Русский дипломатический тип дискурса социальных медиа Russian diplomatic type of discourse of social media
Сальникова Е.А.
Студент 2 курса магистратуры, русский язык и межкультурная коммуникация, Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, РФ, г. Москва e-mail: Salnikova. [email protected]
Salnikova E.
2nd year student,
Russian language and intercultural communication, The Pushkin State Russian Language Institute
Russia, Moscow e-mail: Salnikova. [email protected]
Аннотация.
В данном исследовании был рассмотрен современный русский дипломатический дискурс с точки зрения стремительного расширения применения цифровых технологий. Использование социальных сетей не обошло стороной даже такую традиционную и консервативную сферу как дипломатия. Эта новая область взаимодействия государственных органов с международными партнерами и гражданами как своей, так и других стран может как повысить популярность страницы дипломатического представительства, так и уменьшить количество лояльных читателей. За последние пару лет социальные сети и, прежде всего, Twitter стали все более заметным средством политической и дипломатической коммуникации. Главы государств и другие высокопоставленные лица по всему миру обычно втискивают сложные и детализированные описания своих политические позиции в маленькие публикации на данной платформе. В статье рассматривается конкретная страница дипломатического представительства в социальной сети Twitter и некоторые публикации Посольства России в Великобритании.
Annotation.
This article examines contemporary Russian diplomatic discourse from the point of view of the rapidly expanding use of digital technologies. The use of social networks has not spared even such a traditional and conservative sphere as diplomacy. This new sphere of interaction of government agencies with international partners and citizens of both their own country and other countries can both increase the popularity of the diplomatic mission's page and reduce the number of loyal readers. Over the past couple of years, social networks and, above all, Twitter have become an increasingly prominent means of political and diplomatic communication. Heads of state and other dignitaries around the world are keen to squeeze complex and detailed descriptions of their political positions into small publications on this platform. The article discusses a specific page of the diplomatic mission on the social network Twitter and some publications of the Russian Embassy in the UK.
Ключевые слова: русский дипломатический дискурс, социальные медиа, цифровая дипломатия, Twitter, дипломатические представительства.
Key words: Russian diplomatic discourse, social media, digital diplomacy, Twitter, diplomatic missions.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что социальные сети способны накапливать и концентрировать в себе протестный, несогласные позиции людей, которые потом могут выплеснуться на улицы городов. Связи между людьми в онлайн-среде похожи на связи в физической реальности, поэтому они способствовать распространению информации о протесте, транслировать протестное поведение. Сейчас цифровые платформы сети Интернет могут выступать площадками формирования коллективных целей, мнений и движений, а также они могут дать возможность людям из разных культур лучше понять друг друга, найти плодотворный способ взаимодействия друг с другом.
В современной науке не существует общепризнанного четкого определения «дискурса», которое включало бы в себя все случаи его использования.
Дискурс (от лат. «^сшъш» - «движение, круговорот; разговор, беседа») - «процесс языковой деятельности; речь, способ говорения. Дискурс предполагает наличие противопоставленных ролей - адресата и говорящего» [3, с. 36].
Большой энциклопедический словарь языкознания дает такое определение понятию дискурс: «дискурс -связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами, взятый в событийном аспекте, в качестве компонента, участвующего во взаимодействии людей, механизмах их сознания» [1].
В данной статье мы рассмотрим конкретный тип дискурса, который называется дипломатическим. Он является особой языковой подсистемой, которая имеет свои стилистические и семантические особенности, он отличается динамичностью, быстрой изменяемостью, это помогает быстро отразить изменения в языке дипломатического мира. Лингвистические исследования данного типа дискурса направлены на изучение языка дипломатии и связи его с социальными условиями, а также выявление его специфических особенностей[5].
Направление внимания аудитории на информационные сообщения в социальных сетях приводит к смешению развлекательного и информативного типов дискурса, поиску новых форматов. Поэтому многие исследователи сегодня отмечают внедрение информационно-развлекательной системы как формы представления информации, подчеркивая такие ее особенности, как сенсационность, оригинальность, новизна и эрозия традиционных норм коммуникативного поведения. Обращение к широкой аудитории определяет передачу средних, общедоступных смыслов (ценностей, знаний). Важную роль здесь играет структурно-композиционная организация информации с учетом особенностей воспринимающего сознания (визуализация, сложные заголовки, инфографика), выраженное в пародии, драматизации и повествовании повествование, а также различные приемы и методы языкового воздействия.
В современных условиях глобализации дипломатический дискурс нельзя рассматривать как инструмент общения политиков или представителей государства на определенном уровне. Сегодня, в связи с развитием информационных технологий, а в частности социальных сетей дипломатический дискурс используется для ведения публичных страниц и блогов официальных представителей власти.
Социальные медиа выполняют несколько функций в качестве средства массовой информации. С их помощью настраивается процесс общения граждан по проблемным вопросам публичной власти, предоставляется возможность вовлечения граждан в политический процесс региона, удовлетворяют общественный интерес, способствуют раскрытию информации перед гражданами. Сегодня практически все государственные службы имеют собственные аккаунты в различных социальных сетях, как отечественных, так и зарубежных. В своих аккаунтах они рассказывают о проделанной работе, обсуждают текущие проблемы, отвечают на вопросы граждан, а также сообщают о новостях региона.
С этим связано появление дискурса цифровой дипломатии, или, как его еще называют, дискурса социальных сетей. Такой вид дискурса является смешением медийного и дипломатического дискурса. Поэтому определение цифровой дипломатии мы сформулируем следующим образом: вид дипломатии, основным инструментом которой являются возможности сети Интернет, а также имеющиеся в ней порталы и социальные сети.
Цифровая дипломатия использует не только социальные сети в своем инструментарии, но и также блоги, порталы, чаты и иные медиаплощадки. Основной характеристикой такого типа дискурса является его открытость и публичность. Цифровая дипломатия не выбирает закрытые частные площадки для размещения информации. Ее аудитория - массовый читатель, что обуславливает выбор публичных площадок [3].
Рассмотрим основные методы цифровой дипломатии. К ним относятся: размещение аудиозаписей и передач определенного содержания и тематики на радио и телевидении, а также на различных тематических
порталах глобальной сети, распространение литературы необходимого содержания в блогах известных людей -«лидеров мнений», формирование аккаунтов отдельных политиков и лиц, приближенных к власти с целью установления доверия населения в социальных сетях, а также рассылка необходимой информации через операторов сотовой связи. Примечательно, что для увеличения эффективности программ цифровой дипломатии, часто используются возможности и ресурсы крупных компаний, имеющих значительное влияние на управление глобальной сетью. К таким компаниям относятся, например, Google, Facebook, Twitter, Яндекс, Вконтакте, Instagram.
В Российской Федерации использование такого типа дискурса было объявлено в качестве задачи перед Министерством иностранных дел еще в 2012 году. На тот момент первое место среди стран, активно использующих инструменты цифровой дипломатии, занимали Соединенные Штаты Америки, а Россия находилась лишь на 14 месте. К 2017 году Россия переместилась в этом же рейтинге на 4 позицию, что позволяет сделать вывод об успешности внедрения инструментов дипломатического дискурса в социальных сетях в нашей стране.
В данной статье мы более конкретно рассмотрим такую социальную сеть как Twitter.
За последние несколько лет социальные сети и, прежде всего, Twitter стали все более заметным средством политической и дипломатической коммуникации. Главы государств и другие высокопоставленные лица по всему миру обычно втискивают сложные и детализированные политические позиции в сообщения размером не более 280 символов.
Хотя платформы социальных сетей, такие как Twitter, предоставляют возможности для диалога с общественностью, большинство дипломатов продолжают использовать Интернет в основном в качестве инструмента вещания. Интересно, что российские посольства в целом, похоже, следуют этой тенденции.
В 2011 году во время исследования, проведенного на основе использования Twitter главами государств, был введен такой термин как «twiplomacy», то есть твипломатия (соединение двух слов «Твиттер» и «дипломатия»). С марта 2020 года многие российские дипломаты часто писали в Twitter о событиях, связанных с пандемией COVID-19. Хотя эти сообщения не всегда занимают центральное место в двусторонних отношениях, они обычно касаются других вопросов международных отношений, таких как многостороннее сотрудничество и гуманитарная помощь.
Рассмотрим страницу в социальной сети Twitter Посольства России в Великобритании.
С 2014 года посольство России в Великобритании постоянно использует в Twitter достаточно резкий и сатирический тон. Яркая публикация имела место в декабре 2016 года. На нем было изображение утки с надписью «хромая» (lame duck - «хромая утка» - в США так называют президента, который вскоре должен покинуть свой пост из-за проигрыша в выборах или исчерпания права выдвигать свою кандидатуру). В сообщении говорилось: «President Obama expels 35 Russian diplomats in Cold War deja vu. As everybody, incl American people, will be glad to see the last of this hapless Adm». («Президент Обама изгоняет 35 российских дипломатов, вспоминая времена холодной войны. Все, в том числе и американцы, рады видеть уход этой злополучной администрации») (перевод Сальниковой Е.)[4].
На первый взгляд это сообщение может показаться недипломатичным. Если работа дипломатии состоит в том, чтобы сохранять спокойствие в международных делах, то жестокая атака России на президента Обаму в основном сводит на нет данную функцию дипломатии. Тем не менее, сообщение на самом деле было изящным инструментом, который передавал сообщение, что Обама - «хромая утка», президент уже без силы и влияния. Сообщение можно растолковать также как заверение в том, что Обама принадлежит бессмысленному прошлому,
в то время как Россия имеет значение в будущем. Другими словами, Россия - крупный глобальный игрок, который переживет президентство Обамы.
Еще одно интересное сообщение в социальной сети было размещено в разгар напряженности между Россией и Соединенным Королевством, когда британское правительство заявило, что Россия была замешана в нападении на Сергея Скрипаля в английском городе Солсбери. В социальной сети была показана фотография телеинспектора Эркюля Пуаро, которую сыграл британский актер Дэвид Суше. Текст гласил: «In absence of evidence, we definitely need Poirot in Salisbury!» (за отсутствием улик нам абсолютно необходим Пуаро в Солсбери!) (перевод Сальниковой Е.). В данном случае эта сатирическая публикация имела цель донести четкое сообщение, что британское расследование не обладает компетенцией для расследования терактов в Солсбери. Ссылаясь на литературного культового героя российское посольство также дало понять, что результаты расследования британских властей столь же вымышлены, как и бельгийский детектив. Если попытаться разобрать эту публикацию еще более подробно, можно подумать, что, ссылаясь на Пуаро, посольство могло попытаться отвлечь подозрение от России, поскольку в романах Агаты Кристи, в том числе и в телевизионной версии произведения, часто вначале с наименьшей вероятностью причастен именно тот, кто в конечном итоге оказывается преступником. Действительно, российские негосударственные интернет-источники утверждали, что за атакой стояла Украина, чтобы повлиять на российско-британские отношения. В конце концов, эта публикация была в основном предназначен для цифровой британской аудитории, так как она работал с двумя британскими известными личностями: писательницей Агатой Кристи и популярными телевизионными фильмами с Пуаро в главной роли [4].
За последние несколько лет Посольство России опубликовало более 60 сатирических публикаций в социальной сети Twitter, большинство похожи по тональности на упомянутые выше: в них преобладает юмор. Вопрос состоит в том, смогло ли посольство достичь каких-либо конкретных дипломатических целей с помощью этих публикаций. С одной стороны, сатирические сообщения такого типа стали «вирусными» и ими делились тысячи пользователей социальной сети, что позволило Посольству привлечь новые целевые группы и подписчиков в Интернете. Такие сообщения смогли привлечь внимание печатных СМИ. Несколько газет перепечатали российские публикации, заявив, что они являются оскорблением принципов дипломатии, благодаря таким газетным статьям Россия смогла выйти на аудиторию, которая не использует Интернет.
С другой стороны, такие сообщения в социальной сети не смогли сократить разрыв, расстояние в понимании между двумя правительствами, у российского представительства пока не получилось изменить отношение британских пользователей социальных сетей к стране, большинство все равно видит в России угрозу национальной безопасности.
Смесь юмора и политического сарказма хорошо зарекомендовала себя в привлечении подписчиков в социальных сетях. У Дипломатического представительства России в Великобритании более 90 000 подписчиков в Twitter. После очистки данной социальной платформы от поддельных аккаунтов Представительство отметило, что по крайней мере 99,8% их подписчиков были настоящими людьми [].
В современных условиях возникает проблемный вопрос о том, нужно ли в рамках дипломатического процесса отказаться от использования социальных сетей в пользу других цифровых инструментов. Различные исследователи по-разному смотрят на разрешение данного вопроса. Так, часть из них отмечает, что следует прекратить использование социальных сетей в рамках дипломатического процесса, поскольку такое использование довольно сильно отдалено от дипломатического процесса.
Другие же поясняют, что прекращать такое использование не следует, однако, стоит пересмотреть характер применения социальных сетей в дипломатическом процессе, придав ему более стратегический характер.
Другими словами, не нужно делать из цифровой дипломатии самоцель, ее следует использовать в рамках решения более серьезных и глобальных задач. Например, вместо использования страницы в социальной сети, которая фактически адресована неопределенному кругу лиц, можно предусмотреть несколько разных странниц и порталов, объединенных каждая своей целевой аудиторией, в соответствии с ее потребностями.
В рамках решения данной задачи современные министерства иностранных дел могут полностью распустить свои PR-службы и сформировать позиции цифровых сотрудников, либо изменить порядок работы этих служб, объединив их работу в рамках конкретных проектов с ответственными ведомствами.
Следует подчеркнуть важность того, что стратегическая цифровая дипломатия должна ориентироваться на достижение поставленных целей, а не осуществляться по инерции и не оцениваться по лайкам и репостам, которые ставят страничке пользователи, привлеченные мемами и шутками.
Для совершенствования дипломатической активности в социальных медиа целесообразно ввести Управления информации и пресс-службы, которые в администрации президента и правительстве значительно расширят мониторинг СМИ, мессенджеров и социальных сетей. В перечень услуг можно добавить анализ сообщений, касающихся «электоральных процессов», политических партий и несистемной Оппозиции, а также реакции граждан на события в стране. [1]
Нет сомнений в том, что правильное использование новых технологий положительно сказывается на деятельности дипломатических миссий. В некоторых случаях должностные лица непреднамеренно привлекают внимание общественности не к тезису, необходимому для их целей, а на способ подачи этой информации. Сейчас социальные сети, различные мессенджеры и действия на других онлайн-ресурсах влияют на многие типы дискурса, включая, конечно, дипломатический [6]. Использование сленга в официальных заявлениях, сарказм в ответах на вопросы, нарушение цепочки подчинения в некоторых случаях и отклонение от принятого дипломатического протокола - все эти факторы, возможно, негативно сказываются на дипломатической карьере и отвлекают внимание аудитории от принятой позиции представительства, однако, такие действия привлекают больше аудитории к публикациям представительств. Таким образом, в современном мире социальные сети являются одной из наиболее эффективных платформ для реализации дипломатического дискурса для популяризации своей точки зрения, своей позиции среди людей разны стран.
Список используемой литературы:
1. Междисциплинарные исследования в контексте социально-культурной антропологии: Сборник в честь Юрика Вартановича Арутюняна. - М.: Наука, 2019. - 406 с.
2. Мельников, А.Н. Американцы: социальный портрет / А.Н. Мельников. - М.: Мысль, 2019. - 253 с.
3. Мхитарян, С.В. Маркетинг в социальных медиа. Интернет-маркетинговые коммуникации / С.В. Мхитарян. - М.: Питер, 2018. - 241 с.
4. Russia government organization. Twitter. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://twitter.com/RussianEmbassv
5. Терентий Л. М. Дипломатический дискурс как особая форма политической коммуникации -Электрон. дан. - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/diplomaticheskiv-diskurs-kak-osobava-forma-politicheskov-kommunikatsii
6. Друцэ А. Ю. Специфика постклассического дипломатического дискурса в социальных сетях -Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-postklassicheskogo-diplomaticheskogo-diskursa-v-sotsialnvh-setvah
7. Новиков Н.В., Викулова Л.Г., Макарова И.В. Институциональный дискурс цифровой дипломатии// Вестник коммуникативные практики Волгоградского гос. университета. Серия 2 «Языкознание». - 2016. - Том 15. - № 3. - С. 54-56.
8. Трабелси Х. Политический дискурс как объект лингвистического исследования// Современная филология: теория и практика. Москва: Изд-во «Спецкнига». 2012. С.104-110.