УДК: 726.012+908
И.К. Голодяев
II /И" и и и и
Новосибирским национальным исследовательским государственный университет Научный руководитель: сотрудник музея Новосибирска К.А. Голодяев
Никольские церкви города Ново-Николаевска (Новосибирска)
Аннотация: В работе подробно описаны прошлые и настоящие церкви города Ново-Николаевска (Новосибирска) и поселений в его ближайших окрестностях, названные во имя Святителя Николая. Работа выполнена на основании архивных документов, газетных публикаций вековой давности, а также специализированной литературы и открытых источников. Большое внимание уделено истории данных храмов, дается также краткое описание их архитектурных особенностей. Новизна данного исследования состоит в точном определении места соборного храма, проектируемого к постройке в Новониколаевске в 1917 г., а также в уточнении правильного наименования полковой церкви в военном городке 41-й Сибирского стрелкового полка, действовавшей с 1913 по начало 1920-х гг.
Ключевые слова: Николай Чудотворец, церковь, соборный храм, часовня, Новониколаевск, Новосибирск, Кривощеково
Имя Николай занимает особое место в исторической топонимике Ново-Николаевска-Новосибир-ска. Часто можно услышать, что Николай-угодник считается покровителем Новосибирска. Наш город начинался как поселок Ново-Николаевский, затем, получив статус города, стал Ново-Николаевском, а 300 лет назад здесь, на левом берегу Оби, стоял Никольский погост. Это же имя несла и главная улица города. Сейчас мы ее знаем как Красный проспект.
Уже устоялось ошибочное мнение, что наш город назван в честь святого Николая Чудотворца (Николая-угодника, Николая Мир Ликийских). Это неверно. Поселок и проспект были названы в честь царствующего императора Николая II, как это уже указывалось в нашей работе «Имя моего города» [Голодяев И.К., 2016а, с. 303].
В то же время на территории нынешнего города было несколько Николаевских церквей, и некоторые горожане полагают, что церкви эти были названы в честь императора Николая II. Но это неверно: в православной церковной традиции нет практики называть храмы в честь неканонизированных людей. Скорее всего, сам император Николай II получил свое имя в честь святого, хотя ни в день его рождения (6 мая, или 18 мая по новому стилю), ни вокруг него в святцах имя Николай не присутствует ни по юлианскому, ни по григорианскому календарю.
Многие считают, что Николай II осуществил особый вклад в развитие нашего города. Но если копнуть глубже, мы поймем, что вклад императора в наш город был не больше, чем в других населенных пунктах Российской империи. Вопреки некоторым публикациям [Садыров, 2007, с. 43-44], сам император ни разу в нашем городе не был - нет ни одного документального подтверждения его пребывания. Существует легенда, что Николай был на севере области, в Колывани. Только предполагалось, что возвращаясь из Владивостока в Петербург, цесаревич Николай проедет через Колывань; на самом деле, приехав в Томск, наследник престола выразил желание проделать часть пути до Омска на пароходе. С тех пор Николай II ни разу не появлялся в наших краях.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, нам показалось интересным изучение истории церк-
вей нашего города и самых ближайших его окрестностей, названных во имя Николая, тем более что поводом к этому исследованию явился довольно важный факт: нами было выяснено точное место предполагаемого строительства в Новокниколаевске в 1917 г. Соборного храма в честь Святителя и Чудотворца Николая.
Личность святого Николая
Николай Чудотворец (Николай Угодник, Святитель Николай) - один из самых почитаемых святых на Руси и в Российской империи. Его популярность можно сравнить с культом пресвятой Богородицы.
Николай Чудотворец родился в III в. н.э. в Малой Азии. Он с детства чтил Бога, изучал Божественное Писание. Еще при жизни Николай прославился своими деяниями. Его родители были достаточно богаты, но после их смерти сын раздал семейные деньги бедным. Согласно житию, Николай спасал людей от нищеты, от нравственного падения, защищал невинных и воскрешал напрасно погибших. Также Николаю приписывают уничтожение многих языческих храмов.
Николай Чудотворец был канонизирован еще при жизни, однако точная дата его причисления к лику святых неизвестна. Однако мы знаем год его кончины - 341. Стоит отметить, что Николай Чудотворец почитается всеми христианами, как католиками, так и православными, и даже стал прообразом их новогодних символов: Санта-Клауса и деда Мороза. Именно благодаря этому святому имя Николай было одним из самых популярных в Российской империи.
Никольский храм Кривощеково (Бугров)
Самый первый храм во имя Николая на территории нашего будущего города находился в селе Кривощеково. Весной 2012 г. нам с группой новосибирских краеведов удалось посетить место расположения старинного села на левом берегу Оби и обнаружить остатки фундамента Никольской церкви [Голодяев, 2016б, с. 93]. Она является самой древней на территории нынешнего Новосибирска и как молельня во имя святого Николая появилась в деревне еще в 1723 г. [Зайцев, 1993а, с. 65]. Одно из первых свидетельств о существовании деревни мы находим у исследователя сибирской истории академика Герхарда Миллера, который указывал, что на
момент 1734 г. Никольский погост был приписан к «Чеускому» (Чаусскому) острогу: «Кривощекова Большая или Никольский погост, на западном берегу Оби, в 3 верстах ниже устья Ини» [Миллер, 1988, с. 96].
Жители поселения несколько раз обновляли свой храм во имя Святителя и Чудотворца Николая Мир-ликийского: в 1746, 1824 и 1879 гг. В целом история Никольской церкви села Кривощеково подробно описана в исследовании К.А. Голодяева [Голодяев, 2016б, с. 90-97], поэтому в представленной работе она не рассматривается. Отметим лишь, что последняя церковь, постройки 1881 г., была пятиглавой, однопрестольной и располагалась в «довольно просторном», деревянном рубленом здании, обшитом тесом, окрашенном, крытом железом, и с деревянной же колокольней высотой в 10 саженей (более 21 м) [Шапкин, 1882, с. 274-275] (ил. 1).
К концу XIX в. приход Кривощековской Никольской (Николаевской) церкви был очень крупным и включал более десятка окрестных деревень. В 1895 г. здание церкви попало в полосу отчуждения Транссибирской железной дороги, и, как многие другие кривощековские строения, было разобрано и перенесено в дер. Бугры, где 7 декабря 1895 г. церковь была заново освящена протоиереем Диомидом Васильевичем Чернявским. К 1911 г. это был наиболее посещаемый приход Бугринской волости - 7355 человек [Голодяев, 2016б, с. 92].
Церковь служила до февраля 1930 г., когда была закрыта по требованиям жителей: «Село Бугры на 90% коллективизировано, и население требует закрытия помещения церкви для использования под культурные нужды» [ГАНО. Ф. Р-1996. Оп. 1. Д. 17. Л. 34]. В здании разместилась колония для заключенных, а еще через два года произошел большой пожар, и бывшая Никольская церковь сгорела.
Никольский храм села Толмачево
В 1910-е гг. в некоторых деревнях Бугринского прихода возникают собственные церкви. В 1910 г. в Толмачево была построена церковь, тоже во имя Святителя Николая. Поначалу, в 1910-1914 гг., она была приписана к Буграм, а в 1916 г. вышла в самостоятельный приход. В 1917 г. количество прихожан церкви составило 1367 человек, и церковь вошла в состав благочиния градо-Ново-Николаевских церквей [Свет негасимый..., 2005, с. 309-310]. К сожалению, история ее была недолгой: в 1930-е гг. церковь была закрыта и приспособлена под клуб, а потом снесена. Сейчас на месте бывшей церкви, на ул. Советской, д. 52, стоит средняя школа, точнее школьная котельная. Но сохранился дом напротив бывшей церкви, в котором когда-то жил ее священник и заведующий Толмачевской церковно-приход-ской школой Николай Артемьевич Володин. Сейчас в этом здании расположилась церковь во имя святого Лазаря Четверодневного (современный адрес ул. Советская, д. 71б) [Сегеда, 2016].
Никольский храм военного городка
Еще один малоизученный храм Ново-Николаев-ска, даже в том, что касается его названия. В публикациях одних и тех же авторов (Ю.А. Фабрика, Е.А. Шабунин) церковь встречается под разными названиями: Георгия Победоносца, Преображенская, Никольская. Проанализировав доступные источники,
нам удалось составить следующую картину.
Еще в 1915 г. священник церкви 5-го Закаспийского батальона Григорий Александрович Цитович издал двухтомное историко-статистическое описание «Храмы армии и флота». Именно здесь церковь указана как «41-го Сибирского стрелкового полка в память Преображения Господня». Говорится о том, что она была походной и была учреждена еще в 1910 г. Тогда же был сформирован и наш прославленный 41-й Сибирский стрелковый полк [Цитович, 1915, с. 485-486].
В клировых ведомостях церкви 41-го Сибирского стрелкового полка, хранящихся в РГИА, ее престол назван «во имя Свт. Николая Чудотворца». Под ведомостями стоит собственноручная подпись священника церкви Николая Звездина [РГИА. Ф. 806. Оп. 8. Д. 488]. Поэтому уместнее говорить об ошибке закаспийского, а не сибирского священника. Здесь же мы находим записи, что церковь существовала уже и в 1909 г. [РГИА. Ф. 806. Оп. 11. Д. 354] и размещалась в одном из помещений казармы. Престол этой полковой церкви также был во имя Николая.
Сохранившиеся фотографии позволяют сказать, что Никольский храм был построен по проекту, утвержденному Строительной комиссией Министерства императорского двора в 1901 г. и относится к типу однонефных базиликальных храмов в форме вытянутого четырехугольника. Автором проекта был русский архитектор Федор Михайлович Вержбицкий. Каменное здание с трехъярусной колокольней было выдержано в стиле эклектики с выраженными элементами русско-византийского стиля (ил. 2).
Подробное описание здания составлено С.Н. Бо-гомазовой: «Полковая каменная церковь была возведена на въезде в Военный городок со стороны р. Каменка и являлась высотной доминантой для его застройки. Судя по сохранившимся фотографиям, традиционная трехчастная композиция церкви -храм, трапезная и колокольня - следует принципу осевого построения, выработанному в русской храмовой архитектуре. Колокольня с севера и юга усложнена приделами. Вытянутая с запада на восток форма трапезной не находит аналогов в храмовых сооружениях г. Новониколаевска (Новосибирска) и других сибирских поселений.
Одноапсидный четверик собственно храма смещен в композиции фасадов, решен единым объемом с трапезной и симметрично размещенными в объеме четверика колокольни приделами. Над четвериком храма возведен двусветный восьмерик, перекрытый куполом. Ощущение асимметричности здания подкреплено главенством поперечной оси колокольни. По этой оси размещены приделы, увенчанные кирпичными главками на высоком основании, и яруса колокольни. Края приделов фланкированы стройными столбами-башнями. Для большего акцента стены приделов декорированы поясами кокошников.
Выразителен силуэт и трехъярусной колокольни - восьмерик на четверике, которая имеет шатровое завершение. На гранях шатра размещены слухи-резонаторы. Стройная вертикальность колокольни стала композиционным ориентиром для сооружений военного городка. В декоре фасадов преобладают элементы традиционного узорочья: спаренные колонки, многопрофильный крепованный карниз,
арочные сандрики в обрамлении окон. Перспективный портал южного входа подчеркнут на фасаде ки-левидным кокошником» [Военный городок в г. Ново-николаевске, 2004, с. 85].
Воинскую церковь отличала большая вместимость. Площадь внутренних помещений составляла 82,8 кв. саженей (376,9 кв. м), а конструкция перекрытий оставляла большое внутреннее пространство, в котором для молитвы мог поместиться целый полк (до 600 человек).
К Никольскому храму были приписаны военнослужащие кавалерийских и казачьих полков, двух батальонных пехотных и стрелковых полков и артиллерийской бригады. Ктитором (лицом, выделившим деньги на строительство) был подполковник А.А. Богословский, а техническое содержание здания было возложено на 41-й Сибирский стрелковый полк.
Новое здание было принято не сразу. В начале 1913 г. принимающая комиссия обнаружила много строительных недостатков, и только в ноябре 1913 г., после их устранения, Никольский храм военного городка был освящен. Обряд проводил настоятель Никольского войскового казачьего собора г. Омска протоиерей Иоанн Туторский.
В храме служили священник и псаломщик. Известно, что служили в храме священники Николай Звездин (1913-1915 гг.), Михаил Безсонов (1915 г.), Николай Николаев (с 1916 г.). Церковным старостою состоял ново-николаевский купец 1-й гильдии Н.А Туркин [Фабрика, 2003, с. 162].
В начале 1920-х гг., еще до начала антирелигиозной кампании, храм на территории военного городка был закрыт. До 1980-х гг. в здании размещались армейские учреждения культуры, помещения использовались и под хозяйственные нужды, а в 1989 г, после пожара, по приказу командующего СибВО остатки храма были взорваны. По воспоминаниям очевидцев кирпичная кладка не поддавалась и стены пришлось ломать при помощи тяговой силы танков. Находился храм напротив КПП войсковой части (координаты этого места: 55°1'46"N; 82°56'57"E). Фундамент бывшей церкви сохранился - на нем просто построили другое одноэтажное панельное здание.
Домовые храмы
Помимо храма в военном городке, в Ново-Нико-лаевске существовало еще два домовых Никольских храма: при военно-сухарном заводе и при реальном училище имени Дома Романовых.
О первом известно мало. Он был образован при «Обском продовольственном интендантском заведении». В 1902-1903 гг. в Ново-Николаевске, в сосновом бору за речкой Первой Ельцовкой был построен крупный казенный военно-сухарный завод для снабжения продовольствием Сибирского и Приамурского военных округов. Через 10 лет, 22 апреля 1914 г. при заводе была освящена церковь св. Николая. Обряд проводил священник Пророко-Данииловской (Вокзальной) церкви Григорий Диатроптов [Шабу-нин, 2015]. Остатки сильно перестроенного здания завода, при котором была церковь, и сейчас стоят на территории обувной фабрики КОРС (ул. Сухарная, 35, к. 13).
Церковь в Ново-Николаевском мужском училище (с 1913 г. - городское реальное училище им. Дома Романовых) появилась в канун 1913 г. В 1912
г. училище получило новое здание, выстроенное по проекту архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова (ныне Красный проспект, д. 3). Помимо классных комнат, учебных кабинетов, обсерватории, оранжереи, актового и гимнастического залов в училище располагались церковь во имя святителя Николая Мирликийского. 20 октября 1912 г. состоялось освящение здания, а 22 декабря и освящение храма.
Первоначально архитектор предполагал выстроить церковь отдельным объемом, примыкающим к северной части училища, но после внес ее в общую композицию здания. В принципе, ученическая церковь была представлена лишь стеной с алтарной частью, небольшим иконостасом и клиросом (ил. 3). Причем располагалась эта стена в общем зале, где на противоположной стене находился буфет-столовая с окном выдачи учащимся завтраков. Тем не менее в воспитании реалистов были введены достаточно строгие духовно-нравственные православные аспекты: молитвы, исповедания, причащение, послушание, ведение церковной службы. В училище удалось организовать отличный церковный хор из 100 учащихся, который пел и в церкви, и на светских мероприятиях училища.
С момента открытия законоучителем училища был назначен протоиерей Петр Яковлевич Васильков, а после его ухода в отставку в сентябре 1917 г. его место занял священник Николай Чехов, затем священник Василий Орлов. В начале 1918 г., после принятия декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Никольская церковь в Реальном училище была упразднена [Шабунин, 2009].
Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая
Самым известным Никольским храм Ново-Нико-лаевска является часовня на его главном проспекте - Николаевском. 20 июля 1914 г. на пересечении Николаевского (ныне Красного) проспекта и ул. Тоби-зеновской (ныне Горького) состоялся торжественный молебен и была заложена часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая и в память 300-летия Дома Романовых. Строительство было инициировано благотворительным обществом «Ясли» и благочинным городских церквей Гавриилом Даниловичем Машта-ковым, осуществлялось при поддержке городского управления, но во многом на деньги жертвователей [Зайцев, 1993б, с. 78-79]. Администрация города выделила бесплатное место для строительства и отпустила кредит в виде 50 000 штук кирпича, цемента и других строительных материалов. Наиболее крупными жертвователями были М.Л. Вишняков, давший 25 000 штук кирпича, В.Н. Цевловский - 1000 штук, З.М. Джурич - 1000 пудов извести, Д.Е. Барабанов -железо на крышу, И.М. Некрасов - кресты на купола [Проект часовни...].
Кирпичная кубическая однокупольная часовня была спроектирована в духе псковско-новгородских храмовых построек ХШ-^ вв. с характерной главкой. Северный фасад здания (со стороны улицы Тобизеновской) имел выступающий перспективный портал с внешней лестницей. Над входными дверями в нише было изображение св. Николая Чудотворца. С южного фасада размещался памятный текст, а вверху - живописное изображение Христа и двух поклоняющихся ему учеников. Часовня имела под-
вальное жилое помещение, исполнявшее и функции «сторожевской» (ил. 4).
К возведению Николаевской часовни причаст-ны очень многие люди. Есть версия, что проект и смета строительства были безвозмездно составлены известным архитектором А.Д. Крячковым, правда, подтверждений этому пока не обнаружено [Поповский]. Архитектор и краевед К.П. Зайцев, не приводя источников, но ссылаясь на документы Томской техническо-строительной комиссии, утверждает, что проект принадлежал мещанину Мирону Мироновичу Панину. Расчеты проводил городской архитектор Федор Фридрихович Рамман, а руководил строительством известный колыванский мещанин, инженер-строитель церковных зданий Илья Семенович Дуров. Отделочные работы выполнял опытный мастер Ефим Иванович Васюков, знающий секреты штукатурных растворов в сибирских условиях. Но на полное оформление наружных стен часовни средств не хватило, и какое-то время она оставалась не расписанной с южного фасада [Зайцев, 1993б, с. 78-79].
Протоиерей Диомид Чернявский, будучи председателем правления общества «Ясли», взял на себя внутреннее устройство часовни. В этом деле ему помогали городской голова Алексей Григорьевич Бесе-дин, купец Гавриил Данилович Маштаков и начальница приюта «Ясли» Мария Васильевна Востокова.
30 октября 1914 г. Томская техническо-строи-тельная комиссия разрешила проект к строительству с рядом замечаний, и 27 октября 1915 г. здание часовни было принято по акту. В честь этого события епископ Томский и Алтайский Анатолий подарил часовне икону Святителя Николя с частицей мощей. Присланная поездом икона была встречена протоиереем Диомидом Чернявским, на один день принесена в вокзальную церковь, на другой день в храм св. Александра Невского, а 6 декабря, в день памяти Святителя Николая, икону внесли в новую часовню. После этого часовня была освящена.
Но и после этого часовенная икона св. Николая продолжала «путешествовать». 30 декабря 1915 г. епископ Анатолий благословил иеромонаху Алексию хождение с ней для молебнов по домам жителей г. Ново-Николаевска. В часовне также продавались духовные книги, иконы. Доходы от продаж поступали в детский приют «Ясли».
В 1919 г., во времена Гражданской войны, Никольская часовня стала самостоятельным приходом, протоирей Виталий Мальгинов стал ее настоятелем.
При Советской власти вопрос сноса часовни вставал не раз. В частности, известный сибирский писатель Вивиан Итин акцентировал его еще в 1925 г. на первом Съезде Советов, призвав назвать наш город «Ново-Ленинском, постановив заодно уничтожить стоящую против Дома Ленина Николаевскую часовню и воздвигнуть там памятник Ильичу» [ГАНО. Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 1, Л. 8]. И вот 9 октября 1929 г. Новосибирский окрисполком постановил снести часовню, «учитывая пожелания трудящихся масс и считаясь с благоустройством города». 15 января 1930 г. протоиерей-обновленец Николай Николаевич Хрущев, служивший ранее в Николаевской церкви с. Бугры и ставший к тому времени председателем исполнительного органа Сибирской религиозной общины Новосибирска, получает постановление Сибкрайиспол-
кома о сносе Никольской часовни. 29 января 1930 г. часовня была разрушена.
Перед этим все имущество, включая икону св. Николая, из часовни вынесли, и дальнейшая судьба его неизвестна. На месте часовни поставили памятник комсомольцу-молотобойцу, но через несколько лет его заменили статуей И.В. Сталина. Октябрьской ночью 1961 г. в дни работы внеочередного XXII съезда КПСС памятник Сталину демонтировали.
В 1991 г. состоялась торжественная закладка камня в основание новой часовни. Новой как в территориальном плане (новое здание было отнесено к югу, потому что на месте старого уже был вырыт подземный переход), так и в архитектурном, поскольку новая часовня представляла собой не копию, а авторскую реконструкцию первоначального здания, выполненную новосибирским архитектором Петром Александровичем Чернобровцевым. Внутренние росписи в ней исполнил известный художник-монументалист Александр Сергеевич Чернобровцев, автор памятника сибирякам-участникам Великой Отечественной войны в сквере Славы и панно в сквере Героев революции в Новосибирске.
Новая часовня возродилась на более высоком архитектурном уровне. Известный новосибирский архитектор И.В. Поповский так описывает суть изменений: «У современного объекта значительно крупнее "главка", поэтому здание видится более массивным и соответственно - величественным, не теряя при этом канонической стройности. Такое укрупнение "главки", а также размещение часовни на возвышенном постаменте (стилобате - И.Г.), привело к тому, что совсем небольшое по размерам здание стало соответствовать масштабу крупного мегаполиса» [Поповский]. Популярный миф о том, что часовня является географическим центром Российской империи [Индинок] не выдерживает ни географической, ни исторической критики. Ни в каких временных интервалах, ни в каких границах, ни в каких методах расчета центр России не падал на территорию Новосибирской области.
Протоиерей Николай Никольский
В 1915 г. новым благочинным ново-николаевских церквей стал протоиерей Николай Николаевич Никольский, выпускник Томской духовной семинарии, служивший ранее священником Петро-Павловской церкви с. Чигизы и настоятелем Кресто-Воздвижен-ского собора г. Нарыма. 12 апреля 1915 г. он был рукоположен старшим священником Александро-Невского храма Ново-Николаевска и благочинным городских церквей [Свет негасимый..., 2005, с. 309310]. Николаем Никольским было положено начало самому большому Никольскому храму города, строительство которого, правда, так и не состоялось.
5 июня 1916 г., в день закладки в Новониколаев-ске фундамента Дома инвалидов24, служивший молебен Николай Никольский в своем слове отмечал: «С началом войны появилось много разных благотворительных организаций, и все они работают главным образом на добровольных жертвах. Но и это не помешало воздвигнуть, например в Ново-Николаевске, в одно лето громадный Дом Инвалидов. Мало этого, граждане решили построить собор и некоторые уже
24 Ныне Дом офицеров на Красном проспекте, д. 63.
внесли на это крупные суммы» [ГАНО. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 90, Л. 31].
Соборный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая
В отношении данного храма нами были обнаружены новые данные, не опубликованные предыдущими исследователями, и, более того, опровергающие их предположения о месте планируемого строительства собора [Шабунин, 2015].
Уже в 1913 г. население Ново-Николаевска превысило 86400 человек [Баяндин]. Город вырос в северном направлении, да и храм Александра Невского, служивший соборным храмом, стал тесен. Поэтому предложение протоиерея Николая Никольского о строительстве нового соборного храма в честь Святителя и Чудотворца Николая Мир Ли-кийских получило одобрение и благословение и епископа Томского и Алтайского Анатолия, и городского управления. Николай Никольский предлагал построить соборный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая и в память Второй Отечественной войны.
3 октября 1916 г. на собрании именитых граждан города был создан специальный комитет для сбора средств и разработки проекта храма. Председателем был избран сам протоиерей Николай Никольский, его товарищами (заместителями) - городской голова А.Г. Беседин и полицмейстер Г.П. Бухартовский. Кроме того, в состав комитета вошли несколько десятков влиятельных жителей Ново-Николаевска.
В конце собрания протоиерей сказал: «Господь Бог благословил начатое дело по постройке Собора-памятника и помог благополучно довести его до конца», всем посетившим собрание пожелал «мира, благополучия и долгоденствия», а «Верховному Вождю нашей доблестной армии Государю-императору Николаю Александровичу Романову, героям-воинам - защитникам нашей Родины и воинам наших Союзников - здоровья, успехов, мужества и полной победы над врагом». Хор исполнил ряд гимнов и песен в честь героев-воинов, павших на поле брани [Свет негасимый., 2005, с. 309-310].
Уже во время собрания денежный сбор принес 4668 руб. Вклады делались самые разные по сумме -от 1 до 1000 руб. Однако храм так и не был построен из-за резкого изменения политической ситуации в стране: отречения Николая II и революционных событий. Не найден пока и проект храма.
До сих пор считалось, что «храм предполагалось построить неподалеку от Базарной площади, где ныне располагается Театр оперы и балета» [Свет негасимый., 2005, с. 309-310].
В газете «Голос Сибири», выходившей в Ново-николаевске, была обнаружена заметка, в которой сказано, что 18 января состоялось заседание Комитета по постройке собора, на котором были избраны казначеем комитета Н.П. Ветошкин и секретарем О.К. Рябцов. Также указано было точное место строительства собора св. Николая: «Наиболее подходящим местом для постройки собора комиссия признала - 52-й квартал Центральной части - именно половину его, выходящую на улицу Гондати (так в источнике - И.Г.). Постановлено войти с ходатайством в городскую думу о бесплатном отводе участка земли в данном месте в размере 1700 кв. саж (7738,8 кв.м. - И.Г.). Разработка плана собора по-
ручена инженеру Б.М. Блажовскому. Собор должен быть трехпрестольный: главный престол в честь св. Николая. Казначею предложено теперь же собрать деньги по листам, подписанным при открытии комитета» [В комитете., 1917].
52-й квартал Центральной части со стороны Гон-датти - это ныне территория сквера перед университетом инженеров водного транспорта, в котором стоит старейший за Уралом памятник В.И. Ленину, а 100 лет назад там был пустырь, на котором располагался каркасно-засыпной цирк Александра Ко-ромыслова (ил. 5).
Хочется надеяться, что данное уточнение поможет устранить все еще остающиеся белые пятна в истории нашего города.
Храмы после 1917 г.
Для полноты исследования хотелось бы вкратце упомянуть о Николаевских церквях Новосибирска, построенных уже после 1917 г.
Однокупольная деревянная церковь с шатровой колокольней во имя Святителя и Чудотворца Николая в 1926 г. была построена в с. Новолуговом, что на границе современного Первомайского района Новосибирска и Новосибирского сельского района. Просуществовав до 1938 г., церковь была закрыта. Источники называют двух настоятелей довоенного периода - это священник Андрей Бирюков (репрессирован, а затем расстрелян 2 декабря 1937 г.) и архимандрит Сергий (Степан Захарович Скрипаль-щиков) (репрессирован, а затем расстрелян 29 июля 1937 г.). После войны, в 1946 г., церковь была возвращена верующим и работает до сих пор (современный адрес ул. Первомайская, д. 3).
В 1925-1926 гг. Никольский придел был пристроен и к Новосибирской Вознесенской церкви (современный адрес ул. Советская, д. 91). Никольский престол есть и в соборе А. Невского (ул. Советская, д. 1а).
Традиция наименования храмов в честь св. Николая продолжается и в постоветское время. Так, в Нижней Ельцовке в 1998-2000 гг. была построена кирпичная пятиглавая церковь Николая Чудотворца (Новосибирск, ул. Зоологическая, д. 8). На месте бывшего Закаменского кладбища строится сейчас храм царя-страстотерпца Николая (Новосибирск, ул. Никитина, д. 105/1). В с. Гусиный брод под Новосибирском около 2005 г. было начато строительство женского монастыря и во имя Николая Чудотворца была возведена деревянная церковь-четверик (координаты: 55°4'31»^ 83°15'4»Е).
В целом в работе уточнена историческая информация по некоторым объектам культовых сооружений (храм военного городка, часовня, соборный храм), первоначальные сведения о которых существенно различаются по названию, датировкам, местоположению с приведенными данными. Этот факт еще раз приводит к выводу о необходимости глубины проработки материала, о соблюдении крайней осторожности при использовании в научных работах информации, публикуемой в неспециализированной литературе: художественных произведениях, СМИ и т.д., и о желательности ее предварительной проверки.
Список литературы
1. Баяндин В.И. Новосибирск - первый сибирский город-миллионер // Новосибирский краеведческий портал. - URL: http://kraeved.ngonb.ru/node/1888 (дата обращения: 13.04.2017).
2. Военный городок в г. Новониколаевске. Первые годы истории. - Новосибирск: НПЦ по сохранению объектов историко-культурного наследия Новосибирской области, 2004. - 86 с.
3. В комитете по постройке собора // Голос Сибири.
- 24.01.1917. - № 19. - С. 3.
4. Голодяев И.К. Имя моего города // Старый Новосибирск. - Новосибирск: МКУК «Музей города Новосибирска», 2016. - С. 301-318
5. Голодяев К.А. Никольская церковь с. Кривощеко-во Томской губернии // Баландинские чтения: сб. ст. науч. чтений памяти С.Н. Баландина. - Новосибирск: НГУАДИ, 2016. - Т. XI. - С. 90-97.
6. Доренский Я. Типовая воинская церковь Верж-бицкого // Наша Лиепая: информационный портал, 14.01.2016. - URL:http://nashaliepaja.lv/tipovaya-voinskaya-cerkov-verzhbickogo.html (дата обращения: 26.04.2017).
7. Зайцев К.П. Потаенная Кривощекова // Бородов-ская Е.Л., Бородовский А.П. Авторская программа: история, краеведение, археология в летнем лагере.
- Новосибирск, 1993а. - Вып. 3. - С. 62-68.
8. Зайцев К.П. Часовня на проспекте // Бородовская Е.Л., Бородовский А.П. Авторская программа: история, краеведение, археология в летнем лагере. - Новосибирск, 1993б. - Вып. 3. - С. 77-82.
9. Индинок И.И. Часовня Святителя Николая // Новосибирский краеведческий портал. - URL: http:// kraeved.ngonb.ru/node/1604.
10. Миллер Г.Ф. Описание Томского уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его положении, в октябре 1734 г. Цит. по: Элерта А.Х. Исто-рико-географическое описание Томского уезда Г.Ф. Миллера (1734 г.) // Источники по истории Сибири досоветского периода. - Новосибирск: Наука, 1988.
- С. 65-101.
11. Поповский И.В. Крестоносный центр Российской державы // ARCH-I-TECT. - URL: http://arch-i-tect.ru/ krestonosnyiy-tsentr-rossiyskoy-derzhavyi (дата обращения: 26.04.2017).
12. Проект часовни во имя святителя и чудотворца Николая в г. Новониколаевске // Управление государственной архивной службы Новосибирской области. - URL: http://www.archives.nso.ru/page/1217 (дата обращения: 26.04.2017).
13. Садыров А.Ж. Серьги императрицы // Лебединый крик: рассказы, повести (Сибирская проза. Век двадцатый - век двадцать первый. Т. 5). - Новосибирск: РИЦ «Новосибирск», 2007. - 332 с.
14. Свет негасимый (православная церковь в Новосибирске) // История города: Новониколаевск-Ново-сибирск (исторические очерки). - Новосибирск: ИД «Историческое наследие Сибири», 2005. - T. I. - С. 295-348.
15. Сегеда А. Плачущие ангелы Новосибирска -история разрушенных храмов (дополненная версия) // «Православие.фм». - 30.09.2016 - URL: https://pravoslavie.fm/articles/plachushhie-angely-novosibirska-istoriya-razrushennih-hramov (дата обра-
щения: 27.03.2017).
16. Фабрика Ю.А. Военный храм // Новосибирск: Энциклопедия. - Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2003. - С. 162.
17. Цитович Г.А. Храмы Армии и флота (историко-статистическое описание). - Пятигорск: Типо-лито-графия А.П. Нагорова, 1915 г. - Т. 1. - С. 485-486.
18. Шабунин Е.А. Никольские храмы правобережья Новосибирска // Радио Логос - 28.09.2015. - URL: http://radiologos.ru/nikolskie-hramy-pravoberezhya-nsk (дата обращения: 14.04.2017)
19. Шабунин Е.А. Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая в реальном училище имени Дома Романовых // Образование и православие. - 21.12.2009. - URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/731-09.html (дата обращения: 14.04.2017).
20. Шапкин Е.Г. Освящение храма в селе Кривоще-ковском, Томской епархии // Томские епархиальные ведомости. - 1882. - 15 мая (№ 10). - 280 с.
Список источников
1. ГААК. Ф. 50. Оп. 11. Д. 39.
2. ГАНО. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 90.
3. ГАНО. Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 1.
4. ГАНО. Ф. Р-1996. Оп. 1. Д. 17.
5. РГИА. Ф. 806. Оп. 8. Д. 488. Цит. по: Клуб «Филокартист». - URL: http://www.filokartist.net/forum/ viewtopic.php?t=7719&start=0&postdays=0&postorder =asc&highlight (дата обращения: 23.03.2017).
6. РГИА. Ф. 806. Оп. 11. Д. 354. Цит. по: Клуб «Филокартист». - URL: http://www.filokartist.net/forum/ viewtopic.php?t=7719&start=0&postdays=0&postorder =asc&highlight (дата обращения: 23.03.2017).
Список сокращений
ГААК - Государственный архив Алтайского края. ГАНО - Государственный архив Новосибирской области.
КПП - контрольно-пропускной пункт. МКУК - муниципальное казенное учреждение культуры.
НГУАДИ - Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств. НПЦ - научно-производственный центр. Портф. - портфель.
РГИА - Российский государственный исторический архив.
I.K. Golodyaev
Novosibirsk National Research State University Scientific adviser is K.A. Golodyaev
Nikolsky Churches in (Novo-Nikolaevsk) Novosibirsk
Abstract. The research presents a detailed description of the past and present churches named after St. Nicholas in the city of Novo-Nikolaevsk (Novosibirsk) and its closest settlements. The author uses archival documents, century-old newspaper publications as well as specialized literature and open sources. Big attention is paid to history of the churches, a short description of their architectural features is also given here. Originality of the research is connected with two following facts: the author discovers exact location of the cathedral church, projected to be built in Novo-Nikolaevsk in 1917, and he also specifies historical name of the church which worked in the cantonment of the 41st Siberian Rifle Regiment in 1910 — the beginning of 1920s.
Key words: Nicholas the Wonderworker, church, cathedral temple, chapel, Novo-Nikolaevsk, Novosibirsk, Krivoschekovo
Ил. 2. Проект типовой воинской церкви Вержбицкого [Доренский, 2О16]
Ил. 4. Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая в реальном училище имени Дома Романовых. [Портал «Образование и православие». URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/731-09.html
(дата обращения: 29.04.2017)]
Ил. 5. Предполагаемое и проектируемое места постройки Соборного храма в Ново-Николаевске. План автора. В основе использован план Ново-Николаевска 1906 г. из архива МКУК «Музей г. Новосибирска»