Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ / ТРАНСПОРТ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ЛОГИСТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / INTELLIGENT TRANSPORT SYSTEMS / TRANSPORT / DIGITALIZATION / ECONOMY / LOGISTICS / GOVERNMENT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Качкыналиев Медер Саламатович

Статья посвящена изучению роли интеллектуальных транспортных систем в Кыргызской Республике. Сегодня перед транспортной системой, как и перед экономикой страны в целом, стоит задача совершить прорыв в развитии транспортной инфраструктуры. Транспортная система является ключевым фактором развития страны и инфраструктуры экономики в целом. Поэтому совершенно очевидным сегодня становится тот факт, что недостаточно просто строить качественные дороги. Для развития транспортной системы также важна ее цифровизация. В статье рассмотрены основные черты цифровой трансформации в сфере транспорта. Показан комплекс перемен, затрагивающих Интеллектуальные транспортные системы. Отмечается, что ключевой технологической платформой ИТС являются информационно-коммуникационные технологии, интегрированные с технологиями искусственного интеллекта. Внедрение компонента ИТС на территории городов, населенных пунктов и автомобильных дорогах Кыргызстана будет способствовать предотвращению правонарушений, своевременному задержанию нарушителей общественного порядка, обеспечит возможность эффективного использования поступающих данных, собранных с применением АПК и системы видеонаблюдения. Инновационный механизм развития транспорта с помощью ИТС включает подсистему формирования отдельных инноваций, подсистему контекстной комбинации отдельных инноваций и системные инновации в транспортной системе: новые технологические возможности, новые идеи, социальное развитие и развитие технологий. Под воздействием новых технологических возможностей происходят социальные изменения, меняющие социальный ландшафт, который генерирует новые потребности и новые идеи, формирующие начало следующего цикла технологического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DIGITAL TRANSFORMATION AND INTELLIGENT TRANSPORT SYSTEMS IN THE KYRGYZ REPUBLIC

The article is devoted to the study of the role of intelligent transport systems in the Kyrgyz Republic. Today, the transport system, as well as the country's economy as a whole, is faced with the task of making a breakthrough in the development of transport infrastructure. The transport system is a key factor in the development of the country and the infrastructure of the economy as a whole. Therefore, the fact that it is not enough just to build high-quality roads is becoming quite obvious today. Digitalization is also important for the development of the transport system. The article discusses the main features of digital transformation in the field of transport. The complex of changes affecting Intelligent Transport Systems is shown. It is noted that the key technological platform of ITS is information and communication technologies integrated with artificial intelligence technologies The introduction of the its component on the territory of cities, localities and highways of Kyrgyzstan will help prevent offenses, timely detain violators of public order, and ensure the effective use of incoming data collected using the agro-industrial complex and video surveillance systems. Innovative mechanism of transport development using its subsystem includes the creation of a separate innovation, a sub-context combination of individual innovations and system innovations in the transportation system: new technological opportunities, new ideas, social development and technology development. Under the influence of new technological opportunities, social changes occur that change the social landscape, which generates new needs and new ideas that form the beginning of the next cycle of technological development.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ В

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Качкыналиев М.С. Email: [email protected]

Качкыналиев Медер Саламатович - научный работник, Институт инновационной экономики им. Ш.М. Мусокожоева при Кыргызском экономическом университете, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: статья посвящена изучению роли интеллектуальных транспортных систем в Кыргызской Республике. Сегодня перед транспортной системой, как и перед экономикой страны в целом, стоит задача совершить прорыв в развитии транспортной инфраструктуры. Транспортная система является ключевым фактором развития страны и инфраструктуры экономики в целом. Поэтому совершенно очевидным сегодня становится тот факт, что недостаточно просто строить качественные дороги. Для развития транспортной системы также важна ее цифровизация. В статье рассмотрены основные черты цифровой трансформации в сфере транспорта. Показан комплекс перемен, затрагивающих Интеллектуальные транспортные системы. Отмечается, что ключевой технологической платформой ИТС являются информационно-коммуникационные технологии, интегрированные с технологиями искусственного интеллекта.

Внедрение компонента ИТС на территории городов, населенных пунктов и автомобильных дорогах Кыргызстана будет способствовать предотвращению правонарушений, своевременному задержанию нарушителей общественного порядка, обеспечит возможность эффективного использования поступающих данных, собранных с применением АПК и системы видеонаблюдения.

Инновационный механизм развития транспорта с помощью ИТС включает подсистему формирования отдельных инноваций, подсистему контекстной комбинации отдельных инноваций и системные инновации в транспортной системе: новые технологические возможности, новые идеи, социальное развитие и развитие технологий. Под воздействием новых технологических возможностей происходят социальные изменения, меняющие социальный ландшафт, который генерирует новые потребности и новые идеи, формирующие начало следующего цикла технологического развития.

Ключевые слова: интеллектуальные транспортные системы, транспорт, цифровизация, экономика, логистика, государственные программы.

THE ROLE OF DIGITAL TRANSFORMATION AND INTELLIGENT TRANSPORT SYSTEMS IN THE KYRGYZ

REPUBLIC Kachkynaliev M.S.

Kachkynaliev Meder Salamatovich - Scientist, INSTITUTE OF INNOVATIVE ECONOMY NAMED AFTER SH.M. MUSOKOZHOEV AT THE KYRGYZ ECONOMIC UNIVERSITY, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: the article is devoted to the study of the role of intelligent transport systems in the Kyrgyz Republic. Today, the transport system, as well as the country's economy as a whole, is faced with the task of making a breakthrough in the development of transport

infrastructure. The transport system is a key factor in the development of the country and the infrastructure of the economy as a whole. Therefore, the fact that it is not enough just to build high-quality roads is becoming quite obvious today. Digitalization is also important for the development of the transport system. The article discusses the main features of digital transformation in the field of transport. The complex of changes affecting Intelligent Transport Systems is shown. It is noted that the key technological platform of ITS is information and communication technologies integrated with artificial intelligence technologies

The introduction of the its component on the territory of cities, localities and highways of Kyrgyzstan will help prevent offenses, timely detain violators of public order, and ensure the effective use of incoming data collected using the agro-industrial complex and video surveillance systems.

Innovative mechanism of transport development using its subsystem includes the creation of a separate innovation, a sub-context combination of individual innovations and system innovations in the transportation system: new technological opportunities, new ideas, social development and technology development. Under the influence of new technological opportunities, social changes occur that change the social landscape, which generates new needs and new ideas that form the beginning of the next cycle of technological development. Keywords: intelligent transport systems, transport, digitalization, economy, logistics, government programs.

УДК 656.13:338(575.2) DOI: 10.24411/2312-8089-2020-11907

В Кыргызской Республике 2019 год объявлен Годом развития регионов и цифровизации страны, в связи с чем в Кыргызстане активно ведутся работы по реализации цифровой концепции.

В соответствии с Национальной стратегией развития Кыргызской Республики [1] разработана Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019 -2023» [2], которая определяет структуру, систему управления и основы процесса цифровизации страны. Также распоряжением Правительства Кыргызской Республики № 20-р от 15 февраля 2019 года утверждена Дорожная карта по реализации Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019 - 2023» [3]. Достижение поставленных Дорожной картой задач позволит ускорить цифровую трансформацию и социально-экономическое развитие Кыргызской Республики.

В период с 2019 по 2023 годы, в рамках реализации задач Дорожной карты, планируется проведение мероприятий по следующим ключевым направлениям цифровой трансформации:

- развитие цифровых навыков;

- совершенствование нормативной правовой базы;

- развитие цифровой инфраструктуры и платформ;

- развитие цифрового государства;

- развитие цифровой экономики.

Несколько лет правительство Кыргызской Республики проводит мероприятия по реализации компонента «Безопасный город» проекта «Умный город». В портале государственных услуг сервис по проверке информации о наличии штрафов (http://egov.kg/в разделе Проверка штрафов ПДД), проводит работу по интеграции информационной системы органов внутренних дел с Государственной системой электронных платежей в части оплаты штрафов.

Для оплаты штрафов за нарушение Правил дорожного движения система электронных платежей предоставляет возможность использования различных платежных инструментов. Так, к системе электронных платежей подключены 11 коммерческих банков (РСК, Оптима, Демир, КИКБ, Коммерческий банк Кыргызстан,

Айыл банк, Кыргызкоммерцбанк, Банк Азии, Доскредобанк, Росинбанк, Бакай банк) и операторы моментальных платежей (Квикпэй, Мегаком, АсИсНур).

Также, на сегодняшний день к системе электронных платежей подключены мобильные кошельки Теремпэй, Баланс^, Мегапэй, О-деньги [4].

С момента реализации компонента «Безопасный город» в городе Бишкек количество ДТП снизилось на 3,4%, количество погибших — на 68,8%, по Чуйской области — на 3,8% и 37,1% [5].

Кроме того, по городским дорогам с большим трафиком количество ДТП сократилось, по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года, более чем в 2 раза.

Первые результаты уже видны. Конечная цель реализации проекта обозначена при разработке проекта — минимизация смертности на дорогах. В идеале — довести этот показатель до нуля, а также кратно снизить тяжелые аварии.

На сегодняшний день, в сотрудничестве со Всемирным банком ведется работа по реализации проекта «Digital CASA - Кыргызская Республика». Цель данного проекта - создание устойчивой инфраструктуры и правовых условий для развития цифровой экономики, что позволит интегрироваться в региональную и глобальную экономику и использовать преимущества цифровых технологий, влияющих на мировой экономический рост и трансформирующих мир.

Управление транспортом в наши дни - это сфера, объединяющая целый комплекс научных дисциплин, таких как: теорию управления, системный анализ, геодезическое обеспечение, теорию транспортных систем, информационное моделирование, топологический анализ, пространственные знания [6].

Управление транспортной системой - совокупность различных мероприятий направленных на эффективное функционирование данной системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой.

В условиях текущего технологического вызова у Кыргызстана есть все шансы создать современные транспортные сети, полностью соответствующие потребностям цифровой концепции.

Внедрение ИТС в Кыргызской Республике формирует условия для обеспечения сквозного управления жизненным циклом транспорта. Интеллектуальная транспортная система (ИТС) - система управления, реализующая инновационные разработки для управления автомобильными потоками.

Интеллектуализация транспортные системы предполагает проведение комплекса взаимосвязанных мероприятий (НИР, ОКР, модернизацию дорожной инфраструктуры), направленных на широкое применение информационных технологий, искусственного интеллекта и робототехники в отраслевых информационно-телекоммуникационных системах, а также в национальной (и международной) интегрированной интеллектуальной транспортной системе в целом.

В результате использования таких систем можно получить так называемые «умные дороги». Они включают в себя:

- детекторы транспортного потока;

- адаптивные светофоры;

- средства автоматической фиксации нарушений ПДД;

- электронные средства безостановочной оплаты проезда;

- подключенные информационные табло;

- системы автоматизированного управления освещением;

- другие подключенные объекты (например, автоматические дорожные метеостанции, дорожные контроллеры и пр.);

- системы GPS/ГЛОНАСС.

Рассматривают три глобальных направления развития ИТС:

- внедрение новых видов топлива и двигателей;

- повышение эффективности использования транспортной инфраструктуры благодаря развитию информационных сервисов [7].

В связи с чем на сегодняшний день для обеспечения безопасности на дорогах и в общественных местах, противодействия росту преступности и коррупции, борьбы с экстремизмом и терроризмом в Кыргызской Республике имеется возможность и необходимость оснащения соответствующими современными техническими средствами.

Список литературы /References

1. Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 гг.

2. Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023».

3. Распоряжение Правительства Кыргызской Республики № 20-р от 15 февраля 2019 года утверждена Дорожная карта по реализации Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023».

4. Государственный комитет информационных технологий и связи Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. ict.gov.kg/. свободный/ (дата обращения: 03.02.2018).

5. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.guobdd.kg/ (дата обращения: 15.05.2019).

6. Болбаков Р.Г, Маркелов В.М., Цветков В.Я. Топологическое моделирование на геоданных // Перспективы науки и образования, 2014. № 2. С. 34-39.

7. Соловьёв И.В., Цветков В.Я. Информационное пространство как инструмент управления в транспортной сфере // Государственный советник, 2014. № 2 (6). С. 58-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.