Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ'

ЦИФРОВАЯ КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровая корпоративная культура / стратегическое управление / цифровые технологии / digitalization / digital corporate culture / strategic management / digital technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А И. Репичев, И И. Михалев

Цифровая корпоративная культура включает в себя систему ценностей, убеждений, компетенций, основополагающих характеристик поведения персонала организаций, направленных на повышение уровня применения информационных, коммуникационных, а также цифровых технологий для реализации профессиональных задач. В статье раскрыто содержание и значение цифровой корпоративной культуры. Кроме того, выделены наиболее существенные индикаторы, позволяющие провести системное описание корпоративной культуры для дальнейшего сопоставления различных типов и видов культур в организациях. В статье определены современные тенденции развития корпоративной культуры, основанные на принципах цифровизации, а также сближения руководства и персонала. Авторами сделан вывод о том, что цифровая корпоративная культура является инструментом стратегического управления предприятием. Влияние цифровой корпоративной культуры на систему стратегического управления предприятием заключается в увеличении скорости движения и доступности корпоративной информации и знаний между структурными подразделениями, что отражается на эффективности принимаемых управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL CORPORATE CULTURE AS A TOOL STRATEGIC ENTERPRISE MANAGEMENT

Digital corporate culture includes a system of values, beliefs, competencies, fundamental characteristics of the behavior of the personnel of organizations aimed at increasing the level of application of information, communication, and digital technologies for the implementation of professional tasks. The article reveals the content and significance of digital corporate culture. In addition, the most significant indicators are highlighted, which allow us to conduct a systematic description of corporate culture for further comparison of different types and kinds of cultures in organizations. The article identifies current trends in the development of corporate culture based on the principles of digitalization, as well as the convergence of management and staff. The authors conclude that digital corporate culture is a tool for strategic management of the enterprise. The impact of digital corporate culture on the system of strategic management of the enterprise is to increase the speed of movement and availability of corporate information and knowledge between structural units, which affects the effectiveness of management decisions.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ»

которых компания будет стратегически подготовлена к внешним вызовам и угрозам, а персонал в свою очередь будет стремиться работать с отдачей на достижение целей организации.

Источники:

1. Воронина А.В. Современные исследования как драйвер роста экономики и социальной сферы /А.А. Рязанов,А.В. Воронина // Материалы Х международной студенческой научно-практической конференции, посвящённой 45-летию Белгородского университета кооперации, экономики и права. Краснодар, 2023. С. 171-176.

2. Гуденица О.В. Стратегическое планирование как инструмент управления компанией / Т.А. Киященко, О.В. Гуденица // Вестник Академии знаний. 2023. № 6(59). С. 605-607.

3. Киященко Т.А. Проектная концепция ключевых показателей эффективности работы сотрудников в компании как элемент развития организационного поведения / Т.А. Киященко, И.К. Логвинова // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2022. № 3 (60). С. 24-30.

4. Риполь-Сарагоси, Л. Г. Элементы управленческого дизайна организации труда / Л.Г. Риполь-Сарагоси, К.Г. Абазиева, О.Г. Сорокина // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2023. № 11(162). С. 39-44.

5. Сорокина О. Г. Перспективные направления стратегического менеджмента в сфере управления людьми / О.Г. Сорокина, Р.Б. Жуков // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2024. № 1(164). С. 55-59.

6. Сорокина, О.Г. Стратегические возможности и потенциал организации / О.Г. Сорокина, В.Н. Калиновская // Управление государственное, муниципальное и корпоративное: теория и лучшие практики: Материалы Восьмой Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 10-11 ноября 2023 года. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2023. С. 135-138.

7. Экономические и технические аспекты практики управления организацией и трудовыми ресурсами / А.Н. Агакишева, А.В. Воронина, М.А. Миро-ненко [и др.]. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения (Ростов-на-Дону), 2022. 124 с.

EDN: VJZKZV

А.И. Репичев - к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент и управление персоналом», Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, [email protected],

A.I. Repichev - candidate of economic sciences, аssistant professor, assistant professor of the department of management and public administration, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA, Orel, Russia;

И.И. Михалев - аспирант кафедры «Менеджмент и управление персоналом» Среднерусский институт управления -филиал РАНХиГС, Орел, Россия, [email protected],

I.I. Mikhalev - graduate student of the department «Management and personnel management» Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA, Orel, Russia.

ЦИФРОВАЯ КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ DIGITAL CORPORATE CULTURE AS A TOOL STRATEGIC ENTERPRISE MANAGEMENT

Аннотация. Цифровая корпоративная культура включает в себя систему ценностей, убеждений, компетенций, основополагающих характеристик поведения персонала организаций, направленных на повышение уровня применения информационных, коммуникационных, а также цифровых технологий для реализации профессиональных задач.

В статье раскрыто содержание и значение цифровой корпоративной культуры. Кроме того, выделены наиболее существенные индикаторы, позволяющие провести системное описание корпоративной культуры для дальнейшего сопоставления различных типов и видов культур в организациях. В статье определены современные тенденции развития корпоративной культуры, основанные на принципах циф-ровизации, а также сближения руководства и персонала.

Авторами сделан вывод о том, что цифровая корпоративная культура является инструментом стратегического управления предприятием.

Влияние цифровой корпоративной культуры на систему стратегического управления предприятием заключается в увеличении скорости движения и доступности корпоративной информации и знаний между структурными подразделениями, что отражается на эффективности принимаемых управленческих решений.

Abstract. Digital corporate culture includes a system of values, beliefs, competencies, fundamental characteristics of the behavior of the personnel of organizations aimed at increasing the level of application of information, communication, and digital technologies for the implementation of professional tasks.

The article reveals the content and significance of digital corporate culture. In addition, the most significant indicators are highlighted, which allow us to conduct a systematic description of corporate culture for further comparison of different types and kinds of cultures in organizations. The article identifies current trends in the development of corporate culture based on the principles of digitalization, as well as the convergence of management and staff.

The authors conclude that digital corporate culture is a tool for strategic management of the enterprise.

The impact of digital corporate culture on the system of strategic management of the enterprise is to increase the speed of movement and availability of corporate information and knowledge between structural units, which affects the effectiveness of management decisions.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая корпоративная культура, стратегическое управление, цифровые технологии.

Keywords: digitalization, digital corporate culture, strategic management, digital technologies.

В настоящее время во всем мире наблюдается масштабная цифровизация процессов в различных сферах деятельности. Следствием этого становится кардинальное изменение объема и природы данных о социальных, экономических и др. явлениях, происходящих в обществе. В этих условиях роль информации изменяется, повышаются требования к оперативности получения, достоверности [8].

С учетом тенденций развития цифровой экономики каждой стране приходится развивать цифровизацию для обеспечения конкурентоспособности в различных отраслях.

Организации, функционирующие в отечественной экономике, также идут по пути технологической трансформации, в котором ключевое место занимают цифровые технологии [1]. Эти технологии формируют основу планируемых технологических и экономических процессов в организации.

В тоже время ряд организаций испытает сложности с внедрением современных цифровых технологий. Одними из главных причин, мешающих проведению цифровой трансформации предприятий выступают отсутствие у сотрудников организации цифровых компетенций и не принятие норм цифровой этики.

Основные направления развития цифровой экономики Российской Федерации представлены на рисунке 1.

Технологии искусственного интеллекта, туманных вычислений, блокчейна, нейронных сетей

Цифровые инновации в области производства товаров и услуг, управления. Анализ больших данных с использованием ИКТ

Доверенное цифровое пространство на основе

выделенной инфокоммуникационной инфраструктуры

Новые рынки сетевой природы, электронных дистанционных услуг

Новые бизнес-модели, Цифровые платформы государства, компаний и гражданского общества

Основные направления цифровой

трансформации |

Создание правовой и экосистемы цифровой экономики

Промышленный Интернет вешейЦоТ),

роботизация, интеллектуализация производства

Обеспечение информационной, экономической и социальной безопасности

Рисунок 1 - Основные направления развития цифровой экономики в Российской Федерации

Исследователи корпоративной культуры выделяют несколько компонентов, в зависимости от основания анализа. К их числу чаще всего относят: систему ценностей, механизмы, с помощью которых они сохраняются и воспроизводятся в изменяющейся среде, а также каналы коммуникации, с помощью которых передается основной массив информации от сотрудника к сотруднику, и конечно, социально-психологический климат коллектива предприятия.

Эти проблемные вопросы являются одними из индикаторов уровня сформированности цифровой корпоративной культура предприятий.

Системное описание корпоративной культуры возможно при выделении наиболее существенных ее индикаторов, через которые можно сопоставлять различные типы и виды культур в организациях [9].

К таким показателям можно отнести:

1. Уровень идентичности в системе «работник-предприятие». Этот показатель отражает степень вовлеченности в профессиональную общность, осознание себя частью общего («Мы-чувство»).

2. Систему подчинения и контроля, отличающуюся вертикальной, горизонтальной, центричной, кольцевой структурой координации и контроля.

3. Цели предприятия - стратегические, среднесрочные, индикативные, оперативные - умение разрабатывать цели, отражающие миссию, меняющиеся под влияние внешних запросов и обстоятельств.

4. Каналы коммуникации - система передачи информации, каналы, обратная связь, отвечающие критериям - своевременности, достаточности, достоверности.

5. Система отношения к человеку - ценность профессионализма, опыта, квалификации, вклада в успех предприятия.

6. Уровень производственной культуры - отношение к инновациям, ответственность, инициативность.

7. Система стимулирования труда - условия для реализации потребностей в развитии и достижениях, социальная инфраструктура предприятия.

8. Технологии адаптации новичков в организации - система процедур освоения функций и культуры труда, ценностей и традиций коллектива.

9. Система норм поведения - свод этических правил, кодексов, отражающий нравственные и моральные принципы служебного поведения.

10. Система служебных принципов поведения - стандарты труда, разделяемые всеми сотрудниками, свод правил, регулирующих отношение к ресурсам, оборудованию, помещениям, функциям.

Представленные индикаторы крайне важны для системного описания корпоративной культуры организаций. Тенденции развития корпоративной культуры включают следующие принципы:

- сближение руководства и персонала. При существовании доверительного уровня отношений, должно происходить сближение работников и топ-менеджмента;

- при приеме на работу отсутствуют элементы дискриминации (не учитывается, пол, возраст, стаж, квалификация;

- гибкий график работы, где каждый выбирает удобный для себя режим работы.

- дресс-код также может быть самостоятельно выбран работником. Представленные элементы корпоративной культуры позволяют работникам чувствовать комфорт и способствуют сближению команды.

При этом важно помнить, что современные тенденции развития корпоративной культуры в большей мере связаны с цифровой трансформацией процессов, происходящих в организации.

Цифровая корпоративная культура включает в себя систему ценностей, убеждений, компетенций, основополагающих характеристик поведения персонала организаций, направленных на повышение уровня применения информационных, коммуникационных, а также цифровых технологий для реализации профессиональных задач [7].

В программе Международного форума «Всемирный День качества», который прошел в ноябре 2023 года, содержалась площадка «Тренды в построении корпоративной культуры в 2023 году». Основные тезисы,

касающиеся развития корпоративной культуры, озвученные на форуме представлены далее.

Генеральный директор ООО «Крайон» Вадим Юн основной тенденцией назвал цифровизацию всех кадровых процессов, активно внедряемую, на таких позициях, как наем сотрудников, адаптация, повышение квалификации (рисунок 2).

Рисунок 2 - Тенденции использовании искусственного интеллекта в корпоративной культуре

Другими важными тенденциями являются:

- баланс работы и жизни. Этот принцип позволяет подбирать комфортный режим работы (сочетание удаленной и офисной составляющей);

- гибкость графика. Контроль выполнения графика рабочего времени работников не осуществляется, что также становится новой нормой. При этом важно выполнять функции качественно и не нарушая сроков.

Член генерального совета «Деловой России» Юрий Коробов центральными треками корпоративной культуры считает:

- усиление внимания к работнику;

- формирование уверенности в завтрашнем дне;

- заботу о росте квалификации и признание заслуг;

- понятность, прозрачность перспектив и миссии компании в обществе и на рынке;

- стабильность [6].

Особенности корпоративной культуры с позиции запросов и потребностей работников представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Основные особенности корпоративной культуры с позиции запросов и потребностей работников

Эксперт Леонид Нестеров (генеральный директор ООО «Экохит») в качестве важных факторов развития корпоративной культуры предприятия, определил действия, основанные на ведущих потребностях работников. Центральным мотивирующим элементом в трудовом поведении он выделил стремление к движению вперед. Реализации этой потребности будут способствовать создание условий для образования, профессионального развития, соответствие функций имеющимся навыкам квалификации, достойной оплаты труда. На рисунке 4 представлены факторы реализации основных потребностей работников.

Экспертом Анастасией Кучерена в качестве основных тенденций развития корпоративной культуры, был выделен потенциал командной работы. Потребность в поддержке, по ее мнению, как никогда сильно востребована работниками, и только в сообществе работник может почувствовать себя защищенным. Менеджмент должен быть выстроен «на чувстве - Мы». Ситуация русофобии на внешнеполитическом контуре усиливает необходимость наиболее эмпатийной коммуникации по вертикали, готовности топ-менеджеров «слышать» потребности работников и откликаться на их запросы. Факторы, формирующие сильную корпоративную культуру, представлены на рисунке 5.

Рисунок 4 - Экспертные оценки факторов реализации основных потребностей работников

Рисунок 5 - Экспертная оценка факторов корпоративной культуры

Таким образом, проведенный анализ тенденций формирования корпоративной культуры на предприятиях позволяет выделить в качестве основных треков следующие направления развития:

1. Потенциал корпоративной культуры единодушно оценен экспертами ведущих компаний в качестве наиболее значимой движущей силы и ресурса развития на рынке.

2. Использование возможностей искусственного интеллекта для облегчения коммуникаций, процедур найма, адаптации, документооборота и обучения всех кадровых процессов приобретает все большее значение.

3. Стремление к гуманизации взаимодействий по вертикали, доверие, усиления условий для самореализации, формирование чувства стабильности развития компании.

4. Прозрачность позиции компании на рынке конкурентных услуг и стремление к движению вперед, поиск инновационных возможностей и ресурсов для продвижения.

Знание основных запросов, современных условий и оценки экспертами потенциала отдельных элементов корпоративной культуры позволяет сделать вывод о том, что цифровая корпоративная культура является инструментом стратегического управления предприятием.

Влияние цифровой корпоративной культуры на систему стратегического управления предприятием заключается в увеличении скорости движения и доступности корпоративной информации и знаний между структурными подразделениями, что отражается на эффективности принимаемых управленческих решений.

Элементы цифровой корпоративной культуры в обязательном порядке должны быть интегрированы с системой информационных технологий для внедрения новых концепций и моделей управления в организациях. Опираясь на эти концепции, можно решить одну из основных проблем в управлении на предприятии, а именно повысить рациональность управленческих решений, принимаемых менеджерами.

Источники:

1. Авдеева, И.Л. Развитие цифровых технологий в экономике и управлении: российский и зарубежный опыт / И. Л. Авдеева, Т. А. Головина, Л. В. Парахина // Вопросы управления. - 2017. - № 6(49). - С. 50-56.

2. Авдеева, И.Л. Цифровая трансформация экономических процессов: возможности и угрозы / И. Л. Авдеева, Т. А. Головина, Л. В. Парахина // Финансовый бизнес. - 2020. - № 1(204). - С. 3-7.

3. Адаменко, А.А. Концептуальные аспекты стратегического управления процессами цифровой трансформации бизнес-структур / А. А. Адаменко, И. И. Михалев, Н. Т. Кумпилов // Вестник Академии знаний. - 2023. - № 6(59). - С. 529-534.

4. Адаменко, А.А. Современные особенности цифровой трансформации процессов управления экономическими системами различного уровня /

A. А. Адаменко, И.И. Михалев, В. В. Горяинов // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 53(6). - С. 399-403.

5. Адаменко, А.А. Стратегия цифровой трансформации организации / А. А. Адаменко, И. И. Михалев // Естественно-гуманитарные исследования. -2023. - № 1(45). - С. 10-16.

6. Кочетов, Д. Тренды в построении корпоративной культуры в 2023 году // Международный Форум «Всемирный День качества» 7-10 ноября 2023 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kachestvo.pro/kachestvo-upravleniya/instrumenty-menedzhmenta/trendy-v-postroenii-korporativnoy-kultury-v-2023-godu/.

7. Маличенко, И.П. Цифровая корпоративная культура как стратегический фактор роста вовлеченности персонала / И. П. Маличенко, К. С. Якущенко,

B. О. Палий // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2023. - Т. 12, № 5. - С. 71-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Репичев, А.И. Анализ и перспективы развития цифровой экономики в Российской Федерации / А. И. Репичев, Л. В. Тугачева, А. В. Павлова // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 5(94). - С. 137-143.

9. Садовая, Е.С. Особенности регулирования социально-трудовых отношений в условиях цифровой экономики / Е.С. Садовая // Труд и социальные отношения. - 2022. - Т. 33. - № 5. - С. 37-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.