19 (274) - 2012
Анализ видов экономической деятельности
УДК 338.516.44
ценообразование в гостиничном бизнесе
в условиях кризиса*
Е. В. ПЕЧЕРИЦА,
кандидат социологических наук, доцент кафедры управления предпринимательской деятельностью E-mail: helene8@yandex. ru Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
В статье предложена методика определения рациональной цены гостиничных услуг. Методика позволяет в условиях высокой неопределенности исходных данных и с учетом пакетных факторов, действующих на рынке гостиничных услуг, принимать рациональные решения о цене услуг.
Ключевые слова: ценообразование, прибыль, размытые множества, ценовой коридор, рентабельность, многомерный размытый классификатор, гостиница, услуга.
Гостиничный бизнес - один из активно развивающихся видов экономической деятельности, не теряющий своей инвестиционной привлекательности даже в периоды экономического кризиса. В России и в странах СНГ рынок гостиничных услуг сформировался сравнительно недавно и в настоящее время характеризуется низким насыщением в ряде сегментов.
* Исследование выполнено в рамках реализации программы стратегического развития Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики на 2012-2016 гг. Проект 5.1.2. Научно-образовательный центр социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма.
Доля туризма в российской экономике составляет 2,5 % от ВВП, или около 1 трлн руб. В этой сфере занято 6 % трудоспособного населения [4].
Прошедший год принес зарубежным курортам около 27 млрд долл., которые потратили российские туристы. При этом туристический спрос на поездки в Россию оказался значительно ниже. Иностранные гости потратили во время своих путешествий по России около 9 млрд долл. Эти показатели также подкрепляются цифрами о количестве туристов, посетивших Россию, и россиян, которые выбрали зарубежные курорты. В 2011 г. примерно 2 млн туристов приехали в Россию, а российских туристов выехало около 12 млн. За туристический сезон столицу Италии, например, посещает почти 9 млн туристов со всего мира, в их числе и россияне.
Отдых на российских курортах для иностранных туристов обходится значительно дороже, чем тратят россияне, отдыхающие за границей. Именно поэтому количество иностранных гостей в России значительно меньше. И это несмотря на высокоразвитый гостиничный бизнес и туризм во многих городах России, а также наличие природных и культурных ресурсов.
Таблица 2
Методы ценообразования в гостиничном бизнесе
Метод Достоинства и недостатки метода
По издержкам Самый распространенный и простой. Основан на подсчете издержек производства, накладных расходов и предполагаемой прибыли. Цена складывается из себестоимости гостиничной услуги и определенных наценок, характеризующих затраты, налоги и нормы прибыли
С ориентацией на реакцию конкурентов На ценообразование гостиничных услуг особое влияние оказывают конкуренты и их возможная реакция на снижение цен на рынке. Цена формируется исходя из информации о конкурентах гостиничного предприятия
Ориентации на спрос Метод основан на определении ожиданий потребителей и установлении приемлемых для данного сегмента рынка цен
Затраты-плюс Метод заключается в добавлении на затраты определенного процента для получения прибыли после покрытия затрат на создание услуги и его представления на рынок. Относительно простой метод, но имеет недостатки, особенно в сфере гостиничного бизнеса из-за высоких постоянных затрат. Он не учитывает спрос, а также цены конкурентов
По рентабельности инвестиций Метод определяет возможность возврата вложенных инвестиций
Обратный Зависит от возможностей клиента (какую цену он готов заплатить). Цена складывается в обратном порядке: сначала определяется размер прибыли, затем производится расчет затрат, чтобы цена, считающаяся приемлемой, могла их покрыть
Ценового неравенства Метод учитывает рыночный спрос, предлагает изменения цен в зависимости от времени, места, вида услуги или объема продаж
Внедрения на рынок При внедрении на рынок этот метод используют владельцы новых, только открывающихся гостиниц, устанавливая цены ниже рыночных, рассчитывая на то, что со временем они смогут повысить цены, имея достаточное количество клиентов
Окончание табл. 3
Стратегия Сущность стратегии
Снятия сливок (высоких цен) Предполагает первоначальную продажу новых гостиничных услуг по высоким ценам. Далее гостиница снижает цены. Используется, когда на рынке отмечается сокращение предложения, и спрос не зависит от повышения цены, т. е. при наличии неэластичного спроса на гостиничные услуги. Например, цена дорогостоящего коттеджа с бассейном, расположенного в экзотической местности, очень высока
Цены сегмента Решение по формированию цены должно учитывать ожидания и запросы потребителей, а также желания и возможность уплатить определенную сумму за гостиничные услуги
Внедрения на рынок Основана на преднамеренно низком уровне цен для привлечения возможно большего числа потребителей. С увеличением продаж и освоением рынка цена возрастает
Преимущественной цены Продолжение стратегии проникновения на рынок. Преимущество по издержкам (цена ниже, чем цена у конкурентов). Преимущество по качеству (цена выше, чем цена у конкурентов)
Престижных цен Гостиница специально устанавливает высокие цены, предназначенные для привлечения потребителей, которые беспокоятся о качестве услуги, ее уникальности или статусе, и не беспокоятся о цене
Падающей цены Продолжение стратегии снятия сливок. Чем ниже спрос, тем ниже цена
Неравенства цен Цены разнятся по месту, например, когда стоимость одинаковых номеров в гостинице различна в зависимости от вида из окна
Таблица 3
Стратегии ценообразования в гостиничном бизнесе
Классификация ценовых стратегий хозяйствующих субъектов гостиничного бизнеса представлена на рис. 1.
Такая классификация ценовых стратегий призвана обеспечить хозяйствующим субъектам в сфере гостиничного бизнеса конкурентные преимущества в долгосрочном периоде и обеспечить максимальное удовлетворение потребительских предпочтений.
Общими условиями формирования цен на гостиничные услуги является обязательный учет всех видов издержек. В условиях кризиса для каждого предприятия особую важность приобретает система правильного учета и управления издержками, необ-
Стратегия Сущность стратегии
Следования за лидером Предполагает соотнесение цен отеля на собственные услуги с ценами лидера на данном рынке
ходимыми для производства услуг. Система управленческого учета, с одной стороны, позволяет осуществлять учет производственных затрат, а с другой стороны, осуществлять анализ этих издержек, их влияние на результат деятельности предприятия и принятие соответствующих управленческих решений. В отличие от системы калькуляции затрат по полной себестоимости система учета затрат ди-рект-костинг (direct-costing) основана на разделении затрат на постоянные и переменные и отдельный их учет. Такой подход позволяет правильно учитывать влияние постоянных затрат на цену услуг. В особой мере это касается случая, когда расширяется или меняется спектр услуг, пересматривается ценовая политика, внедряются меры по совершенствованию качества услуг, имиджа предприятия посредством рекламы и т. п.
Общая схема последовательности реализации системы учета директ-костинг на примере оценки эффективности изменения цены номерного фонда приведена на рис. 2.
В реальной практике сколько-нибудь точно увязать в единой функциональной зависимости стоимостные показатели услуг и объем их реализации, определяемый потребностью клиентов, оказывается невозможным ввиду отсутствия, как правило, какой-либо статистики. В лучшем случае можно отметить, что есть какие-либо опорные точки такой
зависимости, определяемые предыдущим опытом или интуицией эксперта. Это могут быть результаты проведенного мониторинга, анализа спроса или результаты наблюдения ценовой политики конкурентов. В любом варианте это будут неопределенные данные, опирающиеся на нестатистические результаты исследования, что определяется большим числом латентных переменных, влияющих на окончательный выбор клиентов. Таким образом, в отношении этой зависимости, учитывая нестатистическую природу ее неопределенности, можно определить функцию принадлежности объема реализуемых услуг, определенных количественно на числовой оси при заданной стоимости их реализации, т. е. будем считать известной функцию
ц^ *, су),
где ц (■) - функция принадлежности, определенная на числовой оси объема реализуемых услуг при установленной их стоимости; V* - объем реализуемых услуг, V* е и; Су - фиксированная стоимость, Су* е ДСу. Тогда, принимая во внимание известный в теории размытых множеств принцип эквивалентности в отношении арифметических преобразований нечетких величин и реализуя на каждом шаге эквивалентных преобразований ц^*, С*у) анализ ди-рект-костинг общей валовой прибыли СвЕ (Су) для фиксированных значений Су, получим следующее
выражение для оценки функции принадлежности валовой прибыли при стоимости услуг Су : ^[С (C*)max[^V*, C*) ^ V*(C*)]. Здесь Cу е ДСу, т. е. Cу принимает любые значения в установленном диапазоне ценового коридора; V * (C*) - наиболее достоверный объем реализации услуг для C = Cу в установленном диапазоне ценового коридора.
Ценовой коридор ориентировочно может быть определен по результатам позиционирования гостиничного предприятия по параметрам цен ближайших конкурентов. Если точнее, то в их окрестностях, что диктуется стратегией ценовой политики. Причем, следуя логике анализа ценовых приоритетов потребителей гостиничных услуг, в большом числе случаев справедливо следующее выражение:
^[С (C*mj] > (C*max )] ,
где C* min, C* max - нижняя и верхняя границы ценового коридора ДС = С* - С* .
f f ^ y y max y min
Тогда, если определить шаг вариации АСу цены услуг Cу*, т.е. Cу = Cу mm + k АCу, где
k = 1 K; К =
ДСv
АС..
, то можно графически отобра-
зить взаимосвязь валовой прибыли со стоимостью реализации услуги с одновременным отображением динамики изменения функции принадлежности ц[С (С*)] (рис. 3).
Как видно в зависимости СвЕ (Су) для данного предприятия наблюдается максимум, так как для нижней границы стоимости валовая прибыль будет существенно снижена за счет низкой стоимости услуг, а при очень высокой стоимости (например выше наиболее успешных конкурентов в позиционном ряду) она ниже за счет малого объема реализации услуги из-за ее высокой стоимости.
Полученные кривые позволяют в целом судить, каким может быть рациональный выбор цены услуги, исходя из двух условий, а именно: максимальной отдачи производства (валовой прибыли) и степени уверенности в достоверности прогнозных значений объема реализации данной услуги при ее первичной реализации или изменении цены. Реализуемое в совокупном учете этих двух факторов решение будет отражать компромиссное представление спе-
Валовая прибыль
с; (с у*)
^ [с в; (с у) ] ^ Ф\
из множества альтернативных решений. Наилучшим решением считается то, при котором величина критического объема V
^ Ь у
Цена услуги
Ценовой коридор, определенный по результатам позиционирования гостиничного предприятия
Рис. 3. Влияние цены гостиничной услуги на валовую прибыль предприятия с учетом его позиционирования на рынке и нестатистической неопределенности исходных данных
циалиста (или группы специалистов) о возможных направлениях стратегии поведения предприятия на рынке гостиничных услуг в условиях риска.
Реализуемый на этом этапе анализа ценовой коридор - еще один важный фактор принятия управленческих решений в гостиничном бизнесе, а именно - условия безубыточного производства с учетом общих затрат (переменных Zпер и постоянных Zпост). Их обобщенные струк-
кр
является наименьшей при прочих одинаковых показателях.
Точка безубыточности может измеряться как в натуральных показателях, так и в стоимостном виде. В натуральных показателях V - критический объем производства (реализации) продукции (услуг), при котором прибыль равна нулю. В стоимостном порог рентабельности Прент - критический объем выручки от реализации, при котором прибыль равна нулю. Данные показатели можно рассчитать аналитически.
Расчет критического объема реализации услуг осуществляется по следующей схеме:
* * V чо с; -
п = с*-zfi ^с*-z -z
в общ в пер п
-V (с;) zy.пep - zпocт = V (с;) (с; - zy.пep) - zп,
где П - прибыль;
Су - цена единицы продукции (услуги); Z - удельные переменные затраты.
туры представлены на рис. 4 и 5.
Условия безубыточности производства (реализации) услуг в литературе по экономике гостиничного бизнеса определяются как необходимый объем реализации услуг, при котором покрываются все издержки предприятия (постоянные и переменные). Начиная с точки безубыточности, производство (реализация) услуг начинает приносить прибыль. Концепция определения критической точки широко используется при выборе вариантов действий
Постоянная заработная плата сотрудников
Расходы на рекламу
ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ (УСЛОВНО-ПОСТОЯННЫЕ)
Амортизация основных фондов Затраты на лицензирование
Аренда помещения Затраты на сертификацию
Рис. 4. Структура постоянных затрат предприятия гостиничных услуг
Рис. 5. Структура переменных затрат предприятия гостиничных услуг
Поскольку в критической точке прибыль равна нулю, то, приравняв данное выражение к нулю, получим
У'(С') С* - 2 -2 = 0,
У У у.пер пост '
К, (о =
Z,
с - Z
^у у.пер
Порог рентабельности Прент можно рассчитать
где Vкp (Су) - критический объем реализации услуг для данной стоимости услуг Су, при котором прибыль равна нулю. Порог рентабельнос по следующей формуле:
7
П _ пост
рент _ V ' Кв.м
где К; м - коэффициент валовой маржи (маржинального дохода) - доля маржинального дохода
с'м(С )
в общем объеме выручки, К;м —
. . с;(Су)'
См(Су) - маржинальный доход - разность между выручкой и переменными затратами для данной стоимости Су* реализации. Валовая маржа еще называется суммой покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватило на покрытие не только постоянных затрат, но и на
формирование прибыли при заданной цене услуги Су. Критический объем валовой прибыли определяет такое ее значение, при котором обеспечивается перекрытие переменных и постоянных затрат производства. При низкой цене услуг условия рентабельности могут не выполняться за счет малого дохода из-за низкой стоимости услуг, а при высокой - из-за малого объема реализации услуг. При этом значения функции принадлежности определяют степени уверенности соответствия ценовых границ реальным значениям.
Схема методики нечеткой оценки ценового коридора предприятия гостиничных услуг по результатам его позиционирования на рынке приведена на рис. 6.
Следуя логике классических рассуждений относительно исследования поведения предприятия в ценовом коридоре при изменении цены услуги, важной является оценка динамики изменений запаса его финансовой прочности ЗФП (С*).
Данный показатель можно рассчитывать как в абсолютных величинах, так и в процентах. В абсолютных величинах запас финансовой прочности рассчитывается как разность между выручкой и порогом рентабельности:
' Результаты позиционирования гостиницы на
рынке ДСу % Cy max Су т1П,
ГДе Су max,^y min
соответственно максимальные и минимальные ценовые характеристики ближайших конкурентов
Данные мониторинга спроса на гостиничные услуги. Экспертный анализ
КС)
у
Рис. 6. Структурная схема алгоритма нечеткой оценки ценового порога предприятия по результатам его позиционирования на рынке
у
ЗФП (Су) = Св(Су) - ПреНТ(Су).
Этот показатель характеризует ту величину, на которую можно снизить выручку от реализации, но при этом предприятие гостиничного комплекса будет оставаться безубыточным.
При расчете показателя в процентах формула будет выглядеть следующим образом:
Св(Су) - Пр
Св(су)
ЗФП (Су) = _у ... рент 100%. Св у
Здесь Св(Су), Прент - фактический и критический объемы выручки предприятия гостиничного комплекса, показывает процентное отклонение фактической выручки от критической (пороговой) выручки, другими словами, на сколько процентов можно уменьшить выручку от реализации, оставаясь в области безубыточности.
Для операционного управления и прогнозирования деятельности предприятия гостиничного комплекса существует показатель, который называется эффектом операционного рычага. Эффект операционного рычага показывает, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли, т. е. выручка растет медленнее, чем прибыль. Эффект операционного рычага рассчитывается для определенного объема выручки от реализации услуг, т. е. для каждой конкретной точки С*. Изменяется объем выручки от реализации, меняется и сила операционного рычага. Эффект операционного рычага ЭОР рассчитывается в виде отношения маржинального дохода к прибыли
ЭОР =
С (С )
м V у /
!у =
у2(Су )
Iп =
Св 2(Су)
приросту объема реализации ЭОП = ЛП, где ЛП = 1П -1, Л1 = 1у -1. Л
Структурная схема реализации методики выбора рациональной цены гостиничных услуг приведена на рис. 7. Приемлемость рынка для предприятия гостиничных услуг определяется всем спектром востребованности услуг во всем ценовом коридоре. Чем он оказывается шире и чем больше предполагаемый объем реализации услуг, чем более четко он прогнозируем, тем шире свобода выбора развития бизнеса предприятия, тем выше может быть динамика его развития, лучше обеспечена безопасность бизнеса, следовательно, более предпочтителен рынок [1].
Рассмотрим три класса приемлемости для предприятия рынка гостиничных услуг, а именно:
- абсолютно приемлемый рынок, позиционирование предприятия в котором не требует коррекции;
- приемлемый рынок, предполагающий возможность коррекции положения предприятия в нем;
- неприемлемый рынок, состояние которого не обеспечивает стабильности развития бизнеса. Обучающая выборка классификатора оценки
приемлемости рынка включает в себя в качестве параметра числовой ряд значений общего валового дохода при фиксированной цене с оценкой уровня четкости его реализации, т. е.
С (V, С*)
X = <
С* е ДЦ
Св(Су)
Эффект операционного рычага показывает, во сколько раз прирост прибыли больше прироста объема реализации услуг. Сила операционного рычага зависит от величины постоянных затрат Z , и чем
пост
они больше, тем эффект сильнее. При увеличении объема реализации V*С*у эффект операционного рычага можно спрогнозировать через индексы изменения объема реализации и прибыли 1П
Ух(Су У Св1(Су ) Здесь V1 и V2 - базовое и измененное значения объема реализации (выручки); Св1(Су*), Св2(Су) -базовое и измененное значения прибыли.
Тогда эффект операционного рычага можно рассчитать как отношение прироста прибыли к
. »(V, Су) ,
Пример обучающей выборки для шести ценовых градаций приведен в табл. 4.
Такое представление параметра рынка, целостность его образа предполагают применение специализированных программных средств его представления в классификаторе. Для этого воспользуемся принципом многомерного шкалирования и алгоритмом оценки расстояния между нечетко определенными числовыми величинами. На основе их программной реализации разрабатывается интеллектуальная система информационной поддержки принятия решений по классификации, в данном случае степени приемлемости рынка для решения задач бизнеса. Основу такой системы составляет одномерный, размытый классификатор, содержащий базу знаний (обучающую выборку), подсистему расчета шкалы классификации и, собственно, подсистему классификации (в данном
Таблица 4
Обучающая выборка классификатора оценки приемлемости рынка*
Вектор значений общего валового дохода Функция принадлежности
1-й класс (неприемлемый рынок) 2-й класс (приемлемый рынок) 3-й класс (абсолютно приемлемый рынок)
105 0,9 169 0,85 194 0,85 180 0,7 140 0,74 95 0,64 0 0,3 0,7
100 0,75 155 0,83 180 0,95 150 0,8 110 0,7 90 0,6 0,05 0,35 0,6
60 0,65 100 0,75 150 0,85 110 0,8 90 0,75 60 0,6 0,08 0,6 0,32
50 0,6 90 0,5 80 0,85 90 0,8 70 0,6 30 0,5 0,5 0,4 0,1
0 30 0,6 194 0,71 180 0,6 0 0 0,75 0,25 0
0 40 0,7 110 0,6 85 0,6 0 0 0,78 0,22 0,0
* Цветом выделен базовый объект.
случае параметров ценового коридора рынка). Выражение для оценки расстояния между векторами нечетко определенных значений валового дохода предприятия при фиксированной цене услуг будет иметь следующий вид:
R(B, B*) = H Z,
H = 1 - sup {min[|y(V, С ), ^(V, С )]},
i,(V,C )
I |[qSi с ) - с )]|
C.e ДЦ
Z, =-
g [ц,.(V,Cу), ц*(V,Cy)]
N
max
[с™ (Сy) - q; (cr)]
Здесь ДЦ - ценовой коридор, определенный в ходе позиционирования предприятия; gQ - оценочная функция: g = max [ц. (V, Cy), ц* (V, Cy)]; N - число градаций Су в ценовом коридоре.
Результаты оценки расстояний между нечеткими векторами общего валового дохода гостиницы для различных значений цен предлагаемых услуг представлены в табл. 5.
Результаты расчета центров классов оценок приемлемости рынка:
- 1-й класс - 0,4;
- 2-й класс - 0,65;
- 3-й класс - 0,9.
Исходными данными для классификации текущих ситуаций на рынке являются центры классов и параметры базовой ситуации (базового объекта)
В- =^i0;M;0;0!,
0,7 0,6 0,6
В =
0 L имеем ц{0,45;
Например, для ситуации на рынке 30 ; 85 ; 150; 140; 30 ;
0,6; 0,7; 0,7 ; 0,7 ; 0,8; 0,55; 0}.
Таким образом, рынок, определяемый таким вектором доходности, может считаться приемлемым для предприятия со значением четкости равным
Таблица 5
Трансформация обучающей выборки в расстояния относительно базового объекта
Расстояние относительно базового объекта Функция принадлежности
1 2 3
0,93 0,00 0,30 0,70
0,69 0,05 0,35 0,60
0,50 0,08 0,60 0,32
0,35 0,50 0,40 0,10
0,10 0,75 0,25 0,00
0,55. В то же время он может быть принят как неприемлемым, но уровень четкости оценки будет ниже, а именно 0,45. Как видно, классификация оказалась достаточно размытой, что является отражением нечеткости исходных оценок предлагаемых объемов реализации услуг для определенного ценового коридора.
Оценка степени рациональности устанавливаемой цены услуги осуществляется с учетом многих факторов риска, перечисление и способы учета которых рассмотрены в специальной литературе. В совокупном виде они представлены как опыт и интуиция руководства предприятия. Наиболее простым критерием выбора цены является ориентация на получение максимального дохода в условиях сложившейся ценовой конъюнктуры. Представление о возможных вариантах взаимного учета доходности, с одной стороны, а с другой, - степени уверенности ее реализации в условиях рынка с учетом мониторинговых исследований, аналогично, как и в предыдущем случае, может быть отражено в обучающей выборке специального классификатора, входные данные которого представляются единственным
е с ]
параметром X = [-—— >.
' [»(V, Су)
Принцип определения параметров шкалы классификации аналогичен предыдущему, с той лишь небольшой разницей, что оценка расстояния до базового элемента будет осуществляться по формуле
[С* (Су) - С (С*) ]
^ (5,) = * 1>, V, С,), и* V', С)],
Ч' , таХ [СеП (Су ) " С (С*)]'
где £(•) - оценочная функция;
1 = 1, N, N - объем обучающей выборки.
Обучающая выборка (пример) представлена в табл. 6.
Результаты расчета центров классов:
- 1-й класс - 0,4;
- 2-й класс - 0,65;
- 3-й класс - 0,9.
Так, при валовой доходности Св2 = 100 и функции принадлежности »(V, Су) = 0,8 (Су = 430) получим »{0,05; 0,61; 0,34}, что соответствует классу «цена допустимая». Характерно, что снижение степени уверенности в оценках приводит к снижению класса оценки цены, если ».(•) > »*(■), что в общем случае соответствует логике
Таблица 6
Обучающая выборка классификатора выбора цены услуги*
Цена услуги, руб. СвЕ (С,) \у(У,Су) Функция принадлежности
(цена неприемлема) (цена допустимая) (цена рациональная)
351 194 0,81 0 0,05 0,95
390 180 0,75 0 0,1 0,9
310 150 0,8 0 0,2 0,8
430 100 0,5 0 0,6 0,4
270 90 0,3 0,1 0,7 0,2
470 60 0,8 0,05 0,35 0,6
485 30 0,8 1 0 0
Реализация удачно выбранной ценовой стратегии развития приведет предприятие гостиничного бизнеса к укреплению конкурентного преимущества. Современный гостиничный бизнес имеет много рисков, различные виды ресурсов, ограничения по стоимости и территориальному размещению и быстро меняющуюся ситуацию на рынках, ориентированных на потребителей. Поэтому определение ценовой стратегии является одной из важнейших задач современного гостиничного бизнеса.
* Цветом выделен базовый объект.
рассуждений, связанных с принятием решения по ценообразованию. Таким образом, предложенная методика позволяет в условиях высокой неопределенности исходных данных и с учетом пакетных факторов, действующих на рынке гостиничных услуг, принимать рациональные решения о цене гостиничных услуг, отвечающих целям и задачам предприятия. Программная реализация методики определяет облик интеллектуальной системы информационной поддержки предприятия решений о ценах гостиничных услуг, различного спектра назначения и влияющих на рынок факторов. В этом отношении она является открытой и позволяет, используя имеющийся опыт, определять ценовую политику предприятия с учетом региональных и других особенностей функционирования.
Список литературы
1. Багрецов С. А., Львов В. М., Оганян К. М. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб: Лань, 1999.
2. Барометр гостиничных цен: в какой стране самые высокие цены в отелях? // PRO Hotel. Портал про гостиничный бизнес. URL: http://prohotel. ru/news-149094/0/.
3. Боргоякова Т. В. Проблемы и перспективы развития внутреннего и въездного туризма в условиях экономического кризиса // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://www. budgetrf. ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2010/VSF_NEW 201005121135/VSF_NEW201005121135_p_005.htm.
4. MBA в отельном бизнесе // Moscow Business School. URL: http://mba. ru/mba-industry/hospitality.
5. Российские туристы тратят огромные суммы на зарубежных курортах // PRO Hotel. Портал про гостиничный бизнес. URL: http://prohotel. ru/news-157337/0/.