Научная статья на тему 'Ценовое регулирование в условиях формирования устойчивой экономики'

Ценовое регулирование в условиях формирования устойчивой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценовое регулирование в условиях формирования устойчивой экономики»

ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ

УСТОЙЧИВОЙ ЭКОНОМИКИ

д.э.н. Расулев А.Ф. Институт экономики АН РУз г. Ташкент, Узбекистан

В настоящее время в мировой экономике усиливаются процессы глобализации, которые для каждой страны могут иметь как позитивные, так и негативные последствия. Если в экономике созданы соответствующие условия для устойчивого развития экономики, то страна в целом получает пользу от интеграционных процессов. Благоприятное влияние оказывает ситуация, когда в процессе структурных преобразований отечественные товаропроизводители производят высококачественную продукцию с высокой долей добавленной стоимости. В этом случае повышается эффективность производства, увеличивается занятость, растут доходы государственного бюджета, рационально используются материальные и трудовые ресурсы.

Проведение структурных преобразований в Узбекистане осуществляется в условиях непрекращающегося мирового финансово-экономического кризиса. Благодаря реализации глубоко продуманных мер, Республика Узбекистан за последние годы сумела сохранить устойчивое развитие национальной экономики. Как отмечал Президент Узбекистана И.А.Каримов, «...в посткризисный период выиграют, в первую очередь, те страны, кто уже сегодня закладывает основы и реализует долгосрочные инновационные проекты, направленные на глубокие структурные преобразования и диверсификацию производства» [1]. Это возможно лишь при существенном расширении инвестиционного потенциала и снижения рисков хозяйствующих субъектов и инвесторов, что во многом зависит от стабилизации цен на базовые виды товаров и услуг. В связи с этим, в целях поддержания динамичного развития национальной экономики следует изучить мировой опыт ценового регулирования и рассмотреть возможности его использования в Узбекистане.

Во многих странах мира правительства оказывают воздействие как на процессы ценообразования в целом, так и на уровень цен важнейших стратегических, базовых и социальных товаров (услуг). Основной целью ценового регулирования является защита отдельных секторов национальной экономики (например, сферы сельскохозяйственного производства), а также уязвимых слоев населения от необоснованного роста цен на отдельные товары, которые реализуются данным потребителям. В отдельных случаях государство заботится о поддержании цен на уровне, обеспечивающем минимальную окупаемость обоснованных затрат товаропроизводителей (сельское хозяйство). Данная мера реализуется путем установления закупочных цен, по которым государство закупает определенных объем произведенной продукции. Кроме того, многие государства заботятся о недопущении реализации товаров по демпинговых ценам, которые используются недобросовестными товаропроизводителями для «подавления» конкурентов. Важный аспект государственного воздействия состоит также в том, чтобы содействовать развитию высокотехнологических отечественных производств путем установления таможенных пошлин на импортируемую продукцию, аналогичную по своим технико-экономическим параметрам [2].

В целях содействия модернизации национального производства многие правительства стараются создавать условия для снижения издержек отечественных предприятий. Это реализуется путем проведения эффективной налогово-бюджетной, таможенной, кредитной, валютной и других политик. В данном случае все

1

звенья хозяйственного механизма нацеливаются на снижение материальных и других расходов хозяйствующих субъектов, способствуя повышению ценовой конкурентоспособности отечественной продукции. Государство создает эффективную систему регулирования экономики, оказывает воздействие на поддержание баланса между спросом и предложением, потреблением и накоплением, товарной и денежной массой, монополией и конкуренцией, не нарушая при этом действие механизма рыночного саморегулирования.

Большинство стран с рыночной экономикой в качестве общей стратегии воздействия на формирование цен используют соответствующие правила ценообразования, которые подкрепляются принятием законодательных актов. Законодательные основы регламентируют порядок и методологию формирования цен. В развитых странах методологический аспект ценообразования заключается в разработке государственными органами общих принципов и механизмов установления цен. Государство берет на себя функцию установления цен на отдельные товары и услуги, которые имеют стратегическое или социальное значение для национальной экономики.

Наряду с прямым фиксированием и регулированием цен правительства многих развитых стран организуют мониторинг изменения цен. В этих странах сфера контролируемого государством ценообразования составляет 10-3 0% от общего объема выпускаемой продукции. Прямое регулирование цен осуществляется в основном в сферах транспорта, связи, электроэнергетики, коммунальном хозяйстве. Косвенное регулирование ценообразование направлено на изменение конъюнктуры, на создание определенного режима финансирования, налоговых и валютных операций.

Опыт США свидетельствует о наличии разных подходах к ценообразованию. В начале 70-х годов прошлого века в экономике этой страны широко использовался метод прямого государственного контроля над ценами. По инициативе Президента США Р. Никсона даже были «заморожены» цены на многие товары, а также был зафиксирован сложившийся уровень заработной платы. В 1974г. администрация Президента Д. Форда отказалась от данного метода воздействия на цены, однако, в 1974-1981 годах вновь были зафиксированы цены на энергоносители (нефть, нефтепродукты и природный газ). В январе 1981г. Президент Р. Рейган отменил государственный контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты. С этого момента и до настоящего времени государство ограничивает государственное финансирование экономики и не использует механизм прямого регулирования цен. Акцент делается на использование рыночных инструментов и методов косвенного регулирования. Среди них используются такие инструменты, как регулирование учетной ставки, сокращение дефицита госбюджета, федеральные закупки, налоговая политика. Методы прямого регулирования цен используются только на монопольных рынках, подпадающих под действие антитрестовского законодательства (тарифы на электроэнергию, коммуникационные услуги). В экономике США государством регулируется от 5 до 10% всех цен.

В государствах Европейского сообщества контроль за ценами на сельскохозяйственную продукцию осуществляется специальными наднациональными органами. Рекомендации о размерах минимальных и максимальных цен разрабатываются комиссией ЕС, а решения принимаются Советом Министров ЕС. При этом контролем по разным странам ЕС охвачено от 88% до 97% цен данного сектора экономики (сельскохозяйственная продукция, крупный рогаты скот, молоко, сахар -рафинад и другая продукция).

Контроль за ценообразованием на уголь, сталь и прокат проводится в рамках «Европейского общества угля и стали». Данный орган осуществляет прямое

регулирование объемов производства и проводит мероприятия, направленные на поддержание цен на продукцию черной металлургии на определенном уровне. Это осуществляется путем установления твердых минимальных базисных цен с учетом установленного объема и качества выпускаемой продукции. Установленные цены публикуются в прейскурантах ведущих компаний, в которых отражаются скидки и надбавки к базисной цене. Фактические цены устанавливаются предприятиями на основе прейскурантных цен с возможным изменением не более 5%. Всего в рамках Европейского сообщества на наднациональном уровне устанавливается до 15% цен.

Во Франции на протяжении 1947-1986 годов государственное регулирование цен являлось составной частью политики «дирижизма». Государство широко использовало механизм «контракты стабильности», «контракты против повышения цен», «программные контракты» в условиях которых государственные органы заключали с предприятиями соглашения, по которым они имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая их на другие виды продукции. Использование данного механизма позволяло долгое время поддерживать стабильность общего уровня цен, обеспечивать высокую конкурентоспособность отечественной продукции на внутренних и мировых рынках. В настоящее время государством регулируется примерно 20% цен, а остальные 80% формируются в условиях свободного рыночного ценообразования. При этом регулированием цен занимаются Министерство экономики, финансов и бюджета, а также Департамент по конкуренции, в составе которого созданы отделы ценовой конкуренции. Контролеры данной организации имеют право составлять акты о нарушении правил ценообразования с последующей передачей их в финансовый трибунал.

В Швеции контроль за процессами ценообразования осуществляется Государственным управлением цен и конкуренции, которое входит в состав Министерства гражданской администрации. В стране принят закон о регулировании цен и закон об обязательности предоставления сведений о ценах и об условиях конкуренции. В соответствии с законодательством государство имеет право осуществлять прямое воздействие на цены в случае войны или опасности ее возникновения, а также при угрозе существенного роста цен. Государство имеет возможность устанавливать максимальный уровень цен для отдельных товаров, вводить порядок, при котором повышение цен допускается только после подачи предварительного уведомления об этом и обоснования размера повышения цен. Воздействие на ценообразование в этой стране также осуществляется методом установления государственной монополии (винно-водочные изделия, почта, аптечная торговля), осуществления государственных мероприятий и других механизмов.

В Норвегии внутренние цены формируются на основе мировых цен. При этом государство устанавливает максимальные и минимальные уровни цен, регулирует порядок исчисления цен, скидок и надбавок, предельные уровни прибыльности (мясо, молоко, маргарин, цемент, лекарства, строительные материалы, удобрения). Регулирование и контроль цен в этой стране осуществляется Национальным советом по ценам и Государственной инспекцией по ценам, комитеты по ценам местных органов.

В Японии в целях воздействия на процессы ценообразования с 1973 г. действует бюро цен Управления экономического планирования. Данный государственный орган осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства, исследование динамики спроса и предложения. Парламентом страны утверждаются цены на рис и пшеницу, Министерством земледелия, лесоводства и рыболовства регулируются цены на мясо и молочные продукты, Министерством транспорта - тарифы на железнодорожные перевозки, Агентством природных ресурсов и энергии - тарифы на воду, теплоснабжение, электроэнергию и газ. Кроме того,

государством регулируются цены на образовательные услуги и медицинское обслуживание. В целом в стране регулируется около 20% всех потребительских цен. Законодательной основой для государственного регулирования ценообразования в Японии является антимонопольный закон, закон о регулировании рынка продовольственных товаров, закон о стабилизации цен на продукцию животноводства. В соответствии с законодательством в стране запрещено устанавливать монопольно высокие и монопольно низкие цены, которые могут негативно влиять на рынки соответствующих товаров.

Мировой опыт ценового регулирования свидетельствует также о том, что непосредственное воздействие на экономику оказывает не только государство, но и частные компании и корпорации. Регулирование цен и экономики в целом осуществляется, как на макроуровне (субъект - государство), так и на микроуровне (субъект - частные фирмы). В зависимости от правил, устанавливаемых государством, во многом зависит экономическая стратегия производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц. Государства в процессе регулирование использует различные правовые формы воздействия, включая: госбюджет, систему государственного кредитования, а также потенциал государственного сектора экономики. Используя соответствующие административные и экономические инструменты, правительства многих стран воздействуют на производственно-хозяйственную деятельность предприятий, нацеливая их на эффективное использование ресурсов, решение социальных проблем, защиту экологии.

Таким образом, мировой опыт ценового регулирования убедительно показывает, что государство никогда полностью не устраняется от контроля за ценами на внутреннем рынке, но решает эту проблему как рыночными, так и административными методами. Государство активно воздействует на процессы ценообразования, а в необходимых случаях регулирует или фиксирует уровень цен на отдельные товары. Виды этих товаров и механизмы регулирования в каждой стране имеют свои особенности. Государственное регулирование ценообразования является усилием государства при помощи использования правовых, административных, бюджетно-налоговых и других мер воздействовать на систему цен таким образом, чтобы «сгладить» последствия внешних «шоков» (в том числе - ценовых), поддержать отечественных товаропроизводителей и население. В зависимости от конкретной ситуации в экономике механизм регулирования ценообразования может иметь антиинфляционный или антикризисный характер. В развитых странах конкурентная среда, основанная на устойчивом товарном предложении, поддерживает относительную стабильность цен, делает невозможным для отдельного товаропроизводителя или посредника произвольное существенное повышение цен. В этих странах практически нет свободного ценообразования, но есть конкурентное ценообразование, дополненное эффективным государственным регулированием цен на продукцию естественных монополий и предприятий-монополистов, а также на некоторые базовые и социально важные товары (услуги). Сложившийся опыт развитых стран целесообразно учитывать при разработке мер, направленных на развитие методов ценового регулирования в Республике Узбекистан, что будет способствовать повышению устойчивости развития экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Литература:

1. Выступление Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на церемонии открытия 43-го Ежегодного заседания Совета управляющих Азиатского банка развития. - Правда Востока, 2010 г., 4 мая.

2. Чесбро Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий. Пер. с англ. В.Н. Егорова. - Москва: Поколение, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.