Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
372
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ / НЕДОСТОВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION SECURITY / DIGITAL TRANSFORMATION / RELIABILITY OF INFORMATION / RESTRICTIONS ON ACCESS TO INFORMATION / FALSE INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петровская Ольга Владимировна

Статья посвящена вопросам обеспечения достоверности информации в условиях цифровой трансформации, проблемам и особенностям законодательного определения и регулирования обеспечения достоверности информации, как одного из обязательных принципов в условиях цифровой трансформации, происходящей практически во всех основных сегментах нашей жизни и общественно-социальных процессов. Заслуживают внимания проблемы ограничения доступа к недостоверной общественно значимой информации в целях обеспечения информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петровская Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION AND THE PROBLEMS OF ENSURING THE RELIABILITY OF INFORMATION

The article is devoted to the issues of ensuring the reliability of information in the context of digital transformation, the problems and features of the legislative definition and regulation of ensuring the reliability of information, as one of the mandatory principles in the context of digital transformation, occurring in almost all main segments of our life and social and social processes. Noteworthy are the problems of restricting access to inaccurate socially significant information in order to ensure information security.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ»

Информационное право

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ ПЕТРОВСКАЯ Ольга Владимировна,

магистрант Московского государственного юридического университета имени О.Е Кутафина (МГЮА), лаборант-исследователь сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: Статья посвящена вопросам обеспечения достоверности информации в условиях цифровой трансформации, проблемам и особенностям законодательного определения и регулирования обеспечения достоверности информации, как одного из обязательных принципов в условиях цифровой трансформации, происходящей практически во всех основных сегментах нашей жизни и общественно-социальных процессов. Заслуживают внимания проблемы ограничения доступа к недостоверной общественно значимой информации в целях обеспечения информационной безопасности.

Abstract: The article is devoted to the issues of ensuring the reliability of information in the context of digital transformation, the problems and features of the legislative definition and regulation of ensuring the reliability of information, as one of the mandatory principles in the context of digital transformation, occurring in almost all main segments of our life and social and social processes. Noteworthy are the problems of restricting access to inaccurate socially significant information in order to ensure information security.

Ключевые слова: информация, информационное общество, информационная безопасность, цифровая трансформация, достоверность информации, ограничения доступа к информации, недостоверная информация.

Keywords: information, information society, information security, digital transformation, reliability of information, restrictions on access to information, false information.

В условиях формирования информационного общества, являющегося сложным социально-правовым концептом, феноменальным явлением XXI века и находящегося в настоящее время на новой стадии, характеризующейся не только процессами глобализации, но и активно входящими в жизнь и деятельность государства и общества так называемыми прорывными технологиями, экспоненциальным развитием цифровых технологий. Следует признать, что в период перехода к так называемой «дигитализации», а именно так переводится цифровизация или цифровая трансформация, которая затрагивает практически все отрасли экономики и жизни общества, сферы деятельности людей «информация, технологии и знания лежат в основе прогресса, благополучия и всего будущего человечества» [5]. Современный этап информационного общества можно охарактеризовать, как переход к новой цифровой эпохе, который называют и цифровым переворотом, изменившим привычную жизнь человечества: Появление цифровой экономики, колоссальные темпы развития информационно-коммуникационных технологий и их активное внедрение на всех уровнях - от отдельного потребителя до целых государств, а также ускорение процессов мировой глобализации - все это с огромной скоростью преобразует многие социальные, экономические и иные процессы. Как справедливо отмечал М.А. Кудрявцев, «даже касаясь жизнедеятельности человека, нельзя не отметить, что в восприятии среднестатистического индивида есть резкое разделение на два мира - реальный и виртуальный [3].

Процессы, связанные с цифровизацией не только упрощают, оптимизируют, многие процессы, но связанные с ними общественные отношения требуют новых подходов к их правовому урегулированию. В находящейся в процессе

постоянной трансформации системе на многие социальные институты влияет постоянно усиливающийся информационный поток, новые способы и особенности сбора и обработки данных, а также отсутствие быстрой адаптивности к происходящим изменениям.

В этой связи следует согласиться с мнением В. Б. Наумова о том, что право как один из базовых социальных институтов всегда пользовался авторитетом, но его консервативность, неготовность к быстрым изменениям создает огромный разрыв между потребностями общества, в которых необходима моментальная реакция для регулирования новых типов правоотношений, и теми возможностями, которые право может предоставить для этих целей [4].

Представляется, что важной проблемой в информационном обществе, в том числе и правовой, является обеспечение качества и достоверности информации как одного их основных критериев предоставляемой информации, имеющих существенное значение для обеспечения информационной безопасности. Огромный информационный поток (Большие данные) составляет массив данных, с которыми нужно работать и принимать необходимые меры для обеспечения (сохранения) достоверности информации.

Сущность информации в формате ее восприятия индивидами означает отражение в их сознании образов существующей действительности, выраженной посредством символов. Цель получения информации - в объективном понимании своего места в жизни и адаптации к существующим условиям, а также происходящим изменениям. Для понимания (осознания) своего места в существующей действительности, в обществе жизненно важным является соблюдение фактора достоверности получаемой информации, недопустимости ее искажения. Таким образом, достоверность ин-

Информационное право

формации должна иметь ключевое значение в формировании системы общественных отношений, причем касаться это будет как в случае, когда объектом этих взаимоотношений является материальные блага, так и в случае, когда в центре внимания будут блага нематериальные [6].

Среди факторов, с помощью которых можно определить достоверность получаемой информации, следует особенно выделить степень информированности ее источника, подготовленности и корректности суждений и интерпретации, объективной оценкой, практическим подтверждением представляемых фактов.

Анализ правового регулирования в Российской Федерации понятия «информация» и принципов ее достоверности свидетельствует о том, что важным шагом стало принятие Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В названном Федеральном законе закреплен целый ряд дефиниций, применяемых в информационной сфере, а также заложены принципы для правового регулирования отношений в этой сфере. Так же развиты конституционные положения о праве и возможности поиска получения, создания и распространения информации посредством информационно-коммуникационных технологий [10].

Именно в указанном Законе закреплен принцип информационного права и требование относительно информационной достоверности. Введение этой правовой нормы направлено также на формирование культуры граждан по ее соблюдению. Сегодня можно говорить и о культуре кибербезопасности, поскольку достоверность информации играет также ключевую роль в киберпространстве. Кроме того, закрепление этой нормы имеет значение и для возложения обязанностей и их соблюдение ответственными должностными лицами и при оказании публичных услуг, связанных с предоставлением информации.

В Указе Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» обращено внимание на право и необходимость получения, хранения, обработки, создания и распространения достоверной информации. Для формирования информационного пространства, основанного на знании, необходимо обеспечение прав индивидов на получение объективной и достоверной информации, а также указано, что первостепенным является удовлетворение потребностей граждан в постоянном развитии, получении достоверных сведений, приобретении новых компетенций через систему безопасности, обеспечивающую достоверность получаемых данных [7].

Вместе с тем следует отметить, что законода-

тельного закрепления дефиниция «достоверность информации» пока не нашла, также как и критерии ее установления. Однако указанный принцип правового регулирования в информационной сфере необходимо соблюдать в процессе законотворческой деятельности, критерии ее определения. Очевидно, что требования ценности достоверной информации важны как на уровне государственного управления, они имеют ключевое значение в юридической деятельности, определяют содержание доказательств, а также необходима и на бытовом уровне. В связи с этим требуется особенно глубокое изучение понятия «достоверности информации», понимания его сущности, четких критериев оценки и принципов реализации [1].

Данный вопрос активизировался в связи с возрастающими процессами в сетях и СМИ распространения фей-ковых новостей, особенно это проявилось на примере ряда техногенных катастроф последних лет, вызвавших панику и недоверие к официальным источникам информации.

Например, вопрос о достоверности информации активно обсуждался после широкого общественного резонанса, последовавшего за событиями в г. Кемерово после 25 - 26 марта 2018 г., где произошел пожар в ТЦ «Зимняя вишня». Через социальные сети начала распространяться недостоверная информация об огромном числе погибших, озвучивалась цифра, которая в 6-7 раз превышала официальные данные. Хотя эти данные были опровергнуты, массовый эффект, который оказала эта информация, стал поводом для обсуждений новых поправок в действующее законодательство. Депутатами Государственной Думы был внесен законопроект о «фейковых новостях», содержащий поправки в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Федеральный закон от 18.03.2019 № 31-Ф3 «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» впервые дает определение «фейковых новостей». Они определяются как «заведомо недостоверная общественно значимая информация под видом достоверных сообщений, создавшая угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи». За осуществление публикации такой информации вводится административная ответственность [9].

По мнению главы Комитета ГД по законодательству П.В. Крашенинникова, суть закона - приостановить рас-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 3(183)

пространение ложных сведений, распространяемых через Интернет с целью создания ситуации для совершения общественно опасных деяний [2].

Вместе с тем принятие указанного Федерального закона сопровождалось активными дискуссиями, так как в его тексте основной упор сделан на сетевые издания в интернете, и не уделено должного внимания «классическим» средствам массовой информации (радио, телевидение, печатные издания). Парламентарии, отстаивая свои позиции, активно защищали данный законопроект и ссылались на законодательные нормы для обычных СМИ и предусмотренную за это ответственность. Однако введенное в данном Федеральном законе определение недостоверной информации («фейковые новости») относится только к сетевым изданиям, которые распространяются на основе информационно-коммуникационных технологий. Вопрос об ответственности иных видов СМИ за распространение недостоверной информации пока остался открытым.

В соответствии с Федеральным закон от 18 марта 2019 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», а также ранее упомянутым Федеральным законом от 18.03.2019 № 31-ФЗ предусмотрен следующий порядок работы с недостоверной информацией: органы Прокуратуры (от имени Генерального прокурора РФ или его заместите-

Библиография:

1. Барзилова И. С. Трансформация системы российского права в цифровую эпоху // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. № 3. С. 116 - 121.

2. Замахина Т. Госдума приняла закон о штрафах за фейковые новости [Электронный ресурс] / Т. Замахина // Российская газета. 07.03.2019. Режим доступа: https://rg.ru/2019/03/07/gosduma-priniala-zakony-o-blokirovke-i-nakazanii-za-fejki.html (дата обращения 30.08.2019).

3. Кудрявцев М. А. Новые горизонты информационного права // Информационное пространство: обеспечение информационной безопасности и право: сб. науч. тр. М.: ИГП РАН, 2018. С. 100-118.

4. Наумов В. Б. Право в эпоху цифровой трансформации: в поисках решений // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 6 (108). С. 4 - 11.

5. Полякова Т.А. Правовое регулирование обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе: монография / под общ. ред. Т.А. Поляковой. Саратов: Амирит, 2019. С. 10.

6. Устюжанина Е.В. Принцип достоверности информации: постановка проблемы // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2017. № 4 (42). С. 47 - 52.

7. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы» // Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002 (дата обращения 30.08.2019).

8. Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2019. № 60. Ст. 7818.

9. Федеральный закон от 18 марта 2019 № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» // СЗ РФ. 2019. № 60. Ст. 7822.

10. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448.

лей) направляют представление в Роскомнадзор, содержащее требование об ограничении доступа к ресурсу, который распространяет недостоверную общественно значимую информацию. Представители Роскомнадзора обращаются к администрации ресурса с требованием об удалении такой информации. В случае если администрация интернет-ресурса не реагирует на это требование, Роскомнадзор направляет уведомление интернет-провайдерам о необходимости ограничения доступа к этому ресурсу. Когда администрация интернет-ресурса удаляет недостоверную информацию, то должна направить уведомление в Роскомнадзор, который, после соответствующей проверки, информирует операторов связи о возможности восстановления полного доступа к ресурсу [8].

Таким образом, в условиях цифровой трансформации всех сфер жизни важным критерием оценки информации является ее достоверность. Однако необходимо учитывать, что требования и условия для достоверности информации также находятся в процессе постоянных изменений. Соответственно на основании законодательного регулирования общественных отношений необходимо определение актуальных на данный момент критериев и правовое осмысление соотношения открытости и достоверности информации в условиях цифровой трансформации, оказывающей влияние на систему правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.