Научная статья на тему 'Инновационные педагогические технологии непрерывного образования: опыт МАДИ'

Инновационные педагогические технологии непрерывного образования: опыт МАДИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАБОТА ПО ПРОЕКТАМ / ПРОЕКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ENGINEERING PEDAGOGY / CONTINUOUS EDUCATION / PROJECT WORK / PROJECTIVE EDUCATION / ELECTRONIC LEARNING RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачёва Татьяна Михайловна

Рассмотрено применение инновационных педагогических технологий для повышения квалификации преподавателей технических университетов. Показана их эффективность в повышении профессионального уровня преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR CONTINUOUS EDUCATION: MADI EXPERIENCE

The paper considers implementation of innovative pedagogical technologies in MADI for technical university teachers’ professional improvement and proves their efficiency.

Текст научной работы на тему «Инновационные педагогические технологии непрерывного образования: опыт МАДИ»

игра» открывается посвящением «Моему другу — маленькой девочке», напоминая детям и взрослым о жизнерадостной и находчивой Алисе. Ю.И. Манин считает, что логический квадрат заковывает милую девочку в тяжелые латы Белого Рыцаря и призывает «увидеть в математике воспитателя образного мышления» [9]. Абсолютизация памятника замораживает движение, так как пьедестал мешает двигаться. «Не надо заводить архива, над рукописями трястись» (Б. Пастернак).

Люди подчас понятия не имеют о том генетическом «наследстве», которое они получили. Осознание того, что типажи характера являются врожденными, позволяет разуму найти решение проблемы. Многолетняя педагогическая практика автора показывает, как важно учитывать психотип каждого учащегося. Эти знания следовало бы преподавать уже в школе. В жизни они важнее биологии. Без учета человеческого фактора трудно представить себе подбор профессионального коллектива. Многие межличностные конфликты в служебной и семейной жизни находят свое разрешение. Следует привести девиз Франка Милтнера и Вернера Сифеза: «Понимание самого себя и умение общаться с окружающими — залог жизненного успеха», который был взят в качестве эпиграфа к последней книге профессора Н.Ф. Тельнова [10].

Список литературы

1. Бахтияров, К.И. Матрица комплементарности для метагенетики / К.И. Бахтияров // Шестые Смирновские

Таблица 5

Пример передачи заказа

чтения по логике: материалы конференции 17—19 июня 2009 года, Москва. — М.: МГУ, 2009. — С. 154-156.

2. Бахтияров, К.И. Квадрат противоположностей и матрица комплементарности / К.И. Бахтияров // По-лигнозис. — 2009. — № 4. — С. 53-59.

3. Александров, А.А. Психогенетика / А.А. Александров. — СПб.: Питер, 2008. — С. 85.

4. Крегер, О. Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим / О. Крегер, Дж. Тьюсон. — М.: АСТ, Астрель, 2006. — 348 с.

10. Бахтияров, К.И. Роль гуманитарных трудов профессора Н.Ф. Тельнова в естествознании / К.И. Бахтияров // Международный научный журнал. — 2008. — № 4. — С. 80.

5. Степанов, Р.А. История четвертой дихотомии / Р.А. Степанов // Соционика, психология и межличностные отношения. — 2001. — С. 20-33.

6. Кривошеев, Е.М. Соционика глазами психолога / Е.М. Кривошеев. — М.: ИГ Черная белка, 2005. — С. 95.

7. Якубовская, Т.С. Соционика: как разбираться в себе и в других / Т.С. Якубовская. — М.: АСТ, Астрель, 2005. — С. 139-143.

8. Фихтенгольц, Г.М. Основы математического анализа. Т. 1 / Г.М. Фихтенгольц. — М.: Физматгиз, 1960. — С. 11.

11. Манин, Ю.И. Математика как метафора / Ю.И. Манин. — М.: МЦНМО, 2008. — С. 138.

Статик Динамик Статик Динамик Статик Динамик

рац ,,Штир

ирр ,-Напол

рац ,^'Гамл

ирр ,-''Дон

УДК 378.046.4

Т.М. Ткачёва, канд. физ.-мат. наук

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ МАДИ

«Один из ключевых принципов развития профессионального образования — его непрерывность. Сегодня наша страна в разы отстает от стран Организации экономического сотрудничества и развития по охвату взрослого населения непрерывным образованием. Также необходимы дополнительные программы переподготовки для преподавателей, в том числе с использованием опыта международного сотрудничества». (Из выступления Президента РФ Дмитрия Медведева на совместном заседании Государственного Сове-

та и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года, Москва, Кремль)

Современный этап развития общества характеризуется стремительными темпами модернизации в высшем образовании. Происходящие социально-экономические преобразования, развитие информационно-коммуникационных технологий, усиление внимания к потребностям каждого члена общества определяют направление модернизации образовательного процесса.

Известно и доказано, что цель образования заключается не только и не столько в том, чтобы дать обучаемому некоторую сумму знаний, пусть даже самых современных, а в том, чтобы сформировать видение мира, стиль мышления, способность связывать воедино различные явления, соединять принципиально новые знания с теми, что уже имеются, оперативно находить способы применения этих знаний на практике [1]. Именно эти характеристики и реальные возможности определяют компетентность специалиста.

Непрерывное образование представляет собой целостный процесс, состоящий из следующих друг за другом специально организованных образовательных модулей, дающих человеку поступательное развитие творческого потенциала его личности. Это поступательное развитие не только дает обогащение духовного мира человека, но и сопровождается, как правило, карьерным ростом.

Рассуждения о необходимости непрерывности образования можно найти в наследии великих мыслителей прошлого, начиная с Платона, Сократа, Аристотеля. Эти же идеи представлены во взглядах Вольтера, Гете, Руссо, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова. Я.А. Коменский утверждал, что становление личности происходит не только в период ее социально-психологического и физиологического созревания, расцвета и стабилизации, но и в периоды старения организма.

В современную эпоху теоретические основы непрерывного образования первыми рассмотрели П. Ленгранд, Э. Фор, Р. Даве, X. Гуммель, М.Д. Кареяли, Ф. Кумбс, Г. Коптаж. В виде общепризнанной международной нормы принципы системы «Образование в течение жизни» впервые были сформулированы в 1965 г. [2], а затем развиты в Меморандуме непрерывного образования Европейского союза [3]. Современная трактовка непрерывного образования в России содержится в «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года» (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).

Непрерывное образование предусматривает перманентное повышение квалификации, прежде всего, преподавателей. В Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) повышение квалификации и подготовку преподавателей технических университетов осуществляет Центр инженерной педагогики (ЦИП) [4]. Этот центр работает в тесном контакте с Российским мониторинговым комитетом Международного Общества инженерной педагогики (Ю1Р) [5].

Разработанная в МАДИ концепция повышения квалификации преподавателей [6] предусматривает различные возможности для повышения уровня профессионально-педагогических компе-

тенций преподавателей технических дисциплин, используя при этом, в частности, инновационные образовательные технологии: работа по проектам, проективное образование, электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Технические университеты готовят инженеров, а это значит, что преподаватели этих университетов не могут обходиться без инженерной педагогики. Поэтому дисциплина «Инженерная педагогика» является одной из основных дисциплин, предлагаемых для изучения в ЦИП. Инженерная педагогика — интегрированная дисциплина, позволяющая преподавателям инженерно-технических вузов обеспечивать необходимое качество подготовки бакалавров, магистров и инженеров-спе-циалистов [7].

Изучение инженерной педагогики создает педагогические условия, необходимые для формирования профессионально-педагогических компетенций молодых преподавателей технических дисциплин и для повышения уровня педагогической компетентности всех преподавателей, независимо от возраста и профессионального опыта [9].

В настоящее время для формирования «проектной культуры» у всех начинающих свою педагогическую деятельность преподавателей университета в учебный план профессионально-педагогической подготовки ЦИП МАДИ включена дисциплина «Социальное проектирование» [9]. Конкретным измеряемым результатом изучения этой дисциплины становится разработка каждым слушателем индивидуального варианта социального проекта, как правило, связанного с его научными, инженерными или педагогическими интересами. Создаваемые молодыми преподавателями социальные проекты имеют разную целевую направленность и содержание.

На заключительных занятиях по дисциплине проводится деловая игра, имитирующая ситуацию ярмарки инновационных проектов, в которой принимают заинтересованное участие представители различных предприятий города и расположенных в нем образовательных учреждений. Часть проектов представляется в виде презентаций лекций по учебным предметам или небольших методических пособий. Накопленный в ЦИП МАДИ опыт показал, что значительная часть молодых преподавателей разрабатывает проекты лекций, ориентированных на формирование мотивации абитуриентов и студентов младших курсов к изучению различных дисциплин, включенных в учебные планы реализуемых в МАДИ основных образовательных программ по разным направлениям профессиональной подготовки.

Следует отметить также наличие проектов, «обращенных» к иностранным коллегам-препода-вателям тех технических университетов, которые

являются коллективными членами Международного общества по инженерной педагогике Ю1Р. Эти проекты отвечают потребностям представителей зарубежных государств, желающих подробнее узнать специфику образовательной деятельности в университете. Представление соответствующих проектов вниманию участников ежегодных международных симпозиумов Ю1Р способствуют повышению уровня «открытости» системы отечественного образования и развитию профессиональных коммуникаций.

У преподавателей высшей школы формируется новая педагогическая компетенция, позволяющая осуществить профессионально-деятельностную переориентацию педагогов с традиционных технологий обучения на овладение технологией конструирования процесса обучения, т. е. на реализацию проектной деятельности, результатом которой является педагогический проект. Этим проектом могут быть и содержание учебной дисциплины, и новые учебные курсы, и учебные программы, и технологии обучения. Переход на новые ФГОС ВПО — грандиозный социальный проект в образовании, дающий возможность экономике России получить специалистов с новым мышлением и с современной подготовкой, которая должна обеспечить экономическую безопасность государства.

Следует отметить еще один проектный «продукт» — возникновение межличностных связей, неформальных отношений, появление коллектива профессионалов нового типа — «проектной команды» [10]. Совместная работа «команды» начинается с оценки соответствия предлагаемого проекта потребностям общества, т. е. с оценки социальной значимости проекта [11].

Примером социального проекта, реализованного в МАДИ, является создание студенческой инженерной группы, которая работает в рамках Международного проекта «Формула «Студент»». Ее участники — студенты и аспиранты МАДИ, а кураторами и консультантами выступают преподаватели.

Аспиранты, прошедшие «школу» этого проекта, получают опыт практической работы в команде, опыт создания и реализации проекта, опыт его внедрения, опыт осознания необходимости прочных знаний и в профессиональной области, и в финансовой области, и в области коммуникаций. Несколько аспирантов защитили свои диссертационные работы с использованием профессиональных данных, полученных при работе в этом проекте, а также во время педагогической практики — чтения лекций и проведения занятий с участниками студенческой инженерной группы.

Можно представить еще некоторые проекты, выполняемые в процессе изучения дисциплины «Социальное проектирование» и являющиеся его конкретным результатом: «Автомобильно-дорож-

ная сеть России — реальность и перспективы инновационного развития», «Разработка специальных пенсионных программ конкретно для работников автотранспортных предприятий с учетом особенностей их финансирования», «Создание инфраструктуры дорожного хозяйства и городского транспорта с учетом качества дорожного покрытия».

Очень важным и желательным результатом проектной деятельности является возникновение потребности дальнейшего развития проектного опыта. Проектная работа — один из действенных способов сформировать и развить компетенции, необходимые для практической работы.

Внедрение проектно-технологического подхода к процессу повышения квалификации дает возможность интегрировать исследовательскую предметную работу и педагогическую деятельность в социально значимые проекты, повышая тем самым уровень компетентности педагогов.

Проективное образование является феноменом, интегрирующим процессы двух типов — получение индивидуально-новых знаний разными участниками взаимодействия в процессе их совместной работы и создание объективно-новых, уникальных знаний, соответствующих удовлетворению личностных и коллективных потребностей в процессе выработки этого нового знания людей. При встречах коллег и специалистов в той или иной области в процессе разного рода семинаров, конференций, встреч за «круглым столом», курсов по переподготовке и повышения квалификации, в процессе диалогового взаимодействия осуществляется образовательно-созидательный процесс взаимного обмена индивидуальными знаниями и «рождение» нового для всех знания. Образование перестает быть способом усвоения готовых и общепризнанных знаний и становится способом информационного обмена, который совершается в каждом акте жизнедеятельности личности на протяжении всей ее жизни.

Проективное образование формирует новую образовательную среду в соответствии с задачами и личными образовательными потребностями слушателя, являясь тем самым личностно ориентированным и даже личностно центрированным. Именно эту особенность проективного образования в настоящее время следует выделить специально. Соответственно, необходимость проективного образования определяется необходимостью непрерывного повышения уровня компетентности преподавателей.

Элементом проективного образования можно считать «командные» дискуссии в дистанционном режиме при подключении возможностей программы «8КУРЕ» и электронной почты.

Преподаватели ЦИП МАДИ организуют лекции и беседы за «круглым столом» непосредственно

на кафедрах МАДИ. В процессе проведения такого рода занятий повышается квалификация не только тех преподавателей, которые обучаются, но и тех, кто выступает в качестве экспертов. В 2010/11 учебном году большая часть таких взаимных обсуждений инициирована потребностью решения проблем перехода коллектива университета к работе на основе новых ФГОС ВПО.

Примером осуществления проективного образования служит процесс участия преподавателей в методологических семинарах, организованных в России в соответствии с рекомендациями Ю1Р.

На этих семинарах обсуждаются самые актуальные вопросы — структура квалификации выпускников учреждений системы высшего образования, обеспечение прозрачности степеней и квалификации европейских стран и России, гарантии качества образования и, что особенно важно, демонстрируются конкретные инновационные разработки, выполненные по тематике инженерной педагогики. Преподаватели МАДИ регулярно участвуют в международных симпозиумах, организуемых Ю1Р, выступая с пленарными и секционными докладами [12].

Кафедра инженерной педагогики МАДИ уже в течение последних 11 лет является организатором ежегодного семинара «Развитие инновационных педагогических технологий в инженерном образовании», который с самого начала своей работы являлся межвузовским. Начиная с 2011 года он получил статус международного регионального семинара. В семинаре принимают участие и выступают с докладами ведущие отечественные ученые, работающие в области инженерной педагогики, представители научно-академического сообщества технических университетов стран СНГ, Прибалтики, Австрии и Германии, а также те, кто только начинает свою исследовательскую деятельность в области инженерной педагогики.

Результатом совместной работы в семинарах и дискуссиях при проведении заседаний «круглого стола» по актуальной педагогической проблематике является реализация опыта рефлексии относительно новых профессиональных задач, обусловленных стратегией модернизации образования, понимания и личностного принятия участниками семинара новых концептуальных подходов построения образовательного процесса.

Использование проективного образования дает широкие возможности для получения и передачи, для обработки информации о современном состоянии образования как в России, так и в мире, а также для создания новых уникальных знаний.

Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека, что требует специального подхода к системе повышения квалификации педагогических работников.

Современный преподаватель должен быть готов к инновационной деятельности, которая в настоящее время уже невозможна без использования в учебном процессе возможностей различных электронных образовательных ресурсов (энциклопедий, порталов, экспертных систем, программ мониторинга, словарей, средств для автоматизированного контроля знаний, электронных учебников, презентационных материалов и т. д.).

Слушатели ЦИП изучают дисциплины «Информационные технологии в педагогических процессах» и «Технологии преподавания с использованием мультимедийных средств». На практических занятиях осваиваются приемы работы с аналоговой и цифровой видеокамерами, программами и способами обработки полученных видеоматериалов. При этом можно разделить получаемые знания на три этапа: базовый этап должен обеспечивать формирование компетенций в области применения инструментальных программных средств, необходимых для решения учебных задач; практико-ориен-тированный этап должен обеспечивать освоение технологий создания электронных образовательных ресурсов (ЭОР) с целью выполнения учебного проекта в информационном пространстве; наконец, профессионально ориентированный этап должен обеспечивать приобретение преподавателями опыта по применению и созданию ЭОР для реализации учебно-воспитательных целей в процессе профессиональной деятельности.

Инновационные педагогические технологии, применяемые в системе образования в целом и, в частности, в его подсистеме повышения квалификации, создают условия для развития профессионального мастерства педагогов и повышения уровня системности их профессионально-педагогической компетентности. Следовательно, опосредованно, через их участие в образовательном процессе, они стимулируют развитие всего общества. Для отдельного человека повышение уровней общего развития и профессионального образования обеспечивает возможность для осуществления мобильности и интеграции в различные социальные группы, способствуя овладению новыми информационными, социальными, коммуникативными методами и технологиями и их активному применению на практике.

Процесс повышения квалификации невозможен без самообучения и саморазвития слушателей, возникающих, в том числе, в процессе поиска и анализа новой информации. Необходимость выделения противоречий, формулировки проблемы являются частью исследовательской работы педагога. Интеграция процесса саморазвития, приобретения знаний в процессе исследований служит зародышем для генерации нового знания.

Есть некоторые трудности, возникающие в процессе подготовки и переподготовки педаго-

гов на основе образовательных программ ЦИП. Одной из них является трудность нахождения общего языка между молодыми и опытными преподавателями. Чаще всего, эта трудность возникает при изучении информационных технологий. Это может быть связано с выбором методов и средств подготовки специалистов.

Внедрение исследований в учебный процесс в настоящее время затруднено в связи с недостатком финансирования.

Список литературы

1. Пономарёв, В.Н. Единое научное знание, научно-технический прогресс и проблемы построения единой системы непрерывного образования / В.Н. Пономарёв, Н.Е. Кургаева // Интеграция образования и науки: сб. статей. — М.: «Прометей» МПГУ, 2008. — С. 31-58.

2. Зинченко, Г.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования / Г.П. Зинченко // Советская педагогика. — 1991. — № 1. — С. 81-87.

3. Меморандум непрерывного образования Европейского союза. — Режим доступа: ШрУ/^^^/паше. огя/^сз/тетогап^ш.Мт!

4. Сазонова, З.С. Центр инженерной педагогики МАДИ: актуальные задачи / З.С. Сазонова // Высшее образование в России. — 2010. — № 11. — С. 77-82.

5. Ткачева, Т.М. Социальный проект: Интеграция традиций и инноваций в подготовке преподавателей

технических вузов / З.С. Сазонова, Т.М. Ткачева // Инженерная педагогика: в 12 т. — Т. 2. — М.: МАДИ ГТУ, 2010. — С. 182-192.

6. Мелицинек, А. Инженерная педагогика / А. Ме-лицинек. — М.: МАДИ (ГТУ), 1998. — 186 с.

7. Ткачёва, Т.М. Профессиональные компетенции инженера: от выпускника школы до специалиста / Т.М. Ткачёва // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2010. — № 3(42). — С. 53-57.

8. Ткачёва, Т.М. Социальное проектирование как элемент инженерной педагогики: учеб. пособие / Т.М. Ткачёва. — М.: МАДИ, 2010. — 150 с.

9. Жураковский, В.М. Работа «в команде» как педагогический принцип / В.М. Жураковский, З.С Сазонова // Высшее образование в России. — 2005. — № 8. — С. 3-8.

10. Ткачёва, Т.М. Работа по проектам — элемент инженерной педагогики / Т.М. Ткачёва // Молодые ученые — промышленности, науке и профессиональному образованию: сб. науч. докл. VIII Межд. науч.-практ. конф. — М.: МГИУ, 2009. — С. 359-364.

11. Сазонова, З.С. Международные симпозиумы Ю1Р как важный фактор развития инженерной педагогики / В.М. Приходько, З.С. Сазонова // Инженерная педагогика: в 11 т. — Т. 1. — М.: МАДГТУ, 2009. — С. 3-12.

12. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». — М: Локус-Пресс, 2005. — 52 с. — Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ft/005463/34873.pdf

УДК 378(100)

Э.Л. Емельянова Е.Н. Калинычева

Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева

ИНТЕГРАЦИЯ ФОРМ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ ДЛЯ ВХОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

В условиях стремительного развития экономики и создания единого европейского пространства очень трудно соответствовать высоким требованиям. В современном российском обществе прослеживается рассогласование таких важных компонентов, как профессиональное образование и рынок труда.

Потенциал профессионального образования, перспективы его развития находятся в прямой зависимости от спроса на выпускников профессиональных учебных заведений. Этот спрос обусловлен развитием рынка труда, который формирует социальный заказ на специалиста. Система профессионального образования отстает от требований рынка труда, ориентируется на существующую конъюнктуру специальностей и профессий, создавая избыток выпускников по некоторым из них и не готовя при этом нужных специалистов.

Главная проблема: выпускники учебных заведений оторваны от реальной деятельности и практики, у большинства отсутствуют практические навыки и необходимые компетенции. Их знания не являются собственно профессиональными, они носят скорее общий характер, поэтому работодатели стараются не брать на работу молодых специалистов без трудового опыта. В этой связи все большее внимание привлекают идеи продуктивного образования.

Продуктивное образование как целостная концепция, имеющая свою практическую и теоретическую базу, существует сравнительно недавно. В 1991 году немецкие педагоги Йенс Шнайдер (Jens Schneider) и Ингрид Бём (Ingrid ВцИш) основали Институт продуктивного обучения в Европе (Institute for Productive Learning in Europe — IPLE),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.