УДК 37.0+27-47+316.7
Качала Татьяна Вадимовна
Соискатель степени кандидата наук кафедры социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, tvk03@ya.ru, Москва
церковная социально-педагогическая деятельность: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, фОРМЫ И МЕТОДЫ1
Аннотация. В статье рассмотрены различные трактовки понятия «социальная педагогика» применительно к церковной социально-педагогической деятельности, приводится определение церковной социально-педагогической деятельности, обозначены ее основные современные формы и методы.
Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, церковная социально-педагогическая деятельность, религиозная социализация, формы и методы.
Kachala Tatiana Vadimovna
Applicant for a candidate s degree of the Department of Social Pedagogy at the St. Tikhon s Orthodox University, tvk03@ya.ru, Moscow
SOCIAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE CHURCH: DEFINITION, FORMS AND METHODS
Аbstract. This article discusses various treatments of concept «social pedagogy» with reference to social-pedagogical activity of the church, gives the definition of church social-pedagogical activity, designates its main modern forms and methods.
Keywords: social-pedagogical activity, social-pedagogical activity of the church, religious socialization, the forms and methods.
Социальная педагогика в России является достаточно молодой наукой, в настоящее время не существует однозначного понимания ее сущности. Среди ученых ведутся острые дискуссии о теории и практике социальной педагогики, разные научные школы по-своему определяют понятийно-категориальный аппарат этой науки.
Понятие «социальная педагогика» появилось в Германии в середине 19 века. С этого момента в немецкой литературе существуют две его различные трактовки, определившие различные подходы в развитии этой науки [14]. Согласно первой трактовке, представителем которой является известный немецкий философ П. Наторп, социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества в развитии личности. Этот подход позволяет «рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о
воспитании человека на протяжении всего жизненного пути» [6, с. 5]. Согласно другой трактовке (Ф. Дистервег, Г. Ноль, Г. Боймер, К. Молленгауэр и др.), социальная педагогика «выступает как педагогическая помощь в определенных социальных условиях, ситуациях» [14, с. 22]. Социально-педагогическая деятельность соответственно направлена на оказание «преимущественно различных видов помощи лицам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях» [там же, с. 24].
В социально-педагогической деятельности Церкви можно обнаружить оба выше обозначенных подхода. С одной стороны, Церковь занимается религиозным воспитанием своих членов на протяжении всей их жизни. Это воспитание осуществляется преимущественно духовенством, а также общиной храма, отдельными верующими, социально-педагогическими приходскими
1 Статья подготовлена в рамках Федеральной целевой программы Научные и научнопедагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг. Госконтракт на выполнение научноисследовательских работ 14.740.11.0790 от 30 ноября 2010 г. Исполнитель: Православный СвятоТихоновский Гуманитарный Университет. Шифр заявки: 2010-1.1-300-151-107.
учреждениями. С другой стороны, Церковь имеет особое попечение о людях, страждущих различными телесными и душевными недугами, детях-сиротах, престарелых и других категориях граждан, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах.
В общественном сознании развитых стран в конце ХХ века утверждается в качестве полноправного течения социально-педагогическая мысль, что «основу практики социально-педагогического составляет социальное воспитание, как средство решения проблем социализации личности» [там же, с. 26]. Теория социального воспитания наиболее разработана в трудах А. В. Мудрика.
Воспитание, осуществляемое религиозными организациями, носит название религиозного или конфессионального. По определению А. В. Мудрика, «в процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучителъным принципам определенной конфессии (вероисповедания)» [6, с. 102].
В настоящее время в России существуют несколько различных научных школ социальной педагогики. В. С. Торохтий в рассмотрении понятия социально-педагогической деятельности выделяется три основных подхода:
1) социально-педагогическая деятель-
ность как педагогическая составляющая социальной работы (В. Г. Бочарова, А. В. Му-дрик, Л. В. Мардахаев, В. Г. Тетерский)
2) социально-педагогическая деятель-
ность как педагогическая деятельность в социальной среде (М. А. Галагузова,
А. В. Иванов, В. А. Никитин)
3) социально-педагогическая деятельность как активность специалистов педа-
гогического профиля по привлечению потенциала социума для решения проблем личности (В. Д. Семенов, Б. З. Вульфов, И. А. Липский, В. С. Торохтий).
В. М. Басова отмечает, что сегодня имеет место неопределенность категории «социально-педагогическая деятельность», ее подмена понятиями «социально-педагогический процесс» или «социально-педагогическая работа» [1].
Нами было обнаружено порядка десяти различных определений социально-педа-
гогической деятельности. Они представлены в учебных пособиях Л. В. Мардахаева,
В. И. Загвязинского, М. А. Галагузовой, Ю. В. Васильковой, М. В. Шакуровой,
Н. И. Никитиной, а также в исследовательских работах В. С. Торохтия, Л. А. Беляевой, М. И. Рожкова, Р. В. Овчаровой, Б. П. Дьяконова. Определений церковной социально-педагогической деятельности выявлено не было. Существует рабочее определение А. О. Сергеева приходской социально-педагогической деятельности как «совокупности приходских видов деятельности, в которых явно или имплицитно содержится воспитательная цель» [11, с. 7]. Он характеризует приходскую социально-педагогическую деятельность как весь комплекс приходского воспитания, организации досуга и приходской благотворительности.
Церковную социально-педагогическую деятельность можно определить как деятельность, направленную на оказание помощи человеку в процессе его религиозной социализации, освоения им религиозного опыта, приобщение его к христианскому служению под руководством Церкви. Церковные структуры, наряду с соответствующими светскими организациями, осуществляют также социально-педагогическую деятельность по социальной защите, социальной адаптации, самореализации, разрешению текущих и хронических проблем людей, находящихся в сложных жизненных ситуациях.
Религиозную социализацию в православии большинство исследователей отождествляют с процессом воцерковления (В. Г. Без-рогов, Л. П. Ипатова, В. Ф. Чеснокова) [12]. По мнению В. Г. Безрогова, «религиозная социализация - это воцерковление, становление членом прихода, общины, вписанной в этноконфессиональные рамки» [2, с. 115].
Под воцерковлением понимают «ограниченный по времени педагогический процесс вхождения человека в Церковь, имеющий конечной целью самостоятельное, свободное и ответственное построение человеком своей духовной жизни под руководством Церкви» [3].
Т. В. Склярова дает рабочее определение религиозной социализации как «процесса вхождения человека или группы людей в религиозный уклад жизни, усвоение ими религиозных ценностей и норм поведения и, как
следствие этого, изменение взаимоотношений с обществом, обусловленных исповедуемыми религиозными законами» [12, с. 16].
Анализ принятых 27 декабря 2011 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви документов «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» и «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви» позволяет выделить четыре уровня церковной социально-педагогической деятельности: общецерковный, епархиальный, благочиннический и приходской.
Перечень видов деятельности церковных канонических подразделений представлен в «Положении о епархиальных викариатствах Русской Православной Церкви» [10]. Социально-педагогическую направленность из них имеют следующие: пастырская, богослужебная, духовно-просветительская, образовательная, социальная, молодежная, миссионерская деятельности.
Вышеперечисленные виды церковной социально-педагогической деятельности имеют различные формы.
Основные формы пастырской деятельности - это внебогослужебные беседы, проповеди на общественных и частных богослужениях.
Просветительское служение Церкви включает в себя катехизацию и религиозное образование. «Катехизация - это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. Религиозное образование -это наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту» [8]. Формами церковной просветительской деятельности являются: огласительные беседы и беседы перед таинствами, воскресные церковно-приходские школы для детей и взрослых, катехизаторские курсы, духовно-просветительские центры, приходские библиотеки, лектории, библейские беседы и кружки, уроки курса «Основы православной культуры», православные информационные ресурсы в интернет-пространстве, издание и распространение духовно-просветительской литературы,
консультативные службы по вопросам православной веры и церковной жизни, паломнические поездки, летние детские лагеря, православные консультации по вопросам семьи и брака и проч. Православное образование осуществляется в православных детских садах, общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, вузах.
Православная миссия имеет целью «приведение человека к вере Христовой, приобщение его к православному образу жизни, передачу ему опыта богообщения и вовлечение его в таинственную жизнь евхаристической общины» [9]. Формами миссионерской деятельности, кроме указанных выше, являются: размещение миссионерских материалов в СМИ, на улицах городов и общественных местах; проведение миссионерской работы в учебных заведениях, на предприятиях и в рамках общественных объединений; миссионерские акции в образовательных, молодежных, социальных, культурных и иных подобных учреждениях; мониторинг раскольнической, сектантской, оккультной и атеистической деятельности, противодействие ей, ограждение людей от ее пагубного влияния; распространение просветительских листков, литературы и видеофильмов духовно-просветительского содержания среди невоцерковленных людей; выполнение миссионерских поручений; участие в дискуссиях в интернете, теле- и радиопередачах и др.
Социальное служение Русской Православной Церкви - это «исторически сложившаяся совокупность организованных форм социальной деятельности, являющаяся неотъемлемой частью практической реализации вероучения, и заключающаяся в актах милосердия и благотворительности в отношении конкретных лиц как носителей образа и подобия Божия» [5, с. 11]. Церковная социальная работа может включать в себя медицинскую, реабилитационную, социальную, психологическую, консультационную, духовную деятельность, а также материальную помощь. Церковная социальная деятельность осуществляется в следующих формах: окормление различных лечебных, социальных, пенитенциарных и иных подобных учреждений, адресная социальная помощь отдельным людям и семьям, а также приходские группы милосердия, патро-
нажные службы, медслужбы, сестричества, братства, центры реабилитации алкогольно-и наркозависимых, службы помощи заключенным, благотворительные столовые, пункты сбора и распределения пожертвований, юридические службы, церковные детские дома и богадельни и проч.
А. В. Мудрик отмечает, что в процессе религиозного воспитания используются формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, экскурсии и т.д.) [6, с. 103]. Они наделяются сакральным смыслом, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.
Нами не было обнаружено общепризнанной классификации методов социально-педагогической деятельности. Т. И. Зубкова, например, выделяет следующие методы: обучения и воспитания, организационноуправленческие, проектировочные, коррекционные, аналитические [4]. В. С. Торохтий методы социально-педагогической деятельности подразделяет на три группы: методы разрешение проблем личности, группы; методы реализации потенциала социума в деятельности и общении; методы развития, восстановления потенциала социума [14].
По наблюдению Е. А. Никитской, методы православной педагогики обладают некоторыми особенностями, но большинство из них номинально имеет сходство с методами воспитания, хорошо известными общей педагогике: методы убеждения, положительного примера, упражнения, требования, поощрения и наказания и другие [7].
Т. В. Склярова выделяет следующие методы и технологии социально-педагогической деятельности в религиозной общине: коммуникативные; исследовательские; конфессиональные; юридические; социально-педагогические [13]. Она указывает на то, что в общине могут создаваться собственные формы и методы социально-педагогической работы, которые обусловлены потребностями прихода и окружающего социума, а также наличием специалистов соответствующего профиля.
Рассмотренная характеристика форм и методов церковной социально-педагоги-
ческой деятельности не охватывает всю сложность проблем этой деятельности как социально-педагогического явления. Эти вопросы могут быть предметов дальнейших исследований.
Библиографический список
1. Басова В. М. Подготовка студентов к социально-педагогической деятельности в новых условиях: проблемы и пути их решения/ / Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме: Материалы первой международной научно-практической конференции, 27-28 октября 2011 г.; под ред. В. С. Торох-тия. - М.: Граница, 2011. - С. 79-84.
2. Безрогов В. Г Религиозная социализация и осуществление права на веру в межпоколенных отношениях: XX век и перспектива // Развитие личности. - 2002. - № 4. - С. 115-136.
3. Белановский Ю. С., Ракушин А. В., Шестаков А. А. Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе. Учеб. пособие для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов. - М., 2007. [Электронный ресурс]. URL: Й1р:/^Ьука. ru/dictionary/10/katehizatsiya_v_russkoj_ pravoslavшj_tserkvi-aИ. shtml (дата обращения:
09.11.2011).
4. Зубкова Т. И. Социально-педагогическая деятельность: институт, профессия, специальность, должность. [Электронный ресурс]. URL: http://do. teleclinica.ru/184711/ (дата обращения:
28.03.2012)
5. Моисеева Е. Н. Система социального служения Русской православной церкви в регионе: автореферат дис. ... канд. филос. наук. - Саранск, 2010. - 26 с.
6. МудрикА. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. -5-е изд., доп. - М.: Издат. центр «Академия», 2005. - 200 с.
7. Никитская Е. А. Православная воскресная школа как воспитательная организация: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 199 с.
8. О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви // Офиц. сайт Московского Патриархата. - 2011. - 28 декабря. [Электронный ресурс]. URL: Ы1р://%'%'%г. patriarchia.ru/db/text/1909451. Ыт1 (дата обращения: 10.01.2012).
9. Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви// Офиц. сайт Московского Патриархата. - 2011. - 28 декабря. [Электронный ресурс]. URL: http://www. patri-archia.ru/db/text/1909481. Мт1 (дата обращения:
10.01.2012).
10. Положении о епархиальных викариат-ствах Русской Православной Церкви// Офиц. сайт Московского Патриархата. - 2011. - 28 декабря. [Электронный ресурс]. URL: М1р://%'%г«г. раМ-archia.ru/db/text/1909320. Ыт1 (дата обращения:
10. 01. 2012).
11. Сергеев А. О. Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (на материале России и Германии): дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 262 с.
12. Склярова Т. В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований // Вестник ПСТГУ Серия 4, «Педагогика, психология». - 2009. - № 4 (15). - С. 7-17.
13. Склярова Т. В. Специфика профессиональной деятельности социальных педагогов в религиозных общинах// Вестник ПСТГУ. Серия 4, «Педагогика, психология». - 2007. -№ 1 (4). - С. 58-86.
14. Торохтий В. С. Социально-педагогическая деятельность как средство реализации потенциала социальной педагогики на практике // Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме: Материалы первой международной научно-практической конференции, 27-28 октября 2011 г.; под ред. В.
С. Торохтия. - М.: Граница, 2011. - С. 20-38.