УСИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ЭКОЛОГИЯ ГЛОБАЛЬНОГО СЕТЕВОГО ПРОСТРАНСТВА
УДК 008:004.946 А. А. Лисенкова
Пермский государственный институт культуры
В статье раскрываются проблемы цифровой грамотности, критического анализа данных на фоне глобализации всех процессов и интеграции в мировое сообщество. В сложившихся условиях бурного развития информационных технологий необходимо получение дополнительных навыков и освоение новых компетенций во всех сферах человеческой деятельности, так как отстранённость от данного процесса привела к значительному дисбалансу и цифровым разрывам в современном обществе. Повышение уровня цифровой грамотности, как основная задача современного динамично развивающегося социума, способствует снижению агрессии и различного рода девиаций в Сети, а качественное освоение цифрового контента влечёт за собой развитие технологий, креативности и рост экономики страны в целом. На этом фоне необходимо обучать не только критическому анализу информационных потоков, снижать уровень негативного поведения, но и экологичному взаимодействию в Сети.
Ключебые слова: цифровая грамотность, цифровые технологии, Интернет, глобализация, новые медиа, экологичный Интернет.
A. A. Lisenkova
Perm State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Gazety "Pravada" str., 18, 614000, Perm, Russian Federation
DIGITAL LITERACY AND THE ECOLOGY GLOBAL NETWORK SPACE
The article reveals the problems of digital literacy, critical data analysis, against the background of globalization of all processes and integration into the world community. In the current environment of rapid development of information technologies requires additional skills and mastering new competencies in all areas of human endeavor, as detached from this process has led to significant imbalances and gaps in the digital modern society. Increasing the level of digital literacy as the main task of the modern dynamically developing society, contribute to the reduction of aggression and various kinds of deviations in the network space, and development of digital content entails the development of technology, creativity and the growth of the economy as a whole. Against this
ЛИСЕНКОВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСЕЕВНА - кандидат культурологии, доцент, проректор по научной и международной деятельности Пермского государственного института культуры
LISENKOVA ANASTASIYA ALEKSEYEVNA - Ph.D. (Cultural Studies), Associate Professor, Vice rector for research and international activities, Perm State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Лисенкова А. А., 2017
background, it is necessary to teach not only critical analysis of information flows, reduction of negative behavior, but also environmentally friendly interactions in the network.
Keywords: digital literacy, digital technology, Internet, globalization, new media, environmentally friendly Internet.
Для цитирования: Лисенкова А. А. Цифровая грамотность и экология глобального сетевого пространства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 87-94.
В связи с ростом технического прогресса, особенно за последние 30 лет, в мире произошли глубокие изменения практически во всех сферах человеческой деятельности — от политической и экономической до социальной и культурной. Изменились способы и формы коммуникации, на смену традиционным способам общения и взаимодействия пришли виртуальные цифровые технологии, задающие новый фрейм существования современного социума. Так, например, по мнению основателя "Intel" Гордона Мура, при современной динамике развития компьютерной техники, каждые полтора года компьютеры становятся умнее вдвое, и если следовать этому утверждению, то к 2030 году по своей производительности компьютеры приблизятся к человеческому мозгу. Эти процессы не могут не стимулировать рост цифровой экспансии в повседневную жизнь общества и провоцируют появление новых разногласий. Так, на фоне глобализации и интеграции в мировое сообщество в фокусе новых цифровых технологий, как в зеркале, стали ещё в большей степени провялятся противоречия и разрывы между превалирующими ценностями в странах с различными культурными традициями, данные проблемы обострились в цифровом пространстве и внутри стран. В связи с этим важно отметить тот факт, что сегодня информационно-коммуникационное по-
ле определяет принципиально новую социально-культурную ситуацию развития общества и формирование «нового человека» проходит под постоянным влиянием цифрового контента, часто подменяя своё присутствие в физическом мире присутствием в мире информационном, что не может не отражаться на повседневном поведении всех членов общества. Для современных людей Интернет стал не только инструментом поиска информации, но и активным высокотехнологичным средством повседневной коммуникации, а киберпространство - обыденной средой для подрастающего цифрового поколения, так называемых цифровых аборигенов (Дж. Пэлфи), чьи ценности в основном определяются развитием цифровых технологий, процессами глобализации, мобильности и интеграции во Всемирную Сеть. Как отмечает Н. А. Сляд-нева: «наш современник получил возможность постижения мира в режиме онлайн и интерактивного участия в процессе культурогенеза, определяя страте-гемы своей социальной деятельности, самореализации в соответствии с как никогда ранее многоплановой информацией [2, с. 2]». С каждым годом вовлеченность в этот процесс всё растет, сегодня уже невозможно представить другой мир, когда среднемесячная аудитория Интернета, по данным Фонда общественного мнения, составляет 70%, в подрост-
ковой среде более 90% [3]. При этом 77% россиян, согласно аналитическим данным общественного центра изучения интернет-технологий РОЦИТ, публикуют в Сети информацию о себе в открытом доступе на страницах новых медиа. Существенным является тот факт, что 45% из них делают это для поддержания и формирования собственного имиджа [5]. Проникновение цифровых технологий в повседневную жизнь изменило не только способы коммуникации, но и оказало существенное воздействие на механизмы удержания информации, такие как память, механизмы концентрации внимания, и способствовало формированию клипового мышления, основанного на постоянной визуализации информации, что повлекло за собой смену всей модели мышления с линейной на сетевую и развитию многозадачности. Новый образ жизни, новые коммуникационные стратегии, стратегии репрезентации влияют на темп и характер реакций, а многозадачность, гибкость и скорость стали основными трендами современного мира. В связи с этим цифровые и коммуникационные разрывы стали свойством не только людей, имеющих различные условия к допуску к технологиям, но и людей, принадлежащих к разным поколениям, усиливая и обостряя межпоколенческие разрывы. Схожей для обеих групп чертой является самостоятельное овладение новыми технологиями, и, как правило, вновь попадающие в Сеть становятся самоучками, действуя на свой страх и риск, а все их действия продиктованы низкой цифровой грамотностью и целиком зависят от личных ценностных установок, уровня воспитания, модели культуры, доминирующей в обществе, обще-
ственных трендов и запросов. Вместе с тем необходимо отметить, что в связи с активным проникновением цифровых технологий во все сферы человеческой жизни назрела необходимость анализа и систематизации знаний, повышения уровня образования, что привело бы к снижению цифрового неравенства и сегрегации в обществе. Сегодня целый пласт информационного контента обрушивается на человека, который не в силах его обработать, понять. Умение критически мыслить и оценивать информацию становится одной из базовых компетенций современного человека, но ей нигде не учат. Цифровая грамотность включает не только умение оперировать большими информационными потоками и развитие навыков критического мышления, но и умение оперировать семантическими и мифологическими системами, интерпретировать, оценивать и определять достоверность информации. Над исследованием данных проблем задолго до появления цифровых технологий трудились российские учёные, такие как Ю. С Зубов, Э. П. Семенюк, А. А. Витухновская, С. В. Смирнов, предвидя и прогнозируя потенциал информационной культуры в обществе. Так, Ю. С. Зубов акцентировал внимание на исследовании информации и её влиянии на процессы социализации и интеграции, опираясь на социокультурную роль информационно-коммуникационных процессов и отмечая значимость компетентностного подхода в работе с информационными потоками. Он отмечал значимость человека как объекта и субъекта информационного развития, способного вырабатывать новые формы социального поведения в меняющихся условиях окружающей среды. Его идеи
послужили основой для развития отдельной ветви исследований культурных процессов развития общества - информационной культурологии [1]. В этом отношении значимой видится концепция Пола Гилстера и Генри Дженкинса, сформулированная как система знаний и умений, гарантирующих качественное нахождение человека в информационной среде, опираясь на выработку навыков и умений корректно взаимодействовать с визуальным контентом в мире с постоянно обновляющимися технологиями [7]. Исследователи отмечают необходимость умения корректно взаимодействовать в приватно-публичном интернет-пространстве. Сегодня эти принципы мы рассматриваем как экологический подход взаимодействия в цифровом мире, объединяющий несколько направлений, необходимых навыков и компетенций, в том числе цифровое потребление и цифровую безопасность в условиях развития новых форм и способов девиаций, напрямую связанных с развитием сетевых технологий, таких как троллинг, флейминг, кибербуллинг и т.д. Тем не менее очевидно, что рост информационного пространства приводит к изменению многих привычных практик, в том числе в йте-менеджменте, self-менеджменте, коммуникационных навыках, образовании и получении новых компетенций, а культ скорости, роста темпа жизни и переработки колоссального объёма информации ведут к трансформации представлений о необходимых базовых навыках в обществе. В связи с этим был проведен анализ развития данных компетенций у российской части аудитории Интернета в рамках исследования РОЦИТ в 2016 году, на основе чего были сделаны выводы о достаточно низ-
ком уровне индекса цифровой грамотности в использовании интернет-контента российскими пользователями — 5,42, несмотря на то, что этот показатель вырос на 6,3% по отношению к прошлому 2015 году. При этом самый высокий показатель продемонстрировал Центральный Федеральный округ (6,78), а самый низкий — Южный Федеральный округ (3,47) [4]. В программу исследования были включены блоки вопросов по шести направлениям: компетентность в онлайн-платежах, удовлетворенность развития цифровых технологий в регионе, безопасность данных, развитие и доступность телемедицины, синхронизация различных пользовательских устройств, наличие причин неиспользования цифровых технологий. В итоге данного опроса показательными стали три основные причины низкого использования Интернет-ресурсов, во-первых, отсутствие денег, во-вторых, недостаток времени, в-третьих, отсутствие необходимых навыков. Если первую причину можно отнести к проблемам улучшения экономического благосостояния страны в целом, то две другие говорят о недостаточном уровне образования в области цифровых технологий, так как при освоении необходимых навыков владения «цифрой» у подавляющего большинства пользователей время высвобождается — в связи с типизацией многих процессов, увеличением скорости коммуникации и синхронизации различных каналов. На основе выводов возникает вопрос о развитии данных компетенций у всех участников коммуникационного процесса, особенно у молодёжи, как наиболее активной аудитории Интернета, использующей и создающей новый контент.
Сегодня, когда реальность и виртуальность уже не противостоят друг другу, человек перестал быть исключительно пользователем, он становится производителем и творцом, а цифровой мир предъявляет к своим творцам новые требования информационной грамотности и безопасности. Современный человек ежедневно выкладывает в Сеть с мобильных устройств фото- и видеоконтент, транслируя свой повседневный опыт и создавая тем самым свою публичную автобиографию, при этом он редко задумывается о защите своей частной жизни и персональных данных, попадающих в Сеть. Эти тренды могут привести к неожиданным для автора последствиям и манипуляциям со стороны любых заинтересованных групп. В связи с этим традиционно присущие Сети иллюзия безопасности, мнимая анонимность, ощущение мимолётности отходят сегодня на второй план, уступая место ответственности, а необходимая множественность и глубина взаимодействия человека и информационного цифрового пространства требует наличия различных компетенций и моделей развития Сети, каждую из которых возможно будет настраивать под меняющиеся в обществе паттерны поведения. Так, например, Даг Белшоу выделяет восемь групп элементов, необходимых для качественного экологичного взаимодействия в рамках цифрового пространства, которые можно отнести к нескольким укрупненным категориям. Наиболее значимые из них - это «культурные навыки одновременного взаимодействия с разными технологиями и средами с учётом понимания контекстуальных отличий их бытования и когнитивного различия социальных групп [6]», данная группа
компетенций приобретает особенный смысл в условиях национальных, этнических, религиозных, культурных противоречий, в попытке формирования национального единства и соблюдения баланса национальных интересов. Ко второй категории навыков можно отнести так называемые креативные группы, в рамках которых осваивается «умение конструировать и трансформировать существующие объекты под требуемые нужды, умение создавать что-либо новое [6]». Если мы говорим о создании новой цифровой экономики, развитии искусственного интеллекта, поддержке передовых технологий, то все эти процессы немыслимы без свободы творчества и свободы самовыражения, в том числе в цифровом пространстве. Чем более замкнуто, ограничено и регламентировано сетевое пространство, тем в большей степени оно становится «кривым зеркалом», отражающим архаичные практики, и - пространством для выплеска проявлений сетевой агрессии и негативной консолидации маргинальных групп.
К третьей категории можно отнести навыки, которые находят наиболее яркое воплощение в процессе цифрового образования, - это так называемые коммуникативные компетенции, на основе понимания ценностей и норм сетевого взаимодействия способствующие капитализации цифровой среды и развитию умения создавать свои коммуникативные платформы. Данные умения могут быть использованы не только для повышения уровня цифрового образования в обществе, но и для формирования новых институциональных практик с низкой долей затрат традиционных ресурсов, но высокой долей креативности, открытости
и вовлечением молодёжи в качестве драйвера новых преобразований и расширений функций гражданских институтов в цифровой среде.
Четвертая категория представляет собой навыки, необходимые для обеспечения безопасности, так как с развитием различных цифровых технологий не менее активно развиваются и всевозможные формы кибермошенничества, воровства персональных данных, сетевой агрессии, кибератак. Всё это требует от современного человека умений противостоять данным угрозам, анализировать и вовремя принимать взвешенные решения, позволяющие минимизировать воздействие данных негативных факторов цифрового общества.
Все эти навыки, безусловно, необходимы, но недостаточны в современных условиях развития цифровой среды. Очевидна насущная необходимость экологичного, толерантного поведения и уважения к свободе и мнениям других. Умение отличать фейковые новости и акты манипуляции является важной чертой современного образования, где самым необходимым условием грамотности и развития становятся навыки критического мышления и владение различными технологиями коммуникаций. Для этих целей сегодня были созданы ряд ресурсов: Национальный Центр Безопасного Интернета в России (http:// www.saferunet.ru/) с постоянно действующими линиями помощи детям, подросткам и взрослым (данные этого портала не обновляются с 2012 года!), портал, посвященный противодействию цифровым угрозам, современному рабству и опасностям для детей «Не допусти!» (http:// nedopusti.ru), с размещением объявлений
о пропавших детях и предупреждений о новых способах сетевой манипуляции (обновляется регулярно), проводятся единые уроки цифровой грамотности ^Мр://единыйурок.рф), регулярно в Сети проводится тест по цифровой грамотности (http^/сетевичок.рф), существует Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы), проводятся «круглые столы» и обмен мнениями, данными проблемами занимаются в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации, функционирует сайт, посвящённый цифровой грамотности в России (http^/цифроваяграмот-ность.рф), на страницах которого публикуются свежие данные, демонстрирующие положение по округам в отношении освоения цифровых технологий. Однако очевидно, что данных мер в современных условиях развития общества, при регулировании сферы big data, способов хранения и защиты персональных данных, недостаточно. Запрос на цифровую грамотность во всех сферах профессиональной деятельности сегодня видится вполне очевидным, не замечать его становится просто невозможно, так как прогресс требует освоения совершенно другого уровня компетенций от современного человека. В связи с этим перспективной видится мера по усилению компонента, касающегося цифровой компетентности студентов всех направлений подготовки (от актёров и художников, до медиков и филологов). Параллельно с внедрением новых блоков в образовательные программы необходимо повышать уровень просвещения и популяризации цифровых навыков у всех возрастов и слоёв населения, создавая клубы, секции и т.п., каса-
ющиеся не только вопросов популярной сегодня робототехники (что бесспорно крайне актуально), но и вопросов базового программирования, интернет-серфинга, создания персональных страниц и сайтов, нахождения сообществ в социальных сетях и т.д.
Также всё более актуальным становится внедрение новых сервисов для людей пожилого возраста и маломобильных граждан, несмотря на трудности и зачастую их нежелание осваивать новые технологии и форматы.
Безусловно, большая часть этих проблем связана с недостаточностью средств для приобретения новых устройств, но в данном контексте эта проблема, несмотря на её чрезвычайную значимость, не является предметом изучения. В остальном - для всех членов современ-
ного общества необходимо повышение осведомлённости о привлекательности, достоинствах и преимуществах новых знаний, способных существенно облегчить жизнь, расширить круг интересов, общения и сделать более простыми и комфортными взаимодействия с различными институтами при соблюдении несложных правил экологичного использования новых ресурсов и сервисов.
Таким образом, проблемы цифрового неравенства сегодня - это не узкий вопрос специалистов в области 1Т и служб безопасности, а общесоциальная, общекультурная проблема, решение которой либо будет способствовать прогрессу различных сфер экономики и социально-культурной интеграции, либо будет являться препятствием на пути к развитию страны в целом.
Примечания
1. Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры : сборник статей / под ред. Ю. С. Зубова, И. М. Андреевой. Москва : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1994. С. 5—11.
2. Сляднева Н. А. Информационно-аналитическая культура как условие современных социокультурных и политических процессов // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. 2015. Том 1, № 4. URL: http://theoryofculture.ru/issues/36/749/
3. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2016-2017 гг. [Электронный ресурс] // Фонд общественного мнения. : [веб-сайт]. Электрон. дан. 5 мая 2017 г. URL: http://fom.ru/ SMI-i-internet/13300
4. Инфографика цифровой грамотности в России [Электронный ресурс]. URL: http://цифро-ваяграмотность.рф/
5. Цифровой «Я». Данные анализа использования Интернет в России [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.rocit.ru/articles/digital-i/
6. Belshaw Doug. (2011) The Essential Elements of Digital Literacies. Available at: https://gum-road.com/l/digilit
7. Henry Jenkins. Participatory Culture. Available at: https://prezi.com/o_v1hp4igqsj/henry-jen-kins-and-participatory-culture/
Reference
1. Zubov Yu. S. Informatizatsiya i informatsionnaya kul'tura [Informatization and Information Culture]. In; Zubov Yu. S., Abdreeva I. M., ed. Problemy informatsionnoy kul'tury [The problems of information culture]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 1994. Pp. 5-11.
2. Slyadneva N. A. Information analytical culture as a condition of modern socio-cultural and political processes. Kul'tura: teoriya i praktika : elektronnyy nauchnyy zhurnal [Culture: theory and practice: an electronic scientific journal]. 2015, vol. 1, no. 4. Available at: http://theoryofculture. ru/issues/36/749/ (In Russian)
3. Internet v Rossii: dinamika proniknoveniya. Zima 2016-2017 gg. [Internet in Russia: the dynamics of penetration. Winter 2016-2017 years]. Available at: http://fom.ru/SMI-i-internet/13300
4. Infografika tsifrovoy gramotnosti v Rossii [Infographics of Digital Literacy in Russia]. Available at: http:/^M^p0BaflrpaM0TH0CTb.p^/
5. Tsifrovoy "YA". Dannyye analiza ispol'zovaniya Internet vRossii [The digital "I". Data analysis of Internet usage in Russia]. Available at: http://wiki.rocit.ru/articles/digital-i/
6. Belshaw Doug. (2011) The Essential Elements of Digital Literacies. Available at: https://gum-road.com/l/digilit
7. Henry Jenkins. Participatory Culture. Available at: https://prezi.com/o_v1hp4igqsj/henry-jen-kins-and-participatory-culture/