жениях ИИ, особенно в развивающихся странах, и представив концептуальную основу для выбора наиболее выгодных методов и технологий ИИ, это исследование вносит новый вклад в интеграцию ИИ в промышленные условия. Комплексное исследование, составленное в этой статье, подчеркивает важность соединения теоретических основ с практическими приложениями, тем самым способствуя инновациям и эффективности в современных отраслях. Благодаря исследованию роли ИИ в оптимизации процессов, повышении производительности и усилении мер безопасности эта статья предоставила ценные рекомендации для будущих направлений исследований и отраслевых практик. Рассматривая такие проблемы, как конфиденциальность данных и соответствие нормативным требованиям, исследование подчеркивает необходимость совместных усилий заинтересованных сторон для обеспечения ответственной и эффективной интеграции ИИ в глобальные отрасли. Статья служит дорожной картой для использования всего потенциала ИИ для стимулирования экономического роста, содействия устойчивости и повышения общественного благосостояния в четвертой промышленной революции и далее. Это поможет исследователям найти альтернативные решения для сбора достаточных знаний и информации, а также полномочий для принятия решений для будущих инвестиций и разработки общей картины, связанной с приложениями на основе ИИ для устойчивого развития отраслей.
Источники:
1. В. С. Надеждин, И. В. Демьянушко, Н. Е. Суркова, Б. Т. Тавшавдзе и Л. Ф. Самигуллин, «Цифровизация транспортной отрасли с использованием информационных технологий», 2022 Интеллектуальные технологии и электронные устройства в транспортном и дорожно-транспортном комплексе (ТИРВЛ), Москва, Российская Федерация, 2022, с. 1-5, DOI: 10.1109/TIRVED56496.2022.9965489.
2. Давыденко Сергей Владимирович. Влияние искусственного интеллекта на занятость населения // Вестник Прикамского социального института. 2024. №1 (97). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vliyanie-iskusstvennogo-intellekta-na-zanyatost-naseleniya (дата обращения: 15.10.2024).
3. Abdelmaged M. A. M. Implementation of virtual reality in healthcare, entertainment, tourism, education, and retail sectors. - 2021.
4. Attaran M. et al. Blockchain for gaming //Applications of Blockchain Technology in Business: Challenges and Opportunities. - 2019. - С. 85-88.
5. Ben Ayed R., Hanana M. Artificial intelligence to improve the food and agriculture sector //Journal of Food Quality. - 2021. - Т. 2021. -№. 1. - С. 5584754.
6. Chan H. C. S. et al. Advancing drug discovery via artificial intelligence //Trends in pharmacological sciences. - 2019. - Т. 40. - №. 8. - С. 592-604.
7. Duganova E. et al. Problems of introduction of digital technologies in the transport industry //Transportation Research Procedia. - 2022. -Т. 63. - С. 1024-1033.
8. I. Ahmed, G. Jeon and F. Piccialli, «From Artificial Intelligence to Explainable Artificial Intelligence in Industry 4.0: A Survey on What, How, and Where», in IEEE Transactions on Industrial Informatics, vol. 18, no. 8, pp. 5031-5042, Aug. 2022, DOI: 10.1109/TII.2022.3146552.
9. Modgil, S., Singh, R.K. and Hannibal, C. (2022), "Artificial intelligence for supply chain resilience: learning from Covid-19", The International Journal of Logistics Management, Vol. 33 No. 4, pp. 1246-1268. https://doi.org/10.1108/IJLM-02-2021-0094.
10. Pallathadka H. et al. Applications of artificial intelligence in business management, e-commerce and finance //Materials Today: Proceedings. - 2023. - Т. 80. - С. 2610-2613.
11. Paul, Prantosh and Bhimali, A. and Aithal, P. S. and Kalishankar, Tiwary and Saavedra Marroquin, Melkyn, Artificial Intelligence & Cloud Computing in Environmental Systems - Towards Healthy & Sustainable Development (June 05, 2020). International Journal of Inclusive Development, 6(1), 01-08, (2020)., Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3709187.
12. Pereira F. et al. A review in the use of artificial intelligence in textile industry //Innovations in Mechatronics Engineering. - Springer International Publishing, 2022. - С. 377-392.
13. Samala N. et al. Impact of AI and robotics in the tourism sector: a critical insight //Journal of tourism futures. - 2020. - Т. 8. - №. 1. - С. 73-87.
15. Venkatasubramanian V. The promise of artificial intelligence in chemical engineering: Is it here, finally? //AIChE Journal. - 2019. - Т. 65. - №. 1.
16. Zhou Q., Zhang H., Wang S. Artificial intelligence, big data, and blockchain in food safety //International Journal of Food Engineering. -2022. - Т. 18. - №. 1. - С. 1-14.
EDN: AFGSEZ
И.Н. Рачковская - доцент Кыргызско-Европейского факультета, Кыргызский Национальный университет, Бишкек, Кыргызстан, [email protected],
I.N. Rachkovskaya - Associate Professor, Kyrgyz-European Faculty, Kyrgyz National University, Bishkek, Kyrgyzstan;
Е.В. Гордюшина - старший преподаватель кафедры математических методов и исследование операций в экономике им И. В. Лукашовой, Кыргызско-Российский славянский университет, Бишкек, Кыргызстан, [email protected],
E.V. Gordiushina - Senior Lecturer, Department of Mathematical Methods and Operations Research in Economics named after I. V. Lukashova, Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyzstan.
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА СОТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ PRICING POLICY OF CELLULAR OPERATORS OF THE KYRGYZ REPUBLIC IN MODERN CONDITIONS
Аннотация. Статья посвящена анализу рынка сотовой связи Кыргызской Республики, который за последние 30 лет трансформировался из монополии в олигополию с тремя доминирующими операторами. В статье рассматривается влияние олигополизации на развитие сектора, доступность услуг связи и необходимость государственного регулирования ценообразования. Анализируется динамика выручки операторов, уровень проникновения сотовой связи, а также изменение структуры потребления услуг в сторону роста спроса на мобильный интернет. Описывается стратегии ценообразования операторов, в частности, переход к пакетным предложениям и рост средних тарифов, сравнивая стоимость мобильного интернета в Кыргызстане с соседними странами. Результаты исследования могут быть полезны для разработки государственной политики в сфере связи, а также для самих операторов при формировании стратегий развития.
Abstract. The article is devoted to the analysis of the cellular communications market of the Kyrgyz Republic, which over the past 30 years has been transformed from a monopoly into an oligopoly with three dominant operators. The article examines the impact of oligopolization on the development of the sector, the availability of communication services and the need for government regulation of pricing. The dynamics of operator revenue, the level of cellular penetration, as well as changes in the structure of service consumption towards increased demand for mobile Internet are analyzed. The pricing strategies of operators are described, in particular, the transition to package offers and the growth of average tariffs, comparing the cost of mobile Internet in Kyrgyzstan with neighboring countries. The results of the study may be useful for the development of government policy in the field of communications, as well as for the operators themselves when forming development strategies.
Ключевые слова: государственное регулирование, отрасль связи, ценообразование, стратегия, олигополия, конкуренция, сотовые операторы.
Keywords: government regulation, communications industry, pricing, strategy, oligopoly, competition, mobile operators.
В Кыргызской Республике существует достаточно много рынков олигополии, которые являются следствием высококонцентрированной советской плановой экономики. Современное развитие даёт примеры классических олигопольных рынков, сложившихся уже в годы формирования рыночной экономики. Типичным рынком олигополии в Кыргызской Республике является рынок сотовой связи, который за 30 лет прошёл трансформацию от рынка монополии (1994-1998 гг.) до рынка дуополии, превратившись к 2010 году в рынок олигополии, когда под воздействием быстрорастущего спроса рынок расширился до девяти операторов. К настоящему времени на рынке осталось три оператора, которые имели техническое превосходство над конкурентами и могли предоставлять услуги в стандарте GSM, что до настоящего времени является существенным барьером для входа в отрасль новых игроков. Проблема олигополизации рынка сотовой связи заключается в том, что, с одной стороны, эффективность его функционирования оказывает существенное влияние на развитие страны в плане доступности услуг интернета, с другой стороны, требуются значительные инвестиции компаний мобильной связи для их дальнейшего технического развития. Исходя из этого остро стоит вопрос о степени государственного вмешательства в процесс ценообразования на рынке мобильной связи, где смена моделей поведения компаний сильно влияет на возможность и необходимость введения каких-либо методов ценового регулирования.
К 2023 году компании сотовой связи входят в десятку крупных плательщиков налогов, а сектор мобильной связи занимает 86,5 % выручки всех предприятий связи в Кыргызской Республике [1].
За 2009-2023 годы среднегодовой темп прироста выручки сотовых операторов составил 7-8 %, что соответствует в целом приросту выручки всех предприятий Кыргызской Республики [2] и говорит о том, что годы высоких темпов роста выручки сотовых операторов закончились и игрокам рынка необходимо менять стратегические подходы к формированию портфеля услуг и методов ценообразования.
За последние годы происходит изменение в структуре выручки сотовых операторов в сторону значительного увеличения доли доходов от мобильного интернета (рисунок 1). За 2009-2023 годы выручка в сегменте услуг сотовой связи выросла в 1,3 раза, а выручка от предоставления услуг интернета - в 14 раз.
Рисунок 1 - Структура выручки сотовых операторов, %
Уровень проникновения сотовой связи достиг своего максимума в 2014 году - 131 % (рисунок 2), что демонстрировало наличие у каждого третьего жителя республики две SIM-карты, приобретаемых с целью оптимизации расходов на услуги сотовой связи. Происходящее в последующие годы снижение уровня проникновения сотовой связи может говорить о том, что тарифы у всех операторов стали выравниваться и у потребителя отсутствует необходимость искать более дешёвую услугу. Снижение доходов от SMS-услуг и услуг голосовой связи, особенно после появления приложения WhatsApp [3] и увеличение спроса на мобильный интернет заставило операторов мобильной связи перейти к стратегии ассортиментного ценообразования и продажи пакета услуг.
Рисунок 2 - Проникновение сотовой связи и охват населения Кыргызской Республики интернетом, %
Оценка показателя ARPU - среднего платежа за пакет услуг (рисунок 3), предлагаемых сотовыми операторами, может говорить не столько об увеличении готовности потребителя приобретать пакеты услуг по более высоким ценам, сколько об увеличении тарифов на услуги сотовой связи и навязывании их потребителям. Если до 2019 года средние платежи за пакет росли в пределах 2-3 %, то, начиная с 2020 года средний тариф рос на 14% в год. По оценке британских аналитиков Broadband Genie, кыргызстанцы тратят за 10 гигабайтов мобильного интернета $7,61 при средней зарплате в 2023 году - $313, что составляет 2,4 % от месячного дохода. Это хуже, чем в Узбекистане ($4,36 и 1,2 % от зарплаты) и Казахстане ($9,79 и 1,7 %), но лучше, чем в Таджикистане ($13,87 и 8 %) [4].
Рисунок 3 - Средние платежи абонентов за услуги сотовых операторов (ARPU), сом
Для более детального анализа ценовых стратегий операторов сотовой связи необходимо рассмотреть структуру рынка мобильной связи в Кыргызской Республике. На 2024 год на рынке сотовой подвижной электросвязи страны присутствуют 3 оператора, которые осуществляют весь спектр услуг.
1. ЗАО «Альфа Телеком» (ТМ «MEGA») - 100 % государственное предприятие;
2. ООО «НУР Телеком» (ТМ «О!») - частное предприятие;
3. ООО «Sky Mobile» (ТМ «Beeline») - частное предприятие.
Если определить долю каждого оператора на рынке по величине уплаченных налогов [4], то 50 % рынка занимает компания ООО «НУР Телеком», 30 % рынка - ЗАО «Альфа Телеком», 20 % - ООО «Sky Mobile» (индекс Херфиндаля-Хиршмана на 2023 год составляет 3800). За последние годы доля компании ООО «НУР Телеком» существенно увеличилась, а доля компании ООО «Sky Mobile» снизилась, что говорит о смене лидеров рынка и достаточно высоком уровне конкуренции. Но если рассмотреть доли рынка в территориальном разрезе, то можно увидеть локальное доминирование компаний в отдельном регионе, что значительно увеличивает рыночную власть каждого оператора на отдельном сегменте рынка. Конечно, все операторы используют стратегию дифференцированного ценообразования по региональному принципу - один и тот же пакет услуг операторов может продаваться в различных регионах по разной и очень сильно отличающейся цене, показывая признаки высокой конкуренции. Однако, это может говорить о том, что маржа на каждый пакет услуг достаточна высока и у оператора существует возможность изменять тарифы в очень широком диапазоне на небольшом сегменте рынка, используя стратегию перекрёстного субсидирования, сохраняя на большинстве рынков премиальные цены с целью максимизации прибыли.
Присутствие на рынке небольшого количества игроков всегда толкает их к более тесной кооперации и созданию картельных сговоров. Поэтому при наличии трёх операторов в отрасли мобильной связи стратегия кооперативного поведения и в области образования тарифов, и в области определения величины рекламных расходов практически неизбежна. С этой целью контролирующему органу (Службе по регулированию и надзору в отрасли связи при Министерстве цифрового развития Кыргызской Республики) необходимо выявить ценового лидера и его возможное влияние на процесс установления тарифов. А примеров скоординированного поведения в отрасли мобильной связи Кыргызской Республики можно привести много. В таблице 1 показаны самые выгодные и самые высокие тарифы на 2024 год, действующие в отрасли [6-8], анализируя которые можно заметить их большое сходство. Так же имеются наблюдения, что повышение тарифа одной компанией приводит к скорому, в течении 2-3 недель повышению подобных тарифов всех других компаний.
Таблица 1 - Сравнение тарифов мобильных операторов, 2024 год
Компания Торговая марка Цена, сомов Период, дней Объем ГБ Объем минут на другие сети Раздача интернета по Wi-Fi ТВ каналы
Самые выгодные тарифы
ЗАО «Альфа Телеком» MEGA 500 30 Безлимит 100 Без ограничений 50
ООО «НУР Телеком» О! 500 28 Безлимит 100 10 ГБ 200
ООО «Sky Mobile» Beeline 500 30 Безлимит 100 10 ГБ 50
Самые высокие тарифы
ЗАО «Альфа Телеком» MEGA 245 7 Безлимит 60 Без ограничений 180
ООО «НУР Телеком» О! 245 7 Безлимит 60 Нет 40
ООО «Sky Mobile» Beeline 245 7 40 50 10 130
Операторы мобильной связи вкладывают в пакет невостребованные услуги, тем самым навязывая их потребителям путём полной ликвидации существующих тарифов с меньшим набором услуг, тем самым лишая клиентов выбора. У потребителей нет особого смысла менять сотовую компанию, т.к. тарифы практически не отличаются и отмена «мобильного рабства» - переход к конкурирующей сотовой компании со своим номером телефона, инициированный в 2015 году Государственным комитетом связи, на сегодняшний день потерял свой смысл.
Можно сделать следующие выводы о ценовом поведении сотовых операторов:
- Услуги сотовой связи превратились для потребителя в товары первой необходимости, что значительно снизило их ценовою эластичность, повысило рыночную власть компаний мобильной связи и дало им возможность использовать стратегию премиальных цен на формируемый по их усмотрению пакет услуг;
- Однозначно решить какую модель поведения, позволяющую повышать цены используют мобильные компании на рынке очень сложно. Здесь может быть и картельный сговор, и модель «сознательного подражания» - модель принятия решений каждой фирмой самостоятельно следовать за ценовым лидером рынка без
согласования с другими игроками. И этот факт значительно снижает возможность вмешательства государства в политику формирования тарифов. Фирмы выполняют предписание регулирующего органа о необходимости оповещения абонентов через SMS о повышении тарифа и вполне могут обосновать рост тарифа ростом издержек и отсутствием возможности расширить спрос за счёт удержания низких цен;
- На региональных рынках мобильные операторы в целях переманивания клиентов у доминирующих здесь фирм используют стратегию низких цен, демонстрируя модель интенсивной конкуренции;
- Не желая существенно оптимизировать свои расходы, мобильные операторы идут по пути диверсификации стратегического портфеля, переходя на новые для них рынки финансовых услуг и сервисов с использованием инновационных технологий и вступая в конкуренцию с коммерческими банками.
В настоящее время регулирующая роль государства на рынке сотовой связи в Кыргызской Республике больше сводится к обеспечению безопасности её использования путём обязательной регистрации номеров. Эта политика позволяет обеспечить надежность и безопасность предоставляемых услуг связи, а также гарантировать защиту абонентов от мошеннических действий, что представляет первостепенную важность. Но, однако, следует обратить внимание и на ценовую политику операторов связи, вводя предельную ставку повышения тарифов. Необходимо наделить Комитет связи более широкими полномочиями и обязать его собирать и обрабатывать информацию операторов сотовой связи и органов статистики, которая может быть использована для расчёта тарифов. Аргументами в пользу процесса государственного регулирования ценовой политики можно назвать:
- стимулирование эффективности работы каждой сотовой компании;
- повышение удовлетворённости и защищённости потребителей посредством внедрения обоснованного уровня тарифов;
- стимулирование внедрения сотовыми операторами новых технологий и продуктов. Источники:
1. Отчет о деятельности за 2023 год. / [Электронный ресурс] // Служба по регулированию и надзору в отрасли связи при Министерстве цифрового развития Кыргызской Республики: [сайт]. - URL: https://nas.gov.kg (дата обращения: 01.10.2024).
2. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики Предприятия экономики // Финансы предприятий Кыргызской Республики: 2019-2023. - Бишкек: НСК КР, 2024. - С. 29-43.
3. Аналитики: в среднем кыргызстанцы тратят на мобильный интернет $7,61 в месяц / [Электронный ресурс] // ИА «24.kg» - Новости Кыргызстана: [сайт]. - URL: https://24.kg/obschestvo/291695 (дата обращения: 10.10.2024).
4. Рынок связи: Кто из мобильных операторов и интернет-провайдеров лидирует по налогам, страховым взносам, выручке и прибыли // Tazabek. URL: https://www.tazabek.kg/news:2064959 (дата обращения: 12.07.2024).
5. Гордюшина Е. В. Становление рынка сотовой связи в Кыргызской Республике и перспективы его развития / Е. В. Гордюшина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2024. - № 5-1(111). - С. 100-105. - DOI 10.24412/2411-0450-2024-5-1-100-105. - EDN NCUHTH.
6. Тарифы // «O!» ™, ООО «НУР Телеком». URL: https://o.kg/ru/chastnym-klientam/tarify (дата обращения: 15.09.2024).
7. Тарифы // ООО «Скай Мобайл» Beeline. URL: https://beeline.kg/ru/products/tariffs (дата обращения: 15.09.2024).
8. Тарифы // ЗАО «Альфа Телеком», MEGA™. URL: https://mega24.kg/ru/rates (дата обращения: 15.09.2024).
EDN: BIWQPP
Н.В. Рубцова - д.э.н., профессор кафедры «Журналистики и маркетинговых технологий», Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия, [email protected],
N.V. Rubtsova - Doctor in Economics, Professor, Department of journalism and marketing technology, Baikal State University, Irkutsk, Russia.
МЕДИАСЕГМЕНТ ЦИФРОВОГО РЫНКА РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ MEDIA SEGMENT OF THE RUSSIAN DIGITAL MARKET: TRENDS AND DEVELOPMENT PROSPECTS
Аннотация. В статье рассматривается текущее состояние и динамика развития медиасегмента на отечественном цифровом рынке. Ключевые тренды, влияющие на трансформацию медиасегмента, анализируются в фокусе двух его основных направлений - «цифровой контент» и «маркетинг и реклама». Представлены количественные и качественные показатели, характеризующие текущее состояние и развитие данных направлений, а также формирующих их видов деятельности. Особое внимание уделяется вызовам, с которыми сталкивается медиасегмент отечественного цифрового рынка, включая вопросы государственного регулирования, развитие теневой экономики, высокую медиаинфляцию. Автор исследования определяет будущие векторы развития медиасегмента, направленные на адаптацию к быстро меняющимся условиям внешней среды и возникающим вызовам. Статья призвана помочь специалистам в области медиа и маркетинга лучше понять современные тенденции и стратегии успешного функционирования медиарынка в цифровой эпохе.
Abstract. The article examines the current state and dynamics of the media segment development in the domestic digital market. Key trends influencing the transformation of the media segment are analyzed in the focus of two main areas - "digital content" and "marketing and advertising". Quantitative and qualitative indicators are presented that characterize the current state and development of these areas, as well as the types of activities that form them. Particular attention is paid to the challenges faced by the media segment of the domestic digital market, including issues of government regulation, the development of the shadow economy, and high media inflation. The author of the study determines future vectors of media segment development aimed at adapting to rapidly changing environmental conditions and emerging challenges. The article is intended to help media and marketing specialists better understand modern trends and strategies for the successful functioning of the media market in the digital era.
Ключевые слова: медиа, рынок, реклама, медиаинфляция, цифровизация, Интернет-реклама, дижитал.
Keywords: media, market, advertising, media inflation, digitalization, Internet advertising, digital.
В 2023 г. объем цифрового рынка российского Интернета (Рунета) составил беспрецедентные 17,1 трлн руб., что на 40 % выше аналогичного показателя предыдущего года. Положительная динамика развития отечественного цифрового рынка наблюдается с начала первого десятилетия XXI в., однако значительные темпы роста для него характерны начиная с 2020 г. (период пандемии COVID-19), а также для постпандемийного периода. Так в 2020 г. тем роста отечественного цифрового рынка составил 41 % по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года, в 2021 г. - 42 %, в 2022 г. - 29 % [1].