14. Бодалев А.А. Об особенностях формирования межличностных отношений в детской среде. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации. Москва, 1992: 73 - 82.
15. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. Москва: Педагогическое общество России, 2000.
16. Соколова Т. Формирование у школьников ценностного отношения к себе и окружающим людям. Воспитание школьников. 1994; 4: 15 - 18.
17. Капустина Е. Формирование ценностных отношений у детей-сирот: Педагогическое обеспечение развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома. Saarbrucken, 2011.
18. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. Москва: Педагогическое общество России, 2000.
19. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и педагогических колледжей. Под общей редакцией П.И. Пидкасистого. Москва: Педагогическое общество России, 1998.
References
1. Makeeva I.A. Sistemnyj analiz grazhdanstvennosti v kontekste grazhdanskogo vospitaniya. Pedagogika ipsihologiya, nauka iobrazovanie: teoretiko-metodologicheskiepodhody iprakticheskierezul'taty issledovanij. I.B. Avakyan, I.A. Buchilova, 'E.V. Voronina i dr.; Pod redakciej V.A. Kurinoj, O. Podkopaeva. Samara, 2017: 149 - 166.
2. Makeeva I.A. Teoretiko-metodicheskie aspekty grazhdanskogo vospitaniya detej-sirot: monografiya. Vologda: Vologodskij gosudarstvennyj universitet, 2017.
3. Lisina M.I. Vliyanie otnoshenij s blizkimi vzroslymi na razvitie rebenka rannego vozrasta. Voprosypsihologii. 1961; 3: 117 - 124.
4. Minkova 'E.A. Osobennosti lichnosti rebenka, vospityvayuschegosya vne sem'i. Ocherkiorazvitiidetej, ostavshihsya bezroditel'skogo popecheniya. Moskva: TOO Sims, 1995: 9 - 10.
5. Shahmanova A.Sh. Vospitanie detej-sirot doshkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Akademiya, 2005.
6. Makeeva I.A. Grazhdanskaya kul'tura, grazhdanskaya poziciya i grazhdanskaya vospitannost' v soderzhatel'no-logicheskoj strukture grazhdanstvennosti. Problemyformirovaniya edinogo nauchnogo prostranstva: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: MCII OMEGA SAJNS, 2016: 199 - 204.
7. Fromm 'E. Begstvo ot svobody. Minsk: OOO «Popurri», 1998.
8. Frejd Z. Izbrannoe. Moskva: Prosveschenie, 1990.
9. Moseeva E.Yu. Pedagogicheskoe obespechenie razvitiya cennostnogo otnosheniya k sebe i okruzhayuschim lyudyam u vospitannikov detskogo doma podrostkovogo vozrasta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2009.
10. Fromm 'E. Dusha cheloveka. Moskva: AST-LTD, 1998.
11. Berdyaev N.A. O naznachenii cheloveka. Moskva: TERRA, 1998.
12. Solov'ev V.S. Nravstvennyj smysl zhizni v ego predvaritel'nom ponyatii. Tainstvennee, chem mir. Seriya «Pedagogika ipsihologiya». 1991; 12: 17 - 21.
13. Stolin V.V. Issledovanie 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya k sebe s pomosch'yu metodiki upravlyaemoj proekcii. Psihologicheskij zhurnal. 1981; T. 2; № 3: 104 - 117.
14. Bodalev A.A. Ob osobennostyah formirovaniya mezhlichnostnyh otnoshenij v detskoj srede. Vospitatel'naya sistema massovoj shkoly: problemy gumanizacii. Moskva, 1992: 73 - 82.
15. Schurkova N.E. Novoe vospitanie. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2000.
16. Sokolova T. Formirovanie u shkol'nikov cennostnogo otnosheniya k sebe i okruzhayuschim lyudyam. Vospitanie shkol'nikov. 1994; 4: 15 - 18.
17. Kapustina E. Formirovanie cennostnyh otnoshenij u detej-sirot: Pedagogicheskoe obespechenie razvitiya cennostnogo otnosheniya k sebe i okruzhayuschim lyudyam u vospitannikov detskogo doma. Saarbrucken, 2011.
18. Karakovskij V.A., Novikova L.I., Selivanova N.L. Vospitanie? Vospitanie... Vospitanie!: Teoriya ipraktika shkol'nyh vospitatel'nyh sistem. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2000.
19. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov ped. vuzov i pedagogicheskih kolledzhej. Pod obschej redakciej P.I. Pidkasistogo. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 1998.
Статья поступила в редакцию 11.07.19
УДК 378
Kolomiets O.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, The First Moscow State Medical University n.a. I.M. Sechenov (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
VALUE BASIS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF A MEDICAL NURSE. The article reveals importance of value-oriented personal qualities of a nurse. The value nature of medical activity is justified. Emphasis is placed on subject values, which are the means and result of the moral and moral development of the nurse's human personality. The value ideals that determine the objective ethical basis of the nursing profession are considered. The work characterizes the system of professionally determined value orientations of the personality of a nurse. The author concludes that the value basis of professional activity of a nurse is a systemic integrity of two subsystems: objectively existing value ethical ideals and value orientations of a medical worker.
Key words: value, value relations, debt, subject and subject values, value ideal.
О.М. Коломиец, д-р пед. наук, доц., Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова
(Сеченовский университет), г. Москва, E-mail: [email protected]
ЦЕНОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
В статье раскрывается значимость ценностно-ориентированных личностных качеств медицинской сестры. Обосновывается ценностный характер медицинской деятельности. Делается акцент на субъектные ценности, являющиеся средством и результатом морально-нравственного развития человеческой личности медицинской сестры. Рассматриваются ценностные идеалы, которые определяют объективную этическую основу профессии медицинской сестры. Характеризуется система профессионально обусловленных ценностных ориентаций личности медицинской сестры. Автор делает вывод о том, что ценностная основа профессиональной деятельности медицинской сестры, представляет собой системную целостность двух подсистем: объективно существующих ценностных этических идеалов и ценностных ориентаций личности медицинского работника.
Ключевые слова: ценность, ценностные отношения, долг, предметные и субъектные ценности, ценностный идеал.
Введение
Современная российская социальная реальность предъявляет особые требования к профессиональной подготовке будущих медицинских сестер. Профессионализм отечественного медицинского работника среднего звена в профессии в настоящее время определяется не только специальными знаниями, умениями и навыками, но и ценностно-ориентированными личностными качествами, которые обусловливают способность медицинской сестры к конструктивным профессиональным контактам со своими пациентами на основе сочувствия, сопереживания и взаимопонимания. Сестринское дело обладает выраженными ценностными основаниями. Эту профессию трактуют как специфический труд, ориентированный на медицинское определение проблем со здоровьем у больных, с обязательной медико-профессиональной помощью им в последующий период лечения. Таким
образом, помощь больным людям априори основана на ценностном отношении к ним со стороны медицинского работника [1 - 12].
Основное содержание статьи
Обратимся в связи с этим к рассмотрению базовой категории ценности. Обозначенная категория имеет фундаментальный и междисциплинарной характер, так как используется в научном тезаурусе целым рядом дисциплин: философией, аксиологией, социологией, педагогикой и психологией. Поэтому без всестороннего осмысления ценности в её феноменологическом и понятийном значении нельзя определить ценностные основания профессии медицинской сестры. На сегодняшний день в современных гуманитарных дисциплинах явление ценности изучено в достаточной степени глубоко и обстоятельно. Обращение к исследованиям авторов прошлого и настоящего, позволяет констатировать сле-
дующий аксиоматичный факт: феномен ценности существует только в неразрывной связи с человеком и социокультурным миром. В свое время связь ценности с человеческим миром и сознанием человека подчеркивал И. Кант: «если бы мир состоял из одних только безжизненных или отчасти живых, но лишенных разума существ, то существование такого мира не имело бы никакой ценности, так как в нем не было бы существа, которое имело бы хотя бы малейшее понятие об этой ценности» [4, с. 269].
Обращение к работам отечественных исследователей позволяет констатировать, что ценность (значимость) социокультурных и природных феноменов появляется в процессе их, оценивая людьми в качестве источников (средств) удовлетворения своих разноплановых потребностей. Исходя из этого, явление ценности характеризуется потребностной сущностью. В этом плане: «значение ценностей проявляется в их способности удовлетворять человеческие потребности, актуализированные в социокультурной форме» [11].
Ценностное отношение к социокультурному и природному миру детерминирует рождение многообразных и многоплановых человеческих смыслов. Смысл понимается в качестве сложного и неделимого образования, состоящего из направленного человеческого сознания, мысли, человеческого участия и приобщения к социокультурному и природному миру, окрашенного особой эмоциональной палитрой. Личностные смыслы выступают в качестве базовых регуляторов человеческого поведения. В этом плане «активно-управляющее значение человеческого самосознания основано не только на понимании человеком собственных личностных смыслов, но и на индивидуальном решении об их принятии или непринятии, в процессе которого происходит развитие собственного «Я» его личности. Таким образом, личностными ценностями становятся те смысловые образования, по отношению к которым происходит ценностное самоопределение человека [3].
Как уже было отмечено, явление ценности неотделимо от феномена отношения. В этом аспекте ценностное отношение представляет собой стабильную избирательную связь человека с явлением объективного мира, когда это явление, в культурном значении, обретает для личности смысловую окраску, тем самым оценивается и ценится человеком в качестве значимого [5]. Явление ценности отражает в себе свойства явлений, абстрактные идеи, имеющие значение должного. Должное трактуется в качестве социально направленного нравственного компонента человеческой личности, который обусловливает способность человека воспринимать социально значимое одновременно и как личностно значимое. Долженствование является нравственным понятием, которое означает обязанность человека жить, ориентируясь на принцип добродетели. Долженствование связано с явлением совести, которое представляет собой способность человека к рефлексии и последующему переживанию факта невыполнения своего долга [3].
Рассмотрим проблему классификации ценностей. Необходимо отметить следующих факт: в настоящее время в науке не существует единой, универсальной классификации ценностей. Так, И.М. Орешников отмечает, что в научной литературе в настоящее время не выработано единой четкой всеохватывающей типологии всего ценностного мира. В наиболее частой степени исследователи актуализируют группы материальных, социально-политических и духовных ценностей [8].
Современные авторы также выделяют предметные и субъектные ценности. Так ученые пишут, что ценности могут характеризоваться как предметностью, так и субъектностью. В качестве предметных выступают природные и социокультурные феномены, потенциальные и актуализированные цели и результаты деятельности человека, которые можно оценить, в рамках противоположного смыслового значения категорий добра - зла, красивого -безобразного, справедливого - несправедливого, истины - лжи и т. д [3; 5]. В свою очередь субъектные ценности исследователи трактуют в виде определенных критериев, образцов, общественных стандартов, выступающих основаниями оценочной деятельности человека. Эти критерии, образцы и стандарты интегрированы в массовое общественное сознание в культурной форме и функционируют в виде абсолютных абстрактных идей, идеалов, принципов, деятельностных целей, играя при этом роль предельных нравственных ориентиров поведения и деятельности людей. Важно, что именно субъектные ценности являются средством и результатом морально-нравственного развития человеческой личности. Конструктивное значение личностных (субъектных) ценностей проявляется в морально обусловленных
поступках человека, в которых его личность реализует себя на уровне целостного индивидуального «Я» [3; 5].
А.А. Гусейнов и РГ Апресян представляют следующую авторскую классификацию ценностей:
• по содержанию. По этому основанию могут быть выделены следующие ценности: удовольствие, полезность, общественное признание, безопасность, добро, красота и др.;
• по положительному и отрицательному основанию ценности разделяются по знаку: добро-зло, радость-горе, правда-ложь и т. д.;
• ценности практические и духовные;
• ценности высшего порядка и ценности низменные.
Одно из наиболее значимых свойств ценностей, по мнению А.А. Гусейнова и Р. Г Апресяна, проявляется в их положительности (конструктивности) и отрицательности (деструктивности). Эти свойства ценностей обусловлены их соответствием или несоответствием индивидуальным и (или) групповым общественным интересам и потребностям [3]. Особый класс ценностей представлен ценностными идеалами. В особом этическом значении под идеалом понимают определенный абсолютный социокультурный не меняющийся под влиянием обстоятельств и индивидуальных предпочтений стандарт должного. Идеал правомерно представить в качестве абсолютной вершины отсчета в оценивании социокультурной реальности, в соответствии с которой структурируется и функционирует вся система общественных отношений на всех уровнях социума. Функционирование системы ценностных идеалов является базовым условием социальной деятельности людей, их поведения, культурной самореализации [11].
Понятие идеала следует рассматривать в целостном смысловом поле этических категорий добра и зла, так как абсолютное благо, абсолютный нравственный идеал отражает в себе этические характеристики понятий совершенства и добра. Как полагают А.А. Гусейнов и РГ Апресян, добро в самом общем понимании следует трактовать в качестве этической категории, которая обозначает позитивное значение социокультурных феноменов в их соотношении с абсолютной ценностью - с идеалом [3]. Добро, в фундаментальном понимании является благом и характеризуется в двух значениях: как представление, отражающее конструктивное значение социокультурного явления в его соотношении к определенному ценностному стандарту; 2) сам этот ценностный стандарт. В морали и этике добро понимается в качестве специфической ценности, характеристике человеческих поступков, осуществленных свободно и ответственно, в соответствии с абсолютными ценностными идеалами. Конструктивное положительное нормативно-ценностное значение добра проявляется в преодолении социальной обособленности, соответственной разобщенности и отчуждения между людьми» [9]. Добро конкретизируется в таких понятиях, как «добродеяние», «благодеяние», «добродетель», «справедливость» и др. [8].
Зло является прямой противоположностью добра. Это фундаментальное этическое понятие, характеризующее деструктивные человеческие состояния: (болезни, смерть, бесправие, нищету и т.д.) и силы, которые являются причиной этих состояний.
Таким образом, нормативно-ценностное значение категорий добра и зла обусловлено смысловым содержанием понятия идеала. Если нравственный идеал характеризует всеобщее универсальное духовное единство людей и в этом проявляется абсолютное добро, то под злом следует понимать все, что мешает такому единству, что препятствует людям творить добро, стремясь при этом к своему совершенству».
Рассмотрим проблему относительности и абсолютности ценностей. О.С. Васильева и Ф.Р Филатов понимают относительность и абсолютность ценностей таким образом: не имеет смысла сомневаться, что понятие ценности актуализирует личностное или социально-групповое значение определенного явления. При этом критерии оценки тех или иных граней общественной действительности имеют историческую сущность и детерминированы культурной спецификой конкретной социальной группы. В этом контексте ценности являются относительными. Между тем в гуманитарных науках осуществляются попытки обосновать абсолютные, всеобщие ценности, обладающие «вечной» объективной значимостью (любовь, доброта, красота, уважение, правда, справедливость и т. д.)» [2].
В целом, современные исследователи решают проблему относительности и абсолютности ценностей в рамках методологического значения этического принципа общезначимости, который постулирует следующее: общезначимо то,
Таблица 1
1. Ценностная триада: «Красота - Добро - Истина». При этом: красота - эстетическая ценность, характеризующее совершенство, гармонию, пропорциональность различных свойств и явлений действительности, которые способны вызвать у человека чувственные состояния любви и свободы; добро - нравственная ценность; истина - ценность познавательная, сравнимая с правдой.
2. Гуманистические ценности: жизнь, здоровье, свобода, любовь, образование, труд, мир, творчество и т. д.; гуманность как совокупность свойств личности, обусловливающее гуманное отношение человека к человеку.
3. Ценностные принципы общественных и межличностных отношений: культурное равноправие в рамках единой гуманистической системы ценностей, при сохранении разнообразия культурных и этнических особенностей; равнозначность культурных традиций и творчества, их диалектическая взаимосвязь; равенство людей, принцип диалога в общественных и межличностных отношениях.
Этические основы профессии медицинской сестры
что воспринимается всеми взаимодействующими индивидуальными или групповыми субъектами, способствует должной устойчивости отношений между ними и соответствующему образу жизни, их взаимоприемлемому развитию», и, в этом плане, общезначимое представляет собой не что-то в высшей степени объективное, независимое от конкретных людей и общественных групп, а принцип, как фундамент общественных взаимодействий, требующий обеспечения в таких взаимодействиях человеческого понимания и согласия [10].
Рассмотрим теперь систему ценностных идеалов, которые определяют объективную этическую основу профессии медицинской сестры (таблица 1).
Субъективные ценностные основы профессии медицинской сестры отражены в соответствующих ценностных ориентациях медицинского работника.
Д.А. Леонтьев и И.Т. Фролов полагают, что ценностные ориентации личности формируются в условиях социокультурных отношений, которые «освещают жизненный смысл объектов и явлений действительности под углом зрения устойчивых интересов развития социального целого, преломленных и осмысленных субъектом в качестве ценностных ориентиров его жизни, формируются как идеалы, модели должного, задающие спектр инвариантных предельных параметров желательных преобразований действительности» [7]. Представим систему профессионально обусловленных ценностных ориентаций личности медицинской сестры (таблица 2).
Таким образом, ценностная основа профессиональной деятельности медицинской сестры, представляет собой системную целостность двух подсистем: объективно существующих ценностных этических идеалов и ценностных ориен-таций личности медицинского работника.
Таблица 2
Ценностные ориентации личности медицинской сестры
1. Ценностно-мотивационное отношение к физическому здоровью пациента. То есть полное осознание значимости обозначенного здоровья. Стремление сострадать и уважать жизнь пациента. Уважение права пациента на облегчение страдания в той степени, в какой это позволяет современный уровень медицины.
2. Ориентация на комплексный всесторонний уход за пациентами; восстановление их здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждению заболеваний людей; ориентация только на ту степень профессиональной компетентности, которой обладает; осознание значимости личной моральной ответственности за поддержание, внедрение и улучшение стандартов сестринского дела.
3. Ориентация на непрерывное совершенствование специальных компетенций (знаний, умений, навыков); на повышение своего профессионального культурного уровня.
Библиографический список
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Москва: ACT Neoclassic, 2018.
2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. Москва, 2001.
3. Гусейнов А.А., Апресян РГ Этика: учебник. Москва, 2000.
4. Кант И. Критика способности суждения. Москва: Искусство, 1994.
5. Клушина Н.П. Развитие субъектности магистрантов в процессе обучения. Педагогика. 2016; 5: 65 - 71.
6. Кравченко Л.В. Медсестра. Новый взгляд на профессию. Медицинская помощь. 2008; 5: 17 - 18.
7. Леонтьев Д.А., Фролов И.Т Мировоззрение. Человек: философско-энциклопедический словарь. Под редакцией И.Т Фролова. Москва: Наука, 2000: 193 - 194.
8. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск,1992.
9. Педагогический энциклопедический словарь. Под редакцией Б.М. Бим-Бад. Москва, 2002.
10. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Москва: Директ-Медиа, 2013.
11. Магомеддибирова З.А., Юсупхаджиева Т.В. Формирование эмоционально-ценностного отношения дошкольников и младших школьников к изобразительной деятельности. Махачкала, 2014.
12. Магомеддибирова З.А., Юсупхаджиева Т.В. Изобразительная деятельность детей 6-7 лет в развитии эмоционально-ценностных отношений. Международный журнал экспериментального образования. 2010; 11: 115 - 118.
References
1. Berdyaev N.A. Smysl tvorchestva. Moskva: ACT Neoclassic, 2018.
2. Vasil'eva O.S., Filatov F.R. Psihologiya zdorov'ya cheloveka: 'etalony, predstavleniya, ustanovki. Moskva, 2001.
3. Gusejnov A.A., Apresyan R.G. 'Etika: uchebnik. Moskva, 2000.
4. Kant I. Kritika sposobnostisuzhdeniya. Moskva: Iskusstvo, 1994.
5. Klushina N.P. Razvitie sub'ektnosti magistrantov v processe obucheniya. Pedagogika. 2016; 5: 65 - 71.
6. Kravchenko L.V. Medsestra. Novyj vzglyad na professiyu. Medicinskaya pomosch'. 2008; 5: 17 - 18.
7. Leont'ev D.A., Frolov I.T. Mirovozzrenie. Chelovek: filosofsko-'enciklopedicheskij slovar'. Pod redakciej I.T. Frolova. Moskva: Nauka, 2000: 193 - 194.
8. Oreshnikov I.M. Chto takoe gumanitarnaya kultura? Saransk,1992.
9. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Pod redakciej B.M. Bim-Bad. Moskva, 2002.
10. Rozov N.S. Cennosti v problemnom mire: filosofskie osnovaniya i social'nye prilozheniya konstruktivnoj aksiologii. Moskva: Direkt-Media, 2013.
11. Magomeddibirova Z.A., Yusuphadzhieva T.V. Formirovanie 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov k izobrazitel'noj deyatel'nosti. Mahachkala, 2014.
12. Magomeddibirova Z.A., Yusuphadzhieva T.V. Izobrazitel'naya deyatel'nosf detej 6-7 let v razvitii 'emocional'no-cennostnyh otnoshenij. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2010; 11: 115 - 118.
Статья поступила в редакцию 16.07.19
УДК 159.9
KuksovA.Yu., serviceman, (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
THE ISSUE OF FORMATION OF MILITARY-PROFESSIONAL RESPONSIBILITY IN CADETS OF TRAINING CENTERS. In Russia there are many problems, the solution of which is difficult due to the lack or deformation of personal responsibility for the final result of the activities of both managers and performers. For this reason, in modern conditions the problem of forming the responsibility of the individual began to pay more attention. Russian national science also solves this issue, which is actively looking for ways to improve the social and professional responsibility of Russian citizens. The importance and professional responsibility of military personnel entrusted with the task of ensuring the security and defense of the state in peacetime and wartime is particularly high. The article considers the meaning of the term "military-professional responsibility" and defines its features on the basis of the approaches of domestic scientists.
Key words: military-professional responsibility, military service, cadets, features, responsibility, approach, training military center, formation.
А.Ю. Куксов, военнослужащий, г. Краснодар, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ
В нашей стране накопилось много проблем, решение которых затруднено по причине отсутствия или деформации персональной ответственности за конечный результат деятельности как руководящих кадров, так и исполнителей. По этой причине в современных условиях проблеме формирования ответственности личности стали уделять все больше внимания. К разрешению этого вопроса подключилась и отечественная наука, которая активно ведёт поиск