УДК 33
Лыкова Мария Павловна Lykova Maria Pavlovna
Студент Student
Сибирский государственный университет путей сообщения
Siberian transport University
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ.
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ЖД ТРАНСПОРТ
DIGITAL ECONOMY AND WAYS OF ITS DEVELOPMENT.
IMPACT OF THE DIGITAL ECONOMY ON RAILWAY TRANSPORT
Аннотация: Безусловно, сегодня высокоразвитые и современные транспортные и логистические системы являются ключевыми факторами в экономической конкурентоспособности страны. В работе рассмотрено такое понятие как «цифровая экономика» и его связь с развитием железнодорожного транспорта. Основным выводом к работе является то, что в нашей стране хорошие перспективы для развития инфраструктуры ЖД транспорта в цифровой экономике.
Annotation: Of course, today highly developed and modern transport and logistics systems are key factors in the economic competitiveness of the country. The paper considers such a concept as "digital economy" and its connection with the development of railway transport. The main conclusion to the work is that our country has good prospects for the development of railway transport infrastructure in the digital economy.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, развитие, железнодорожный транспорт.
Keywords: digitalization, digital economy, development, railway transport.
Мир непрерывно растет и развивается, растет роль информационных технологий и инноваций в экономике. Новые технологии помогают увеличить эффективность бизнес-процессов и производства. Сложно точно оценить рыночный объем цифровой экономики т.к. ИКТ используется почти во всех сферах жизни людей. Основная проблема состоит в том, что изменились
условия труда и структура потребления, а способы оценки ВВП и экономической активности устарели.
Перспективы развития интеллектуальных транспортных систем в России.
В России нет структур, которые были бы заняты разработкой и реализацией программ продвижения ИТС. Этот термин не употребляется в стратегических документах по транспортной политике страны. На данный момент многим руководителям крупных корпораций приходится решать проблемы координации различного транспорта при помощи систем, которые работают обособленно друг от друга.
Основная проблема на пути развития и внедрения ИТС в России является отсутствие базового законодательства. Комитет Государственной Думы по транспорту ставит первоочередным вопросом создание нормативно-правовой базы для формирования единого информационного транспортного пространства и продвижения ИТС-технологий. [1]
Первый результат их работы - проект концепции Федерального закона "Интеллектуальная транспортная система Российской Федерации", опубликованный в Интернете для открытого обсуждения.
В концепции говорится о том, что схему нужно рассматривать как организацию взаимодействия всех видов транспорта. При этом транспортный ресурс должен использоваться наиболее эффективно за счет совместных транспортных операций. То есть нужно рассчитывать перевозку грузов на разных видах транспорта за наименьшее время и с минимальными затратами.
Этот закон должен закрепить терминологию в области ИТС и сформировать законодательное обеспечение проведения субъектами транспортной деятельности, согласованной технической и организационной политики в ходе внедрения технологий автоматизации и информатизации в транспортные процессы в интересах повышения полноты и качества удовлетворения общественной потребности в транспорте.
В России пока отсутствуют примеры работы по комплексному развитию ИТС. Но при этом есть хорошие примеры создания элементов и систем, которые сейчас относят к ИТС. Это созданные в конце XX века системы контроля и управления движением транспортных средств на всех видах транспорта, управления перевозками грузов и пассажиров, информирования и продажи билетов и другие информационно-заправляющие системы. [2]
Передовые позиции в этом отношении занимает железнодорожный транспорт. Здесь разработаны и успешно функционируют автоматизированные системы управления различными технологическими процессами и средствами обеспечения безопасности. Они обладают мощной современной телекоммуникационной сетью и сетью передачи информации. Центры обработки всей этой информации вполне могут быть использованы для создания полноценного сегмента ИТС. Недаром ОАО "Российские железные дороги" является одним из крупнейших потребителей услуг спутниковой навигации и позиционирования.
Основные цели создания железнодорожных ИТС:
1) Снижение транспортных потерь населения
2) Снижение транспортных издержек в сфере экономики, бизнеса и
услуг
3) Повышение безопасности движения
4) Снижение влияния человеческого фактора на качество управления
5) Увеличение привлекательности железнодорожных перевозок Для того, чтобы эти цели были достигнуты, нужно решить такие задачи
как:
1) Повысить эффективность использования уже существующей сети
ЖД.
2) Повысить технологические, информационные и социальные составляющие безопасности движения
3) Предоставить руководителям всех транспортных узлов необходимую информацию для принятия стратегических решений. В основе должно лежать моделирование новых транспортных объектов
4) Сформировать схемы оперативного реагирования транспортных служб.
5) Создать системы мониторинга транспортной инфраструктуры и условий движения.
В РЖД озвучили основные направления развития интеллектуального железнодорожного транспорта: создание интеллектуальных поезда, локомотива, грузовой станции, системы диспетчерского управления движением поездов, вокзалов и ситуационных центров ОАО "РЖД". Они будут организовывать подготовку к принятию управленческих решений. При этом внимание уделяется повышению эффективности решения задач производственной деятельности ОАО "РЖД", соблюдая нормы правил безопасности.
Для реализации основных задач и создания важнейших инфраструктурных компонентов интеллектуального железнодорожного транспорта требуется множество профессионалов, которых на данный момент не хватает.
Был проведен Анализ образовательных программ ведущих университетов мира. Он показал, что курсы по тематике ИТС входят практически во все направления подготовки специалистов транспорта.
Наш университет проводит множество инновационных работ. Одним из наиболее значимых и ресурсозатратных инновационных проектов можно назвать проект по созданию Комплексной транспортной модели городской агломерации, которая базируется на математической транспортной модели, описывающей взаимодействие транспортного предложения и спроса в границах исследуемой области. Новизна предложенной системы заключается в комплексном подходе к стратегическому управлению транспортным
комплексом. А её значимость неоценима для Новосибирска, в перспективе упорядочивание транспортных потоков решит ряд проблем: начиная от пробок и заканчивая созданием перспективной для бизнеса мощной логистической сети внутри города. Команда нашего вуза внесла свою лепту в разработку проекта, они выполнили задачу по сбору данных с транспортной развязки на Северном объезде с использованием дронов.
Так же наш факультет разрабатывает проект по реализации принципов информационной логистики в отраслевых ВУЗах. Целью данной работы является новый подход к доставки образовательного контента в транспортном ВУЗе - использование так называемых онтологий знаний. Проект разрабатывается в программной среде ОНТО.ПЛЮС. Пока написана онтология по учебному пособию «Общий курс железных дорог», но проект развивается по заказу министерства образования. Технология может быть легко применена для машинного обучения, создания алгоритмов движения беспилотных авто, роботов, и других систем искусственного интеллекта. Следует отметить мультиязычность проекта, данная онтология написана на русском, английском, и французском языках.
Решение проблемы внедрения информационных технологий в транспортный комплекс.
На Транспортной неделе - 2017 в Москве 4 мероприятия были связаны с развитием цифровой экономики, цифровизацией транспортного комплекса. Министр транспорта Максим Соколов сказал, что в эпоху начавшейся глобальной цифровизации транспортные системы прежде всего должны взаимодействовать между собой в виртуальном пространстве. Необходимо создавать условия для развития тех транспортных средств, которые могут принимать информацию от инфраструктуры по линиям связи и передавать ее обратно. «ЭРА-ГЛОНАСС» является системой, которая уже умеет это делать, нужно активнее развивать ее возможности, не останавливаясь на достигнутом.
Соколов сказал, что в ближайшем будущем навигационно-информационные технологии позволят не только контролировать движение и состояние транспортных средств, но и предоставлять водителю и пассажирам мультимедийные услуги, выводя передвижение совершенно на новый уровень, повышая комфорт и безопасность. Он считает, что это позволит пользователям дорожных коммуникаций напрямую участвовать в бизнес-процессах, получать знания, решать свои бытовые вопросы, находясь в дороге.
Также развитие «ЭРА-ГЛОНАСС» нужно для обеспечения функционирования на дорогах беспилотного транспорта. Как отметил глава Минтранса, для этого требуется специальная инфраструктура, и «ЭРА-ГЛОНАСС» должна стать ее частью.
Государственная политика в области информационного обеспечения транспортного комплекса направлена на цифровизацию. Об этом на выступлении на «круглом столе» «Цифровое будущее транспортной отрасли» сказал директор Департамента программ развития Минтранса России Алексей Семенов.
Россия связывает Европу и Азию, что позволяет ей получать доходы от экспорта транспортных услуг. Без цифровизации невозможно дальнейшее развитие этого стратегически важного направления работы транспортного комплекса. С этой целью разрабатывается единая цифровая платформа транспортного комплекса (ЕЦПТК). Она состоит из нескольких систем, финансируемых из бюджета и внебюджетных источников.
В августе 2017 года АО «ГЛОНАСС» заключило партнерские соглашения с российскими производителями высокотехнологичных решений. Это нужно для разработки платформы управления рисками на транспорте и предупреждения террористических угроз с использованием навигационных технологий видеоанализа и прогнозного моделирования. Это приведет к тому, что транспорт станет более безопасным.
Алексей Павлов, начальник отдела департамента электронной техники и технологий АО «ИПК СТРАЖ», рассказал об использования средств идентификации, функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС, на примере использования системы интеллектуального электронного пломбирования Big Lock. Эта решает обычные логистические задачи при перевозке грузов, позволяет дистанционно контролировать в режиме реального времени состояние ЗПУ, сохранность грузов. Она передает все данные по спутниковой связи пользователю на компьютер.
Цифровые технологии на транспорте — это удобно, современно, экономически эффективно. Но их работа возможна только при правильном использовании и поддержке этих систем.
Цифровая трансформация.
Формально цифровая трансформация - это соединение операционных и информационных технологий. Национальные стратегии ведущих экономик предполагают, что цифровой переход должен завершиться к 2025 году. Транспортный сектор представляет собой одну из основных инфраструктурных отраслей в российской экономике, следовательно, его цифровая трансформация способна привести к положительным эффектам по всем ключевым направлениям цифровизации национальной экономики.
С технологической точки зрения толчком для развития железнодорожной отрасли выступают три компонента:
1) Цифровые двойники объектов, представляющие собой модели, способные в режиме реального времени отражать физическое состояние того или иного процесса.
2) Решения, обеспечивающие интеграцию всех информационных систем предприятия на единой цифровой платформе
3) Развитие индустриального Интернета, который позволяет подключать объекты и физических лиц к единой сети и обеспечивает обмен данными
Цифровая трансформация, обладающая свойствами, представленными на слайде, способна привести к повышению надёжности и качества железнодорожных перевозок, сокращению транзакционных издержек, росту производительности.
В долгосрочной перспективе цифровизация в сфере транспорта и логистики будет связана с созданием открытых, распределённых и масштабируемых цифровых платформ в рамках всей производственной цепочки. ОАО «РЖД» реализует программу «Цифровая железная дорога», это может стать ориентиром для других отраслей. Он включает комплекс технологий, направленных на повышение качества услуг в области пассажирских и грузовых перевозок. Холдинг разрабатывает новые технологии и услуги, интересные владельцам грузов. Опыт цифровой трансформации в ведущих экономиках свидетельствует о том, что создание такой программы вполне реально. [3]
Сейчас почти все ведущие компании начали вводить новую должность - Chief Digital Officer (CDO), или в переводе на русский язык - директора по цифровым технологиям. За цифровую трансформацию должны отвечать специально выделенные службы. Сейчас, например, в Московской школе управления «Сколково» запускается флагманский курс обучения CDO. Цифровых менеджеров будут учить работать с данными и тому, как в компаниях должна быть устроена система управления ими.
Перспективы развития инфраструктуры железнодорожного транспорта в цифровой экономике.
Будущее транспортной отрасли связано с цифровой экономикой и интеллектуальными транспортными системами. Нужно научиться объединять многолетний опыт с новыми инновационными решениями на базе современных информационных технологий, превращать информационные массивы в полезные решения.
Внедрение цифровых технологий позволяет осуществить интеграцию процессов, их взаимосвязь и дает возможность свести в одну безопасную систему многие составляющие цифрового мира. Также это способствует упрощению и синхронизации процессов, всестороннему учету обстоятельств принятия решений, созданию преимущества над конкурентами в управлении всеми транспортно- логистическими процессами. [4]
Объедение информационно-цифровых потоков будет обеспечиваться данными, поступающими из интеллектуальных инфраструктур общего и железнодорожного транспорта. Основу транспортно-логистической инфраструктуры составляет использование новых технологий при транспортировке в отдельном предприятии сети, создание на базе моделей жизненного цикла устойчивого функционирования. Интеграция транспортно -логистических процессов и производственных активов обеспечит высокий уровень роста производительности системы.
В условиях увеличения масштаба деятельности, повышения требований рынка и с учетом достигнутого высокого уровня автоматизации функций, развитие платформ с большой вероятностью перестанет успевать за ожиданиями участников, в связи, с чем необходимо переходить к «сетецентрическому» управлению. Сетецентрическое управление делает акцент на развитии платформ, на их увязке в едином информационном пространстве (сети). Это позволяет всем участникам деятельности координироваться друг с другом, а руководству - принимать эффективные решения.
Переход на сетецентрическое управление необходим для эффективного развития цифровой железной дороги. Основным должно стать внедрение интеллектуальных систем управления в части управления железнодорожными перевозками и инфраструктурой. Это позволит собирать и анализировать информацию о текущем состоянии и местоположении подвижного состава, потребностях всех участников перевозочного процесса, будет учитывать
пропускные возможности инфраструктуры. Станет возможно реализовать бизнес в режиме онлайн, обеспечение оперативности и актуальности информации для быстрого принятия решений в области управления движением и инфраструктурой.
Новый этап в развитии технологий стал главной темой в программе выставки TransRussia/TransLogistica. Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Александр Мишарин, выступил на сессии «Развитие грузоперевозок в России», посвящённой точкам роста в транспортной отрасли. Он говорил о том, что в прошлом году было подписано соглашение об электронном обмене данных с китайскими и финскими железными дорогами. Сейчас стоит вопрос о создании единых цифровых платформ организации и мониторинга, закладывается основа будущей цифровизации транспортной отрасли, и РЖД являются активным участником данного процесса.
Олег Белозёров, являющийся генеральным директором холдинга, на III Железнодорожном съезде говорил, что инновации в транспортной отрасли являются результатами системной деятельности научных, образовательных организаций и фондов, бизнес-инкубаторов и стартапов. В итоге будет создана цифровая модель управления железными дорогами, которая повысит эффективность всего железнодорожного комплекса. В ближайшие десятилетия планируется трансформация технического ландшафта железных дорог, которая изменит представление о содержании труда железнодорожников. Эпоха традиционной автоматизации уступает место самообучающимся интеллектуальным системам.
В прошлом году первая грузовая компания подписала соглашение с компанией SAP на разработку IT-системы по управлению бизнес-процессами. Решения SAP позволят сотрудникам ПГК в режиме реального времени видеть оперативную аналитику о статусе доставки каждого груза.
Пока что в России только началось развитие ИТС. Они еще не стали инновационным инструментом в решении сложных транспортных проблем.
При этом в нашей стране хорошие перспективы для развития инфраструктуры ЖД транспорта в цифровой экономике. Сейчас формируется системы, на основе взаимодействия больших массивов информации и киберфизических систем, это позволит снизить производственные расходы и повысить эффективность и безопасность всей производственной и логистической цепи.
Библиографический список:
1. Некрасов А.Г, Синицына А.С. Трансформация интегрированных транспортно-логистических систем в цифровую индустрию// Логистика. -2017. - №8. - С.36-41.
2. Куприяновский В.П., Намиот Д.Е., Синягов С.А. Кибер - физические системы как основа цифровой экономики // International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - Т. 4. - № 2. - С. 19—25.
3. Полякова И. Транспортный комплекс будет оцифрован [http://transportrussia.ru/item/4045-transportnyj-kompleks-budet-otsifrovan.html]// Транспорт России Всероссийская транспортная еженедельная информационно - аналитическая газета выпуск от 21 декабря 2017
4. Синицина А. С. Перспективы развития инфраструктуры железнодорожного транспорта в цифровой экономике [http://www.sitebs.ru/blogs/37980.html]// Бизнес сайт информационный портал от 05.05.2018