ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
УДК 330.59
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
DIGITAL ECONOMY AND ITS IMPACT ON QUALITY OF LIFE
Певнев Валерий Валерьевич
Pevnev Valeriy Valerievich
аспирант кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
postgraduate student of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
e-mail: [email protected]
Статья посвящена цифровой экономике и тому влиянию, которое она оказывает на различные сферы деятельности, качество жизни людей и экономику страны в целом. Выделены такие преимущества цифровой экономики, как: проявление роста экономического и социального эффекта от внедрения цифровых технологий; повышение качества жизни преимущественно за счет улучшения удовлетворенности потребности людей с помощью новых видов услуг или способа их оказания; общий рост производительности труда; снижение издержек в производственной сфере и ускорение всех бизнес-процессов; и такие недостатки, как: отставание от мировых лидеров в области ^-технологий по темпам роста и масштабам распространения; сохранение и защита прав человека в цифровом пространстве; достаточно низкий уровень общей информатизации и профессионально-кадровой подготовки; вероятность отрицательного результата по итогам цифровизации с учетом совокупных факторов; слом традиционного уклада жизни, ведения бизнеса и настороженное отношение ко всему новому. В статье рассматриваются факторы, препятствующие
The article studies digital economy and examines the influence that it has on various social areas, quality of life and national economy as a whole. The author lists the advantages of the digital economy such as: obvious positive effect on economic growth and social sphere from the introduction of digital technologies; improving the quality of life mainly by improving the satisfaction of people's needs through new types of services or the way they are provided; overall growth of productivity; reducing production costs and acceleration of all business processes; and such disadvantages as: lagging behind the world leaders in the field of IT-technologies in terms of growth rates and scale of distribution; preservation and protection of human rights in the digital space; a rather low level of general knowledge and professional training; likelihood of a negative result of the digitalization taking into account aggregate factors; breaking the traditional way of life and way of doing business and thus being wary of everything new. The article discusses the factors hindering the development of digital economy in the Russian Federation and singles out ways to promote and establish digital economy in Russia.
Ш|л,ц,Я7
развитию цифровой экономики в РФ, перечислены направления работы по её созданию.
Ключевые слова: качество жизни, цифровая экономика, влияние цифровой экономики.
Одной из основных задач Программы развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 г. является «создание условий для повышения качества жизни населения за счет изменения структуры и качества услуг социальной сферы и создания новых возможностей для предпринимательской и трудовой деятельности» [2].
Учитывая, что вопрос качества жизни стоит перед нашей страной как один из приоритетных, стоит уделить особое внимание анализу изменений, происходящих в процессе цифрови-зации, затрагивающем также качество жизни.
Глобальные изменения в экономике обусловлены, как известно, переходом к шестому технологическому укладу и характеризуются переходом к постиндустриальной экономике. Если обобщить терминологию, то технологический уклад - это совокупность сопряженных производств, имеющих технический уровень и развивающихся синхронно. Однако, как известно из данных, ежегодно публикуемых Рос-статом, технико-экономическое развитие различных регионов нашей страны крайне неоднородно. В таких условиях переход на новую ступень технологического развития осуществить не удастся.
Специалисты считают, что при сохранении сегодняшних темпов технико-экономического развития фаза зрелости наступит примерно в начале 2040-х гг. Если обратиться к сравнительной таблице ниже, то можно представить себе, насколько сложная задача ставится перед правительством, отечественной наукой и технологиями [6]. Чтобы в ближайшие 10 лет вступить в фазу 6-го технологического уклада и пополнить список стран-лидеров, необходимо «перепрыгнуть» через 5-й уклад развития.
Для этого необходимы кардинальные изменения во всех сферах жизни, особенно касаю-
Keywords: quality of life, digital economy, effect of digital economy.
щихся развития новейших технологий и производств, а также форм и методов управления и финансирования. Без опережающего развития экономики обойтись нельзя.
Закономерной эволюционной формой по-стэндустриальной экономики является цифровая экономика (ЦЭ).
За этим явлением стоят очень глубокие изменения во всех сферах человеческой жизни. Рассмотрим подробнее некоторые аспекты цифровой экономики, напрямую влияющие на качество жизни населения.
Помимо драйвера роста ВВП государства и инструмента повышения качественных показателей благосостояния граждан ЦЭ формирует новое национальное и глобальное пространство, центральное место в котором принадлежит человеку. Современные технологии уже сделали возможным преодоление биологических ограничений человеческого потенциала, вернули пожилым людям и людям с ограниченными физическими возможностями мобильность, разработали сенсоры в контактных линзах или имплантаты, позволяющие иметь естественное ночное зрение, усиленный слух, возможность погрузиться в дополненную реальность. Все это позволит не только расширить природой заложенные способности человека, но дать новый толчок к их трансформации и развитию. Пока эти технологии доступны единицам, но в ближайшие 2-3 десятилетия станут повседневностью для всех.
Многие рутинные процессы останутся в прошлом: повседневный уход за больными, доставка товаров, предоставление других услуг доверят ботам, которые на основе огромного массива данных будут прилежно их исполнять, заменяя человека.
Открываются новые перспективы в образовании. Уже сегодня дистанционное образова-
Технологический уклад Доля технологий соответствующего уклада
США Российская Федерация
3-й 15 % = 30 %
4-й 20 % = 50 %
5-й 60 % 10 %
6-й 5 %
ние занимает одно из центральных мест в целостной системе образования и науки. Помимо онлайн-курсов все чаще предлагаются новые методы изучения учебных материалов, активная интеграция планшетов и других ин-тернет-гаджетов способна поднять уровень знаний учащихся и профессиональную подготовку студентов на небывалую высоту, обеспечить непрерывность, гибкость процесса образования.
Цифровые достижения уже сейчас ценны сами по себе, но в науке, исследованиях являются ведущими факторами дальнейшего развития.
Еще одна область жизнедеятельности человека - рынок труда. Доступ к интернет-услугам и интернет-магазинам открыл новые возможности для самореализации. Сегодня фри-лансинг находится на подъеме. В связи с появлением 3Б-печати, прикладных программ меняется вся структура бизнеса, которая создает совершенно новые возможности для одних участников, для других означает вступление в жесткую конкурентную борьбу.
Итак, при вступлении в фазу цифровой экономики представляются следующие возможные положительные итоги:
- проявление роста экономического и социального эффекта от внедрения цифровых технологий;
- повышение качества жизни преимущественно за счет улучшения удовлетворенности потребности людей с помощью новых видов услуг или способа их оказания;
- общий рост производительности труда;
- снижение издержек в производственной сфере и ускорение всех бизнес-процессов;
- возникновение принципиально новых бизнес-моделей;
- обеспечение еще большей доступности товаров и услуг вплоть до мирового масштаба, создание новых продуктов и услуг;
- достижение прозрачности самих экономических отношений и их мониторинга;
- синхронизация, аккумулирование, распространение, хранение, передача огромных массивов данных в кратчайшие сроки.
К сожалению, процесс цифровизации российской экономики может столкнуться как с внешними, так и внутренними угрозами, среди которых:
- отставание от мировых лидеров в области 1Т-технологий по темпам роста и масштабам распространения;
- сохранение и защита прав человека в цифровом пространстве;
- достаточно низкий уровень общей информатизации и профессионально-кадровой подготовки;
- вероятность отрицательного результата по итогам цифровизации с учетом совокупных факторов;
- слом традиционного уклада жизни, ведения бизнеса и настороженное отношение ко всему новому;
- нехватка кадров в ИТ-сфере;
- сокращение рабочих мест, снижение заработной платы;
- несовершенство нормативно-правовой базы;
- увеличение количества киберпреступле-ний и злоупотреблений в этой сфере;
- дополнительные риски, не предусмотренные ранее и возникшие во время включения новых составляющих, и т. д.
Для снижения вероятности наступления отрицательных последствий предусмотрено внедрение программ управления цифровизацией на всех уровнях экономической и социальной жизни.
Новая программа создания цифровой экономики, несмотря на некоторые вопросы и потенциальные риски, снискала поддержку высокотехнологичного бизнеса. По инициативе компаний - лидеров в этой области и при поддержке Администрации Президента РФ, Правительства РФ была создана автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика», основной целью которой является связующий диалог государственных и бизнес-структур.
Работа ведется по 7 основным направлениям (табл.).
Вышеперечисленные 7 направлений действий представляют кейсы, реализация которых будет происходить в регионах России. Их целью является повышение эффективности государственного управления, повышение эффективности работы бизнеса, создание благоприятной социо-цифровой среды обитания для всего общества и повышение качества жизни граждан.
Среди успешно работающих проектов можно назвать следующие:
1. Кейс «Государственные функции и услуги»: повышение эффективности предоставления услуг санаторно-оздоровительных организаций - опыт реализации в Тульской области:
ШяшШ
Задачи Показатели эффективности
1. Кадры для цифровой экономики
Совершенствование всей системы профессионального образования для подготовки кадров, компетенции которых будут обеспечивать работу цифровой экономики, переподготовка кадров в связи с переходом на цифровую экономику, мотивация персонала к переходу на цифровую экономику и освоение новых навыков, активное участие кадров в развитии цифровой экономики К 2024 г: - 120 000 человек - выпускников, профессия которых связана с информационно-коммуникационными технологиями; - 800 000 человек - выпускников, имеющих достаточные компетенции в области информационных технологий на среднемировом уровне; - 40 % населения с цифровыми навыками
2. Информационная инфраструктура
Помощь во внедрении цифровых платформ для развития сетей связи и центров обработки данных для обеспечения коммуникационных потребностей граждан, бизнеса и органов власти - 97 % домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к интернету; - 100 мбит/с; - устройство по всей стране; - 50+ с устойчивым покрытием во всех городах с численностью населения от 1 млн человек
3. Информационная безопасность
Создание новых и совершенствование имеющихся систем кибер-безопасности внутренних и внешних угроз для защиты законных прав и свобод граждан, общества и государства в целом, основной ориентир -устойчивое социально-экономическое развитие России, а также высокое качество жизни е граждан - 50 % граждан повысят свой уровень компетентности в сфере информационной безопасности и медиапотребления; - 97 % всего населения будут использовать средства ки-бер-защиты; - 75 % всех субъектов будут оснащены по самым высоким стандартам безопасности коммуникаций государственных и общественных институтов
4. Цифровые технологии
Система помощи в прикладных исследованиях в области цифровой экономики, создание сквозных цифровых технологий независимых и конкурентоспособных на мировом уровне, создание системы обеспечения национальной безопасности - 30 реализованных проектов в области цифровой экономики (на сумму более 100 млн рублей); - 10 ведущих организаций - участников крупных проектов (на сумму 3 млн долларов)
5. Нормативное регулирование
Создание законодательной базы, обеспечивающей благоприятный режим развития цифровых технологий и одновременно правовой защиты всех субъектов Ввести особый порядок разработки нормативно-правовой базы (НПА): разработка НПА или поправок, или отзыв ^ одобрение бизнесом на рабочей группе ^ одобрение на президиуме комиссии по цифровому развитию ^ одобрение в Правительстве РФ ^ внесение в Государственную думу ^ принятие федерального закона
6. Цифровое государственное управление
Цифровизация в сфере государственного управления и оказания государственных услуг с целью обслуживания всего населения, бизнес-структур - 70 % взаимодействий граждан и предпринимателей посредством цифровых технологий; - 100 % всех государственных услуг и сервисов предоставляются без личного посещения государственных органов с применением реестровой модели онлайн, проактивно; - 70 % основных данных соответствует мастер данным; - 90 % от всего межведомственного внутриведомственного, юридически значимого документооборота, а также государственных и муниципальных органов власти в электронном виде
7. Новые направления программы
Включение предложений в программу «Цифровая экономика Российской Федерации» новых направлений как цифровой трансформации отдельных отраслей, так и социальной сферы Формирование заявки с пояснительной запиской и презентацией ^ направление заявки на экспертизу ^ экспертиза заявок ^ представление в подкомиссию
- подача заявления через региональным портал государственных услуг с возможностью отслеживать количество свободных мест в оздоровительном лагере;
- процесс рассмотрения заявления максимально прозрачен, проверка социального статуса происходит автоматически;
- процесс учета детей, нуждающихся в оздоровлении, формирование очередности и распределение путевок происходит автоматически, а факт выдачи фиксируется через информационную систему;
- автоматическое формирование, обработка, передача отчетности.
Данный вид услуг, реализованный через региональный портал государственных услуг, не только систематизирует, синхронизирует и делает рациональным, быстрым весь процесс выдачи путевок в летние лагеря, но и позволяет без лишних временных затрат всем гражданам реализовать свое право льготные путевки в санаторно-оздоровительные лагеря. И, наконец, полностью исчезает сама возможность проявления коррупционной составляющей.
2. Кейс «Транспорт»: повышение качества транспортного обслуживания населения (общественный транспорт) - опыт реализации в 83 городах России (Екатеринбург, Красноярск, Казань, Самара, Омск и т. д.):
- полное информирование населения об общественном транспорте, результат - возможность в любое время планировать свой маршрут, его время и вид транспорта;
- актуальная, достоверная информация в режиме онлайн способствует росту доверия к общественному транспорту, граждане все чаще отдают предпочтение общественному, а не личному транспорту, снижая нагрузку на экологию города, дорожное покрытие;
- платформа «Яндекс. Транспорт» через GPS (ГЛОНАСС) позволяет быстро передавать данные о движении общественного транспорта, что дает возможность его оптимизации;
- сокращение количества заторов.
Такой вид услуг чрезвычайно актуален, особенно в больших городах, где проблема общественного транспорта стоит остро. Качество транспортной среды недаром является одним из наиболее важных факторов повышения уровня качества жизни в городах.
3. Кейс «Строительство и ЖКХ»: повышение эффективности организации предоставления жилищно-коммунальных услуг - аппарат-
но-программный комплекс «СКАУТ» - опыт реализации в Калужской области:
- повысить эффективность системы учета начисления и оплаты коммунальных услуг;
- повысить безопасность жителей многоквартирного дома и контроль доступа в технические помещения;
- повысить эффективность предоставления коммунальных услуг и утилизации бытовых отходов.
Данный комплекс цифровых услуг охватывает весь спектр жилищно-коммунальных вопросов и позволяет решить их нажатием одной кнопки и одним кликом мыши. Высокий уровень безопасности, качества оказания услуг, минимальное время производства работ и возможность заранее все спланировать делает этот кейс незаменимым в крупных и малых городах и, безусловно, повысит качество жизни их жителей в области жилищно-коммунального обслуживания.
4. Кейс «Образование»: повышение качества школьного образования и образовательных услуг, повышение эффективности системы контроля доступа и оплаты питания в школьных столовых - опыт реализации в 54 городах России, в том числе и в Саратове («Яндекс. Лицей»):
- централизованное поддержание единого высокого стандарта качества обучения и управления учебным процессом;
- обеспечение высокого уровня квалификации преподавателей;
- повышение качества оказания образовательных услуг в электронном виде с учетом индивидуальных запросов;
- реализация модели дистанционного обучения;
- мониторинг, анализ, оценка качества образовательных услуг;
- расширение коммуникаций между участниками образовательного процесса;
- мониторинг и контроль средств, выделяемых на питание школьников, а также частично его качество;
- возможность интеграции с дополнительными сервисами (оплата проезда, услуг библиотеки, музея и т. д.);
Повышение качества образовательных услуг, как одной из составных частей качества жизни, позволяет сделать еще привлекательней для проживания именно этот район, город, регион, нашу страну в целом.
ШшшяШ
5. Кейс «Экология и природопользование»: повышение эффективности системы вывоза твердых коммунальных отходов с придомовых территорий - опыт реализации в г. Арске республики Татарстан:
- автоматизированный сбор данных о наполнении и опустошении контейнеров ТБО и передача информации в соответствующие службы;
- своевременность уборки контейнерных площадок;
- повышение уровня качества предоставляемых гражданам услуг по утилизации ТБО ТКО.
Проблема экологии давно уже стоит перед всем мировым сообществом. Каждая страна имеет свои проблемы. Но утилизация бытовых отходов - актуальный вопрос для всех стран. В Российской Федерации предстоит выстроить всю инфраструктуру во многих регионах с нуля. Отдельным и очень важным пунктом является управление всей системой утилизации ТБО и ТКО, чем и призван заниматься данный кейс. Чистота вокруг жилья человека означает благоприятную среду обитания и снижение нагрузки на экологию и приводит к повышению качества жизни людей.
6. Кейс «Культура, досуг и туризм»: повышение уровня доступности услуг в сфере культуры, досуга и туризма - опыт реализации в 50 городах России и более чем 10 регионах:
- актуальная информация обо всех культурных событиях в онлайн-режиме с возможностью бронирования и покупки билетов;
- обеспечение роста дохода учреждений культуры, досуга;
- повышение популярности музеев;
- актуальная информация о возможности семейного досуга;
- повышение уровня доступности и комфортности городской среды.
Сфера культуры, досуга и туризма очень чутко реагирует на малейшие изменения в экономике. Для того чтобы даже небольшие колебания не сказались отрицательно на возможности людей удовлетворить свои культурные потребности вполне возможно использовать новые цифровые форматы их реализации. Цифровая платформа «Культурный регион» -одна из них. Качественно новый формат оказания услуг в сфере культуры, досуга и туризма переходит в качественную и доступную культурную среду обитания и, наконец, в высокий уровень качества жизни.
7. Кейс «Здравоохранение»: повышение качества и доступности медицинских услуг, повышение качества работы медицинских учреждений - опыт реализации в 12 регионах страны:
- повышение уровня качества медицинского обслуживания на основе стандартов лечения;
- постоянная информативность пациентов;
-оказание медицинской помощи посредством телемедицины, применение сервиса искусственного интеллекта для нивелирования нехватки кадров;
- формирование паспорта здоровья региона;
- стопроцентный охват цифровыми технологиями медицинских организаций всех уровней;
- рост удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи;
- дистанционное сопровождение врачом пациентов;
- снижение рисков врачебной ошибки и претензий по информационной безопасности;
- снижение затрат на организацию медицинской помощи на дому;
- уменьшение времени ожидания результатов обследования;
- повышение доступности качественных медицинских услуг в отдаленных районах, сельской местности.
Здравоохранение - один из важнейших и чувствительнейших факторов, обеспечивающий качество жизни всего населения от момента рождения до факта смерти, поэтому эта сфера требует повышенного внимания и заботы со стороны Правительства. Решение насущных проблем в медицине часто лежит в плоскости цифровых технологий и телекоммуникаций, позволяющих сейчас сделать то, что невозможно было представить всего 30 лет назад.
8. Кейс «Общественная безопасность»: повышение уровня безопасности за счет построения комплексной системы городского видеонаблюдения - опыт реализации в г. Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Тюменской области:
- высокий уровень общественной безопасности за счет раскрываемости преступлений и предотвращения правонарушений при наличии «умного» видеонаблюдения;
- визуальная информация об оперативной обстановке в городе в режиме онлайн, позволяющая правильно реагировать на изменения.
Качество жизни любого человека во многом зависит от того, насколько защищенным
он себя чувствует. Цифровая комплексная система городского видеонаблюдения, интегрированная в правоохранительные системы, МЧС, государственные службы, позволяет оперативно реагировать на угрозы безопасности и правопорядка, формировать у граждан правильную модель поведения, основанную на культуре и законопослушании.
Всего доступны 100 кейсов по 17 отраслям экономики, социальной сферы и государственного управления. На стадии завершения находятся около 30 новых кейсов. Сфера применения цифровых технологий расширяется.
Подводя итог, заметим, что уже сейчас наблюдается прямая зависимость между качеством управления национальной экономикой с учетом ее цифровой трансформации и качеством жизни населения:
цифровая экономика - развитие человеческого потенциала - качество жизни.
Несмотря на все выявленные проблемы и возможные отрицательные последствия, эффективное управление всеми аспектами экономической и социальной жизни невозможно без современных цифровых технологий.
Библиографический список
1. Андреева Г.Н., Бадальянц С.В., Богатырева Т.Г.
и др. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения : монография. Н. Новгород : Профессиональная наука, 2018.
2. Левченко Е.А. Влияние цифровизации на развитие системы менеджмента качества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 4. С. 9-14.
3. Официальный сайт АНО «Цифровая экономика». URL: https://data-economy.ru (дата обращения: 16.05.2019).
4. Развитие цифровой экономики в России. Программа до 2035 года // Клуб субъектов инновационного и технологического развития России. URL: http://innclub.info/ wp-content/uploads/2017/05/strategy.pdf.
5. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и её влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 43-63.
6. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/17800/ (дата обращения: 16.05.2019).
References
1. Andreyeva G.N., Badal'yants S.V., Bogatyreva T.G.
i dr. (2018) Razvitiye tsifrovoy ekonomiki v Rossii kak kly-uchevoy faktor ekonomicheskogo rosta i povysheniya kachestva zhizni naseleniya: monografiya [Development of digital economy in Russia as a key factor in economic growth and improving the quality of life: a monograph]. Nizhni Novgorod: Professional'naya nauka.
2. Levchenko Ye. A. (2018) Vliyaniye tsifrovizatsii na razvitiye sistemy menedzhmenta kachestva [The effect of digitalization on the development of a quality management system] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 4. P. 9-14.
3. Ofitsial'nyy sayt ANO «Tsifrovaya ekonomika» [Official site of the ANO "Digital Economy"]. URL: https://data-economy.ru (date of access: 16.05.2019).
4. Razvitiye tsifrovoy ekonomiki v Rossii. Programma do 2035 goda [Development of digital economy in Russia. 2035 program] // Klub sub"yektov innovatsionnogo i tekhno-logicheskogo razvitiya Rossii. URL: http://innclub.info/wp-content/uploads/2017/05/strategy.pdf.
5. Khalin V.G., Chernova G.V. (2018) Tsifrovizatsiya i yeyo vliyaniye na rossiyskuyu ekonomiku i obshchestvo: preimushchestva, vyzovy, ugrozy i riski [Digitalization and its impact on Russian economy and society: advantages, challenges, threats and risks] // Upravlencheskoye konsul'tirovaniye. № 10. P. 43-63.
6. Shestoy tekhnologicheskiy uklad [The sixth technological paradigm] // Nauka i zhizn'. URL: https://www.nkj. ru/archive/articles/17800/ (date of access: 16.05.2019).