Научная статья на тему 'Церковь Португалии и "революция гвоздик"'

Церковь Португалии и "революция гвоздик" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
720
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТУГАЛИЯ / PORTUGAL / САЛАЗАР / SALAZAR / КАЭТАНУ / CAETANO / "РЕВОЛЮЦИЯ ГВОЗДИК" / КАТОЛИЦИЗМ / CATHOLICISM / ПОРТУГАЛЬСКАЯ ЕПИСКОПСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / PORTUGAL EPISCOPAL CONFERENCE / КАРДИНАЛ СЕРЕЖЕЙРА / CARDINAL CEREJEIRA / КАТОЛИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ / CATHOLIC ACTION / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / RELIGION / СОЦИОЛОГИЯ / SOCIOLOGY / "CARNATION REVOLUTION"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы —

В статье анализируются положение и роль Католической Церкви в истории Португалии, особенно в период фашистской диктатуры; позиции высшей церковной иерархии страны, священников-прогрессистов и мирян левокатолического направления во время Апрельской революции 1974 г. и после нее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTUGAL CHURCH AND "CARNATION REVOLUTION"

The article analyses the situation and the part of the Catholic Church in the Portugal history, particularly in period of the fascist dictatorship, the positions of highest Church hierarchy, progressive priests and laics with the left catholic orientation in the time of the April revolution of 1974 and after it.

Текст научной работы на тему «Церковь Португалии и "революция гвоздик"»

УДК 94(469)"19" ББК 63.3(4Пор)6

ЦЕРКОВЬ ПОРТУГАЛИИ И «РЕВОЛЮЦИЯ ГВОЗДИК»

Поташинская Наталия Николаевна,

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН (г. Москва)

nnpotashinskava@amail.com

Аннотация. В статье анализируются положение и роль Католической Церкви в истории Португалии, особенно в период фашистской диктатуры; позиции высшей церковной иерархии страны, священников-прогрессистов и мирян левокатолического направления во время Апрельской революции 1974 г. и после нее.

Ключевые слова: Португалия, Салазар, Каэтану, «революция гвоздик», католицизм, Португальская епископская конференция, кардинал Сережейра, Католическое Действие, религиоведение, социология.

PORTUGAL CHURCH AND «CARNATION REVOLUTION»

Potashinskaya N.N.,

candidate of historical sciences.

Institute of sociology Russian Academy of Sciences

(Moscow)

Annotation. The article analyses the situation and the part of the Catholic Church in the Portugal history, particularly in period of the fascist dictatorship, the positions of highest Church hierarchy, progressive priests and laics with the left catholic orientation in the time of the April revolution of1974 and after it.

Key words: Portugal, Salazar, Caetano, «Carnation Revolution», Catholicism, Portugal Episcopal Conference, Cardinal Cerejeira, Catholic Action, Religion, Sociology.

25 апреля 1974 г. в результате бескровного военного переворота левого толка, встретившего широкую поддержку населения восстания Движения вооруженных сил (ДВС), в Португалии была свергнута почти полувековая фашистская диктатура. При общенародном ликовании и подъеме португальцев, переживавших тогда одновременно 1789, 1936 и май 1968 г., появились объективные возможности демократических преобразований. В условиях особой роли антифашистского движения и единства Народного фронта немаловажное значение приобрела позиция португальских католиков и их Церкви, хотя авторы работ о «революции гвоздик» обычно до-

вольно скупо пишут о португальских епископах как посредниках между реакционными течениями, пытавшихся затормозить революционное движение. Следует отметить, что анализ и оценка разных слоев верующих страны невозможна без хотя бы небольшого исторического экскурса в положение католического мира Португалии.

Характерная особенность этой маленькой западноевропейской страны, в первую очередь, связана с ее былым величием - множеством колониальных владений. Поэтому, пожалуй, стоит напомнить, что в начале великих географических открытий Святой Престол передал Ордену Христа, которым уп-

153

равляли короли Португалии, право на евангелиза-цию всех открытых португальцами земель, и около пяти столетий эта страна оставалась крупнейшей колониальной державой. Называя ее «страной великой католической традиции», блаженный Папа Иоанн Павел II (Кароль Войтыла, 1978-2005) отмечал, что в Католической Церкви португальский язык является одним из самых распространенных, так как помимо 10 млн. португальцев, на нем говорят более 150 млн. жителей бывших колоний: Бразилии, Анголы, Мозамбика, Гвинеи Бисау, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипе, Макао и Тимора [1].

В разное время от 95 до 86% португальцев считали себя католиками. 0,5% исповедовали протестантизм (англикане, методисты, баптисты, пресвитерианцы и евангелисты), 0,02% - иудаизм, 0,035% ислам; около 4% декларировали свое безразличие к религии. Следует отметить, что статистические данные подсчитывались по-разному и далеко не всегда соответствовали действительности.

Нынешний Патриарх Лиссабона, он же президент Португальской епископской конференции и ректор Лиссабонского католического университета - кардинал Жозе Поликарпу ди Круш (1о8е Policarpo de Cruz) сокрушается, что только 30% католиков его страны посещают воскресные богослужения, около двух третей окрещенных португальцев ни разу не были в храме, и многие из них неверующие. Патриарх констатирует рост «смутных симпатий» к нехристианским религиям. По другим источникам, на воскресные службы приходят более 90% католиков земледельческого Севера, в котором церковные праздники остаются единственным развлечением бедных слоев населения, менее 20% в Центре и только 5-10% на Юге - стране латифундий дворянства и духовенства, где соответственно меньше католических браков и больше незаконнорожденных детей.

Португальские крестьяне, лишенные адекватных пенсий и социального обеспечения, до сих пор живут в дотехнологических условиях. Исследователи отмечают преобладание в их вере суеверного страха перед Господом, а также национальными и местными святыми, способными наказать болезнями скот и детей. Крестьяне привыкли слушаться своих священников, которые долгое время оставались единственными грамотными. В деревнях нет электричества, и потому там не действуют современные средства массовой информации (СМИ) [2].

Следует отметить, что Португальская Церковь владеет десятком ежедневных газет и журналов, рядом приходских бюллетеней, издательством, круглосуточной радиостанцией «Ренашенса» (Renasenca), большинством акций национального телевидения,

а иыие и блогами в Интернете. Но до сих пор главными пропагандистами остаются епископы и приходские священники со своими устными заявлениями во время богослужений.

Желающих стать священниками или монахами немного: в столице и на Юге ряд семинарий был закрыт из-за отсутствия учащихся. Соотношение числа священников с населением самое низкое в Европе. Далеко не все священники являются урожденными португальцами, и почти все монашеские ордена возглавляют иностранцы.

Для основной массы португальского духовенства характерен консерватизм. Многие исследователи констатируют отставание большинства португальских епископов, священников и монашествующих от современности на несколько столетий, утверждая, что это «другой век и другая планета», где не было ни блаженного Иоанна XXIII (Анджело Джу-зеппе Ронкалли, 1958-1963), ни II Ватиканского (XXI Вселенского) собора (1962-1965), а принявшего летом 1970 г. трех лидеров «Движения за освобождение португальских колоний в Африке» Папу Павла VI (Джованни Батиста Монтини, 1963-1978) католические издания страны объявили «поддавшимся влиянию коммунистов» [3].

До революции 1910 г. Португалия была монархией, которую национальная Католическая Церковь поддерживала, потому что пользовалась значительными привилегиями. Выражая антиклерикальные настроения определенной части населения, правительство первой Парламентской республики страны значительно подорвало экономическое и политическое влияние церковных структур. Были запрещены монашеские ордена с конфискацией у них 154 зданий; отменена клятва на Библии в государственных учреждениях; признавался только гражданский брак; чиновникам передали все изъятые из храмов акты о заключении церковных браков; упразднили преподавание религии в школах и лицеях, а также ликвидировали теологические факультеты в вузах. Однако у Португальской Католической Церкви сохранились многочисленные приюты, начальные школы, колледжи, поликлиники, женские консультации и больницы.

В 1911 г. был принят закон об отделении Церкви от Государства. Тогда часть церковного имущества конфисковали, а то, что осталось, передали под управление специально созданной ассоциации мирян. Было объявлено, что стать священниками могут лишь португальцы, причем только получившие соответствующее образование в собственной стране; сократили продолжительность обучения в семинариях; религиозные церемонии ограничили помещениями храмов; было запрещено появляться в церков-

ном облачении вне церквей, а также звонить в колокола в ночное время.

Духовенство поддерживало монархистов и призывало к гражданскому неповиновению и саботажу «всего враждебного католицизму». В первые годы Республики около 10% священников оставили служение. Епископы лишили сана пять священников г. Алгарве, которые согласились принять государственные пенсии.

Все португальские епископы кроме епископа г. Коимбра Мануэла ди Бастуша Пину (Manuel de Bastos Pino) выступили против отделения Церкви от Государства. С весны 1911 г. епископы требовали от приходских священников читать в храмах свое Пасторское письмо, обращавшее внимание на «опасности Республики». Правительство запретило Пастырские письма церковной иерархии, и около 150 священников оказались в тюрьмах, Португальскую Церковь, практически, обезглавили, выслав из страны тогдашнего Патриарха Лиссабона Антонью Мендиша Белу (Antonio Mendes Belo) и 9 других епископов. Разрешение вернуться они получили лишь в 1914 г.

Напряженность между Церковью и Государством привела в 1913 г. к разрыву дипломатических отношений с Ватиканом. Тогда же в Лиссабоне состоялся Международный конгресс свободной мысли. Отношения со Святым Престолом были восстановлены в 1916 г. [4].

С мая по октябрь 1917 г. в деревне Фатима, расположенной в 200 км от столицы, трем крестьянским детям явилась Дева Мария, призывавшая обратить Россию в католичество. При столкновении с движением безземельных крестьян за раздел церковных земель «чудо Фатимы» было использовано консервативной верхушкой португальского епископата для разжигания религиозной истерии под знаком антикоммунизма и антисоветизма. В 1946 г. Пий XII (Эудженио Пачелли, 1939-1958) канонизировал культ Фатимы, и до сих пор в мае и октябре каждого года маленькая португальская деревушка принимает миллионы паломников со всего света, а правые партии используют бесплатные билеты в Фатиму для подкупа избирателей [5].

Одни исследователи считают Португальскую Церковь политическим посредником между всеми контрреволюционными силами, которые боролись с Первой республикой, а другие, напротив, полагают, что эта Республика «умерла, потому что получила поддержку Церкви».

Убедившись в прочности республиканского строя, Португальская Церковь начала дистанцироваться от монархии и интересоваться церковными делами больше, чем политикой. В ответ монахам

позволили вернуться в страну, с религиозных изданий сняли цензуру, снова ввели преподавание религии в учебных заведениях и отменили запрет на ношение церковных облачений вне храмов.

В 1918 г. священникам позволили вступать в культурные ассоциации, и «Португальский католический центр» одержал победу на парламентских выборах.

С 1919 г. Государство вернулось к финансированию католических миссий на «заморских территориях», и оплата трудов миссионерского главы - кардинала Лоуренсу Маркиша (Lourenco Marques) была приравнена к зарплате генерал-губернатора [6].

В результате военного путча 1926 г. в Португалии было установлено полицейское государство, которое продержалось почти полвека: 36 лет его возглавлял католик Антонью ди Оливейра Салазар (Antonio de Oliveira Salazar), а затем более пяти лет, вплоть до апрельской революции 1974 г., его преемник - профессор-экономист Марселу Каэтану (Marcelo Caetano), также ревностный католик. Исследователи утверждают, что полицейская диктатура салазаровского режима была «особой разновидностью фашизма», а сам Салазар «его патриархом».

Салазар 8 лет учился в семинарии, но священником не стал, а окончил Юридический факультет Университета Коимбры. Будучи студентом, он вступил в наиболее значительную ассоциацию консервативной католической интеллигенции - «Академический центр христианской демократии», который после длительного бездействия возродился в 1912 г. Салазар был избран депутатом Национальной Ассамблеи от этого Центра. В Центр входили многие будущие министры салазаровского «нового государства», ряд священников и особо активных мирян стали членами Национального собрания или мэрами. Этот Центр был преобразован в «Португальский католический центр», который в 1933 г. иерархия Португальской Церкви признала Католическим Действием (КД).

В университетские годы завязалась крепкая дружба будущего диктатора с Мануэлом Гонсалви-шем Сережейрой (Manuel Gonsales Serejeira), в течение 42 лет возглавлявшего Португальскую Католическую Церковь как Патриарх Лиссабона. В 20-е годы Салазар и его друг Сережейра стали лидерами «Академического центра христианской демократии». Когда премьер-министром стал Каэтану, либеральное крыло Национальной Ассамблеи состояло из католиков.

В 1922 г. на V конгрессе «Португальского католического центра» Салазар осудил выступления монархистов против Республики и говорил о сближении с ней Португальской Церкви. Тогда же этот

Центр начал пропагандировать либеральные идеи социальной энциклики «Рерум Новарум» (1871) Льва XIII (Винченцо Джоаккино Печчи, 1878-1903)

[7].

Католические традиции оказали влияние на все основные документы и учреждения салазаровского режима. Теоретической основой «нового государства», наряду с радикальной правой идеологией, стал и консервативный католицизм. В 1932 г. Министерство образования говорило о «вере как элементе национального единства и солидарности» и призывало уважать католическую иерархию за поддержку политической системы и идеологических основ «нового государства». Салазар постоянно провозглашал себя блюстителем «духовных ценностей христианского Запада» и выдвигал лозунг: «Бог, Родина, Семья и Труд». Португальский диктатор высоко ценил «христианский дух послушания, отречения и любви», но, в отличии от франкистской Испании, Португалия не стала конфессиональным государством.

Между 1926 и 1930 гг. в стране имели место выступления против военной диктатуры и крайне правых. Консервативные республиканцы пытались повлиять на молодых офицеров, представлявших в казармах параллельную власть, которая усиливалась вхождением многих из них в местную администрацию [8].

Конституция 1936 г. провозгласила свободу совести и культа. В школы вернулись распятия и был введен обязательный курс Закона Божьего, который стал факультативным только в 1971 г. В начальной школе было 38 уроков католицизма в первом и 40 во втором классе, а в средней школе проводились уроки морали, пропагандирующие труды Салазара и католическую доктрину, особенно в связи с культом «Госпожи нашей из Фатимы». В семинариях Сала-зара представляли в качестве «Божьего посланника, спасшего страну от коммунизма» [9].

Церковь стала опорой фашистского режима. Она игнорировала социальную несправедливость, аресты и депортации по политическим мотивам. Тогда попали в тюрьму или были высланы из страны многие видные католики - адвокаты, журналисты, архитекторы и даже лидеры КД. Для получения заграничного паспорта или какой-либо справки требовалось предоставить рекомендацию приходского священника, причем некоторые из них сотрудничали с Политической полицией (ПИДЕ). Накануне революции 1974 г. в ПИДЕ было 2,6 тыс. сотрудников, 15 тыс. постоянных осведомителей и большое число оплачиваемых добровольных агентов.

Кардинал Сережейра в 30-е годы благословлял антикоммунистические и антилиберальные крестовые

походы и поддерживал такие организации фашистского типа, как Португальская молодежь и Португальский легион. Католики присутствовали в этих организациях, но старались сохранять свою автономию.

Как и фашистские власти, консервативная часть высшего духовенства объявляла любой протест «подрывной» или «коммунистической» деятельностью. Очевидно, что португальскую церковную иерархию очень напугали события 1936-1939 гг. в соседней Испании [10].

В 1940 г. после длительных переговоров был подписан Конкордат со Святым Престолом. Документ, вновь подтверждая отделение Церкви от Государства, фактически, упрочил их тесные связи и церковное влияние на государственные дела. Государство признало за Португальской Церковью право на собственность и освобождение от налогов, а также обязалось оказывать финансовую помощь на содержание и строительство католических храмов, однако не вернуло конфискованное имущество. Была предоставлена свобода монашеским орденам. В государственные школы Закон Божий ввели факультативно, но все обучение требовалось основывать на принципах христианских доктрины и морали. В то же время католическим школам не дали государственного финансирования. Был разрешен Католический университет в Лиссабоне, но Государство не признало его дипломы.

Утверждалась нерушимость католического брака: его расторжение допускалось только с разрешения Папы. Священников частично освободили от военной службы, а в армии появился институт капелланов.

Но Государство сохранило контроль над епископатом: Святой Престол мог назначать епископов только после государственного одобрения их кандидатур. Признавая миссии на «заморских территориях», Государство оставляло за собой контроль за миссионерами, требуя, чтобы они были португальцами либо владели португальским языком и уважали законы метрополии.

В целом, Конкордат устраивал португальскую католическую иерархию, и в 1945 г. кардинал Сере-жейра заявил, что Португалия снова стала католической страной, благодаря «новому государству» [11].

Миряне и священники, которые стояли за обновление своей Церкви, долгое время были вынуждены скрываться в подполье. Тем не менее, постепенно росло число католиков, вступавших в антифашистское движение. Характерно, что в созданный в конце 1962 г. подпольный «Патриотический фронт национального освобождения» (ПФНО), наряду с коммунистами и социалистами, вошли и левые католики.

После активизации и некоторой легализации антифашистских сил в начале прихода к власти Каэтану высшая церковная иерархия страны испугалась, что имена католических священников смогут появиться в оппозиционных списках. И в 1969 г. Португальская епископская конференция запретила священникам быть кандидатами на выборах, но приветствовала в этом качестве мирян.

Иерархи запрещали католикам голосовать за партии, чья идеология не совпадала с христианской концепцией человека и его общественной жизни. Однако некоторые миряне и священники начали уходить к социалистам или коммунистам. По признанию генерального секретаря Португальской коммунистической партии (ПКП) Алваро Куньяла, в этой партии были тысячи католиков, в том числе и священники. ПКП всегда стремилась к политической мобилизации народных масс и сплочению всех антифашистских сил. Подпольный орган этой партии «Аванте!» отмечал, что религиозные или политические различия не должны стать причиной разделения рабочего класса в борьбе за хлеб, мир и демократию [12].

Левые католики Португалии входили в группы «Христиане за социализм» и «Христиане за демократизацию Церкви». Некоторые из них вступили в «Движение левых социалистов» или во «Фронт португальских социалистов». Образовавшееся в 1970 г. профсоюзное объединение «Интерсиндикал» также включало католиков, наряду с коммунистами, социалистами и беспартийными [13].

В период полицейской диктатуры высшая католическая иерархия страны в большинстве случаев прямо или косвенно поддерживала фашистский режим, вновь предоставивший ей «возможность процветать». Игнорируя провозглашаемый социальной доктриной Католической Церковью принцип христианского гуманизма, она не только ни разу не осудила пытки и не заступилась за арестованных или депортированных католиков, но даже, опасаясь развития левокатолического движения, сама подвергала санкциям протестовавших против режима. Священников, которые выступали против роста бедности и репрессий, португальские епископы лишали приходов и отправляли на покаяние в монастыри. В середине 1970 г. священника Фелисидади Алвиша (Felicidade Alves), осудившего в проповеди произвол властей, колониальные войны и позицию Португальской Церкви по этим проблемам, епископ лишил прихода, после чего этого священника арестовала ПИДЕ. В том же году архиепископ г. Брага Фран-сишки Мария да Силва (Francisco Maria da Silva) отстранил от служения священников своей епархии, потребовав от португальских епископов устанавли-

вать доброжелательные отношения с мирянами в духе Собора и учитывать их мнения [14].

Открыто одобрить провозглашаемую режимом «евангелизаторскую миссию» Португалии в Африке Португальская Церковь решилась только однажды - в 1961 г., но она постоянно поддерживала колониальные войны, благословляя солдат и оружие, направляемые властями в свои «заморские территории».

Придавая большое значение миссионерской пропаганде христианских смирения и покорности, фашистское правительство Португалии ежегодно передавало католическим епископам своих колоний и миссионерским школам метрополии 76,5 млн. эскудо. В свою очередь, Португальская епископская конференция всегда подчеркивала, что считает «заморские территории» неотъемлемой частью Португалии. Наиболее консервативные епископы объявляли колонизаторов не только «героями Отечества», но и «святыми Католической Церкви».

Португальский епископат игнорировал даже вызвавшее самое широкое осуждение мировой общественности уничтожение португальскими войсками в декабре 1972 г. более 400 жителей селении Вирияме в Мозамбике, о котором летом 1973 г. сообщил священник-миссионер Адриан Гастингс (Adrian Hastings) на страницах лондонской газеты «Таймс».

Иначе отнесся к этому вопиющему факту епископат «заморских территорий». Глава Епископской конференции Мозамбика Телимани Фрасишку Ну-ньиш Тексейра в сентябре 1973 г. передал Каэтану заявление своих епископов, осуждающее зверства португальских военных. В ответ Каэтану лишил его епархии и выслал из страны, заявив: «Теперь мы знаем, что враги Португалии - это коммунизм и Католическая Церковь». От официальной Португальской Церкви комментариев не последовало [15].

Отрицательно относясь к обновлению и опасаясь движения снизу, португальский епископат еще в 1965 г. предостерегал верующих от увлечения «духом новизны» и «слишком поспешных проведений в жизнь решений II Ватиканского собора». Епископы утверждали, что изменения «без дисциплины и порядка» вызовут «разрушительную анархию». Поэтому они запрещали любые не согласованные с высшей церковной иерархией Португалии акции священников. Мирянам также не разрешалось участвовать в собраниях, которые не получили предварительного одобрения португальских епископов.

После Собора епископат страны был вынужден создать в приходах вспомогательные смешанные «маленькие Соборы» - приходские советы, наряду со священниками включавшие и мирян, в первую

очередь, лидеров местного КД. Такого рода советы, которые в соответствии с решениями Собора должны были бы координировать деятельность католиков и предоставлять мирянам максимальных самостоятельности и инициативы, в Португалии, напротив, оказались под строгим контролем церковников.

Католическая церковная иерархия метрополии не осуждала запрет властей на распространение в стране социальных энциклик блаженного Папы Рон-калли, а также роспуск в 1968 г. объединившего католиков и неверующих кооператива «Прагма», который в духе этих энциклик публиковал политические, экономические и социальные исследования, организовывал курсы, коллоквиумы и выставки. Члены руководства «Прагмы» были арестованы.

Португалия оказалась единственной страной Западной Европы, телевидение которой проигнорировало выступление Папы Монтини в ООН и подвергло цензуре сообщение о посещении им Индии [16].

Десятилетиями в стране подавлялись права всех религиозных меньшинств, а тем более неверующих. Только в июле 1971 г. Национальная Ассамблея, несмотря на возражения части епископата, приняла Закон о религиозной свободе, который оставлял католицизм официальной религией и утверждал, что отношения Португальского государства с католиками строятся в соответствии с Конкордатом 1940 г. Подчеркивалось, что любые государственные законы, принятые в будущем, смогут применять к католикам только в случае соответствия этих законов положениям Конкордата.

Запрещались религиозные гонения и признавалось существование неверующих. Разрешались религиозные собрания в специально отведенных для культов местах и на кладбищах во время похорон. В средней школе было введено факультативное преподавание других религий, и впервые солдатам, не исповедующим католичество, позволили не участвовать в католических богослужениях.

Правительство Каэтану продолжало использовать во внешней политике прилагаемое к Конкордату 1940 г. «Миссионерское соглашение о португальских колониях», повторявшее софизмы фашистской Конституции об «исторической цивилизаторской миссии» колонизаторов и объявлявшее католицизм государственной религией «заморских территорий», хотя в Анголе католики составляли немногим более 40% населения, в Мозамбике - около 7-8%, а в Гвинее Бисау - 5,5%.

Этот Закон оказался одним из либеральных маневров Каэтану, пытавшегося расширить базу режима и расколоть оппозицию. Ограниченность предоставляемых свобод особенно подчеркивалась сохранением «Отдела защиты христианской веры»,

созданного Салазаром внутри ПИДЕ. Отдел требовал от священников полицейских функций, продолжал собирать отчеты об их собраниях, бдительно следить за исповедями и арестовывать «подозрительных». За Министерством внутренних дел сохранялось право на запрет любой конфессиональной организации нежелательного политического направления [17].

Осенью 1970 г. Португальская епископская конференция высказалась насчет проекта Закона о религиозной свободе. Признавая различия между христианскими и нехристианскими конфессиями, значение последних в «заморских территориях», а также подчеркивая насущную необходимость бесконфликтности межрелигиозных отношений, епископы тем не менее выступали за школьное обучение именно христианской доктрине и морали, напоминая, что Конституция страны объявляет католицизм «религией португальской нации» (статья 45).

При сохранении консервативного характера и статуса опоры фашистского режима, уже к сороковым годам в Португальской Церкви началось постепенное расслоение, хотя развитие этого процесса затрудняло отсутствие демократических свобод. Первые оппозиционные выступления левых католиков относятся к 1945 г. В 1949 г. священник Алвиш Корейра (Л1уе8 Соггепа) в памфлете «Христианская совесть» выступил за христианское равенство португальцев и освобождение трудящихся от эксплуатации. Он заявил, что «новое государство» не имеет права объявлять себя католическим потому, что оно далеко от социального учения Римских Пап [18].

КД Португалии всегда сохраняло традиционную структуру, бытующую во многих странах, -распределение членства по полу, возрасту и профессиональному признаку, объединяя в отдельные организации мужчин, женщин, юношей, девушек, рабочих, журналистов, юристов, врачей и так далее. Наиболее многочисленны организации женщин-католичек, которые входят в Аграрную католическую лигу, Католическую независимую лигу и Католическую рабочую женскую лигу. Аналогичные мужские организации значительно малочисленнее. Только одна организация КД Португалии - Католическая университетская лига - включает и мужчин, и женщин. Девушки-католички входят в Католическую женскую сельскую молодежь и Католическую женскую студенческую молодежь. Юноши-католики составляют аналогичные организации, но со значительно меньшим числом членов. Наиболее малочисленны организации мужской и женской Католической рабочей молодежи (ЖОК). К началу 1940 г. Португальское КД объединяло 70 тыс., а в 1956 г. уже 100 тыс. членов.

Следует отметить, что КД во всех странах строится как «светская рука Католической Церкви», наиболее близкая к ней организация мирян, с помощью которой эта Церковь пытается «капиллярно» проникать в повседневную мирскую жизнь. Статус КД входящим в него организациям придается после одобрения Святым Престолом их устава, руководства и деятельности. В состоящем из мирян правлении организаций КД обычно имеется один священник-консультант с правом решающего голоса. В Португалии, в отличие от других стран, в руководстве КД священников много. В 30-е годы в Португалии члены этих организаций одновременно входили во многие правительственные ассоциации. Ряд исследователей полагает, что Церковь и «Католический центр» стали препятствием на пути «фашизации» португальской интеллигенции, которая занимала ключевые позиции в антидемократической реакции.

В период фашистской диктатуры организации КД оказались единственными легальными светскими нефашистскими ассоциациями. К любым другим нефашистским организациям власти относились с недоверием и вскоре ликвидировали их.

Следует отметить, что уже с шестидесятых годов организации Португальского КД не были свободны от внутренних противоречий, и в некоторых из них постепенно формировалось вызывавшее недовольство фашистского правительства «социальное течение». Ряд активистов ЖОК был арестован.

КД активно участвовало в деятельности «Национальных союзов», но часто конфликтовало с предпринимателями и даже с государством. Мужская и Женская молодежь КД, Католическая университетская молодежь, ЖОК и Католическая рабочая лига стремились к большей независимости от властей. Левые католики время от времени выступали за реформы в области трудовых отношений и системы образования в метрополии и колониях. Молодые священники поддерживали студентов и рабочих. Храмы становились местом нелегальных собраний. В городах росло число католиков, которые отвергали клерикальные структуры и связи официальной Португальской Церкви с правящим режимом [19].

В 1958 г. епископ г. Порту Антонью Ферейра Гомиш (Antonio Fereira Gomes) публично заявил, что поддержка «нового государства» грозит Церкви «полной моральной и физической гибелью». В открытом письме Салазару, которое послужило поводом для десятилетнего изгнания этого епископа, он отмечал, что корпоративное Португальское государство оказалось орудием ограбления рабочих, живущих в тяжелых условиях и лишенных «естественного права на объединение и забастовки». Ферейра

Гомиш требовал равномерного распределения плодов общего труда между всеми членами общества. И только этот епископ выступил в защиту бывшего капеллана в Гвинее Биссау - священника Марью Паиша ди Оливейры (Mario Paes de Oliveira), который был арестован за осуждение им колониальных войн [20].

В 1965 г. левые католики Португалии опубликовали манифест против «использования имени Христа для маскировки национализма и тоталитаризма, возмущающих христианскую совесть». Тогда же было создано подпольное «Христианское движение демократического действия».

Жестокость колониальных войск и депортация миссионеров с «заморских территорий» способствовали отходу от «нового государства» все большего числа католиков. Тем не менее, как отмечают исследователи, в 1969-1974 гг. внутри Португальской Церкви еще не наблюдалось значительного протестно-го движения: наиболее динамичные священники и миряне были вынуждены молчать: многие из них оказались арестованы или депортированы. Однако к концу 60-х и началу 70-х годов часть католиков выступала с довольно решительной критикой колониального режима, особо порицая «союз меча и кадила». На парламентских выборах 1969 г. только в г. Порту католические оппозиционеры поверили в объявленную Каэтану «либерализацию». Тогда же немало католических деятелей Лиссабона присоединились к левому движению «Демократических избирательных комиссий».

Некоторые священники шли на разрыв с официальной Португальской Церковью, опираясь на решения II Ватиканского собора. В частности, преподаватели семинарии Оливи (Лиссабон) потребовали изменения теологического курса в духе формирования «священника нового типа». Встретив противодействие церковных и светских властей, многие из них покинули семинарию во главе с ректором и его заместителем.

В конце 1969 г. 68 несогласных с политикой высшей церковной иерархии священников страны создали независимые от официальной Португальской Церкви группы «Межприходская община по диалогу и деятельности духовенства» и «Свободная трибуна». С начала 70-х годов португальские епископы начали несколько отдаляться от «нового государства» и уже остерегались осуждать левых католиков.

В середине 1971 г. ушедшего на покой кардинала Сережейру сменил считавшийся либералом молодой кардинал Антонью Рибейру (Antonio Ribeiro), более гибкий и не дискредитированный открытой поддержкой фашистского режима. В том

же году Синод португальских епископов призвал священников, без устали трудясь для достижения согласия и мира, не занимать никаких политических или административных постов [21].

С 1973 г. Пастырские письма португальского епископата стали провозглашать необходимость плюрализма политической жизни и осуждать господство единой фашистской партии. Таким образом, как отмечала в июле 1973 г. Политическая комиссия ПКП, эволюция, которая затронула широкие слои мирян и низшего духовенства, начала влиять и на позиции официальной Церкви страны, начавшей отходить от режима из опасения оказаться в будущем изолированными. Тогда консервативной иерархии подчинялось все еще значительное число католиков, но режим уже не мог быть уверен в безусловной поддержке Португальской Церкви [22].

В 1972 г. комиссия «Справедливость и мир» г. Порту опубликовала Заявление, которое прозвучало обвинением правительству. Документ осуждал ужасающую бедность в деревнях, разорение мелких землевладельцев и соответствующий рост количества необрабатываемых земель. Комиссия отметила, «зачастую, несправедливую зарплату рабочих», отсутствие охраны труда и социального обеспечения, а также бюрократизм и неэффективность профсоюзов, чуждых интересам трудящихся и «игнорирующих истинные конфликты рабочего мира».

Отмечались усиление политической напряженности, рост насилия: умножение числа политзаключенных, репрессий даже против мирных демонстраций студентов и рабочих, а также бесчеловечные акции правительственных войск на «заморских территориях», подавляющих или уничтожающих население и разрушающих местные культуры. При этом подчеркивалось, что африканские народы, которые нередко отвечают на насилие насилием, нельзя считать главными виновниками обострения конфликтов.

Констатировалось расхождение между указаниями Святого Престола и деятельностью португальских католиков, связанных с Государством, а также молчание местного духовенства, в большей или меньшей степени являвшегося соучастником несправедливостей режима. Подчеркивалось, что социальная доктрина Католической Церкви в свое время приняла процесс колонизации и, выступая за сосуществование различных культур, усиленно занималась формированием кадров местного католического духовенства. Констатировалось также, что ныне в документах Пап и последнего Ватиканского собора признаются право трудящихся на объединение и автономия народов, которые стали независимыми и таким образом получили право решать собственную

судьбу самостоятельно и мирным путем. Миссией Церкви страны объявлялось обеспечение такого развития Португалии, которое позволило бы всему населению метрополии и колоний «избирать и разрабатывать собственные коллективные пути истинного самоопределения» и таким образом самим решать свою судьбу.

Комиссия выступила за более широкую свободу ассоциаций, узаконивание отказа от военной службы по религиозным мотивам, а также поисков мирных решений «заморских проблем» Португалии при посредничестве других стран и международных организаций [23].

Пастырское письмо епископов этой страны по случаю десятилетия энциклики блаженного Папы Ронкалли «Пацем ин террис» (1963) потребовало от властей соблюдать права человека. Документ утверждал, что истинному развитию препятствует несправедливость, когда в экономике господствует прибыль, люди сведены к роли машины и лишены самого необходимого - пищи, жилья, охраны здоровья, работы, образования и культуры. Призывая к плюрализму общественного мнения, епископы недвусмысленно исключали из него коммунистов, которых обвиняли в посягательстве на свободу Церкви и религиозных убеждений [24].

В начале 1973 г. 35 священников и лидеров светских католических организаций епархии г. Фун-шал в письме нунцию осудили Португальскую Церковь за то, что она, игнорируя нужды верующих, «защищает свои традиционные привилегии». По словам письма, священники отдалились от народа и превратились в «простых исполнителей обрядов» и даже «торговцев Словом Божьим».

В городах молодежь все больше отвергала структуры официальной Португальской Католической Церкви и уходила в секты. В 1975 г. только в г. Виле-Реаль оказалось 70 женатых католических священников. Религиозная практика снизилась, и отдельные семинарии закрылись.

Некоторые католики участвовали в «революции гвоздик» и выступали за плюрализм мнений и свободу их выражения. Вместе с представителями, оппозиционных фашистскому режиму политических течений левые католики участвовали в работе Конгресса португальской демократической оппозиции в г. Авейру. Этот форум подверг резкой критике политику правительства и потребовал глубоких демократических, социальных и экономических преобразований Португалии, а также прекращения колониальных войн [25].

ДВС ни в малейшей степени не ущемляло ни религиозные свободы, ни привилегии Церкви и не имело отношения к захвату леваками «Ренашенсы»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

160

хотя португальские епископы обвиняли в этом коммунистов, связывая их с ДВС. Правительство, которое пришло к власти в результате «революции гвоздик», постаралось установить в отношениях с Католической Церковью лояльность и доброжелательность. Министр иностранных дел социалист Марио Соарес нанес визит нунцию, а затем и Римскому Папе. После свержения фашизма государственная цензура вмешалась в пользу Церкви: 10 июня 1974 г. на телевидении был прерван спектакль «Театра улиц», который высмеивал кардинала Сережейру. Спустя неделю запретили выступление журналиста, предложившего отличать церковных служителей от торговцев в храме [26].

После 25 апреля 1974 г. Церковь страны некоторое время играла роль наблюдателя. Она была не столько против революции, сколько против коммунизма и ПКП, тогда как португальские коммунисты не уставали терпеливо объяснять свои весьма далекие от антиклерикализма позиции, что способствовало их постепенному примирению с католиками.

11 мая 1974 г. письмо возглавляемого кардиналом Рибейру Пресвитерианского совета Лиссабона признало в провозглашенных Хунтой национального спасения наличие евангельских ценностей, которые связаны с уважением основных прав человека. В письме отмечалась необходимость участия Португальской Церкви в строительстве будущего, что, по утверждению этого документа, является «лучшим способом признания ошибок прошлого». На следующий день, выступая в Фатиме перед паломниками, кардинал Рибейру говорил о необходимости «обновления структур португальского общества» и призывал всех католиков «в качестве свободных граждан принимать участие в необходимом и законном плюрализме мнений». Кардинал выразил пожелание, чтобы на «заморских территориях» «военные шпаги и копья сменились орудиями мира и процветания».

Тем не менее церковная иерархия страны через проповеди священников, католические газеты и приходские бюллетени выступала за неповиновение ДВС. Португальская Церковь говорила с правыми устами епископа г. Браганса, с центристами - через Патриарха Лиссабона и с левыми через епископа г. Сетубал. Епископ г. Порту Антонью Ферейра Го-миш призывал католиков к крестовому походу против ДВС, по его мнению, объединившегося с коммунистами, «чтобы сеять смуту в умах паствы» и попытаться опровергнуть «основные идеи, которые Церковь внушала своим верующим в течение многих веков».

В Пастырском послании «О силе любви» португальские епископы призывали бороться с револю-

цией 1974 г., отождествляя ее с атеистическим коммунизмом. Провозглашая полноту религиозной свободы, они утверждали, что революция угрожает религии, осуждали антиклерикальные кампании, особенно направленные против епископов и священников, а также позиции левых католиков, которых называли «мелкими группами диссидентов», пытающихся дать «ложные представления об истинном и единственном голосе официальной Церкви страны» [27].

В Пастырском письме португальского епископата, датированном 16 июля 1974 г., но опубликованном только 23 июля, епископы снова признают, что в прошлом в стране и священнослужители, и миряне совершали ошибки. Бывший депутат-католик Карлуш Мильи Гуера (Carlos Milio Guerra) назвал это заявление «тощим манифестом либерально-консервативной партии». А французский левокато-лический еженедельник «Темуаньяж Кретьен» отмечал «некую анахроничность» данного документа, подчеркивая, что для него португальским епископам лучше бы не дожидаться 25 апреля 1974 г.

Глава делегации Союза молодых христианских демократов Ален де Брувер (Alain de Brouvert), посетивший Португалию в мае 1974 г., констатировал, что в Португалии довольно сильно обесценилось само понятие «христианский» в связи с «определенным смещением духовных ценностей христианства с режимом господина Каэтану, заявлявшего, что эти ценности его вдохновляют».

Очевидно, что о серьезном повороте в позиции высшей церковной иерархии страны говорить было еще слишком рано. Оба епископа, посвященные сразу после «революции гвоздик», оказались довольно консервативными: об одном из них говорили, что он «твердолобый и мало склонен к диалогу», а другого считали связанным с крупным капиталом. Еще более ярким свидетельством стало поведение большинства сельских священников, традиционно руководящих довольно пассивным местным населением, которое обычно голосовало по их указке. Многие представители сельского духовенства отнеслись к новой власти враждебно и разжигали в крестьянской среде антиреволюционные и антикоммунистические настроения [28].

Через два месяца после апрельской революции 1974 г. в Португалии была 31 политическая партия, а к началу выборов - более сотни. Чтобы собрать все «пассивные голоса», правые католики выступили за создание католической партии. Их специальные эмиссары изучили старейшие и опытнейшие партии такого рода в Италии и Германии, однако единство мнений достигнуто не было, и возникли Социал-демократическая христианская партия и Партия хри-

стианской демократии, основанная Калветом ди Маглаишим (Са1уе1 de Mag1aes), впоследствии назначенным послом при Ватикане. Серьезного влияния не получила ни одна из этих партий.

Португальская Партия христианской демократии была создана в качестве противовеса «Социалистическому и демократическому центру» и признана Международным движением ХДП. Она оказалась среди правых, провозгласив в своей программе, что уважает частную собственность как основу богатства и выступает за португальско-африканскую федерацию. В феврале 1974 г. генеральным секретарем этой партии был избран ревностный католик из Движения капитанов майор Санчиш Осориу (Sanches Osогio), который ушел из армии.

Борьба Португальской ХДП против прогрессивного левого крыла ДВС получила поддержку официальной Церкви Португалии и Европейского союза демократических христиан, которые опасались, что колонии смогут получить свободу слишком поспешно.

При этом португальский епископат продолжал утверждать, что не поддерживает ни одну политическую партию; что христианская демократия не может считаться партией, и ни одна партия не может называться христианской. Католики имеют право вступать в те партии, которые они для себя выбрали, это решать им самим, - говорили епископы. Однако тут же указывалось, что приемлемы только те движения, которые признают христианские ценности и защищают свободу личности. Епископы подчеркивали, что «Христиане за социализм» к этой категории не относятся, так как критика официальной Португальской Церкви отдаляет их от иерархии и большинства верующих.

Весной 1974 г. была основана Христианская социал-демократическая партия, которая провозгласила целью развитие португальского народа, полную реализацию его основных прав и свобод и установление политических и социальных условий, способных обеспечить всеобщее благоденствие и мирное сосуществование с другими народами и странами [29].

Левые католики Португалии приветствовали свержение фашизма и активно включились в восстановление демократии и развитие экономики своей страны. Именно католическая радиостанция «Ре-нашенса» подала сигнал к восстанию, а 30 апреля 1974 г. ее служащие бастовали в знак протеста против запрещения своего руководства передать сообщение о возвращении Алваро Куньяла из эмиграции. Начиная с 1 мая 1974 г., этим радио управляли его сотрудники. Они начали пропаганду левацких лозунгов, которые нередко вносили разброд в ряды революционеров и отторгали от них ряд трудящихся

католиков. «Христиане за социализм» и некоторые члены Португальской КД поддерживали работников «Ренашенсы» и заявляли о желании включиться в классовую борьбу.

Постоянный совет португальского епископата неоднократно требовал вернуть эту радиостанцию под управление церковной иерархии, утверждая, что Церковь лишают необходимого для ее миссии, тем самым ограничивая свободу информации и разрушая основные ценности, которые составляют культурное и духовное наследие португальского народа. Кардинал Рибейру, вынужденный признать, что после революции 1974 г. в стране стало больше свободы, и люди уже могут не опасаться за то, что говорят или делают, тем не менее сетовал, что теперь прессу, радио и телевидение начали контролировать профсоюзные или политические группы, а деятельность «Ренашенсы» направляет набирающая ее персонал Правительственная комиссия. По словам Рибейру, португальские СМИ не отражают мнение католической иерархии страны или ограничиваются отражением их отдельных аспектов.

1 мая 1974 г. Коммюнике рабочих католических организаций Португалии - ЖОК и Католических рабочих лиг приветствовало события 25 апреля. Подчеркивалось предоставление каждому рабочему христианину права вступать совместно с другими трудящимися в любую гражданскую или политическую ассоциацию. Осуждались попытки подорвать единство рабочего движения путем ограничения верующих узкими рамками отделенных от других трудящихся конфессиональных или претендующих на религиозную направленность организаций.

В тот же день группа лиссабонских католиков передала Хунте национального спасения Обращение, которое призывало всех христиан объединиться на местном, региональном и национальном уровнях, чтобы найти подходящие формы своего включения в планы и аспекты жизни страны, связанные с реализацией требований трудящихся.

Одновременно левые католики резко осудили антиреволюционную направленность португальской церковной иерархии. Группа священников епархии г. Брага выступила с публичным Заявлением, в котором осудила епископов страны за систематическое нарушение прав человека и отказ выступить против колониальных войн, что квалифицировала как «грех против разума и развращение христианского сознания».

Еще дальше пошла собравшаяся в лиссабонском колледже 7, 10 и 12 мая 1974 г. «Свободная ассамблея христиан», участники которой 707 голосами против 203 проголосовали за отставку португальских епископов; 555 против 203 за высылку из стра-

ны нунция и 625 против 125 за отставку генерального викария вооруженных сил, осудив их всех в качестве лиц, скомпрометировавших себя и универсальную Католическую Церковь сотрудничеством с фашистским режимом.

Директор семинарии г. Порту признал, что церковная иерархия оказалась в изоляции, потому что опиралась на поддерживавших Каэтану сознательную буржуазию и полностью подчиненных Церкви несознательных сельских жителей [30].

Значение единства в деле построения демократической системы в Португалии отмечал Алваро Куньял, который заявил, что после апрельской революции в его стране ни у кого уже больше не спрашивают, верующий он или нет, что «является великолепным симптомом политического здоровья португальского народа». Он также выражал надежду, что, получив возможность «стереть некоторые из своих грехов сотрудничества с фашизмом», Португальская Католическая Церковь сумеет адаптироваться к сложившейся ситуации [31].

5 мая 1974 г. Пастырское письмо Португальской епископской конференции рекомендовало католикам читать энциклику «Пацем ин террис» как актуальную и отвечающую на многие современные вопросы. Письмо утверждало, что епископы и священники готовы в рамках своей компетенции вместе со всем народом участвовать в построении нового общественного строя, основанного на истине, справедливости, свободе и любви к своей стране. Миряне, говорилось там, не ожидая директив или приказов иерархии, должны, в соответствии с решениями последнего Собора, активно участвовать в обновлении светского общества, внося христианский дух в его нравы, законы и структуры. Католиков призывали непременно участвовать в голосовании и, ни в коем случае, не опускать незаполненные бюллетени. Уверяя, что не оказывают давление на избирателей и ничего от них не требуют, португальские епископы заявляли о необходимости, «руководствуясь здравым смыслом», не идти на поводу у личных, групповых или классовых симпатий, но избирать те партии, которые гарантируют охрану религии, семьи, образования, труда, справедливого распределения материальных и духовных благ для всех португальцев без исключения. Делались достаточно прозрачные намеки на осуждаемые Церковью за восхваление ненависти и насилия и проповедь утопической авантюры, «недостойные партии», под которыми, в первую очередь, подразумевались коммунисты.

Португальская епископская конференция прямо объявляла коммунизм врагом религии, который якобы поставил своей задачей ограничить Церковь

границами ризницы и предоставить гражданским властям, посягая на прерогативу епископов и Римского Папы, право решать церковные дела. Конференция обвинила ДВС в стремлении навязать стране коммунистическую идеологию, «ставя под вопрос свободу Португалии, реализацию религиозной практики, прав человека и благосостояния трудящихся» [32].

Коммюнике португальского епископата от конца ноября 1974 г. выражало радость по поводу получения португальцами основных прав и свобод, более справедливого распределения богатств, большего доступа к культуре и участию в общественной жизни.

Осуждая эгоизм, ненависть, месть, доносы и другие преступления против общего блага и прав человека, Документ призывал католиков к примирению и братской взаимопомощи. Епископы отвергли классовую борьбу, которую назвали «злополучным выступлением одних граждан против других» и выступили за классовый мир - братскую солидарность в процессе производства и справедливость при распределении полученных благ. В Коммюнике говорилось о роли Португальской Церкви в «социальном и культурном продвижении населения, особенно в самых заброшенных сельских районах страны». Ассамблея епископов образовала рабочую группу по координации благотворительной деятельности многочисленных католических институтов помощи, образования и культуры. К этому времени уже немало португальцев были вынуждены покинуть Анголу, и внутри португальского отделения благотворительной католической организации «Каритас» создали рассчитанную на тесное сотрудничество с компетентными государственными органами «Комиссию по координации католической помощи репатриантам» продовольствием, одеждой, медикаментами и предметами гигиены [33].

10 августа 1975 г. архиепископ г. Брага Фран-сишку Мария да Силва, выступая, по разным данным, перед 30 - 100 тыс. собравшимися около местного собора, предал анафеме «государство, в которое хочет вовлечь португальцев на заграничные деньги некая группа меньшинства». Он призвал католиков объединиться в борьбе против ДВС, названным им «группами, которые сами объявили себя революционным авангардом» и вынуждают народ «прибегать к насилию или ввязаться в гражданскую войну». Этот архиепископ заявил, что португальскому народу «навязывают коммунизм, не оставляющий места независимости страны или религии».

Апелляция да Силвы к миру, справедливости, братству, любви и Богу, которых, по его словам, игнорируют «те, кто нами правит», в тот же день по-

будили сотни людей напасть на штаб-квартиру ПКП, в результате чего было ранено несколько десятков людей. Погромам подверглись и штаб-квартиры «Демократического народного движения», профсоюзов и даже «Народного рынка», где крестьяне каждый день продавали выращенные ими продукты. Сожжение штаб-квартиры ПКП в г. Авейру вызвало одобрение епископа этой епархии, призвавшего португальских католиков аналогичным образом действовать на Севере, Юге и вообще по всей Португалии, после чего погромы прошли также в городах Браганса, Коимбра и Ломегу. В антиреволюционных демонстрациях принимали участие и священнослужители. В Фатиме священники организовывали паломников на коллективные молитвы «за избавление страны от кризиса и лиссабонских революционеров» [34].

Пастырское письмо Постоянного совета Португальской епископской конференции от 22 августа 1975 г. осудило насилие, нетерпимость, ненависть и месть как противоречащие установкам Евангелия, «даже если они направлены против тех, кто во имя успеха революции применял его и объявлял законным». Отмечалось, что насилие ведет к ответному насилию, и единственная возможность разорвать этот порочный круг - «евангельская мощь любви и прощения», а также обеспечение всех португальцев пищей, жилищем, работой, образованием и достойным местом в обществе. Выступления в защиту «убеждений и прав человека», нападки на экономику и проявление неравенства, - объявлялись проявлением не насилия, а законного и необходимого протеста против разрушения христианских ценностей [35].

Принятая в 1976 г. Конституция Португальской республики подтвердила отделение от Государства Церквей и религиозных общин, провозгласив свободу совести и религиозного культа, включая право на обучение любой практикуемой религии, а также использование СМИ для реализации конфессиональной деятельности. Был признан отказ от несения военной службы по религиозным мотивам при соответствующей замене ее альтернативным служением идентичной длительности.

Епископская конференция страны в марте 1981 г. откликнулась на новую Конституцию Заявлением, которое напомнило основные принципы социальной католической доктрины о правах человека на жизнь, семью, обучение и религиозную свободу. Подчеркивалась неприемлемость марксистской и либеральной концепций государства, общества и частной собственности. Пастырские письма епископата о регулировании рождаемости и абортах (1975, 1983 и 1984), а также его Инструкция относительно семьи

(1981) ставили религиозно-этические установки Церкви выше любого режима или политической деятельности Государства и подчеркивали грань между гуманистической христианской и атеистической марксистской концепциями, требуя, чтобы католики «повиновались скорее Богу, чем людям» [36].

Связанная с Еврокомиссией португальская группа «Христиане в постоянном размышлении» в марте 1977 г. осудила пытки, имевшие место и после 25 апреля 1974 г. При этом отвергалась позиция официальной Португальской Церкви, которая «впадала в грех соучастия и молчания», отказавшись от критики бесчеловечного режима и его колониальных войн, а также не поддержала католиков, вставших на гуманные евангельские позиции и подвергнувшихся за это репрессиям.

В апреле 1974 г. Португальская епископская конференция решила пересмотреть цели, задачи и деятельность национальных организаций КД, подозревая их в отклонении от официальной линии Португальской Церкви. Была образована рабочая группа священников и мирян, которой предписывалось установить более тесные отношения этих организаций с иерархией. Однако добиться успеха не удалось, и в апреле 1978 г. епископат страны осудил уставы и практическую деятельность ЖОК, Сельской и земледельческой молодежи, Католической студенческой молодежи и Католической рабочей лиги, лишив их звания КД, и это было сделано, несмотря на признание Святым Престолом ЖОК организацией КД на международном Конгрессе в г. Линц (Австрия, 1975) [37].

Осенью 1980 г. 200 студентов покинули Католический университет г. Брага в знак протеста против политики церковной иерархии Португалии.

Летом 1980 г. епископы опубликовали Пастырское письмо накануне избирательных кампаний по парламентским и президентским выборам, в котором повторили свои заявления, сделанные за год до апрельской революции. Снова подчеркивалось, что политические позиции христиан должны опираться на Евангелие и католическую социальную доктрину. Католиков призывали принимать самое активное участие в национальной и международной политической жизни, работе профсоюзов, предприятий, ассоциаций и местных общин.

Пастырское послание пленарной ассамблеи Португальской епископской конференции (ноябрь 1987), констатируя изменения, которые, практически, охватили все общественные слои Португалии, предупреждало, что не все изменения такого рода считает благими и позитивными. Отмечалось признание Церковью значения профсоюзов в качестве «выражения христианских ценностей солидарности

164

и участия в достойном функционировании экономики и всего современного общества», но при этом профсоюзам предлагалось помнить о своей ответственности за общественную жизнь, а главам предприятий - не забывать о собственных социальных функциях и необходимости диалога с трудящимися в рамках трудовых договоров.

Пастырское письмо Португальской епископской конференции по случаю сотой годовщины «Ре-рум Новарум» (май 2000) констатировало, что Католическая Церковь - это не только церковная иерархия, но и весь «народ Божий», которому служит эта иерархия. Утверждалось, что Церковь не ищет власти, а предоставляет стране свои служение, убежденность в истине, смирение в признании собственных слабостей, открытость и руку, протянутую к тем, кто борется за построение справедливого и братского общества, более достойного человека. При этом осуждался подход к религии как к частному делу или сугубо национальному фактору, без учета ее универсальности, что способно лишить Церковь влияния на общественную жизнь.

Требуя права выполнять свою миссию в современном плюралистическом обществе, Католическая Церковь Португалии утверждает, что не станет высказываться относительно моделей и форм общественной организации, пока в ней соблюдаются условия, которые необходимы для развития человека. Государство должно, в свою очередь, ради общего блага признавать автономию социальной и культурной деятельности всех религий [38].

В 2000 г. португальские епископы говорили о «значительной конвергенции» основных ценностей демократического общества с положениями католической социальной доктрины. Блаженный Папа Вой-тыла отмечал, что Португалия переживает сложный и противоречивый переходный период культурных преобразований, который сопровождается «энтузиазмом и тревогой, смелостью и страхом, открытостью по отношению к будущему и необходимостью подтверждения значительных ценностей прошлого» [3 9].

Новый Конкордат, подписанный в 2004 г., вынудил португальских епископов принять записанное там право на гражданский развод для заключивших церковный брак, однако они сочли своим долгом напомнить верующим о неизменности убеждения Католической Церкви в нерасторжимости «священного Таинства брака», призвав подчиняться не человеческим, а Божеским законам.

Вопреки протестам Церкви, в стране прошел референдум насчет легализации абортов и принят соответствующий закон. Также был принят закон, разрешающий однополые браки и усыновление детей такими парами.

Первой акцией Папы-реформатора Франциска (Хорхе Марио Бергольо, март 2013), относящейся к Португалии, стало назначение осенью 2013 г. епископа Мануэла да Силву Родригиша (Manuel da Silva Rodriges) руководителем военными капелланами этой страны.

Таким образом, история Португальской Католической Церкви достаточно сложна и противоречива. К 25 апреля 1974 г. составляющие ее «католический мир» епископы, священники и миряне были весьма далеки от единства. Многие из них привыкли на практике отходить от основных положений традиционной католической социальной доктрины и директив официальной Католической Церкви, находящейся под эгидой Римских Пап и считающей себя универсальной и вселенской, которая приспособилась к современности в ходе II Ватиканского собора, а также понтификатов последующих Пап.

И в первую (1910) и вторую (1974) революции Португальская Католическая Церковь начинала с попыток поддержать дискредитировавший себя предыдущий режим (сначала монархический, затем фашистский), предоставлявший ей значительные привилегии, но, убедившись в невозможности возврата к прошлому, смирялась, каялась за «ошибочную поддержку» ненавистных массам властей и принимала сложившуюся реальность. При этом оставались неизменными постоянная боязнь антиклерикализма и антикоммунистическая направленность, которые отождествлялись с коммунистами и в свое время спровоцировали волну насилия, поставившую Португалию на грань гражданской войны.

Несмотря на определенное снижение религиозной практики, Португалия продолжает оставаться по преимуществу католической. Для нее характерно значительное влияние священнослужителей, особенно на до сих пор малообразованное крестьянство, привыкшее подчиняться указаниям своих пастырей.

В стране имеется опыт левых католиков - мирян и священников, которые, опираясь на гуманность христианской веры, решений последнего Собора и социальных энциклик Римских Пап, противостояли как реакционным режимам, так и поддерживавшей их высшей церковной иерархии своей страны.

Следует отметить и роль ПКП, включающей в свои ряды и мирян, и священнослужителей, а также терпеливо разъясняющей свои позиции, далекие от антиклерикализма. Политика этой партии способствовала привлечению католиков в антифашистское и национально-освободительное движение, а затем и к участию в строительстве демократического общества Португалии.

2.

Примечания:

1. Сарайва, Ж.Э. История Португалии. - М., 2007. - С. 347; Цоппи, В.А. Португальская революция: Пути и проблемы. - М., 1979. - С. 7; Ястржембский, C.B. Португалия: Трудные годы национального возрождения. - М., 1989. - С. 4; Суханов, В.И. «Революция гвоздик» в Португалии. Страница истории. - М., 1983. - С. 98, 195; Rudel, Ch. La liberte couleur de oeillet. Histoire du XX siecle portugais. - Paris, 1980. -P. 127; La Documentation Catholique. - Paris, 1982. -20 juin. - P. 615.

Португальские имена переведены в русскую транскрипцию в соответствии с фонетикой португальского языка, за исключением укоренившихся в русском языке имен: Алваро Куньяла, Марио Соареса и Лиссабона. См.: Гиляревский, P.C.; Старостин, Б.А. Иностранные имена и названия в русском тексте. Справочник. - М., 1985. Португальский язык ... -С. 195-209: Суханов, В.И. Указ. соч. - С. 234. Ястржембский, C.B. Указ. соч. - С. 3; The Europa Year Book 2001. - V. II. - London, 2001. - P. 3255; Bilan du monde. Encyclopedie catholique du monde chretien 1964. - Lille, 1964. - P. 723; Sociologia de catolicismo europeo. -Barcelona, 1967. - P. 107; Villier, P. Portugal. - Paris, 1957. - P. 100; Falconi, C. La Chiesa Cattolica e le organizzazioni cattoliche in Europa. - Milano, 1960. - P. 102; Marcade, J. Le Portugal au XX siecle. 1910-1985.

- Paris, 1988. - P. 104, 106-107; Gallagher, T. Portugal: A twentieth century interpretation. - Manchester, 1983.

- P. 127; La Documentation Catholique. -2001. - 2 decembre. - P. 1038; Informations Catholiques Internationales. - Paris, 1974. - 15 mai. - P. 7; ibid. -1070. aout. - P. 6-7.

Figueiredo, A. de. Portugal: fifty years of dictatorship. -N.Y., 1976. - P. 11, 243; Fremontier, J. Portugal: les points sur les i. - Paris, 1976. - P. 142, 145; Цоппи,

B.А. Указ. соч. - С. 27; Суханов, В.И. Указ. соч. - С. 98; Ермаков, В.; Поляковский, В. Перекрестки португальской революции. - М., 1978. - С. 144. Сарайва, Ж.Э. Указ. соч. - С. 329; Ермаков В., Поляковский В. Указ. соч. - С. 144; Fremontier, J. Op. cit.

- P. 142; Gallagher, T. Op. cit. - P. 21-22; Rudel, Ch. Op. cit. - P. 91-92; Green, G. Portugal's revolution. - N.Y., 1976. - P. 19, 26, 66.

Суханов, В.И. Указ. соч. - С. 99; Католицизм. Словарь атеиста / Под ред. Л.Н. Великовича. - С. 275; La Documentation Catholique. - 2000. - 16 juillet. - P. 676. Rudel, Ch. Op. cit. - P. 91-92, 96; Gallagher, T. Op. cit.

- P. 126-127, 21-22, 31; Green, G. Op. cit. - P. 100; Pinto, A. C. Salazar's dictatorship and European fascism: Problems of interpretation. - N.Y., 1995. - P. 98, 104105; Marcade, J. Op. cit. - P. 95-100, 141; Figueiredo, A. de. Op. cit. - P. 78, 225; Roig, X. Portugal: La muerte del un fascismo. Cronica de golpe de Estado. - Barcelona, 1974. - P. 241, 253, 256; La Documentation Catholique.

- 2000. - 16 juillet. - P. 676; Сарайва, Ж.Э. Указ. соч.

- С. 44, 60; Ермаков, В.; Поляковский, В. Указ. соч. -

C. 144; Суханов, В.И. Указ. соч. - С. 99.

I

166

3.

4.

5.

6.

7. Marcade, J. Op. cit. - P. 99-100; Fremontier, J. Op. cit.

- P. 140, 143; Pinto, A.C. Op. cit. - P. 169; Fereira, H.G. ; Marshall, M. W. Portugal's revolution ten years on. -Cambridge, 1986. - P. 17; Gallagher, T. Op. cit. - P. 31; Green, G. Op. cit. - P. 22, 25, 59. 78; La Documentation Catholique. - 2010. - 6 juin. - P. 518; Суханов, В.И. Указ. соч. - С. 105.

8. Pinto, A.C. Op. cit. - P. 200-201, 197, 152; Rudel, Ch. Op. cit. - P. 126; Green, G. Op. cit. - P. 19, 60.

9. De Vergottini, G. Le origini della Seconda Repubblica Portuguese (1974-1976). - Milano, 1977. - P. 255; Pinto,

A.C. Op. cit. - P. 203.

10. Chilcote, R.H. The Portuguese revolution: State and class in the transition to democracy. -London, 2010. - P. 120, 166; Pinto, A.C. Op. cit. - P. 65, 151, 200; Fereira, H.G. ; Marshall, M.W. Op. cit. - P. 137; Marcade, J. Op. cit. -P. 110; Суханов, В.И. Указ. соч. - С. 197;

11. Lajolo, G. I concordati moderni. - Brescia, 1968. - P. 357-358; Gallagher, T. Op. cit. - P. 126; Pinto, A.C. Op. cit. - P. 65-66; Marcade, J. Op. cit. - P. 102; Fereira, H.G. ; Marshall, M.W. Op. cit. - P. 17.

12. Avante! - Lisboa, 1967. - № 377. - P. 1.

13. Fremontier, J. Op. cit. - P. 145-146; Ястржембский, С.В. Указ. соч. - С. 25.

14. Informations Catholiques Internationales. - 1965. - 1 septembre. - P. 13; ibid. - 1966. - 1 mai. - P. 13-14; Falconi, C. Op. cit. - P. 90; Ермаков, В. ; Поляковский,

B. Указ. соч. - С. 144.

15. Informations Catholiques Internationales. - 1974. - 1 avril. - P. 26.

16. Roig, X. Op. cit. - P. 240-241; Ермаков, В.; Поляковс-кий, В. Указ. соч. - С. 144.

17. Chilcote, R.H. Op. cit. - P. 33; Rudel, Ch. Op. cit. - P. 127-128, 149; Gallagher, T. Op. cit. - P. 126; Pinto A.C. Op. cit. - P. 65-66, 200, 104-105, 149; Marcade, J. Op. cit. - P. 102; Fereira, H.G. ; Marshall, M. W. Op. cit. -P. 17; Falconi, C. Op. cit. - P. 90; Informations Catholiques Internationales. - 1971. - 19 septembre. - P. 849-850; ibid. - 1971. - 7 fevrier. - P. 128; ibid. - 1971.

- 15 juin. - P. 24; ibid. - 1974. - 15 janvier. - P. 7; France Nouvelle. - Paris, 1973. - 17 avril. - P. 20.

18. Rudel, Ch. Op. cit. - P. 149.

19. Pinto, A.C. Op. cit. - P. 183, 189, 202-204; Marcade, J. Op. cit. - P. 106.

20. Chilcote, R.H. Op. cit. - P. 16-17, 36; Gallagher, T. Op. cit. - P. 127; Marcade J. Op. cit. - P. 110; Rudel, Ch. Op. cit. - P. 149-152; Цоппи, В.А. Указ. соч. - C. 17-18.

21. Marcade, J. Op. cit. - P. 110, 113; La Documentation Catholique. - 1973. - 1 janvier. - P. 42-43; Цоппи, В.А. Указ. соч. - C. 17.

22. Roig, X. Op. cit. - P. 241.

23. La Documentation Catholique. - 1973. - 15 avril. - P. 375-380.

24. Ibid. - 1973. - 5-19 aout. - P. 728-732; Roig, X. Op. cit.

- P. 239.

25. Marcade, J. Op. cit. - P. 117; Rudel, Ch. Op. cit. - P. 67; La Documentation Catholique. - 1973. - 7 janvrier. - P.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42-43; ibid. - 1973. - 15 avril. - P. 377; Суханов, В.И. Указ. соч. - С. 37.

26. Fremontier, J. Op. cit. - P. 146; Fereira, H. G.; Marshall, M.W. Op. cit. - P. 88; Informations Catholiques Internationales. - 1974. - 15 juillet. - P. 26-27.

27. umbt.com.ua > portugal.htmb; Fereira, H.G.; Marshall, M. W. Op. cit. - P. 88; Fremontier, J. Op. cit. - P. 146; Temoignage Chretien. - Paris, 1974. - 1 aout. - P. 18; ibid. -1974. - 22 aout. - P. 18; ibid. - 1974. - 23 mai. -P. 24; Informations Catholiques Internationales. - 1974. -1 juin. - P. 27; Le Drapeau Rouge. Brussels. - 1974. -31 mai; Ермаков, В. ; Поляковский, В. Указ. соч. -С. 144, 146-147.

28. Marcade, J. Op. cit. - P. 114; Fereira, H.G.; Marshall, M.W. Op. cit. - P. 157; Temoignage Chretien. - 1974. -1 aout. - P. 18; Informations Catholiques Internationales. -1974. - 15 aout - 1 septembre. - P. 31.

29. Roig, X. Op. cit. - P. 253; Суханов, В.И. Указ. соч. -С. 85; Informations Catholiques Internationales. - 1974. -15 juillet. - P. 27.

30. Chilcote, R.H. Op. cit. - P. 116; L'Espresso. - Roma, 1974. - 12 maggio. - P. 47; Temoignage Chretien. - 1974. -23 mai. - P. 24; ibid. - 1974. - 13 mai. - P. 24; Informations Catholiques Internationales. - 1974. -1 juin. - P. 27; La Documentation Catholique. - 2010. -P. 518.

31. Цит. по: Green, G. Op. cit. - P. 68.

32. Roig, X. Op. cit. - P. 239-241; La Documentation Catholique. - 1975. - 4 mai. - P. 416; ibid. - 1973. -5-19 aout. - P. 728-731.

33. La Documentation Catholique. - 1975. - 16 fevrier. -P. 191.

34. Суханов, В.И. Указ. соч. - С. 137-138; Цоппи, В.А. Указ. соч. - С. 156; Rudel, Ch. Op. cit. - P. 68; La Documentation Catholique. - 1975. - 5 octobre. - P. 822825.

35. La Documentation Catholique. - 1975. - 7-21 septembre. -P. 792.

36. Ibid. - 1974. - 17 juin. - P. 644-646; ibid. - 1981. -19 avril. - P. 394-403; ibid. - 1984. - 4 mars. - P. 272277; De Vergottini, G. Op. cit. - P. 253.

37. Marcade, J. Op. cit. - P. 107; La Documentation Catholique. - 1977. - 5 juin. - P. 548-549; ibid. - 1978. - 21 mai. - P. 491.

38. La Documentation Catholique. - 1980. - 5 octobre. -P. 892-893.

39. Ibid. - 2000. - 6-24 aout. - P. 730; ibid. - 1988. -21 fevrier. - P. 222-224.

40. Ibid. - 2010. - 6 juin. - P. 512; L'Osservatore Romno. Settim. Ed. ital. Citta del Vaticano. - 2013. - 17 ottobre. -P. 16. .

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.