ISSN2687-0770 ВШЛПК^ШСШЯЕПОСАЛСЯШ ШПГШЮЯБ. МЯШ CAUCASUS ЯЕООЫ SDOALSaEtfCE 2022. No l
Научная статья УДК 281.9+93/94
doi: 10.18522/2687-0770-2022-1-72-81
ЦЕРКОВНО ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ В 60-80-е ГОДЫ XIX ВЕКА: ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ В СВШИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ ПОЛИТИКИ В С ФЕРЕ НАЧАЛЬНОГО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДОНС КОЙ И НОВОЧЕРКАССКОЙ ЕПАРХИИ)
Наталья Владимировна Федорова10, Андрей Александрович Мекушкин1, Алексей Валерьевич Авдеев3
1,2,1 Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия 1 fhavl@mail.ruR : andrey.mekuslikin@icloud.com 1 leslia61@gmail.ru
Аннотация. Отражаются результаты анализа законодательства н архивных документов 60-80-х тт. XIX в., который позволил связать изменение числа «безмездных училищ» прн церквах (церковно-ирнходскнх школ) Донской епархнн с определенными изменениями в общегосударственной и региональной политике, как непосредственно направленными на систему начального образования, так и опосредованно влияющими на ее развитие. Недолгий рост числа «безмездных училищ» прн церквах в начале 1860-х гг. совпадает с усилением административного нажима на прнчты церквей со стороны духовных властей, которые вслед за светскими властями обязывали духовенство организовывать школы для детей прнхожан. Сокращение числа церковно-прнходскнх школ с 18 63 г. вплоть до почти полного их исчезновения к концу 1870-х тт. — результат прежде всего активной деятельности Войска Донского по открытию училищ, которые вытесняли церковно приходские школы, а также ослабление требований к прнчтам со стороны церковных иерархов относительно нх участия в организации «безмездных училищ». Духовенство, обремененное многочисленными внебогослужеб-нымн обязанностями, не получавшее регулярной финансовой поддержки, с трудом выполняло обязанности по организации училищ при церквах. Показано также, что в царствование Александра Ш церковно-школьное дело вновь получило нмпульс к развитию, и с 1884 г. число церковно-прнходскнх школ в Донской епархни снова начинает расти.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Донская епархия, церковный приход, начальные народные училища, церковно-прнходскне школы
Для цтинровання: Федорова Н.В., Мекушкин А А. Авдеев АВ. Церковно-прнходскне школы в 60—80-е годы ХЕХ века: динамика численности в связи с изменениями политики в сфере начального народного образования (на примере Донской и Новочеркасской епархнн) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион Общественные науки 2022. № 1. С. 72-S1.
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
© Федорова H.B.. Мекушкин А А., Авдеев A.B., 2022
ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕШОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Ш УКИ._2021 Л* J
ISSN2687-0770 BUUIJBIOFBKttR EDUCmONAL ВСПТШКШ. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. Ж 1
Qnginiil article
PARISH SC HOOLS IN THE 1860 1880s: THE DYNAMICS OF THE NUMBER IN CONNECTION WITH CHANGES IN POLICY ПЧ THE FIELD OF PRIMARY PUBLIC EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF THE DON AND NOVOCHERKASSK DIOCESE)
Natalia V. Fedorova113, An drey A. Mekuslikin:, Alexey V. Avdee*3 12,3 Don State Teclmical University, Rostov-on-Don, Russia 1 fhavl@mail.ruE : andrey.mekushkin@icloud.com 3 leslia61@gmail.ru
Abstract. The article reflects the results of the analysis of legislation and archive documents ш the I860-IE 80s, which made it possible to link the change in the number of "free schools" at churches (parish or parochial schools) of the Don diocese with certain changes in the national and regional policy, both directly aimed at the primary education system and indirectly affecting its development. A short-lived increase in the number of "free schools" at churches in the early 1860s coincides with the increasing administrative pressure on the clergy by the church authorities, who, following the secular authorities, obhged the clergy to organize schools for the children of parishioners. The reduction in the number of parochial schools from 1S63 until then almost complete disappearance by the end of the IE 70s was the result, first of all. of the activity of the Don Cossack Host, as well as the weakening of the requirements for the clergy from the church hierarchs regarding then participation in the organization of "free schools". The clergy, burdened with numerous extra-liturgical duties and not receiving regular financial support, hardly carried out the organization of schools at churches. It is also showu that parish schools received impulses for development during the reign of Alexander Ш. and since IS 84 the number of parish schools in the Don diocese began to grow again.
Keywords: Russian Orthodox Church, Don diocese, parish, primary public schools, parish schools
For citation: FedorovaN.V., Mekushkm A.A., Avdeev AV. Parish Schools ш the IS60-1880s: The Dynamics of the Number m Connection with Changes in Policy in the Field of Primary Public Education (On the Example of the Don and Novocherkassk Diocese). Bulletin of Highe?- Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2022;(1):72-81. (InRuss.).
This is an open access a)iicle distributed under the tenns of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY4.0).
Вопрос о народном образовании приобрел особую острогу в эпоху модернизации 60— 70-х гг. XDi в. после освобождения крестьян от крепостной зависимости. Одни возлагали заботы о народном образовании на приходских священников, другие считали необходимым устранить духовенство от участия в этой деятельности [1]. Тем не менее указ Святейшего Синода от 26 нюня 1861 г. о доставлении ежемесячных сведений об успехах в деле народного образования непосредственно способствовал быстрому распространению церковноприходских школ, которые на данном этапе должны были действовать на основании определения Синода о первоначальном обучении поселянскнх детей Олонецкой губернии (от 3 сентября 1836 г.). В нем утверждаюсь, что начальное обучение «поселянскнх детей» -обязанность приходского духовенства, а осуществлять его предполагалось бесплатно в помещениях членов причта или в домашних условиях [2]. Началось массовое открытие «безмездных училищ» при церквах., форсируемое епархиальными властями, которые регулярно требовали от прнчтов «немедленно и с усердием озаботиться заведением таковых» [3,
ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Kl ЖЕ_2022. Л* J
ISSN2687-0770 BUUETIN OFШСНЕКЕОиСЛПО]Ш INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS SEGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No. 1
л. 22]. Так, при приходскнх церквах Донской еиархин к концу I860 г. было 104 таких училища, в 1861 г. - 172, а в 1S62 г. - 197 [4, il 69; 5, л. б; 6. л. 72].
Надо отметить, что современники задавались вопросом о том, был ли рост числа цер-ковно-приходскнх школ, показываемый приходскими священниками и благочинными в отчетах, реальным нлн они существовали «в одних только благочннннческнх донесениях». Так, в соответствии с письмом товарища обер-прокурора Синода (руководившего также духовно-учебным управлением при Синоде) князя С.Н. Урусова наказному атаману генералу П.Х Граббе от 6 нюня 1863 г. окружные сыскные начальники и мировые посредники «негласным образом» провели проверки с целью «удостовериться о действительности существования... школ... в казачьих станицах и крестьянских селениях». Результаты проверок показали некоторое расхождение между сведениями, предоставленными Донской духовной консисторией, и данными о «действительно учащихся» в школах при церквах (табл. 1). Кроме того, атаман обратил внимание духовного ведомства на то, что во многих школах детей обучали наемные учителя либо причетники под наблюдением приходских священников, а не собственно священнослужители [7, л. 117—117 об.]. Однако еще 29 мая 1863 г. Донская духовная консистория предписала всем благочинным довести до сведения наставников безмездных училищ (имеются в виду представители духовенства), чтобы они «всегда и непременно» занимались с учениками сами, «ни под каким предлогом» не доверяя это сторонним лицам, а также «не увеличивали по ведомостям числа учеников», а показывали только тех, кто «точно обучаются у них грамоте» [7, л. 105—106]. А в 1864—1866 тт. рассматривалось дело по донесению члена Донской духовной консистории священника Иоакима Фесенкова обер-прокурору Синода, в котором он прямо утверждал, что «безмездных училищ при церквах Донской епархии нет», а консистория заботится лишь о том, чтобы в ведомостях об успехах народного образованиях фигурировала «большая цифра школ, а не самые школы». Тогда священник И. Фесенков не предоставил доказательств «несуществования» безмездных училищ в епархии, упомянув лишь одно, недействовавшее, по его сведениям, но показанное в ведомостях безмездное училище. — при Троицкой церкви станины Качалинской. Это донесение консистория признала «лживым», поскольку в указанном училище занятия приостанавливались лишь временно в связи с сильным пожаром в станице [7, л. 76—S1 об., 167—167 об ].
Таблица Ï / ТаЫе 1
Число пер ковно-приходских школ б Донской епархпп и учащихся в них детей по сведениям духовного и гражданского ведомств за 1863 г. [7, л. 11S-11S oä.] I The number of pniisli schools in the Dob diocese aud tlieir pupils iu 1863 according to the data of the church aud
civil authorities
По сведениям Число школ Число учащихся
Состоящих налицо Выбывших в течение года Всего
По окончании учения До окончания учения
Мужского пола Женского пола Мужского пола Женского пола Мужского пола Женского лола
Донской духовной конси-сторнн 176 2770 380 146 33 597 95 4021
Окружных сыскных начальников 173 2760 331 136 40 616 84 3967
В 1864 г. были утверждены два документа, значительно повлиявших на развитие цер-ковно-школьного дела: «Положение о губернских н уездных земских учреждениях» (1 января), которым к участию в деле народного образования привлечены земства, и «Положе-
ТЗЖ2687-0770 ВЦЦЖПКОРНКЖИ ЕЛиСШО^Ш ИБПШШШ. ЯЖШ САЦСАЯ1ХВЕ(Зт. ЗООЛЕБОЕЖЕ 2022. Ж 1
нне о начальных народных училищах» (14 июля), предоставившее местному самоуправлению и частной инициативе простор в деле народного образования, а духовенству — право под наблюдением училищных советов заведовать церковно-приходскими школами, преподавать Закон Божий и другие предметы в народных школах, не подчиненных его ведению, наблюдать за религиозно-нравственным «направлением» обучения во всех начальных народных училищах. Деятельность Министерства народного просвещения в этой области ограничивалась согласованием действий других заинтересованных ведомств [8]
С 1863 г. число «безмездных училищ при церквах» Донской н Новочеркасской епархии начало сокращаться. По данным Донской духовной консистории, в 1863 г. таких школ было 176, в 1864 г. - 152, в 1866 г. - 106. в 1867 г. - 92 [7, л. 39 об.; 9, л. 72; 10, л. 9; 11, л. 5; 12, л. 16—19]. Факторы, влиявшие на развитие церковно-школьного дела в области Войска Донского в 1860—1870-е гт.. довольно подробно изучались [13, 14]. Отметим, что на Дону земские учреждения введены были поздно - в 1875 г., а уже в 1882 г. прекратили свою деятельность. И если на территории внутренних епархий соперничество между земской и церковной школой развернулось остро еще с середины 1860-х гг. и способствовало сокращению числа начальных народных училищ, организуемых духовенством, то на Дону для такого соперничества не сложилось условий. С другой стороны, еще в начале 1860-х гт. Войско взяло начальное образование на свое попечение: на основании положения Военного совета. Высочайше утвержденного 9 сентября 1860 г., наказной атаман Войска Донского получил право открывать приходские училища в станицах (Церковь в их организации н содержании не участвовала, а слово «приход» в их наименовании имело лишь административный смысл) [15. л. 1—2 об.]. Это способствовало росту числа приходских училищ: в 1861 г. на Дону их было 47, в 1864 г. - 76, в 1867 г. - 104, в 1871 г. - 129, в 1875 г. - 137, в 1879 г. — 206 [13, с. 85]. По мере открытия новых приходекнх училищ в станицах, а затем н в хуторах церковно-прнходскне школы постепенно «(уничтожились» — за ненадобностью [16, л. 1]. Еще одна существенная особенность области Войска Донского — сосуществование на ее территории казачьих поселений (станицы, хутора) и населенных пунктов с преимущественно крестьянским населением (слободы, поселки). Церковно-прнходскне школы дольше всего сохранялись в Миусском округе, на территории которого значительную часть населения составляли крестьяне, в связи с чем Войско не было заинтересовано в открытии здесь приходских училищ. Церковные школы или открываемые на средства крестьян сельские школы и школы грамоты долгое время были единственным! начальными учебными заведениями в слободах и поселках.
Обращает на себя внимание также смешение церковно-прнходскнх школ с крестьянскими (сельскими) школами, школами грамоты, характерное для отчетов и иных официальных документов после 1864 г. Если с детьми занимались священно- или церковнослужители (либо частные лица под наблюдением священников), если занятия проходили в церковных караулках, домах причта н т.п., если приходской священник «заботился» о школе, то сведения о таких училищах предоставлялись благочинными. Они же, в свою очередь, показывали эти училища «под именем безмездных» в ведомостях, подаваемых епархиальному начальству. В то же время школы, в которых преподавали лица, не входящие в состав причта приходской церкви (даже если они были наняты священнослужителями и от них получали плату за обучение детей), штатные смотрители училищ рассматривали их как сельские школы, не имеющие отношения к духовному ведомству [3, л. 4—19]. А иногда школы, организуемые духовенством в поселках и слободах, смотрители называли сельскими школами исключительно формально, как, например, школу при церкви Николая Чудотворца слободы Малчевской. Священник Василий Чуев разместил ее в своем доме, «много старался» для распространения грамотности в народе, сам безвозмездно обучал детей, за свой счет выписывал книги н пособия [3, л. 9].
В 1867 г. директор народных училищ Войска Донского С.С. Робуш передал наказному атаману сведения о состоянии сельских школ в Войске. По итогам осмотра школ штатными смотрителямн училищ оказалось, что из 55 сельских школ только четыре - «в непосред-
2687-0770 ВЦЦЖПКОРНКЖИ ЕЛиСШО^Ш ИБПШШШ. ЯЖШ САЦСАЯ1ХВЕ(Зт. ЗООЛЬБОЕЖК 2022. Ж 1
ственноы заведовании местных священников», в восьми-девяти школах священники «наставляли мальчиков в Законе Божнем», остальные же находились <ш полном распоряжении малограмотных учителей..., не имеющих никаких прав на звание учителей и нередко с сомнительной нравственностью». Учителями были крестьяне, мещане, отставные солдаты, унтер-офицеры, сельские и волостные пнсарн, волостной фельдшер - бывший ученик второго класса Новочеркасской гимназии, жена поручика, уволенный из духовного звания н другие лица, не имеющие «свидетельств на звание учителя». Тем не менее, обращаясь к архиепископу Донскому н Новочеркасскому Платону (Городецкому), войсковой наказной атаман не просил, чтобы духовенство открывало школы при церквах., а лишь передавал мнение С.С. Робуша. с которым быт солидарен.
С.С. Робуш отмечал, что духовенству, «так близко стоящему к народу», следовало бы «обратить внимание» на сельские школы, преподавать в них Закон Божий и принять «более живое участие» в управлении сельскими школами, а именно: «иметь влияние на выбор учителей, следить за занятиями в школах н содействовать школам снабжением книгами и учебными пособиями на счет родителей мальчиков» [7, л. 1—3]. Данное дело ярко иллюстрирует изменение роли, которая отводилась духовенству в сфере народного образования войсковыми властями и чиновниками Министерства народного просвещения. Уже не предполагалось, что представители духовенства будут непосредственными организаторами начального народного образования, однако желательным было их содействие. Это отражает тенденцию к постепенному переходу всех начальных училищ в ведение Днрекцнн училищ Войска Донского (т. е. Министерства народного просвещения), включая те, которые изначально были церковно-прнходскнми. Приходское же духовенство имело свои причины отстраниться от непосредственной организации начальных школ, которые емко высказаны, например, в рапорте Качалинского благочинного, протоиерея Василия Евсеева от 24 декабря 1880 г: «.. в течение настоящего года никто не занимался безмездным обучением прихожане ких детей по отсутствию необходимых для этого помещений и за неимением средств на свой счет содержать вообще школы» [17, л. 7].
По данным Донской духовной консистории (с которыми, как показано выше, гражданские чиновники не всегда соглашались), при приходских церквах епархии в 1867 г. было 92 «безмездных училища», в 1872 г. — 25 церковно-прнходскнх школ, в 1877 г. - 10 [18, л. 21; 12, л. 16-19; 19, л. 2—40].
С 1 января 1878 г. в области Войска Донского начато действовать «Положение о начальных народных училищах», утвержденное 25 мая 1874 г. [20]. Оно еще более сократило возможности для влияния духовного ведомства на начальное народное образование (табл. 2).
В 80—90-е гг. XIX в. правительство предприняло ряд шагов (в том числе и в области народного просвещения), направленных на ослабление влияния в обществе радикально-демократических и либеральных идей. Александр Ш считал, что Церкви необходимо вернуть доминирующие позиции в образовании, защитив тем самым традиционные нравственные устон. Царствование Александра Ш для церковно-прнходской школы — период расцвета [22, с. 205].
В 1879 г. министр народного просвещения Д.А. Толстой инициировал сбор сведений о существовавших в империи церковно-прнходскнх школах. Попечитель Харьковского учебного округа обратился к Донской духовной консистории за перечнем всех церковно-прнходскнх школ. Инспектору народных училищ было поручено осмотреть перечисленные в ответном отношении консистории 12 церковно-прнходскнх школ Миусского округа и собрать на месте сведения о ннх. Инспектор не нашел оснований признавать эти «сельские начальные школы» церковно-прнходскнми. Священники в их деятельности не участвовали (учителей для школ нанимали сами сельские общества; только некоторые из этих школ помещались в церковных домах или караулках) [23, л. 50—52].
17 марта 1881 г. на заседании Комитета министров обсуждался вопрос о предоставлении духовенству возможностей для реального влияния на народную школу. Было высказано
ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Kl ЖЕ_2022. Л* J
ISSN2687-0770 BUUIJBIOFBKttR EDUCiTIONÄL ИБПШШШ. NORTH CAUCASUS REGION SOCIAL SCIENCE. 2022. No. 1
мнение, что православное духовенство «ближе всего подходит под условия, соответствующие его назначению в качестве руководителя начальных училищ, чем учители и учительницы народных школ» [пит. по: 24, с. 150].
Таблица 2 / Table 2 Сравнение базовых документов, регламентирующих деятельность церковно-прпхорекпх школ в dO-30-e nr. XIX в. [S, 21, 22] i Comparison of basic documents regulatiug the activities of parish schools in the 1860-1S8ÜS
Документ Основная цель Ключевые нововведения, исходящие из основной цели
{(Положение о начальных народных училищах» 1864 г. Достижение согласия между деятелями народного о&разовання и устранение антагонизма между ведомствами народного просвещения н духовным Создание для {{заведования» всеми начальными народными училищами губернских н уездных училищных советов. Первые включали епархиальных архиереев (в качестве председателей), губернаторов, двух членов от губернских земских собраний, одного - от Министерства народного просвещения; вторые - чтенов от министерств народного просвещения, внутренних дел н от духовного ведомства, двух членов от уездного земского собрания н по одному члену от ведомств, содержащих народные училища
{{Положение о начальных народных училищах» 1S74 г. Сосредоточение всех начальных народных училищ в ведении Министерства народного просвещения Начальные училища, зависевшие от различных ведомств, были подчинены Министерству народного просвещения. Председателями в учитищных советах стали губернские и уездные предводители дворянства. Духовное ведомство могло иметь по одному1 представителю в каждом из советов, самостоятельно открывать н закрывать учрежденные им начальные народные училища. Епархиальные архиереи наблюдали за преподаванием Закона Божня и {{религиозно-нравственным направлением» обучения в начальных народных училищах. Преподавание Закона Божня было оставлено преимущественно (а не исключительно) за лицами духовного звания (последние могли быть учителями н по другим предметам - с позволения инспектора народных училищ, с годичным испытанием)
{{Правила о церковноприходских школах» 1SS4 г. Возвращение духовному ведомству контроля над частью начальных учебных заведений, усиление влияния духовенства на народное образование Зафиксировано, что к ведению духовного начальства относятся не только церковно-прнходскне школы, но н крестьянские лгкалы грамотности. Преподавание Закона Божня - прямая обязанность священника либо диакона (в особых случаях с разрешения епархиального архиерея, оно могло быть поручено членам клира нлн благонадежному учителю нз мнрян). Обучение в церковно-прнходскнх школах ведут местные священники нлн другие члены причта (по соглашению); в особых случаях - утвержденные епархиальным архиереем учителя (под наблюдением священников). Непосредственное руководство школами возлагается на приходских священников. Епархиальные архиереи для «ближайшего руководства» школами назначают священников-наблюдателей. Для обсуждения вопросов, касающихся церковно-школьного дела, учреждается епархиальный учн-лнщный совет, председатель н члены которого избираются епархиальным архиереем го духовных и светских лиц, ({преданных делу народного образования». На заседания приглашается (на правах члена) директор народных училищ
В 1882 г. была создана комиссия во главе с архиепископом Холмскнм и Варшавским Леонтием (Лебединским) (из представителей духовного ведомства. Министерства народного просвещения, земств), с мест запрашивались сведения об участии духовенства в деле
ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Kl YKK_2022. tel
ISSN2687-0770 BUUETINOF HIGHER EDUCAUONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No. 1
народного образования, о переходе церковно-приходских школ в земскне. Тогда члены окружных училищных советов от духовного ведомства сообщили следующее:
- по Хоперскому и Первому Донскому округам области Войска Донского: до введения земств в нх округах церковно-прнходских школ не было, а существовали только школы «общественные и правительственные, содержимые на капитал войска»;
- по Второму Донскому округу: церковно-прнходскне школы прекратили свое существование ранее открытия земских учреждений, кроме одной школы в хуторе Калаче, которая закрылась вследствие открытия в этом хуторе в 1877 г. земской школы. По остальным округам области Войска Донского члены училищных советов от духовного ведомства не сообщили, что им известно относительно перехода церковно-прнходских школ в земскне. Архиепископ Донской и Новочеркасск™ Мигрофан (Вицин с кий) в отношении на имя обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева от 15 нюня 1ЕЕЗ г. указал, что в Донской епархнн существуют две церковно-прнходскне школы: в поселке Калнновском и слободе Степановке-Крынской (Миусский округ) [23, л. 50—52].
В русле положения о том. что первоначальное обучение детей и надзор за начальным народным образованием желательно предоставить духовенству, был выработан проект «Правил о церковно-прнходских школах», утвержденный Александром Ш 13 нюня 1884 г. Этот документ позволил сформировать тенденцию к расширению данного сектора народного образования. Согласно названным правилам, церковно-приходски™ являлись школы, открываемые приходскими священниками или другими членами причта на средства прихода, с пособием от сельских обществ, казны или частных лиц. Общее руководство цер-ковно-прнходскнмн школами возлагалось на Училищный совет при Святейшем Синоде, на местах его осуществляли епархиальные училищные советы. Их руководство назначалось архиереями, а учителя определялись преимущественно из выпускников духовных учебных заведений. Прямое попечение о школах возлагалось на приходских священников [21]. Из сумм Государственного Казначейства были выделены средства для создания церковно-прнходских школ, что отличает этот этап развития церковно-школьного дела от охарактеризованных выше, однако выделенных средств было недостаточно. Это влекло за собой дополнительные расходы со стороны духовенства [25, с. 213].
В жизни «восстановленной церковной школы» А А. Кириллов различает два периода: первое десятилетне после издания вьппеназванных правил - период формирования организационных основ деятельности; последующие годы - время укрепления н развития церковной школы [24, с. 156]. Так, согласно ведомостям благочинных о школах, состоящих при приходских церквах, в 1887 г. в Донской и Новочеркасской епархии действовало уже 142 церковно-прнходскне школы. Из них одна открыта в 1876 г. (в поселке Калнновском Миусского округа), одна — в 1882 г. (в поселке Григорьевском Миусского округа), три — в
1883 г., 34 - в 1884 г., 48 - в 1885 г., 29 - в 1886 г.= 8 - в 1887 г. (годы открытия восемнадцати школ не указаны). В 1887 г. церковно-прнходскне школы имелись во всех благочн-ниях епархнн, кроме Аксайского. Также в ведении духовенства находились 22 крестьянские «школы грамотности» [26, л. 1-31].
Таким образом, в жизни церковной школы Донской н Новочеркасской епархии 60— 80-х гг. XIX в. обозначаются три периода, отражающих изменения правительственной политики в отношении народного образования (рисунок): 1) короткий период бурного роста на заре 1960-х тт. (до 1862 г.); 2) постепенное сокращение до минимума числа училищ при церквах в 1863 - начале 1880-х тт. (в Донской епархнн в 1881 г. было всего две церковно-прнходскне школы); 3) значительное увеличение числа церковно-приходскнх школ с
1884 г.
ISSN2687-0770 BULLETIN OFШСИКЖЕООСШСШИиШГШКШ.ЯПКШ CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No. 1
250
Динамика численности церковно-прнходских школ в Донской и Новочеркасской епархии в б0-80-е гт. XIX в. (составлено автором по: [4—7, 9-12, 19,20,26]) / Dynamics of the number of parish schools ш the Don and Novocheikassk diocese in the I860-1880s (compiled by the author on: [4-7, 9-12,19, 20, 26])
Государственная политика в сфере народного образования и деятельность Министерства народного просвещения, деятельность Войска по открытию приходских училищ в казачьих поселениях, введение на Дону земских учреждений и перевод школ, открытых духовенством в поселках н слободах, в разряд земских начальных училищ, отсутствие у духовенства материальных средств для поддержания деятельности церковно-прнходскнх школ и недостаток времени для этого постепенно привели к устранению духовенства от непосредственного участия в деле народного образования (по сути — к упадку церковно-прнходекой школы в 70-е гт. ХЕХ в.). Духовенство продолжило опосредованно участвовать в деле народного образования, преподавая Закон Божий во всех этих начальных учебных заведениях. В свою очередь, смена вектора государственной политики в области народного образования в царствование Александра Ш означала отход от «секуляризации» и возвращение Православной церкви доминирующей роли в сфере начального образования. И на Дону эти изменения также результнровали активным ростом числа церковно-прнходскнх школ.
Список источников
1. Зуоанова С.Г. Православная Церковь России в ХЕХ веке: социальный н духовно-культурный аспекты. Ж: Союз, 1995. 162 с.
2. Указ Его императорского Величества. С амодержца Всероссийского, нз Святейшего Правительствующего Синода. 29 октября 1836 г. //Правила о церковно-прнходскнх училищах православного духовного ведомства СПб.: Синодальная типография. 1865. С. 1-3.
3. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 226. Оп. 2. Д. 5764.
4 ГАРО Ф. 226. Оп. 2. Д. 5118.
5. ГАРО Ф. 226. Оп. 2. Д. 5120.
6. ГАРО Ф. 226. On. 1 Д. 5324.
7. ГАРО Ф. 226. Оп. 19 Д. 106
8. Положение о начальных народных училищах, 14 июля 1864 г. // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 3: Царствование императора Александра П, 1S55—lSí>4. СПб.: Типография Императорской академии наук. 1865. С. 1226-1234.
9. ГАРО Ф. 226. Оп. 2. Д. 5507.
Ю.ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 5758.
11 ГАРО Ф. 226. Оп. 2. Д. 5901
12.ГАРО Ф. 358 On. 1 Д. 444.
ISSN2687-0770 BULLETIN OFmtHER EDUCATIONAL ШХПППХШ. NOBIH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. Ж J
ll.Fedorova N.V. ТЪе development of parochial schools in the Don eparchy ш the 1860s and IS 70s in the context of the secularization of primary education //Русская старнна. 2016. № 2 (18). С. 80-94.
14. Федорова ИЗ Социальное служение церковных приходов в сфере народного образования и просвещения в 60-70-е годы XIX века: на материалах документов Донской епархнн. Ростов и/Д.: РГУПС, 2016. 209 с.
15.ГАРО Ф. 46. On 1. Д 666
16. ГАРО Ф. 226. Оп. 2. Д. 5759.
17. ГАРО Ф. 226. Оп. 3. Д. 7562.
18 ГАРО Ф. 226. Оп. 2. Д. 5763.
19.ГАРО Ф. 226. Ой. 3. Д. 7036.
20. Положение о начальных народных училищах 25 мая 1874 г. // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 6. Царствование императора Александра EL 1874—1S76. СПб.: Типография В. С. Балашева. 1878 С. 223-234.
21. Правила о церковно-прнходскнх школах, Высочайше утвержденные 13 июня 1884 г. // Московские церковные ведомости. Отдел официальный. 1884. № 20. С. 73—75.
22.Зуданова С.Г. Социальное служение Русской православной церкви в XIX веке. М.: МГСУ, 2001.352 с.
23 ГАРО Ф. 226. Оп. 3. Д. 7820.
24 Киритюв АЛ. К двздцатипятнлетню существования на Дону восстановленной церковной школы // Донская церковная старнна. Вып. 2. Новочеркасск: Частная Донская типография. 1909. С.145-156.
25. Шадрина Л.В. Общественная деятельность духовенства донской епархнн конца XIX - начала XX в. Я Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 1 (39), ч. I. С. 212-215.
26. ГАРО Ф. 226. Оп. 3. Д. 9010.
References
1. Zubanova S.G. The Orthodox Church of Russia in the 19th century: social-spiritual and cultural aspects. Moscow: Soyuz PubL; 1995. 162 p. (In Russ.).
2. Decree of His Imperial Majesty, the Autocrat of All-Russia, horn the Most Holy Governing Synod. October 29, 1836. Rules on parochial schools of the Orthodox ecclesiastical department. St. Petersburg: Synodal Printing House; 1865:1-3. (In Rnss).
3. State Archive of the Rostov Region (SARR). Fund 226. In. 2. File 5764 (hi Russ).
4 SARR Fund 226. In 2. File 5118. (hi Rjuss ).
5. SARR Fund 226 hi 2 File 5120 (hi Russ)
6. SARR Fund 226 hi 2 File 5324 (hi Rjuss )
7. SARR Fund 226 hi 19 File 106 (hi Rjuss )
8. Regulations on primary public schools, July 14, 1864. Collection of resolutions on the Ministry of Public Education. Vol. 3. The reign of Emperor Alexander П, 1855-1864. St. Petersburg: Imperial Academy of Scrences Press; 1865:1226-1234. (hi Russ.).
9. SARR Fund 226 hi 2 File 5507. (hi Russ)
10. SARR Fund 226 In 2. File 5758. (hi Russ)
11. SARR Fund 226 hi 2. File 5901. (hi Russ)
12. SARR. Fund 358. In. 1. File 444 (In Rnss ).
13. Fedcrova N.V. The development of parochial schools in the Eton eparchy in the 1860s and 1870s in the context of die secularization of primary education. Russkaya starina = Russian Antiquity. 2016;(2):80-94.
14. Fedcrova N.V. Social service of church parishes in the field ofpublic education and enlightenment in the 60-70s of the 19th century: on the materiab of documents of the Don diocese. Rostov-on-Don Rostov State Transport University Press; 2016.209 p. (In Russ ).
15. SARR Fund 46 In 1. File 666. (In Rnss ).
16. SARR Fund 226 hi 2. File 5759 (hi Russ)
17. SARR Fund 226 hi 3. File 7562. (hi Russ)
ISSN2657-0770 BULLETIN OF HIGHER ED UCAHONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No.l
IS. SAUK fund 226 In 2 File 5763. (InRass)
19. SARR Fund 226 In 3 File 7036. (InRass)
20. Regulations on primary public schools, May 25, 1874. Collection of resolutions on the Ministry of Public Education. Vol. 6. The reign of Emperor Alexander П, 1874-1876. St. Petersburg: Printing House of V S. Balashev; 1878:223-234. (In Russ).
21. Rules on parochial schools, Most highly approved on June 13, 1884. Moskovsh'e tserkavnye vedomosti. Otdel ofitsial'nyi = Moscow Church Bulletin. Official department. 1884,{20):73-75. (la Russ).
22.Zubanova S.G. Social service of the Russian Orthodox Church in the 19th century. Moscow: Moscow State University of Civil Engineering Press; 2001. 352 p. (hi Russ).
23.SARR. Fund 226 In 3 .File 7820 (hi Russ.).
24. Kirillov A. A. To the twenty-fifth anniversary of the existence of the restored church school on the Don. Don Church antiquity. Novocherkassk: Private Don Printing House: 1909;2:145-15 6. (la Russ.).
25. Shadnua A.V. Don eparchy clergy's public activity of the end of the 19th - the beginning of the 20 th century. Istoricheshe, flosofshe, politicheshe i yttridicheskie nauki\ kul'turologiya i iskusstvavedenie. Voprosy teorii i praktiki = Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Cidturology and Siudy of Art. Issues of Theory and Practice. 2014; (1-1) :212-215. (la Russ).
26.SARR Fund 226 hi 3 File 9010 (InRass)
Информация об авторах
H.B. Федорова — кандидат исторических наук, doijenm кафедры лингвистики и иностранных языков.
А Л. Мекушкин - кандидат философски наук, доцент кафедры православной культуры и теоло-А.В. Авдеев - магистрант кафедры православной культуры и теологии.
Information about the authors
N. V. Fedorova — Candidate of Science (History), Associate Professor of the Linguistics and Foreign Languages Department.
A.A. Mekushkin — Candidate of Science (Philosophy), Associate Professor of the Orthodox Culture and Theology Department.
A. V. Avdeev —Master's Student of the Orthodox Culture and Theology Department
Статья поступила б редащню 10.02.2022; одобрена после репетирования 26.02.20(22: принята к публикации 17.03.2022. The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 26.02.2022; accepted for publication 17.03.2022._