Научная статья на тему 'Церковно-государственные отношения в период управления Омской и Тюменской епархией преосвященного епископа Николая (Кутепова) 1963-1969 гг'

Церковно-государственные отношения в период управления Омской и Тюменской епархией преосвященного епископа Николая (Кутепова) 1963-1969 гг Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕПИСКОП / НИКОЛАЙ / КУТЕПОВ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Олихов Димитрий Владимирович

В период 1963-1969 гг. Омскую и Тюменскую кафедру возглавлял один из выдающихся иерархов РПЦ епископ (впоследствии митрополит) Николай (Кутепов). Указанный период был одним из самых сложных в истории церковно-государственных отношений Советского времени. Тем не менее, как свидетельствуют партийные чиновники, епископу Николаю удалось консолидировать церковную паству и развивать духовную жизнь, ограждая ее от посягательств безбожной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Олихов Димитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Церковно-государственные отношения в период управления Омской и Тюменской епархией преосвященного епископа Николая (Кутепова) 1963-1969 гг»

ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРИОД

УПРАВЛЕНИЯ ОМСКОЙ И ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИЕЙ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ЕПИСКОПА НИКОЛАЯ (КУТЕПОВА)

1963-1969 ГГ.

Протоиерей Димитрий Владимирович Олихов, Декан богословско-пастырского факультета Омской духовной семинарии Омской епархии Русской Православной Церкви

Аннотация. В период 1963-1969 гг. Омскую и Тюменскую кафедру возглавлял один из выдающихся иерархов РПЦ епископ (впоследствии - митрополит) Николай (Кутепов). Указанный период был одним из самых сложных в истории церковно-государственных отношений советского времени. Тем не менее, как свидетельствуют партийные чиновники, епископу Николаю удалось консолидировать церковную паству и развивать духовную жизнь, ограждая ее от посягательств безбожной власти.

Ключевые слова: епископ, Николай, Кутепов, уполномоченный, государственно-конфессиональные отношения.

CHURCH-STATE RELATIONSHIP IN THE PERIOD WHEN BISHOP NICHOLAY (KUTEPOV) HEADED OMSK AND TYUMEN DIOCESE IN1963-1969

Archpriest Dmitry Olikhov, Dean of theological and pastoral faculty Omsk Theological Seminary Omsk Diocese Russian Orthodox Church

Abstract. In the period 1963-1969 Omsk and Tyumen Department was headed by one of the outstanding hierarchs of the Russian Orthodox Church, the Bishop (later Metropolitan) Nikolai (Kutepov). This period was one of the most difficult in the history of Church-state relations of the Soviet time. Nevertheless, according to party officials, Bishop Nicholas managed to consolidate the Church flock and develop spiritual life, protecting it from the encroachments of godless power.

Keywords: Bishop, Nikolay Kutepov, authorized agent, Church-state relations.

Преосвященный епископ Николай (в миру Николай Васильевич Кутепов), один из выдающихся иерархов Русской Православной церкви в ХХ веке, последний постриженик Киево-Печерской лавры перед ее закрытием в 1961 г., инвалид Великой Отечественной войны, 9 октября 1963 года Синодальным постановлением был назначен на управление Омско-Тюменской епархией1. В это время государство по-прежнему продолжало вести кампанию гонения на Церковь, количество приходов в Омской епархии, по сравнению с 1947-1953 годами, сократилось почти вдвое.

Юпределения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. - 1963. - № 11. - С. 3.

^^источниковедение, церковное краеведение

Протоиерей димитрий Владимирович Олихов «Церковно-государственные отношения в период управления

Омской и Тюменской епархией преосвященного епископа Николая (Кутепова) 1963-1969 гг.»

Антирелигиозная кампания 1958-1964 гг. нанесла существенный урон институциональному существованию Церкви в Сибири. На период примерно с 1959 по 1962 год приходится пик закрытия православных обществ. С 1959 по 1964 гг. по официальным данным, в Сибири было закрыто 33 церкви и молитвенных дома, или 35% от общего количества (94) православных обществ по состоянию на 1959 г. Пострадали прежде всего сельские малодоходные приходы, подавляющая часть которых была ликвидирована. Но в то же время немало (до десяти) было закрыто финансово жизнеспособных городских церквей с большим количеством прихожан2.

В Омской области из действовавших в послевоенное время шести приходов к 1964 году осталось пять (два храма в Омске, Покровская церковь в селе Воскресенка, Калачинского района и молитвенные дома в Тюкалинске и Исилькуле), а в Тюменской области из восемнадцати приходов осталось всего восемь (по два храма в Тюмени, Тобольске, Ишиме и по храму в Ялуторовске и в селе Суерка, Упоровского района). Всего в епархии в 1964 году функционировало 13 храмов3.

14 октября 1964 года, в праздник Покрова Божией Матери, Н.С. Хрущев был смещен с руководящего поста в стране, однако в 1964 году наступление атеистического государства на Церковь продолжалось. В конце года была закрыта церковь преподобного Серафима Саровского в селе Суерка. К тому времени эта церковь оставалась единственным действующим храмом сельской местности Тюменской области. Большую роль в закрытии храма сыграла просьба жителей колхоза «Память Ленина» (село Суерка). В обращении, которое колхозники направили в Совет Министров СССР, они просили, даже требовали закрыть Серафимовскую церковь. В скором времени Совет Министров удовлетворил «законное требование» советских тружеников. Верующие, пытавшиеся подать протест и собрать разрозненную общину, были привлечены к уголовной ответственности4.

В начале 1965 года закрытая церковь, вопреки желанию верующих, под прикрытием властей была разграблена: были сняты и вынесены все иконы, вскрыто и растащено содержимое кружек и сундуков с церковной утварью, при помощи трактора был сломан иконостас и сорваны с храма кресты. После разорения Суерский храм был передан местной средней школе под спортивный зал.

В 1964 году, под давлением безбожников, «порвал с религией» еще один клирик епархии — псаломщик Вячеслав Харитин, который в 1955 году ушел из сана за вступление во второй брак. В своем письме «Я порываю с религией» напечатанном в газете «Омская правда» от 16 октября 1964 года, он указывал: «Я ... читал, слушал, говорил с людьми, интересовался журналом «Наука и религия» и, наконец, пришел к твердому убеждению: бога нет, а религия для человека приносит вред». После такого поступка Харитину В.В. была предоставлена широкая возможность выступить с «разоблачающими» выступлениями по омскому радио и телевидению, а также перед

2Горбатов А.В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е - 1960-е гг. [Текст]: дис. ... докт. ист. наук. 07.00.02. Защита состоялась 26 июня 2009 в г. Кемерово.

3Семенов М., диакон. Епископ Николай (Кутепов) на Омской кафедре (09.10.1963 — 16.12 1969). [Электронный ресурс]. URL:https://www.liveinternet.ru/users/omsk_ortodox/post66512064/ (дата обращения 5.10.2018).

4Сидоренко Алексей, протоиерей. Борьба органов советской власти Омской и Тюменской областей с православными в 40-80-е годы. Сибирская православная газета [Электронный ресурс]. URL:http://dl.biblion.realin.ru/text/35_Sibirskaya_Pravoslavnaya_gazeta/Sajt_gazety/43.html (дата обращения 3.10.2018).

№ 2, 2018 (5)

слушателями в различных аудиториях. «Его выступления, разоблачающие религию и церковников, вызывали большой интерес у общественности и всего населения города и области»5.

Несмотря на сложную обстановку, новоназначенный молодой архипастырь с первых дней своего служения в Сибири энергично взялся за управление вверенной ему паствой. В первые месяцы, за короткий срок владыка совершил объезд всех приходов епархии, в которых совершил торжественные богослужения.

Особым качеством епископа Николая было то, что он не терпел недостойного поведения священнослужителей. В то время, когда многие колеблющиеся бросали Церковь и пополняли ряды безбожников, владыке было тяжело выслушивать приходившие со всех сторон жалобы верующих на небрежное служение пастырей. К серьезным нарушителям пастырской этики епископ Николай был очень строг. Некоторые священнослужители из старого епархиального духовенства не разделяли линию управления епископа Николая, и поэтому архипастырь повел политику по замене старого духовенства молодыми кадрами6.

Как отмечали современники, владыка Николай отличался необыкновенной ревностью к церковному служению. При помощи своего секретаря-архидьякона Гермогена (Щукина) архипастырь добился того, что богослужения в крупных храмах Омска и Тюмени стали совершаться ежедневно, а в приходских - каждые субботу и воскресенье7. Сам епископ Николай каждую неделю неуклонно совершал богослужение в одной из церквей епархии. Служить святитель любил торжественно.

Особое внимание со стороны епископа и его духовного клира уделяется совершенствованию обрядности, нарядности и торжественности, стремлению к усилению эмоционального воздействия на присутствующих. С этой целью они через исполнительные органы всячески стремятся усилить составы хоровых коллективов, добиваются от них лучшего их звучания. С участием постоянно посещающих церковь верующих во время богослужения организуются и проводятся коллективные пения, - говорится в отчете уполномоченного по делам религии в Омской области за 1966 г8.

Неутомимая энергия и глубокое внимание к запросам верующих создали преосвященному Николаю высокий авторитет и любовь паствы. Владыка систематически объезжал приходы своей епархии и совершал в храмах торжественные богослужения, которые привлекали массы молящихся. Во всех посещенных храмах архиерейские службы проходили при большом стечении верующих. За всеми вышеуказанными богослужениями владыка Николай произносил поучения, оставляя своим живым, простым и назидательным словом неизгладимое впечатление в душах молящихся.

Об увеличении числа верующих, посещающих Омские храмы, свидетельствует значительный рост денежных доходов церквей. Так, в период с 1965 по 1968 г. по епархии он вырос более чем на 15%, что нельзя объяснить возросшим уровнем

5ИАОО. - Ф. 2603 - Оп. 1. - Д. 41. - Л.3. 6ИАОО. Ф. 2603. Оп.1. Д.39. Л.25. 7ИАОО. Ф. 2603. Оп.1. Д.71. Л.7. 8ИАОО Ф. 2603 Оп. 1. Д. 66. Св. 3. Л. 9.

^^источниковедение, церковное краеведение

Протоиерей димитрий Владимирович Олихов «Церковно-государственные отношения в период управления

Омской и Тюменской епархией преосвященного епископа Николая (Кутепова) 1963-1969 гг.»

благосостояния наличествующих прихожан, а только увеличением числа прихожан новых9.

Необходимо отметить, что епископ Николай в целом был «неудобен» советским властям, в частности уполномоченный по делам религии отмечает, что «со стороны православного духовенства не прекращаются попытки вмешиваться в административные и хозяйственные дела исполнительных органов общин. Установлено, что правящий архиерей епископ Омский и Тюменский Николай, несмотря на замечания и предупреждения все же в отдельных случаях допускал вмешательства в административную и финансовую деятельность исполнительных органов общин. Он требовал, чтобы они строили или приобретали жилые дома для духовенства, повышали оклады духовенству и обслуживающему персоналу»10.

Доходило даже до открытых конфликтов. Так, исполком Ленинского райсовета г. Омска в июне 1968 года предложил отстранить от работы казначея церкви Сидоренко М.И. и председателя ревизионной комиссии Гордиенко К.А. «Руководители епархии и находящиеся под их влиянием члены церковного совета, до сих пор не выполнили этих рекомендаций, собрания общин верующих не провели. Когда

20 февраля с.г. (1969) собрание верующих было проведено, предложения райсовета выполнены - казначей и председатель ревкомиссии заменены честными верующими, епископ издал письменное повеление об отлучении от церкви вновь избранных. По его указанию к работе они не допущены. Эти же мотивы послужили основанием к отлучению от церкви и отстранению от работы бухгалтера исполнительного органа церкви Левицкой П.С. Руководители епархии угрожают верующим, что, если будут допущены к работе новый казначей и бухгалтер, они оставят церковь без священников», - сетует в своем отчете уполномоченный по делам религии в Омской области11.

За время управления Омской епархией владыке Николаю, по благословению священноначалия Русской Православной Церкви, приходилось выполнять поручения на миротворческом и экуменическом поприще. Так, в период с 24 ноября по

21 декабря 1968 года преосвященный епископ Николай возглавил делегацию Московского Патриархата в поездке в страны Западной Африки с визитами местным экуменическим Советам и христианским Церквам. Это начинание способствовало укреплению дружественного характера отношений между этими общинами с Русской Церковью12.

Свой авторитет, заработанный на международной арене, епископ Николай направлял на укрепление положения церкви в Советском Союзе и в Омской епархии. Так, в беседе с местным уполномоченным по делам религии в 1966 г., он прямо высказал мысль о том, что влияние РПЦ на международной арене было бы более значительным во всех отношениях, в том числе и в материальном, если бы ее возможности не были ограничены законодательством о культах13. Уполномоченный Совета по делам религии при СМ СССР по Омской области Д. Иванов в служебной записке на имя Первого секретаря Омского обкома КПСС Манякина С.И. сетует, что в той или иной

9ИАОО. Ф. 2603. Оп. 1. Д. 68. Св. 3. Л. 6.

10ИАОО . Ф. 2603. Оп. 1. Д. 59. Св. 3. Л. 4-5.

11ИАОО. Ф. 2603. Оп. 1. Д. 68. Св. 3. Л. 10.

"Определения Священного Синода // ЖМП. 1969. № 4. С.5.

13ИАОО. Ф. 2603. Оп. 1. Д. 66. Св. 3. Л.2.

№ 2, 2018 (5)

мере имеет место вмешательство епископа и его секретаря архидиакона Ермогена в дела исполнительных органов других религиозных общин (приходов). «Во всей этой развязности чувствуется злоупотребление епископа доверительным отношением к нему членов Совета по делам религии при СМ СССР, положительной оценкой его деятельности при выездах в составе делегации РПЦ в зарубежные страны. Епископу и диакону указано на недопустимость подобного поведения и отношения к советскому законодательству о религиозных культах, они строго предупреждены»14.

16 декабря 1969 года по указу Священного Синода епископ Николай был назначен епископом Ростовским и Новочеркасским15.

Сибирская паства сохранила о владыке Николае добрую память. Доброта, доступность, простота, душевная чуткость, забота о пастырях и пастве, неустанное про-поведание слова Божия — вот чем архипастырь стяжал признательность и любовь к себе. В 1993 году по приглашению епископа Тобольского и Тюменского Димитрия митрополит Николай посетил с пастырским визитом г. Тюмень и служил в Знаменском Кафедральном соборе. Замечательно, что в то время, по прошествии 24 лет, пожилые прихожане собора помнили владыку Николая и с радостью подходили к нему под благословение.

Библиографический список:

1. Исторический архив Омской области. Ф. 2603. Оп. 1. Д. 66. Св. 3. Л. 9.

2. ИАОО. Ф. 2603. Оп. 1. Д. 68. Св. 3. Л. 6, 10, 13.

3. ИАОО. Ф. 2603. Оп. 1. Д. 59. Св. 3. Л. 4-5.

4. ИАОО. Ф. 2603. Оп. 1. Д. 41. Л. 3.

5. ИАОО. Ф. 2603. Оп. 1. Д. 66. Св. 3. Л. 2.

6. ИАОО. Ф. 2603. Оп. 1. Д. 39. Л. 25.

7. ИАОО. Ф. 2603. Оп. 1. Д. 71. Л. 7.

8. Горбатов А.В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е -1960-е гг. [Текст]: дис. ... докт. ист. наук. 07.00.02. Защита состоялась 26 июня 2009 в г. Кемерове.

9. Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 4. С. 5.

10. Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. 1963. № 11. С. 3.

11. Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 1. С. 5.

12. Семенов М., диакон. Епископ Николай (Кутепов) на Омской кафедре (09.10.1963 - 16.12 1969). [Электронный ресурс]. URL:https://www.l¡ve¡nternet.ru/users/ от$к_011:ос1ох/ро$166512064/ (дата обращения 5.10.2018).

13. Сидоренко Алексей, протоиерей. Борьба органов советской власти Омской и Тюменской областей с православными в 40-80-е годы. Сибирская православная газета [Электронный ресурс]. URL:http://Cl.b¡bl¡on.real¡n.ru/text/35_S¡b¡rskaya_ Pravoslavnaya_gazeta/Sajt_gazety/43.html (дата обращения 3.10.2018).

14ИАОО. - Ф. 2603. - Оп. 1. - Д. 68. - Св. 3. - Л. 13.

"Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. - 1970. - № 1. - С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.