Научная статья на тему 'ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ МОРДОВИИ ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА, НА РУБЕЖЕ ΧΧ-ΧΧΙ ВВ.'

ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ МОРДОВИИ ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА, НА РУБЕЖЕ ΧΧ-ΧΧΙ ВВ. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
двуязычие / гонения / певческий коллектив / покасские певчие / «мордовские» певчие / регент / запевала / bilingualism / persecution / singing group / Pokassky singers / "Mordovian" singers / regent / directing singer

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Левштанова Н. С., Владышевская Т. Ф.

В статье рассматриваются церковно-певческие коллективы трех сел Зубово-Полянского района в Мордовии, как самостоятельные певческие ансамбли, а также их состав в разные годы. Условное деление на периоды. Причины объединения в два коллектива и пение под руководством приглашенного регента в Покасс, а также о его последователях учениц. Певческие коллективы трех сел, выбранные нами, мы рассматриваем по отдельности, как самостоятельные ансамбли. Одну из групп певцов в нашей работе мы называем Покасские певчие, по названию села, остальные две группы «мордовские» певчие, по национальному происхождению и только в период их объединения в Покассах. Далее «мордовские» певческие группы мы именуем по названию сел: Ачадово – «Ачадовские», Тарханская-Потьма – «Тархан-Потьминские». Возвращение мордовских певчих в свои приходы. Роль руководителя в певческом ансамбле. из рассмотренных исследовательских работ о мордовской музыкальной культуре следует, что научный интерес направлен на народный песенный фольклор и на профессиональную светскую музыку мордвы. В то время как церковная музыка мордовского народа пока остается мало или практически неизученной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHURCH SINGING GROUPS OF MORDOVIA IN ZUBOVO-POLYANSKY DISTRICT AT THE TURN OF THE 20TH CENTURY

Тhe article examines the church singing groups of three villages of the Zubovo-Polyansky district in Mordovia, as independent singing ensembles, as well as their composition in different years. Conditional division into periods. The reasons for the merger between two groups and singing under the guidance of the invited regent in Pokass, as well as about his followers students. We consider the singing groups of the three villages selected by us separately as independent ensembles. In our work, we call one of the groups of singers the Pokassky singers, by the name of the village, the other two groups are "Mordovian" singers, by national origin and only during the period of their unification in Pokass. Further, we call the "Mordovian" singing groups by the name of the villages: Achadovo – "Achadovsky", Tarkhanskaya-Potma – "Tarkhan-Potminsky". The return of the Mordovian singers to their parishes. The role of a leader in a singing ensemble. From the considered research papers on Mordovian musical culture, it follows that scientific interest is directed at folk song folklore and professional secular music of the Mordovians. While the church music of the Mordovian people remains little or practically unexplored

Текст научной работы на тему «ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ МОРДОВИИ ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА, НА РУБЕЖЕ ΧΧ-ΧΧΙ ВВ.»

УДК 783

Левштанова Н.С.

учитель музыки,

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа №1468,

Российская Федерация, Москва выпускница,

Православный Свято-Тиховокский гуманитарный университет,

Российская Федерация, Москва Научный руководитель: Владышевская Т.Ф.,

д.и., профессор факультета искусств МГУ им. М.В. Ломоносова

ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ МОРДОВИИ ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА,

НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.

Аннотация

В статье рассматриваются церковно-певческие коллективы трех сел Зубово-Полянского района в Мордовии, как самостоятельные певческие ансамбли, а также их состав в разные годы. Условное деление на периоды. Причины объединения в два коллектива и пение под руководством приглашенного регента в Покасс, а также о его последователях - учениц. Певческие коллективы трех сел, выбранные нами, мы рассматриваем по отдельности, как самостоятельные ансамбли. Одну из групп певцов в нашей работе мы называем Покасские певчие, по названию села, остальные две группы - «мордовские» певчие, по национальному происхождению и только в период их объединения в Покассах. Далее «мордовские» певческие группы мы именуем по названию сел: Ачадово - «Ачадовские», Тарханская-Потьма - «Тархан-Потьминские». Возвращение мордовских певчих в свои приходы. Роль руководителя в певческом ансамбле. из рассмотренных исследовательских работ о мордовской музыкальной культуре следует, что научный интерес направлен на народный песенный фольклор и на профессиональную светскую музыку мордвы. В то время как церковная музыка мордовского народа пока остается мало или практически неизученной.

Ключевые слова:

двуязычие, гонения, певческий коллектив, покасские певчие, «мордовские» певчие, регент, запевала.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Levshtanova N.S.

music Teacher,

State Budgetary Educational Institution School No. 1468,

Russian Federation, Moscow graduate,

St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, Russian Federation, Moscow

CHURCH SINGING GROUPS OF MORDOVIA IN ZUBOVO-POLYANSKY DISTRICT AT THE TURN OF THE 20TH CENTURY

Abstract

The article examines the church singing groups of three villages of the Zubovo-Polyansky district in

Mordovia, as independent singing ensembles, as well as their composition in different years. Conditional division into periods. The reasons for the merger between two groups and singing under the guidance of the invited regent in Pokass, as well as about his followers - students. We consider the singing groups of the three villages selected by us separately as independent ensembles. In our work, we call one of the groups of singers the Pokassky singers, by the name of the village, the other two groups are "Mordovian" singers, by national origin and only during the period of their unification in Pokass. Further, we call the "Mordovian" singing groups by the name of the villages: Achadovo - "Achadovsky", Tarkhanskaya-Potma - "Tarkhan-Potminsky". The return of the Mordovian singers to their parishes. The role of a leader in a singing ensemble. From the considered research papers on Mordovian musical culture, it follows that scientific interest is directed at folk song folklore and professional secular music of the Mordovians. While the church music of the Mordovian people remains little or practically unexplored.

Keywords:

bilingualism, persecution, singing group, Pokassky singers, "Mordovian" singers, regent, directing singer.

На рубеже XX-XXI вв. происходит стремительное возрождение церковной жизни и вместе с ее храмостроительством особое внимание уделяется восстановлению и укреплению певческого дела. Вопросы специфики церковно-певческого искусства, стилистики авторских сочинений неоднократно обсуждались на научно-практических конференциях, семинарах, регентских съездах и всевозможных форумах (Хватова С.И. Православная певческая традиция на рубеже XX-XXI вв., Автореф.дис...докт. искусствоведения.-Ростов-на-Дону, 2011 - с.3) Возрастает интерес у молодых ученых к песенному фольклору и к церковно-певческим традициям малых народов России. В своей работе Е.И. Жимулева пишет о проблемах взаимодействия православной и фольклорной певческой традиции, выявляет особенности фольклоризации церковных песнопений, закрепившихся в народно-песенной обрядовой практике. Православной певческой традиции на рубеже XX-XXI вв. посвящена работа доктора искусствоведения С.И. Хватовой, ученый рассматривает динамику и процесс изменения церковно-певческой культуры в конце XX - начала XXI вв. О Тамбовской церковно-певческой традиции конца XIX -начала XX вв. рассказывает в своем труде Е.Г. Давыдова. Екатерина Геннадьевна определяет особенности богослужебного пения тамбовской епархии с точки зрения самобытности музыкального репертуара, как обиходного, так и авторского. Для нас эта работа важна, так как часть территории нынешнего Зубово-Полянского района Мордовии входила в Тамбовскую губернию.

Научный интерес к мордве возникает в XVIII в. Самые ранние сведения о мордовской музыкальной культуре получаем из экспедиций Российской Академии наук, учрежденной Екатериной II. Это этнографический очерк историка-краеведа В.А. Ауновского «Краткий этнографический очерк Мещеры» (1862 г.), статья К.С. Мильковича «Быт и верования мордвы в конце XVIII столетия».

Первые нотации мордовских народных песен относятся к началу XIX века и принадлежат члену Петербургской Академии. На рубеже XIX-XX вв. появляются крупные работы академика А.А. Шахматова «Мордовский этнографический сборник» и очерк М.Е. Евсевьева «Мордовская свадьба». В XX в. основоположником мордовской профессиональной музыки является Леонтий Кирюков (1895-1965), собравший более 500 ста напевов из разных районов Мордовии, которые были частично изданы в сборниках «Мокша-мордовские песни» (1935). Благодаря композитору, ученому, заслуженному деятелю искусств РФ Н.И. Бояркину и его соратников Л.Б. Бояркиной и В.И. Ромашкину к концу XX в. появляются первые звукозаписи мордовских песен. В первое двадцатилетие XXI в. возникают новые исследования в области фольклорной и профессиональной музыки мордвы. Среди них труд доктора искусствоведения Радзецкой О.В., которая рассматривает мордовскую музыкальную культуру как этнокультурный феномен. Природу песенного фольклора как основу современного исполнительства изучает Гусарова Е.М. Отдельная работа о вокальном искусстве Мордовии, в ее историческом контексте, принадлежит

Мелякиной Е.М. Исследование Колесниковой С.В. посвящено народно-песенной артикуляции в контексте исполнительского фольклоризма на примере вторичных певческих коллективов республики Мордовия.

Из выше перечисленных исследовательских работ о мордовской музыкальной культуре следует, что научный интерес направлен на народный песенный фольклор и на профессиональную светскую музыку мордвы. В то время как церковная музыка мордовского народа пока остается мало или практически неизученной. Перед нами стоит одна из важных задач, на начальном этапе нашей исследовательской работы, выявить всевозможные певческие группы и обозначить их, как самостоятельные коллективы в разных районах республики, сохраняющие и передающие певческий опыт не одному поколению певцов. А также выделить манеру пения, как местную со своей характерной артикуляцией, о чем речь будет идти в следующей статье. Тем самым показать, что церковная певческая практика в Мордовии также имеет важное значение для жизни народа и заслуживает к себе внимания.

Певческие коллективы трех сел, выбранные нами, мы рассматриваем по отдельности, как самостоятельные ансамбли. Одну из групп певцов в нашей работе мы называем Покасские певчие, по названию села, остальные две группы - «мордовские» певчие, по национальному происхождению и только в период их объединения в Покассах. Далее «мордовские» певческие группы мы именуем по названию сел: Ачадово - «Ачадовские», Тарханская-Потьма - «Тархан-Потьминские». Взятый промежуток времени XX-XXI вв. условно делим на четыре периода: первый период, с 1905 до 1930-х гг. прошлого века, когда в каждом селе был свой хор с мужскими голосами в количестве от 10 и выше человек. Благодаря воспоминаниям свидетелей и очевидцев, удалось воссоздать почти полный список певчих этого периода (см.в конце статьи). Второй период - с момента закрытия храмов и до их возрождения - 1929 - 1930-е по 1991 гг. Здесь выделяем момент объединения двух коллективов мордовских сел, в связи с закрытием храмов. Участие в богослужении всех трех групп в одном храме и возможное их обучение под руководством Покасского регента Г.С. Лебедева (до 1963 г). Третий период - с момента возрождения храмов в мордовских селах с 1991 г по 2008-2012 гг. И четвертый период, когда на клиросе появляется новое поколение певчих с 2012 по 2023 г. Все эти даты очень приблизительны.

Здесь нам открывается не только певческая жизнь сел, но и их подвижнические дела. Как, например, сохранение самими жителями храма от его разорения и закрытия или тщательное сокрытие храмовых икон, и как сами жители прятали друг друга от визитов ОГПУ. Это отдельная тема, заслуживающая внимания, которую мы не можем сейчас раскрыть более подробно, так как перед нами стоит другая задача.

Исследуемые нами села Покассы, Ачадово и Тарханская-Потьма Зубово-Полянского района республики Мордовия имеют удобное, относительно друг другу, географическое положение. Село Покассы (приход учрежден в 1878 г.) - русское: говорят на русском языке. Мордва тесно контактировала с русским народом, в результате многовекового общения и возникают русские села. Никольский храм в селе Покассы был уничтожен во время гонений в XX веке, а церковь Рождества Христова не был даже разорен, его отстояли сами жители. «Сторож храма Никита Михайлович Налиткин не отдавал «закрывальщикам» ключи. Говорил, что закопал, а куда - забыл». (Левштанова Н.С. Дипломная работа. М., 2010, с. 22)

Что нельзя сказать про мордовские села Ачадово (первая деревянная церковь появилась в конце XVIII в.) и Тарханская-Потьма (1862 г - есть упоминание о приходе в Тамбовских епархиальных ведомостях): храмы были разорены и закрыты (1929 г). Их обустроили в зернохранилища и мельницу; практически все священно- и церковнослужители вместе с другими «неугодными» жителями были арестованы. «Осиротевшие» «мордовские» певчие объединились вокруг храма Рождества Христова в Покассах. Таким образом, образовались два певческих коллектива: покасские певчие под руководством регента Г.С. Лебедева (1907-1963) и «мордовские» певчие в одной местности. В состав второго ансамбля входили также и певчие дальних сел Пичпанда, Зарубкино, Кажлотка - мужчины и женщины. Пели на два клироса.

Покасс («покать - покат, отлогость, спуск или подъем, горный склон») находится на противоположном берегу речки Чиуш, куда в весеннее половодье жителям Ачадаово не было возможности добраться, поэтому ачадовские певцы тайно собирались в доме певчего для совершения обедницы. «Амплий Наумович продолжал петь в Покассах. Во время половодья, когда невозможно было дойти до храма, он совершал чин обедницы у себя дома».

Григорий Сергеевич Лебедев приглашенный регент из села Коповка, сейчас это Пензенская область. Мы не имеем точных сведений как звучал хор до его приезда в Покасс, но после переселения Лебедева Г.С., покасский хор славился в округе своим стройным пением. После Великой Отечественной войны Г.С. Лебедев, по воспоминаниям дочери Тамары Григорьевны, собрал «старых» и новых певцов. «Выходил, бывало, на крыльцо и слушал пение молодежи. У мамы спрашивал, чья дочь или сын, где живет, а на утро ходили со старостой и звали петь в храм на клирос». (Левштанова Н.С. Дипломная работа. М., 2010, с.67). Спевки проводились регулярно и длились они по несколько часов.

Сохранилась личная нотная библиотека Г.С. Лебедева. В нем есть обиход всенощного бдения и Литургии квадратной нотации, нотный сборник сочинений св. Дмитрия Аллеманова, сборник по осмогласию и рукописные партитуры, записанные регентом по памяти. (фрагмент см. приложение). Григорий Сергеевич очень любил свое дело, к регентскому делу подходил основательно. Из воспоминаний дочери: «Вот ноты, я говорю, ведь раньше не было ни бумаги нотной, ничего и он сам ночами сделает из спичечной коробки, вот фанерку, коробочку разорит, возьмет пластиночку от коробки и сделает пять линеечек и чернилами чертит, вот такие у него были тетради» (Левштанова Н.С. Дипломная работа. М., 2010, с.67).

Два больших хора, два клироса украшали богослужения в Покассах достаточно долго. И когда не стало многих певчих и самого регента Григория Сергеевича (1963 г.), певцы объединились и продолжали петь на одном клиросе (без мужских голосов) вплоть до 90-х г. XX века под руководством супруги Лебедева Г.С. Анны Григорьевны и Арины - последовательницы Лебедева Г.С. Однако, из воспоминаний бабушки Александры узнаем, что в 1970-х г в Покасс «приезжала монахиня Ангелина из соседнего Торбеевского района села Дракино «обучать пению и чтению». С возрождением приходской жизни в мордовских селах: село Ачадово в 1991 г., Тарханская-Потьма в 1997 г., в Покассах остается один хор, руководителем становится бабушка Александра, Немаева Александра Павловна (род.1936). Все певчие бабушки -считают себя ученицами регента Григория Сергеевича. Певчая (она же и псаломщица и чтица) бабушка Александра обучала новых певцов, пришедших из других сел. В 2008-2009 - е гг. автором статьи были сделаны аудиозаписи богослужений, в составе клироса на тот момент было шесть человек, певшие еще при регенте Лебедеве Г.С. Население Покасс на 2010 г составляло всего 112 человек. В настоящее время приход села является подворьем Свято-Варсонофьевского женского монастыря. На клиросе поют певчие из разных сел, обученные Александрой.

С 1991 г. село Ачадово (название происходит от первопоселенца именем Оцяд) становится вторым «певческим центром» и местом «мордовских» певцов в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Таушева Ирина Никитична (1912-2008), в селе звали ее Ариной, руководила певчими, следуя примеру Григория Сергеевича: собрала вокруг себя «старых» и новых певцов из сел Ачадово, Крюковка и Пичпанда, проводила многочасовые спевки, разучивала с новыми певцами песнопения. Перед пением Арина задавала тон «Но, ля, фа», по звуковысотности это трезвучие фа-мажора «До, ля, фа» (будучи ребенком 910- ти лет, автор статьи четко помнит, как бабушка Арин стоя в середине клироса и держа руки вверх, задавала этот тон, но вступали по запевальщику). Сохранились аудио- и видеозаписи со служб в Ачадово. Аудиозаписи с участием Арины. Анализ прослушанных звуко- и видеозаписей 90-х гг. дает нам возможность рассказать о манере звучания, об особенностях интонирования, о репертуаре и о темпо-ритичсекой организации богослужения в следующей статье.

1997 год мы считаем годом возвращения всех певцов в свои села и началом «собственного»

самостоятельного певческого дела. В Ачадово остался хор из местных жителей, и еще какое-то время приходили (расстояние между селами Ачадово и Пичпанда, Ачадово и Тарханская-Потьма в пределах трех километров, ходили пешком) певчие бабушки из села Пичпанда и деревни Крюковка. Руководителем, или запевалой, как сами певчие называют старшую, становится Прасковья - Филькина Прасковья Николаевна. В 2008-2009-е гг автором сделаны звукозаписи. Автор «вырос» на ачадовском клиросе и в течении многих лет является очевидцем (скромно заявляем, что отчасти и носителем) местного пения, а с появлением новых певцов и свидетелем их обучения. За последнее десятилетие ачадовский хор претерпел изменения. От «прошлых» певчих не осталось никого, поэтому был период, когда на клиросе пел один человек - чтица-псаломщица. В настоящее время состав полностью поменялся: поют молодые женщины, которые ходили на богослужения регулярно, но не пели и специально не обучались. Нами сделаны записи богослужения с новыми певцами (2023 г) Таким образом, у нас имеются аудиозаписи служб села Ачадово разных лет и с разными певцами: начало 90-х, 1996 г., 2008-2009-е гг, 2023 г.

Последовательница Григория Сергеевича и руководительница певчих - Арина (Таушева Ирина Никитична, 1912-2008), пела на клиросе в храме Рождества Христова в своем родном селе Тарханская-Потьма до ее закрытия. Тарханская-Потьма - в основе названия мокша - мордовское слово «потма»: далекое место в лесу, глубинка. Определение «тарханская» указывает, что жители Потьмы были тарханами, т. е. относились к группе привилегированного населения: имели звание тарханов, которые освобождались от податей за то, что они оказывали служилым людям помощь в охране восточной границы Российского государства (на участке Керенской засечной черты). С момента возрождения родного прихода, которое случилось в 1997 г., она вернулась в Тарханскую-Потьму, где продолжила регентское дело: собрала певчих среди жителей села, а кто-то приходил и сам, и учила с ними песнопения. В последние годы жизни Арина уже не могла посещать богослужения, поэтому некоторое время Тархан-Потьминские певцы ходили на спевки к ней домой. Запевалой среди певчих становится бабушка Марфа -Киреева Марфа Федоровна (1924 - 2016). Во вновь открывшемся храме в составе поющих были бабушки, посещавшие богослужения в детстве и были свидетелями того пения, у которых родные и близкие пели в хоре. В Тарханской-Потьме на клиросе не было резких изменений в пении и в составе, одни певчие сменяли других еще при жизни певцов старого поколения. В настоящее время поют шесть человек, все женщины пенсионного возраста. Автором сделаны аудио- и видео-записи с богослужений.

В мордовских селах население двуязычное: разговаривают на мордовском-мокша и на русском языках. Богослужения проводятся на церковно-славянском языке, а во время службы «замечания» или «указания», касающиеся пения, проговариваются на мордовском языке. Например: «Валей, сяда вяри севк, озась» - (морд.-мокш.) - «Давай, повыше начни, сели», или «Пек таргависта» - (морд.мокш.) - «Очень растянуто». Вне богослужения певчие поют народные мордовские и русские песни.

Богослужебный репертуар во всех трех селах практически одинаковый, есть и различные варианты напевов отдельных неизменяемых песнопений. Например, в Тарханской-Потьме знают пять напевов «Во царствии» (на первый тропарный глас, «Московский», напев Троице-Сергиевой Лавры, на «Царице» и на «Тридневен»), в Ачадове два напева - «Московский» и на «Царице». Причем, в Тарханской-Потьме «Московский» напев зовут «Ачадовским», потому что этому напеву учила Арина и Параскева. Напев на «Царице» называют «Поминным» или «Заупокойным», так как именно этим напевом поют «Блаженны» на поминках. Следует отметить то, что все жители окрестных сел имели и имеют общение между собой, посещают богослужения, а был период, когда все посещали только один храм, поэтому мелодии у всех на слуху.

Из выше сказанного видно, что церковное пение в Мордовии в трех селах существует практически без перерыва. Одно поколение певцов сменяет других. Опыт пения передается устно. Автор данной

статьи принимала участие на богослужениях во всех трех селах и является очевидцем местного пения. Наше исследование не ограничено только тремя селами и одного района. На данный момент мы собираем всевозможные материалы про певческие коллективы в других районах республики, включая морду-эрьзу, проживающую в отдалении от мордвы-мокши.

Список певчих села Ачадово в 1900-1930-е гг. Макаров Николай Сергеевич, Макаров Иван Сергеевич, Макаровы Мария, Татьяна Сергеевны,

Макаров Николай Николаевич - сын Макарова Николая Сергеевича;

Фатеев Семен Сергеевич,

Фатеевы Анастасия и Анна Сергеевны;

Шиндины Тимофей и Григорий;

Шамонина (Самошкина) Екатерина Ивановна;

Борисов Амплий Наумович (1902 - 1959) - псаломщик;

Козлов Иван Евдокимович;

Кирина Пелагия;

Состав клироса в селе Ачадово в 1991-2009-е гг. ( в скобочках указаны прозвища)

—Таушева Ирина Никитична (1912-2008) - регент из села Тарханская-Потьма

- Асташкина Валентина Ивановна из деревни Крюковка (1918 - 2005) - верхний голос;

- Зайцева Зинаида Андреевна из деревни Крюковка (Яку Зина) - средний голос, запевальщица;

- Снадина Татьяна Ивановна (1920 - 2006) (Платон Татю) - низкий голос;

- Галынина Татьяна Ивановна (Татек) - низкий голос;

- Шамонина Елизавета Михайловна;

- Филькина Прасковья Николаевна (Боченн Проса) запевальщица, средний голос;

- Филькина Дарья Никифоровна (Бурьян Даре) - верхний голос;

- Велькина Елена Андреевна запевальщица, средний голос;

—Мурзаева Варвара и Кинякина Анастасия - из села Пичпанда.

Список певчих в селе Тарханская-Потьма до закрытия храма:

- Бычкова Анна - Фануйнь Анна;

- Левштанова Ксения Васильевна - Гафань Аксе;

- Майорова Татьяна Степановна на клиросе пела с 14 лет - Боймакаресь (1916 - 1996);

- Дивеев Василий Федорович тенор - Левшейнь Василь;

- Тотяшев Федор Иванович тенор - Баярн Федор;

- Киреев Иван Леонтьевич (1865 - 1946) псаломщик;

- Киреев Федор Иванович сын псаломщика Киреева И. Л.;

- Шишкарева Христина Николаевна - Тихон Христе;

- Шуваркова Анна - Матинень (Карпань) Анна (?-1948-9), монашка, также местная портниха;

- Таушева Наталья - Кзмнь Ната;

- Таушева Ирина Никитична на клиросе с 14 лет - Едемнь Арина (12.06.1912 - 20.06.2008) безграмотная;

- Самошкина (Шамонина) Екатерина Ивановна

- Рябиков Никита пел на клиросе 40 лет, его брат Рябиков Ефим также был певчим, оба погибли на войне.

- Рябиков Никита Никитич и Рябикова Татьяна;

Список певчих в селе Тарханская-Потьма 1997-2008-е гг.:

- Селезнева Екатерина Михайловна псаломщица с 1998 года по 2013г; Из старого поколения: Таушева И. Н., Таушева Наталья, Майорова Т.С.

Киреева Марфа Федоровна (1912-2016) - дедушка псаломщик Киреев И.Л., запевальщица.

- Киселева Валентина Михайловна;

- Левштанова Екатерина Михайловна - дядя Дивеев В.Ф. певчий, тенор;

- Самошкина Акулина Ивановна;

- Шишкарева Ксения Егоровна (1917 - 2003) - Игазыре;

- Таушева Анастасия Филипповна - монашка, Васькн Насте (1926 - 2003);

- Гришунина Анна Владимировна (1909 - 2002)

Фрагмент рукописных нот из личной библиотеки регента Григория Сергеевича Лебедева

из русского села Покассы с подписью.

Фотография покасского хора. Руководитель Г.С. Лебедев

1950-е годы

На фотографии в верхнем ряду слева направо:

Кислова Валентина Михайловна - сопрано. Лебедева Анна Григорьевна (1895 - 1976) - сопрано. Казеева Мария - сопрано.

Таушева Ирина Никитична - Арина из Тархан-Потьмы, которая после смерти Лебедева Г.С. некоторое время руководила хором, - сопрано.

Улакин Петр Герасимович, староста церкви - тенор. Казанкин Иван Касьянович - тенор.

Борисов Амплий Наумович, псаломщик из Ачадова, иногда регентовал на левом клиросе, - тенор. Казанкин Тимофей Иванович - бас.

В нижнем ряду слева направо: отец Владимир Лисин, родом из Ардатовского района.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трункина Татьяна - альт.

Кислова Александра Алексеевна - альт.

Агафья - альт.

Налиткина Раиса Алексеевна - альт.

На переднем плане у аналоя Григорий Сергеевич Лебедев, за ним Казеев Иаков - бас. Леонтий Иванович - бас. Последние на фотографии: Чудайкин Кирилл Григорьевич, сторож, и Казеев Иван Алексеевич, алтарник. Они служили в храме в 50-е - 60-е годы. Список использованной литературы:

1. Бахмустов С. Б. Православие в мордовском крае: историко-культурол. Аспект. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006 - с. 254.

2. Baxmustov S.B. Pravoslavie v mordovskom krae: istoriko-kulturol.aspekt. - Saransk: Tip."Krasn.Okt.", 2006 -c.254

3. Бояркина Л. Б. Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции и современность: энцикл. справ. -Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2006 - с. 269.

4. Boyarkina L. B. Horovaya kultura Mordovii: folklore, tradizii I sovremennost: enzikl. sprav. -Saransk: Mordov.kn.izd-vo, 2006 - c. 269

5. Жимулева Е.И. Православная и фольклорная певческие традиции: проблемы взаимодействия. Автореф.дис...канд.искусствоведения. Новосибрск, 2008 - с. 27.

6. Gimuleva E. I. Pravoslavnaya I folklornaya pevhceskie tradizii: problem vzaimodestviya. Avtoref. dis.kand. iskusstvovedeniya. Novosibirsk, 2008 -c.27

7. Левштанова Н.С. Дипломная работа. М., 2010 - с. 105.

8. Levshtanova N. S. Diplomnaya rabota. M. 2010 - c.105

9. Хватова С.И. Православная певческая традиция на рубеже XX-XXI вв., Автореф.дис.докт.искусствоведения.- Ростов-на-Дону, 2011 - с. 47.

10.Xvatova S. I. Pravoslavnaya pevcheskaya tradizii na rubege XX-XXI vv., Avtoref. dis.dokt. Iskusstvovedeniya. - Rostov-na-Dony, 2011 -c. 47

© Левштанова Н.С., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.