л
с
^ -
О Анатолий Николаевич Лещинский УДК 281.9
л
§ д. философ. н., профессор, Институт социально-философских наук
^ и массовых коммуникаций, Казанский федеральный университет
^ (ул. Кремлевская, 35, Казань, Россия, 420111)
к Анатолий Кириллович Погасий
С-ч
^ д. философ. н., профессор, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, Казанский федеральный университет (ул. Кремлевская, 35, Казань, Россия, 420111) [email protected]
Церковные расколы в мировом православии ХХ-ХХ1 вв. : географо-религиоведческий обзор
В статье рассмотрены религиозные расколы, происходившие в православии с конца 1910-х гг. и вплоть до сего дня. Динамика их распространения выражается во всех показателях: расколы увеличиваются численно и географически. Дошедшие до нашего времени схизмы трансформировались, перейдя в новое качественное состояние. При этом в религиозном мире церковные разделения всегда признавались сугубо негативным явлением и в противовес звучал и продолжает звучать призыв к единой и монолитной Церкви.
Итак, всеобщая проповедь христианского единства и огромное число религиозных разделений на протяжении всей истории Церкви — как увязать эти противоречивые тенденции? Являются ли церковные расколы следствием грешной природы человека, или, может, в этом есть промысел Божий? Почему один и тот же раскол рассматривается, с одной стороны, как безусловное зло, а, с другой, как прогрессивное явление? На эти и некоторые другие вопросы попытается ответить настоящая статья.
Ключевые слова: церковь, православие, единство, расколы
&
w t-1
o 3
Anatoliy Nikolaevich Leschinskiy - n
a
Doctor of Philosophy, professor, ^ Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, h
Kazan Federal University (420111, Kazan, Kremlevskaya ulitsa, 35) S
o
i
Anatoliy Kirillovich Pogasiy e
h
Doctor of Philosophy, professor, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Kazan Federal University (420111, Kazan, Kremlevskaya ulitsa, 35)
Church schisms in World Orthodoxy of the 20-21TH centuries: geographical and religious studies review
The article studies schisms in the Orthodox tradition that have taken place since the late 1910s and up to this day. The dynamics of their spread is expressed in all indicators: schisms are increasing in number and geographically. The schisms that have survived to this day have transformed, moving into a new qualitative state. At the same time, in the religious world, church divisions have always been recognized as a purely negative phenomenon, and in opposition to them, there has been and continues to be a call for a single and monolithic Church.
So, the universal preaching of Christian unity — and a huge number of religious divisions throughout the history of the Church. How to reconcile these contradictory trends? Are church schisms a consequence of the sinful nature of man, or is there perhaps God's providence in this? Why is the same schism considered, on the one hand, as an absolute evil, and, on the other, as a progressive phenomenon? This article will attempt to answer these and some other questions.
Key words: church, Orthodoxy, unity, schisms
га Говоря о церкви как таковой, мы имеем в виду несколько
о дефиниций: 1) Церковь Небесная — собрание всех, любящих ^ и чтущих Христа, причем, не только ныне живущих, но так-О же умерших и еще не родившихся; 2) Церковь Вселенская — л собрание верующих, живущих по всему миру и, наконец, 3) о Церковь поместная — собрание верующих в пределах какой-^ либо административно-канонической единицы: автокефа-^ лии, митрополии, епархии, а также отдельной конфессии или ^ даже автономно существующей общины.
^ Теологическое (точнее сказать — духовное) определение
^ Церкви — собрание святых, в котором верно преподается ^ Евангелие и правильно отправляются Таинства1.
В рамках понятия «церковь» мы наблюдаем некую антиномию: небесное и земное, вечное и временное, священное и мирское; первые слова указывают на незыблемость, стабильность, а вторые — на изменяемость и преобразования. При этом кажущиеся противоречия присущи самой церкви, поскольку она органично вмещает в себя и небесное, и земное, так что разделить оба ее аспекта можно лишь в процессе теоретического анализа.
Однако заявленная тема статьи — церковные расколы — указывает, что нам придется иметь дело именно с «земным» аспектом церкви, т. е. с тем, что временно и подвержено различным трансформациям.
Церковь проявляется в виде социального института, где люди объединены в некую группу на базе общего мировоззрения, которое включает и культурную, и иррациональную составляющие. Как социальный феномен, церковь есть динамическая система и на нее, как и на любые социальные системы, распространяются принципы изменений, «ибо само равновесие социальной системы не есть неподвижность, а постоянное нарушение баланса связей и их воспроизводство»2. Все это является развитием, независимо от того, направлено оно на совершенствование (прогресс), или же на разрушение системы (регресс).
1 Аугсбургское вероисповедание // Книга Согласия. М., 1998. С. 29.
2 Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. С. 93-153.
А. Н. ЛЕЩИНСКИй, А. К. ПОГАСИй
Интересно, что одни и те же изменения могут характе- ^
ризоваться и как прогресс, и как регресс— в зависимости от 4
точки зрения. К примеру, церковный раскол XI в., именуемый ^
«Великим», католическая церковь считает регрессом — раз- ^
рушением церковного единства со стороны восточной части ^
Церкви, в то время как последняя рассматривает его в каче- 4
стве прогрессивного явления, полагая, что Западная церковь р
исказила христианство и впала в ересь, а посему нужно вый- § ти от этой церкви-блудницы и правильно доносить до людей
Евангелие спасения («правильно славить Бога» — правосла- ^
вие3). С другой стороны, чуть позже та же Восточная церковь 4
заключила, что не она, а именно католическая церковь учини- §
ла схизму и отошла от Вселенского православия. Ц
Надо сказать, что разделения (большие и маленькие)
сопровождали Церковь и до, и после Великого раскола, и про- §
должаются до сих пор. ^
Тем не менее, любая поместная церковь относится к ним ^
отрицательно (разумеется, если дело не касается ее самой §
в качестве отделившейся от какого-то формирования, ^
поскольку расколы направлены на конкретную структуру, от ^
целостности которой зависит престиж, эффективность, обе- ^
спеченность и т. п. Да и вообще, любые разделения традици- ^
онно считают отрицательным явлением (опять же — те, от § кого откалываются) и повсюду вопиют о церковном единстве.
Однако все эти призывы, в конечном счете, лишь благое, но недостижимое пожелание, хотя бы в силу диалектического закона единства и борьбы противоположностей. Представленный ниже географический обзор церковных расколов только в мировом православиии только в ХХ-ХХ1 вв. — тому подтверждение.
3 Конечно, с точки зрения этимологии и самого смысла слова «православие», определение его как «правильное прославление Бога» ошибочно и вошло в богословский оборот из просторечия, хотя иногда встречается и у церковных иерархов (например: ПРАВОСЛАВИЕ. Доклад митрополита Волоколамского Илариона на открытии «Дней православной книги» // URL: https://mospat.ru/ru/news/54516/ (21.03.2025). Также см.: Православие // Новая философская энциклопедия // URL: https: //iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about (18.07.2024).
га До ХХ столетия церковные структуры, не подчиняющиеся
о какой-либо поместной церкви, возникали постепенно. Часть ^ из них дошла до нашего времени, многие же исчезли с конфес-О сионального пространства. Однако сохраняется их идеоло-л гия, ведущая к разделению и к конфронтации с поместными о церквями Вселенского православия.
^ История XX в. чрезвычайно насыщена социально-поли-
^ тическими событиями и религиозная жизнь, являющаяся ее 2 неотъемлемой частью, представлена во всем многообразии. ^ По веку прошло несколько волн новых расколов в правосла-^ вии. В мире они отмечаются с конца 1910-х гг. вплоть до XXI ^ в. Динамика их распространения отражается по всем показателям: расколы увеличиваются численно и географически; дошедшие до нашего времени — трансформируются, переходя в новое качественное состояние.
Во многих регионах мира, в образовавшихся странах СНГ и Балтии — государствах бывшего социалистического лагеря, в некоторых странах юго-восточной Азии наблюдаются серьезные изменения в религиозной ситуации. Наибольшее распространение появившиеся расколы получили в России и во многих европейских странах; заметное распространение наблюдается на американском континенте, Австралии и в последние годы — в Закавказье. В России истоки части объединений альтернативного православия уходят в 20-е годы прошлого века, а некоторые и еще глубже.
Есть большая группа формирований, находящихся вне Вселенского православия, начало которым было положено в середине XVII в. В России к ним относятся древлеправос-лавные церкви, согласия и толки. Они образовались после церковной реформы XVII в., которая не была ими принята. Впоследствии они стали самостоятельными и сегодня именуются старообрядцами. Представителями официальной церкви старообрядцы именуются раскольниками, а само явление древлеправославия — расколом.
Уже в ранней стадии формирования в старообрядчестве появились свои лидеры, и одним из главных стал протопоп Аввакум. Этот огнепальный священник, отстаивая прежние традиции
А. Н. ЛЕЩИНСКИй, А. К. ПОГАСИй
4 Окружники и неокружники — сторонники и противники «Окружного послания» 1862 г. московского старообрядческого Духовного Совета, приведшего к разделению в старообрядческой среде.
5 Беглопоповцы — старообрядческие общины, принимавшие священников, рукоположенных в канонической Православной церкви, но перешедших к старообрядцам.
6 Единоверцы — старообрядцы, которые, соблюдая древние богослужебные обряды, признают иерархическую юрисдикцию Московского патриархата.
7 См.: Основные старообрядческие толки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studwood.net/524849/religiovedenie/osnovnye_ staroobryadcheskie_tolki (дата обращения 13.07.2024).
и обряды древнерусского православия, выступал с оригиналь- ^
ными воззрениями на церковную жизнь официального право- ^
славия. Его поддерживали другие лидеры, и постепенно в старо- ^
обрядчестве образовались самостоятельные формирования. ^
Они распространились по всей России, переходя даже за ее гра- ^
ницы. В наше время существует несколько церквей, согласий ¡в
и толков. Наиболее заметны среди них Русская православная р
старообрядческая церковь, Русская православная старообряд- § ческая церковь С«Белокриницкое согласие»,), Древлеправослав-
ная поморская церковь. Поскольку они сохраняют свою незави- ^
симость и во многом не согласны с официальной церковью, их ч
вполне можно включить во входящую в современный научный §
оборот категорию «альтернативное православие». Ц
Приверженцы древлерусского православия делятся на две ч
основные группы: поповцы и беспоповцы. Первые состоят §
в Белокриницкой иерархии Русской православной старо- ^
обрядческой церкви. Однако она, в свою очередь, делится в
на окружников и неокружников4. Сюда же относятся бывшие §
беглопоповцы5. Из этой группы вышли единоверческие6 струк- ^
туры, которые перешли в подчинение иерархии Русской право- ^
славной церкви. Наиболее крупными из группы беспоповцев, ^
толки и согласия которых называются или по именам лидеров ^
или по каким-либо обрядовым характеристикам, являются: § часовенные (разделены на чувственников и духовнопонима-ющих), поморцы, нетовцы (Спасово согласие поющие и «глухие»), самокресты,, федосеевцы (московские и казанские), бегуны (отчасти смыкаются с истинно-православными христианами странствующими), филипповцы, лужковцы7.
я До советского времени насчитывалось около 3 млн привер-
о женцев старообрядчества. За последний восьмидесятилет-^ ний период их число сократилось, вероятно, наполовину. Тем О не менее, их общины широко распространены в самой России
л и за ее рубежами.
я
о В России долгое время, включая дореволюционное и совет-
^ ское, религиозная ситуация не благоприятствовала нормаль-^ ному состоянию старообрядчества. В последние три десяти-2 летия в условиях более спокойной религиозной ситуации они ^ обрели долгоожидаемые ими свободы. Происходит медлен-^ ное, возрождение старообрядчества.
^ В настоящее время старообрядческие общины помимо
России имеются в Белоруссии, Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Польше, Румынии, Болгарии, Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.
К альтернативному православию в России можно отнести неообновленческие общины - формирования, которые чаще всего имеют название «Апостольские православные церкви». Они претендуют на то, что свой институционализм они обосновывают приверженностью ранней апостольской традиции, но вносят модернизационные тенденции в культовую практику. В России до пяти таких самостоятельных формирований8. Некоторые из них имеют общины и за рубежом.
В христианском мире издавна существует сильное Ката-комбное движение. Его представители рассеяны по всему миру. Их начинают преследовать как несогласных с существующими государственно-конфессиональными отношениями и положениями кириархальной церкви. Поэтому ониуходят в так называемые катакомбы — церковное подполье, где совершают религиозные богослужения и обряды тайно, скрываясь от гонений со стороны властей. Как правило, их общины или церкви разрознены и не находятся в общении друг с другом. В России наибольшая активность катакомбного движения проявилась в первые десятилетия советского периода. Ката-комбные структуры есть и за пределами России — в ближнем
8 Например, Централизованная религиозная организация «Объединение православных общин апостольской традиции», зарегистрированная в 2004 г.
А. Н. ЛЕЩИНСКИй, А. К. ПОГАСИй
и дальнем зарубежье. Об их количестве судить очень труд- ^ но, так как они продолжают существовать тайно; их лиде- § ры и миссионеры соблюдают конспирацию, что затрудняет §
§
исследование этого феномена и его классифицирование. Есть ^ трудности и в определении числа общин, однако, по некото-
§
рым оценкам, их насчитывается около ста. ч
Несколько самостоятельных юрисдикций образова- р лось в среде приверженцев Русской православной церкви § за границей СРПЦЗ). Имеются в виду те, кто не поддержал официальноеобъединение церкви с Русской православной ^ церковью Московского патриархата. К ним можно отнести Ч следующие церкви и группы, продолжающие быть в разде- § лении с Московской патриархией: Русская православная цер- Ц ковь заграницей (юрисдикция ВВЦУ РПЦЗ под руководством 4 епископа Агафангела (Пашковского) — 1 архиерей, около 100 § приходов и общин, распространена в Украине, Молдове, Бела- ^ руси, России, Казахстане, США, Южной Америке, Западной ^ Европе и Австралии); Русская православная церковь загра- § ницей — РПЦЗСВ), бывший Синод митрополита Виталия ^ (Устинова), известная также как Русская православная цер- ^ ковь в изгнании — 4 архиерея, около 60 приходов и общин, ^ распространена в Канаде, США, Западной Европе, Молдове, ^ России (в последнее время, после смерти митрополита Вита- § лия в сентябре 2006, переживает тенденцию к раздроблению); Российская православная церковь (Синод митрополита Антония (Орлова)), известная также как «антониевская ветвь РПЦЗ(В)» — 6 архиереев, порядка 40 приходов, распространена в США, России и Украине. В ней также произошел раскол, новую «ветвь» возглавил епископ Дамаскин (Балабанов); существует так называемая «Лазаревская ветвь РПЦЗСВ)» — 5 архиереев, около 200 общин, распространена в России, Украине, Западной Европе, США.
Наблюдается тенденция к объединению всех не вошедших в состав Московской патриархии структур РПЦЗ. Кое-кто из их архиереев стремится встать во главе такого объединения. Однако между этими отколами существует много разногласий, и вряд ли эта тенденция будет быстро развиваться.
га Истинно православное движение, существовавшее в Рос-
о сии с 20-х годов прошлого века, в наше время претерпело ^ трансформацию и получило новое развитие. Причины проис-О ходящего коренятся в усложнившихся государственно-конфес-л сиональных отношениях и в отвержении некоторых концепций о Русской православной церкви Московской патриархии со сто-^ роны представителей ИПЦ. Движение также институциональ-^ но разрозненно. Существует много структур, которые именуют 2 себя «Истинно православной церковью». По оценкам руково-^ дителя одной из крупных ИПЦ в России митрополита Рафаила ^ (Прокопьева-Мотовилова), только в его церкви насчитывается ^ до 1 млн приверженцев. Распространившись в России, ИПЦ имеют своих единоверцев в ближнем и дальнем зарубежье.
В России через контакты православных, не входящих в юрисдикцию РПЦ, появились группы, которые вошли в юрисдикции некоторых ветвей греческого старостильного движения.
В наиболее заметные церковные организации альтернативного православия можно включить и Российскую православную автономную церковь. Возникшая по причине конфликта между Суздальским архимандритом Валентином (Русанцовым) и его епископом, церковь получила дальнейшее развитие. Датой ее основания считается 1992 г. Общины, которые во время конфликта стали на сторону о. Валентина, создали свою, независимую от Московской патриархии, церковь. Первоначально они вошли в состав РПЦЗ, однако через некоторое время вышли из нее, в названии же сохранилось понятие «автономная». РПАЦ имеет до 100 общин на территории России и составляет значительную конкуренцию РПЦ МП. По последним данным в РПАЦ действуют от 35 до 55 приходов в России, несколько общин в Украине, Белоруссии, Латвии, а также 5 приходов в США9.
В Европе среди государств, отличающихся многообразием и большим числом структур альтернативного православия, выделяется Украина. Здесь на протяжении последних тридцати
9 Российская Православная Автономная Церковь // URL: http:// www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-rpac.html (13.07.2024).
лет сохраняется сложная религиозная ситуация, на которую ^ воздействуют различные государственные и общественно- §
'"О
политические структуры. С утверждением Украины в качестве § самостоятельного государства начали активно обсуждаться идеи утверждения здесь объединяющей всех православных
о §
£ §
автокефальной церкви. ч
К настоящему времени в православии существует до семи р юрисдикций на самой территории Украины и до десяти в диа- § споре.
В противовес Украинской православной церкви Москов- ^ ского патриархата (УПЦ МП) действуют шесть православных ч структур, не входящих в юрисдикцию Московской патриар- § хии: Украинская автокефальная православная церковь, Укра- Ц инская апостольская православная церковь, Украинская авто- 4 кефальная православная церковь Сканоническая), Украинская § автокефальная православная церковь Собновленная), Авто- ^ номная православная община, Украинская православная цер- в ковь Киевского патриархата. Есть и несколько общин Право- § славной церкви Божией Матери Державная. ^
Наиболее крупная в альтернативном православии из всех ^ перечисленных — Украинская православная церковь Киев- ^ ского патриархата (УПЦ КП). По данным ее руководства, чис- ^ ло приходов УПЦ КП в настоящее время достигает 3672 (для § сравнения: Украинская православная церковь Московского патриархата имеет 10 875 приходов), т. е. данная структура достаточно заметна и влиятельна в Украине. Ее священноначалие ведет себя довольно активно, накаляя местную религиозную ситуацию, добиваясь объединения православных юрис-дикций. Уже несколько лет, чтобы добиться его, оно пытается прибегнуть к помощи Вселенского патриарха. Особого накала ситуация достигла летом 2008 г., когда в Украине отмечалось 1020-летие Крещения Киевской Руси. С пастырским визитом здесь пребывал патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Позднее, после избрания, здесь с таким же визитом был и патриарх Кирилл. Главное, к чему они призывали, — сохранить каноническое единство украинских православных церквей с Матерью-Церковью. Результатом автокефалистского
я движения стало образование в 2019 г. православной церкви и Украины (ПЦУ).
^ В Греции на протяжении многих веков существовала
О крайне сложная общественно-политическая и религиозная л ситуация. Особенностью греческого православия была его о зависимость от государства и Константинопольской церкви ^ или Вселенского патриарха. В 20-е гг. прошлого века ситуа-^ ция осложнилась по причине принятия Элладской церковью 2 новоюлианского календаря. В церкви, таким образом, была ^ проведена реформа, следствием которой стал раскол церк-^ ви, приведший к формированию старостильного движения ^ и образованию в нем ряда направлений и структур.
Инициатором реформы стал Вселенский патриархат. Он решил провести реформу, которая включала принятие в жизнь православия и в его богослужебную практику календаря, получившего название Новоюлианского, основой которого стал Григорианский календарь. Несогласные с реформой объединились в целое движение, названное старостильным. Как старообрядцы в России, старостильники в Греции, были причислены к раскольникам, а их общины и другие структуры стали именоваться раскольничьими.
По данным одного из современных расколоведов А. В. Сле-сарева10, в результате восьмидесятилетнего исторического развития раскола на канонической территории Элладской православной церкви, существуют до 80 различных самостоятельных структур, правда, около десяти за обозреваемые десятилетия в разные годы прекратили свою деятельность. Некоторые из них заявляют о себе как о Поместных православных церквях. Они получили широкое распространение в мире, обосновавшись на канонических территориях многих Поместных церквей Вселенского православия: Элладской, Румынской, Болгарской, Константинопольской, Александрийской, Русской, Грузинской, Сербской, Кипрской, Чешских земель и Словакии. Более того, сформировалось несколько ветвей
10 Слесарев Александр Валерьевич (род. 16.01.1980) — белорусский историк церкви, религиовед, проректор по научной работе Минской духовной академии и семинарии, автор монографии «Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924-2008)».
11 Синод Флоринитов (или Хризостомовский Синод) — Церковь истинно-православных христиан Греции (1937-1985), одна из старостильных неканонических православных церквей греческой традиции. Назван по имени своего основателя митрополита Флоринского Хризо-стома (Кавуридиса) (1870-1955).
старостильных юрисдикций, которые названы именами их ^
основоположников. Старостильничество получило большое §ч
распространение в мире. В настоящее время с его представи- §
телями и структурами можно встретиться в России, во многих £
странах Европы, на Американском континенте и в Австралии. §
Влияние старостильников на религиозную ситуацию поч- чв
ти незаметно, но они своим состоянием и присутствием разно- р
образят ее, дополняя христианство своеобразным религиоз- § ным опытом. У этих структур наблюдались противостояниес
государственными властями, особенно в Греции. Были и кон- ^
фликты, нарушающие внутрицерковные и межцерковные ч
отношения, в частности, на св. горе Афон. §
В Сербской церкви, имеющей канонические территории Ц
в некоторых государствах, появившихся после распада Югос- ¡Ч
лавии, уже в 1960-е гг. возник так называемый Македонский §
раскол (его особенности будут проанализированы ниже). ^
А в самой Сербии образовалась Сербская истинно-право- ^
славная церковь (СИПЦ). Основали ее в 1995 г. несколько §
монахов сербского происхождения, которые подвизались ^
на Афоне. Будучи там, они восприняли крайне радикальные ^
антиэкуменические настроения, «бытующие» в среде неко- ^
торых афонских монахов, в частности монастыря Зограф. ^
Среди них особенно выделялся как ревнитель православия § монах Акакий (Станкович). Претендуя на самостоятельность, СИПЦ установила евхаристические и юрисдикционные связи с флоринитским11 синодом Церкви истинно-православных христиан Греции. По составу приверженцев СИПЦ немногочисленна, включает до 300 человек. Осенью 2010 г. на севере Косова начинает формироваться неканоническая структура, отходящая от Сербской православной церкви. «Возмутителем спокойствия» стал епископ Артемий (Радославлевич). Руководство церкви в октябре 2010 г. запретило его в служении, однако, не подчинившись указу, он пытается сохранить
° "Л,
га под своим руководством часть монастырей и приходов офи-о циальной Сербской церкви. Таким образом, поскольку за ним ^ следует пусть небольшая, но часть Сербской церкви, раскол, О начатый им, может иметь свое продолжение и углубляться. л В Румынии в настоящее время действуют церковные струк-
о туры двух ветвей старостильногоического движения. Первое ^ было образовано во второй половине 1920-х гг. прошлого века. ^ В его формировании большое значение имели некоторые свя-2 тогорские монахи румынского происхождения. Еще до вве-^ дения Румынской церковью новоюлианской реформы они ^ развернули на самой горе Афон и за ее пределами, включая ^ Румынию, работу по противодействию готовящейся реформе. Особо активно выступал иероманах Арсений (Котеа). Впоследствии старостильное движение в Румынии оформилось в соответствующую структуру, получившую название «Румынская истинно-православная церковь». В ней по причине раздоров между ее представителями в 2000 г. образовалась вторая ветвь. Большую роль в этом сыграл епископ Косьма (Лостун). Существует связь с греческими старостиль-никами, в частности с Каллиникитским синодом. Румынская истинная (старостильная) православная церковь юрисдикци-онно обозначена как экзархат этого синода в Румынии.
Истинно-православное движение получило свое распространение и в Болгарии. Здесь сформировались две структуры. К первой необходимо отнести Болгарскую православную старостильную церковь (БПСЦ), основанную в 1968 г. архимандритом Серафимом (Алексиевым). Церковь была провозглашена автокефальной с центром в Софии. Причина ее появления была той же, что и в тех странах, где проводилась календарная реформа, т. е. противодействие ей со стороны части духовенства и мирян канонической Болгарской православной церкви. Архимандрит Серафим с группой сподвижников, в противовес указу Болгарской церкви «О введении календарной реформы», направил патриарху протест с заявлением о выходе из подчинения ему, т. е. из канонической церкви. Вновь образованная структура вошла в связь с «Синодом противостоящих» Церкви истинных православных христиан
(ИПХ) Греции. Церковь возглавляется одним епископом. Она имеет несколько десятков приходов, два монастыря (мужской §ч и женский), скит. Второй структурой в упомянутом движении § является Истинно-православная Болгарская церковь, осно- £ ванная в 2008 г. епископом Даниилом (Стобийковым). Он про- § возгласил себя митрополитом, и хотя у церкви не установлено ¡в евхаристическое общение с другими православными фор- р мированиями, он обменивается официальными посланиями § с руководством старостильнического Каллиникитского синода Церкви ИПХ Греции, Македонской православной церкви, ^ Черногорской православной церкви и Православной церкви Ч России, возглавляемой митрополитом Московским и Всерос- § сийским Рафаилом (Прокопьевым-Мотовиловым). Ц
Основатель БПСЦ образовал свою структуру, выйдя из 4 альтернативной Болгарской православной церкви по причине § некоторых разногласий с ее руководством. Сама же альтерна- ^ тивная Болгарская православная церковь была создана после в падения в Болгарии коммунистического режима. В это время, § с началом нового политического, экономического, социаль- ^ ного этапа развития Болгарии, часть клириков стала рьяно ^ поддерживать установившуюся новую власть и в ситуации ^ наступивших перемен возбудила вопрос о том, что патриарх ^ Максим, управлявший церковью, был связан с партийно- § государственным аппаратом и спецслужбами. Представители этого церковного направления сделали попытку сместить патриарха, но она не удалась. В 1992 г. часть епископов и клириков вышли из состава традиционной Болгарской церкви и образовали свой альтернативный Синод. Его возглавил один из старейших по хиротонии митрополит Неврокопский Пимен. Группировка взяла в церковных делах верх, некоторое время управляла всей церковью. Митрополит Пимен даже участвовал в инаугурации президента. В то же время возник тандем представителей альтернативного Синода с «Союзом демократических сил». При очередной смене власти опять был поднят авторитет традиционной Болгарской церкви и патриарха Максима; захваченные альтернативным синодом храмы с помощью госструктур начали возвращаться к Бол-
га гарской поместной церкви. До конца 2012 г. альтернативным
Ен
о Синодом руководит митрополит Иннокентий. В этот период ^ в самой Болгарии действовало 12 активных приходов Синода О со священниками, разделенные на три епархии. В Софии ввил ду недостатка храмов богослужения приходов проводились о на улицах и площадях.
^ В феврале 2010 г. от Синода фактически отделился епископ
^ Гервасий, образовавший еще один альтернативный Синод. 2 Его формирование началось в 2009 г. Епископ Гервасий при-^ нял на себя сан митрополита с титулом Неврокопский (такой ^ титул имел основатель альтернативного Синода Пимен). Этим ^ самым он дал понять, что руководимый митрополитом Иннокентием Синод не выполняет тех задач, которые были сформулированы в начале образования альтернативного Синода. Гервасий вышел из него, тем самым осуществив раскол в расколе. Для создания своего епископата он вошел в евхаристическое общение со «Священным Миланским Синодом»12.
В 2012 г. митрополит Иннокентий (Петров) покаялся и вернулся в каноническую церковь, куда был принят в сане епископа. Вместе с ним о воссоединении объявили порядка 15 священников.
В Болгарии с 2005 г. действует Христианская вселенская апостольская церковь, основанная священником Христопи-саровым. Она отличается экуменической направленностью, либеральным подходом к исполнению канонических правил. Для участия в хиротониях приглашаются англиканские епископы, к евхаристии допускаются члены протестантских объединений.
В 2009 г. в Хорватии была образована Хорватская православная община, объявившая о своей самостоятельности по отношению к Сербской православной церкви, что вызвало большое беспокойство канонической церкви. В материалах этой вновь созданной общины они усмотрели ссылку на ее
12 Священный Миланский Синод (он же — Православная автономная митрополия Западной Европы и Америки) — неканоническая юрисдикция православной традиции, основанная в 1990 г.Евлогием (Хес-слером) (1935-2019), который носил титул «митрополита Миланского и Аквилейского».
преемственность от печально известной Хорватской право- ^ славной церкви, которая недолго просуществовала в период § фашистской оккупации. Основанная в 1942 г. церковь ста- § ла известна тем, что ее руководство и члены способствова- £ ли усташам13 в вытеснении сербов за пределы Хорватии и их § уничтожении. Священноначалие Сербской православной ^ церкви считает, что образованная община может стать кон- р солидирующей организацией, которая будет продолжать дея- § ния действовавшей Хорватской православной церкви.
В 60-е гг. прошлого века в Македонии, находившейся ^ в составе Югославии, была провозглашена Македонская Ч православная церковь. О ней ее организаторы говорили, как § о возрожденной Охридской архиепископии. Сама же архиепи- Ц скопия в 40-х гг. начала существовать после того, как создалась 4 инициативная группа. Возрождение архиепископии, а впо- § следствии создание Македонской церкви, было поддержано ^ представителями республиканской государственной власти. в
Сербская церковь вела с ними диалог. Она могла бы предо- § ставить образующейся структуре автономию. Однако и сами ^ отделяющиеся, и гражданские власти на это не соглашались, ^ стремясь утвердить автокефальную православную церковь ^ в Македонии. После распада Югославии, в Македонии окон- ^ чательно была утверждена Македонская православная цер- § ковь. Сегодня она имеет 15 епархий — 11 в Македонии и 4 за рубежом, которые располагают 2000 храмов с 600 священнослужителями и 12 действующими монастырями, где проживают 100 монашествующих. На Богословском факультете имени святителя Климента Охридского за все годы этой работы получило образование около 1200 человек. Последнее десятилетие отличается напряженными отношениями между Македонской и Сербской церквями, которые находятся в незатиха-ющем конфликте.
Есть небольшие церкви, идентифицирующие себя с православием, в Португалии, Италии, а также во Франции. Их
13 Усташи (хорв. ustase, букв. — восставшие) — хорватская террористическая националистическая организация, основанная в 1929 г. главой т. н. «Новой хорватской партии права» А. Павеличем для борьбы за независимость Хорватии.
о
га появление связано с деятельностью священно-церковнос-
о лужителей, которые, находясь в тех или иных юрисдикциях,
^ основывали свои церкви там, где они жили, или в зарубежье.
О Некоторые юрисдикции создавались при поддержке Русской
л православной церкви за границей. Так, с РПЦЗ была связана
га
о Православная церковь Португалии, а также Франции. к
^ В последнее время заметны союзы или консолидации
^ вышеупомянутых юрисдикций за рубежом. Такая консо-2 лидация наблюдается в деятельности некоторых структур ^ Европы. Православная церковь Италии, основанная в 1992 ^ г. епископом Антонио (де Россо), входит в группу церквей, ^ которые также являются неканоническими в современном православии: автокефальной Болгарской церкви, Украинской православной церкви Киевского патриархата, Черногорской и Македонской. Французская православная церковь, основанная архиепископом Вигиллией Моралисом в 1996 г., имеет два монастыря, четыре прихода во Франции и по одному приходу в Бельгии, Швейцарии и Бразилии. Богослужения и таинства в ней совершаются и по византийскому, и по галликанскому14 обряду. В 2006 г. она вошла в образованное Сообщество западных православных церквей. В нем состоит также Кельтская православная церковь и Православная церковь галлов.
На американском континенте в ХХ в. и в начале XXI в. возникло большое число юрисдикций, не подчиняющихся какой-либо канонической православной церкви, немалое число из них появлялось и распадалось, однако некоторые, существующие ныне, берут свое начало от распавшихся юрисдикций. В условиях этноконфессионального плюрализма и демократического устройства во многих государствах Америки возникало действительно много расколов — это является особенностью их появления на американском континенте, и в то же время отличает ситуацию от той, которая складывалась
14 Галликанский обряд — один из древних Западных литургических обрядов, практиковавшийся в ^-УШ веках в Галлии, и возникшем впоследствии на ее территории Франкском королевстве, а также в других регионах Западной Европы. При Карле Великом (748-814) было принято решение об отказе от галликанского обряда и переходе на римский обряд. Отдельные элементы обряда перешли в литургическую практику римского обряда.
в странах бывшего социалистического лагеря. Если в США ^ или Канаде не было проблем легального существования рас- § колов, то в упомянутых странах многие расколы уходили § в церковное подполье и там множились. Остановимся на неко- £ торых более заметных формированиях в Северной и Латин- § ской Америке. Чв
В 1964 г. протоиереем Вальтером Профетой была основана р Американская православная церковь. Будучи священником § Украинской греко-православной церкви, он стал совершать богослужение на английском языке. Возник конфликт со свя- ^ щенноначалием, и о. Вальтер образовал структуру под назва- Ч нием «Американская православная католическая церковь». § В 1965 г. он переименовал ее в Американскую православную Ц церковь. Пик ее активности и распространения за пределами Ч Америки (даже в Африке) пришелся на 60-70-е гг. ХХ в. §
Еще на рубеже 1920-30-х гг. в Америке существовала юрис- ^ дикция, именовавшаяся «Американская православная като- ^ лическая церковь», отколовшаяся от Американской митро- § полии Русской православной церкви. Протоиерей Вальтер ^ восстановил это название в своей первоначальной церковной ^ структуре. В его епископской хиротонии принимали участие ^ архиереи из существовавшей тогда также неканонической ^ Автокефальной греческой православной церкви Америки § (Истинно-православная церковь Греции и диаспоры) и др. подобных структур. Во время хиротонии основатель получил имя Владимир, впоследствии принял сан патриарха. Скончался в 1972 г.
Что касается распавшихся юрисдикций, следует назвать Экзархат Александрийского патриархата в Америке (19341945), основанный священником Христофором (Кентогиор-гиосом). Часть существующих самостоятельных неканонических формирований ведет свое начало от этого экзархата. Подобное также случилось в 1920-е гг. с Американской православной католической церковью. Было время нестабильного состояния Американской митрополии Русской православной церкви. В ней среди священно-церковнослужителей возникают раскольнические настроения, желание создать в амери-
га канской полиэтнической обстановке юрисдикции для отдель-о ных этноконфессиональных групп. Таким образом, создается ^ «Сирийская Греко-Православная миссия в Северной Аме-О рике», руководителем которой стал Архиепископ Евфимий л (Офеш). Однако он выступил за самостоятельность миссии о и ее преобразование в церковь. Такое стремление породило ^ конфликт с юрисдикцией, в которую первоначально входи-^ ла миссия. Результатом все-таки стало отделение миссии от ^ Американской митрополии и создание неканонической Аме-^ риканской православной католической церкви (АПКЦ). Зада-^ чей ее было стать наднациональной церковью, ведя миссию ^ среди неправославных. Помимо других юрисдикций в нее вошло несколько десятков украинских греко-католических приходов. Во многих общинах АПКЦ богослужения ведутся на английском языке. Некоторые общины совершали службу и по западному обряду.
В 1930-е гг. АПКЦ оказалась без епископского возглавле-ния и стала распадаться, но от нее ведут свое начало другие существующие неканонические структуры.
В Америке существуют и этноконфессиональные неканонические структуры. Прежде всего, об этом говорят их названия. К ним относятся, наряду с существующими русскими, также украинские, белорусские, арабские и др.
С 1970-х гг. действовал «Американский всемирный патриархат» (с 1972 г.), основанный белорусским эмигрантом Владиславом Рыжего-Рыжским. Он же был руководителем Американской православной католической церкви. Для изучения межконфессиональных и юрисдикционных отношений представляет интерес первоначальное епископское посвящение Владислава. В нем участвовали епископы от Албанской православной церкви, Украинской православной церкви Америки и монофизитской Коптской православной церкви.
В юрисдикции Американского патриархата и была учреждена Белорусская автокефальная православная церковь (другое название — Православная кафолическая Белорусская христианская церковь). Владислав надеялся на то, что она будет церковью для всей белорусской нации.
В 1978 г. Владислав умирает; главным в Американском ^
патриархате становится его брат Юрий, однако не все архие- §
¡2
реи, в прошлом посвященные в этом патриархате, признали § его. Архиепископ Белостокский Витторио Джованни Мариа £ Буса вышел из патриархата и создал в 1979 г. Белорусскую § автокефальную православную церковь в изгнании (БАПЦ Чв в изгнании), ее другое название — Белорусская православная славянская церковь, есть у нее и третье название — Белорусский патриархат в изгнании. В силу того, что Буса объявил себя патриархом, в последующие годы структура получила разви- ^ тие и стала иметь общины не только в Европе, но и в Африке. Ч Богослужение совершается по православному чинопоследо- § ванию, но в некоторых общинах заметно влияние и латинской Ц богослужебной традиции. Ч
В БАПЦ в начале 1980-х гг. происходит раскол и образуется § Белорусская автокефальная православная церковь в Америке ^ (1982). К настоящему времени у церкви шестнадцать приходов ^ в США, пять в Канаде, один в Италии, по одному во Львове § и Санкт-Петербурге. Несмотря на столь недолгий срок суще- ^ ствования, ее история изобилует многочисленными конфлик- ^ тами между архиереями. Одним из ее идеологов является ^ бывший сотрудник ОВЦС МП, ныне митрополит, Александр ^ (Сологуб). Он со своими последователями выражает надежды § на установление в Белоруссии власти национального правительства. При нем и восторжествует, как считает Александр, подлинная Белорусская православная церковь. Иерархия БАПЦ в Америке устанавливает связи с представителями Константинопольского патриархата, надеясь в будущем на содействие в утверждении автокефалии в Белоруссии.
На Американском континенте имеется несколько юрис-дикций, которые себя относят к греческой православной традиции. К ним следует причислить: Автокефальную Греческую восточную православную католическую апостольскую церковь в Северной Америке, Независимую Греческую православную церковь Соединенных Штатов, Итало-Греческую православную церковь Америки и Канады, Греческую православную миссионерскую архиепископию Америки.
га Автокефальная греческая церковь, просуществовав около
Ен
о трех десятилетий, то есть с 1930-х до начала 60-х гг., распалась
^ после кончины ее основателя архиепископа Арсения (Салта-
О са). О некоторые архиереи и общины, действующие сейчас
л в Америке, начинали именно в этой неканонической структу-
о ре. Независимая Греческая православная церковь ведет свое
^ начало от старостильного движения. Она немногочисленна,
^ управляет ею один архиерей — епископ Сан-Францискский
2 Илия (Шинкевич). Он проповедует далекое от православно-
К
^ го воззрение на современные взаимоотношения полов. Его
К
^ взгляды близки к тем, которые распространяют некоторые ^ представители протестантских объединений, а именно о разрешении однополых браков и снижении ответственности мужчины в семье.
Итало-Греческую церковь в 1997 г. создал Стивен Дж. Энеа. Епископскую хиротонию над ним совершил архиепископ Тимофей (Афанасиу), руководящий «Истинно-православной церковью Греции и диаспоры». До провозглашения церкви существовали отдельные структуры итало-греческой традиции. По мнению приверженцев церкви, ее истоки уходят в первые века христианства и в дальнейшие периоды его истории. В религиозной практике поселившихся на острове Сицилия греков возобладала православная традиция. В XIX в. представители некоторых общин иммигрировали в Америку и здесь обосновались, существуя независимо от какой-либо юрисдикции. Однако впоследствии они вошли в связь с греческими старостильниками. В титуле примаса этой церкви упоминаются Сиракузы15, а полностью он звучит, как епископ Утики, митрополит Сиракузский, Американский и Канадский. Более того, он наделяется с 2004 г. титулом «Местоблюстителя архиепископского престола в Сиракузах». Греческая архиепископия в Америке основывалась в 1970 г. епископом Амеркианским Панкратием (Врионисом). При всей своей неканоничности, ее руководство претендует на преемство от
15 Сиракузы — итальянский город на восточном берегу острова Сицилия, административный центр провинции Сиракуза. В античности — один из основных политических и культурных центров Средиземноморья.
Русской православной церкви, Русской православной церк- ^
ви заграницей и Албанской православной церкви. К 2002 г. §
о '"О
насчитывалось 42 прихода и 8 монастырей. При сохранении §
православной греческой традиции в англоязычных приходах £
§
годичного круга по григорианскому календарю. 4
допускается латинская традиция богослужения и совершение
В Латинской Америке одной из крупнейших неканониче- р ских юрисдикций является Православная церковь в Латин- § ской Америке. Основой ее формирования были общины, созданные Румынским патриархатом, Антиохийской церковью ^ и отчасти Украинской автокефальной православной церковью. 4 Ее основателем стал выходец из монашеской среды Румын- § ской православной церкви архиепископ Хризостом (Цели). Ц Окончательное ее утверждение произошло в сентябре 2010 г. 4 Церковь имеет разветвленную структуру, ее общины, мона- § стыри, учебные заведения находятся в Эквадоре, Колумбии, ^ Венесуэле, Бразилии, Коста-Рике. Многие из них в перечис- ^ ленных государствах прошли регистрацию, однако руководи- § тель церкви имеет тяготение к возвращению под юрисдикцию ^ Румынского патриархата. ^
В Закавказье, а именно в Абхазии и Южной Осетии, среди ^ некоторых клириков уже много лет назад появилась тенден- ^ ция отделиться от Грузинской православной церкви. Такое § желание вызвано сложившейся общественно-политической ситуацией. Как в Южной Осетии, так и в Абхазии усугубились настроения по утверждению политической самостоятельности этих территорий, что же касается церковного вопроса об отделении от Грузинской православной церкви, то он коренится в истории. Были долгие периоды, когда и там, и там православные структуры не находились в союзе с Грузинской церковью.
В Южной Осетии существующая Аланская епархия воссоздана на исходе XX в. Еще в периоды раннего и средневекового христианства осетины-аланы восприняли православие из Византии, и долгое время здесь действовала Аланская епархия, получившая статус митрополии. Но в начале XIX в. при включении Грузии в состав Российской империи и при соз-
га дании вместо юрисдикции Грузинской православной церкви о Экзархата, к нему и была присоединена Аланская епархия. ^ В период распада Советского Союза Грузия стала независи-
О мой. Такие территории, как Южная Осетия и Абхазия, претен-л дующие на государственную самостоятельность, продолжают о считаться Грузинской церковью каноническими. Однако вну-^ три Южной Осетии и Абхазии получила развитие тенденция, ^ приведшая к выходу православных структур на этих террито-2 риях из-под юрисдикции ГПЦ. В итоге в Южной Осетии пра-^ вославная община вначале вошла в состав Русской православ-^ ной церкви заграницей. Но после раскола РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В) ^ Южно-Осетинское благочиние порвало связи с РПЦЗ.
К тому времени благочинием руководил игумен Георгий (Пухатэ). Он начал переговоры с митрополитом Оропост-ским и Филийским Киприаном (Куцумбасом), председателем «Синода Противостоящих»16 церкви ИПХ Греции. Благочиние после переговоров было принято в эту старостильни-ческую структуру. Ей придали статус Аланской митрополии (таковая была некоторое время в досоветский период). В 2005 г. о. Георгий был хиротонисан во епископы.
В Абхазии тенденция к самостоятельности православной общины завершилась объявлением в сентябре 2009 г. Абхазской православной церкви. Руководство ею осуществляется священником Виссарионом (Аплиа).
Однако Грузинская церковь формально оставляет за собой архипастырство за православными Южной Осетии и Абхазии. Назначенные на эти кафедры архиереи остаются в штате с теми же титулами, но находятся вне этих республик, чаще всего в Тбилиси.
Есть и другая сторона разразившегося конфликта. У православного населения этих территорий есть тяготение к установлению канонических отношений с Русской православной церковью. Однако поскольку Русская православная церковь не хочет нарушать Правила Вселенских соборов и осознает,
16 «Синод Противостоящих» — одна из неканонических старостильных греческих юрисдикций. Действовал с 1984 по 2014 гг.
I
что может появиться конфликт с Грузинской церковью, она ^ не идет на такое сближение... §
К настоящему времени в Абхазии образовались две груп- § пы православных — одной продолжает руководить священ- £ ник Виссарион (Аплиа), тяготеющий к связям с Московским § патриархатом. Есть еще одна группа, которая более радикаль- ¡в но настроена к утверждению самостоятельной церкви. Она р устанавливает связь и ищет поддержки от Константинопольского патриархата. Лидерами этой группы являются заштатные клирики Московской патриархии священники Доро- ^ фей (Дбар) и Андрей (Ампар). ^
В Австралии один из значительных расколов произошел § совсем недавно, в 2009 г. Здесь еще в конце XIX в. появились Ц греки-иммигранты, и они находились в юрисдикции Константинопольского патриархата. Была создана Федерация грече- § ских православных общин Австралии, однако в Федерации ^ возникло стремление получить церковно-административную в независимость от патриархата. §
Раскол появился не вдруг. Ему предшествовало возник- ^ новение конфликтных ситуаций между руководством Феде- ^ рации и Фанаром17. В 2009 г. Федерация объявила о выходе ^ большинства общин из юрисдикции Константинопольского ^ патриархата и переходе в юрисдикцию «авксентьевского» § синода церкви ИПХ Греции (ветвь греческого старостильного раскола). Синод утвердил отдельную епархию, поименовав ее «Священной Митрополией Австралии и всея Океании». Однако местное руководство дало ей второе название «Автокефальная православная церковь Австралии и Америки».
Одна из особенностей появившейся старостильной структуры — сохранение во многих приходах бывшей Федерации употреблявшегося ею прежде нового календарного стиля в годичном круге богослужений. Синод церкви ИПХ Греции
17 Фанар — исторический район в Константинополе (впоследствии Стамбуле), на южной стороне Золотого Рога. На территории Фанара находится резиденция константинопольского патриарха. В данном контексте под Фанаром подразумевается Константинопольский патриархат.
о
® не противодействует этому, но со стороны других старо-^ стильных ветвей подвергается критике.
^ Есть также в Австралии небольшое число общин Маке-
О донской православной церкви, которая также не признана ^ в качестве канонической Поместными церквами Вселенско-§ го православия. Были здесь структуры и Русской православ-н ной церкви заграницей. Поскольку произошло объединение РПЦЗ с Матерью-Церковью, пока неизвестно, объединились § ли эти структуры в Австралии.
я Итак, во-первых, православие продолжало свое распро-
н странение в мире, что явилось следствием миграционных процессов и активизации миссионерской деятельности православных церквей. На исходе века можно выделить регионы, в которых в той или иной мере распространилось православие: Ближний Восток и Малая Азия, Закавказье, Африка, Европа, включая Россию, Американский континент, Центральная и Юго-Восточная Азия и, наконец, Дальний Восток. В двенадцати государствах мира православные составляют большинство среди приверженцев других религий и конфессий: в Белоруссии, Болгарии, Греции, Грузии, Кипре, Македонии, Молдавии, России, Румынии, Сербии, Украине, Черногории. В остальных странах православные находятся в меньшинстве. Есть в отдельных регионах государства, в которых находится всего лишь несколько православных общин. В некоторых других — православие появилось лишь в обозреваемый период. В тоже время есть места (отдельные государства, обжитые острова), в которых еще не началась проповедь православия.
Во-вторых, некоторые православные церкви в ХХ в. стали терять то влияние, которое они имели в прежние времена, особенно в тех государствах, где установились коммунистические режимы и началось искоренение религии, включая и православие. Однако после падения упомянутых режимов эти церкви опять стремятся занять свое достойное место в обществе.
В-третьих, произошли большие юрисдикционные изменения, образовались регионы, в которых одновременно стали существовать юрисдикции разных Поместных церквей.
Такое состояние оценивается как нарушение канонических ^ правил Вселенского православия, вызывает противоречия 4 в межъюрисдикционных отношениях и неблаготворно влияет ^ на упрочение единства православия в целом. Однако в неко- £ торых местах, с одной стороны, эти отношения усложняются, ^ углубляя разделения между православными юрисдикциями. чв С другой стороны, есть регионы, в которых ставится пробле- р ма объединения юрисдикций в одну — или автономную, или § автокефальную церковь, которая находилась бы в единстве со всеми остальными Поместными церквами. ^
В-четвертых, средоточие в одном каком-либо регионе ч людей разных национальностей вызывает языковую пробле- § му, которая по-разному решается церквями. За рубежом неко- Ц торые церкви отходят от традиции совершать богослужение 4 на первоначально утвержденном языке и ведут его на языках § тех народов, которые приходят к православию. ^
Обобщение многообразия и географии распространения в юрисдикций, позиционирующих себя православными, но не § относящихся ни к одной из Поместных церквей Вселенского ^ православия, дает возможность отметить следующее: они ^ также распространены во многих станах мира. Можно гово- ^ рить и о многообразии причин их происхождения, которые ^ кроются, прежде всего, в социально-политической обста- § новке государств и в изменяющейся религиозной ситуации. Многое зависит от личностных качеств руководителей общин или других структур — клириков и епископов. Ситуации, в которых действуют расколы, вносят в богослужебную и каноническую практику новации, которые противоречат канонам православия. Особенно это заметно в хиротониях, для участия в которых приглашаются епископы инославных конфессий.
Можно выделить регионы и страны, в которых возникает большое число структур альтернативного православия. Наибольшее их количество наблюдается в России, на Балканах, на Американском континенте, в Украине. При всей превалирующей раскольнической идеологии, в некоторых регионах и странах между юрисдикциями альтернативного правосла-
га вия заметны тенденции, ведущие к объединению отдельных о направлений.
^ Вышеприведенные сведения закономерно вызывают
О вопрос: если единство является основным условием суще-
л ствованияи деятельности Церкви и со всех сторон раздаются
га
о призывы к нему, то почему количество и интенсивность раз-
^ делений так велико? Рассуждения типа: «к этому толкает пад-
^ шая, развращенная природа человека» — малоубедительны,
2 поскольку данная причина слишком обща и аргумент годится
К
^ только чтобы покачать головой и посетовать на грех Адама.
К
^ А может дело не только и не столько в единстве как таковом, ^ а в эффективности выполнения Церковью своего предназначения?
В чем главное предназначение Церкви? Нести Евангелие — Весть о спасении — всем народам (Мф 28:19-20). Все остальные функции — сопутствующие, обеспечивающие эту главную.
Библия говорит, что ничего в мире не происходит без дозволения или допущения Бога. Следовательно, если Церковь недобросовестно исполняет это Великое поручение, Богу приходится принимать меры к исправлению ситуации и подаче некоего дополнительного импульса для продолжения выполнения Своего плана спасения мира («Он ли скажет, и не сделает? Будет говорить и не исполнит?» (Чис 23:19).
Наблюдая за последствиями церковных расколов (для чего, как мы увидели, имеется богатый материал),непредвзятый исследователь заметит, что обе части разделенной структуры (Вселенской или поместной церкви, конфессии, отдельной общины и пр.) начинают интенсивно заниматься миссионерством — в целях восполнения утраченной численности или территории, признания или материального обеспечения. Это продолжается до тех пор, пока они не почувствуют, что достигли какого-то приемлемого для них состояния и вошли в зону комфорта... Затем через какое-то время для каждой из этих новых структур (общин, церквей) все может повториться.
Какие же выводы можно сделать из таких наблюдений? Вероятно, церковь в какой-то момент перестала (или, по крайней мере, значительно замедлила) выполнять свою главную
задачу — проповедь спасения, возможно, увлекшись какими- ^
то другими делами (например, социальной работой, борьбой ^
'"О
за права людей, или бизнесом, а может, просто успокоившись ^
на лаврах). £
Вот в этом месте можно предположить следующее. Бог ^
допускает кому-то в церкви увидеть в ее жизни, традици- ч
ях, настроениях нечто, вызывающее несогласие, т. е. то, что р
можно определить недавно вошедшим в научный оборот тер- § мином «конкурентный религиозный дискурс» — комплекс коммуникативных действий или событий, базирующихся
на иных по отношению к традиционным в данной религиоз- ч
ной системе представлениях18. Он развивается, привлекает § сторонников и, в конце концов, проявляется и реализуется
Список литературы / References
1. Основные старообрядческие толки // URL: https: // studwood.net/524849/religiovedenie/osnovnye_staroobryadcheskie_ tolki (13.07.2024).
2. Парсонс Т. О структуре социального действия. М, 2000. Parsons T. O strukture sotsial'nogo deystviya [On the structure of social action]. Moscow, 2000.
3. Погасий А. К. Конкурентные религиозные дискурсы в социально-исторической эволюции русского православия: Дисс. ... д-ра филос. н. СПб., 2013. Pogasiy A. K. Konkurentnye religioznye diskursy v sotsial'no-istoricheskoy evolyutsii russkogo pravoslaviya: Diss. dokt. filos. nauk. [Pogasii A.K. Competitive religious discourses in the socio-historical evolution of Russian Orthodoxy: Diss. doct. Philos. sciences']. Saint Petersburg, 2013.
18 Погасий А. К. Конкурентные религиозные дискурсы в социально-исторической эволюции русского православия: Дисс. ... д-ра филос. н. СПб., 2013. С. 39.
р
в форме раскола. В общем, Бог, похоже, делает то, что, проведя ¡4
библейскую аналогию, допустимо выразить словами апосто- §
ла Павла: «Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти ^
и не спасу ли некоторых из них?» (Рим 11:14). ^
Во всяком случае, приведенные в настоящей статье доводы £
позволяют в какой-то мере объяснить противоречие между ^
общим стремлением к единству и трудно обозримым числом ^
религиозных разделений в истории церкви. ^
to to
и 4. Православие. Доклад митрополита Волоколамского Ила-
о риона на открытии «Дней православной книги» // URL: https:// ^ mospat.ru/ru/news/54516/ (18.07.2024). Pravoslaviye. Doklad я mitropolita Volokolamskogo Ilariona na otkrytii «Dney pravoslavnoy knigi» [Orthodoxy. Report by Metropolitan Hilarion of Volokolamsk at the opening of the «Days of the Orthodox Book»] // URL: https:// О mospat.ru/ru/news/54516/ (18.07.2024)
g 5. Православие // Новая философская энциклопедия //
^ URL: https: //iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about (18.07.2024). Pravoslaviye [Orthodoxy] // Novaya filosofskaya ® entsiklopediya // URL: https: //iphlib.ru/library/collection/ S3 newphilenc/page/about (18.07.2024).
н 6. Российская Православная Автономная Церковь // URL:
http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-rpac.html (13.07.2024). Rossiyskaya Pravoslavnaya Avtonomnaya Tserkov' [Russian Orthodox Autonomous Church] // URL: http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-rpac.html (13.07.2024).
7. Слесарев А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924-2008). Москва, 2009. Slesarev A.V. Starostil'nyy raskol v istorii Pravoslavnoy Tserkvi (1924-2008). [The Old-style schism in the history of the Orthodox Church (1924-2008)]. Moscow, 2009.