Научная статья на тему 'Краткий обзор наиболее крупных современных церковных разделений, действующих на канонической территории Русской Церкви.'

Краткий обзор наиболее крупных современных церковных разделений, действующих на канонической территории Русской Церкви. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Неканонические юрисдикции / раскол / «Истинно-Православная Церковь России» / «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата» / «Православная Церковь Украины» / «осколки РПЦЗ в России». / Неканонические юрисдикции / раскол / «Истинно-Православная Церковь России» / «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата» / «Православная Церковь Украины» / «осколки РПЦЗ в России».

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бочков Павел Владимирович

В статье приведен весьма краткий обзор наиболее крупных неканонических православных юрисдикций, действующих в настоящее время на каноническом пространстве Поместной Русской Церкви. Рассмотрено шесть наиболее крупных структур по числу входящих в их состав общин верующих: «Православная Церковь Украины», «Русская Православная Церковь Заграницей» юрисдикции «митрополита» Агафангела (Пашковского), «Истинно-Православная Церковь России» юрисдикции «схимитрополита» Серафима (Мотовилова), «Российская Православная Автономная Церковь» юрисдикции «митрополита» Феодора (Гинеевского)», «Апостольская Православная Церковь», «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата» «патриарха» Филарета (Денисенко). Приведены самые краткие сведения о времени и истории возникновения этих групп, количество общин, клириков и «епископата». Из предложенного обзора становится очевидным, что неканонические группы, отделившиеся от Русской Церкви в силу различных причин, в процессе своего юрисдикционного развития и внутреннего устройства зачастую находятся в состоянии конфликта между своими религиозными лидерами, что, в свою очередь, приводит к новым разделениям и дроблениям этих структур. Тем не менее, вследствие увеличения своего «епископата», эти группы представляют существенную угрозу церковному единству. Сбор и анализ материалов о истории и современном состоянии неканонических групп способен не только отразить реальное положение в мире раскольнических сообществ, но и стать основой для общецерковной реакции на это явление, комплексом противораскольнической борьбы и выработке дальнейших мер по защите церковного единства и канонического устройства Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Бочков Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A brief overview of the largest modern church divisions operating on the canonical territory of the Russian Church.

The article provides an overview of the largest non-canonical Orthodox jurisdictions currently operating in the canonical space of the Local Russian Church. The 6 main structures in terms of the number of communities of believers included in them were considered: «Orthodox Church of Ukraine,» «Russian Orthodox Church Outside of Russia» jurisdiction «Metropolitan» Agafangel (Pashkovsky), «True Orthodox Church of Russia» jurisdiction «Schimitropolite» Seraphim (Motovilov), «Russian Orthodox Autonomous Church» jurisdiction «Metropolitan» Theodore (Gineevsky), «Apostolic Orthodox Church», «Ukrainian Orthodox Church of the Kyiv Patriarchate» «Patriarch» Filaret (Denisenko). The information about the time and history of the emergence of these groups, the number of communities, clergy and «episcopates» are given. From the proposed review, it becomes clear that non-canonical groups, separated from the Russian Church for various reasons, in the process of their jurisdictional development and internal structure, are often in a state of conflict between their religious leaders, which, in turn, promotes to new subdivisions of these structures. Nevertheless, due to the increase in their «episcopate» these groups represent a significant threat to church unity. The collection and analysis of materials on the history and current state of non-canonical groups can not only reflect the real situation in the world of schismatic communities, but also become the basis for a general church reaction to this phenomenon, a complex of antischismatic struggle and the development of further measures to protect church unity and the canonical structure of the Church.

Текст научной работы на тему «Краткий обзор наиболее крупных современных церковных разделений, действующих на канонической территории Русской Церкви.»

УДК 273.99 Бочков Павел Владимирович,

священник, доктор богословия (Dr.Hab.), доктор теологии (ThDr), кандидат юридических наук (PhD), доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Костромской духовной семинарии

Краткий обзор наиболее крупных современных церковных разделений, действующих на канонической территории

Русской Церкви1

Аннотация. В статье приведен весьма краткий обзор наиболее крупных неканонических православных юрисдикций, действующих в настоящее время на каноническом пространстве Поместной Русской Церкви. Рассмотрено шесть наиболее крупных структур по числу входящих в их состав общин верующих: «Православная Церковь Украины», «Русская Православная Церковь Заграницей» юрисдикции «митрополита» Агафангела (Пашковского), «Истинно-Православная Церковь России» юрисдикции «схимитрополита» Серафима (Мотовилова), «Российская Православная Автономная Церковь» юрисдикции «митрополита» Феодора (Гинеевского)», «Апостольская Православная Церковь», «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата» «патриарха» Филарета (Денисенко). Приведены самые краткие сведения о времени и истории возникновения этих групп, количество общин, клириков и «епископата». Из предложенного обзора становится очевидным, что неканонические группы, отделившиеся от Русской Церкви в силу различных причин, в процессе своего юрисдикционного развития и внутреннего устройства зачастую находятся в состоянии конфликта между своими религиозными лидерами, что, в свою очередь, приводит к новым разделениям и дроблениям этих структур. Тем не менее, вследствие увеличения своего «епископата», эти группы представляют существенную угрозу церковному единству. Сбор и анализ материалов о истории и современном состоянии неканонических групп способен не только отразить реальное положение в мире раскольнических сообществ, но и стать основой для общецерковной реакции на это явление, комплексом противораскольнической борьбы и выработке дальнейших мер по защите церковного единства и канонического устройства Церкви.

Ключевые слова: Неканонические юрисдикции, раскол, «Истинно-Православная Церковь России», «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата», «Православная Церковь Украины», «осколки РПЦЗ в России».

1 В основу статьи положены тезисы доклада, зачитанного на Ш Всероссийской научно-богословской конференции «Обновленческий раскол в Сибири: канонические, богословские и исторические оценки» (Томск, Томская духовная семинария, 17 июня 2024 г).

UDC 273.99 Bochkov Pavel,

priest, Doctor of Theology (Dr.Hab.), Doctor of Theology (ThDr), Candidate of Law Sciences (PhD), Professor, Department of Theology and Christian Communication Interregional Academy of Personnel Management, rector of the church St. Archdiocese of Krasnoyarsk of Norilsk

A brief overview of the largest modern church divisions operating on the canonical territory of the Russian Church

Annotation. The article provides an overview of the largest non-canonical Orthodox jurisdictions currently operating in the canonical space of the Local Russian Church. The 6 main structures in terms of the number of communities of believers included in them were considered: «Orthodox Church of Ukraine,» «Russian Orthodox Church Outside of Russia» jurisdiction «Metropolitan» Agafangel (Pashkovsky), «True Orthodox Church of Russia» jurisdiction «Schimitropolite» Seraphim (Motovilov), «Russian Orthodox Autonomous Church» jurisdiction «Metropolitan» Theodore (Gineevsky), «« Apostolic Orthodox Church, «« Ukrainian Orthodox Church of the Kyiv Patriarchate «« Patriarch «Filaret (Denisenko). The information about the time and history of the emergence of these groups, the number of communities, clergy and «episcopates» are given. From the proposed review, it becomes clear that non-canonical groups, separated from the Russian Church for various reasons, in the process of their jurisdictional development and internal structure, are often in a state of conflict between their religious leaders, which, in turn, promotes to new subdivisions of these structures. Nevertheless, due to the increase in their «episcopate» these groups represent a significant threat to church unity. The collection and analysis of materials on the history and current state of non-canonical groups can not only reflect the real situation in the world of schismatic communities, but also become the basis for a general church reaction to this phenomenon, a complex of anti-schismatic struggle and the development of further measures to protect church unity and the canonical structure of the Church.

Keywords: Non-canonical jurisdictions, schism, «True Orthodox Church of Russia», «Ukrainian Orthodox Church of the Kyiv Patriarchate», «Orthodox Church of Ukraine», «fragments of ROCOR in Russia».

Вопрос церковных разделений всегда был особенно болезненным для канонической Церкви, ведь напрямую касался темы церковного единства. Раскол как явление всегда представляет большую опасность, вызывает тревогу не только у церковной иерархии, но вносит раздрай, недопонимание в отношения между клириками и мирянами, разделяет общество по религиозным мотивам и может привести к острым конфликтным ситуациям с самыми разными негативными последствиями.

К2024годунаканоническойтерриторииРусской ПравославнойЦеркви действовало несколько десятков раскольнических сообществ самых разных идеологических оснований и различного происхождения. Все эти группы, несмотря на то, что в основном находятся в резком отрицании друг друга, тем не менее вместе действуют против Русской Православной Церкви.

Существует ряд классификаций и типологий, по которым можно рассматривать церковные разделения. Но дабы не перегружать аудиторию этой вводной информацией, скажем лишь, что в нашем кратком обзоре мы поместили неканонические юрисдикции, исходя из принципа оценки их величины от более крупной к менее значительной. При этом мы рассмотрим лишь шесть наиболее крупных неканонических сообществ. Подчеркнем, что предложенный список - призван отметить лишь самые заметные группы и не ставит своей целью сделать глубокое и детальное описание конкретных юрисдикции, которые достаточно подробно описаны автором в прочих работах2. В нашем докладе нет места подробному пересказу истории возникновения того или иного раскола, персональному составу епископата и происхождению его «апостольского преемства».

Конечно, самым крупным образованием, противопоставившим себя канонической Русской Церкви, является незаконно созданная Вселенским Патриархатом в 2018 г. Православная Церковь Украины (ПЦУ). В 2018 г. Вселенский патриархат в единоличном порядке «обновил в сане» запрещенных и извергнутых из сана бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко), который также находился под анафемой Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, и на тот момент возглавлял неканоническую «Украинскую Православную Церковь Киевского патриархата» (УПЦ КП), и руководителя неканонической «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ) бывшего священника РПЦ Макария (Малетича). В 2018 году по инициативе органов государственной власти и лично президента Украины П.А. Порошенко был проведен

2 См.: Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ-ХХ1 вв. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб: Свое издательство, 2018-2020. Т. 1-5.

так называемый «Объединительный собор» этих неканонических структур, который закончился созданием новой структуры - «Православной Церкви Украины». В январе 2019 г. Константинопольский патриархат издал Томос о наделении этой юрисдикции автокефальным статусом. Сделав это в единоличном порядке, Вселенский патриархат нанес по межправославным отношениям сильнейший удар, последствия которого представляют собой невиданные со времен Великого раскола 1054 г. угрозы единству Поместных Церквей. К 2024 г. ПЦУ признают Православные Церкви греческого мира: Константинопольский и Александрийский па-триархаты, Элладская и Кипрская Церкви (при этом ряд иерархов последних двух Церквей выступают с решительными заявлениями о непризнании ПЦУ)3. В прочих поместных Церквях нет единства по вопросу канонического признания ПЦУ.

По состоянию на середину февраль 2024 года эта юрисдикция имела в составе своего епископата 63 «архиерея», из которых 22 - «митрополиты»; 19 - «архиепископы», 22 - «епископы». 46 из них являются правящими, 10 - викарными, 3 имеют титулярные кафедры и еще 4 пребывают на покое (в том числе и бывший «патриарх Киевский и всея Руси-Украины УПЦ КП» Филарет (Денисенко))4. По состоянию на 1 января 2022 г. в состав ПЦУ входило 6 187 приходов, 71 монастырь, 3 842 «священнослужителя»5. За последние два года можно говорить, что количество общин пополнилось за счет насильственно захваченных и вынужденно присоединенных общин канонической Украинской Православной Церкви. К середине 2024 года общая численность клира ПЦУ колеблется в районе 5000 человек. Однако в верующем и воцерковленном народе ПЦУ не пользуется авторитетом, их храмы стоят практически всегда пустые, крепкие общины по-прежнему существуют лишь на территории западной Украины.

ПЦУ достаточнополитизирована иагрессивна.В своей риторикевысту-пает резко против Русской Православной Церкви, стремится к поглощению и всячески преследует каноническую Украинскую Православную Церковь.

3 См.: Серафим, митрополит Пирейский. Украинский церковный воспрос. М.: ИД «Познание», 2021; Никифор, митрополит Кискский и Тиллирийский. Современный украинский вопрос и его разрешение согласно божественным и священным канонам. М.: ИД «Познание», 2021.

4 Спископат [Электронный ресурс] // Православна Церква Украши. 2024. URL: https:// www.pomisna.info/uk/tserkva/yepiskopat/ (дата обращения: 20.06.2024).

5 Зв^ про мережу релЫйних оргашзацш в Вшницькш обласп станом на 1 ачня 2022 року [Электронный ресурс] // Державна служба Украши з етнопол^ики та свободи совють 2024. URL: https://dess.gov.ua/wp-content/uploads/2023/02/Zvtt-pro-merezhu-relihiynykh-orhanizatsiy-Form1-2022.xlsx (дата обращения: 20.06.2024).

При этом каноническая «Украинская Церковь составляет до трети приходов и верующих всей Русской Церкви (Московского Патриархата), поэтому от исхода нынешнего противостояния зависит судьба не только русского, но и всего мирового православия»6. Ряд иерархов и клириков этой юрисдикции заявляют о еретичности идеи русского мира, требуют предать суду священноначалие Русской Церкви и т.п. Главой ПЦУ является «митрополит Киевский и всей Украины» Епифаний (Думенко), ранее бывший «патриаршим наместником» Филарета (Денисенко), и фактически, вторым человеком в УПЦ КП. Лично его каноническое достоинство вызывает сомнение не только у большинства верующих, но и у ряда Предстоятелей Поместных Православных Церквей7.

Следующей по численности неканонической юрисдикцией является неканоническая «Русская Православная Церковь Заграницей» юрисдикции «митрополита» Агафангела (Пашковского) (РПЦЗ(Аг)).

Тут стоит упомянуть, что после 1990 г. в РПЦЗ произошла длинная череда расколов, которые привели к бесконечным дроблениям и созданием разного рода синодов с неизменной аббревиатурой РПЦЗ. В настоящее время около трех десятков малочисленных неканонических юрис-дикций считают себя наследниками исторической РПЦЗ, а через нее и Православной Российской Церкви.

РПЦЗ(Аг) возникла в результате отказа части приходов и общин Русской Православной Церкви Заграницей признать Акт о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ 2007 года8. Наиболее непримиримые, критически настроенные к Московскому Патриархату клирики во главе с епископом Агафангелом (Пашковским) уклонились в раскол, заявив, что именно их часть РПЦЗ и является преемницей исторической Зарубежной Церкви. В результате епископ Агафангел был запрещен в служении, а позже и извергнут из священного сана. Войдя в союз с конгломератом греческих старостильных юрисдикций, Агафангел (Пашковский) совершил ряд рукоположений, создав собственную иерархию, которую вскоре пополнили два «епископа» неканонической

6 Щипков В. А. США против православия: системное давление США на Русскую Православную Церковь как средство геополитической борьбы с Россией на фоне украинского кризиса: монография / науч ред. О. И. Быкова, Е. Е. Мамаева. М.: Русская экспертная школа, 2023. С. 35.

7 Например, см.: Предстоятель Польской церкви отказался признавать главу ПЦУ священнослужителем [Электронный ресурс] // Новости в России и мире. ТАСС. 2024. URL: https://tass.ru/obschestvo/5980184 (дата обращения: 20.06.2024).

8 Акт о каноническом общении (подписан 17 мая 2007) // Собрание документов Русской Православной Церкви Т. 1. Нормативные документы. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 337-340.

«Серафимо-Геннадиевской» ветви Истинно Православной Катакомбной Церкви», известной также как «секачевская» (по имени сооснователя этой структуры «схимитрополита» Геннадия (Секача)). Примечательно, что эта ветвь Катакомбной Церкви совершенно лишена апостольского преемства, так как происходит от мошенника-мирянина Михаила (Поздеева) (1886 -1971), выдававшего себя за якобы выжившего в годы репрессий архиепископа Серафима (Остроумова) (1880 - 1937)9. По одним данным эти «епископы» былипринятычерезхиротесию,подругим-черезперерукоположение.Причем, в Архиерейском Синоде исторической РПЦЗ достаточно хорошо были осведомлены об отсутствии апостольского преемства у «секачевцев», так как катакомбный архиепископ РПЦЗ Лазарь (Журбенко), обладавший полной информацией о состоянии в СССР Катакомбной Церкви, неоднократно информировал Архиерейский Синод РПЦЗ о происхождении «секачевцев».

Тем не менее, группа Агафангела (Пашковского) очень скоро стала представлять из себя крупную структуру, распространила свое влияние почти на все континенты и включилась в полемику с иными производными от РПЦЗ группами.

В настоящее время юрисдикция насчитывает около 170 приходов, расположенных как на постсоветском пространстве, так и в странах дальнего Зарубежья. Помимо этого, в составе юрисдикции пребывает 11 «епископов», 125 «священнослужителей»10. Приведенные данные включают также приходы и общины «Свободной Сербской Православной Церкви», которые входят в юрисдикцию РПЦЗ (Аг), находящиеся в Австралии11.

Третьей по численности стоит назвать группу «Истинно-Православной Церкви России» (ИПЦР) под руководством «схимитро-полита» Серафима (Мотовилова), в прошлом более известного как «митрополит» Рафаил (Прокопьев). Эта юрисдикция возводит свое преемство к «Украинской Автокефальной Православной Церкви», и по сути является конгломератом «иерархов» самого разного происхождения. Ее история возникает в начале 2000-х гг., когда на основе одной из групп распавшейся «Российской Истинно Православной Церкви» под руководством отставного

9 См.: Алексеев В. В., Нечаева М. Ю. Воскресшие Романовы?.. К истории самозванчества в России ХХ века. Часть I. Екатеринбург, 2001; Алексеев В.В., Нечаева М. Ю. Воскресшие Романовы?.. К истории самозванчества в России ХХ века. Ч. II. Челябинск; Екатеринбург, 2002.

10 Список священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами [Электронный ресурс] // Синод РПЦЗ. 2024. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/ address.htm (дата обращения: 20.06.2024).

11 Бочков П. В., свящ. «Сербская Свободная Православная Церковь в Австралии»: возникновение юрисдикции и современное состояние // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. 2023. № 3(29). С. 108-116.

военного специалиста Л. Прокопьева начинается строительство структуры, стремившейся вобрать в себя всю так называемую «неканоническую «альтернативу»«, действующую в России и сопредельных государствах. В 2003 году был проведен «Объединительный собор», который вобрал в себя множество неканонических клириков и «иерархов»12. Благодаря постоянному процессу миграции «иерархов», группа постоянно пополняется разного рода «епископами», большая часть которых затем покидает ИПЦР. За годы ее существования через ее состав прошло несколько десятков неканонических иерархов.

По состоянию на 1.01.2015, в составе юрисдикции насчитывалось 33 религиозных организации, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ. Из них 3 - централизованные организации, 27 - местные и 3 монастыря13. Помимо этого, существует некоторое количество малочисленных общин, не имеющих статуса религиозной организации.

По состоянию на 1 августа 2023 года, юрисдикция состояла из 11 «епископов», которые действовали не только на территории России, но и в странах Латинской Америки14. Кроме того, ряд «иерархов» этой структуры находится заштатоминапокое.Вюрисдикцию входит несколько десятковобщин, несколько монастырей, причем как минимум два крупных монастыря расположены в Московской области. Часть общин зарегистрирована в органах юстиции. Сама ИПЦР имеет статус централизованной религиозной организации. Периодически проводятся конференции, разного рода богословские собеседования. В частности, наблюдается процесс сближения с «Российской Православной Автономной Церковь», еще одной производной от российской части РПЦЗ.

По инициативе ИПЦР был учрежден т.н. «Синаксис Истинно-Православных Церквей», который стал еще одной формой единства целого ряда неканонических сообществ из разных стран15.

Говоря об уже упомянутой «Российской Православной Автономной Церкви» (РПАЦ) в настоящее время возглавляемой «митрополитом» Феодором (Гинеевским), стоит сказать, что, как и РПЦЗ (Аг), она является производной от РПЦЗ.

!2 «Объединительный Архиерейский Собор Истинно-Православной Церкви в России» // Церковные ведомости. Независимый орган церковной православной мысли. Oradell : NJ, 2003. № 8-9 (121). С. 6-7.

13 Статистика зарегистрированных религиозных организаций по состоянию на 01.01.2015 (по данным Министерства юстиции РФ) // Религия и право. 2015. № 1 (72). С. 59.

14 Епископат [Электронный ресурс] // Истинно Православная Церковь. Официальный сайт. 2024. URL: https://ipckatakomb.ru/епископат/ (дата обращения: 20.06.2024).

15 См.: Бочков П. В., свящ. Неканонический интернационал: «синаксис Истинно-Православных Церквей» - вызов каноническому единству Православной Церкви // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. 2022. Выпуск № 1 (23). С. 101-114.

Российская Православная Автономная Церковь ведет свою историю от внутриюрисдикицонного кризиса, возникшего в российской части РПЦЗ в середине 1990-х гг., когда епископ Суздальский и Владимирский РПЦЗ Валентин (Русанцов) (1939 - 2012) принял решение о разрыве канонического общения с Русской Православной Церковью Заграницей и приступил к организации самостоятельной юрисдикции в России, которая первоначально имела название «Высшее церковное управление Российской Православной Церкви», затем преобразованное в РПАЦ.

РПАЦ некоторое время являлась довольно внушительной юрисдикцией, и на фоне прочих неканонических образований имела все признаки независимой структуры: количество епархий, функционирующий синод и регулярно собиравшийся «Архиерейский собор». После смерти главы этой юрисдикции «митрополита» Валентина (Русанцова), последовавшей в 2012 г., а также после того, как по исковым требованиям органов государственной власти у РПАЦ были изъяты все исторические храмы, влияние РПАЦ существенно ослабло, а существенная часть клириков перешла в другие так называемые «осколки РПЦЗ» - образования, отколовшиеся от РПЦЗ в период с 1995 по настоящее время.

По состоянию на вторую половину 2016 года, в РПАЦ пребывало около 90 приходских общин и около 60 «священников», а также Суздальское духовное училище16.

К 2024 году в составе РПАЦ пребывает не менее 8 «иерархов» и несколько десятков небольших общин по всей стране, в том числе и являющихся историческими катакомбными общинами.

Следующей заметной неканонической организацией является «Апостольская Православная Церковь» (АПЦ). Возникла она как движение за «обновление и возрождение Православия» и первоначально носила название «Православная Церковь «Возрождения»«, затем была переименована в АПЦ. С 2000 по 2018 гг. АПЦ прошла длинный путь, активно распространяла свои идеи, организовала массу «епархий», для которых было рукоположено немало «епископов», в большинстве своем затем покинувших АПЦ17.

Нужно отметить, что в настоящее время эта религиозная организация проходит путь резкого укрупнения своей структуры. К ней присоединяются

16 Представители владимирского УФСБ пояснили, что опрошенные ими иерархи РПАЦ "не имеют отношения к экстремистской деятельности". Их интересовал другой человек [Электронный ресурс] // Портал-Credo. Ru. 2016. URL: http://www.portal-credo.ru/ site/?act=news&id=122032 (дата обращения: 18.09.2016).

17 Бочков П., свящ. Обновленчество в наши дни. История возникновения и современное состояние неканонической юрисдикции «Апостольская Православная Церковь» // Рязанский богословский вестник. 2016. № 1 (13). С. 54-73.

многочисленные ваганты (независимые «иерархи», как правило, практически без паствы) из Африки и Азии, регулярно проходят новые «епископские хиротонии», делаются заявления о присоединении чуть ли не целых епархий, включающих в себя территории отдельных стран. Однако, в отличие от всех поименованных выше сообществ, юрисдикция является неообновленческой, довольно вольно обращается с преданием и традицией, исповедует широкий либерализм как в отношении литургической традиции, так и в сфере построения общинно-приходской и в целом церковной жизни, признает женатый епископат. Если на момент создания в 2000 г. она имела черты типичной неканонической юрисдикции, то на фоне различных преобразований, смены руководства и массовых рукоположений последних трех лет можно говорить, что АПЦ превратилась в своего рода конфедерацию религиозных общин самой разной традиции и уровня канонического сознания. Как правило, основная паства АПЦ - невоцерковленная и оторванная от традиции интеллигенция, молодёжь, придерживающаяся разного рода субкультур, представители общественно-политической оппозиции, либеральные мыслители и т.п. Руководит АПЦ как центральной религиозной организацией внебрачный сын поэта А.А. Галича (наст. имя - Александр Аронович Гинзбург, 1918-1977), бывший священник Новгородской епархии Григорий (Михнов-Вайтенко). В состав АПЦ в разные годы входили анафематствованный бывший священник Глеб Якунин (1934 - 2014), «митрополит» Виталий (Кужеватов), известный неопятидесятник «архиепископ» Сергей Журавлев, «священник» Лев Регельсон и другие. Благодаря построению общин на основе личных контактов приходских лидеров, в настоящее время только на территории России действует несколько десятков малочисленных групп и общин АПЦ. Такая же картина наблюдается и на Украине, где АПЦ имеет свои структуры в виде нескольких неканонических групп, объединенных между собой общим происхождением «иерархии» и иногда состоящими друг с другом в каноническом общении. Несмотря на малочисленность групп и аморфность структур, АПЦ представляет серьезную угрозу церковном единству, так как эксплуатирует ряд модных либеральных лозунгов, стремится к проповеди среди социально незащищённых слоев населения и особенно среди молодежи.

Касательно численности юрисдикции вполне уверенно можно говорить о нескольких десятках групп в России и не менее чем сотни общин в различных странах мира. При этом часто каждую отдельную небольшую общину возглавляет «епископ». Всего число «епископата», по самым скромным оценкам, варьируется от 20 до 40 человек, включая африканских «иерархов». «Православность» представителей АПЦ весьма условна, зачастую среди ее «епископата» можно встретить весьма экзотических деятелей. Так, к примеру, в одно время в составе АПЦ состоял «епископ», одновременно являвшийся

индуистским гуру, исповедующим весьма далекую от христианства вероучение и активно практикующим синкретические ритуалы. Наличие такого персонажа в «епископате» привело к расколу в АПЦ18.

Еще одной заметной на каноническом пространстве Поместной Русской Церкви структурой стоит назвать «Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата» во главе с бессменным «патриархом Киевским и всея Руси-Украины» Филаретом (Денисенко). Несмотря на то, что после его размежевания с «Православной Церковью Украины» за ним последовало совсем немного клириков, ему фактически удалось реанимировать свою структуру, вопреки решениям своего же «Поместного собора» 2018 г. о ликвидации и объединении с УАПЦ19.

По разным оценкам, в 2023-2024 гг. УПЦ КП состояла приблизительно из 25 приходских общин на Украине, не имеющих юридической регистрации. По некоторым данным, их наибольшее число, находится в Одесской области (около 10 приходов), в Криворожской области (7 приходов) и в Киевской области (до 5 приходов). Также действует Европейский деканат (благочиние), возглавляемый «протоиереем» Владимиром Чайкой20, в составе которого имеется до 15 общин украинских верующих, проживающих в Германии и Дании21. В США также имеется «викариатство УПЦ КП в Америке и Канаде» во главе с «епископом» Лукой (Згобой), настоятелем «патриаршего Никольского ставропигиального прихода» в Филадельфии, в США (в составе викариатства также имеется Никольский приход в г. Чикаго). В Греции проживают два «епископа» УПЦ КП, однако вероятность того, что под их управлением действует заметное количество общин и клириков, крайне низкая. Кроме того, весной 2022 г. было заявлено о принятии в состав УПЦ КП нескольких приходов из Австралии и Новой Зеландии во главе с архимандритом Нектарием (Александратосом)22. Синод УПЦ КП

18 См. подробнее: Бочков П. В., свящ. Возникновение новых неканонических юрисдик-ций вследствие разделений в неообновленческой «Апостольской Православной Церкви» в 2018-2023 гг. // Рязанский богословский вестник. 2015. № 2 (28). С. 114-125.

19 Киевский патриархат и УАПЦ самораспустились перед Собором [Электронный ресурс] // 1нформацшний портал «РБК-Украша». 2023. URL: https://www.rbc.ua/rus/news/kievskiy-patriarhat-uapts-samoraspustilis-1544894232.html (дата обращения: 15.09.2023).

20 Чайка Володимир, прот. Вщкрите звернення Свропейського Деканату до Голови Верховно! Ради Укра!ни // Православний Вюник. Вщ. Украшсько! Православно! Церкви Кшвського Патрiархату. 2020. № 11. С. 11-13.

21 Декан Свропейського деканату приврав украшщв з Великоднем у багатьох мютах Имеччини та Дани // Православний Вюник. Вщ. Укра!нсько! Православно! Церкви Кшвського Патрiархату. 2022. № 4. С. 24.

22 До складу Кшвського Патрiархату прийнято парафп з Австралп та Ново! Зеланди // Православний Вюник. Вщ. Укра!нсько! Православно! Церкви Кшвського Патрiархату. 2022. № 3. С. 20.

состоит из 13 «иерархов»23. Огромный жизненный опыт и стаж на административных церковных должностях позволили Филарету (Денисенко) сохранить на плаву УПЦ КП. Как и прежде, он требует особого отношения к себе со стороны органов государственной власти Украины и общества. Примечательно, что Филарет (Денисенко) является старейшим по хиротонии (1962 г.) и одним из старейших по возрасту (1929 г.р.) предстоятелей неканонических юрисдикций, в чем уступает лишь предстоятелю неканонической «Румынской Православной Старостильной Церкви» «митрополиту» Демосфену (Йоницэ).

СтруктурыКиевскогопатриархата имеются также вРоссии,а конкретно -вБелгородскойобласти,каквсамомгородеБелгороде,такивобластныхгородах. В России постоянно проживает 2 «иерарха» УПЦ КП, это «митрополит Белгородский и Обоянский» Иоасаф (Шибаев), в феврале 1997 года Архиерейским собором РПЦ, извергнутый из священного сана24, и его викарный «епископ Валуйский» Петр (Москалев). Оба «иерарха» стали практически единственными «епископами», которые поддержали Филарета (Денисенко) в его шагах по «реанимации» Киевского патриархата, за что «Священным Синодом» ПЦУ были извергнуты из священного сана в мае 2022 года25.

Конечно же, существуют и иные неканонические группировки, сообщающие всем желающим, что в их составе пребывают сотни приходов и тысячи верующих, однако эти заявления далеки от реальности. Пожалуй, единственной структурой, располагающими стабильным количеством крепких церковных общин, которые находятся непосредственно на территории России, являются приходы Русской Православной Старообрядческой Церкви. Однако, старообрядческие юрисдикции находятся за пределами темы нашего обзора.

В настоящее время раскольники продолжают заниматься своей неканонической религиозной деятельностью. Если рассматривать производные от РПЦЗ, то в подавляющем большинстве их общины,

23 Спископат Украшсько! Православно! Церкви Кшвського Патрiархату // Православний Церковний Календар. 2023 рш. Кшв : Вщ. Украшсько! Православно! Церкви Кшвського Патрiархату, 2022. С. 2-5.

24 Определение Архиерейского Собора о лишении сана запрещенных в священнослу-жении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева) [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь. Официальный сайт. 2024 URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/417799.html (дата обращения: 20.06.2024).

25 Документа засщання Священного Синоду 23 травня 2022 р. [Электронный ресурс] // Православна Церква Укра!ни. 2024. URL: https://www.pomisna.info/uk/document-post/

dokumenty-zasidannya-svyashhennogo-synodu-23-travnya-2022-r/ (дата обращения: 20.06.2024).

расположенные на постсоветском пространстве, вошли в состояние регресса и хаотичного «рукоположения» в «епископское» достоинство совершенно случайных людей. Эти тенденции впоследствии лишь ускорят распад и без того немногих общин и приведут к тому, что такое явление как «ваганты», станет повсеместным на всей канонической территории Русской Православной Церкви. Опасно, что подобного рода деятели, как правило, по совместительству являются религиозными мошенниками, а их риторика и методы проповеди в ряде случаев вполне подпадают под определение религиозного экстремизма.

Активное противодействие раскольникам, создание собственной научной школы, укрепление соборности и канонического сознания могут быть верными средствами для борьбы с этими явлениями. Но для этого необходимо участие полноты всей Церкви.

Список использованных информационных ресурсов

1. Акт о каноническом общении (подписан 17 мая 2007) // Собрание документов Русской Православной Церкви Т. 1. Нормативные документы. - Москва : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. -С. 337-340.

2. Алексеев, В. В. Воскресшие Романовы?.. К истории самозванчества в России ХХ века. Ч. I / В. В. Алексеев, М. Ю. Нечаева. - Екатеринбург, 2001.

3. 3.Алексеев, В. В. Воскресшие Романовы?.. К истории самозванчества в России

XX века. Ч. II. / В. В. Алексеев, М. Ю. Нечаева. - Челябинск; Екатеринбург, 2002.

4. Бочков, П. В. (свящ.). «Сербская Свободная Православная Церковь в Австралии»: возникновение юрисдикции и современное состояние / священник П. В. Бочков // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. -2023. - № 3(29). - С. 108-116.

5. Бочков, П. В. (свящ.). Возникновение новых неканонических юрисдикций вследствие разделений в неообновленческой «Апостольской Православной Церкви» в 2018-2023 гг. / священник П. В. Бочков // Рязанский богословский вестник. - 2015. - № 2 (28). - С. 114-125.

6. Бочков, П. В. (свящ.) Неканонический интернационал: «синаксис Истинно-Православных Церквей» - вызов каноническому единству Православной Церкви / священник П. В. Бочков // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. - 2022. - Вып. № 1 (23). - С. 101-114.

7. Бочков, П. (свящ.). Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ-

XXI вв. В 5 тт. / священник Павел Бочков. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018.

8. Бочков, П. (свящ.). Обновленчество в наши дни. История возникновения и современное состояние неканонической юрисдикции «Апостольская Православная Церковь» / священник П. В. Бочков // Рязанский богословский вестник. - 2016. - № 1 (13). - С. 54-73.

9. Декан Свропейського деканату приврав украшщв з Великоднем у бага-тьох мштах Шмеччини та Дани // Православний Вшник. Ввд. Украшсько!" Православно! Церкви Кшвського Патрiархату. - 2022. - № 4. - С. 24.

10. 10.До складу Кшвського Патрiархату прийнято парафи з Австрали та Ново!' Зеландп // Православний Вшник. Ввд. Украшсько!" Православно! Церкви Кшвського Патрiархату. - 2022. - № 3. - С. 20.

11. Документи засвдання Священного Синоду 23 травня 2022 р. - Текст: электронный // Православна Церква Укра!ни [сайт]. - URL: https://www.pomisna.info/uk/ document-post/dokumenty-zasidannya-svyashhennogo-synodu-23-travnya-2022-r/ (дата обращения: 20.06.2024).

12. Епископат. - Текст : электронный // Истинно Православная Церковь. Официальный сайт. - URL: https://ipckatakomb.ru/епископат/ (дата обращения: 20.06.2024).

13. Спископат. - Текст : электронный // Православна Церква Украши [сайт]. - URL: https://www.pomisna.info/uk/tserkva/yepiskopat/ (дата обращения: 20.06.2024).

14. Спископат Украшсько1 Православно! Церкви Кшвського Патрiархату. - Текст : электронный // Православний Церковний Календар. 2023 рш. - Кшв : Ввд. Украшсько!' Православно! Церкви Кшвського Патрiархатy 2022. - С. 2-5.

15. Звгг про мережу релпшних оргатзацш в Вшницькш област станом на 1 шчня 2022 року. - Текст : электронный // Державна служба Украши з етнопол^ики та свободи совштт - URL: https://dess.gov.ua/wp-content/uploads/2023/02/ Zvit-pro-merezhu-relihiynykh-orhanizatsiy-Form1-2022.xlsx (дата обращения: 20.06.2024).

16. Киевский патриархат и УАПЦ самораспустились перед Собором. - Текст: электронный // 1нформацшний портал «РБК-Украша» веры [сайт]. - URL: https:// www.rbc.ua/rus/news/kievskiy-patriarhat-uapts-samoraspustilis-1544894232.html (дата обращения: 15.09.2023).

17. Никифор, митрополит Кискский и Тиллирийский. Современный украинский вопрос и его разрешение согласно божественным и священным канонам. -Москва : Издательский дом «Познание», 2021.

18. «Объединительный Архиерейский Собор Истинно-Православной Церкви в России». - Текст: электронный // Церковные ведомости. Независимый орган церковной православной мысли [сайт]. - Oradell, NJ, 2003. - № 8-9 (121). С. 6-7.

19. Определение Архиерейского Собора о лишении сана запрещенных в священ-нослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева). - Текст: электронный // Русская Православная Церковь. Официальный сайт. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/417799. html (дата обращения: 20.06.2024).

20. Представители владимирского УФСБ пояснили, что опрошенные ими иерархи РПАЦ «не имеют отношения к экстремистской деятельности». Их интересовал другой человек. - Текст: электронный // Портал-Credo.Ru [сайт]. - URL: http:// www.portal-credo.ru/site/?act= news&id=122032 (дата обращения: 18.09.2016).

21. Предстоятель Польской церкви отказался признавать главу ПЦУ священнослужителем. - Текст: электронный // Новости в России и мире. ТАСС [сайт]. -URL: https://tass.ru/obschestvo/5980184 (дата обращения: 20.06.2024).

22. Серафим, митрополит Пирейский. Украинский церковный вопрос / митрополит Пирейский Серафим. - Москва : Издательский дом «Познание», 2021.

23. Список священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами - Текст : электронный // Синод РПЦЗ [сайт]. - URL: https://sinod. ruschurchabroad.org/address.htm (дата обращения: 20.06.2024).

24. Статистика зарегистрированных религиозных организаций по состоянию на 01.01.2015 (по данным Министерства юстиции РФ) // Религия и право. - 2015. -№ 1 (72). - С. 59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Чайка, Володимир, прот. Ввдкрите звернення Свропейського Деканату до Голови Верховно!' Ради Укра!ни / протоиерей Володимир Чайка // Православний Вшник. Ввд. Украшсько! Православно! Церкви Кшвського Патрiархату. - 2020. -№ 11. - С. 11-13.

26. Щипков, В. А. США против православия: системное давление США на Русскую Православную Церковь как средство геополитической борьбы с Россией на фоне украинского кризиса : монография / В. А. Щипков; науч ред. О. И. Быкова, Е. Е. Мамаева. - Москва : Русская экспертная школа, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.