниченное количество предприятий. Основными факторами, объясняющими ограниченное использование технологий искусственного интеллекта на предприятиях транспортной отрасли выступают необходимость значительных финансовых затрат, недостаток высококвалифицированных специалистов, неоднородность транспортной и ИКТ инфраструктуры.
Так, реализация технологий А1, а также других цифровых технологий, таких как интернет вещей, облачные вычисления, блокчейн требует значительных финансовых вложений на этапе внедрения, многие предприятия транспорта могут сталкиваться с ограниченным бюджетом, что затрудняет финансирование инновационных проектов, а также создает барьеры для принятия решения в пользу новых технологий. Кроме указанных проблем транспортная отрасль в процессе внедрения и использования современных цифровых технологий сталкивается с такими вызовами, как сложность транспортной сети, автоматизация и интеграция (таблица 1).
Таблица 1 - Вызовы для цифровой трансформации транспортной отрасли
Вызовы Описание
Сложность транспортной сети Большая сложность и разветвленность транспортных сетей создает постоянную неопределенность и непредсказуемость в отношении транспортного планирования. Перевозчики, логистические операторы, транспортные провайдеры нуждаются в качественном информационном потоке и цифровой работе с документами.
Автоматизация Эксплуатационные характеристики компании основаны на рабочих процессах, которые должны быть автоматизированы для оптимизации обмена данными, улучшения планирования задач, а также более точного планирования маршрутов и отслеживания транспортных средств. Отсутствие систем автоматизации на предприятиях транспортного комплекса снижает уровень использования ЦТ
Интеграция Субъекты транспортной отрасли работают с различными информационными системами, требующими интеграции с целью обеспечения коммуникации и обмена информаций
Уровень цифровой зрелости транспортной инфраструктуры и смежных отраслей Наличие в транспортной отрасли старых и новых транспортных технологий, создает трудности интеграции с современными технологиями.
Источник: разработано авторами по результатам исследования
Существующая инфраструктура не поддерживает рост цифровых технологии на рынке транспортных перевозок. Современные цифровые технологии конвергентизируются с сетями подвижной связи, однако доля, автомобильных дорог, обеспеченных покрытием сетями LTE в 2023 году по данным Росстат составляет только 64 %. В связи с чем, с целью цифровой трансформации транспортной отрасли необходимо не только внедрение
цифровых технологий в деятельность транспортных предприятий, но и развитие транспортной и информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе смежных с транспортной отраслях.
Заключение
Цифровая трансформация стала неизбежным трендом развития транспортной отрасли и влечет за собой значительные структурные изменения, обусловленные внедрением современных цифровых технологий, таких как интернет вещей, облачные вычисления, блокчейн и искусственный интеллект. При этом, именно технологии искусственного интеллекта и машинного обучения лежат в основе современных ИТС, а также автономных транспортных средств. Тем не менее, несмотря на то, что технология AI обладает большим потенциалом для цифровой трансформации транспортной отрасли, на российских предприятиях его использование ограничено.
В процессе исследования показано, что цифровая трансформация затрагивает все аспекты функционирования транспортной отрасли, в том числе организацию пассажирских и грузоперевозок, организацию и безопасность дорожного движения, а также взаимодействие между субъектами транспортной отрасли и государством. Использование современных цифровых технологий приводит к значительным экономическим и социальным эффектам, однако сталкивается со значительными трудностями в процессе внедрения и использования, в том числе необходимость большого объема инвестиций, модернизации транспортной инфраструктуры, а также инфраструктуры смежных отраслей.
Источники:
1. Крайнов, Г. Н. Современные проблемы цифровизации транспорта / Г. Н. Крайнов // Наука и образование в условиях глобальных вызовов: Сборник статей по итогам Пятого профессорского форума 2022, Москва, 22-24 ноября 2022 года. - Москва: Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание», 2023. - С. 94-98. - EDN QCDQSC.
2. Нейжмак, М.Р. Внедрение информационных технологий в развитие интеллектуальных транспортных систем / М.Р. Нейжмак, А. И. Епихин // Эксплуатация морского транспорта. - 2021. - № 4(101). - С. 25-29. - DOI 10.34046/aumsuomtl01/5. - EDN YCHMAW.
3. Евдокимова, М.А. Внедрение интеллектуальных транспортных систем / М.А. Евдокимова, Л. С. Скорюпина // Химия. Экология. Урбанистика. -2020. - Т. 3. - С. 71-77. - EDN NOJFYA.
4. Лысенко, А.Ф. Технология интеллектуальной транспортной системы / А.Ф. Лысенко // Вопросы науки и образования. - 2018. - № 6(18). - С. 23-25. - EDN UOVENM.
5. Севостьянов, М.А. Анализ показателей эффективности и оценка преимуществ интеллектуальной транспортной системы / М.А. Севостьянов // Перспективы развития технологий транспортных процессов : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 01 марта 2022 года / Отв. редактор В.А. Зеликов. - Воронеж: Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова, 2022. - С. 24-30. -DOI 10.34220/PDTPT2022_24-30. - EDN MZHUMF.
6. Охотников, В. И. Интеллектуальные транспортные системы в управлении движением транспортных средств / В. И. Охотников, М. Н. Лучихин, М. А. Маматалиев // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. - 2022. - № 4(64). - С. 479-482. - DOI 10.56634/16948335.2022.4.479-482. - EDN LBVHKS.
7. Бажина М.А. Правовое регулирование безопасности дорожного движения в эпоху цифровизации / М.А. Бажина // Журнал «Безопасность дорожного движения». 2021. №4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pravovoe-regulirovanie-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-v-epohu-tsifrovizatsii (дата обращения: 03.02.2024).)
8. Будрина Е.В. Классификация инноваций на городском пассажирском транспорте / Е.В. Будрина, К.А. Рубцова // Транспортное дело России. 2015. N° 6. С. 3-7.
9. Штырхунова, Н.А. Возможности цифровизации на транспорте (на примере городского пассажирского транспорта) / Н.А. Штырхунова, К.В. Голубкина, С.К. Абрамян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vozmozhnosti-tsifrovizatsii-na-transporte-na-primere-gorodskogo-passazhirskogo-transporta (дата обращения: 03.02.2024).)
10. Заколюкина, Е.С. Цифровизация транспортной инфраструктуры региона. российский и зарубежный опыт / Е.С. Заколюкина // Экономические исследования. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-transportnoy-infrastruktury-regiona-rossiyskiy-i-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 03.02.2024).)
11. Арифджанова, Н.З. Условия развития и совершенствования городских транспортно-логистических систем / Н.З. Арифджанова // Проблемы Науки. 2023. №9 (186). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/usloviya-razvitiya-i-sovershenstvovaniya-gorodskih-transportno-logisticheskih-sistem (дата обращения: 03.02.2024).
12. Махамбетова, С.Д. Сапарбаевна Цифровизация транспортной инфраструктуры / С.Д. Махамбетова, У.Р. Махамбетова, Г. Абдуалиева // Ceteris Paribus. 2023. №4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsifrovizatsiya-transportnoy-infrastruktury (дата обращения: 02.03.2024).
13. Иванова, Н.А. Цифровизация как фактор развития международных зеленых транспортных коридоров / Н.А. Иванова, Д.И. Сысоева, В.Е. Бутусова // ТДР. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-kak-faktor-razvitiya-mezhdunarodnyh-zelenyh-transportnyh-koridorov (дата обращения: 03.02.2024).
14. Чекалин, В.С. Повышение энергетической эффективности транспортной инфраструктуры России в условиях цифровизации / В.С. Чекалин, М.Ю. Ермакова, И.С. Ковальчук // ЭВ. 2020. №2 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-energeticheskoy-effektivnosti-transportnoy-infrastruktury-rossii-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 03.02.2024).
15. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3744-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли РФ до 2030 г.
16. Вырода, П.Ю. Внедрение интеллектуальных транспортных систем / П. Ю. Вырода, Д. Ю. Каширский // Организация и безопасность дорожного движения : Материалы IX всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвящённой памяти профессора, доктора технических наук Резника Л.Г., Тюмень, 16 марта 2016 года. - Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2016. - С. 9699. - EDN VNYONT.
17. Сырцова, Е.А. Эффекты внедрения интеллектуальных транспортных систем в регионах России / Е.А. Сырцова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2023. - № 101. - С. 159-169. - DOI 10.24412/2070-1381-2023-101-159-169. - EDN RHWEOJ.