Научная статья на тему 'Церковное зодчество и его роль в социокультурном пространстве Колывани'

Церковное зодчество и его роль в социокультурном пространстве Колывани Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
345
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНОЕ ЗОДЧЕСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / КОЛЫВАНЬ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CHURCH ARCHITECTURE / SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT / KOLYVAN / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богданова Ольга Владимировна, Атапин Иван Ильич

Рассматриваются церковное зодчество Колывани и его роль в социокультурном развитии города. Несмотря на то что Ко-лывань имела статус заштатного города, здесь в период 1861-1890 гг. были построены совершенно не рядовые по архитектурно-художественным достоинствам храмы. Кроме того, проектирование этих храмов связано с именами ведущих российских зодчих, академиков архитектуры К.А. Тона, Я.М. Набалова и Н.И. Шенфельда. Анализируется также историко-культурная ценность данных храмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church architecture and its role in the sociocultural environment of Kolyvan

This article examines the role of church architecture in the sociocultural environment of the Siberian city of Kolyvan in the second half of the 19th century. Although Kolyvan had the status of a provincial town, several temples of exceptional artistic value were built there in this period. The Cathedral of the Holy Trinity, started in 1861 and consecrated in 1867, became the first church in the city. Two sanctuaries were added and consecrated later, in 1876. The second church, dedicated to Saint Grand Prince Alexander Nevsky, was started in 1882 and consecrated in 1887. The third and final pre-revolutionary church was the Protection of the Holy Virgin Church, consecrated in 1890. The appearance of the temples reflected new stylistic directions in Siberian culture. All three churches were designed in an eclectic architectural style with elements and techniques of the Russian-Byzantine style. In addition, designs of these churches were connected with academicians of architecture K.A. Thon, Ya.M. Nabalov and N.I. Shenfeld. The construction of the churches was connected with the socioeconomic development of Kolyvan. The merchant class of the city was actively involved in the building of the churches, as Kolyvan held a significant position in the economy of Siberia. A number of prominent entrepreneurs such as K.K. and F.K. Krivtsov, E.A. Zhernakov and the Mokhovs came from this city. While the Cathedral of the Holy Trinity, the first church of Kolyvan, was built at the expense of parishioners, the construction of additional sanctuaries and two new churches was financed by well-known Kolyvan merchants K.K. Krivtsov and G.I. Pastukhov. In the 1930s all Kolyvan churches were closed, and their buildings were used for other purposes. The appearance of the churches was significantly altered later. The upper parts of the Holy Trinity Cathedral and the St. Alexander Nevsky Church were destroyed, and the Protection of the Holy Virgin Church was demolished completely. The St. Alexander Nevsky Church was returned to the Russian Orthodox Church in 1989. Between 1990 and 1992 the building was renovated at the expense of the Novosibirsk diocese. The restoration of the Holy Trinity Cathedral, also transferred to the Novosibirsk diocese, was started in 2011. The recreation of the appearance of this temple, as well as of two others, must be carried out after comprehensive research, design and restoration works. The article also determines the historical and cultural value of the city churches as objects of cultural heritage.

Текст научной работы на тему «Церковное зодчество и его роль в социокультурном пространстве Колывани»

Вестник Томского государственного университета. 2017. № 416. С. 49-55. Б01: 10.17223/15617793/416/7

УДК 930.85

О.В. Богданова, И.И. Атапин

ЦЕРКОВНОЕ ЗОДЧЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КОЛЫВАНИ

Рассматриваются церковное зодчество Колывани и его роль в социокультурном развитии города. Несмотря на то что Ко-лывань имела статус заштатного города, здесь в период 1861-1890 гг. были построены совершенно не рядовые по архитектурно-художественным достоинствам храмы. Кроме того, проектирование этих храмов связано с именами ведущих российских зодчих, академиков архитектуры К.А. Тона, Я.М. Набалова и Н.И. Шенфельда. Анализируется также историко-культурная ценность данных храмов.

Ключевые слова: церковное зодчество; социокультурное развитие; Колывань; культурное наследие.

Церковное зодчество всегда занимало важную роль в облике сибирского города XVII - начала XX в. Практически сразу вскоре после основания города возводился православный храм. Если город был основан до середины XVIII в., то храмы, как правило, были сначала деревянными и впоследствии заменялись каменными. Храмы выполняли роль православных центров, а в архитектурно-художественном облике города являлись доминантами. Рост городов, развитие промышленности, образования, культуры и пр. не изменили роли церковного зодчества в социокультурном пространстве современного сибирского города. Так же, как и ранее, храмы выполняют две основные функции: во-первых, являются оплотом православия и, во-вторых, - градостроительными доминантами, обогащая панораму города своими силуэтами. Подобная ситуация была и в городе Колывани. Среди одно-и двухэтажной преимущественно деревянной застройки храмы являлись не только главными градостроительными доминантами, но и наиболее значимыми объектами в историко-культурном пространстве города. Особый интерес представляют собой три храма, возведенные в период с 1861 по 1890 г. Несмотря на то что Колывань в этот период была всего лишь заштатным городом Томской губернии, архитектурно-художественные достоинства храмов позволяют причислить их к одним из интересных церковных сооружений Западной Сибири.

Целью данной статьи является определение роли храмов, построенных в Колывани в период 18611890 гг., в социокультурном пространстве города и обоснование необходимости воссоздания их первоначального облика.

Исследования по церковному зодчеству Колывани немногочисленны. К советскому периоду относится историко-архитектурный очерк В.Т. Горбачева [1]. Следует отметить, что в работе допущены неточности, от даты основания и переименования острога до количества церквей и их названий, возникла также путаница Колывани Томской губернии с одноименным поселением в Алтайском крае. В постсоветский период история и архитектура храмов были фрагментарно освещены в монографии Л.Л. Матвеевой и В.Л. Гусаченко «Колывань историческая» [2], более подробно - в дальнейших статьях Л.Л. Матвеевой [3, 4], однако эти публикации содержат ряд неточностей. Указывается, что облик Свято-Троицкого собора можно восстановить лишь по «единственной истори-

ческой фотографии», тогда как к настоящему моменту в научный оборот введено уже достаточное количество иллюстративных источников. Кроме этого, автор утверждает, что Покровская училищная церковь была уничтожена в 1930-х гг., хотя настоящее исследование позволило установить, что церковь была снесена только в период между 1977 и 1980 гг. Сведения о священниках, служивших в разное время в церквях Колывани, представлены в цикле статей Е.А. Шабу-нина [5-7]. В 2011 г. вышла коллективная монография «Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество», в которой в разделе «Колывань на Оби и местное купечество» авторы В.П. Бойко, Е.В. Ситни-кова и Н. В. Шагов дают краткую историю и описание двух колыванских храмов - Свято-Троицкого и во имя Александра Невского, а также показывают вклад купечества в их строительство [8]. Книга П.Ю. Гаври-лова «Колывань православная», вышедшая в 2013 г., могла бы стать первым изданием, всесторонне рассматривающим историю и архитектурно-художественный образ храмов бывшего города, но, к сожалению, носит преимущественно информационный характер [9]. Таким образом, до настоящего времени не существует отдельного исследования, в котором бы рассматривалось и анализировалось культовое зодчество Колывани и определялась его роль в социокультурном развитии города.

История сибирского города Колывани (ныне рабочий поселок Новосибирской области) началась в 1713 г., когда на р. Чаус, притоке р. Оби, был основан Чаусский острог. При попытке реформирования Томской губернии в 1822 г. острог неожиданно получил статус губернского города с присвоением имени Ко-лывань, но уже в 1823 г. Томск был оставлен «городом Губернским по прежнему» [10. С. 342-345, 1038]. Колывань год спустя стала окружным городом, а с 1856 г. - заштатным (безуездным). В этом статусе город оставался до 1917 г.

Из-за низменного расположения территория Ко-лывани постоянно затапливалась. Решено было перенести город на новое место, расположенное на возвышенности и находящееся в восьми километрах южнее прежнего. Перенос Колывани длился с начала 1840-х гг. до самого конца 1850-х гг. [11]. В период придания российским городам регулярной планировки подобный план был составлен и для города Колы-вани томским губернским архитектором К. Р. Тур-ским. В 1834 г. он был «Высочайше утвержден». План

представлял собой регулярную сетку кварталов, вписанную практически в форму квадрата.

Развитию Колывани способствовали гужевой Московский тракт, проходивший через город, а также Екатерининская ярмарка, учрежденная в 1859 г. и проводившаяся ежегодно с 24 ноября по 8 декабря (по старому стилю). Торговцы с окрестных сёл и деревень приезжали сюда продавать хлеб, пушнину, масло. Население Колывани довольно быстро увеличивалось: в 1826 г. оно составляло 800 душ обоего пола, а в 1831 г. в городе проживали 917 человек и было 150 домов. Если в 1833 г. население города (на старом месте) составляло 1 151 человек [12. С. VIII], то в 1869 г. (после переноса города на другое место) насчитывалось уже 3 604 человек [13. С. 54-55]. В 1893 г. жителей было 14 086 человек [14. С. 3].

По мере развития города и роста населения возник вопрос о строительстве храмов. От существующих в крупных городах приходов Колывань находилась на большом расстоянии: более 200 верст было от Томска и Барнаула, более 300 верст - от Каинска. Неудобной для пользования по причине также большой удаленности и малой вместимости была и каменная церковь во имя Богоявления Господня, возведенная в бывшем Чаусском остроге в 1833 г. Поэтому вопрос о возведении храмов стал очень остро. Кроме того, в 1860-х гг. Колывань, как отмечается, занимала «значимое место в экономике Сибири» [8. С. 245]. Здесь вели торговые дела видные купцы, такие как К.К. и Ф.К. Кривцовы, Е.А. Жернаков, Орловы, Моховы и др.

Местное купечество играло важную роль и в строительстве храмов. Церковная и общественная благотворительность была характерной чертой местного купечества, как, впрочем, и сибирского купечества в целом. Если первый храм города, Свято-Троицкий собор, был возведен «тщанием прихожан», то дальнейшее церковное строительство - возведение приделов этого собора и двух новых церквей - продолжалось уже на большие суммы, пожертвованные известными колыванскими предпринимателями К.К. Кривцовым и Г.И. Пастуховым. Кроме того, постройка культовых сооружений издавна являлась для частных заказчиков средством поддержания собственного «господствующего положения» [15. С. 87]. Купец, построивший или расширивший церковь, мог получить орден Св. Анны III степени либо золотую медаль «За усердие» (на Станиславской или Аннинской ленте). Такой медалью, для ношения на шее, в 1874 г. и был награжден К.К. Кривцов [16. С. 108]. Впоследствии награжденный человек претендовал на получение потомственного почетного гражданства, что давало право быть избранным в городские выборные должности. Вероятно, это было одной из причин, по которой строительство подобных по архитектуре сооружений стало возможным в заштатном городе Ко-лывани. Таким образом, в Колывани сложилась благоприятная ситуация для строительства храмов.

Первым православным храмом на новом месте стал Собор во имя Святой Живоначальной Троицы, заложенный 15 (27) августа 1861 г. и освященный 1 (13) октября 1867 г. Храм стал и первым каменным зданием Колывани. Строительство велось на пожерт-

вования жителей города, проект составил академик архитектуры Я.М. Набалов [17. С. 190]. Зодчий был направлен в губернский Томск в 1858 г. в связи с обрушением купола на строившемся Троицком кафедральном соборе, возводимом по проекту К. А. Тона. Я.М. Набалов был в Сибири уже не в первый раз: еще в 1853 г. в Красноярске он выяснял причины обрушения строившегося там храма. Таким образом, зодчий хорошо знал местные условия и строительную базу.

Троицкий собор в Колывани расположился на главной городской площади, которая была предопределена новым «Высочайше утвержденным» в 1834 г. планом. Первоначально собор был однопрестольный, освященный во имя Святой Живоначальной Троицы. По свидетельству современников, он отличался «своим богатым убранством» [8. С. 245]. Позднее к храму были пристроены два придела, освященные в 1876 г.: левый во имя Святой великомученицы Екатерины (20 марта [1 апреля]) и правый во имя Святых Преподобного Кирилла и мученицы Натальи (28 октября [9 ноября]) [18. Л. 1]. Средства на их возведение выделил колыванский купец II гильдии К.К. Кривцов. Проект придела Св. Екатерины был выполнен академиком архитектуры Н.И. Шенфельдом. Причт собора состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков [19. С. 2].

Одноглавый храм, выполненный в стиле эклектики с использованием элементов «русско-византийского» стиля, популяризированного в культуре России архитектором К.А. Тоном в 1840-х гг., отличался своими крупными объемами и лаконичностью общего объемно-пространственного решения [4] (рис. 1). Особенностью являлось венчание купола главного храма одной главой, а не пятью, как было характерно для храмов того периода. Интерес представляла и одноярусная колокольня, совсем незначительно превышающая по высоте «собственно храм». Колокольня была увенчана шпилем, характерным для архитектуры церквей центра данной епархии того периода. Над основным объемом «собственно храма» возвышались четверик, каждая грань которого имела килевидное завершение, и маленькая главка на небольшом барабане. Колокольня также представляла собой четверик и была увенчана высоким шпилем с крестом. Формы апсид главного храма и боковых приделов повторяли лаконичные пропорции архитектуры всего храма. Подобное объемно-планировочное решение храма представляло собой один из немногочисленных примеров православных храмов в Томской епархии.

1 февраля 1932 г. собор пострадал от пожара и уже в апреле был закрыт; впоследствии были утрачены купола, колокольня и главки. В 1957-1958 гг. в ходе реконструкции под дом культуры здание получило декор в стиле «сталинского ампира». В 1980-1990-х гг. здесь последовательно размещались кинотеатр, вещевой рынок и различные коммерческие учреждения [5]. В конце 2000-х гг. в здании находилось отделение соцзащиты Колывани. Только в 2011 г. началось восстановление Свято-Троицкого собора, переданного в собственность Новосибирской епархии РПЦ. Через четыре года собор был включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия

народов Российской Федерации как памятник архитектуры регионального значения.

В настоящее время храм во имя Святой Живона-чальной Троицы представляет собой одноэтажную постройку без второго яруса главного храма, отсутствует и колокольня. По существующему облику остатков храма очень сложно говорить о его архитектурно-художественных достоинствах. Только полный комплекс реставрационных работ, с разработкой проектной документации, позволит воссоздать облик храма и говорить об исторической ценности храма как объекта культурного наследия.

Следующей православной святыней, возведенной в Колывани, стала церковь во имя Благоверного Великого князя Александра Невского (рис. 2). Храм был заложен в 1882 г. и освящен в 1887 г. Решение о строительстве храма (под названием Покровского) было принято на общественном сходе ещё в 1878 г. После убийства Александра II в 1881 г. К.К. Кривцов замыслил религиозное сооружение как памятник погибшему императору и в следующем году начал возводить храм на собственные деньги [20. С. 85]. Освящение однопрестольной церкви проводил епископ Томский

и Семипалатинский Исаакий. В 1888 г. при ней открылась церковно-приходская школа, деревянное здание для которой было построено на средства купца Е.А. Жернакова [19. С. 3].

Храм располагался в южной части города в центре Нижней городской площади (ныне это квартал, ограниченный улицами Калинина, Ольги Жилиной, Максима Горького и Пролетарской). Церковь была одно-престольной. Объемно-планировочное решение церкви традиционно для православных храмов: последовательно размещаемые по оси запад-восток объемы колокольни, трапезной и «собственно храма» с алтарной частью. Объем «собственно храма» в плане имел восьмигранную форму, был перекрыт куполом, на котором располагался барабан, увенчанный главкой луковичной формы. Объем колокольни трехъярусный, типа «восьмерик на восьмерике», был увенчан главкой луковичной формы, как и сам храм. Архитектура храма выполнена в стиле эклектики с элементами «русско-византийского» стиля. Так же, как и в Троицком соборе, в декоративном убранстве храма использовалась килевидная форма, примененная в закомарах, окружающих храм со всех сторон.

Рис. 1. Собор во имя Святой Живоначальной Троицы. Фотография начала XX в. Из личного архива Е.А. Шабунина

Рис. 2. Церковь во имя Александра Невского. Фотография 1924 г. Из фондов Колыванского краеведческого музея

Особенностью церкви во имя Александра Невского является то, что она была построена по одному из проектов (№ 15) из «Атласа проектов и чертежей сельских построек», разработанных академиком архитектуры К.А. Тоном в 1853 г. [21]. Сравнивая проект и церковь, возведенную в Колывани, следует отметить, что, видимо, уже при строительстве форма куполов самого храма и колокольни была несколько изменена. В остальном проект был реализован практически полностью.

В 1934 г. церковь была закрыта, затем вновь открыта в 1946 г. и окончательно закрыта в 1962 г. В 1968 г. были снесены купола. Позднее в храме были уничтожены дверные и оконные заполнения, пол, разобраны деревянные хоры, лестницы на них и колокольню, пострадало, соответственно, и все убранство храма. Несмотря на то что с 1976 г. храм являлся памятником архитектуры регионального значения, в конце 1980-х гг. он находился в удручающем состоянии [20. С. 85]. В 1989 г. церковь возвратили Русской православной церкви. В 1990-1992 гг. на храме были проведены восстановительные (ремонтные) работы на средства Новосибирской епархии. В 1991 г. Колывань посетил патриарх Алексий II: он освятил закладной камень жилого корпуса нового Александро-Невского Покровского женского монастыря, открытого здесь в 1992 г. В том же году прошло и повторное освящение церкви, теперь уже монастырской [6]. С 19 июля 1992 г. храм стал использоваться для богослужений.

В настоящее время церковь расположена на территории Покровского монастыря. Рядом с Александро-Невским храмом находятся трапезная, хозяйственный двор и часовня в честь царственных страстотерпцев, новомучеников и исповедников российских. На территории монастыря, обнесенной массивной кирпичной оградой, также сохраняются здание бывшей цер-ковно-приходской школы и братская могила жертв Колыванского восстания 1920 г.

Сегодняшний архитектурный облик храма во имя Александра Невского не соответствует своему первоначальному виду. Значительно искажены пропорции храма и колокольни, изменена форма как «собственно храма», так и колокольни. До настоящего времени в фондах Колыванского краеведческого музея сохранились фотографии храма начала XIX в. и 1924 г. Хорошо прослеживается пропорциональное соотношение размеров колокольни и «собственно храма» и на фото 1960 г., хранящемся там же. Эти источники могли бы стать основой научно-исследовательских работ, необходимых для реставрации храма и грамотного восстановления его облика.

Третьим и последним дореволюционным храмом Колывани стала церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы - Покровская училищная церковь (рис. 3). История этого храма крайне слабо освещена в имеющихся исследованиях. Церковь находилась на улице Покровской (ныне Революционный проспект), рядом с Колыванским городским двухклассным училищем для мальчиков. Здание для него, к настоящему моменту значительно перестроенное, в 1880 г. возвел купец II гильдии Г.И. Пастухов. Он же, как попечитель училища, выделил деньги и на сооружение церк-

ви (поэтому жители Колывани часто называли её «Пастуховской»).

Храм был разрешен к постройке в 1885 г. епископом Томским и Семипалатинским Владимиром [18. Л. 17]. В сентябре 1886 г. надзор за возведением поручили томскому епархиальному архитектору, назначенному на эту должность в 1885 г., гражданскому инженеру И. Ю. Шраеру. В это время И. Ю. Шраер в составе комиссии занимался обследованием в Томске Троицкого кафедрального собора, строительство которого было приостановлено из-за обрушения купола. Именно при И. Ю. Шраере были выполнены основные работы по достройке собора после длительного перерыва [22. С. 35]. Освящение храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 2 (14) июля 1890 г. [18. Л. 17]. Причт при церкви отсутствовал, но епархиальное начальство определило к ней священника и псаломщика [19. С. 3].

Храм был однопрестольным. Объем пятиглавого храма завершался большим восьмигранным световым барабаном, расположенным по центру, и четырьмя восьмигранными барабанами (два из которых были световыми), находившимися по углам основного объема храма. Все барабаны были увенчаны куполом. Поверхность барабанов была декорирована вертикальными плоскостями, типа закомар, с завершениями килевидной формы. Объемно-планировочное решение напоминало Троицкий собор в Томске, который, как уже упоминалось, строился по образцовому проекту К.А. Тона в 1844-1900 гг. Фриз и карниз основного объема храма были декорированы сухариками. С каждой стороны храма по центру использовались аттики треугольного очертания. Подобная форма повторялась и во входной части храма. Территорию церкви окружала каменная ограда с металлической решеткой. На территорию вели каменные ворота, в завершении которых повторялась килевидная форма закомар.

9 июня 1931 г. Покровская церковь была закрыта и передана Колыванскому сельсовету. В 1934 г. в капитально перестроенном здании (фактически была разобрана вся верхняя часть храма) разместились клуб и столовая краевой школы тракторных механиков. В ходе работы с материалами Колыванского краеведческого музея удалось выяснить, что бывшую церковь снесли между 1977 и 1980 гг. Позже рядом с этим местом был построен двухэтажный жилой дом (современный адрес - Революционный проспект, 21).

В настоящее время внешний вид Покровской церкви можно восстановить только по нескольким сохранившимся дореволюционным фотографиям, хранящимся в фондах Новосибирского и Колыванско-го краеведческих музеев [23]. Особый интерес также представляют фотографии 1960-1970-х гг. из фондов Колыванского краеведческого музея, отражающие облик уже перестроенной церкви (рис. 4).

Таким образом, за 29 лет, с 1861 по 1890 г., в Ко-лывани, имевшей в это время статус заштатного города, построили три храма: Собор во имя Святой Живо-начальной Троицы, церковь во имя Александра Невского и церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Рис. 3. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Фотография начала XX в. Из фондов Колыванского краеведческого музея

Рис. 4. Бывшая Покровская церковь. Фотография середины XX в. Из фондов Колыванского краеведческого музея

Для сравнения, к концу XIX в. на территории Новосибирского Приобья (8-е и 16-е благочиния Томской епархии) имелось около 35 церквей [24. С. 181196, 263-275], в том числе 7 каменных. Из них три находились в одной только Колывани, а остальные были разбросаны по небольшим селам. Строительство храмов было взаимосвязано с социально-экономическим развитием Колывани. Купеческое сословие города активно участвовало в церковном строительстве. Кроме того, храмы имели значимое место и в архитектурном облике города. Среди остальной за-

стройки Колывани, в основном одно- и двухэтажной деревянной (с небольшим количеством каменных купеческих особняков), монументальная архитектура храмов заметно выделялась, а сами они служили ориентиром для приезжающих и придавали городу индивидуальность. Особенностью является и то, что проектирование и строительство храмов были связаны с именами академиков архитектуры, что было довольно редким явлением для города, имевшего статус заштатного. Как правило, академики архитектуры проектировали для крупных сибирских городов. В Колы-

вани в проектировании и строительстве Свято-Троицкого храма принимали участие сразу два академика архитектуры - Я.М. Набалов и Н.И. Шенфельд. Церковь во имя Александра Невского построена по проекту хоть и типовому, но разработанному академиком К. А. Тоном. В подобных формах была возведена и Покровская церковь. Свято-Троицкий собор вообще представляет собой одно из немногочисленных объемно-пространственных решений храма в архитектуре Западной Сибири. Кроме того, все храмы являлись воплощением стиля «эклектика» с использованием элементов «русско-византийского» стиля. Ещё одной особенностью было и то, что во всех храмах сохранялась приверженность этому направлению, а в декоративном убранстве активно использовались повторяющиеся формы и элементы. Всё это позволяет говорить о том, что храмы играли важную роль в социокультурном пространстве Колывани.

В 1990 г. Колывань получила статус исторического поселения, хотя оказалась лишена архитектурных градостроительных доминант, являвшихся неотъемлемой частью облика города. Бесспорно, этот статус

может стать более «полноценным» при полном воссоздании историко-культурного ландшафта, неотъемлемой частью которого являются колыванские церкви. Облик храмов должен быть воссоздан на тот период, когда они имели особое значение в социокультурном пространстве города - поскольку только тот облик отражает историко-культурные ценности, необходимые для статуса объекта культурного наследия. В 2013 г. в Колывани прошла конференция «Освоение и развитие Западной Сибири в XVI-XX вв.», посвященная 300-летию Чаусского острога, в ходе которой акцентировалась роль поселка как одного из будущих центров исторического туризма в Новосибирской области. В материалах конференции указывалось, что сохранение памятников церковной архитектуры Ко-лывани остается чрезвычайно важным делом. Без сомнения, воссоздание облика церкви во имя Александра Невского и Собора во имя Святой Живона-чальной Троицы, а также возможное восстановление Покровской училищной церкви дадут мощный толчок развитию паломнического и культурно-рекреационного туризма в Колывани.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбачев В.Т. Город Колывань (Историко-архитектурный очерк) // История городов Сибири досоветского периода (XVII - начало

XX вв.). Новосибирск, 1977. С. 280-291.

2. Матвеева Л. Л., Гусаченко В. Л. Колывань историческая. Новосибирск, 1996. 118 с.

3. Матвеева Л.Л. Исторический план города Колывани архитектора К. Турского. URL: http://zaimka.ru/to_sun/matveeva2.shtml (дата обраще-

ния: 11.09.2016).

4. Матвеева Л.Л. Собор Святой Живоначальной Троицы - памятник истории Колывани. URL: http://zaimka.ru/heritage/matveeva6.shtml (дата

обращения: 11.09.2016).

5. Шабунин Е.А. Свято-Троицкий собор г. Колывань. URL: http://www.orthedu.rU/kraeved/kolyvan/1.htm (дата обращения: 11.09.2016).

6. Шабунин Е.А. Александро-Невский храм г. Колывань. URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/kolyvan72.htm (дата обращения: 11.09.2016).

7. Шабунин Е.А. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы при Колыванском городском училище. URL: http://www.orthedu.ru/

kraeved/kolyvan/3.htm (дата обращения: 11.09.2016).

8. Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество (XVII - начало XX века) / Бойко В.П., Ситникова Е.В., Шагов Н.В.,

Богданова О.В., Залесов В.Г., Манонина Т.Н. Томск, Бийск, Барнаул, Кузнецк, Колывань, Камень-на-Оби, Нарым, Мариинск, Новони-колаевск. Томск : Том. гос. архитек.-строит. ун-т, 2011. 480 с.

9. Гаврилов П.Ю. Колывань православная. Новосибирск, 2013. 320 с.

10. Полное собрание законов Российской империи. 1-е собр. СПб., 1830. Т. 38.

11. Матвеева Л.Л. О дате основания города Колывани. URL: http://zaimka.ru/to_sun/matveeva1.shtml, свободный (дата обращения: 24.12.2016).

12. Статистическое обозрение Сибири, составленное по Высочайшему Его Императорского Величества повелению, при Сибирском комитете, действительным статским советником Гагемейстером. СПб., 1854. Ч. 2. 697 с.

13. Памятная книжка Томской губернии на 1871 год. Томск, 1871. 286 с.

14. Список населенных мест Томской губернии за 1893 год. Томск, 1893. 381 с.

15. Горбачев В.Т. Архитектура сибирских городов XIX - начала XX века (опыт малоэтажного строительства). СПб., 2016. 152 с.

16. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири / под ред. Е.А. Зуевой, В.А. Скубневского. Новосибирск, 1995. Т. 2 (Ж-К), кн. 2. 183 с.

17. Богданова О.В. К вопросу о кадровом составе западносибирских зодчих в период с 1840-х по 1850-е гг. // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 6 (26). С. 187-192.

18. Государственный архив Томской области. Ф. 170. Оп. 1. Д. 1725.

19. Томские епархиальные ведомости. 1894. № 2. 15 января. Отдел неофициальный.

20. Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области: каталог. Кн. 2: Районы и города Новосибирской области. Новосибирск, 2012. 330 с.

21. Атлас проектов и чертежей сельских построек, изданный от Департамента сельского хозяйства МГИ. СПб., 1853. 36 с.

22. Богданова О.В. Роль гражданских инженеров в церковном строительстве Томской епархии // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 411. С. 34-37.

23. Новосибирский государственный краеведческий музей. Фото-фонд. НВ-12862.

24. Справочная книга по Томской епархии за 1898-99 год. Томск, 1900. 458 с.

Статья представлена научной редакцией «История» 01 февраля 2017 г.

CHURCH ARCHITECTURE AND ITS ROLE IN THE SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT OF KOLYVAN

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2017, 416, 49-55. DOI: 10.17223/15617793/416/7

Olga V. Bogdanova, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: ol-pr2002@mail.ru Ivan I Atapin, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: ivatapin@gmail.com Keywords: church architecture; sociocultural development; Kolyvan; cultural heritage.

This article examines the role of church architecture in the sociocultural environment of the Siberian city of Kolyvan in the second half of the 19th century. Although Kolyvan had the status of a provincial town, several temples of exceptional artistic value were built there in this period. The Cathedral of the Holy Trinity, started in 1861 and consecrated in 1867, became the first church in the city. Two sanctuaries were added and consecrated later, in 1876. The second church, dedicated to Saint Grand Prince Alexander Nevsky, was started in 1882 and consecrated in 1887. The third and final pre-revolutionary church was the Protection of the Holy Virgin Church, consecrated in 1890. The appearance of the temples reflected new stylistic directions in Siberian culture. All three churches were designed in an eclectic architectural style with elements and techniques of the Russian-Byzantine style. In addition, designs of these churches were connected with academicians of architecture K.A. Thon, Ya.M. Nabalov and N.I. Shenfeld. The construction of the churches was connected with the socioeconomic development of Kolyvan. The merchant class of the city was actively involved in the building of the churches, as Kolyvan held a significant position in the economy of Siberia. A number of prominent entrepreneurs such as K.K. and F.K. Krivtsov, E.A. Zhernakov and the Mokhovs came from this city. While the Cathedral of the Holy Trinity, the first church of Kolyvan, was built at the expense of parishioners, the construction of additional sanctuaries and two new churches was financed by well-known Kolyvan merchants K.K. Krivtsov and G.I. Pastukhov. In the 1930s all Kolyvan churches were closed, and their buildings were used for other purposes. The appearance of the churches was significantly altered later. The upper parts of the Holy Trinity Cathedral and the St. Alexander Nevsky Church were destroyed, and the Protection of the Holy Virgin Church was demolished completely. The St. Alexander Nevsky Church was returned to the Russian Orthodox Church in 1989. Between 1990 and 1992 the building was renovated at the expense of the Novosibirsk diocese. The restoration of the Holy Trinity Cathedral, also transferred to the Novosibirsk diocese, was started in 2011. The recreation of the appearance of this temple, as well as of two others, must be carried out after comprehensive research, design and restoration works. The article also determines the historical and cultural value of the city churches as objects of cultural heritage.

REFERENCES

1. Gorbachev, V.T. (1977) Gorod Kolyvan' (Istoriko-arkhitekturnyy ocherk) [The city of Kolyvan (Historical and architectural essay)]. In: Vilkov,

O.N. (ed.) Istoriya gorodov Sibiri dosovetskogo perioda (XVII — nachalo XX vv.) [History of Siberian cities of the pre-Soviet period (17th - early 20th centuries)]. Novosibirsk: Nauka.

2. Matveeva, L.L. & Gusachenko, V.L. (1996) Kolyvan' istoricheskaya [Kolyvan in history]. Novosibirsk: Nauka.

3. Matveeva, L.L. (2000) Istoricheskiy plan goroda Kolyvani arkhitektora K. Turskogo [The historical plan of the city of Kolyvan by architect K.

Tursky]. [Online] Available from: http://zaimka.ru/to_sun/matveeva2.shtml. (Accessed: 11th September 2016).

4. Matveeva, L.L. (2001) Sobor Svyatoy Zhivonachal'noy Troitsy — pamyatnik istorii Kolyvani [The Cathedral of the Holy Trinity, a monument to the

history of Kolyvan]. [Online] Available from: http://zaimka.ru/heritage/matveeva6.shtml. (Accessed: 11th September 2016).

5. Shabunin, E.A. (n.d.) Svyato-Troitskiy sobor g. Kolyvan' [The Holy Trinity Cathedral in Kolyvan]. [Online] Available from: http://www.orthedu.ru/kraeved/kolyvan/1.htm. (Accessed: 11th September 2016).

6. Shabunin, E.A. (n.d.) Aleksandro-Nevskiy khram g. Kolyvan' [The Alexander Nevsky Cathedral in Kolyvan]. [Online] Available from:

http://www.orthedu.ru/kraeved/kolyvan/2.htm. (Accessed: 11th September 2016).

7. Shabunin, E.A. (n.d.) Tserkov' v chest' Pokrova Presvyatoy Bogoroditsy pri Kolyvanskom gorodskom uchilishche [The Protection of the Holy

Virgin Church at the Kolyvan city school]. [Online] Available from: http://www.orthedu.ru/ kraeved/kolyvan/3.htm. (Accessed: 11th September 2016).

8. Boyko, V.P. et al. (2011) Arkhitektura gorodov Tomskoy gubernii i sibirskoe kupechestvo (XVII — nachalo XX veka) [Architecture of the cities of

Tomsk Province and Siberian merchants (17th - early 20th centuries)]. Tomsk: Tomsk State University of Architecture and Building.

9. Gavrilov, P.Yu. (2013) Kolyvan'pravoslavnaya [Orthodox Kolyvan]. Novosibirsk: Izdatel'skiy dom Gavrilova.

10. Russian Empire. (1830) Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii [Complete collection of laws of the Russian Empire]. Collection 1. Vol. 38. St. Petersburg: Tip. Vtorogo Otdeleniya Sobstvennoy E.I.V.Kantselyarii.

11. Matveeva, L.L. (2000) O date osnovaniya goroda Kolyvani [On the foundation date of the city of Kolyvan]. [Online] Available from: http://zaimka.ru/to_sun/matveeva1.shtml. (Accessed: 24th December 2016).

12. Gagemeyster, Yu.A. (1854) Statisticheskoe obozrenie Sibiri, sostavlennoe po Vysochayshemu Ego Imperatorskogo Velichestva poveleniyu, pri Sibirskom komitete, deystvitel'nym statskim sovetnikom Gagemeysterom [Statistical review of Siberia, compiled according to His Imperial Majesty's Highest Command, by the State Councilor of the Siberian Committee Gagemeyster]. Vol. 2. St. Petersburg: Tip. II Otd. Sobstv. E.I.V. kantselyarii.

13. Tomsk Provincial Statistical Committee. (1871) Pamyatnaya knizhka Tomskoy gubernii na 1871 god [Memorial book of Tomsk Province, 1871]. Tomsk: Tomskaya gubernskaya tipografiya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Tomsk Statistics Office. (1893) Spisok naselennykh mest Tomskoy gubernii za 1893 god [List of inhabited places of Tomsk Province, 1893]. Tomsk: tipografiya gubernskogo pravleniya.

15. Gorbachev, V.T. (2016) Arkhitektura sibirskikh gorodov XIX — nachala XX veka (opyt maloetazhnogo stroitel'stva) [Architecture of Siberian cities of the 19th - early 20th centuries (experience of low-rise construction)]. St. Petersburg: Kolo.

16. Zueva, E.A. & Skubnevskiy, V.A. (eds) (1995) Kratkaya entsiklopediya po istorii kupechestva i kommertsii Sibiri [Brief encyclopedia on the history of merchants and commerce in Siberia]. Vol. 2. Book 2. Novosibirsk: Nauka.

17. Bogdanova, O.V. (2013) The staff of the West Siberian architects in the period from 1840 to 1850s. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Istoriya — Tomsk State University Journal of History. 6 (26). pp. 187-192. (In Russian).

18. State Archive of Tomsk Oblast (GATO). Fund 170. List 1. File 1725. (In Russian).

19. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1894). 2. 15 January. Unofficial Pages.

20. Koshelev, A.V. (ed.) (2012) Pamyatniki istorii, arkhitektury i monumental'nogo iskusstva Novosibirskoy oblasti: katalog [Monuments of history, architecture and monumental art of Novosibirsk Oblast: a catalog]. Vol. 2. Novosibirsk: GAU NSO NPTs.

21. Anon. (1853) Atlas proektov i chertezhey sel'skikh postroek, izdannyy ot Departamenta sel'skogo khozyaystva MGI [Atlas of projects and drawings of rural buildings, published by the Department of Agriculture of the Moscow State Institute of Architecture]. St. Petersburg: lit. Gundrizera.

22. Bogdanova, O.V. (2016) The role of civil engineers in the church building of Tomsk Diocese. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 411. pp. 34-37. (In Russian). DOI: 10.17223/15617793/411/5

23. Novosibirsk State Museum of Local History. Photo-fund. NV-12862.

24. Anon. (1900) Spravochnaya kniga po Tomskoy eparkhii za 1898—99 god [The reference book on Tomsk Diocese, 1898-99]. Tomsk: Tipografiya Eparkhial'nogo bratstva.

Received: 01 February 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.