6
№ 1 (25) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Тулеубаева Асель Шукербаевна,
старший преподаватель кафедры конституционного права и государственного управления Казахского гуманитарно-юридического университета
центры обслуживания населения как важнейший сегмент административной реформы в республике Казахстан
Вполне логично, что рассматриваемая нами нормативно-правовая база государственных услуг не осталась только пожеланиями законодателя, а активно внедряется в практику государственного строительства в Казахстане, и первыми субъектами оказания государственных услуг в Казахстане в таком системном и концентрированном виде стали, прежде всего, центры обслуживания населения. Именно опыт работы ЦОНов привел к серьезным изменениям в законодательстве о государственных услугах. Идеология деятельности ЦОНов фактически взята на вооружение всеми государственными органами республики и продолжает совершенствоваться. Это не трудно заметить по интенсивному «движению» вперед законодательства в области государственных услуг за последние годы.
В настоящее время, ЦОНы стали привычным для казахстанцев явлением и позволяют оперативно удовлетворять запросы граждан по получению соответствующих государственных услуг. Создание ЦОНов, и это надо признать, нанесло ощутимый удар по бюрократии и коррупции в среде чиновничества и в целом и, в общем, стало шагом на пути улучшения качества жизни населения страны.
Эту деталь точно подметил Нестеров А.В., который справедливо заметил, что «для получения государственной услуги физическое лицо иногда должно собрать несколько справок из разных ведомств. В этой связи, появилась идея «одного окна», которая должна обязательно найти свое воплощение в государственных стандартах. Идея «одного окна» подразумевает, что заинтересованное лицо может не собирать данные справки. Собирание информации по искомому «жизненному эпизоду» или «бизнес-ситуации» берет на себя исполнитель «одного окна» [1, с. 35-38].
Итак, в результате нашего краткого экскурса
в историю развития законодательства о ЦОНах, перед нами вырисовывается следующая картина их нормативного правового обеспечения.
Впервые организация оказания государственных услуг по принципу «одного окна» была установлена путем образования центров обслуживания населения в городах Астане и Алматы на основании постановления Правительства РК от 24 мая 2005 года № 501 «Об оказании государственных услуг населению по принципу «одного окна» в городах Астане и Алматы» [2]. По городу Астане было создано два центра, по городу Алматы шесть центров.
Органом, координирующим деятельность центров, было определено Министерство юстиции Республики Казахстан (п. 2).
Министерствам юстиции, финансов, внутренних дел Республики Казахстан, Агентствам РК по управлению земельными ресурсами, по информатизации и связи предписывалось разработать и утвердить совместный приказ о взаимодействии по организации и функционированию центров (п.3).
В данное постановление дважды вносились изменения [3].
В частности, в редакции постановления Правительства РК от 5 января 2007 года № 1, постановление от 24 мая 2005 года № 501 стало именоваться, как «Об оказании государственных услуг населению по принципу «одного окна» [4].
Серьезный прорыв по деятельности ЦОНов произошел в 2007 году, когда постановлением Правительства РК от 5 января 2007 года № 1 «О создании государственных учреждений -центров обслуживания населения Министерства юстиции Республики Казахстан», данные центры были дополнительно созданы во всех областных центрах страны [5].
Предметом их деятельности было закрепле-
но оказание государственных услуг по принципу «одного окна» по приему заявлений и выдаче оформленных документов. То есть в качестве приложения №2 к данному постановлению были утверждены перечень видов государственных услуг, оказываемых через ЦОНы органами юстиции, а также услуг, оказываемых через ЦОНы или уполномоченные государственные органы.
Финансирование ЦОНов было предусмотрено за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Министерству юстиции Республики Казахстан. Данным постановлением были внесены дополнения в соответствующие нормативные правовые акты, по вопросам Министерства юстиции Республики Казахстан, а также закрепляющим лимиты штатной численности государственных учреждений, подведомственных центральным исполнительным органам Республики Казахстан.
4 декабря 2009 года постановлением Правительства РК №2014 постановление Правительства РК от 5 января 2007 года №1 было дополнено пунктом 2-1, в соответствии с которым государственным органам предписывалось разработать и внести на утверждение в Правительство стандарты оказания государственных услуг отдельно по каждой государственной услуге, входящей в их компетенцию, с учетом видов государственных услуг, оказываемых по принципу «одного окна» [6].
Этим постановлением, а также постановлениями Правительства РК от 7 мая 2010 года №393, от 26 июня 2010 года №652, от 28 мая 2011 года №596, от 30 июня 2011 года №736, от 18 июля 2011 года №820 периодически менялось содержание приложения №2 по перечню видов государственных услуг оказываемых по принципу «одного окна» в сторону их увеличения или перераспределения между государственными органами [7].
По состоянию на 18 июля 2011 года субъектами оказания государственных услуг значатся ЦОНы, органы внутренних дел, органы юстиции, местные исполнительные органы, органы министерства транспорта и коммуникации, органы министерства культуры и информации, органы прокуратуры, органы министерства сельского хозяйства.
21 июля 2011 года Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам центров обслуживания населения» статья 1 закона РК от 27 ноября 2000 года «Об административных процедурах» была дополнена пунктами 2-8, 2-9 следующего содержания [8].
Центр обслуживания населения - республиканское государственное предприятие, осуществляющее организацию предоставления
государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам по приему заявлений и выдаче документов по принципу «одного окна» (п.2-8).
Принцип «одного окна» - форма предоставления государственных услуг, предусматривающая минимизацию участия заявителей (физических и (или) юридических лиц) в сборе и подготовке документов и ограничение их непосредственного контакта с субъектами оказания государственных услуг (п. 2-9).
Этим же законом статья 5 закона РК от 11 января 2007 года «Об информатизации» дополнена подпунктом 12-1, согласно которому к компетенции Правительства РК отнесено утверждение порядка информационного обмена информационной системы ЦОН с государственными информационными системами.
Принципиальные изменения также внесены в статью 6 вышеуказанного закона, которая предусматривает компетенцию уполномоченного органа в сфере информатизации и деятельности ЦОНов. В частности, на уполномоченный орган возложены:
организация деятельности центров обслуживания населения по принципу «одного окна» (пп. 30-1);
координация взаимодействия центров обслуживания населения и субъектов оказания государственных услуг (пп. 30-2);
осуществление методологического обеспечения по вопросам деятельности центров обслуживания населения (пп. 30-3).
Изменения коснулись и статьи 29 закона РК «Об информатизации».
В частности, пункт 4 данной статьи дополнен частями второй и третьей о том, что для оказания государственных услуг работники центров обслуживания населения получают сведения из государственных информационных систем через информационную систему центров обслуживания населения в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан (ч.2).
Также работники центров обслуживания населения несут ответственность за разглашение сведений, полученных в ходе оказания государственных услуг, составляющих служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну в соответствии с законами Республики Казахстан (ч.3).
Постановлением Правительства РК от 1 ноября 2011 года №1264 функция организации деятельности центров обслуживания населения по принципу «одного окна» была возложена на Министерство связи и информации РК [9].
В целях повышения эффективности деятельности ЦОНов постановлением Правительства РК от 11 ноября 2011 года №1325 «О некоторых
мерах по оптимизации деятельности центров обслуживания населения» в составе Министерства связи и информации РК было создано Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Центры обслуживания населения» Комитета по контролю автоматизации государственных услуг и координации деятельности центров обслуживания населения [10].
Данным постановлением были реорганизованы республиканские государственные учреждения путем их присоединения к Предприятию.
Уполномоченным органом соответствующей отрасли в отношении Предприятия определен Комитет по контролю автоматизации государственных услуг и координации деятельности ЦОН Министерства связи и информации РК.
Кроме того, основным предметом деятельности Предприятия также определено предоставление государственных услуг физическим и юридическим лицам по принципу «одного окна» и их автоматизации.
14 ноября 2011 года постановлением Правительства РК № 1336 в соответствии с подпунктом 12-1 статьи 5 закона РК от 11 января 2007 года «Об информатизации», утверждены Правила информационного обмена информационной системы ЦОНов с государственными информационными системами [11].
Правила информационного обмена состоят из двух разделов: «Общие положения», «Порядок информационного обмена информационной системы ЦОН с государственными информационными системами».
В соответствии с Правилами, информационному обмену не подлежат сведения, составляющие государственные секреты Республики Казахстан (п.2).
Используемые в процессе информационного обмена сведения равнозначны сведениям из документов на бумажном носителе (п.3).
Информационный обмен обеспечивает исключение (минимизацию) бумажного документооборота при оказании государственных услуг посредством ЦОН и реализацию прав граждан, при котором граждане предоставляют государственным органам и должностным лицам минимальное число документов, подтверждающих юридически значимые факты (п.4).
Собственно, порядок информационного обмена заключается в следующем.
Заявитель обращается в ЦОН с целью получения государственной услуги (п.6).
В процессе подачи заявления, оператором ЦОН посредством запросов в государственные информационные системы осуществляется пред-заполнение заявления, а также вложение в электронную заявку электронных копий документов,
необходимых в соответствии со стандартами государственных услуг (п.7).
Согласие на получение государственной услуги и соответствующей проверке предоставляемых заявителем документов и указанных данных подтверждается заявителем письменно, либо с применением электронной цифровой подписи (п.8).
По окончании процесса формирования электронной заявки оператор ЦОН посредством информационной системы ЦОН формирует сообщение, с запросом через шлюз «электронного правительства» передает сообщение в государственную информационную систему, обеспечивающую автоматизацию процесса оказания государственной услуги данным государственным органом по каналу электронной связи (п. 9).
Сообщение в виде «запроса» формируется для государственной информационной системы и предназначено для передачи исходных данных, необходимых для предоставления государственным органом услуги и получения выходных данных из государственной информационной системы.
Государственная информационная система принимает и обрабатывает запрос, формирует и передает сообщение «ответ» c результатом обработки запроса в информационную систему ЦОН.
Факты отправки и получения сообщений фиксируется в информационных системах. При отсутствии электронной связи или возникновении других причин, препятствующих отправке сообщений, не доставленные сообщения накапливаются в очереди. Информация об этом событии записывается в информационных системах с соответствующим кодом ошибки. После устранения аварийной ситуации отправка недоставленных сообщений из очереди возобновляется.
В случае необходимости государственный орган инициирует проверку цели запроса данных операторами ЦОН из государственной информационной системы, владельцем которой является данный государственный орган (п.10).
Оператор получает данные из государственной информационной системы в рамках предоставления государственных услуг, подлежащих оказанию посредством ЦОН:
1) позволяющие заполнить в автоматическом режиме заявление на оказание государственной услуги;
2) позволяющие исключить бумажные копии документов, предоставляемых гражданами при обращении за государственной услугой в ЦОН;
3) все запросы в государственную информационную систему, производимые оператором ЦОН, подписываются электронной цифровой подписью оператора и фиксируются в информационной системе, а также отображаются в лич-
ном кабинете заявителя на портале «электронного правительства» (п.11).
Фиксация всех временных параметров в процессе информационного обмена производится по местному времени. Временные характеристики информационного обмена не должны превышать времени, отведенного на каждый этап оказания государственной услуги (п.12).
Срок предоставления государственных услуг государственным органом определяется стандартами оказания государственных услуг (п.13).
Платные государственные услуги, оказываемые посредством ЦОН сопровождаются квитанцией об оплате в электронном формате и прикладываются к заявке на оказание государственной услуги (п.14).
До запуска информационной системы ЦОН в промышленную эксплуатацию обязательно выполнение следующих процедур (п.15):
1) проведение предварительных испытаний информационного обмена на тестовом стенде;
2) проведение опытной эксплуатации информационного обмена информационной системы ЦОН с государственными информационными системами;
3) проведение анализа результатов опытной эксплуатации, при необходимости - обеспечение доработки программного обеспечения;
4) оценка интенсивности информационных запросов к подключаемому сервису в промышленной эксплуатации, нагрузочное тестирование.
Защита информации при информационном обмене должна обеспечиваться как за счет использования единой защищенной транспортной среды государственных органов, программных средств гарантированной доставки информации, так и за счет проведения организационных мероприятий по информационной безопасности (п.16).
Сведения, подлежащие приему/передачи, заверяются электронной цифровой подписью. Для организации защиты данных при обмене используются регистрационные свидетельства, выданные НУЦ РК (п.17).
Краткие выводы
1. Создание центров обслуживания населения - важная веха и конкретный пример приближения общества к «сервисному» и «клиентоориен-тированному» государству.
2. История становления и развития ЦОНов берет свое начало с 2005 года и отличается активной динамикой, а также масштабами распространения в пределах РК.
3. В принципе, можно утверждать о том, что под деятельность ЦОНов подведена значительная нормативная правовая база.
4. Результаты работы ЦОНов показывают их востребованность населением страны и одновременно указывают на необходимость дальнейшего расширения перечня оказываемых ими государственных услуг.
5. Новый взгляд на деятельность ЦОНов произошел в условиях объединения их потенциала с информационными системами других государственных органов, что существенно повлияла на эффективность оказания государственных услуг населению.
6. В новом законе РК «О государственных услугах» необходимо закрепить четкий правовой статус ЦОНов с конкретным перечнем государственных услуг, оказание которых является их исключительной компетенцией.
7. Надо признать, что на ритмичности деятельности ЦОНов существенно сказываются периодические реорганизации министерств, в состав которых их вводят или из состава которых выводят. Это дезорганизует работу ЦОНов и принижает чувство ответственности их работников за порученные участки работы.
8. По нашим данным, сотрудники ЦОНов нуждаются в стабильном и последовательном повышении их квалификации, возможно, необходимо обсудить вопрос о специализированной подготовке кадров для ЦОНов и серьезной мотивации деятельности их сотрудников.
Использованная литература
1. Нестеров А.В. О стандартах государственных услуг. - Государственная власть и местное самоуправление: Практ. и информ. изд. - 2006. - №4.
2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 мая 2005 года N 501 «Об оказании государственных услуг населению по принципу «одного окна» в городах Астане и Алматы». - САПП Республики Казахстан, 2005, N 21, ст. 263.
3. Постановление Правительства РК от 8 сентября 2005 года № 905 «О внесении изменений и дополнения в некоторые решения Правительства РК». - База данных «Закон» РЦПИ МЮ РК.
4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 января 2007 года N 1 «О создании государственных учреждений - центров обслуживания населения Министерства юстиции Республики Казахстан». - САПП Республики Казахстан, 2007, N 1, ст. 6.
5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 января 2007 года N 1 «О создании
государственных учреждений - центров обслуживания населения Министерства юстиции Республики Казахстан». - САПП Республики Казахстан, 2007, N 1, ст. 6.
6. Постановление Правительства РК от 4 декабря 2009 № 2014 «О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Республики Казахстан от 5 января 2007 года № 1 и от 30 июня 2007 года № 561». - Казахстанская правда. - 2009. - 15 декабря. - № 294 (26038); Официальная газета. - 2010. - 29 января. - № 5 (475); САПП Республики Казахстан, 2009, № 57, ст. 489.
7. База данных «Закон» РЦПИ МЮ РК.
8. Закон Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 468-1У «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам центров обслуживания населения». - Казахстанская правда. - 2011. - 06 августа. - № 247-249 (26668-26670); Егемен Казахстан. - 2011. - 06 тамыз. - № 349-355 (26749).
9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 ноября 2011 года № 1264 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан». - База данных «Закон» РЦПИ МЮ РК.
10. Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 ноября 2011 года № 1325 «О некоторых мерах по оптимизации деятельности центров обслуживания населения». - База данных «Закон» РцПи МЮ РК.
11. Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 ноября 2011 года № 1336 «Об утверждении Правил информационного обмена информационной системы центров обслуживания населения с государственными информационными системами». - База данных «Закон» РЦПИ МЮ РК.
Аталган мацалада халъщца цызмет кврсету орталыцтарыныц цызмет ету тзжгрибесгшц нэтижесте цатысты Цазацстан Республикасындагы мемлекеттт цызмет кврсету жвмнде аталган орталыцтар ЖYйесiнiц цалыптасуы мен дамуыныц зацнамалыц реттелу сурацтары царастырылган.
В статье рассматриваются вопросы законодательного регулирования, становления и развития системы центров обслуживания населения по оказанию государственных услуг в Республике Казахстан, сделаны выводы касательно опыта функционирования данных центров.
Subject of legislative regulation of setting and development of People's Service system on rendering of state services in the Republic of Kazakhstan are studied in the article as well as conclusions have been made related to the experience offunctioning of these Centers.
Ty^h сездер: мемлекетпк цызмет керсету, халывда цызмет керсету орталыгы. Ключевые слова: государственные услуги, центры обслуживания населения. Keywords: state services, people's Service Centers.